Полная версия
Океан аргументов
2.2.2.1.1.1.1.1.2.3. Презентация других способов их общего опровержения
2.2.2.1.1.1.1.1.2.3.1. Опровержение тезиса, что условия имеют собственную природу на основании того, что результат возникает
2.2.2.1.1.1.1.1.2.3.2. Опровержение того, что результат, имеющий или не имеющий природу условий, установлен к бытию самосущим способом
2.2.2.1.1.1.1.1.2.3.3. Опровержение убежденности в самосущей природе [вещей, ] как являющихся условиями, так и не являющихся условиями
2.2.2.1.1.1.1.2. Дополнение цитатами из сутр окончательного смысла
2.2.2.1.1.1.1.3. Резюме главы I и формулировка ее названия
2.2.2.1.1.1.2. Отрицание самосущей природы личности посредством исследования активности и механизма прихода и ухода личности (гл. II)
2.2.2.1.1.1.2.1. Объяснение главы II «Исследование движения (прихода и ухода)» из коренного текста
2.2.2.1.1.1.2.1.1. Подробное объяснение
2.2.2.1.1.1.2.1.1.1. Отрицание активности в отношении кармы (действия) и деятеля – каждого по-отдельности
2.2.2.1.1.1.2.1.1.1.1. Опровержение посредством исследования кармы (действия)
2.2.2.1.1.1.2.1.1.1.1.1. Опровержение активности, общей для трех интервалов пути
2.2.2.1.1.1.2.1.1.1.1.2. Отдельное опровержение активности в отношении движения
2.2.2.1.1.1.2.1.1.1.1.2.1. Презентация позиции оппонента
2.2.2.1.1.1.2.1.1.1.1.2.2. Аргумент, опровергающий позицию оппонента
2.2.2.1.1.1.2.1.1.1.1.2.2.1. Если из слов, являющихся глагольной фразой и выражением существительного, одно имеет смысл, то другое – по смыслу пусто
2.2.2.1.1.1.2.1.1.1.1.2.2.2. Если оба имеют смысл, то это крайне абсурдно
2.2.2.1.1.1.2.1.1.1.2. Опровержение посредством исследования деятеля
2.2.2.1.1.1.2.1.1.1.2.1. Опровержение существования уходящего в качестве базиса ухода
2.2.2.1.1.1.2.1.1.1.2.2. Общее опровержение ухода в отношении личности трех видов
2.2.2.1.1.1.2.1.1.1.2.3.Особое опровержение ухода уходящего
2.2.2.1.1.1.2.1.1.1.3. Опровержение аргумента о существовании активности
2.2.2.1.1.1.2.1.1.1.3.1.Опровержение существования начального усилия
2.2.2.1.1.1.2.1.1.1.3.2. Опровержение существования пути, по которому идет уходящий
2.2.2.1.1.1.2.1.1.1.3.3. Опровержение существования противоположности ухода
2.2.2.1.1.1.2.1.1.1.3.4. Опровержение существования конечной остановки
2.2.2.1.1.1.2.1.1.1.3.5. Опровержение доказательства пребывания
2.2.2.1.1.1.2.1.1.1.4. Опровержение посредством исследования активности
2.2.2.1.1.1.2.1.1.1.4.1. Опровержение посредством исследования – являются уходящий и уход тождественными или нет
2.2.2.1.1.1.2.1.1.1.4.2. Опровержение посредством исследования – имеются или не имеются две активности в активности, постулируемой у уходящего
2.2.2.1.1.1.2.1.1.2. Отрицание активности кармы и деятеля, вместе взятых
2.2.2.1.1.1.2.1.2.Заключительное резюме
2.2.2.1.1.1.2.2. Дополнение объяснения цитатами из сутр окончательного смысла
2.2.2.1.1.1.2.2.3. Резюме главы II и формулировка ее названия
2.2.2.1.1.2.Подробное объяснение двух видов бессамостности (гл. III–XXIII)
2.2.2.1.1.2.1.Подробное объяснение [бессамостности] феноменов и личности при их дифференцированном рассмотрении
2.2.2.1.1.2.1.1.Объяснение бессамостности феноменов
2.2.2.1.1.2.1.1.1.Объяснение бессамостности трех видов феноменов
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.Отрицание самости феноменов в отношении источников восприятия
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.Объяснение главы III «Исследование чувственных способностей»
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.1.Презентация позиции оппонента
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.2. Опровержение позиции оппонента
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.2. 1.Опровержение самосущего существования трех феноменов, вовлеченных в способность зрения
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.2. 1.1.Отрицание деятеля в отношении способности зрения
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.2. 1.1.1.Опровержение тезиса, что глаз является деятелем зрения
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.2. 1.1.1.1. Опровержение посредством довода, что глаз не видит самого себя
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.2. 1.1.1.1.1. Выдвижение довода
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.2. 1.1.1.1.2. Отбрасывание неопределенности
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.2. 1.1.1.1.3. Заключение
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.2. 1.1.1.2. Опровержение посредством исследования – является [глаз] связанным или не связанным с активностью видения
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.2. 1.1.2. Опровержение тезиса, что деятелем зрения является самость или сознание
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.2. 1.2. Отрицание кармы и активности в отношении способности зрения
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.2.2. Применение этого аргумента к другим способностям
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.2. Дополнение цитатами из сутр окончательного смысла
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.3. Резюме главы III и формулировка ее названия
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2. Отрицание самости феноменов в отношении скандх
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1. Объяснение главы IV «Исследование скандх»
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.1. Опровержение того, что скандха формы существует по собственной природе
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.1.1. Опровержение причины и следствия в случае, когда они – разные объекты
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.1.2. Опровержение причины и следствия в случае, когда они являются существующими или несуществующими, однородными или неоднородными (похожими или непохожими)
