bannerbanner
История Сирии. Древнейшее государство в сердце Ближнего Востока
История Сирии. Древнейшее государство в сердце Ближнего Востока

Полная версия

История Сирии. Древнейшее государство в сердце Ближнего Востока

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 6

Пока человек был охотником, его перемещениями управляла миграция диких животных, на которых он охотился ради пропитания. После доместикации животных на стадии пастушества он оставался кочевником, но со следующим отличием: теперь его передвижения зависели от наличия зеленых пастбищ для стад. Однако в конце мезолита или, возможно, раннего неолита натуфийская культура стала свидетелем зарождения новой тенденции к оседлому образу жизни, которая в конечном счете еще сильнее повлияла на человека, а именно сельского хозяйства.

Сирии повезло в том, что на ее территории водились благородные животные, подходящие для приручения, а также произрастали полезные растения, пригодные для окультуривания. Дикая пшеница и ячмень растут в естественных условиях Северной Сирии и Палестины, и люди, по-видимому, очень рано обнаружили их питательную ценность. Кремневые серпы и другие орудия, оставленные представителями натуфийской культуры в значительном числе, говорят о том, что они и их современники из Северной Сирии одними из первых на Ближнем Востоке перешел к той или иной форме сельского хозяйства. В основном люди вели образ жизни пещерных троглодитов, родственных египетским, и находили пропитание охотой и рыбной ловлей. Некоторые были пастухами. Занятие сельским хозяйством, несомненно, началось с грубого мотыжного земледелия, которое требовало перехода с места на места по мере истощения поверхностного слоя почвы. Есть предположения, что первые шаги были сделаны еще до 6-го тысячелетия до н. э., за века до появления керамики или металлов. Собиратели превратились в производителей. Для хранения и переноски еды и питья все еще использовались тыквенные сосуды и кожаные бурдюки. Нет никаких данных о том, что какой-либо иной народ перешел к сельскому хозяйству на столь же раннем этапе. Очевидно, именно из Сирии первые семитские переселенцы принесли в Египет пшеницу, а также виноградарство. В древнеегипетском языке слово «пшеница» (qmhw) и слово «виноградник» (ka(r)mu), несомненно, имеют семитское происхождение, а именно ханаанское. Изображения плугов из Вавилонии, Египта и современной Сирии на удивление похожи.

Каким образом мезолитический человек открыл возможность доместикации растений, точно сказать невозможно. До той поры у человека было обыкновение включать зерна диких злаков в свой рацион. Должно быть, какая-то часть этих диких зерен случайно упала на землю в подходящее время, и какой-то человек, а точнее сказать, сверхчеловек заметил плотную поросль злаков около места прошлогодней стоянки. И тогда его осенила грандиозная идея. Таким же сверхчеловеком должен был быть тот, кто силой или уговорами заставил свое племя не съедать все собранные семена и оставить долю – и более того, даже отобрать лучшие, чтобы обеспечить будущий урожай и даже улучшить его. Выращивание пшеницы и ячменя открыло путь для других злаков, таких как просо (dhurah), а позднее и плодов, таких как оливки, виноград и инжир, и разнообразных овощей, и все они разводились и улучшались еще в доисторический период.

Растениеводство произвело еще большую революцию в прогрессе человечества, чем животноводство. По мере развития человек переселился в глинобитные хижины или дома из кирпича-сырца. Остатки примитивных жилищ найдены в старейших слоях в местах обитания человека в Иерихоне, они уходят примерно в 5-е тысячелетие до н. э., за ними следуют жилища в Телль-эль-Джудайде, Рас-Шамре и, помимо прочих, Библе. Более ранних поселений человека не обнаружено больше нигде. Вероятно, Иерихон – место самого долгого в мире непрерывного проживания человека. После полного перехода к скотоводству и земледелию мезолитический человек, до той поры кочевник, превратился в оседлого творца, хозяина над источниками своей пищи. Пещеры и каменные убежища в горах постепенно были оставлены ради равнинных поселений. Возникло землевладение. Пока человек переходил с места на место, не привязанный ни к чему, чтобы обращать большое внимание на окружающую обстановку, среда его обитания не могла радикально изменить его или придать ему местную окраску. Его жизненные впечатления были разрозненными и разными. Теперь же благодаря постоянному проживанию в одном месте появилась возможность накапливать и передавать схожий опыт и переживания в виде культурной традиции. Так, у оседлого человека появляются хранилища не только для пищи, но и для идей, которые позволили ему более эффективно передавать свой опыт будущим поколениям.

