bannerbannerbanner
Вторник, №18 (37), декабрь 2022
Вторник, №18 (37), декабрь 2022

Полная версия

Вторник, №18 (37), декабрь 2022

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

В течение нескольких лет.

Деньги были небольшие, но без них мы бы едва ли могли обойтись.

Всё стоило денег.

И – выступления некоторых звёздных участников Фестиваля, и – работа аниматоров Театра «Игра», и – воздушные шары, празднично украшающие с некоторых пор собой любое Чукфест-шоу, и – многое-многое прочее.

Ведь наших личных финансов с Агаповым на всё фестивальные нужды хронически не хватало…

А покупку трёх новых многоразовых баннеров фестиваля (это приятное событие произойдёт лишь в следующем году) взял на себя автор его логотипа арт-директор собственной дизайнерской фирмы «Ё-программа» Владимир Юданов.

Заказав их.

Со своими же логотипами.

За свой же счёт…

Все три штуки.

Между прочим, на одном баннере изображён трогательный фотоснимок нашего дорогого и всеми любимого общего Дедушки, где в руках у него – самая настоящая совковая лопата.

Это Корней Иванович мастерски готовит почву для очередного традиционного осеннего Костра «Прощай, Лето!» на территории, примыкающей к его переделкинской литфондовской даче.

Соответствующие фотографии, органично подходящие для всех многоразовых чукфестовских баннеров, подобрали ребята из мемориального Дома-музея.

Доставку же баннеров ко мне домой оплатил я сам.

…А теперь – ещё несколько сообщений, информаций и не слишком длинных отчётов о том, какие (далеко не все!) события составили программу Фестиваля-2011.


12 июня, в воскресенье, в передаче «Шире округ», которая прошла по каналу «Доверие» Центрального административного округа Москвы начиная с 17.30 принял участие председатель оргкомитета Фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского поэт Сергей Белорусец. Встреча с ним открыла телерубрику, которая будет называться «Детский писатель». Планируется, что такая рубрика станет регулярной и расскажет зрителям о современной детской отечественной литературе, призвав для этой благородной цели участников Фестиваля Чуковского.


16 июня в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «Актуальные проблемы досуга и творчества детей и молодёжи». В работе круглого стола принял участие председатель оргкомитета Фестиваля Чуковского поэт Сергей Белорусец. В своём выступлении он затронул вопросы, связанные с реализацией проектов, инициированных Фестивалем имени Чуковского. В частности, речь шла о различного рода писательских мастер-классах, выступлениях перед детьми в регионах и о периодическом проведении уроков школьной литературы писателями, участниками фестиваля.

Некрасовский праздник поэзии

В составе московско-подмосковной делегации, отправившейся 1 июля в Карабиху, на очередной, 44-й Некрасовский праздник поэзии, Фестиваль Чуковского был представлен ответственным секретарём премии Чуковского сотрудником журнала «Новый мир» Павлом Крючковым, сотрудницей Дома-музея Чуковского в Переделкине Натальей Продольновой и председателем оргкомитета фестиваля Чуковского поэтом Сергеем Белорусцем. В те же дни, там же, проходило восьмое совещание молодых писателей, пишущих для детей (руководители Эдуард Успенский, Марина Бородицкая и Валерий Воскобойников).

Сергей Белорусец и Павел Крючков много общались с участниками и руководителями молодёжного совещания, присутствовали на семинарских занятиях, по итогам которых участница и этого совещания, и Фестиваля Чуковского Анастасия Орлова была рекомендована в члены Союза писателей Москвы.

Сентябрьский Костёр

11 сентября состоялся традиционный воскресный Костёр Чуковского «Прощай, Лето!».

Он прошёл в рамках пятого Московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского на территории мемориального Дома-музея патриарха детской отечественной поэзии.

В программе двухчасового литературно-музыкального праздника впервые приняли участие именитые гости из Питера: лауреат премии имени Чуковского 2009 года поэт Михаил Яснов и прозаик Валерий Воскобойников.

Кстати, Валерий Михайлович в своё время был сотрудником тогда ещё ленинградского журнала «Костёр», что и обыграл, представляя его разновозрастной публике, председатель оргкомитета фестиваля Сергей Белорусец, взявший на себя роль ведущего.

