bannerbanner
Тюремный роман царицы
Тюремный роман царицы

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Устрялов Н. История царствования Петра Великаго. Т. VI. Царевич Алексей Петрович. С.-Петербург, 1859. С. 9-10


О характере принципальных их персон (Лопухиных) описать, что были люди злые, скупые ябедники, умов самых низких и незнающие нимало во обхождении дворовом, ниже политики б оной знали. И чем выступили ко двору, всех уничтожили, и Тихона Стрешнева в краткое время дружбу потеряли, и первым себе злодеем учинили. Правда, сначала любовь между ими, царём Петром и супругою его, была изрядная; но продолжилася разве токмо год. Но потом пресеклась; к тому-ж царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем её в несогласии, нежели в любви. И так дошло до конца такого, что от сего супружества последовали в государстве Российском великия дела, которыя были уже явны на весь свет, как впредь в Гистории увидишь.

Куракин Б.И. Гистория о Петре I и ближних к нему людях. 1682—1695 гг. // Русская старина, 1890. – Т. 68. – № 10. С. 241-242


Царица… происходит из дома Лопухиных, одного из древнейших в России. Пётр I женился на ней в 1698 году, и она родила ему царевича Алексея, умершего в 1718 году и оставившего после себя сына… Они жили очень согласно между собою до тех пор, пока ненависть царицы к иноземцам и ко всем обычаям европейским, кои царь очень любил, не произвела между ними охлаждения.

Записки дюка Лирийского и Бервикского во время пребывания его при императорском российском дворе в звании посла короля испанского. 1727—1730 годов. СПб., 1845. С. 202


Лопухины давно уже пользовались особенным благорасположением царицы Натальи Кириловны. Когда, по случаю крещения Петра 29 июня 1672 года, был стол в Грановитой Палате для властей, царевичей, бояр, окольничих и думных людей, а царица угощала у себя, в своих покоях, самых ближних, отца и Матвеева: за поставцом, в ея хоромах сидел думный дворянии Абрам Никитича Лопухин. То был дед Авдотьи Фёдоровны.

Семевский М. Царица Евдокия Федоровна Лопухина. // РВ. 1859. Т.21. №10. С.220


Родилась она в Москве 8 июня 1670 года. Её отец, Фёдор Абрамович Лопухин, очень богатый человек, происходил из одной из самых старинных фамилий Новгородского княжества. Евдокия Лопухина была очень красива и поэтому была выбрана в жёны Петру I из многих сотен девушек дворянских семей, представленных царю, когда совет этого государя решил, что ему можно жениться. Поскольку выбор царя, павший на Евдокию Фёдоровну Лопухину, не встретил никаких препятствий, брачная церемония проходила со всей торжественностью, принятой в России.

Вильбуа. Рассказы о российском дворе. // Вопросы истории. №12, 1991


Свадьбу Петра отпраздновали скромно: он венчался даже не в Благовещенском соборе, а в небольшой придворной церкви Св. апостолов Петра и Павла. Священствовал духовник его, протопоп Меркурий.

Семевский М. Царица Евдокия Федоровна Лопухина. // РВ. 1859. Т.21. №10. С.221


[1689] В нынешнем во 198 году октября в 31 день да ноября во 2 да в 14 числех, по указу в-х г-рей ц. и в. к. Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича в. в. и м. и б. р. с., из Стрелецкаго Приказу велено дать их великих государей жалованья, для всемирные радости сочетания законнаго брака в-го г-ря ц. и в. к. Петра Алексеевича в. в. и м. и б. р. с., с великою государынею благоверною царицею и великою княгинею Евдокеею Феодоровною, Московских полков стрельцам, 20 000 человекам, по киндяку человеку… И в Казенном Приказе киндяков и сафьянов нет. И в-кие г-ри ц. и в. к. Иоанн Алексеевич, Пётр Алексеевич в. в. и м. и б. р. с. о том, что укажут.