Одним из важных результатов общинной жизни стал мощный импульс к развитию языка. Сегодня нас поражает, насколько разум палеолитического человека сумел развить язык. Сравнение современного разговорного арабского, например, с реконструированным семитским праязыком показывает непрерывный процесс упрощения с высокого и далекого доисторического уровня.

Что касается возвышенной сферы, то, помимо языка, от мезолитического человека нам осталась религиозная вера в некое божество или божества и грубое представление о каком-то продолжении существования человека после смерти. На это указывает наличие сосудов для пищи и приношений в местах захоронения. Следы такой смутной веры в загробную жизнь восходят к мустьерской культуре. Сельскохозяйственные занятия и скотоводство требовали таких богов, которые присматривали бы за полями и стадами, а не прежних духов и магии, на которые полагались охотники. Можно предположить, что пастушеский народ поклонялся лунному божеству, которое в таком теплом регионе, как Сирия-Палестина, кажется более милостивым и благодетельным, чем солнце. Луна развеивала ужасы ночной тьмы и приносила прохладу, в которой могли с удобством пастись стада. Именно она, а не солнце была другом пастуха. Иерихонское святилище конца 6-го тысячелетия до н. э. могло быть посвящено лунному божеству.

Развивая сельское хозяйство, человек сумел мысленно проследить связь между ростом и солнцем, которое затем заняло господствующее место над луной. Помимо культа солнечной богини, тогда же зародился культ матери-земли в лице богини плодородия, отвечавшей за посадки. Религия приняла отчетливо женский облик и еще по одной причине: женщине гораздо легче заниматься сельским хозяйством, нежели охотой. Религиозный символизм и мифология, связанные с богиней плодородия, которые достигли своего полного расцвета позднее, в циклах Адониса – Иштар и Осириса – Исиды в Финикии и Египте, берут свое начало именно в этот период. Триада лепных статуй из раннего Иерихона, состоящая из отца, матери и сына, вероятно, имеет культовое значение и позволяет предположить, что уже в 5-м тысячелетии до н. э. организация семьи приняла ту форму, в которой впоследствии существовала уже постоянно.

Наряду с развитием религии у мезолитического человека происходила и его художественная эволюция. Наряду с языком искусство является отличительной чертой человеческих существ. Оно родилось, когда в разуме какого-то человека каменного века проснулась способность к сознательному подражанию. После этого человеческая душа вошла в новый мир, мир воображения и красоты.

В самом раннем своем проявлении искусство было тесно связано с магией; изображение животных предположительно давало художнику власть над изображенным объектом. В пещере горы Кармель была найдена вырезанная на кости голова быка эпохи мезолита. Осознавая окружающие его силы и собственную беспомощность перед ними, человек выработал магическую систему, оснастив ее амулетами из кости и камня, с помощью которых он искал защиты от того, что внушало ему страх. Страх был основным элементом древней религии. Позже человек начал попытки получить преимущества магическим образом, например повысить поголовье своих стад или увеличить урожай. Анимизм и магия, по-видимому, лежат в основе первобытной религии. Анимизм заставил человека наделить все окружающие его предметы живущими в них духами, которых следовало умиротворять, если они злы, или удовлетворять, если добры.

У нас есть множество образцов натуфийской резьбы по кости и камню, лучшие из них – это костяные статуэтки фавна. Вероятно, «самые ранние примеры пластического искусства, во всяком случае в Палестине», это культовые приношения в виде изображений домашних животных, найденные в Иерихоне.

