Полная версия
Семья в приоритете. Как создать крепкую и счастливую семью
Между правящими династиями Европы столетиями создавались и крепли родственные связи. Поэтому многие европейские правители состоят в отдаленном родстве. Например, дети британской королевы Елизаветы Второй имеют принадлежность не только к династии Виндзоров (Великобритания), но и к Ольденбургской династии (Норвегия и Дания).
Иногда гармоничные отношения между мужем и женой — известными личностями с высоким социальным статусом – становились для них мощным личностным ресурсом. Это позволяло супругам выполнять важнейшие жизненные задачи, исторически значимые для целых народов и государств. Такие браки принято называть сакральными (от латинского sacralis—священный).
Примером может служить семейный союз падишаха Империи Моголов Акбара Великого и принцессы раджпутов Хиры Кунвари, известной также как Джодха. Акбар вошел в историю Индии как мудрый правитель. Он упразднил некоторые положения шариата и разрешил свободное вероисповедание всех религий, призывал индусов к единству и ввел в ислам обычаи из других религий, разрешил народу строить индуистские храмы, церкви и синагоги. Супруга императора при дворе была очень влиятельной женщиной и носила имя Мариам уз-Замани, что означало «правительница века». Она принимала участие во всех начинаниях Акбара и, кроме него, была единственной, кто имел право издавать собственные указы.
При Акбаре Великом и Джодхе культура и искусство Индии достигли своего расцвета. Это время называют золотым веком Империи Моголов, или веком Акбара.
Привычная нам форма семьи называется нуклеарной1, или двухпоколенной. Она состоит из одного «ядра» – родителей и их детей, не состоящих в браке. Эта форма семьи возникла в индустриальном обществе. Патриархальная семья (где глава отец и родственники нескольких поколений ведут одно хозяйство) постепенно трансформировалась в детоцентрированную семью (посвященную рождению и воспитанию детей), а в последние десятилетия – в постсовременную (или супружескую) семью, цели которой шире продолжения рода [3].
В индустриальных странах прошлого столетия женщины получили равные с мужчинами права не только в обществе, на производстве, но и в быту: представители обоих полов стали равными партнерами в семейных отношениях. Для создания союза супругам уже не требовалось одобрения родственников. «Брак предполагал дружеское общение, секс, теплоту и поддержку, – пишет в книге „Третья волна“ футуролог и социолог, один из авторов концепции постиндустриального общества Элвин Тоффлер. – Вскоре это изменение функций семьи отразилось в новых критериях при выборе супруга. Они были сведены к одному слову: ЛЮБОВЬ».
Книга в помощь: Элвин Тоффлер «Третья волна»
Благодаря личной свободе, новым взглядам на взаимоотношения, в ХХ веке получили распространение новые формы брака:
– официально незарегистрированный брак;
– дистанционный брак (супруги могут проживать даже в разных странах);
– открытая семья, в которой партнеры могут вступать в сексуальные связи с другими семейными парами и вместе воспитывать детей;
– прерывающаяся семья – супруги могут не видеться друг с другом или с ребенком очень длительное время;
– однополый брак – в брачных отношениях состоят лица одного пола;
– временная семья – существует на протяжении установленного контрактом срока, по его истечении брак продлевается либо расторгается.
В связи с этим может создаться впечатление, что в нашем динамичном мире проверенная временем традиционная (классическая) семья теряет актуальность. Однако альтернативные формы – лишь вариации традиционных типов брака. Общество хоть и допускает эти формы в определенной социальной среде, но официального признания они не получили. Наиболее популярным типом остается традиционная семья – супружеская пара с детьми или без.
1.2. Зачем современному человеку семья?
В разные времена и у разных народов семья и брак зависели от условий жизни и культурных установок. В них вкладывали множество смыслов и функций, а заключение брака основывалось не на чувствах. У современных людей уже нет жесткой необходимости вступать в семейные отношения и поддерживать их длительное время. От брака больше не зависит выживание, нет социального давления на неженатых и незамужних людей, часто встречаются бездетные пары. Однако семьи по-прежнему создаются, браки заключаются, люди стремятся совместно с партнерами проживать, воспитывать детей и вести общее хозяйство. Почему влюбленные ХХІ века хотят быть вместе? Для чего нужна семья современному человеку?
Homo sapiens – от природы существо социальное. Человек – неотъемлемая часть общественного организма и не может жить вне сообществ, как малых, так и крупных.
