bannerbanner
О культуре в Барнауле. Том №7. 2011 г.
О культуре в Барнауле. Том №7. 2011 г.

Полная версия

О культуре в Барнауле. Том №7. 2011 г.

Жанр: критика
Язык: Русский
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Так было всегда заведено в Союзе художников, в жюри и в выставочной комиссии заседают авторитетные члены – искусствоведы и художник. Это их правила, пусть как хотят, так и делают.

Сегодня мене пришла идея. А если бы в отборочной комиссии и в жюри были не мои старые знакомые, а молодые художники. Например, лауреаты этого же «АзАрта» прошлых лет. Хотя, за 20 лет проведения выставки некоторые тоже уже не молоды. И все же, если бы в жюри были искусствоведы и художники возрастом до 35 лет, то мне, кажется, настроение было бы другое.

В галерее «Республика ИЗО» ежегодно проходит выставка молодых художников Барнаула «Собрание». У нас нет отбора, то есть, нет выставочного комитета, мы берем все работы, что приносят, это наше основное отличие от традиционных выставок Союза художников, и у нас нет жюри. Я сам выбираю лучшую работу выставки.

Думаю, надо привлечь жюри из молодых искусствоведов и художников. Попробую у себя, интересно, что получится.

«АзАрт» вызвал ажиотаж, вызвал интерес публики к изобразительному искусству и это прекрасно! В этот раз получилась большая интересная выставка.

Но «АзАрт» скоро пройдет, а в галерее «Республика Изо» всегда интересные выставки. Сейчас мы показываем выставку фотографии «Форум».

Выставку работ Виолетты Метелицы, выставку из коллекции Александра Быкова, у нас есть зал скульптуры, где можно увидеть работы Михаила Половникова и живопись Алены Наволокиной, а еще есть зал, где мы показываем около 100 работ из собрания галереи «Республика ИЗО».

04.03.11

Весна пришла, весне дорогу, а мы продолжаем рассказывать о культуре в городе Барнауле. Сегодня в программе: не скучная коллегия краевого управления по культуре, выставка в музее Город.

На протяжении многих лет в начале марта я вспоминаю художника Юрия Эсауленко и сегодня вспомним. Затем день музыканта, традиционные авторы исполнители и герой интернета в Барнауле Игорь Растеряев.


«Пьеса имела большой успех, но публика провалилась с треском». Оскар Уайльд.

Коллегия

Это очень важное мероприятие для профессионалов, но скучное для публики. Что же это такое, это расширенная коллегия управления по культуре и архивному делу Алтайского края. Про архивное дело забудем, это дело государственное и не требующее суеты.

А вопросы культуры наоборот требует общественного обсуждения, потому что культура, это проблемы повседневности.

Думаете, что культура вопрос десятый, тогда вас хулиганы не страшат, и вы сами в лифте на стене пишите, кнопки поджигаете, окурки бросаете и семечки плюете. Если не вы не такой, то тогда вопросы культуры должны стать приоритетными в современном обществе.

О чем шла речь на этом большом собрании работников культуры. Главным был отчет управления, но перед столь ответственным делом, отчетом который вполне уверенно прочитала заместитель начальника управления Елена Евгеньевна Безрукова, выступил Даниил Владимирович Бесарабов, заместитель губернатора по социальным вопросам, теперь он курирует культуру в крае.

В своем выступлении Даниил Владимирович указал на достижения, упомянул орган в краевой филармонии, грандиозную реставрацию МТА и сказал о планах реконструкции ГХМ, и музея Германа Титова. Все это главные и крупные объекты, прекрасно – вдохновляет. Заместителю губернатора сдержано аплодировали.

А вот из отчета управления по культуре выкинуть цифры не получилось.

И если бы была возможность, я бы рассказал и доказал в каком катастрофическом кризисе отрасль культуры. Караул.

Вот такие вилы, вроде делается много и это заметно, но в целом черная дыра.