В эпоху неолита, или позднего каменного века, который длился около двух тысячелетий и начался около 6000 года до н. э., был достигнут значительный прогресс в сельском хозяйстве, животноводстве, применении полированных каменных орудий и оседлой жизни. Также она стала свидетелем изобретения глиняной посуды и открытия металла. Мезолитическая культура Сирии-Палестины отличается от других мезолитических культур тем, что две ее характерные черты – скотоводство и земледелие – сложились еще до появления керамических и металлических изделий.

Когда человек научился лепить горшки из глины и обжигать их, он натолкнулся на еще одно важное открытие в своем культурном развитии. Глиняные сосуды вскоре заменили собою тыквы, мехи из шкур и выдолбленные каменные и деревянные сосуды, которые до той поры обслуживали, хоть и не без недостатков, его экономические потребности. Новое же изобретение означало, что отныне человек может уверенно поселиться на некотором удалении от источника воды, по-настоящему готовить свою пищу, а не только есть ее сырой или жареной на открытом огне, и, что еще важнее, легко сохранить для будущего использования то, что не употребил в данный момент. Помимо контроля над добыванием продовольствия, человек получил в руки контроль над его сохранением. Собиратель на кочевой стадии, который превратился в производителя продовольствия на сельскохозяйственной стадии, теперь, кроме того, стал и хранителем пищи. Это позволило ему отдохнуть от непрерывного поиска пропитания, а досуг был необходим для прогресса в более возвышенных аспектах жизни.

Керамика в Палестине впервые появляется в одном из самых нижних археологических слоев в Иерихоне. Гарстанг считает, что она была изобретена именно там. Сначала она приняла форму чаш, выкопанных в земле и выложенных слоем вязкого материала, а затем простых кувшинов с ободком, плоским донышком и ручками в виде петель или шариков. В Сирии самая ранняя керамика появилась в месопотамской части страны; монохромная северосирийская керамика, возможно, датируется примерно 5-м тысячелетием до н. э. После нее возникает крашеная керамика из Телль-эль-Джудайды на северо-востоке от Антиохии, уходящая примерно в середину 5-го тысячелетия до н. э. и украшенная узорами самого примитивного типа. К тому же культурному уровню относится и крашеная керамика, найденная в Сакчагёзю, на самом севере Сирии, древнейшие из ее образцов – это посуда черного цвета с надрезами, после которой появляются новые элементы разноцветных украшений. Осколки северосирийской керамики найдены на востоке до самой Самарры на Тигре. Гончарный круг, видимо, был изобретен еще до 4000 года до н. э., но в Южной Палестине владение им достигло уровня мастерства не ранее примерно 2000 года до н. э. До его изобретения всю керамику изготовляли вручную.

На конец 5-го – начало 4-го тысячелетия пришлась высочайшая стадия развития в древнейшей истории декоративного искусства. Центр его находился в Северной Сирии и Месопотамии. Данную культуру можно назвать халафской по топониму Телль-Халаф[7] (древний Гозан) на реке Хабур. На западе она представлена Марсином в Киликии. Ее представители расписывали вазы в очевидном подражании искусству, которого к тому времени уже достигли изготовители корзин и циновок. Технически и художественно их утварь, в том числе блюда, чаши, тарелки, кувшины и кружки, стоят в ряду прекраснейших образцов древнего ремесла. Они использовали многоцветные геометрические и цветочные узоры, красота которых «не превзойдена, по крайней мере с нашей современной точки зрения, ни в одном другом последующем периоде истории». Кроме того, у нас нет причин думать, что с тех пор умственные способности человека значительно возросли. Что касается этой эпохи крашеной керамики, наибольшее количество поселений, самые богатые слои и самые высокие в культурном отношении остатки найдены на территории Северной Сирии и Месопотамии, и это не оставляет нам никаких сомнений в том, что главный западноазиатский поток цивилизации проходил в то время через этот регион, почти не затрагивая окружающие местности.

Включение керамики в число хозяйственной утвари, к слову сказать, оказалось весьма полезным с точки зрения науки. Керамика долговечна, хотя и может разбиться на бесчисленные осколки; способы ее изготовления и декора отражают вкусы и склонности ее времени, так же как сегодня – женская одежда; ее распространение самым ясным образом рисует картину древнейших торговых связей. Следовательно, ее изучение открывает перед современным ученым широчайшее окно, в которое он может заглянуть в темное царство прошлого. Позднее такое же окно откроет металлургия. И с появлением керамики и металлургии мы переходим от доистории к протоистории.