Антрополог и эволюционный психолог Робин Данбар в 1990-х годах провел на приматах исследование, результаты которого опубликовал в монографии «How Many Friends Does One Person Need? Dunbar’s Number and Other Evolutionary Quirks». Он изучал неокортекс и выявил прямую зависимость между социальной активностью и размерами коры мозга. То есть чем «общительнее» вид обезьян, чем шире их круг социальных связей, тем больше неокортекс2, а значит, тем эволюционно ближе к человеку этот вид приматов.
Данбар задался вопросом, сколько социальных связей имели первобытные люди. Анализ средних размеров поселений древних племен показал, что их численность не превышала 150 человек. Так появилось понятие «число Данбара» – оптимальное количество социальных связей, которые человек способен поддерживать. Узкий круг общения, в котором нуждается человек, чтобы не испытывать психологических проблем, составляет 12 человек. Это среднее число членов семьи: пара, их родители, дети, сестры и братья.
Сегодня люди, как и тысячи лет назад, нуждаются в обществе и социальных связях. Но для чего мы объединяемся с себе подобными и как выбираем круг общения?
Согласно теории американского психолога Абрахама Маслоу, одна из основных человеческих потребностей – потребность в любви и принадлежности (семье, дружбе и близком окружении). Она третья по счету после физиологических нужд (в пище, питье, сне, кислороде и т.д.) и потребности в безопасности. Поэтому мы склонны создавать отношения с теми, с кем нам комфортно, безопасно и тепло. Постоянно взаимодействуя с людьми (и удовлетворяя базовые потребности), человек становится личностью. И первой колыбелью для него является семья: она прекрасно подходит для удовлетворения всех потребностей в комплексе.
Ученые выделяют такие функции семьи:
репродуктивная: рождение детей;
воспитательная: воспитание детей, реализация родительских чувств;
хозяйственно-бытовая: организация домашнего хозяйства, удовлетворение бытовых потребностей членов семьи;
рекреационная: восстановление физических сил;
эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите;
духовная: совместное проведение досуга и духовное обогащение; социальная: социализация и социальный контроль;
сексуально-эротическая: удовлетворение сексуально-эротических потребностей [4].
В идеале семья – это любимые и родные люди, готовые поддерживать, давать кров, пропитание и возможности для личностного развития, любящие и принимающие нас такими, какие мы есть. В семье сохраняется связь между поколениями, формируется личность с ее установками и ценностями, закладывается фундамент для успеха человека в будущем. От родителей, бабушек и дедушек, дядей и теть, старших братьев и сестер дети перенимают знания, умения и навыки, становятся частичками социума. Поэтому семья является общественной ценностью.
1.3. Семья в XXI веке. Кризисы и прогнозы
Семья и государство неотделимы друг от друга. Семье принадлежит исключительная роль в развитии государства.
Это базовая структурная единица общества, то, что объединяет людей, скрепляя династии, религии, культуры. Для благополучия всего общества и уверенности в будущем государство должно оказывать семье законодательную и социальную поддержку.
Однако в XXI веке институт семьи во всем мире переживает кризис: с увеличением количества разводов все больше детей воспитываются одним родителем, а распад семьи негативно влияет на удовлетворенность жизнью и состояние здоровья обоих супругов.
По статистике, в мире за последние 40 лет люди стали разводиться в два раза чаще (данные ученых университета Калифорнии за 2018 год).
По данным Евростата, которые основываются на информации из 26 стран, за период с 1965 по 2017 годы:
– уровень браков в ЕС снизился с 7,8 на 1000 человек в 1965-м до 4,4 в 2017-м;
– уровень разводов увеличился с 0,8 на 1 000 человек в 1965 году до 2 в 2017 году.
За последние полвека количество разводов выросло на 150%, а заключаемых браков – сократилось почти на 50%.
В 2018 году самые низкие показатели разводов были зарегистрированы на Мальте (0,7 развода на 1000 человек),
самые высокие – в Латвии и Литве (в обеих странах – 3,1 развода на 1000 человек),
за ними следуют Дания (2,6) и Швеция (2,5).
Самые высокие общие показатели брака – на Кипре (7,8 свадеб на 1000 человек) и в Румынии (7,4),
самые низкие – в Люксембурге (3,1), Италии (3,2) и Португалии (3,4) [5].
Наиболее распространенные причины разводов во всем мире:
– напряженность морально-психологических, эмоциональных отношений, материальные и жилищные проблемы,
– злоупотребление спиртными напитками,
– супружеская измена,
– нежелание одного супруга иметь детей,
– плохие взаимоотношения с родителями супругов,
– алкоголизм и наркозависимость,
– компьютерная зависимость и отсутствие по этой причине внимания к партнеру,
– финансовые затруднения, физическое и психическое насилие в семье,
– потеря интереса супругов друг к другу.
