bannerbanner
Белорусские знахари. Легенды, предания, рассказы, обряды. Этнографические материалы конца XVIII – начала XX века
Белорусские знахари. Легенды, предания, рассказы, обряды. Этнографические материалы конца XVIII – начала XX века

Полная версия

Белорусские знахари. Легенды, предания, рассказы, обряды. Этнографические материалы конца XVIII – начала XX века

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

Приедут они, бывало, домой, или выезжают из дома, так пану всё время подают поесть какую-то чёрную «поливку» (похлёбку). Один раз работник не выдержал и тайно от пана попробовал несколько ложек «поливки». Поехали снова в дорогу пан с работником. Теперь уже парень сам, без хозяйских указаний, лишь где что пискнуло или брызнуло, стоит и слушает. Удивило это пана. Спрашивает он:

– Почему ты останавливаешься, что ты знаешь?

– А вот хорошо послушать, как звери и птицы сами с собой разговаривают.

Догадался пан, откуда у работника такие знания.

– Ни ели ли ты ужового мяса, которое мне всегда дают? – спрашивает он.

– Да, попробовал, – отвечает работник.

– Ну, поедем, посмотрим, что ты можешь.

Проехали они немного, как закуковала кукушка. Пан спрашивает:

– О чём она говорит?

Работник всё ему ответил. Закричала иволга. Снова работник отгадал, о чём она кричит. После этого случая пан перестал брать парня с собой в поездки». (10. №2—3. С.114)


Получение знаний от змеи


Змеи хоть и не имели благосклонности к человеку, но иногда помогали целителям, приносили им «живую траву», оживлявшую людей. Белорусы, проживавшие рядом с этническими поляками, верили, что змея даёт человеку знахарские знания, дунув ему в уста или приложив к его языку свой язык. В восточных и северных уездах для обретения дара от змеи втыкали берёзовую веточку одним концом себе в ухо, а другим концом в змеиное горло.

Знахарка Авдотья Маркина из села Даньково Смоленской губернии рассказала В. Н. Добровольскому, как она научилась «отхаживать от змей». «Поймала я змею и посадила за пазуху. И целый день с ней ходила, пока змея не сдохла. Так и знать стала. На умерщвление змеи нужно поспешно проговорить: „Ози озие ози“. Она от этих слов убивается. И сколь дивно; когда она послышит первое слово, вдруг ушами приклоняется к земле, и хвостом прикрывает верхнее ухо, дабы не слышать далее». (13. С. 282)

Прочие способы приобщения к знахарству

Как пан старуху шептать научил


«В некоем селе жила старуха, лет сто ей было. Жила она одна, как былинка в поле. Все её родственники и свояки давно умерли, а она осталась, как гнилое и старое дерево. Село то было совсем маленькое, домов десять, и хата старухи стояла в самом конце села. Была она такой же старенькой и кривой, как её хозяйка. Некий добрый человек сделал к хатке подпорки и обложил дёрном. Вот хатка и стояла, не зная, в какую сторону упасть. Старуха собирала щепочки и жгла их в печке, так и грелась перед пламенем. Ела она печёный картофель и кусочки хлеба в воде размачивала.

Кто знает, сколько бы она ещё так прожила, но ехал как-то возле её хаты местный пан и был очень удивлён, что она так долго живёт.

– Разве ты, бабка, ещё жива?

– Жива-жива, паночек-соколик. Не даёт Бог смерти.

– Как же ты живёшь?

– Какая моя жизнь, паночек дорогой! Чем так жить, лучше гнить. И заработать не могу, и воды подать некому.

– Почему ты, бабка, не шепчешь и не ворожишь?

– Не умею, мой паночек.

– Слушай, бабка, я тебя научу.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5