Отчеты управления, а ныне министерства культуры Алтайского края были необыкновенно интересным шоу в стиле партийно-хозяйственного актива времен СССР. Это превосходная иллюстрация жонглирования цифрами во времена, когда все всё понимают. Одни отчитываются, другие слушают, но на самом деле это ничего не значит. Несколько раз я пытался указать на катастрофические итоги, на меня смотрели как на поджигателя колхозного сена во время коллективизации.

Муз Город

Жил был мальчик Иван Дмитриев.

И однажды задумался он о жизни братьев наших скользких, то есть рыбах. Захотел он поведать людям о судьбе мертвой рыбы, описать ее мир.

Так и появилась выставка «Глазами мертвой рыбы». Собрал он себе единомышленников, студентов художников, и взялся за работу.

Что же мы увидим в рыбьих глазах? Под водой прохладно и спокойно. Перевернутые водолазы, исследуют морское дно. Одинаковые устрицы следят за всем из своих раковин. А в винной бутылке, зацепившейся за коралл, плавают мелкие рыбешки, еще живые. А мертвой рыбе ничего не остается. Ее выбрасывает на берег, на шумный пляж. Где ползают шестереночные крабы с тяжелыми клешнями, дети кричат и веселятся, женщины в пестрых купальниках вялятся на солнце. По песку ходит гигантский многорук и пытается всем угодить своим навязчивым сервисом.

А вы такого не встречали?

И над всем этим реет часть женского туалета огромных размеров. Прямо символ современности.

Но апогея выставка достигает в центре зала. Здесь висит огромная рыба-рука. Эта тяжелая картонная скульптура раскачивается и шелестит. В ее пальцах глаз, наблюдающий за всем происходящим. А над бумажным мутантом нимб. Только не нужно искать христианских аллюзий. Это просто рыба, глаз и нимб – немного безумия и фантазии.

Вся красота выставки открывается в темноте. Сквозь предметы протянуты светящиеся гирлянды. Под рыбой-рукой лежит циновка. Можно расслабиться и наблюдать за игрой света в этих причудливых конструкциях.

Конечно, есть в выставке некоторая хаотичность, Но она невероятно интересна. Такое мало где можно увидеть. Недавно ее отобрали для участия в крупном российском конкурсе.

Посмотреть на мир глазами рыбы вы сможете до конца марта в музее город на первом этаже.


Это был один из выдающихся проектов в Барнауле. После этой инсталляции я сделал несколько проектов с Иваном, но он уехал из Барнаула. Очень одаренный художник.

ЭС

«Эсик человек в картинках».


Он надломил в свое время художественное пространство Барнаула и не успел его разломать до конца. А надо было это сделать.

Юрий Эсауленко художник, который за 15 лет творческой жизни сумел показать городу, что есть другое изобразительное искусство, где нет совка и пейзажной трусости, где есть фантастическая идея свободы в творчестве и соответственно в жизни.

Мне очень сложно говорить о феномене художника Эсауленко в изобразительном искусстве, потому что Юрий Эсауленко, художник, лидер актуального искусства в городе Барнауле, умер в 31 декабря 2000 года в последнюю ночь ХХ века в возрасте 33 лет.

2 марта у Эсауленко день рождение.

Мне трудно о нем говорить, потому что это мой друг которого помнишь, который не ушел из моей жизни.

Да мы не можем встретиться и поговорить, мы не можем придумать очередной проект и он не придет вечером и не скажет, давай вот это сделаем.

Эсауленко много успел, было много интересных выставок, он был центром современного искусства в городе.

Вокруг него вызревали новые идеи и появлялись новые люди, которые до этого сидели по углам.

С ним в городе появилась, художественные группы, некоторые еще помнят творческую группу «Тихая мансарда», помнят «Темную галерю». И первый самиздатовский журнал «Графика».

Юра был тем художником которые живут запредельным миром, тем миром, который они открывают для людей, он расшифровывал знаки.

В нем не было простого понимания искусства, он должен был раскрыть мир, а не зарисовать отдельную гору и березку с елочкой.

Все его выставки, акции, перфоменсы, опенэйры это было современно, это было за гранью периферийного представления об искусстве, но почему-то этому художнику верили, если даже не понимали о чем он, а это редко кто понимал.

Юрий Эсауленко гений нашего времени.