Глава 3

Металлические орудия

Открытие металла ознаменовало новую и значительную стадию в развитии человека – металлический век, в котором металл заменил камень в качестве преобладающего материала для изготовления орудий.

Это открытие могло состояться в Западной Азии вскоре после изобретения глиняной посуды, однако широкое применение первого важного представителя семейства металлов – меди, по всей вероятности, было отложено еще примерно на тысячу лет. В Сирии и Палестине медь стала более или менее активно использоваться около 4000 года до н. э., однако вытеснить камень в качестве главного материала для изготовления инструментов и оружия она смогла не ранее 3000 года до н. э. Это 4-е тысячелетие до н. э. можно назвать халколитическим (медно-каменным) веком; в это время медь нашла применение в самых прогрессивных общинах, однако кремень, несомненно, еще оставался главным материалом. Следы халколитической культуры в изобилии встречаются в Угарите и других местностях на севере Сирии и в Тулайлат-эль-Гассуль (где найдены некоторые из древнейших найденных доселе в Палестине металлических орудий) и других районах Палестины. Около 3000 года до н. э. начинается медный век, часто ошибочно называемый бронзовым. Открытие около 2000 года до н. э. залежей руды в Идумее, южнее и восточнее Мертвого моря, окончательно обеспечило победу меди.

В период халколита, как и неолита, Северная Сирия остается главным культурным центром всего Ближнего Востока. Очевидно, какой-то из местных жителей случайно обратил внимание на медь, когда обкладывал костер кусочками руды и на следующее утро, помешивая угли, заметил блестящие металлические шарики. Едва ли этот неолитический сириец отдавал себе отчет, что тем самым сделал шаг в том революционном движении, которому суждено было поднять всю культуру с каменного на металлический уровень. С открытием металла и осознанием его свойств человек оказался на пороге новой эры, которая продолжается до наших дней. Бронза сменила медь, а железо – бронзу. Начало бронзовой эры совпало с изобретением алфавита. В этот момент бесписьменные культуры Сирии подходят к концу; начинается письменная культура.

Из Сирии знания о меди распространялись во все стороны. Додинастический Египет, скорее всего, получил их оттуда во время семитского вторжения. Регион Ниневия, возможно, также получил эти знания от своего западного соседа[8]. Таким образом, Сирийская седловина, протянувшаяся по территории от залива Искендерун до изгиба Евфрата, приобретает особую значимость как место доместикации пшеницы, изобретения глиняной посуды и открытия металла.

Человеческие останки из этого региона указывают на то, что здесь сначала использовали медь, а затем ее более твердый сплав – бронзу – для изготовления оружия еще до того, как начали производить из нее орудия для мирных занятий. Племена или общины, располагавшие оружием из такого ковкого, пластичного и прочного металла, имели громадное преимущество перед теми, кто пользовался изделиями из камня. Но и в мирных искусствах он пригодился не меньше, чем в военных. Заметно усовершенствовалось строительство. Появились довольно крупные постройки. По остаткам домов видно, что они были прямоугольными в плане, притом что святилища имели круглую форму.

В халколитическом городе Тулайлат-эль-Гассуль к северу от Мертвого моря прямоугольные дома одной из длинных сторон часто выходили во двор. Стены строили из кирпича, фундамент – из необработанного камня. Дом покрывали тростниковыми крышами со слоем глины. Под полами зарыты младенцы в кувшинах; некоторые из тел кремированы – явно несемитский обычай. Пещерные жители Гезира отвели отдельную пещеру, чтобы сжигать тела своих покойных сородичей. Кремация – самый простой способ избавиться от трупа; таким образом дух мертвого благополучно отправляли на тот свет, так что он не мог причинить вреда оставшимся в живых. Подобные кувшины с мертвыми телами, не сожженными, но усаженными вертикально в позе эмбриона (с поджатыми руками и ногами) и захороненными под земляным полом неолитических домов, обнаружены на севере до самого Угарита, а также в Каркемыше (Джераблус), но относящиеся к более позднему времени. Погребения в кувшинах найдены и в других местах, например в Гезере (Телль-Джазар), к юго-востоку от современной Рамлы, и принадлежат к той же ранней культуре. В Гезере можно наблюдать, что пещерные жители уже начинают переселяться в дома. Поселение более позднего периода окружено грубой стеной, как и многие другие деревни бронзового века, чтобы защитить ее от врагов. В этом периоде появляются городские укрепления. Вместе с сожженным трупом, найденным в пещере в Гезере, были положены керамические сосуды с едой и питьем, что говорит нам о возросшем интересе к загробной жизни.

