Полная версия
Русская правда
– Что за драка, дядько!
– Да глупостью всё началось: наш дружинник нёс сено для своей лошади, ну чтоб, слышь, покормить перед дорогой, а картвел132 его отобрал, наш двинул ему кулачищем, тот в крик, сбежались картвелы, тут наш в крик, побежали наши! Знатно мы им бока намяли, да и размялись перед дорогой! Только того первого нашего они убили в драке-то. Пока мирились, хоронили, тризну справляли, дня три прошло, а мне и на руку. Было у меня особливое задание тайное, слышь, и по сей час сказать не могу той тайны, со мной и уйдёт. Только шёл я на верную смерть, а вот и приказ исполнил, и жив остался. Да хорониться, слышь, пришлось да отходить по болотам абазгов, аж в Анакопию133, там меня ждал Богша на ладье, дальше морем в Трапезунт, соединились с посольством Василия второго, сам император меня благодарил, только тайно, ночью, нас к нему проводили… А потом, слышь, свалила меня какая-то лихоманка134 и ну трепать. Валялся я то в огне, то в поту, то в трясучке часов десять, потом отпустит, только слабость, аж руки-ноги дрожат. Потом дня три нормально, а затем, слышь, опять свалит, и ну трепать. Я совсем бы там помер, да пробился Богша к императорскому лекарю, которого привезли из царства Сун135, ну и стал он меня лечить какими-то травами, которые называл Кингао и Чан-Шень, растолчет их в пыль, разведёт и пей. Ну, уж и горькие те травы, ничего горше не пробовал! А помогло! Совсем не вылечился, но помирать, слышь, повременил. А тут нас домой отпустили. Мы с Богшей в Смоленск попали, здесь хорошо, место тихое! Лекарь княжий ходит сюда травы собирать, так он мне от моей лихоманки полын-траву136 указал, вот пью, слышь, помогает… Суньские-то травы у нас не растут. Попробуй мой взвар! Это не так горько, как Кингао…
Он протянул ей кандюшку137, из которой прихлёбывал настой. Искра поймала синий насмешливый взгляд Найдёна (видимо, он уже пробовал), сделала большой глоток зеленоватой жидкости… Горечь обожгла корень языка, протекла в горло и там застряла густым комом… Она поперхнулась, замахала руками, выпучив глаза, слёзы покатились из глаз…
– Ничё, слышь, ничё, это пользительно, вот, заешь медком, вся горечь сразу и уйдёт, – засуетился старик, подавая мису с мёдом и отламывая кусочек сот.
– Один ловчий княжий чуть его не прибил за этот настой, – сказал мальчонка, поднимая из травы кандюшку и степенно ставя её на пень.
– Дурён, слышь, твой ловчий, бегал за мной вокруг избы, пока я в ухожке не сховался, а питьё от всех болезней помогает, так лекарь баял.
Помолчал минуту и добавил тихо:
– Кроме смерти…
И налил себе ещё немного из маленького горлачика.
Найдён насторожился, словно что услышал, и сказал тихо:
– Идёт…
Над тропинкой, ведущей к избе, застрекотали сороки, все прислушались: званых гостей тут бывало мало, а уж незваных и вовсе не жаловали. Но никто из леса не выходил. Тут Угоняй махнул рукой и закричал кому-то:
– Нету чужих, выходи, слышь, давно уж тебя чуем!