Самого же Сергея Белорусца представила зрителям литературный критик эксперт Российской книжной палаты Мария Порядина. Заодно и поздравив Сергея с вручением ему 7 сентября на открытии XXIV Московской международной книжной выставки-ярмарки диплома лауреата ежегодного национального конкурса «Книга года» в номинации «Вместе с книгой мы растём» (издательство «Самокат», художник Иван Александров).

Из лауреатов премии Чуковского прошлых лет на Костре читали стихи Марина Бородицкая, Григорий Кружков и Дина Крупская.

Причём Дина читала стихи не свои, а своих авторов – поэтесс, печатающихся на страницах, редактируемого ей журнала «Кукумбер»: Инны Гамазковой, Елены Григорьевой, Галины Дядиной и Анастасии Орловой.

Также зрители услышали и увидели в деле Людмилу и Александра Чутко, Наталию Волкову, Марка Шварца, Станислава Востокова.

Любопытно, что последний был первым в поддержании огня, следя за бесперебойным горением Костра, зажжённого ровно в полдень по мановению огромной спички, больше напоминающей в руках заведующего Домом-музеем К. Ч. Сергея Агапова волшебную палочку…

Такие же палочки Сергей Васильевич и его заместитель Павел Крючков раздали перед церемонией зажжения Костра всем участникам и почётным гостям красочного действа.

А разогревом аудитории занимался дуэт «Ты и я» (Ольга и Владимир Жировы).

Песни, пляски и речёвки пришлись на долю Театра «Игра» (художественный руководитель и режиссёр Андрей Защеринский).

Связь с телевизионной и бумажной прессой осуществляла директор фестиваля писатель Ирина Горюнова. Операторствовал Владимир Спектор, порой в одиночку, порой вместе с ассистенткой Татьяной Князевой. Фотосъёмкой заведовал координатор программ фестиваля Арсений Белорусец.

Уже с одиннадцати утра продавались и покупались книги издательства «Самокат». А номера «Мурзилки», любезно предоставленные устроителям фестиваля главным редактором журнала Татьяной Андросенко и её заместителем Ириной Антоновой, благотворительно раздавались активничающей детворе.

Традиционное послеконцертное чаепитие на террасе-веранде гостеприимного Дома-музея проходило на этот раз не совсем традиционно, благодаря известной журналистке Жанне Переляевой, которая всё это время любовно интервьюировала писателей и работников музея для своей авторской радиопередачи «Литературная аптека».


Да, всё так.

В том числе и то, что за четыре дня до сентябрьского традиционного Костра Чуковского, чуть ли не впервые прошедшего под аккомпанемент переделкинского дождя, стал я лауреатом национального конкурса «Книга года» в номинации «Вместе с книгой мы растём».

Это произошло в Москве.

В рамках торжественного открытия 24 ММКВЯ.

Впрочем, отчёт об этом смотрите ниже.

А ещё ниже – мои комментарии к нему…

Книга года

7 сентября в первый день работы Московской международной книжной выставки-ярмарки были объявлены результаты национального конкурса «Книга года». Эта ежегодная престижная Премия вручалась Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям уже в тринадцатый раз.

Лауреатом в номинации «Вместе с книгой мы растём» стал председатель оргкомитета Фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского Сергей Белорусец.

Сергей Белорусец отмечен за свой поэтический сборник «Парикмахеры травы» (издательство «Самокат», художник Иван Александров).

Вместе с дипломом лауреата С. Белорусцу была вручена памятная статуэтка и букет цветов.

Члена Русского ПЕН-центра поэта Сергея Белорусца награждал президент Русского ПЕН-центра прозаик Андрей Георгиевич Битов.

Кроме Станислава Востокова (другого претендента на премию в детской номинации), из имеющих прямое отношение к Фестивалю Чуковского в зале Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко присутствовали легендарная Елена Цезаревна Чуковская, автор предисловия к книге «Парикмахеры травы» Павел Крючков, директор фестиваля Ирина Горюнова, сотрудник Дома-музея Чуковского в Переделкине Владимир Спектор и координатор программ фестиваля Арсений Белорусец.


Комментарии к этому отчёту будут по-своему забавными.

