bannerbanner
Дневник Федерико де Монтехо: В страну Золотого короля
Дневник Федерико де Монтехо: В страну Золотого короля

Полная версия

Дневник Федерико де Монтехо: В страну Золотого короля

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Перед тем как покинуть Санта-Фе-де-Богота, Себастиани собрал всех офицеров экспедиции.

– Никто не имеет права грабить деревни, что встретятся на нашем пути. Я иду не за мешком золота, который можно отобрать у индейцев. Я иду завоевать новую страну! Де Саахун позволил своим солдатам грабить и настроил против себя местные племена, которые отлично знают лес. Потому ему пришлось не искать страну золота, а воевать. Он потерял треть своего отряда от стрел и еще треть от болезней. Трудности ждут и нас. Пути через лес опасны, и мы будем нести потери. Но с мелкими племенами мы воевать не станем. Мы задобрим вождей подарками. Я взял их достаточно, чтобы поразить воображение дикарей.

Но после того как офицеры ушли капитан спросил меня:

– Что думаешь о них, Федерико?

– Не уверен, что они станут исполнять все приказы, капитан. На их лицах было недовольство. Особенно среди тех, кого мы наняли в Сан-Хуане и в городе Святого Креста.

Я говорил о Кристобале де Эстрада, предводителе отряда в 120 человек. Это был испанский идальго, который подобно самому Себастиани, много воевал в жизни. Он был отважен, вынослив, пользовался авторитетом у солдат. Но интересовало дона Кристобаля лишь золото!

– Ты говоришь про Эстраду? Но он не возражал мне. Не сказал против и слова.

– Это пока, капитан. А что будет, когда его люди увидят золото?

Себастиани задумался.

– Они могут провалить поход, – продолжил я. – Я много говорил с отцом Мигелем и знаю, как погибла экспедиция Саахуна.

– Люди Эстрады для меня не так важны, Федерико. Даже если они и выйдут из повиновения. Они мне нужны для отвлечения внимания.

– Вот как? – спросил я.

– Я не хочу снова совершать ошибки, которые допустил де Саахун.

– И что вы задумали, капитан?

– Мы разделимся, хотя это и ослабит наши силы. У Писарро было всего 130 солдат! А у меня даже без людей Эстрады их почти четыре сотни!

– Вы отделите солдат Эстрады от наших людей, и они станут отвлекать на себя внимание, капитан?

– Именно, Федерико. Индейцам наверняка уже известно о том, что я выступил в поход. Думаешь, что в Санта-Фе-де-Богота не было соглядатаев? Были!

– И отряд Эстрады примут за основной отряд?

– У них много вьючных лошадей. У них оружие и запас пороха. У них носильщики. Они и есть настоящий боевой отряд! Эстрада и его люди рвутся идти сушей. Они желают грабить встретившиеся в пути селения! Вот и пусть идут.

– Но мы не разместим наши 400 солдат на кораблях.

– Еще 150 человек пойдут отдельным отрядом иным путем. Их поведет субтеньенте дон Диего де Аяла. Ты, Федерико, с твоими друзьями будешь среди людей первого лейтенанта короля дона Кристобаля. Корабли поведет Энрике Моралес. И с ним будет наш драгоценный отец Мигель. Я не могу им рисковать.

– А меня вы оставили здесь, дабы дать мне особое поручение? – спросил я у Себастиани.

– Да, Федерико. Мне нужен свой человек в отряде Эстрады.

– Я готов, капитан.

– Это опасное задание, Федерико.

– Я понимаю, капитан. И готов его выполнить.

– Я буду ждать тебя вот здесь! – капитан показал место на карте. – Мы будем там где-то через месяц.

– А что это за символ на карте?

– Крепость. Предположительно она находится здесь. Это граница государства Золотого короля, если, падре Мигель не ошибся. Именно в этих местах и скрывается проход в государство Золота. Клянусь кровью Христовой.

– Я понял вас, капитан.

– С отрядом Эстрады пойдет наш лучший проводник Филиппе. В случае чего он поможет тебе. Ты постарайся с ним сдружиться.

– А мои друзья?

– Как хочешь, можешь взять их с собой. Они не говорят по-испански, Федерико. Впрочем, решать тебе…

***

Я нашёл Минку и Рога в лагере и сказал им о задании Себастиани, ничего не скрывая.

– Я не хочу заставлять вас рисковать жизнями, друзья. И вы можете остаться на кораблях.

– Ты шутишь? – усмехнулся Рог. – Я запорожский казак. Я всегда был там, где опаснее всего!

– А я? – спросил Минка. – Рази подводил тебя когда, Фёдор?