Остались его работы, наконец то искусствоведы обратили внимание на его искусство, сегодня один из них кропотлива собирает материалы для монографии. Друзья собирают фотографии и другую информацию на его странице фейсбука.

Недавно подумал, что в каждом крупном сибирском городе есть актуальный художник мирового значения в Красноярске Слонов, в Новосибирске Мизин, в Омске Муратов. В Барнауле сейчас такого нет, думаю, это было место Эсауленко, но не до жил. След оставил.


Ю. Эсауленко


Этот текст я повторял на протяжении многих лет. А в 2021 г. вышла книга искусствоведа Михаила Чурилова и я тогда написал.


«Больше года назад я радовался, хлопал в ладоши и всем рассказывал, что у нас большая радость. Скоро выйдет книга «Artmaker Юрий Эсауленко», автор Михаил Чурилов.

Книга победила в краевом конкурсе на издание литературных произведений в номинации «Краеведение».

Короче, книга вышла, а радости нет. О том что сделал я, для того что бы книга появилась, пусть судит Михаил Чурилов.

Казалось бы, цель достигнута, можно поставить точку в проекте по увековечиванию имени художника. Мы сделали выставку к 50 летию, это была большая выставка в 2018 году в галерее «Республика ИЗО», уже вышла книга и можно радоваться. А радости нет.

Презентация книги пройдет 2 марта, в день рождения Юрия Эсауленко, в краевой библиотеке в городе Барнауле. Чурилов скажет всем спасибо, подарит тем, кто помогал книгу и всё.

Прорыв, конечно, большой. Удалось продать Государственному художественному музею две работы Эсауленко, удалось издать книгу. Хлопай в ладоши. Все получилось.

Осталось закачать книгу в сеть, что бы увековечить по-настоящему.

Художник Юрий Эсауленко был лидером неформального искусства в Барнауле 1980—1990-х годов, участником объединения «Тихая мансарда», сооснователем «Темной галереи». И мой друг.


Когда-нибудь расскажу, что я сделал что бы книгу издали за казенный счет.

День музыканта

1 марта – это не только день начала весны, но ещё и знаменательная дата для барнаульских любителей рок музыки.

День музыканта придумали 20 лет назад Леонид Мелкомуков, Валерий Сурин, Евгений Михайлов.

Тогда это была самый настоящий фестиваль андеграунда

Но ровно пять лет назад благодаря клубу «Чаплин» День музыканта приобрёл официальный статус.

С тех пор ежегодно молодые и не очень коллективы из Барнаула и ближайших городов вроде Бийска зажигают публику.

В этом, юбилейном для праздника, году групп было больше двадцати: и молодые хлопцы «Ямми», и последователи блюз рока «Альтависта», и шикарная женщина Екатерина Будкеева, и резиденты клуба группа «Граффитти», исполняющие «Любочку» не хуже авторов, и загадочные «Пабло Эскобар», в общем все-все-все.

Так что концерт получился невероятно насыщенным, сменялись исполнители очень быстро, все самобытные, одну группу с другой не спутаешь. Однако, веселее всего народу было плясать под каверы леди Гаги, и Шакиры, ну что поделать.

Чаплин – это конечно хорошо: и звук, и свет, и места достаточно, вот только пить там дорого, да не суть – не пить же пришли, в конце концов. И спасибо им отдельное за низкую цену билета.

Барнаул – город богемный, все гитаристы, поэты и художники, а праздник только у музыкантов.


Л. Мелкомуков


День музыканта был хороший праздник. 23 октября 2021 г. умер один из его основателей Виктор Манаков, главный джазмен Барнаула последние 40 лет.

КСП

Это творческий вечер, душевная тема.

Вечер авторской песни, какая прелесть. Есть в этом махровая ностальгия по давно ушедшим временам застоя.

Замечательно ведь вспомнить добрым словом КСП, это уникальное движение. «Клуб самодеятельной песни» в Барнауле, мне кажется, это особенное явление.

Тут даже далекий от песен под гитару вспомнит не напрягаясь грандиозные фестивали Повалиха и может назовет несколько фамилий, а легендарный сподвижник авторской песни Владимир Мордвинов, правда на этом концерте его не было и парад открывал Владимир Липилов, вот уже 30 лет не дают потухнуть искре искренней песни.