Хотя и точно не имеющими прямого отношения к истории фестиваля.

Разве что – косвенное…

Елену Цезаревну Чуковскую устроители специально пригласили на церемонию, чтобы наградить меня.

Как инициатора проведения и председателя оргкомитета фестиваля Чуковского.

Но почему-то решили, что в зале Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, где проходило награждение, её нет.

Зато в зале оказался Андрей Георгиевич Битов, который, будучи президентом Русского ПЕН-центра меня, члена этого ПЕНа (опять же простите за рифму) и награждал.

И – наградил…

Любопытно, что в отчёте о церемонии, опубликованном на интернет-портале «Университетская книга», Андрея Георгиевича, перепутав, назвали не президентом Русского ПЕН-центра, а президентом фан-клуба Сергея Белорусца…

Что ещё было?

В конце сентября побывал я на нескольких радиоэфирах, рассказывая о прошедших мероприятиях и планах Чукфеста.

Помню, выступал в эфире радио «Подмосковье».

И – на «Радио России» тоже.

А ближе к самому концу фестивального года информационный спонсор Чукфеста еженедельник «Книжное обозрение» посвятил нашему детищу всю свою 20-ю полосу.

Ну а несколько раньше стали мы вместе с ответственным секретарём премии имени Чуковского Павлом Крючковым одними из открывателей московской библиотеки имени Чуковского.

Библиотека имени Чуковского

В четверг 6 октября состоялось праздничное мероприятие, посвящённое присвоению Детской библиотеке №75 имени Корнея Чуковского.

На торжестве, наряду с первоклассниками 672-й школы, главой управы района «Перово», другими уважаемыми людьми из местной администрации, по приглашению заведующей библиотеки – культурного центра и руководительницы детского литературного объединения «Рыжий кот» Анны Епишенковой, присутствовали и выступали сотрудник Дома-музея Корнея Чуковского в Переделкине Павел Крючков и председатель оргкомитета Фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского поэт Сергей Белорусец, пригласивший перовских школьников на церемонию закрытия пятого Московского фестиваля детской литературы имени Чуковского и вручения Премии К. Ч.

Кстати, ребята из литстудии «Рыжий кот» являются членами детского жюри литературной премии имени Корнея Чуковского, которая на этот (уже четвёртый по счёту!) раз найдёт своих лауреатов 30 ноября в Большом зале ЦДЛ.

Анна Епишенкова выразила сердечную благодарность Елене Цезаревне Чуковской – внучке Корнея Ивановича – за отзывчивость и реальную помощь.


Ну а завершили мы Фестиваль Чуковского 2011 года уже привычным образом.

В помещении, привечающего нас ежегодно и не по одному разу, горячо нами любимого и премного уважаемого Центрального Дома литераторов.

Торжественное вручение

В среду 30 ноября в Центральном Доме литераторов церемонией вручения Премии-2011 завершил свою работу пятый (юбилейный!) Московский фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского.

Торжественное вручение премии проходило в Большом зале ЦДЛ, а непосредственно перед церемонией – в Малом зале ЦДЛ состоялась пресс-конференция.

Премия, включающая в себя четыре номинации, была вручена уже в четвёртый раз (до этого в 2007, 2009 и 2010 гг.).

Премия имени Чуковского на данный момент является самой престижной премией в области литературы для детей и существует при поддержке Правительства Москвы (финансируясь из бюджетов Департамента СМИ и рекламы и Департамента культуры).

Премия активно служит делу пропаганды чтения.

Председателем жюри премии в этом году был легендарный Эдуард Успенский.

Ответственным секретарём жюри – как и всегда – научный сотрудник переделкинского мемориального Дома-музея Корнея Чуковского литературный критик Павел Крючков.

Поимённый состав остальных членов жюри выглядел так: главный библиотекарь Центральной детской библиотеки имени Аркадия Гайдара Татьяна Рудишина, сотрудник Дома-музея Чуковского в Переделкине Владимир Спектор, лауреаты премии имени Чуковского прошлых лет Марина Бородицкая, Григорий Кружков, Михаил Яснов, Григорий Гладков.

