Полная версия
Усердие князя Владимира
– Можно тренироваться и сейчас…
– Отдыхайте вместе с мужами. Время на печи сидеть и подумывать о грядущем, делать так, чтобы сила крепла, а бревна успеешь еще потаскать.
Так я, внимая слову Кудеса, почти всю зиму и отдыхал, отсыпался да между этим важное дело делал: размышлял о том, что же это мне с весной делать надобно будет. И чем больше я думал об этом, тем тревожнее становилось у меня на сердце, о чем я Кудесу и поведал. Волхв, глядя на меня, только лишь усмехался. С некоторого времени Кудес был тих и молчалив. Он часто беседовал с обосновавшимся в богатырском поселении Добронравом. Меня в свои бдения Кудес редко посвящал, а вот беседу с пернами, на которой я присутствовал вместе с Добронравом, я приведу, как наиважнейшую для понимания того, что готовилось на Руси.
В какой-то мере то, что я отошел в тень, а вместо меня отдувался, как победитель, за всех богатырей Алеша, сыграло в тот год очень даже положительную роль. Я был предоставлен сам себе, меня никто не отвлекал от размышлений. Также я уделял время Росице. Жена, как говорил Кудес, забота мужа: куда он – туда и она смотрит. Если же жена вертит твоей головой, то какой ты муж? Делай так, чтобы вы смотрели в одну сторону, а направление задавал и вел жену по жизни ты.
Слова Кудеса были верны, но я тогда так не жил и не вел себя. Только лишь с годами приходит понимание того, как следует вести себя, чтобы в семье были мир и благополучие, а еще больше, чтобы жена, как друг, захотела и смогла тебя, когда придет время, поддержать и прикрыть тебе спину. Для этого сила особого рода необходимо, чтобы накапливалась в ней. Без этого совместная жизнь пуста. Живут себе супруги, а пусто вокруг, как-то днюют и ночуют, как-то годики бегут, тебя все меньше становится, ты все в заботах о детях, а себя забываешь. Кудес мне тогда строго-настрого сказал, чтобы такого изначально у меня не было. Хочешь жить в силе – делай все для того, чтобы ты мог, несмотря на годы, силу явить, когда нужно.
Да, без Кудеса не было бы во многом Ильи, не было бы волхва Светлана. С другой стороны, Кудес, может, и не все видел и рассчитывал, но чутье имел настолько полное, что поступал в соответствии с ним почти во всех ситуациях правильно, если даже не знал точно, как нужно. Волхв меня предупреждал, чтобы я ему хвалу не пел и не славил, но я не могу не отметить его участие в нашем общем деле: в организации на Руси первой богатырской школы, да еще и под заступничеством князя. Первое богатырское поселение уже явило себя миру под Киевом. Я задумывался о том, чтобы оно было не одно, а Кудес, глядя дальше меня, только лишь щурился. Его заботой в отличие от меня была вся Русь. И кто бы что ни говорил, а он, Добросвет, Свитень, Добронрав, Твердислав, а потом и волхв Богота и не только подхватили традиции волхвов, но и несколько изменили их, учитывая новые условия.
Мой рассказ с некоторого времени больше о них, как и о других мужах, о богатырях, в коих есть и будет слава Руси, но не та, которую поют или рекут, а та – которая куется делами. Ибо что есть Славь? Только лишь энергия, которая выделяется при деятельности и работе определенного рода. Славь – это труд постоянный на протяжении всей жизни, когда такая жизнь и есть славление. Нет Слави на небесах или где-то еще. Она здесь, она в нас. В какой-то мере мы – это Славь, эта наша жизнь, проживаемая определённым образом, при котором мы радеем за себя и за Русь, выполняя Правь, как закон. А в чем Правь? В добросовестном выполнении порученного дела, в заботе о себе, чтобы ты мог его сделать, и о самом деле, в том, чтобы наш озар (сознание) было ведущим, а при этом тебе не приходилось врать, обманывать, кривить естеством.