Обнаруженная под святилищем в Гезере груда костей указывает на то, что в жертву предпочитали приносить давно одомашненных палестинцами свиней, и этот факт сделал ее ненавистной для их врагов и преемников – семитов. В Гезере выращивали виноград и оливки и давили их в ямах с поддонами для сбора жидкости и жмыха. Такие простые каменные давилки для плодов найдены и в других местах. Виноград и масличные деревья, очевидно, произрастали в средиземноморском бассейне и впервые стали активно культивироваться и были полностью одомашнены на его восточном краю, откуда позднее распространились на запад благодаря расширяющемуся влиянию торговли и колонизации. То же можно сказать и об инжире. Оливки и оливковое масло, виноград, инжир, пшеница и ячмень вплоть до наших дней входят в типичный рацион сирийца. На, как правило, скудной почве такой страны, как Палестина, ячменя выращивается куда больше, чем пшеницы. Китайская пшеница точно такая же, как и ближневосточная, и дикие предки тамошних одомашненных волов и овец, по-видимому, происходят от диких видов Ближнего Востока.

Другие халколитические города гассулского типа были раскопаны в Иерихоне, Мегиддо (Телль-эль-Мутасаллим), Аффуле, Бейт-Шеане (Бейсане), Лахише (Телль-ад-Дувайр), Угарите и Библе. Гассулская культура в Палестине соответствует халафийской культуре Северной Сирии и Месопотамии, хотя сложилась она несколько позже.

Между тем сельское хозяйство и животноводство получили сильный импульс к развитию. Волы, овцы и козы, которых начали одомашнивать в век неолита, к этому времени широко распространились, как о том свидетельствует множество их изображений в виде фигурок. Среди других часто встречающихся фигурок домашних животных свиньи и голуби. Из более поздних данных мы узнаем, что голубка была связана с богиней-матерью, божеством, которое олицетворяло принцип жизни и плодородия. Почти все халколитические поселения размещались в речных долинах или на аллювиальных равнинах и требовали орошения. Таким образом, выдающимся достижением халколита в области сельского хозяйства стала ирригационная культура, в рамках которой культивировалось несколько разновидностей огородных овощей: салат, лук, чеснок, нут, конские бобы и приправы. Это возросшее разнообразие и качество доступной пищи отражается в заметном увеличении среднего роста человека в позднем халколите.

Этнический состав жителей разных поселений того времени неясен. Преобладающим элементом, конечно, был не семитский; семитам, как мы узнаем ниже, еще предстояло прийти и оккупировать как Северную, так и Южную Сирию. Они появляются уже ближе к концу эпохи халколита. Можно предположить, что некоторая часть населения этого периода принадлежала к той же первоначальной группе, от которой впоследствии отделились семиты и хамиты. Другие, очевидно, относились к так называемой семьи арменоидов, как показывает исследование скелетных находок в Гезере на юге. Другие археологические находки, сделанные в Каркемыше и Сакчагёзю на севере, указывают на связь между ними и свидетельствуют о широкой распространенности этого типа по всей Сирии эпохи халколита. Это подтверждается тем фактом, что многие ранние топонимы в Центральной и Северной Сирии, включая Димашк (Дамаск) и Тадмор (Пальмира), не позволяют сделать определенный вывод о семитском происхождении этих слов; они могут быть пережитками досемитских названий. Арменоид, являющийся восточной ветвью альпийской расы, характеризуется выраженным носом и широким, коротким черепом. Его представителями среди древних народов являются хурриты и доиндоевропейцы, а среди современных – армяне и евреи. Усиленный более поздними вливаниями, такими как хетты, этот тип имеет свои характерные черты, до сих пор заметные в жителях данной местности.