Потребительство – враг семейных отношений. Современные люди живут в потребительском обществе: они ориентированы, в основном, на получение материальных благ и достижение комфорта. Это негативно отразилось и на семейных взаимоотношениях. Многие не могут создать семью именно потому, что рассчитывают что-то получить от партнера и брака, не желая отдавать взамен, не готовы вкладываться в развитие отношений, это и обрекает семью на распад.
Технологическая революция, информационная перегруженность, зависимость от интернета, компьютерных игр и соцсетей также оказали пагубное влияние на институт семьи.
Книга в помощь: Юваль Ной Харари «HomoDeus. Краткая история будущего»
Прогнозы футурологов не внушают оптимизма. Современные «пророки» предрекают человечеству грандиозные изменения в сфере отношений. Например, упомянутый выше Элвин Тоффлер предположил, что в будущем можно будет контролировать пол и генетические особенности ребенка, таким образом планируя семью. Озвученные в 1980 году гипотезы Тоффлера о том, что женщины будут рожать детей в более позднем возрасте, что появятся групповые браки и однополые семьи, уже подтвердились.
Американский изобретатель и футуролог Рэй Курцвейл дает человечеству менее 20 лет на создание виртуальной реальности, которая, по ощущениям, будет на 100% идентична физической. С ее помощью, считает Курцвейл, люди смогут создавать идеальных виртуальных возлюбленных.
По прогнозам футурологов, бессрочные браки «пока смерть не разлучит» уйдут в прошлое, семейные узы будут заключаться только на период воспитания детей. Вместо одной преобладающей модели семьи в мире будет много вариантов семейного партнерства [6].
Пусть нашим выбором станет семейное счастье! Мы живем в сложное, но вместе с тем прекрасное время – свободы мыслей, поступков, действий и неограниченных возможностей в любой сфере деятельности и личной жизни. Мы самодостаточны, защищаем личные границы и можем руководствоваться исключительно собственным мнением в принятии таких важных решений, как создание семьи, вольны выбирать спутника жизни под влиянием чувств и взаимной симпатии… С одной стороны, человек может вообще не заключать брак, и его никто за это не осудит, с другой – он теряет возможность максимально раскрыть свой потенциал в таком многогранном проекте, как семья, реализоваться в нем как личность одновременно на всех уровнях – физическом, интеллектуальном, социальном и духовном.
Я убеждена: единственно успешной естественной, созидающей формой семейных отношений в ХХІ веке является союз между мужчиной и женщиной, основанный на зрелом партнерстве. Такую семью создают во имя взаимной любви и ради достижения общих целей. Супруги в ней обладают равными правами и возможностями для личностного роста и самореализации, живут осмысленной жизнью, осознанно рожают и воспитывают детей. Вместе они развивают семейную культуру, в уважении к предкам передают потомкам знания и духовный опыт и обеспечивают преемственность поколений.
Резюме главы
1. Семья – многоаспектный, многогранный социальный феномен, который является одновременно социальным институтом, социальной организацией и малой социальной группой.
2. Как сообщество людей семья эволюционировала от низшей формы к высшей, от времен зарождения жизни к цивилизации, от групповой семьи в эпоху первобытнообщинного строя к индивидуальной, которая существует и в наши дни.
3. Самый молодой вид брака – моногамный – начал формироваться, когда у главы семьи, мужчины-отца, возникла необходимость передавать накопленные блага по наследству и таким образом удерживать в роду собственность.
4. Привычная нам форма семьи появилась в индустриальном обществе и называется нуклеарной, или двухпоколенной. Она состоит из одного «ядра» – родителей и их детей, не состоящих в браке.
5. В XXI веке семья как социальный институт переживает кризис во всем мире: за последние 40 лет люди стали разводиться в два раза чаще.
6. В настоящее время происходят сложные и противоречивые изменения института семьи, а именно трансформация формы, функций и структуры семейных объединений.
7. Семья является базовой структурной единицей общества и его основной ценностью.
8. Семья прекрасно подходит для удовлетворения всех человеческих потребностей в комплексе. Она предоставляет наилучшие возможности максимально раскрыть свой потенциал, реализоваться как личность одновременно на всех уровнях – физическом, интеллектуальном, социальном и духовном, а также в полной мере чувствовать себя счастливым человеком.
*Продолжаем чтение книги с пониманием сложных и противоречивых изменений института семьи в современном мире и осознанием того, что вопреки им семья остается высшей человеческой ценностью.