Вот, потомки, я, сам незаметно для себя, сформулировал один из основных принципов жизни по Прави. Добавьте сюда еще то, что мы не возмущаемся, если у нас что-то не получается, не делаем кого-то виноватыми в собственных неудачах, а изучаем причины, слушаем себя в процессе жизни, и вы получите примерно то, как и чем жили родичи и русичи. Многие из них, которые считали соблюдение Прави нормой для жизни, а Славление – необходимостью, называли себя ранее склавами или славами. Задача таких родичей и русичей заключалась в том, чтобы обеспечить себе и потомкам такое проживание в соответствии со сводом правил и законов Прави. И если кто-то из вас будет говорить, что он знает Правь, то это – не более, чем заблуждение. Правь – не догма и не готовое предписание. Это свод норм и правил, которые есть необходимость соблюдать при понимании того, как это делать.
Не было в мое время, тем более раньше, на Руси слепого следования чему-нибудь. Со всем следовало вначале разобраться, а уже потом о нем говорить или что-то делать. Бездумное, не озаренное сознанием действие, даже выполнение Прави, считалось нарушением Прави. Ибо Правь признавала в своем начале, в начале жизни и вселенной, ведущую роль сознания. Сознание или озар, он в Прави назывался Дажд, признавалось первичным. Отсюда пошло название Даждь-бог. На самом деле Дажд – это первоисточник озара. К богу он не имеет, кто знает, никакого значения. Это уже работа против Прави и ее соблюдения внесла искажение в то, что было первично установлено. Впрочем, в нашем мире, где даже крупицы знаний все больше извращаются, становясь своей противоположностью, невежество все больше окутывает дымкой темных энергий головы родичей и русичей.
Я посчитал необходимым данное отступление, чтобы у потомков сформировалось хотя бы отдаленное понимание того, чем на самом деле были Правь и Славь – два основных принципа существования огромного количества населения и не только на территории Руси. Это все будет в будущем забыто и предано забвению, но то, что было в предках, все равно прорастет в их далеких потомках, хоть и примет несколько изменённые, иногда даже уродливые формы. Ведь жить по Прави – во многом жить по Совести. А жить по Совести – жить в соответствии со своим естеством. А оно не терпит, если, конечно не разлагается, обмана, наветов и оговоров, лжи, нарушений слова, воровства, убийства и пролития крови родичей. Правь, как таковая, говорит, что любому из нас не стоит следовать вражде, тем паче мести, поскольку месть и вражда убивают тебя, рождая распрю, склоку и обиду.
Даже среди родичей, живших в разных поселениях, считалось недопустимым о ком-то думать, как о враге, тем более желать ему смерти или несчастий. Подобное действие считалось наветным и наводящим порчу и вражду. И родич, и правич, и русич обязан был не допускать таких мыслей. Если же они были, то он обязан был мыслить о дружбе, о взаимопомощи, о том, как укрепить мир и связи между племенами и родовищами. Так, потомки, жили раньше ваши предки, так они, но в меньшей мере, живут и сейчас. У вас же все перемешается. Впрочем, я никого не собираюсь упрекать или судить. Раз вы пришли к такому положению дел, значит, во многом мы ошибались и не делали то, что нужно для того, чтобы не допустить такого положения дел. С другой стороны, учитывая то, что довлеет над миром и над нашей расой, вряд ли могло быть по-другому.
Перны, к которым мы пожаловали в гости, а пройти нам втроем: мне, Кудесу и Добронраву пришлось из Киева в Вышгород, встретили нас почти радостно, хотя брови некоторых из них и хмурились. Уже прошли праздники, закончились дни силы, которые я подробно описал в прошлой части повествования, жизнь по-иному обернулась, взяв другой поворот. Кудес повел нас к Сварию. Именно этот перн чем-то привлекал его, был даже симпатичен волхву, который, присев в просторной избе туда, куда ему предложили хозяева, изготовился слушать то, что они скажут. Отведав угощения, а без этого беседы на Руси не проходили, мы, как гости, были приглашены в горницу. Просторная и светлая комната была, можно сказать, на втором этаже. На первом располагалась подклеть. В общем, избу, где нас принимали, можно было смело назвать теремом.