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2. Применение этого аргумента к другим скандхам
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.3. Способ отбрасывания ответов оппонентов в ходе диспута.
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.2. Дополнение цитатами из сутр окончательного смысла
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.3. Резюме главы IV и формулировка ее названия
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3. Опровержение самости в отношении элементов
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1. Объяснение главы V «Исследование элементов»
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1. Опровержение того, что шесть элементов установлены к бытию в силу их собственной природы
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.1. Опровержение того, что элемент «пространство» является установленным к бытию в силу собственной природы
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.1.1. Опровержение характеристики и характеризуемого в отношении элемента «пространство»
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.1.1.1. Опровержение основы характеристики
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.1.1.1.1. Опровержение характеризации
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.1.1.1.1.1. Опровержение характеризации посредством анализа «раньше» и «позже»
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.1.1.1.1.2. Опровержение характеризации посредством анализа – существует или не существует характеристика
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.1.1.1.2. Демонстрация того, что благодаря этому основа характеристики становится опровергнутой
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.1.1.2. Опровержение самой характеристики
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.1.1.3. Резюмирующий вывод
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.1.2. Опровержение существования пространства в качестве вещественного и невещественного
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.1.2.1. Главный смысл
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.1.2.2. Отбрасывание возражений
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.1.3. Резюмирующий вывод из опровержений
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.2. Применение данного аргумента также к другим элементам
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.2. Обличение крайностей реификации и нигилизма
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.2. Дополнение цитатами из сутр определенного смысла
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3. Резюме главы V и формулировка ее названия
2.2.2.1.1.2.1.1.2. Опровержение аргумента о том, что они имеют самость
2.2.2.1.1.2.1.1.2.1. Отрицание существования омрачений на любом базисе
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1. Объяснение главы VI «Исследование страстной привязанности и ее носителя»
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.1. Опровержение [самосущего существования] страстной привязанности и ее носителя
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.1.1. Опровержение того, что возникает последовательно
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.1.1.1. Опровержение существования и несуществования носителя привязанности до привязанности
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.1.1.2. Опровержение существования и несуществования привязанности до носителя привязанности
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.1.2. Опровержение того, что возникает одновременно
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.1.2.1. Опровержение их одновременности в силу отсутствия их зависимости
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.1.2.2. Опровержение одновременности в отношении идентичности и различия
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.1.2.2.1.Общее опровержение одновременной совместности относительно идентичности и дифференцированности
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.1.2.2.2. Особое опровержение одновременности относительно дифференцированности
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.1.2.2.2.1. Неустановленность одновременной совместности посредством неустановленности дифференциации
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.1.2.2.2.2. Отсутствие необходимости в одновременной совместности в случае установленной дифференцированности
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.1.2.2.2.3. Презентация взаимозависимости при допущении, что дифференцированность зависит от одновременной совместности
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.2. Заключительное резюме опровержений
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.1.3. Применение этого аргумента к другим феноменам
2.2.2.1.1.2.1.1.2.2. Отрицание существования характеристик: рождения, уничтожения, пребывания
2.2.2.1.1.2.1.1.2.3. Отрицание существования причины, следствия и деятеля
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.2. Дополнение цитатами из сутр окончательного смысла
2.2.2.1.1.2.1.1.1.1.3. Резюме главы VI и формулировка ее названия
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2. Опровержение существования характеристик: рождения, уничтожения, пребывания
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1. Объяснение главы VII «Исследование возникновения, пребывания, прекращения»
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.1. Представление позиции оппонента
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2. Опровержение позиции оппонента
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1. Опровержение [тезиса о том, что] характеристика производного установлена к бытию в силу собственной природы
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1. Опровержение общих характеристик