2. Самопознание
Познание мира есть познание самого себя, ибо человек – величайшая тайна, источник аналогий для Вселенной.
Новалис, немецкий натурфилософ XVIII в.Каждый из нас – исключительный и неповторимый: и внешне, и благодаря своим природным особенностям, талантам, задаткам, характеру, личному опыту и т. д. Мы различаемся внутренним потенциалом, интеллектуальными и социальными способностями, личными ценностями, принципами и убеждениями, стилем жизни, привычками и, конечно, наследственным богатством – уникальной комбинацией генов. Сочетание тех характеристик, которые наиболее сильно выражены, и делает человеческую личность уникальной.
Множество существующих течений в философии и психологии направлены на объяснение многогранной человеческой натуры. Согласно философу Иммануилу Канту, личность – это возвышение над своей биологической природой в область свободы. Автор теории личностных конструктов Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ жизненного опыта… [7] Цель поисков ученых – лучше понять особенности и свойства личности, чтобы, зная их, человек мог получать большее удовлетворение от жизни, находясь в гармонии с собой и внешней средой.
Если на Земле проживают свыше семи миллиардов человек (а это более семи миллиардов уникальных личностей!), насколько высока вероятность в своей единственной драгоценной земной жизни встретить человека именно с таким набором качеств, такой индивидуальности и такого типа личности, с которым сможешь создать «самые счастливые» отношения, построить «самую крепкую» семью и прожить «самую желаемую, счастливую» семейную жизнь? Возможно ли глубоко раскрыть и познать красоту и богатство внутреннего мира своего избранника без познания и понимания себя, определения целей и смысла собственной жизни? Отвечают ли наши личностные качества и способности ситуациям, в которые мы попадаем, событиям, которые переживаем, особенностям взаимоотношений в семье и профессии, чтобы иметь возможность совершенствоваться и максимально реализоваться во всех жизненных сферах? Это важнейшие вопросы, которые хоть раз в жизни должен задавать себе каждый зрелый человек.
Понимание себя и своего внутреннего мира – одновременно привилегия и очень сложная задача!
Найти свои идеалы и смыслы – непростая задача, на решение которой порой уходит вся жизнь.
О важности самопознания мы говорим с Шалвой Александровичем Амонашвили. Это знаменитый педагог-новатор, выдающийся учитель-творец, философ, чья педагогическая мудрость, любовь и чуткие наставления для многих его учеников стали путевкой в осознанную взрослую жизнь. Шалва Александрович не только тонко чувствующий мир человек, но и очень душевный и открытый!
Шалва Амонашвили, профессор, доктор психологических наук, руководитель Центра гуманной педагогики, ректор Академии педагогического искусства и социализации Шалвы Амонашвили, академик Российской академии образования, иностранный член Академии педагогических наук Украины, почетный доктор Софийского университета имени Климента Охридского, лауреат премии Правительства РФ, «Рыцарь гуманной педагогики», «Рыцарь детства».
В. Б.: Почему человеку жизненно необходимо познавать себя?
Ш. А.: Самопознание необходимо, чтобы совершенствовать свой внутренний мир, – другого смысла в нем нет. Я познаю себя и выявляю, чего мне не хватает, что во мне не так, где во мне жалость, грубость, а где – доброта, какие у меня способности и таланты, к чему я стремлюсь, какова моя вера и отношение к миру.
Чтобы познать себя, задайте себе четыре вопроса: «Кто я здесь?» и «Зачем я здесь?» Другими словами, нужно ли кому-либо то, что вы делаете, или это наносит вред? За этими вопросами стоят «альфа» и «омега» – «Откуда я здесь?» и «Куда я направляюсь?» Мои ответы заключаются в следующем.
Если верю, что я с Небес, то осознаю, что должен отдать людям лучшее, что во мне есть. Я испытываю радость, когда делаю для них что-то хорошее. С этим направляюсь дальше, как будто собираю чемодан с лучшими духовными качествами. Я познаю себя – значит, достаю из себя какие-то блага, возможности, как драгоценности, и раздаю их окружающим… Вокруг меня есть люди, без них я не существую, в сердце – Бог, без него я не могу совершенствоваться, и есть дела, которые я должен творить, а иначе не будет познания и совершенствования.
Поэтому я задаюсь этими вопросами и получаю самые разнообразные ответы: чтобы что-то сотворить, создать семью, посадить дерево, воспитывать детей, защитить диссертацию, стать профессором, любить людей… Но суть рождения человека не в этом.