«Не княжа горница, но светлая», – скупо усмехнулся Сварий, мужчина лет сорока, глядя на нас. Сила читалась в его движениях. Был Сварий высок, силен и не обделен умом. Возраст Свария уже подходил к пятидесяти годам. Перн был дружелюбен. От него не исходило вибраций вражды или неприятия. Чем-то Сварий был похож на Кудеса в молодости: то же самое благородство жестов и слов, умение держать себя естественным образом и не навязывать себя любимого остальным. С ним хотелось говорить, чтобы прояснить для себя что-то важное. Однако на момент рассказа Сварию самому требовалось участие. Без этого Кудес вряд ли заглянул бы к нему на огонек. Волхв вообще не имел привычки делать что-то просто так или в угоду кому-то. Ведущий рад смотрел чуть мимо Свария, сидя напротив него и помощников на лавке. Мы с Добронравом располагались также на лавке сразу за Кудесом.
Перны четко знали и понимали, кто среди нас главный и владеет решающим словом. Беседу первым начал Сварий. Он, глядя на наше представительство, заметил:
– Что-то и не припомню, когда это вы в таком составе посещали наши края.
– Времена меняются, – едва заметно усмехнулся Кудес. – То волхвов изгнали, а теперь ваш черед пришел. Зришь то, о чем я говорю?
Сварий нахмурился и крепко сжал губы, размышляя, что ответить. Кудес сразу же взял нить беседы в свои руки:
– Киженю я не могу сказать то, что тебе. Не услышит.
– Хочешь посеять меж нами рознь? – слегка скривился Сварий.
– И зачем мне это необходимо? Ты считаешь, что я к тебе по наущению князя или Руфия (воевода, заведовавший тайным приказом при Владимире) пришел? Может, я с Вулфаром дружен, Рудым Псом или воеводой Волком?
Кудес слегка насмешливо смотрел чуть мимо Свария, который только лишь вздохнул и оправдался:
– Время ныне трудное. Прежние боги уже ненужными становятся, а новые, – Сварий криво усмехнулся, – пока еще свою длань над Русью не распростерли. Если ты о Кижене мне пришел сказать, то я наветов на него не приму, даже если за ним дела и водятся.
– Ты знаешь, что уже мертв?
Сварий слегка вздрогнул, искоса поглядывая на Кудеса, который сказ продолжил:
– Смерть уже выводит на твоем лике свой узор. А знаешь почему?
– Догадываюсь, но тебя послушаю.
– Лишним ты стал. Кто будет виноват, когда Киженя убьют? Ты думаешь, что тень на тебя не падет?
– Если бы я не знал, что ты волхв, то прогнал бы тебя или подумал, что ты меня оскорбляешь и вывести из себя пытаешься.
– Между прочим, все просто. Ты и сам, хоть и возмущаешься, такой вариант предполагал, только ты его отбросил, себе, своему внутреннему голосу не поверив.
– Складно глаголешь. Речь, как водица течет. Речь ведешь, как по писанному. Что хочешь от меня?
– Чтобы ты здраво рассудил, выслушав то, что скажу.
Сварий еще больше нахмурился и едва заметно кивнул, а Кудес продолжил:
– Но можешь и ты в сыру землю лечь, а обвинят Киженя и его пернов. Тебе от этого точно легче не будет. Ты же знаешь, что замарали вас. Княжий суд оправдал варягов. Не они, а вы убили отроков, принеся их в жертву.
– Вся Русь знает, что это – ложь. Нас подставили. Князь дело так обернул, что мы виновны. Никто из пернов на себя кровь не возьмет…
– Ты не части. Думаешь, я не знаю, кто кровь отрокам пустил?