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.1. Общее опровержение трех характеристик
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.1.1. Опровержение посредством исследования – являются три характеристики производными или не являются
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.1.2. Опровержение посредством исследования – являются три характеристики индивидуальными или коллективными
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.1.3. Опровержение посредством исследования – существуют или не существуют другие характеристики
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.1.3.1. Презентация редукции
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.1.3.2. Опровержение критики редукции
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.1.3.2.1. Опровержение критики первой редукции
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.1.3.2.1.1. Изложение критики
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.1.3.2.1.2. Опровержение критики
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.1.3.2.2. Опровержение критики второй редукции
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.1.3.2.2.1. Презентация возражений оппонента против второй редукции (изложение критики со стороны оппонента)
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.1.3.2.2.2. Опровержение этих возражений
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.1.3.2.2.2.1.Опровержение примера
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.1.3.2.2.2.1.1. Опровержение посредством подрывания тезиса
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.1.3.2.2.2.1.2. Опровержение посредством демонстрации сомнительности аргумента
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.1.3.2.2.2.1.2.1. Презентация главного смысла
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.1.3.2.2.2.1.2.2. Презентация подтверждения того, что было объяснено ранее
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.1.3.2.2.2.1.2.3. Объяснение смысла подтверждающих сутр
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.1.3.2.2.2.2. Опровержение объекта примера
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2. Опровержение каждой из характеристик
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.1. Опровержение того, что возникновение установлено к бытию в силу собственной природы
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.1.1. Опровержение посредством исследования объекта порождения в трех временных периодах
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.1.1.1. Общее и специальное (детальное) опровержение возникновения
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.1.1.1.1. Общее опровержение возникновения в трех временных периодах
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.1.1.1.2. Специальное (детальное) опровержение процесса возникновения
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.1.1.2. Отбрасывание возражений против опровержения
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.1.1.2.1. Отбрасывание возражений против опровержения возникновения, существующего в трех временных периодах
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.1.1.2.2. Отбрасывание возражений против опровержения возникновения в том, что находится в процессе возникновения
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.1.1.3. Опровержение даже в случае принятия процесса возникновения
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.1.2. Опровержение посредством исследования существования-несуществования
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.1.3. Опровержение посредством исследования – является или не является это прекращением
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.2. Опровержение того, что пребывание установлено к бытию в силу собственной природы
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.2.1. Опровержение посредство исследования кармы относительно трех временных периодов
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.2.2. Опровержение посредством исследования – имеет или не имеет места процесс прекращения
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.2.3. Опровержение посредством исследования – существует или не существует что-то иное, выполняющее функцию пребывания
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.3. Опровержение того, что уничтожение установлено к бытию в силу собственной природы
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.3.1. Способ опровержения посредством исследования прекращения
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.3.1.1. Опровержение посредством исследования трех временных периодов
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.3.1.2. Опровержение посредством исследования – является или не является это пребыванием
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.3.1.3. Опровержение посредством исследования состояний себя и других
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.3.1.3.1. Главный смысл
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.3.1.3.2. Отбрасывание возражений
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.3.1.4. Опровержение посредством исследования – существуют или не существуют вещи
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.3.1.5. Опровержение посредством исследования – имеются или не имеются другие субъекты уничтожения
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.3.2. Причина, по которой та критика неприменима в отношении нас
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.3.3. Опровержение утверждения, что уничтожение является беспричинным
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.3.3.1. Аргументы, представленные в «Прасаннападе»