Ведь авторская или как часто говорят – самодеятельная песня, отличается от профессиональной эстрады той искренностью и задушевностью, что ценит публика.

Хотя многие известные авторы исполнители естественно перешли на большую сцену, но при этом не утеряли очарования задушевности. Такие артисты и приехали, этим концертом местные активисты начинают большой проект, серию концертов с участием известных авторов исполнителей.

Будут Кукин, Городницкий, Никитины, будет большой праздничный концерт. Таким традиционным способом вместе отметим юбилей КСП в Барнауле.


Недавно Антон Долин спросил читателей, почему многие считают авторскую песню эталоном пошлости. Я никогда не любил КСП, думаю, что во всем течении присутствует отсутствие исполнительского мастерства. Оно то и раздражает образованного слушателя. А те исполнители кто нашел свое оригинальное звучание, кто мастерски владеет инструментом или понимает особенности голоса и подчеркивает это исполнительской манерой стали бриллиантами. Их все любят. Но КСП ассоциируют с массовым исполнителем. Судьба.

Растеряев

Это очень любопытно, буквально за неделю до концерта Его портрет появился на обложке влиятельного журнала «Русский репортер». А до этого Игорь Растеряев был звездой ютюба.

Его трогающие за душу простые мелодии с трагическими текстами сразу стали не формат. У нас все, что правильно, а не через одно место, в смысле шоу бизнеса, все не формат.

Так что этот герой на передовой и приглядитесь все чаще появляется антипопса и давно известно, что первыми на слабый ветер перемен реагируют музыканты. А потом народные массы сметают с корабля истории всю перхоть эстрадную. И тысячные залы по стране начинают петь «Мы требуем перемен».

А сначала вот такие тихие герои в маленьких клубах поют:

«Запомните загадочный тактический приём —

Когда мы отступаем – это мы вперед идем!»

И до этого вначале прошедшей эпохи свободы пел другой герой рок н ролла

«Что ж теперь ходим круг – да около

На своем поле – как подпольщики?

Если нам не отлили колокол,

Значит, здесь – время колокольчиков».

В клубе на мое удивление был биток совершенно не понятной мне публики, не ожидаемый зритель.

Озадачило, но порадовало.


Прошло столько лет, а Растеряев так и остался мелким героем альтернативного ютуба.


Дамы и господа, берегитесь скоро праздник женский день. И поэтому поводу будут концерты выставки спектакли.

Я хотел рассказать о новом журнале «Культура алтайского края», но оставлю этот лакомый кусочек на следующею программу.


Журнал до сих пор выходит. Недавно Константин Гришин приносил свежий номер. Журнал стал лучше, в нем стало меньше графического мусора и тексты стали интереснее. Там работают приличные авторы.

11.03.11

В авторитарности моей редактуры сомневаться не стоит, «Афиша» ярко выраженная субъективная авторская телепередача.

И даже корреспонденты программы находятся под моим мощным прессингом, у нас старая концепция – мы рассказываем о культуре в городе Барнауле все что думаем.

Либертанго

Фестиваль конкурс «Либертанго», это крупное мероприятие и заметное событие в музыкальной жизни города, может даже и в стране, по крайней мере, интернет откликается огромным количеством упоминаний.

Либертанго, это в первую очередь Астор Пьяцолла, известный аргентинский музыкант. К его 90-летию в Барнауле и проходит фестиваль – конкурс.

У нас не так много музыкальных конкурсов, тем более с участием приезжих артистов, так что начался фестиваль выступлением Натали Пафус, соотечественницы проживающей в Швейцарии и пела она в сопровождении великорусского оркестра «Сибирь».

Оркестр «Сибирь» является главным звеном во всей этой затеи в Барнауле и благодаря неуемному желанию Сергея Кузнецова пропагандиста музыки Пьяцоллы и арт директора фестиваля.

За несколько дней фестиваля прозвучит много музыки, концерты пройдут на разных площадках. Начали в филармонии и это было торжественно, все же главная музыкальная сцена края.