– Что тогда хочешь?
– Чтобы ты думал, а поразмыслив, решение для себя правильное принял. Ты еще крови хочешь?
Сварий только лишь повертел из стороны в сторону головой.
– Ты не хочешь. Кижень и его помощники тоже, но не варяги, не Вулисар и не Ингрий. Некоторые ромеи, как ты знаешь, также к пролитию кровушки склоняются. Нам распря на Руси не нужна. И без того крови будет много…
– Если что знаешь, скажи, – вздохнув, уже миролюбивее, произнес Сварий, понимая, что Кудес не просто так к нему пришел, а рассчитывает на какой-то его ход.
– Будущее ты зришь, но есть барьеры, которые не дают возможности тебе его просмотреть. Я сделаю так, что ты увидишь то, что произойдет вскоре с тобой и с Киженем. Ты не готов, но лучше так, чем замолчать.
– Не много ли ты на себя берешь, волхв?
– Это не ты говоришь. Я свою меру знаю. Что решаешь? Правду и возможность что-то изменить или быструю смерть?
– Если даже и так, зачем ты здесь? Что хочешь взамен?
– Чтобы ты думал и видел, а еще больше мог поступить так, чтобы крови не пролить и себя в жертву не принести.
– Ты же Перуна и в богов не признаешь, требы им не приносишь. Отошел ты от тех, кто Русь на себе держит.
– Это снова не ты говоришь. Так записано в тебе. Сам ты так не считаешь, а меня укоряешь и поучаешь. Смерть уже твои глаза прикрыла. Ее увидеть хочешь?
– Зачем?
– Чтобы выбрать жизнь и продолжение пути.
– Я отступником не стану, Перуна не предам, если ты на это рассчитываешь.
– А мне это зачем? Я крови не хочу. Поэтому здесь.
– Чудно говоришь, все намеками. Ты прямо скажи.
– Только после твоего да или нет. Что решаешь?
Наступило молчание, которое нарушил после длительной паузы Сварий.
– Показывай, но если я увижу, что что-то не так происходит, ты уйдешь сразу.
Кудес едва заметно кивнул и посоветовал:
– Ты расслабься, себя не зажимай. Шепот леса и свою жизнь увидь и послушай. Сразу легче станет. Напряжен ты, смотреть не хочешь. Многое в тебе уже согласилось с ранним уходом.
Сварий молчал, а Кудес, вздохнув, предупредил:
– Увидишь правду, а не вымысел.
После этих слов надолго установилась тишина. Сварий, надо отметить, как-то даже притих и почти что задремал, слегка прикрыв глаза. Я тогда так и не понял, как это перн принял участие в своей судьбе Кудеса. Что-то необычное было в тишине, наступившей тогда в горнице. Время как будто остановилось. Даже мы с Добронравом погрузились в какое-то странное состояние. Оно не было тягучим или навязчивым. Что-то было в происходящем схожее с течением реки, когда ты, не отрывая взор, смотришь на стремнину, которая несет волны и крутит водовороты. Время шло, а Сварий никак не откликался. Мы были тихи и молчаливы. Сколько тогда прошло времени, никто из нас не знал.
Внезапно Сварий, который слегка покачивался, прервал едва заметные вращения корпусом, выйдя из странного состояния. Он как будто встряхнулся и подтянулся, заявив о себе и о своем пробуждении:
– Себя видел. Смерть зрел на своем челе. Лежал я весь в крови. Убийство будет.
– Сомнения у тебя в этом есть?
– Нет. Изготовились меня убить. Мимо не пройдут. Мне не уйти.
– А вот это снова не ты говоришь, – сразу же отреагировал волхв.
– Я не беглец, не предатель Перуна…
– И в чем ты меня и себя убеждаешь? В чем? В том, что лучше в сыру землю лечь без подготовки? Дальше что? Ты об этом подумал?