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.1.2.3.3.2. Аргументы, представленные в «Комментарии к “Шестидесяти строфам обоснования”»
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.1.2. Опровержение специфических характеристик
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2. 2.Демонстрация того, что благодаря этому опровергается также [тезис, что] непроизводные феномены установлены к бытию в силу их собственной природы
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.1.2.3. Отбрасывание возражений о противоречии сутрам
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.2. Дополнение цитатами из сутр окончательного смысла
2.2.2.1.1.2.1.1.1.2.3. Заключительное резюме главы VII и формулировка ее названия
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3. Опровержение существования причины – кармы и ее субъекта (деятеля)
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1. Объяснение главы VIII «Исследование причины – кармы (действия) и ее деятеля»
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1. Опровержение того, что карма и деятель существуют самосущим способом
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.1. Опровержение того, что однородные действие и деятель (bya-byed) установлены к бытию самосущим способом
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.1.1. Опровержение первых двух альтернатив в отношении действия и деятеля
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.1.1.1. Формулирование тезиса
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.1.1.2. Презентация аргументации
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.1.1.2.1. Аргументация для первого тезиса
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.1.1.2.1.1. Опровержение посредством редукции к абсурдному выводу о том, что существует карма, никем не сотворенная
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.1.1.2.1.2. Опровержение посредством редукции к абсурдному выводу о том, что существует деятель, который никак не функционирует
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.1.1.2.2. Аргументация для второго тезиса
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.1.1.2.2.1. Опровержение посредством абсурдного вывода, что причина не существует
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.1.1.2.2.2. Дискредитация тех, кто признает это
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.1.2. Опровержение третьей альтернативы в отношении кармы и деятеля
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.2. Опровержение того, что неоднородные действие и деятель установлены к бытию самосущим способом
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.2.1. Оопровержение каждого деятеля, который осуществляет каждую неоднородную карму
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.1.2.2. Опровержения каждого деятеля, который осуществляет две неоднородные кармы
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.2. Способ условного определения кармы и деятеля
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.1.3. Применение этого аргумента к другим феноменам
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.2. Дополнение цитатами из сутр окончательного смысла
2.2.2.1.1.2.1.1.1.3.3. Резюме главы VIII и формулировка ее названия
Цонкапа Лосанг Драгпа. Океан аргументов: Большой комментарий к тексту Нагарджуны “Mūlamadhyamakakārikā”, известному как “Мудрость”
{1} Я с почтением простираюсь к лотосам стоп благородного Манджушри!
Да буду я всегда под защитой Победителя,
Того, кому возносят высшую хвалу мудрецы необъятной вселенной,
Называя высшей драгоценностью среди всех проповедников Слова Будды,
За учение о пустоте самосущего бытия[6] как смысле зависимого возникновения!
Я принимаю прибежище в том, кто является сокровищницей благородной мудрости,
Кто, постигнув сие наставление как сердце всего священного Слова,
В окружении Сыновей Будды[7] в безграничном универсуме[8]
Все время насыщает их даром глубинных наставлений.
Тот, кто, установив в Слове бесчисленные места,
Ведущие к сомнениям в окончательном смысле[9],
Убедительно их устранил;
Кто подходом, дарующим высшую определенность в этой системе,
Путем различных доказательств и опровержений,
Испустив сияние тысячи лучей логических аргументов[10],
Рассеял беспросветный ментальный мрак цепляния за крайности, –
Солнце по имени Нагарджуна. Да станет он Победителем!
Я поклоняюсь носителям традиции великой колесницы –
Славному Арьядеве, Ашвагхоше и всем остальным,
Кто, должным образом держась этой высшей системы,
Надолго сохранил ясный смысл Учения Будды!
Подобно луне, защищающей ночь[11] в центре звезд,
Системы махасиддхов Буддапалиты и Чандракирти
Своим сиянием затмевают все комментарии.
Даже просто вспоминая их, я испытываю благоговейный трепет.
{2} Почитание Ваших лотосовых стоп побеждает худшего врага – неведение,
Вы разъясняете путь логических аргументов.
Да хранят меня до скончания сансары
Ваши чудесные деяния высшего проводника, Учитель!
Просьба, выраженная многими благими друзьями,
Что стремились постичь окончательный смысл,
И прославленным правителем королевства,
Вдохновила меня объяснить этот глубинный срединный путь.
Хотя тем, кто довольствуется просто термином «окончательный смысл»,
Кто, увидев лишь проблеск смысла, удовлетворяется этим,
Кто в искреннем рвении в духовной практике
Отбрасывает высшие философские тексты,
Это [учение] не требуется,
Я для тех разумных, кто желает медитировать
В соответствии с интерпретацией Нагарджуны,
Полностью устранив светочем совершенной логики
Всю тьму неведения, ложных теорий, сомнений
Относительно окончательного смысла [Учения],
Сердца Слова Будды и смысла праджняпарамиты,
Того Пути, которым шествуют бесчисленные могущественные йогины,
Посредством воззрения, устанавливающего подлинный способ
существования [всех вещей], как они есть[12],
Объясню фундаментальную суть мадхьямаки[13].