Дольмен около деревни Кафр-Юба, юго-восточнее Ирбида, Северная Иордания


Нет никаких сомнений в том, что в состав населения входили различные этнические группы, однако невозможно доказать, что в то время существовала странная раса «исполинов на земле»[9]. Широко разбросанные огромные пещерные гробницы, часть которых имеет длину в сотни футов, а также монументальные погребальные сооружения, называемые дольменами, построенные из необработанных валунов (мегалитов) на твердых круглых основаниях, видимо, настолько впечатлили новоприбывших, что породили такие легенды. Легенды о «сынах Енаковых»[10] и амаликитянах увековечены в арабской и исламской литературе. Название палестинского города в местности, откуда явился Голиаф, Бейт-Джибрин (ивр. Бейт-Гуврин), означает «дом великанов».

До сего дня дольмены изобилуют в Трансиордании, среди холмов Палестины и на возвышенностях Сирии, а также в Малой Азии. Следы металлических орудий на стенах некоторых огромных пещер и медные кольца, обнаруженные в одном из трансиорданских дольменов, подтверждают их принадлежность к халколиту. Самые примитивные из них находятся в земле Ханаанской и восходят к неолиту, около 5000 года до н. э. Мегалитические сооружения Западной Европы возникли на тысячу и более лет позднее и породили столь же фантастические истории о доисторических великанах.

После открытия металла искусство в целом и его пластическая разновидность в частности сделали большой шаг вперед. В большом количестве обнаружены печати, ювелирные изделия и медная посуда этого периода. Художественный уровень этих и аналогичных предметов заметно возрос. Возникшая, как мы узнали раньше, еще в эпоху мезолита скульптура получила широкое распространение. Изображения людей и животных найдены на брусчатке поздних халколитических уровней в Мегиддо. Современные им настенные росписи из Тулайлат-эль-Гассуль на оштукатуренных внутренних поверхностях стен из кирпича-сырца, изображают фигуры людей или божеств в разных красках. Это древнейшая из известных попыток декора домашнего интерьера. Но наилучшие возможности проявить свой талант предоставляла художнику отделка керамики. К концу 4-го тысячелетия до н. э. техника глазурованной росписи добралась из Северной Сирии до ранне-минойского Крита и раннединастического Египта. Вазы, украшенные глазурной краской в северосирийской традиции, встречаются в качестве ввезенных товаров в гробницах первых фараонов в Абидосе. Из Телль-эль-Джудайды в Северной Сирии происходит целый запас литых медных статуэток, включая бога и богиню плодородия, которые, как полагают, являются самым ранним известным изображением человека в металле.

Развитие металлургии и керамики, характерное для позднего халколита и раннего медного века, вызвало к жизни различные ремесла, расширило деловые отношения между деревнями и городами и привело к более высокой степени специализации труда. Густонаселенные города расцвели на равнинах и в долинах и в дотоле необитаемых местах. Торговля начала принимать международный размах. Расширение торговых и культурных контактов между Сирией, Палестиной и Ливаном, с одной стороны, и Египтом и Вавилонией – с другой, было фактором первостепенной важности для будущего всех этих стран. Ускорился весь темп жизни на Ближнем Востоке, так же как в наше время благодаря открытию пара и электричества.

Не хватает только одного великого изобретения, прежде чем мы сможем выйти на белый свет истории: письменности. Первые письменные документы, обнаруженные до настоящего момента, происходят из Шумера и относятся примерно к 3500 году до н. э. Из Нижней Месопотамии это искусство распространилось на Северную Сирию. В начале 3-го тысячелетия до н. э. оно уже стало достаточно развитым. С этого начинается история. Но прежде чем мы войдем в исторический период жизни Сирии, давайте взглянем на историю самой земли, которая заложила фундамент для последующих исторических событий.

На страницу:
2 из 6