bannerbanner
Сопровождение организованных школьных групп в городской среде
Сопровождение организованных школьных групп в городской среде

Полная версия

Сопровождение организованных школьных групп в городской среде

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

В, казалось бы, простых вопросах Леры кроется самое важное, например, через вопрос: «Что расскажете родителям или друзьям?», вероятно, вы сможете узнать, что реально больше всего «зацепило» детей.


Какие выводы мы можем сделать исходя из того, что узнали про вербальную сторону общения?


А. Когда мы беседуем с человеком или доносим до него информацию, важно говорить с ним на одном языке как формально, так и стилистически, иначе вы рискуете остаться непонятыми.

Так, при подготовке к поездке или экскурсии определите, кто ваша аудитория.

Определив это, постарайтесь хотя бы поверхностно изучить культуру и интересы этой группы людей:

• сюда входят любимые фильмы и мультфильмы той или иной возрастной группы;

• интересующая их музыка;

• любые кумиры этой возрастной группы и многое другое.

Например, вам не обязательно любить музыку, которую слушают современные школьники, однако ссылки в рассказе на знакомых и близких им исполнителей смогут привлечь внимание детей к вам.

Показывая свою осведомленность и говоря на языке, близком им, вы становитесь тем человеком, которого им интересно слушать, за которым они готовы идти.


Б. Мы ни в коем случае не утверждаем, что вы должны говорить исключительно на «языке школьников», однако его использование поможет перекинуть мост интереса между миром, который вы им представляете, и миром, который уже знаком им. Старайтесь приводить метафоры, примеры и аналогии, близкие их восприятию.

Попробуйте найти наилучший пример для подростков.

В музее вы видите экспонат – бита.

• Посмотрите, эта бита похожа на биту для лапты.

• Посмотрите, примерно такие же биты использовали для популярной игры под названием лапта.

• Посмотрите, это похоже на бейсбольную биту, в нашей стране была похожая очень популярная в свое время игра и называлась она лапта.

• Посмотрите, это похоже на бейсбольную биту.

Велика вероятность того, что подростки вообще не знают, что такое лапта, поэтому сказав детям, что это бита для лапты, вы можете столкнуться с недоуменным взглядом.

Процесс глобализации начался не так давно, но уже в наше время подросткам действительно будет проще понять через пример с бейсбольной битой, как в варианте 4, но всё же это слишком сухой ответ, который никаких новых знаний не даст.

Наилучшим же вариантом будет привести пример и дать новые знания – как в 3 варианте ответа.


В. Ваша коммуникация не будет успешной без взаимодействия и получения обратной связи от аудитории. Давайте еще раз вернемся к правильной обратной связи:

• для получения обратной связи используйте знакомый многим из нас прием – разбавляйте свой рассказ вопросами;

• для начала чем легче будут эти вопросы – тем лучше, так как они помогут вашей аудитории включиться в диалог;

• далее, когда диалог будет налажен, можно постепенно усложнять вопросы, побуждая аудиторию всё больше думать;

• например, идя на экскурсию в исторический музей, можно заготовить несколько банальных вопросов из школьного курса истории. После того как вы зададите их, можно в ходе экскурсии задавать вопросы по только что рассказанной информации. Далее можно будет задавать вопросы, заставляющие размышлять, как, например: «Как вы думаете, к чему могли привести такие события?»;

• получая постоянную обратную связь от аудитории, вы сможете наладить эффективную коммуникацию.


Коммуникативные барьеры

Коммуникативные барьеры представляют собой своеобразные препятствия на пути передачи информации. В психологии существует большое количество классификаций, выделяющих разные типы коммуникативных барьеров.

Причины возникновения барьеров общения связаны в первую очередь с социальными или психологическими характеристиками. Препятствия часто возникают из-за того, что между людьми отсутствует понимание ситуации общения. В данном случае оно вызвано не просто различным языком, но различиями более глубокого плана, существующими между участниками коммуникативного процесса. Разумеется, процесс коммуникации осуществляется и при наличии барьеров, но вся ситуация общения значительно усложняется благодаря их наличию.


Фонетический барьер

Препятствия здесь создаются акустическими особенностями речи.

Например, фонетический барьер возникает, когда мы говорим невнятно, не проговариваем некоторые слова, проглатываем окончания, шепелявим, говорим с акцентом, тараторим и т. д. В перечисленных выше случаях мы можем говорить о неполном понимании вследствие фонетического барьера. В знакомой нам уже ситуации, когда люди говорят на разных языках (иностранных), мы можем говорить о полном непонимании вследствие фонетического барьера.

Отдельно отметим, что скорость речи играет очень большую роль. Важна разница между скоростью сказанных слов и скоростью их понимания слушающим. Так, данная разница должна быть минимальной: речь не должна быть как слишком быстрой, так и «застревающей» или замедленной.