Главным днем фестиваля станет 12 марта, когда в зале музыкального колледжа выступят ансамбли из разных российских городов: Чита, Самара, Санкт-Петербург и даже коллектив из Мексики.

Торжественное закрытие фестиваля-конкурса «Либертанго» пройдет в театре драмы 13 марта. Будет большой концерт лауреатов.

Говорят интерес у публики такой, что на финал билетов уже нет. Какая страстная любовь к аргентинской музыки.

Правда когда приглашенная звезда Натали Пфаус пела русские романсы, накатила такая грусть тоска кабацкая под баян и балалайки.

Культурный код однако.


М. Стюхин

ТМК

Итальянская эстрада давно уступила в популярности миланскому шопингу, но в сердце остались имена; Челентано, Кутуньо, Софии Лорен, ой это из другой оперы.

Да уж т Филимонов не неореалист, это что-то другое, родное ДК завода имени театра «Опереты».

Спектакль «Чао Италия», это уникальная пьеса нашего горячо любимого драматурга Михаила Смолянникова. Пьеса веселая, в меру злободневная и даже актуальная местами. Много шуток, тонкого юмора и цитат, отправляющих зрителя в глубины искусства.

Нужно в двух словах открыть интригу, один мафиози заказывает оперетте, поставить оперу «Кармен», чтобы завлечь другого боса и замочить его в зрительном зале. И начинается комедия положения под музыку.

В главных ролях заняты хорошие артисты Дмитрий Иванов, Александр Лапатюк, две примы Гальцева и Черных и заслуженная артистка Августовская.

Сам история банальна, но еще проще ее преподносят.

Пусть музыкально нас погрузили в итальянскую эстраду конца 20 века, но нас еще и ткнули носом в какие-то странные тексты песен, не просто было слушать столь натужные слова, лучше бы они выкину их из песен.

Танцы были яркие, красочные, создающие праздник, фестиваль, а действии между танцами рассыпалось. Истерика раздражала, не продуманность декорации отвлекала и мешала, не создавая пространства спектакля. Все разваливалось на эстрадные номера, одни удавались, другие нет.

Я расстроился. Хотелось в тетрис поиграть антракта дожидаясь.

Дома подумал и решил, что зря режиссер Филимонов пошел столь традиционным эстрадным путем, спектакля не получилось, а хотелось, пьеска смешная.


В 2021 году режиссер Музыкального театра Таня Столбовская попросила написать пьесу про Виктора Цоя. Я показал набросок, но режиссер сказала, что этот материал ей не подходит, и прекратила со мной обсуждение. Не сложилось, а вот друг мой Миша Смолянников несколько раз работал с этим театром.

Сопрано

И пошел я душой отдыхать в драмтеатр, там в тот же вечер выступал девичий хор.

«Сопрано 10», это проект известного музыкального деятеля Турецкого.

Главный хор Турецкого это мужские голоса, а вот «Сопрано 10», это барышни.

Стиль тот же, чуть классики в прекрасном исполнении, надо показать, что это они образованные музыканты и снизошли до легкого эстрадного жанра по понятным причинам. Хористки показали, как могут петь.

Тонко, с пониманием выстроен репертуар, после демонстрации профессиональных навыков в академическом пении, они легко увлекут зрителя, разбередят ему душу народной песней про озера синие, и тут же всколыхнут Джексаном и споют «а капелла» Пресли.

Чудный хор, правда аранжировки плоски, нет в них изысканности и оригинальности, миленько и доступно. А, кажется, что публика пришедшая послушать эту вокальную группу могла бы принять и более серьезную музыку, мы готовы.

Зато как подают. Если в подачи хора Турецкого, плюмажност в стразах, отталкивает брутальных молодцев, то в этом варианте все очень гармонично, девушкам хористкам идет кокетство.

А какая у меня была пресс конференция, прямо на сцене 10 чаровниц и я один задаю вопросы, незабываемый эксклюзив. То есть, исключающая других журналистов, специально для меня.

Я спрашивал о противоречиях музыкальной культуры, про образование, про то кто в кокой консерватории учился, и кто оставляет репертуар. Конечно, я спросил, а что вы будете делать вечером, на этом позвольте дать занавесь.

Вечер удался.


Хороший был концерт. Хороший вечер, спасибо организаторам. Ха-ха.

Будкева

А эта наша вокалистка, которая делает свое сольное кабаре с кодлой, это Екатерина Будкеева.

Яркая певица, актриса, спортсменка и вообще интеллигентная барышня из хорошей семь.

Её концерт, это взрыв эмоций. Вечером 7 марта она была в ударе, как впрочем, всегда, профессионализм, знаете ли.

Будкева замечательно выглядит на любой площадке и в чопорном «Чаплине» и в демократичном «ТАСС», куда я и зашел после концерта «Либертанго».

И музыканты ее кодлы здорово работают. В музыкальной тусовке, поговаривают, что в этой кодле атаманша с характером и музыканты часто меняются. Пусть говорят, городок у нас не большой, может это к лучшему все опыт.

Странная выдалась неделя явно мистика 8-го марта, я посмотрел столько разных вокалисток, и в музкмедии, и в филармонии, и хор «Сопрано 10» и конечно Будкева. Ярость и кураж Будкеевой на кануне международного женского дня развеял все сомнения, мы живем в мире женщин, и хватит сопротивляться.


Е. Будкеева


Дедушка Кати Будкеевой – Народный художник РФ, бабушка драматическая актриса, папа органист, большой музыкант. Я же говорю, девушка из хорошей семьи.

ГХМ

График Генадий Бурков – известный среди любителей искусства. И говорят о нем достаточно часто. Но мы не смогли обойти вниманием его персональную выставку. В этом году художнику исполнилось 75 лет.

«Мир графики», а именно так называется выставка, представляет собой глубокий срез творчества Буркова. Самым его любимым материалом всегда была пастель, поэтому большая часть произведений выполнена именно в этой технике. Многие из представленных работ являются большой редкостью и ранее нигде не выставлялись. Благодаря им, можно проследить судьбу этого человека.

Здесь много автобиографичных рисунков о войне, о детстве, о бабушке, заменившей ему рано погибшую мать. Чего только стоит картина «Моя война», на которой шестилетний мальчик Гена рисует поле боя углем на белой стене русской печи.

Много на выставке пейзажей. Все они разные летние и зимние, солнечные и пасмурные, но все такие настоящие. В отличие от многих других алтайских живописцев Бурков не одержим Горным Алтаем. За все прошедшие годы он был там только один раз, совсем недавно, и написал около двадцати работ. Его Алтай больше степной, равнинный с небольшими русскими деревушками.

Есть в экспозиции и портреты людей известных: хирургов, народных артистов, и значимых только для самого автора: родных, друзей, знакомых пенсионеров. Большинство работ составляют серии, художник не любит оставлять тему незаконченной.

Интересен творческий путь художника: начинал он на Алтайском телевидении, рисовал эскизы к оформлению студии. Но потом оставил этот неблагодарный труд и, вместе со своей женой долго сотрудничал с Алтайским издательством, занимаясь иллюстрацией. Из под их кисти вышла первая, выпущенная в Барнауле цветная книга. Всё это можно увидеть в ГХМ.


Геннадий Федорович Бурков умер в 2016 г. Ему было 80 лет.

Кармин

С чем у вас ассоциируется весна? Конечно же с женщинами. И связано это не только с праздником восьмого марта. Еще в эпоху возрождения великие мастера, разглядели в весеннем небе и распускающихся цветах образ женщины, непокорной, но в тоже время светлой и чистой. Именно эту концепцию взяли за основу создатели выставки, которая объединяет такие непохожие друг на друга женские портреты и разнообразные весенние пейзажи.

Нужно заметить, что большинство авторов – мужчины, так что выставка получилась скорее не про женщин, а для женщин.

Преобладает реализм, ведь предмет отображения прекрасен сам по себе и не нуждается в дополнении.

Особенно плодовитым на тему вечной женственности оказался алтайский художник Ильбек Хайрулинов. Его кисти принадлежат многие портреты, где женщины предстают пред нами в разнообразных ипостасях.

На страницу:
3 из 4