Все они (кроме Григория Гладкова) – наряду с председателем оргкомитета фестиваля и премии поэтом Сергеем Белорусцем и членом оргкомитета фестиваля и премии Сергеем Агаповым приняли участия в компактной, но весьма информативной пресс-конференции (всего аккредитовалось порядка пятнадцати российских и столичных СМИ).

На церемонию были приглашены учащиеся московских школ, члены общества многодетных семей Краснопресненского района, а также широкие массы общественности.

Лауреатам вручили специальные дипломы, цветы, памятные значки и календарики с символикой фестиваля.

В фойе перед началом действа разгуливали персонажи сказок Чуковского и другие узнаваемые ростовые фигуры.

Ростовые фигуры водили хороводы, окружая радушной весёлой заботой малышей и детей постарше, которых оказалось отнюдь немало на фееричном более чем двухчасовом красочном литературно-музыкальном действе…

И разновозрастные ребята, и взрослые, собравшиеся в Большом зале ЦДЛ, с удовольствием наблюдали за торжественной церемонией закрытия фестиваля и вручения премии, прошедшей незаорганизованно и по-домашнему раскрепощённо…

За что отдельное спасибо ведущему церемонии Павлу Крючкову.

Концертная программа осуществилась силами актёров Театра «Игра», Студии юного актёра, вокально-инструментального дуэта в составе Евгении Славиной и Игоря Белого и самих лауреатов литературной премии имени Чуковского разных лет.

Лауреатами премии названы:

– Сергей Махотин (номинация «За выдающийся вклад в отечественную детскую литературу»);

– Артур Гиваргизов (номинация «За развитие новаторских традиций Корнея Чуковского в современной детской литературе»);

– Жанна Переляева (номинация «За плодотворную деятельность, стимулирующую интерес детей к чтению, к отечественной детской литературе»);

– Виктор Лунин (премия читательских симпатий «Золотой крокодил»).

Именно с этой премии началось награждение лауреатов.

Её вручало детское жюри, которое состояло из представителей четырёх детских литературных студий, а именно: «Рыжий кот», «Кот в мешке», «Пресня» и «19 октября».

Премию Виктору Лунину вручали председатель жюри Эдуард Успенский и председатель оргкомитета фестиваля и премии Сергей Белорусец, заодно поощривший представителей детского жюри памятными сувенирами с символикой фестиваля его нагрудными значками, а также номерами газеты «Пионерская правда», любезно предоставленными редакцией.

Артура Гиваргизова – «этого интеллигентного литературного хулигана» – награждали Сергей Агапов и Татьяна Рудишина. Лауреат прочитал несколько остроумных стихотворений, завершив своё искромётное выступление стихами о премии Чуковского.

Марина Бородицкая и Павел Крючков вручили диплом лауреата Жанне Переляевой, известной всей России журналистке, уже тридцать лет подвижнически занимающейся детскими литературными радийными передачами.

Диплом же лауреата Гран-при премии Чуковского 2011 года был принят замечательным Сергеем Махотиным из рук обладателей предыдущих Гран-при Юрия Кушака (2007) и Михаила Яснова (2009).

После чего новоиспеченный лауреат прочитал несколько своих стихотворений и спел под гитару три песни собственного сочинения (дважды в импровизированном содружестве с по очереди вызванными С. М. из зала юными помощником и помощницей…).

В заключение вечера состоялось интерактивное (с включением в него многочисленной детворы) выступление клоуна Плюха (Юрий Кудинов), заменившего в концертной программе Григория Гладкова.

Впрочем, Гладков прислал сорокасекундный киноролик с тёплым (из Анапы) приветствием в адрес фестиваля и премии имени Корнея Чуковского.

А в средине церемонии зрителей растрогал и рассмешил нежный и трепетный киносюжет, повествующий о деятельности фестиваля за прошедший год (с декабря до декабря), снятый и бережно смонтированный Владимиром Спектором (при участии его бессменной ассистентки Татьяны Князевой).

Цветы лауреатам вручала молодая писательница Юлтан Садыкова.

Мероприятие завершилось за несколько часов до зимы весёлым праздничным фуршетом!