– Зря ты пришел. Я буду жить, как жил и встречу то, что мне суждено, как мужчина.
– Тебе? Суждено? Ты, видать, не перн, раз речешь то, в чем сам не уверен. Что ты встретишь? Стрелу, которая в спину ударит или кинжал? Хочешь барашком жертвенным быть? Что, пример Христа на тебя так подействовал? Так у него шансов уже тогда не было. Он защититься не мог. Все его покинули. Ты же отвергаешь даже не меня, а свою дальнейшую жизнь в силе. Ты ведь только подошел к возрасту, когда можешь очень многое понять и изменить.
– Христа? Ты мою смерть со смертью этого недалекого мужчины сравнил?
– Не вдохновляет жертвой быть и себя на блюдечке врагам преподнести?
– Волхв, как ты все подвел. Ты оскорбляешь меня, унижаешь…
– А не ты ли сам себя тем, что подставляешься, унижаешь? На себя посмотри. Еще немного и ты начнешь призывать к себе то, что тебе тати приготовили. Если так, то умру. Себя послушай. Я, когда в Аратынь ходил, волхвов предупреждал. Добрушка может подтвердить. Он тогда мне не поверил поначалу, а его старшие товарищи в своих заблуждениях упорствовали. И где сейчас Аратынь? Спалена. А где волхвы? Пали от варяжских мечей. И было это чуть больше года назад. Добрушка, скажи пару слов.
– А что говорить? Порубили нас мечами, когда волхвы уже внутри себя другими стали, почти тенями. Ты же сам мог видеть, что произошло. Перны тогда слова не сказали в защиту. И вы думаете, что вас чаша эта минет?
Добронрав говорил негромко, но с силой. Сварий услышал его.
– Как с волхвами, так не будет с пернами, – был его ответ.
– Правильно, – отозвался Кудес. – Часть пернов уйдёт в леса, непримиримыми станет, а часть примет новые условия. Лучших убьют. Или твоя судьба тебя не впечатлила? Или ты думаешь, что Кижень выживет? Он же богат. Купцы на его гривны торговлю ведут. И ты думаешь, никто из тех, кто неровно дышит к его богатству, не воспользуется ситуацией?
– Что с Русью? Прежние времена, видать, прошли, раз ты здесь мне такое говоришь.
– А что ты хочешь? Честности и Прави? Может, ты хочешь жить по Родовым законам? Так нет, ты хочешь, чтобы главным на Руси был Перун. А кто он? Кто под ликом Перуна на мир смотрит?
– Ты кто такой, чтобы мне говорить такие слова? – почти вспылил Сварий.
– Смотри, кто за Перуном стоит. Зри, потом мне скажешь.
Сварий тогда уже хотел возмутиться, но некая сила почему-то приковала его к лавке, а рот слегка приоткрылся. Где-то с минуту он смотрел на то, что предстало перед его внутренним взором, а потом, встряхнувшись, слегка неуверенно произнес:
– Я Рим увидел, лики святых и Христа.
– Так и есть. Это то, что стоит за Перуном. То существо, которое было раньше, ушло. Вышел весь Перун. Вместо него в дело вошли лица, которые ты увидел. И ты знаешь это не хуже меня, поскольку энергии видишь и чувствуешь. Ведь они поменялись и сильно. Одно дело было при Светославе, а другое стало при Владимире. Или я не прав?
Сварий молчал. Сказать было нечего. Перн и сам видел, что дело нечисто.
– И не надо мне говорить о главенстве Перуна. Ты же знаешь правду, пусть и отчасти. Реальное положение дел еще хуже. Его ты не примешь.
– Рад, я что-то не понял, куда ты клонишь.
– Я скажу: время Перуна истекло. Ни Риму, ни Византии он в прежнем качестве не нужен. Христос заменит Перуна. Он уже это делает.
– Вы гости, но всему есть предел.