Кусты возле тропы раздвинулись. Вышел человек в сером длинном византийском шапе138, который использовали на Руси купцы в непогоду и странники в дороге. Он ещё не подошёл близко, не откинул с головы накидку, не показал лица, как Искра вдруг всполохнулась, бросилась к нему, припала всем телом и затихла. Он очень бережно прижал её к себе двумя руками, и они замерли надолго. Потом она отстранилась, словно нехотя, будто боясь, что он исчезнет, и вдруг вся зажглась каким-то особым светом, словно внутри у неё засветилось солнышко. Угоняй действовал решительно и быстро: усадить (путник не сел, а почти упал), напоить (пил жадно, долго, вода лилась на пыльную рубаху), накормить (ел медленно, много, всё, что давали), ноги вымыть (принёс деревянную шайку с холодной водой из пруда, снял с него лапти, размотал грязные онучи). Блаженно щурясь на солнце, доедая неизвестно уже какую краюху с ломтем солонины, запивая квасом и плюхая стёртыми ногами в уже тёплой и грязноватой воде, он тихо рассказывал Искре о своих приключениях. Угоняй давно увёл мальчика проверять силки, они сидели вдвоём и боялись даже поверить, что всё обошлось…
– Пока обошлось, но ничего ещё не закончилось, теперь самое главное: скрыться так, чтобы даже не знали, где мы. Нас все будут искать: князь Ярослав не простит мне никогда, он мстителен, а я напугал его, за победу мог бы простить, а за страх свой из-под земли достанет и по кусочкам разрежет. Сом с Бориславом, Будай море вычерпают, чтобы найти нас. В становища нам нельзя, на волоки тоже, попробуем добраться до верховий Славутича, а там поприщ около ста лесами да болотами до Итиля реки, что течёт в Хвалынское139 море. Выйти нужно или на Ржеву или есть дальше крепостишка малая Зубец140, там успеть пристать к последнему каравану и с ними через Булгар141 в город Итиль. Да забыл, нет Итиля, ну в Саксин142, дальше через земли кипчаков и огузов143 к Хорезмскому морю через страшные пески Кара-Кум, через города Ургенч и Хиву в Бухару. Там несколько лет нужно отсидеться. До Саксина пойдём водой, а дальше на верблюдах. От Саксина до Ургенча больше тысячи поприщ, до Хивы ещё двести, до Бухары пятьсот, верблюд идёт в день около тридцати, успеть бы к зиме. Запасу большого с собой не возьмёшь, есть будем, что добудем, ночевать, где придётся. Я не знаю, выдержишь ты такой путь? Оставайся здесь, я отсижусь там лета два-три и вернусь, а ты меня ждать будешь?
Он посмотрел на неё с такой надеждой, что она откажется от этого очень разумного предложения; поэтому Искра только мотнула головой и, прижавшись к нему, выдохнула:
– Я с тобой… до конца…
– Пойми, ищут меня, ты свободна, со мной будет трудно и опасно, да и судьба слыха интересна и необычна, не будет ли тебе скучно жить мирской жизнью? Я ведь уже не смогу быть слыхом, нужно искать другую личину.
– Не нужно больше личин. Давай найдём себя. Я ведь тоже не знаю, кто я на самом деле, как хочу жить, что умею? Давай искать вместе… А скучно нам не будет нигде. Я только хотела спросить: тут с Угоняем мальчик живёт…
– Нет! – резко ответил он, вставая. – Никаких мальчиков; не знаю, как самим выбраться, мы не сможем тащить ребёнка, это тяжело и опасно. Если люб он тебе, пусть ждёт здесь, через несколько лет вернёмся, заберём. Угоняй ещё поживёт, да и мало́й тут на месте и при деле. Собери в дорогу чего: сухарей, соли немного, мяса вешаного и ветреного или рыбы, огниво не забудь, да сама всё знаешь… Куны-то есть, да не везде купить можно, да и людям лучше пока не показываться, рекой пойдём и лесами. Дело у меня тут есть, к вечеру вернусь, завтра в путь.
Каменец вышел из избы, запахивая поплотнее свой шап, укутывая голову с ещё не отросшими волосами. Ожоги уже зажили, только виднелись красноватые пятна молодой кожи, да небольшие рубцы, впрочем, шрамами в то время трудно было кого-то удивить. Он спустился с Печерской горы, обозревая город. Крепкий детинец был поставлен на той стороне реки на холмах, которые здесь почему-то называли горами: Козлова гора и Перунова144. Спереди, на Подоле, преградой для врагов была река, а слева и справа тянулись глубокие овраги, по верхам которых детинца не было, но шёл мощный тын из врытых в землю остро затёсанных огромных брёвен. С двух сторон от детинца раскинулись посады145. Рачевский, где жил Богша, был ещё не совсем отстроен, там виднелось много пустырей, где паслась скотина под приглядом ребятни. На речке Раче была небольшая пристань, от которой шёл верхний волок из Славутича на равнинную часть. Сюда привозили товары из Ростова, Суздаля, а также из Хорезма. Каменец прошёл вдоль реки по правому берегу, здесь между речками Вязовенька и Городянка был торговый посад. Слых шёл через большое торжище к рыбацкой набережной, там был перевоз в город. Садиться в лодку с другими людьми и высаживаться на причале ему не хотелось, там тоже могли быть «глаза» Будая. Пришлось спуститься чуть ниже, тут, на песчаном берегу, в зарослях лозы сидел босой косматый мужик и плёл корзины. Рядом с ним лежали связки прутьев, и приткнулся к воде небольшой корабль.
– Сколько?
– Задаром!
Оценив шутку, Каменец достал небольшую бусинку146:
– Хватит?
– Сошлись!
– Кому отдать?