Земная жизнь дается для самосовершенствования!
Я пришел в этот мир с одной только целью: совершенствовать то, что во мне вечно, – мой дух. В каждом из нас есть семя вечной любви, но кто раскроет его? Заложено много богатств, но кто раскроет их, если не мы сами?..
Как звезда, падая с небосклона, оставляет яркий свет, так и мы должны оставить свой след, послужив миру своими талантами и достоинствами.
Лев Толстой писал: «Душа каждого человека – алмаз. И только от самого человека зависит, станет ли этот алмаз бриллиантом или нет». Человеку дается душа-алмаз, чтобы он вернул ее бриллиантом, – с отполированными гранями, испускающим разные краски, цвета, радующим глаз. Отточить этот бриллиант можно с помощью семьи, общения с родными и близкими, через работу, делая это с терпением, любовью к людям и желанием принести благо. Весь мир – это инструмент для оттачивания духа-алмаза.
Воспитывая добрых, честных, благородных детей, родители тем самым ограняют свой алмаз, при этом сами становясь лучше, – лучшей женой и матерью, лучшим мужем и отцом…
Каждый человек имеет свой алмаз, и от него самого зависит, сделает он его бриллиантом или оставит камнем. В этом заключается смысл жизни – совершенствовать себя в любви, доброте, радости.
Пусть ваше сознание будет постоянно занято поиском ответа на четыре вопроса: «Кто я? Откуда я? Зачем я здесь? Куда я направляюсь?». Пишите дневники с размышлениями о жизни, своих устремлениях и переживаниях; ведите наблюдения за собой – к чему тянется ваша душа, что у вас лучше получается; пробуйте себя в разных видах деятельности; анализируйте ваши отношения с людьми, а также отношение к вещам; изучайте свой характер и духовные качества. Говорите об этом с умными, опытными, духовными людьми и делайте выводы, что нужно в себе развивать и от чего следует избавляться. Все это называется самопознанием, путем к своей внутренней сути!
2.1. Собственная картина мира
Начало всякой человеческой мудрости есть моральное самопознание, стремящееся проникать в трудно измеряемые глубины (бездну) сердца.
Иммануил КантПознакомиться с собой настоящим – это лучшее, что может сделать для себя человек! Самопознание помогает проанализировать профиль своей личности (черты характера, тип темперамента, убеждения, предпочтения), понять и принять свои сильные и слабые стороны, проработать собственные травмы и страхи, занять зрелую позицию цельной и самоценной личности.
Также в область самопознания входит профориентация. Очень важно осознавать, в каких сферах личность потенциально может добиться успеха, а еще важнее – определить, чем категорически не стоит заниматься, потому что это противоречит природе данного человека. Пробуя различные занятия, виды коммуникации, стили жизни и т. д., тщательно анализируя полученный опыт, возможно сформировать самое важное – собственную картину мира.
Книга в помощь: Антонио Дамасио «Я. Мозг и возникновение сознания»
Согласно психологии личности, все представления человека о себе входят в его Я-концепцию3. Мы рассматриваем себя в нескольких плоскостях: такими, какими являемся в реальности, какими могли бы быть в идеале, какими предстаем в глазах других людей и т. д. Образы Я-реального, Я-динамического, Я-воображаемого, Я-фантастического, Я-должного и Я-представляемого характеризуют представления человека о том, каким он видит себя в данный момент; какое «Я» кажется ему возможным; кем он воображает себя; каким хотел бы стать; каков образ его морального «Я» и т. п. [8].
Развитая Я-концепция – результат самопознания личности. Она имеет важнейшее значение при постановке целей, во многом определяет дальнейшее развитие, закладывая фундамент для самореализации, в том числе и в сфере семейных отношений.
Самопознание – путь длиною в жизнь. Одни идут по этому пути в одиночку, другие – с партнером, третьи – с духовным наставником, психологом или учителем.
В. Б.: Как человеку найти духовного учителя, наставника?
Ш. А.: Высокое понятие «Учитель» в переводе означает «Душа, даритель Света». Взрослый человек, думающий, что ему уже не нужен учитель, тормозит свое развитие, прекращает движение вперед. Так он едва ли преуспеет в жизни!
Каждому из нас нужен учитель – мама, папа, школьный учитель или тренер… Они дают нам наставления и наш путь выравнивается. Это земные учителя.
Духовных учителей выбирают самостоятельно. Ими могут быть лидеры мировых религий, а также люди, которые в познании себя продвинулись дальше большинства… Идти за духовным учителем – значит жить по его принципам и заветам.