– Я не оскорбляю, не унижаю, не презираю, правду реку. За что хочешь меня прогнать? Ты же и сам сны вещие видишь. Кровь и плач стоят, ведь так?
– Да, в одном из моих снов Перун ушел, но обещал вернуться, – как-то даже тихо и обреченно заявил Сварий. – Неужели князь свергнет Перуна?
– Рассуди сам, а зачем он ему? Что Перун позволяет князю? А ничего. Племена он не объединит, а служители тоже кушать хотят. Ты честен, но не все же такие, как ты.
– Богатство не порок. Служители Христа десятину берут.
– Видишь, ты на черные сутаны ориентируешься. Другие перны не против десятую часть получать.
– Ты нас с мнихами ровняешь? Русь издревле с Перуном живет.
– Уйти тебе надо, исчезнуть так, чтобы вопросов не было. Лучше это сделать к весне. Причину найдешь, если захочешь. Можешь, кстати, с Киженем переговорить, только после этого надо сразу уйти. Иначе его убьют, а смерть на тебя повесят, не отмоешься. Сам видишь, докажут все, что нужно советникам при князе и ему. Сомневаешься?
Сварий только лишь повел из стороны в сторону головой.
– По чести сказать, лучше, чтобы ты отказался от того, чтобы Киженю противостоять и признал бы его главным перном. Надо сделать все так, чтобы это все слышали. Свои претензии на место оставь, если жить хочешь.
– Зачем мне помогаешь?
– Я не враг тебе и Руси. Крови еще много прольется. Ты можешь многое сделать, чтобы ее потоки уменьшились.
– Если князь отстранит пернов и повалит Перуна…
– Киженя тогда уже не будет, хотя лучше, чтобы он был.
– Почему?
– Кижень во многом зависим от князя. Он может не совершить резких действий. Ведь могут и перейти меру княжеские людни…
– Что предвидишь?
– Проклятие может упасть на род Владимира. Только сделает это не Кижень.
– На меня намекаешь?
Кудес лишь грустно усмехнулся.
– Нет, ты такой глупости не сделаешь. Впрочем, если будет помутнение, то все может случиться. Знай, проклятие не выход. Оно лишь ухудшит положение дел.
– Но кого-то же ты имеешь в виду?
– Разве так важно имя? На самом деле если не один, то второй совершит то, о чем я говорю.
– Знаешь, как избежать наговора?
– Не видеть во Владимире врага и лица, которое все желает на свой лад переиначить, чтобы основать династию и стать, как василевс, кесарем.
– А если так есть? Что тогда?
– Владимир все больше себе не принадлежит. Он выполняет замысел ромеев. Они здесь прочно усесться хотят, да так, чтобы на спинах русичей в рай заехать, где за счет нас безбедно жить. Что ты возьмешь с князя, который только лишь исполнитель? Что, когда он все больше запутывается? Может, ты его захочешь вразумить? Так это – напрасное дело. Владимиру все большее удовольствие начинает доставлять игра во власть. Он не хочет ничем уступать василевсу и ромеям. Он хочет, чтобы они его признали равным себе. Однако так не будет. И это на самом деле князя гложет все больше. Ведь поход, который весной начнется, все от того, что Анну вроде как не дают Владимиру, а он воев ромеям предоставил. А раз так, то где плата?
– Породниться хочет, но счастья не будет князю, – слегка прищурился Сварий. – Не его поля ягода Анна. Темна она сутью своей, в сердце нет добра, одно страдание и ненасытное желание власти. Откуда оно?
– А ты не можешь посмотреть, что стоит на роду василевса? Ты полагаешь, что на нем только одно проклятие? Анна – несчастная женщина. Она – всего лишь расчет, как та гривна, но слишком тяжелая, если на шею повесить. Можно быстро выдохнуться и из жизни уйти преждевременно. Бросит ее Владимир, но позже…
– До тяжких годин мы дожили, – молвил, вздыхая, Сварий.