Пользуясь случаем, хочется сказать огромное спасибо всем тем, кто способствовал и сопутствовал фестивальному движению в течение всего юбилейного года: директору фестиваля Ирине Горюновой, координатору программ Арсению Белорусцу, членам оргкомитета Ольге Ворониной и Ольге Мурзиной, сотруднице переделкинского Дома-музея Чуковского Наталье Продольновой, руководителю компании «Наносфера» Александру Чистякову, нашим дорогим участникам фестиваля, членам жюри, коллективу Театра «Игра», Федеральному агентству по печати, Правительству Москвы, Союзу писателей Москвы, Гослитмузею и многим-многим другим…


Ну и небольшое, но, кажется, необходимое послесловие к данному художественно-документальному отчёту.

Идея вручить «Премию за пропаганду идей…» радийной журналистке Жанне Переляевой пришла в голову Павлу Крючкову, а всё остальные члены жюри своего ответственного секретаря безоговорочно поддержали.

Кстати, жюри премии с того времени больше не менялось.

До самого последнего вручения премий Чуковского в 2017 году.

Неизменно председательствовал Эдуард Успенский.

Секретарствовал Павел Крючков.

А членами жюри оставались Марина Бородицкая, Григорий Кружков, Михаил Яснов, Татьяна Рудишина, Владимир Спектор и Григорий Гладков.

Правда, последний в работе жюри (с первого персонального опыта вхождения в него) участвовал только фактом своего номинального списочного присутствия.

В реальности получая таким образом деньги за своё выступление на традиционной ноябрьско-декабрьской церемонии вручения премии Чуковского.

Либо – за неприсутствие на нашем мероприятии.

Ввиду собственного отсутствия в Москве.

Как это было в 2011 году.

Либо – за другой вариант неприсутствия.

Ввиду присутствия в Москве, но попадания лишь на фестивальный финальный фуршет.

Такое тоже однажды имело место.

В нижнем буфете ЦДЛ…

Либо Григорий Васильевич вовсе не получал гонорара за участие в работе жюри.

Как стало бывать со всеми его членами, начиная с 2013 года…

Только раз впоследствии (в 2014 г.) случилось иначе.

Но ничем хорошим для Чукфеста это в результате не кончилось….

А ещё как-то раз человек в шляпе, непредсказуемый Григорий Гладков, вроде как приходить к нам на цедеэльское мероприятие не собирался.

Вовсе.

Но в последний момент вдруг возник.

На излёте торжественной церемонии.

В результате – я от неожиданности сразу выпустил Гладкова на сцену, чтобы его выступлением торжественно закрыть торжественную церемонию…

И – торжественно закрыл.

Совершенно забыв при этом про прекрасного барда Андрея Крамаренко.

Который, приехав заранее, терпеливо и дисциплинированно ожидал своей очереди выступить.

Бесшумно настраивая гитару где-то в глубине.

В одной из комнат за сценой…

А смешную историю про стишок о премии Чуковского, рассказанный Артуром Гиваргизовым на церемонии вручения ему её, вы сумеете прочитать в моём литературно-художественно-документальном приложении к моим же литературно-художественно-документальным воспоминаниям о нашей тринадцатилетней фестивально-премиальной истории…

Прочитать здесь.

На страницах настоящей книги.

Однако – значительно ниже…

Позже.

В отсеке, где расположено ещё несколько рассказов, имеющих то или иное (некоторое) отношение к фестивалю и премии Чуковского.

Или – к кому-нибудь из наших участников.

Или – к другим людям, с Чукфестом хоть как-то (на самом деле – более чем!) связанных.

Хотя бы формальными узами.

Но в то же время – очевидно кармическими.

Что вполне позволительно сказать, например, о Сергее Капкове.

Назначенном руководителем Департамента культуры Правительства Москвы в сентябре 2011 года и покинувшим департамент по собственному желанию в марте 2015-го.

С которым я так ни разу в жизни не увиделся.

Но за много лет до описываемых событий писал в его честь поздравительные стихи.

По просьбе автора фирменного стиля Фестиваля Чуковского – дизайнера и архитектора Владимира Юданова.

Знавшего Капкова по довольно продолжительной и продуктивной совместной работе.

На Чукотке…

Но, повторяю, это будет в приложениях.

Которые будут значительно ниже.

И – которых (надеюсь!) будет аж целых два.

Кроме документально-литературно-художественного приложения, будет и сугубо документальное.