– Нет, я ведь не о том, друзья.

– Мы идем с тобой.

– Тогда готовим оружие и экипировку, – сказал Федор. – Путь наш пойдет через леса и есть возможность нападения из засады. А местные дикари мажут стрелы и дротики опасным ядом. Это яд небольших древесных лягушек и спасения от него нет.

– Да рази бывают жабы ядовитыми? – спросил Минка.

– Это здешние лягушки, Минка. И потому плотная куртка из кожи сможет защитить от ядовитого дротика. И почистить кольчуги нам не помешает. Кольчугу одевайте под куртку. Она спасет от индейской стрелы.

Рог чистил свои пистолеты – их было у него два. Все с украшенной серебром рукоятью. Били без промаха. Только бы порох не подвел.

– Мои пистоли многократно проверены! Взял я этих красавцев у одного польского купца.

– Много помогут тебе пистоли в лесу-то! – сказал Минка. – Чай индейцы тебе не мишени. Стоять и жать не станут.

– Минка прав, – сказал Федор. – Вот ты, Иван, хорошо знал степи за порогами Днепра?

– Куда лучше! Ни один татарин столь не знал их как я! – похватал Рог.

– Вот и местные индейцы сильны в своих лесах. Они умеют скрываться в листве.

– Скажу тебе, что эти испанцы отчаянные ребята. Не хуже моих братчиков на Сечи. Ни бога, ни чёрта не боятся. На все готовы ради золота! С такими ад штурмовать можно!

–Я не сомневаюсь в их мужестве, Иван. Я просто хочу, чтобы вы не погибли в пути, как многие из этого отряда погибнут.

Мы были экипированы не так как испанские солдаты. Хотя у меня был испанский шлем, но Минка и Рог наотрез отказались от этой «железки».

Мы имели каждый по легкой кольчуге, турецкой работы, испанские солдатские доспехи были довольно неудобными. Вместо шпаги, которой были вооружены испанцы, мы оставили сабли. У Минки кроме того был буздыган – металлическая палка с шаром и небольшой топор. Рог был мастером сабельного боя, как и я, и мы предпочитали это оружие. Но у Рога была турецкая кривая сабля, а у меня польский клинок…

***

Основной отряд Эстрады делился на кавалерию и пехоту. Всадников у дона Кристобаля было, включая офицеров, 30 человек. Они были в металлических панцирях, у каждого шлем с козырьком, без забрала. Из оружия большой щит и кавалерийский длинный палаш для конного боя. Некоторые имели мушкетоны-бландербасы с укороченными стволами. Такой ствол делал мушкетон легче мушкета, хоть стрельба из него и была менее точной.

Солдаты пехоты не имели металлических доспехов. Их защищали плотные кожаные куртки, но у каждого был шлем. Мушкетеры имели мушкеты с колесцовым замком, патронташи, каждый из которых содержал заранее отмеренное количество пороха для одного выстрела, и легкую шпагу. Пикинеры – легкую шпагу и пику.

***

В пути нам попался небольшой лагерь мирных индейцев, которые шли торговать. Солдаты по приказу Эстрады обижать туземцев не стали. Они ничего не отобрали силой и никого не повесили. Но ночью сержант Педро Мартин тайно похитил двух женщин, и спрятал их в обозе.

Минке это не понравилось. Он сказал мне:

– Слышь, Федор, Людишки Мигеля одноглазого двух девок схитили (украли).

– Каких девок? – спросил я.

– Дак у тех туземцев с которыми мы вчерась встречались.

– Нас это не касается, – ответил я.

Но Минка не унимался:

– Дак девки то молодехонькие. Лет по 12 им не более.

– И что я должен сделать, Минка? Меня сюда приставил капитан дабы наблюдать за отрядом Эстрады. Вмешиваться в их дела я не могу.

– Федор верно говорит, Минка. Не до баб ныне.

– Да и принято у них таких девок продавать. Я сам видел подобное в селении Святого Креста. Индейцы охотно продают своих дочерей в рабство испанцам.

– Разве это христиане? – спросил Минка.

– Они поклоняются иным богам, Минка. И женщин ценят мало, насколько я понял.

– Я не про дикарей говорю. Испанцы-то христиане.

– Дак и польские паны охочи до молодых девок, – сказал Рог. – До чего тут христианство? А ваши русские чего? Ты сам из крестьян, Минка. Скажи, что ваши паны лучше?

Минка ничего не ответил и отвернулся от нас. Больше он не проронил ни слова в течение всего дневного перехода.

***

Лагерь в лесу.

Проводник Филиппе.