Другой важный момент касается тональности речи. Произношение фраз слишком высоким или низким голосом снижает эффект восприятия, так как вызывает у собеседника защитную реакцию, которая может выражаться в торможении или переключении внимания со слов говорящего.

Ошибки в постановке ударений, произношении слов, слова-паразиты, плохая дикция и артикуляция также становятся фонетическим барьером в общении.

Существует ряд инструментов для борьбы с фонетическим коммуникативным барьером:

1. В своей речи обязательно используйте паузы, которые будут направлять внимание слушателя на важные вещи; способствовать переключению и концентрации внимания на важном.

• Использование пауз в речи подобно расставлению знаков препинания на письме.

• Многим хорошо известен пример из детской сказки, в которой необходимо поставить запятую во фразе «казнить нельзя помиловать». Смысл фразы здесь во многом зависит от запятой.

• Ровно так же в речи вы направляете смысл фразы, управляете ей при помощи пауз.

• Уверенность.• Интонация.• Паузы.• Дыхание и расслабленный голос.• Правильные жесты.

Будем двигаться по нескольким пунктам по отдельности. Сейчас вам нужно будет уделить максимальное внимание именно паузам и интонации.

Для начала вот еще один пример, где пауза меняет смысл.

• Я пойду посмотрю новый фильм на следующей неделе.

• Я пойду, посмотрю новый фильм на следующей неделе.

С интонацией всё более понятно, в нашем языке она играет одну из основных ролей, самый банальный пример – это разница вопроса и утверждения, само предложение остается одинаковым, но смысл его меняется при смене интонации.

• Я приеду завтра.

• Я приеду завтра?


В других вариантах упражнения, которое вам встретится или уже встречалось, нужно пересказать самому себе и воображаемым слушателям небольшой рассказ, только что прочитанный вами; сейчас попробуйте поговорить о чем-то более вам привычном, например, расскажите о своем хобби самому себе.

Перед тем как вы начнете это делать, я объясню, для чего это нужно.

Всё дело в том, что когда вы пересказываете недавно прочитанный рассказ и оцениваете себя по пунктам, вы больше концентрируетесь на том, чтобы не забыть смысл и не упустить важных деталей, что, конечно, тоже важно.

Но в таком случае, из-за того что вы уделяете большее внимание именно смыслу, тараторить вы в любом случае не будете, а вот когда вы рассказываете о том, что привлекает и вызывает сильные эмоции, это может захлестнуть вас, и вы можете даже не заметить, как речь станет сумбурной и без пауз.


Упражнение

Подойдите к зеркалу и расскажите о своем хобби или о событии, которое вызывает у вас много эмоций, но сделайте это спокойно и выдержанно и главное – следите за паузами и интонацией.

В этой главе данное упражнение будет встречаться несколько раз в разных вариациях, для простоты назовем его «рассказ о событии».

А пока вернемся к тому, что еще поможет вам преодолеть различные барьеры и совершенствовать речь.


2. В случае с корректировкой тональности речи важно понимать, что «скачущая» тональность является отражением эмоционального состояния говорящего. Только находясь в уравновешенном эмоциональном состоянии, вы можете эффективно варьировать тональность голоса.

• Когда вы руководите детской группой, поддерживать эмоциональный баланс бывает крайне сложно. Вам необходимо понять, что именно для вас является ресурсом, поддерживающим баланс в эмоциональном состоянии.

• Кому-то помогают дыхательные практики (сделать несколько глубоких вдохов), кто-то старается переключать свое внимание на что-то приятное или, наоборот, незначительное (представить приятную картину, посчитать до десяти).

• Универсальный путь для контроля эмоционального состояния – понять, почему вы разозлились. Для этого стоит ответить на вопросы:

• Что именно выбило меня из колеи?• Насколько это важно?• Какие значимые для меня потребности это подорвало?• Что сейчас я могу с этим сделать и будет ли это продуктивно?

• Постарайтесь найти подходящий именно вам инструмент контроля эмоционального состояния. Большая осознанность ведет к большей эмоциональной стабильности, что отразится и на тональности вашего голоса в том числе.


Упражнение

Вновь обратимся к нашему упражнению, где вы рассказываете о событии, вызывающем у вас эмоции. Теперь основной упор будем делать на дыхание и расслабленный голос, для этого вы должны быть уравновешены, спокойны и собраны, ведь, как вы поняли, от эмоционального состояния зависит и наша манера говорить, а соответственно, от нее зависит то, как нас будут воспринимать окружающие. Вероятно, вы скажете, что в домашних условиях всё это звучит и делается довольно просто, а что делать в ситуации, когда вы на взводе?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3