Слушайте с почтением!
В этом учении, которое предстоит объяснить, – о фундаментальной сути мадхьямаки – есть два раздела: I – предварительные наставления; II – собственно комментарий к тексту “Муламадхьямакакарика”.
Раздел I. Предварительные наставления
Здесь пять заголовков:
1. Необходимость поиска таковости, реального способа существования вещей[14], и метод исследования.
2. Величие автора шастры.
3. Презентация шастры.
4. Преимущества благоговейной устремленности к глубинной Дхарме.
5. Описание сосуда, подходящего для получения этих глубинных наставлений.
1. Необходимость поиска реального способа существования вещей[15] и метод исследования
Все наставления, данные Победителями относительно даяния и других практик, являются искусными средствами для порождения мудрости, постигающей подлинный способ существования вещей – таковость, у тех, кто еще ее не породил; для стабилизации этой мудрости и все большего развития у тех, кто ее уже породил. Как говорится в «Бодхичарья-аватаре»,
Все эти звенья Учения
Бхагаван преподал ради мудрости.
И поэтому тот, кто желает успокоить страдание,
Должен породить мудрость [IX:1].
{3} Следовательно, все учения в Слове Будды прямо или косвенно ведут именно к постижению таковости. Поэтому, подобно тому как группу слепцов ведет в нужное место опытный проводник, священным долгом наделенных умом является совершенное исследование оком мудрости, созерцающим опорно-зависимо возникающую таковость[16], [того способа, каким] даяние и остальные [парамиты] ведут в град освобождения. Более того, именно этот смысл был хорошо раскрыт тем, о ком Всемирный Учитель сделал пророчество. Теперь [скажу] о герменевтическом подходе[17]. [Дело в том] что [Будда] проповедовал в соответствии со способностями учеников различные средства – [наставления] прямого смысла (nges-don) и относительные, которые нуждаются в интерпретации (drang-don). Из-за этого возникают сомнения касательно того, какие учения следует воспринимать буквально, а какие – нуждаются в интерпретации.
Смысл Слова Будды необходимо искать, следуя установленной системе удостоверения[18], логически свободной от крайностей. Согласно этой системе, те наставления, которые считаются имеющими определенный, или окончательный, смысл, следует понимать именно так, а не иначе и не подвергать их иной интерпретации; [эта система является] логически обоснованным методом удостоверения буквального смысла, а в отношении альтернативных интерпретаций, [эта система функционирует как метод] опровержений. Таковы сущностные инструкции, передаваемые в традиции великой колесницы, и в этом единодушны все великие мастера.
2. Величие автора шастры
В «Святой сутре прибытия на Ланку» (Ланкаватара-сутра; ‘phags-pa lan-kar gshegs-pa) говорится:
Колесница различающей мудрости[19]
Не является сферой практики софистов[20].
«После ухода Защитника в нирвану кто будет держателем
[этой Дхармы], – умоляю, скажите!» [mDo sde ca, 165b][21].
Такой вопрос был задан Будде: кто станет после его ухода в нирвану держателем колесницы, – сферы[22] различающей мудрости медитативного погружения, – которая умиротворяет вербальные и концептуальные измышления? Будда ответил:
Вы, великие мудрецы, знайте:
После ухода Сугаты в нирвану
Тот, кто станет держателем методов,
Появится, когда пройдет некоторое время,
В южной стороне, в местности Видарбха[23] –
Славный, знаменитый монах Шри[24],
Которого будут звать «Нага».
Он разрушит крайности существования и несуществования.
{4} Он объяснит миру мою колесницу,
Несравненную махаяну,
Достигнув Земли Совершенной Радости[25],
Уйдет в Чистую Землю Сукхавати[26] [mDo sde ca, 165b].
Будда сказал, что Нагарджуна даст интерпретацию колесницы окончательного смысла, свободную от двух крайностей – существования и несуществования. Как сказано в «Сутре священного золотого света» (Суварнапрабха-сутра; gser-‘od-dam-pa), Нагарджуна – это реинкарнация юного Личчхави, который во времена Будды звался Сарвалокаприядаршана (li-tsa-byi-gzhon-nu-‘jig-rten-thams-cad-kyis-mthong-na-dga’-ba). В «Сутре великого облака» (Махамегха-сутра; sPrin-chen)[27] говорится: