bannerbanner
О культуре в Барнауле. Том №7. 2011 г.
О культуре в Барнауле. Том №7. 2011 г.

Полная версия

О культуре в Барнауле. Том №7. 2011 г.

Жанр: критика
Язык: Русский
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 4

О культуре в Барнауле. Том №7

2011 г.


Вадим Александрович Климов

© Вадим Александрович Климов, 2022


ISBN 978-5-0055-9191-3 (т. 7)

ISBN 978-5-0051-8547-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Повторю. В 1988 году вышел в свет самиздатовский журнал «Графика» – уникальное издание с оригинальной идеей. Я был директором проекта. Журнал «Графика» стал памятником культуры в городе Барнауле.

В 1991 году краевой Союз художников пригласил меня занять должность директора выставочного зала, на протяжении трех художественных сезонов мной было организовано более 200 выставок.

В 1994 я перешел на работу в местную телекомпанию, занимался телевиденьем до 2016 года. Был автором программы о культуре, продюсером производства рекламы и видеофильмов.

С 1996 года начала выходить программа «Афиша».

В 2020 я решил использовать тексты и написать собственную историю культуры города Барнаула. Перед вами седьмой том моей истории культуры в Барнауле.

Все программы начинались, похоже, было вступление, я говорил, что зритель увидит в передаче.

28.01.11

Здравствуйте в эфире «Рен ТВ Барнаул» программа афиша. Меня зовут Вадим Климов, в этой программе речь идет о культуре в городе Барнауле.

После новогодних праздников культурное пространство стабилизируется, кончались утренники и корпоративы.

Начались выставки, концерты, театры вышли на репертуарные спектакли и нам есть о чем рассказать.

И начнем мы с разговора, в ресторан «Ку ку лекс» я пригласил ответственного секретаря алтайского краевого отделения Союза писателей России Сергея Бузмакова.

А затем пара выставок. Первая – декоративно прикладное искусство в галереи «Кармин» и вторая в зале Союза художников – Валерий Борзов.

И концерт. В новом баре было страшно, но мы поехали. Три сюжета подготовлены корреспондентами программы афиша; Марией Трубина и Екатериной Шевыревой.

В финале немного о том, что ожидает публику в ближайшее время.


В. Климов


После вступления была рекламная заставка, в которой я озвучивал известные слова, какого-нибудь авторитетного деятеля культуры.


«В тот день, когда писатель утратит связь с действительностью, он перестанет быть таковым». Габриэль Гарсия Маркеса.


Ресторан «Кук у лекс» был долгое время площадкой для записи примерно десяти минутных интервью. Выходили они раз в месяц в рамках программы. Отдельно из этих интервью я делал особенные передачи, которые называл «Нетленки». Бузмаков был посредственным ответственным секретарем Союза писателей. Он старался, но ничего не получалось.

Кармин

Если вы зададите вопрос: чем может удивить эта выставка? Я отвечу – количеством экспонатов. Всего их около шестисот. Экспозиция получилась масштабной. Представлены различные направления декоративно-прикладного искусства

Ее эпиграфом является картина «Перевоз монолита яшмы на Колыванской камнерезный завод» Геннадия Тарского. Именно из этой глыбы в дальнейшем сделали «Царицу ваз».

А напротив как раз произведения из поделочного камня современных мастеров. Камнерезное искусство является одним из самых древних промыслов, поэтому и выставку начали именно с него.

В соседнем зале другой известный в народном творчестве материал – глина. Внимание привлекает керамика Сергея Дыкова, пропитанная мотивами древней культуры Алтая. Для сравнения стоят глиняные сосуды, которым более ста лет.

Одна из задач выставки – отразить развитие декоративно-прикладного искусства Алтая. Поэтому на каждом шагу традиции и современность сплетаются в единое целое.

Меня привлекла резьба по кости мастера Александра Мартынова. Его работы тонкие, почти прозрачные. Видно сколько труда было затрачено на каждый сантиметр такой вещицы.

А также металлопластика Виктора Замятина. Он один из немногих в крае мастер, работающий в области художественной обработки металла. Его творения подвижны. У металлической рыбы шевелится хвост и плавники, а перчатку тюркского воина я даже примерила. Она оказалась невесомой и очень удобной, легко слушалась движений моей руки. Не профессионалу, наверное, никогда не понять, как мастер добивается таких результатов, но посмотреть стоит.

Хотелось бы отметить, что эта выставка уникальное событие. На подготовку было отведено всего полтора месяца, организаторам удалось добиться своей цели.

Экспозиция должна помочь увидеть объективную картину сохранения на Алтае народных художественных промыслов, а так же найти решение проблем в этой области. Дело в том, что у мастеров – прикладников до сих пор нет единого выставочного центра.

И «Кармин» планирует занять именно эту нишу.

Заинтересовались? Знайте, что в рамках выставки запланировано несколько мероприятий.

Пройдет круглый стол, с участием специалистов, обучающие семинары и мастер-классы.

Любой желающий может научиться рисовать на ткани, дереве и послушать теоретический курс о батике, который ведет Юлия Кикоть. Советую поторопиться.


Часто ко мне приходили студенты журфака университета, я с удовольствием с ними работал, быстро вводил в программу. Одной из самых заметных была Мария Трубина. Наверное, это ее текст про выставку в галерее «Кармин». Маша потом долго работала в СМИ.

СХ

Работы Валерия Борзова очень разные как по технике, так и по настроению, атмосфере. Реализм соседствует с детским наивом, сельский пейзаж с городским, всё в традициях русской живописной школы.

Каждая картина погружает зрителя в созданный художником мир, отправляет в путешествие между летней жизнерадостностью, осенней лиричностью, зимней умиротворённостью. Бытовые зарисовки соседствуют с пейзажами.

Борзов – это, скорее, живописец настроения, а не фиксатор реальности, его работы упрощены отсутствием деталей, ничего лишнего, только намёки и приглашение зрителя к сотворчеству: додумайте сами.

Зато много воздуха, приглушённого цвета. Есть, однако и яркие, жизнерадостные работы, это, конечно же, праздничный май, воздушные шары, лето, Сростки, гора Пикет, мандарины на снегу, и прочие радости жизни.

«Осенние» работы полны лёгкой грусти, меланхоличности, ожидания. Это парки, прогулки, золотые кроны, одинокие скамейки, размышления.

Зима – это волшебство, первый снег, уютные спрятавшиеся избушки, странная закаляющаяся в лесу женщина, торговка пёстрыми шалями, но так же и мёртвая пустота февральских полей, индустриальная грязь угля.

Прохождение через выставочные залы – это путешествие по волнам личных воспоминаний, впечатлений и ассоциаций, которые сменяются вместе с временами года.

Словом, Борзов – очень душевный автор, способный затронуть струны сердца.

Валерию Петровичу в этом году исполняется 65 лет.

Подобная масштабная выставка в Барнауле – достаточно значительное событие для бийского художника. И для жителей Барнаула, мало знающих об изобразительном искусстве Бийска, живопись Борзова, возможно, станет удивительным и приятным открытием.

Концерт

Бар «У Полиграфыча» – странное место. С первого взгляда он похож на сельский магазин, откуда убрали прилавки и поставили барную стойку. Так собственно и было, раньше в этих стенах торговали продуктами.

Но теперь, бар стал достаточно популярен среди некоторой молодежи. Мероприятия здесь проходят с завидным постоянством. Чаще всего это концерты независимых групп. И они на столько независимые, что не всегда вас просят платить за вход.

Как и все, музыка здесь тоже нестандартная. Клуб привлек местных молодых музыкантов, и уже приезжих. В этот раз выступало 3 группы: две из города Кирова «Е123» и команда с оригинальным названием «Ё», и наши – «I want to believe».

В основном здесь звучит хардкор и панк. Неподготовленному слушателю идти сюда, наверное, не стоит. А те, кто в теме, явно получат удовольствие. И зрители это доказали. Люди беспрепятственно выбегали на сцену, подпевали. Устраивали дикие танцы. Толпа, в едином порыве, любого человека поднимала на руки, подбрасывала вверх. Бар в эти моменты совершенно пустовал. Тут заметно, что большинство пришедших отрицают алкоголь и другие вредные привычки. Они здесь только из-за музыки, которая, не смотря на свою агрессивность, поднимает серьезные проблемы. Тексты песен о социальном неравенстве, плохой экологии, войнах.

Этот концерт прошел нормально, а вот прошлый закончился плохо. Произошла стычка противоборствующих молодежных движений.

Станет ли Полиграфыч новой площадкой для музыкантов, говорить рано. Но, если концерты будут проходить с такой же частотой, это место сможет объединить вокруг себя многие начинающие группы.


Студенткам нравилось бывать на съемках концертов, это намного интереснее, чем выставки. Они смело ехали в какие то левые клубы и бары, которые иногда появлялись на окраинах города. Кто сейчас вспомнит, где был этот «Полиграфыч».

А далее в программе был финал. В студии я рассказывал о ближайших культурных мероприятиях и показывал афиши. Программа у меня называлась «Афиша».


Недавно в наш драмтеатр приезжали два известных столичных театральных критика Кристина Мотвиенко и Александр Вислов, это важное событие для театра. Критики посмотрели некоторые спектакли после чего мы встречались и много говорили о месте Барнаула на театральной карте России, о вопросах привлечения зрителя в театр, о будущем театра.

Могу сказать, что наметился прорыв, в Барнауле будет международный фестиваль.

Подробнее на эту тему я написал в колонке на сайте https://www.barnaul-altai.ru/rest/afisha/klimov/20110125.php предлагаю почитать.

А теперь о другом.

В краевой библиотеке 10-го традиционный фестиваль книги «Издано на Алтае».

Выставки: В ГМИЛКА выставка памяти Ю. Титова, в СХ Валерий Борзов из Бийск. АРТЩет «Алтай природа – староверы», всероссийская выставка художественной фотографии. В ТГ «Капитал» Алексея Иванова. В галереи «Универсум» примитивное фэнтази художника Владимира Нехаева и Компьютерная графика студентов университета. В галереи «Бандероль» выставка фотографа Владимира Савченко. А в «Кармине» серьезная выставка декоративно-прикладного искусства. Не забывайте про эту галерею.


Далее шел рекламный ролик. Который я показывал за деньги. Владелец «Кармин» мог себе позволить такие затраты на рекламу.


В театрах репертуарные спектакли и концерты: 28 – 29 января и 4 фестиваль презентация органа, 1 февраля спектакль «Мастер и Маргарита», 3 – концерт в Русско-немецком доме «На двоих одна душа», 5 – «Русский Паганини» Сергей Лукин – домра, и 5 – «Мумий Тролль».

7 – Алексей Набиулин, 12 – Розембаум, 14 – опять орган «Нон стоп история любви». 15 – «Тараканы», 16 – Валентина Литвина, 20 – «Примадонны», 22 – Раман Карцев, 23 – «Дублер», 26 – Степан Мезенцев, 28 – Владимир Кузьмин, 28 – Евгений Маргулис. И в марте с 7 по 13 фестиваль «Либер танго».

Не пропустите 30 января в гриль баре «ТАСС» легенда мировой этномузыки Болот Байрышев, я не шучу, он известнее всех наших музыкантов вместе взятых. А 6 там день рождение Боба Марли.


Я тогда много рекламировал концерты в ТАСС, так как это было заведение моего друга Михаила Рапапорта. И кино в Мире я рекламировал, потому что друзья Яша и Аркаша Кац платили за рекламу. Интересно, что тогда показывали.


«КиноМир» предлагает: Самый лучший фильм 3 Д, Время ведьм, Путешествие Гулливера. Российское кино для детей; Три богатыря и Шамаханская царица. Для взрослых; Сатисфакция. Премьеры недели; Механик, Любовь и другие лекарства. Бурлеск, впервые у нас покажут фильм на языке оригинала.

14 февраля в 17.00 в Мире местное кино, проект «Барнаул я люблю тебя».

Всего доброго творческих успехов, не проходите мимо журнал «Культпоход», будете в курсе культурных событий. Берегите себя, пользуйтесь такси «Драйв», кругом наледь.


Можно посчитать рекламу. Ресторан «Ку ку», галерея «Кармин», ТАСС, сеть «Киномир». Журнал «Культпоход». Такси «Драйв». С агентства «Лига арт» брал билетами. Не помню как платили за колонку на сайте barnaul-altai.ru Писал я туда с 2007 по 2011 год. Потом ушел на amic.ru и долго писал туда.


В. Климов

Колонка на «Барнаул – Алтай»

«Вечер памяти поэта Н. Рубцова прошел в Барнауле вполне солидно. В музее при скоплении творческой интеллигенции читали стихи и вели умные разговоры. А рассказывая об этом в новостях недели на канале Россия 2, Наталья Питахина вспомнила строчку Рубцова, написанную на Алтае «Здесь первый человек произошел и больше ничего не происходит». Неправ был классик ни с политической, ни с культурной точки зрения, и даже археологи нашли Денисовского человека.

Намедни в уездный город Б приехали театральные критики, это не ново, но важно. Симпатичная и компетентная барышня Кристина Матвиенко и Александр Вислов – сударь средних лет с уверенным взглядом творческого интеллигента, что, согласитесь, редко встречается. Встречали их хорошо, широко, я имел удовольствие присутствовать. Мило общались, говорили о театре как искусстве и о нашем театре драмы в частности. Высказывались тактично, в меру критично и откровенно, а когда не стоило говорить – предпочитали промолчать. Я спрашиваю: «Александр, скажите же мне, мил человек, как вам «До третьих петухов?», а он мне отвечает с поклоном – уж позвольте промолчать, голубчик.

Ну, хватит паясничать.

Последний мой визит в драмтеатр был интересным. Сначала меня удивили цифрами. Посещаемость театра в новогодние каникулы, по сравнению с прошлым годом, выросла в два с лишним раза, и это не значит, что администраторы театра загоняли зрителя палками от елки на площади Сахарова. В подтверждение того мне такое сказали, что я не сразу поверил, но, подумав, решил: а зачем мне врать, ведь можно проверить. Так вот дорогая публика, невероятно, но факт – 30 декабря из соседнего уездного города Н в наш город Б отправился караван автобусов, более 300 человек приехали в краевой театр драмы имени В. М. Шукшина смотреть спектакль «Сон в летнюю ночь». Верьте, сам я такого придумать не смог бы. Я знаю, что наши турфирмы организовывают поездки в театры города Н-ска, а тут какая-то фантастическая история. И в продолжение этого фантазийного сюжета: 9 апреля на сцене Новосибирского театра оперы и балета будет выступать драматический театр Алтайского края. (Пауза, тишина, бурные аплодисменты, крики «браво», чертыханья завистников.)

Что еще? Приезд Кристины Матвиенко (гугол рядом), если все правильно пойдет, выльется на нас международным фестивалем, рабочее название его «XO.doc». Кристина будет художественным руководителем фестиваля, а специалист она известный. Когда? Пока говорят о второй половине сентября. Меня это впечатляет.

Из ближайших премьер нас ждет «Дядюшкин сон» некоторые краеведы уверяют, что Федор Михайлович начал писать эту повесть как пьесу, по просьбе некоторых офицеров барнаульского гарнизона, для их театра, будучи у нас проездом. Вот так нам по «мордасам». А у нас в городе даже таблички нет: «Здесь гулял писатель Ф. М. Достоевский». Хорошо, улица его имени есть между 4 и 5 Западными.

Может, поэтому у нас вообще театр не любят, глупая, конечно, версия, но даже приезжие критики замечают эту нелюбовь. Мы много об этом говорили с директором театра, с главным режиссером и критиком. Возьмем какой-нибудь областной центр Нечерноземья. И театр-то махонький, и не видно его на пресловутой театральной карте России, а нет же, публика городская его лелеет и жалеет. А у нас все пнуть норовят, и, что противно, актеров-то бедненьких не любят, и в театр-то не наряжаются. Дамы, вы почему в театр вечерних нарядов не надеваете и в туфельки красивые не переобуваетесь? Это же храм искусства, тут же есть приличия, dress code.

Вот появится у нас скоро журнал «Культура Алтайского края», учрежденный администрацией края, так сразу многое поменяется. Печатное слово – это мощное оружие в борьбе за сохранение культуры. Один местный писатель уже месяц рассказывает, как из журнала «Алтай» чиновник выкинул его рассказ с формулировкой: «негативный взгляд на алтайское село». Да, неприятная история, звоночек серьезный, дзынь-дзынь цензура. Пора говорить о культуре в крае хорошо или никак.

Вы заметили, какой я сегодня позитивный, рассказывая о достижениях краевого театра драмы? Надеюсь, зачтется. Вадим Климов. 25 января 2011 г.

04. 02. 11

Сразу к делу, сегодня в программе самое официальное мероприятие, открытие органа в Государственной филармонии Алтая.

Далее выставка в галереи «Турина гора» (ТГ), Алексей Иванов – «Капитал. Выставка в Государственном художественном музее (ГХМ), «Под счастливой звездой». И творческий вечер поэта.

О выставке расскажет Екатерина Шевырева, о поэте Мария Трубина, корреспонденты программы «Афиша».

Но это не все, еще клип местного музыканта, проект «Кирби». И свежий номер журнала «Барнаул».

Орган

Это самое главное самое важное событие в культурном пространстве края и весь истеблишмент, политическая элита во главе с губернатором присутствовала на столь ответственном мероприятии.

Орган в Барнауле молчал 12 лет, и вот свершилось, божественный звуки грандиозного инструмента прозвучали в замечательно отреставрированном зале филармонии.

Торжественная нервозность витала в воздухе, пока губернатор Александр Богданович не вышел к публике с приветственным словом.

Честно, первые минуты, по привычке, я не прислушивался, а делал вид, но вдруг понял, что речь губернатора мне интереснее перешептывания с симпатичной коллегой. Губернатор говорил минут 15 без бумажки, говорил складно и по делу. Обозначил основные направления развития культуры в регионе, подчеркнул важные моменты финансирования.

Я уже не однократно говорил, что стратегия, направленная на фундаментальные проекты себя оправдывается, после реконструкции Молодежного театра начнется реставрация художественного музея. Так вот, речь губернатора меня впечатлила.

И Бах ему в помощь. Бах в этот раз звучал еще торжественнее. Были, конечно, странные стихи, речи, передача ключа, но была божественная и восторженная музыка. Выступало три органиста, музыкант из германии, известный московский исполнитель и наш, уважаемый Сергей Михайлович Будкеев. Творческих ему успехов, хранителю органа в Барнауле.

Но без проблем не обошлось. К сожалению, трамвай которые проходят по улице хорошо слышно, директор филармонии отправила письмо транспортникам с просьбой соблюдать скоростной режим во время концерта, но это не помогло.

Надо убирать трамвай от филармонии, пусть себе сразу едут на гору, а мы будем музыку слушать.

На этом торжественном мероприятии было столько прессы, что становилось тесно. Где вы коллеги, когда играет симфонический оркестр или вам нужен в зале губернатор, а не искусство. Но нам то, зритель нужна музыка. Спешите за билетами.


А. Б. Карлин

Алексей Иванов

«Капитал, капитал улыбнитесь». Почему-то эту странную фразу я напивал, когда пришел на открытие выставки Алексея Иванова.

– Капитал, – громко выкрикнул Иванов и его услышали только товарищи, да небольшая тусовка творческой интеллигенции.

Где вы антиглобалисты, анархисты, большевики, где вся молодая поросль, что машет флажками и жаждет социальной справедливости. А нет ее, не видит она в искусстве отражения социальных проблем, ограничена примитивными революционными лозунгами и борьбой с нашими за не наших.

Алексей Иванов художник, который не сегодня вдруг вырос на пустом месте, он долго шел к формулировке этой идеи. Он много писал псевдо лирических произведений, опираясь на русский реализм, иной раз его искусство легко определялась рамками классического критического реализма.

Но этого было мало, назревала революционная ситуация, когда творческая невостребованость соц арта вступала в противоречия с популярной пейзажной безответственностью. И, в конце концов, увлечения художника современными философскими учениями, привела его к вопросам мифологии.

Иванов не углубляется в познания природы капитала, его интересует миф, как новая проекция искусства.

Нельзя сегодня ожидать от художника красных знамен с именем Ленина, нельзя предположить, что он серьезно призывает отречься от денег, как мерила затраты труда. Нет, художник не так прост, он предлагает оглянуться, посмотреть, как потребительский мир, ломает миро-представление и психологию современного человека. И к чему приводит.

Не хочу сегодня говорить, посмотрите на эту работу, видите, какие сложные взаимоотношения мифологических архетипов современного человека с реальными персонажами истории, когда Маркс и Че Гевара не реальные личности, а герои произведений изобразительного искусства. Кстати и Ленин уже там же, это не человек это же памятник.

Иванов и его выставка «Капитал» это не манифест и не иллюстрация к лозунгам антиглобалистов, анархистов и большевиков, тем более они далеки от искусства. Выставка Алексея Иванова, это давно забытое понимание ответственности художника, это его гражданская позиция, не срываемая за елками и березками, а прямое обращение к зрителю.

Сегодня в Барнауле Иванов да Юрасов, художники разных поколений, и с разным изобразительным языком могут сказать не мямля то что думают об этом мире, остальные только украшают мирок, что тоже прекрасно.


В. Климов, А. Иванов


Леша Иванов, мне кажется, сошел с ума, он много пил алкоголя, и на этом фоне его расстройство прогрессировало. Иногда он мне пишет сообщения, но о чем он хочет сказать, я не понимаю. С выставки Капитал мне досталась одна из самых интересных работ. Храню в личном собрании.

ГХМ, «Под счастливой звездой»

Советское искусство вроде бы и ушло в прошлое, но не так далеко, как должно было, учитывая срок годности. Совок продолжает жить в сердцах, будоражить воображение и обрастать мифами. Дети не тонули в речках, а ходили нарядные в филармонию, женщинам-одиночкам на помощь приходили седые депутаты в домашней шали, прямо тут, на кухне, вездесущие, как само государство, а старички мирно наблюдали за внуками с лавочек. И вообще всё было лучше, чем сейчас.

Вот такую солнечно-летнюю ностальгию и вынесли из фондов на обозрение публике в ГХ музее, и назвали экспозицию «Под счастливою звездою». Картины дополнили несколькими скульптурами, советской прессой и фоновой музыкой с непременным детским хором, в общем, создали иллюзию погружения.

Всякий входящий в выставочный зал глазами упирается в главный экспонат: внушительных размеров полотно Лактионова «Летом», уже знакомое посетителям музея. Это торжество бытового соцреализма, законченное в 54 году, олицетворяет надежду на прекрасное будущее для послевоенных поколений и задаёт тон всей выставке, посвящённой детству и юности этих самых послевоенных годов. Вроде, страна ещё не оправилась, сёла всё ещё разрушены, но молодёжь уже занята целиной, яблони снова плодоносят, а детям всё равно, они радуются пролетающим самолётам, на то они и дети.

Открытие прошло торжественно: произносили речь представители власти, обещали музею помочь со зданием. Посетители обсуждали свою советскую жизнь, по-детски улыбались и пританцовывали в такт детскому хору.

За традиционным соц. реализмом. За ностальгией в чистом виде – добро пожаловать в музей, выставка работает до самого Дня победы

Поэт

Этот писатель живет в Бийске. Но это не помешало ему отметить свой день рождения и в Барнауле. Творческий вечер, наполненный воспоминаниями и произведениями Георгия Рябченко провели в Доме литераторов, а встречу организовал Алтайский дом литераторов.

В этом хитросплетении внутреннего процесса в литературной среде не просто разобраться. Долгое время между домами было некоторое непонимание. Но с переменами в правлении писательской организации можно говорить об объединении этих организаций. И это только начало.

Известному алтайскому писателю Георгию Рябченко исполнилось 74 года. Не смотря, на почтенный возраст, Георгий Сергеевич продолжает литературную работу. За последнюю книгу «От Динамовской до Ленинградской», которая вышла недавно, он получил орден. Рябченко пишет прозу и стихи.

На страницу:
1 из 4