Включившее в себя различного рода письма (в том числе благодарственные), отзывы, тексты апелляций, профессиональные комментарии юристов, несколько чукфестовских афиш, изображение логотипа, краткие описания нескольких наших проектов…

К сожалению, так и нереализованных.

В основном из-за отсутствия пресловутого финансирования.

Как было, например, когда мы с Ольгой Мурзиной и досуговым детским центром «Пресня» (нам помогала руководитель его литературной студии Анна Ямпольская) разработали проект разновозрастных мастер-классов от Фестиваля Чуковского и фонда «РАДА»

Или, например, был ещё проект.

Я его назвал строчкой из стихотворения Риммы Казаковой.

«Наше отечество – русский язык».

А посвящён этот проект был пропаганде русского языка и современной отечественной детской литературы.

Естественно, силами Фестиваля Чуковского.

Причём не только на территории Москвы, области и России, но и по всему пространству ближнего и дальнего зарубежья.

Со всеми его русскоязычными сегментами, анклавами и диаспорами…

Продолжение следует

Ивет АЛЕКСАНДЕР


Крепость моего целомудрия

Новелла

Часть 1

Ночь сумбура. Трезвый взгляд на вещи, или Утро леднёвской казни

Все, как всегда, смеялись над анекдотами Кирилла. Все, кроме этого нового парня, которого привела Леднёва. Казалось, у него не было чувства юмора, ну или оно было, но где-то на уровне кончиков его пальцев.

Мы стояли рядом, спиной к барной стойке, лицом к Кириллу и нашим ребятам – я, Леднёва и между нами этот её новый поклонник, ну или кто он там ей был. (Она вообще мало в чём разбирается хорошо, а в парнях так точно ничего не соображает, то есть вообще. Каждый следующий – очередная слёзная ошибка.)

К бару всё время кто-то подходил и уходил с напитками, но посторонних среди них не было, так как для празднования своего дня рождения наш однокурсник Арсен Аданец закрыл популярный в городе молодёжный клаб «Запасной Выход», которым владел его отец. Всё было прикольно, пока во время нашего всеобщего хохота над анекдотами мне вдруг не показалось, что моего локтя кто-то легонечко касается. Раз, другой… Я обернулась, решив, что это происходит не случайно. И я была права. Это был он, леднёвский непонятно кто. Он не смеялся совсем. Он смотрел на меня так, будто хотел что-то сказать, однако ничего не говорил. Но когда он в очередной раз нагло дотронулся до моей руки, я резко развернулась и, уставившись на него в упор, прошипела:

– Тебе чего?

Я посмотрела на Леднёву, мол, займись. Но ей было не до него. Она давилась со смеху. Ну не до такой же отрешённости в самом деле, чтобы забыть про того, с кем пришла? Хотя, конечно, не одна она была подвержена обаянию Кирилла. Не буду врать, у него даже старые анекдоты слушаются как новые. Вот чего-чего, а этого таланта у меня нет. И это не имеет отношения к моему чувству юмора. Мне кажется, я знаю все анекдоты на свете, но сама я их почти не рассказываю, ну или рассказываю, но не так, как Кирилл. Он их преподносит очень по-своему. По-особенному. Я думаю, что никто из наших ребят так азартно их рассказывать не умеет. Кирилла же я готова слушать часами и мне всегда будет смешно. Я вообще люблю смотреть на него, когда он разговаривает. Особенно люблю смотреть на его губы. Одним словом – смотреть ему в рот. Что я и делаю. Я бы так и продолжала смотреть на Кирилла, если бы не этот странный леднёвский мальчик.

– Хотел познакомиться, – ответил он.

– Леднёва ведь представила нас всех – «моя группа». Тебе что, мало?

– Да, мало. Она не назвала тебя.

– Значит, не надо было, – сказала я и, забрав с бара свой второй за вечер дисаронно со льдом, ушла к Кириллу.

Он сидел на высоком стуле перед небольшой сценой, в окружении наших ребят, и шпарил свои хохмы, пока молчала музыка. Он вполне мог бы их говорить и со сцены, так это было восхитительно. Мне жутко захотелось встать с Кириллом рядом, хотя бы для того, чтобы этот леднёвский парень отцепился. Но он как раз последовал за мной.

На страницу:
2 из 3