– Сын там рыбалит, он заберёт…
Каменец подобрал полы шапа, осторожно сел в корабль, взял из грязных рук мужика небольшое весло и поплыл к другому берегу, осторожно взмахивая то с одной, то с другой стороны. Для неподготовленного человека хватило бы двух гребков, чтобы перевернуться, но Русь жила на реках, и с кораблём умело управлялись даже дети. Как ни старался он выгрести прямо на стремнине посреди реки, течение всё равно отнесло немного в сторону, и выплыл он на такую же песчаную отмель точно на парнишку. Тот стоял неподвижно по колено в воде, держа в руке короткое копьё. Неожиданно он резко ударил им в воду, и на конце затрепыхалась серебристая рыбина. Парень бросил её в плетёную корзину, которая стояла у берега, погружённая в воду на четверть. Причаливая, Каменец увидел на дне корзины камень, чтобы её не унесло в реку, и несколько рыбок. Юный рыбак (а было ему на вид вёсен около девяти) кивнул такой же лохматой, как и у отца, головой, взял верёвку, привязал судёнышко к вбитому в песок колышку, ещё раз кивнул и опять пошёл в воду. Здесь перевозили тех, кто не хотел показываться на общей пристани.
Город был ещё новым, он быстро разрастался, расползался по крутым склонам, везде стучали топоры, перекликались плотники, пахло свежим деревом. Мостовые новые, плахи ещё светлые, дома крепкие. Нет ещё старых ухож, покосившихся плетней, провалившихся крыш.
Странник в сером шапе с убором147 на голове быстро прошёл через торговый посад, который тянулся от реки Смядыни до Чуриловского ручья. Две седмицы назад его несли здесь на носилках. Он смешался с толпой посадских ремесленников, которые тащили на продажу свои лукошки-миски-короба-горлачи и вышел через ворота в полотняные ряды к подножию холма, где шла бойкая торговля тканями от самого простого небелёного льна до бухарского шёлка и заморского бархата. Холм этот был самый высокий и главный в Смоленске. До крещения он назывался Перунова гора, на нём стоял огромный идол, вокруг было большое капище, неподалёку жил главный волхв… Идола сбросили в реку, и он долго плыл по течению, глядя в небо огромными неживыми глазами, полными недоумения: за что? И что теперь будет? На месте капища заложили деревянную церковь Василия Великого в честь князя Владимира, крестильное имя которого было Василий, и холм назвали Васильевским.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Гридень (гридь) – княжеский дружинник, телохранитель князя, воин младшей дружины
2
Бояре – старшая дружина, проверенные в боях воины (в бою ярые)
3
Поприще – то же, что и верста, большое путевое поприще около полутора километров
4
Был ещё один падеж в древнерусском языке – звательный – для обращения: отче, княже, друже…
5
Двуконь – ехать в походе на двух конях по очереди
6
Попона – покрывало для лошадей
7
Дорог в древней Руси почти не было, мостов тоже. Летом плавали по рекам, для перехода через них искали брод. Зимой ездили в санях чаще всего по тем же рекам
8
Червень – июль, листопад – октябрь, студень – декабрь, жнивень – август, ревун – сентябрь
9
Днище – дневной переход
10
Сенник – матрац, набитый сеном или соломой
11
Год в древней Руси начинался с марта, поэтому возраст часто считали вёснами
12
Чело – лоб
13
Слово лето означало год, а слово год – просто промежуток времени (до 16 века), отсюда годить – ждать, погодить – подождать
14
Челядь – наёмные слуги или бедные родственники, не имевшие домов и жившие за счёт хозяина
15
Гридница – помещение или изба, где жили гридни (казарма и арсенал)
16
Ложница – спальня
17
Взвар – настой или компот из трав и сухофруктов
18
От отич и дедич – от отцов и дедов
19
Капище – культовое место, на котором устанавливали идолы языческих богов, святилище
20
Перун – бог грозы, войны и оружия, покровитель князя и дружины; Хорос – бог солнечного диска, управитель колесницы солнца; Даждьбог – солнечное божество, замыкающее зиму и отмыкающее весну, предок всех русских людей; Стрибог – бог ветра; Семаргл – бог огня, защищает мир от зла; Мокошь – женское начало в природе, богиня судьбы
21
Братина – круглый широкий сосуд для питья, который передавали по кругу, круговая чаша
22
Четверть – около трёх литров
23
Соборование – одно из таинств православной церкви, совершается над тяжело больным или умирающим
24