Ночью проводник отряда Эстрады, крещённый индеец по имени Филиппе, лег спать далеко от лагеря и от костров. Так он делал всегда, дабы в случае чего предупредить отряд об опасности.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Аделантадо (первопроходец) – титул конкистадора, который направлялся королём на исследование и завоевание земель, лежащих за пределами испанских владений.

2

Дети боярские – военное сословие в России 15-17 веков.

3

Блистальная Порта – Османская империя, Турция.

4

События эти освещены в романе «Стрелец государева полка: Меч падишаха».

5

Гранды – аристократия Испанского королевства.

6

Идальго по крови (hidalgos de sangre) являются те, кто не помнит о своём происхождении и нет какого-либо документа упоминания о королевском жаловании, или, другими словами, «благородный с незапамятных времён». Чтобы именоваться идальго по происхождению (hidalgos solariego), нужно было доказать, что все твои бабушки и дедушки были идальго. Наследственные идальго считались самыми благородными и самыми уважаемыми. Также данное звание можно было получить за выдающиеся заслуги. Hidalgos de bragueta получали освобождение от уплаты налога за семерых сыновей в юридическом браке.

7

Эскуриал – дворец испанских королей в Мадриде.

8

Стремянной полк – особый царский отряд, в обязанности которого входили охрана дворца, сопровождение царя и членов его семьи. Сформирован еще при Иване Грозном (две тысячи конных стрельцов).

9

Битва под Конотопом между русским войском под командой князя Пожарского с одной стороны и объединенным украинско-татарско-польским войском с другой стороны, состоялась в 1659 году. События описаны в романе «Стрелец государева полка: Битва под Конотопом». (1659 год).

10

Выговский Иван – при гетмане Богдане Хмельницком генеральный писарь Войска Запорожского. Противник сближения с Москвой. Выговский стал гетманом Войска Запорожского после Богдана Хмельницкого. Разорвал союз с Москвой против Речи Посполитой и заключил Союз с Речью Посполитой против Москвы.

11

Орден Иезуитов. – Общество Иисуса, католический орден, созданный в 1534 году Игнатием Лойолой для борьбы с ересью.

12

Генеральная конгрегация – тайный совет, стоящий во главе Ордена Иезуитов.

13

«Воины Христовы» – иезуиты.

14

Франсиско Писарро (1475-2541) – аделантадо, испанский завоеватель империи инков.

15

Атауальпа (1497-1533) – незаконный сын инки (императора) Уайна Капака. Отбрал трон у законного инки Уаскара. Свергнут испанскими завоевателями.

16

Аделантадо (первопроходец) – титул конкистадора, который направлялся королём на исследование и завоевание земель, лежащих за пределами испанских владений.

17

Кортес, Писарро, Бальбоа, Альмагро – известные конкистадоры.

18

Королевский совет по делам Индий – испанское государственное учреждение, управлявшее американскими колониями Испании.

19

Ринальдини Пьетро – кардинал Ордена. Один из героев серии романов «Стрелец государева полка».

20

Альгвазил или альгвасил – судебный пристав в Испании того времени.

21

Доминиканцы – монашеский католический орден. «Домини канес» – «псы господни».

22

Субтеньенте – младший офицерский чин в испанской королевской армии.

23

Кабо сегундо – капрал второго ранга в испанской армии.

24

Муиски – чибча-муиски, высокоразвитая цивилизация Южной Америки, стоит в одном ряду с майя, ацтеками, инками. Страна Чибча находилась на территории нынешней Колумбии.

25

Тхуэлос – единственные в Южной Америке до Колумба средство платежа похожее на монеты Старого Света.

26

Глашатаи (в количестве 10 человек) были теми, кто помогал владыке править страной Чиму. Нечто подобное кабинету министров. Следовательно, пост Первого глашатая соответствовал посту премьер-министра.

27

Орехонос – так индейцы Перу называли испанцев.

28

Орехонос – так индейцы Перу и Боливии называли белых.

29

Комната выкупа ныне знаменитый туристический объект в Кахамарке в Перу. Длина комнаты 6,7 метра, ширина 5,17 метров, высота 2,45 метра. В течение 8 месяцев комната была наполнена золотом, но Атауальпу не отпустили на свободу. Писарро предал инку суду. И его обвинили в многоженстве, убийстве брата и в подготовке восстания против испанской власти. Приговор был суров – смерть на костре.

30

Автор имеет в виду битву при Кахамарке. Атауальпа недооценивал опасность, исходящую от испанцев, несмотря на то, что гонцы рассказывали ему об удивительном оружии пришельцев. Писарро со своим отрядом из 182 человек устроил резню более чем 5 тысяч почти воинов и взял Атауальпу в заложники.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4