– У тебя есть выход. А то, я смотрю, еще немного и ты запричитаешь, как верный и ревностный христианин.
– Хочешь меня задеть и обидеть?
– Говорю, что вижу и есть. Или ты хочешь, чтобы я сладкие речи вел и тебе умильно в глаза заглядывал? Я же не ромей-советник на службе князя. У меня интерес один: чтобы ты выжил, а перны друг с другом не передрались. Вас столкнуть лбами хотят, а вы вместо того, чтобы здраво рассудить, почти что в капкан сами идете. Только пощады лучшим из вас не будет. Тайно убьют и не побоятся ни Перуна, ни проклятий.
– Мириться, говоришь. И как мне, скажи, через себя переступить? Что я сказать должен Киженю? Что я ошибался, что он чист и второй рукой купцов не содержит, что роскоши не хочет?
– А я что, тебе все должен говорить да на блюдечке выкладывать? – слегка прищурился Кудес. – У тебя своя голова, вот и думай.
– От того, что узнал, голова кругом идет, – признался Сварий, косясь на Кудеса.
– А ты думал, будет легко? Я только лишь приоткрыл тебе то, что с большой вероятностью случится. Вот Илья может еще пару слов сказать. Илюша, я когда-то тебе врал, неправду говорил?
– Не было такого, – вспоминая былое, произнес я. – Кудес мне вместо отца и друга в одном лице. Если бы не он…
– Илюша, ты меня славить перестань. Сварию пару слов скажи.
Я вздохнул и, поразмыслив, добавил:
– Зреть не зрю, но пощады от варягов не будет пернам. Я так чую. Вы князю поперек дороги стали. Владимир о вас марать руки не будет. Руфий и его вои сделают дело, вы и не заметите, как не только положение потеряете и врагами станете, но и жизни укоротите.
– Тебя, сказывают, хотели убить?
– И не однажды, – подтвердил Кудес.
– И что ты мне скажешь? – пристально взглянул на меня Сварий.
– Кудес зря сотрясать воздух не будет. Тебе лучше сделать так, чтобы на тебя потом подозрение в смерти Киженя не пало.
– А ты, волхв из Аратыни, что мне посоветуешь? – устремил взор Сварий на Добронрава.
– Мне не хотелось бы, чтобы перны, как волхвы, по лесам прятались и в глуши ночевали, словно звери. Огонь озара в тебе пока еще не угас, перн. Лучше уйди на север. Там пока еще не так гонения на пернов скажутся. Семью сразу туда переведи. Так надёжнее будет. Но даже это тебя может не уберечь. Тут надо постоянно по сторонам смотреть и нить судьбы своей слушать и видеть. Меч вскоре может ее обрубить. Твоя смерть – смерть еще десятков таких, как ты. Этого не забывай.
– Грустно слушать ваши слова. Чем мы прогневили Перуна и богов?
– Ты видишь тучку, но не небо. Ты хочешь, чтобы за тебя вопросы решили те, кто этого сейчас, да и раньше, не могут сделать. Зачем тогда ты землицу топчешь, если на Перуна или на кого-то еще полагаешься? Кто ты, если ты не научен действовать здесь и сейчас сообразно ситуации? А не кажется ли тебе, что христиане, которых ты не переносишь, очень даже неплохо так усвоили главное правило: сказать можно, что угодно, но все решают сила и реальные действия. Гривны и куны – сила, равно как злато и серебро. Варяги куплены, многим заплачено за смерти. Ведь власть позволяет собирать дань, следовательно, силу, накапливая богатства. И не говори мне о Прави. Время Прави уже вышло. Среди богатых и зажиточных жителей Киева ее немногие соблюдают. Зачем Правь, когда она говорит, что богатый родич обязан поделиться с бедным? Кто из богатых хочет безвозмездно делиться или отдавать куны в общину или в ремесленные цеха, или на воев?