Митрополит Иоанн, возможно, первый русский митрополит на Руси
25
В два этажа
26
Холоп – раб-должник или пленный
27
Медуша – помещение для хранения мёда
28
Слых – разведчик, шпион, соглядатай, агент
29
Даты даются далее по более позднему и привычному нам летоисчислению от Рождества Христова. Разница от Сотворения Мира в 5508 лет
30
Укладка – ларь, сундук. Слово сундук тюркского происхождения и появилось в русском языке позже
31
Поруб – темница
32
Отай – тайно, тайком
33
Тать – разбойник
34
Словутич, Славутич – славянское название Днепра; у греков – Борисфен, у римлян – Данаприс, у печенегов Днепр
35
Царьград – Константинополь
36
Детинец – центральная часть древнерусского города, обнесённая валом с деревянными стенами и воротами. Там находились дворцы, соборы, жили князья, бояре, духовенство
37
В Любече была церковь Андрея Первозванного первой половины 10 века
38
Угорский – венгерский, угр – венгр, Угорщина – Венгрия
39
Кросна – ручной ткацкий станок
40
Вече́рять – ужинать
41
Полюдье – ежегодный объезд князем и его дружиной подвластных земель для сбора добровольной дани на содержание дружины и слуг. Начиналось по первому снегу. Всё свозили в становища, где князь учитывал и хранил
42
Непраздная, непорожняя – беременная, на сносях – на последнем сроке беременности, родины – роды
43
Седмица – неделя, а неделей называлось воскресенье, т.е. день, когда ничего не делают
44
Домови́на – гроб
45
Успение – смерть
46
Идоляне – язычники
47
Насада – плоскодонное беспалубное судно с высокими набитыми бортами для перевозки грузов
48
Дромон – византийское парусно-вёсельное судно
49
Схимник – монах
50
Оказия – случай, приключение
51
Вечор – вчера вечером
52
Впоследствии в пещерах Зверинца возникнет Киево-Печерский монастырь
53
Берест – вяз
54
Ловы, ловитва – охота. Термин охота появился только в 16 веке, чтобы обозначить убийство зверя для развлечения, а не для пропитания
55
Пяльцы – обруч или рама для вышивания, иногда крепились к подставке, чтобы обе руки были свободны
56
Скопом – вместе, сообща, кучей
57
Холстина – плотная льняная ткань
58
Стёганка , тигелея – одежда типа фуфайки или кафтана, двуслойная, простёганная льняной или конопляной паклей или конским волосом, одевалась под кольчугу и на учебные бои
59
Робичич – сын рабыни
60
Бабий ветер, сарафанный ветер – молва, сплетни
61
Мятель – дорожная верхняя одежда, похожая на большой тёплый плащ
62
Приспичило – быстрая, острая необходимость; от слова спица, спичить – колоть, пришпоривать
63
Во время свадьбы был обряд разувания: жена снимала обувь с мужа
64
Морена – богиня смерти и зимы в славянской мифологии
65
Ветреное – вяленое, вешаное – сушёное мясо или рыба
66
Горлатка – плетёная в два слоя из бересты бутылка или фляга для жидкости
67
Тюрбан – восточный головной убор, который наматывается на голову из полоски дорогой ткани от 6 до 20 метров длиной
68
Корабль – небольшая лодочка, сплетённая из ивовых прутьев, обшитая корой и кожей, похожая на большую плоскую корзину
69
Сажень – около 1,5 метра, с 17 века стандартная сажень 2,16м., при Петре 1 – 2,13 м.
70
Кормило – руль на ладье, кормщик – рулевой
71
Дерюга – грубая ткань из низкосортной пряжи, подстилка
72
Огнемёты – машины для метания «греческого огня» – смеси из битума, серы, золы и т. д., которая не тушится водой
73
Есть старая примета: женщина на судне – к беде
74
Ну́жник – туалет
75
Храбр – богатырь
76
Сулица – лёгкое метательное копьё до 1,5 метров длиной
77
Сначала льняное бельё замачивали в растворе щёлока, который получали из берёзовой золы, затем стирали, а потом били на мостках вальками (праник, пральник…) и выполаскивали. Правильнее было бы сказать: бабы праниками прали бельё на пральне. От слова прать – бить
78
Юница – девушка-подросток
79
Явь – реальный мир, правь – истина, закон, навь – потусторонний мир, смерть
80
Лада – богиня весны, любви и семьи; Ладо – любовное обращение друг к другу
81
Потолков в таких избах не делали, окон и полов тоже, просто сруб с крышей и дверью
82
Порог «Не спи» – Кодацкий, Островок – Сурский, Шумный – Звонецкий
83
Были другие единицы измерения времени: час, часть – минута, доля – секунда, мгновение, миг, сиг (отсюда слово сигануть, т.е. очень быстро прыгнуть). Их значения не соответствуют современным.
84
Мыт – налог, пошлина на провоз товара
85
Деревянный пол был только в богатых домах. Не было пил и досок, расщепляли брёвна на две плахи и укладывали их плоской стороной кверху, и назывался он мост. Так же мостили улицы, только брёвна были потолще, отсюда – мостовая, а мостов через реки ещё не строили, только броды и перевозы
86
Мзда – плата
87
Первый этаж в больших избах был нежилой, хозяйственный, на втором жили в горнице или в светлице, иногда сверху под крышей строили терем
88
В те времена люди жили мало, умирали рано, всё, что под 50, считалось старостью
89
Мат – циновка, сплетённая из соломы, камыша, верёвок, отходов льна…
90
Горлач – глиняный сосуд с узким горлом
91
Че́рты – карта, схема, чертёж
92
Печерская гора – холм в Заднепровье в районе Садков, в склоне горы брали песок и были пещеры, т.е. гора с пещерами
93
Мошна – кошелёк, который носили на поясе, потому что на одежде не было карманов; мошенник – тот, кто шьёт кошельки и поясные сумки
94
Апсны – Абхазия
95
Садки́ – ловушки для тетеревов в виде большой конусообразной корзины с приманкой внутри и вращающейся крышкой (коши, морды, ступы, тынки…)
96
Больше двух метров, аршин – чуть больше 70 см.
97
Миса – большая миска (лава – широкая лавка, кадь – большая кадка). Репа была основным овощем Древней Руси, из неё варили похлёбки, каши, делали начинку для пирожков, её пекли, тушили, квасили, солили, ею фаршировали гусей и уток. Были ещё горох, капуста, свёкла, возможно, уже огурцы и морковь.
98
Отличительные знаки гонца: дубинка с крестообразным навершием и рожок на шнурке
99
Скатка – плащ, свёрнутый в рулон и завязанный в кольцо; можно носить через плечо или приторочить к седлу
100
Восточное крыло – Крылошанский конец, Рачевка; Западное крыло – позднее Пятницкий конец, когда построят церковь Параскевы Пятницы, сейчас начало ул. Б. Краснофлотская
101
Сейчас Заднепровский рынок
102
Рачить – ловить раков; заботиться о хозяйстве (рачительный)
103
Тын – сплошной деревянный забор без просвета из кольев, брёвен или жердей
104
Повоз – обязанность для населения (вид налога) давать повоз: сменных лошадей в становищах, гребцов на перевозы, рабочих на волоки. Человек, имеющий право на повоз показывал знак от князя или грамоту
105
Калита – подвесная дорожная сумка
106
Город на севере Смоленского княжества
107
Володимер – древнерусское название города Владимира
108
Рубище – ветхая рваная одежда
109
На сосне или лиственнице в лесу делали узкие затёсы и снимали вниз тонкие полоски коры, оставляя дерево расти ещё лет пять и просмаливаться на корню. Рубили поздней осенью; высыхая на солнце, оно становилось крепким, как кость. Некоторые брёвна были до 15 м. длиной
110
Кутёнок – щенок
111
Скарбник – казначей, от скарб – имущество
112
Куны – так называли мелкие серебряные монеты на Руси, в гривне было 25 кун. Гривна – крупная серебряная монета, их чеканили на Руси с 10 века с изображением князя Владимира
113
Вислая печать – подвешивалась к грамоте на шнурке
114
Агарянское царство – так называли Арабский халифат, серебряные дирхемы которого доходили на Русь через Среднюю Азию по Волжскому торговому пути с 8 века, агаряне – арабы, мусульмане
115
Гость – русский купец, торгующий с другими странами или заморский купец
116
Скудоум – дурак
117
Константин Добрынич – сын новгородского воеводы Добрыни, дяди князя Владимира по матери (брата Малуши)
118
Названа по деревянной церкви св. Софии, построенной в к. 10 века над Волховом
119
Ухожа – сарай
120
Капшук – безобразная шапка, капа – шапка
121
Отхо́дник – человек, чистящий нечистоты (парашник, золотарь)
122
Духмяный – пахучий, здесь: вонючий
123
Фема – административный округ Византийской империи
124
Трапезунт – затем стали писать Трапезунд, древнее Трапезус
125
Русский квартал в Константинополе был при церкви св. Маманта (Мамонта)
126
Пуд – 16 кг.
127
Баять – говорить, рассказывать
128
Поход Святослава 970 года
129
Иберия, Картли, Колхида – разные названия Грузии, абазги – абхазы
130
Понт Эвксинский, Кара Дениз, Русское море, Скифское море – Чёрное море