198 года ноября в 18 день в-кие г-ри ц. и в. к. Иоанн Алексеевич, Пётр Алексеевич в. в. и м. и б. р. с., сей выписки слушав, указали, по имянному своему великих государей указу, дать своего государева жалованья, тех вышеписанных Московских полков стрелцом, двадцати тысячи человеком, за киндяки и за сафьяны деньгами: за киндяк по 23 алт. 2 д., а за сафьян по 10-ти алт. всего по рублю человеку, из Приказу Большия Казны и о том из Казённаго Приказу в Приказ Большие Казны послать свой государский указ. По склейкам столица скрепа: думный дьяк Никита Зотов. (Ст. 198 г. № 1191). Из столпцов дворцовых приказов.

Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом. Т. I. М. 1872. С. 98


[1689] Марта 11-го, в-я г-ня благоверная ц-ца и в. к-ня Наталия Кириловна указала из приказу Большие Казны взять вверх, в свою великой государыни Мастерскую Палату, денег 890 р., а те деньги на дачу верховым чином, для всемирные радости сочетания браку сына её в-кой г-ни, великаго г. ц. и в. к. Петра Алексеевича в. в. и м. и б. р. с. со благоверною в-кою г-нею царицею и в-кою княгинею Евдокиею Феодоровною; великия государыни указ о том сказала боярыня Прасковья Алексеевна Нарышкина (Ст. 197 г. № 321). Из столпцов дворцовых приказов.

Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом. Т. I. М. 1872. С. 85


Евдокия была дочь боярина Илариона Абрамовича Лопухина, который, после бракосочетания своей дочери с царём Петром Алексеевичем 1689 года, переименован, по старому обычаю у государей русских, Феодором, и Евдокия, уже не по отечеству называлась Иларионовною, а по супружеству Феодоровною.

И.С. Первая супруга Петра I Евдокия Феодоровна // Русский архив, 1863. – Вып. 7. – Стб. 542


…он [Илларион Лопухин] принял имя Фёдора, по примеру Александра Салтыкова, переменившаго также своё имя по случаю брака дочери его Прасковии с царём Иоанном Алексеевичем.

Устрялов Н. История царствования Петра Великаго. Т. VI. Царевич Алексей Петрович. С.-Петербург, 1859. С. 10


В записках Генерала Гордона под годом 1684 Января, значится, что когда Царь Иоанн Алексеевич вступил в супружество с Параскевою, дочерью Боярина Александра Фёдоровича Салтыкова: то при свадьбе боярин сей переименован Фёдором Фёдоровичем, а потому и дочь его начала называться Параскевою Фёдоровною. Другой сему пример находится в родословии Лопухиных, а именно, когда Государь Пётр I в 1689 году вступил в брак с Евдокиею, дочерью Илариона Абрамовича Лопухина: то, пожаловав его чином Боярина, в то же время переименовал его Фёдором Абрамовичем, – и Царица стала называться Евдокиею Фёдоровною. Но, откуда пришло в Россию обыкновение сие? – Есть у древних Греков и Римлян примеры перемены имён: – Протеева дочь по возрасте переименована за разум свой Феоноею, Левкиппа после продажи в рабство названа Лакеною, Исмения – Астракою. Приёмыши у Римлян получали имя своих наречённых отцов, У Персов и Египтян Цари, по вступлении на престол, принимали новыя имена. Тоже делали и делают в Европе многие Короли и Папы, а в некоторых монашеских орденах и монахи при пострижении. У Евреев был также обычай, по выздоровлении от тяжкой болезни, принимать новое имя. Много сему примеров находится и в Св. Писании. У Византийских Греков, а наипаче у Императоров, было обыкновение невестам своим переменять имена, когда оне браны были из Фамилий Латинскаго Вероисповедания. В нашей Истории Княгиня Ольга по вступлении в брак с Великим Князем Игорем, переименована Прекрасою, Рогнеда, супруга Владимира I – Гориславою, а Индегерда, супруга Великаго Князя Ярослава I – Ириною. Но при всех сих переменах Древние не таили прежних своих имён, а переменяли оныя или по большему приличию, или по введённому уже обыкновению, без всяких других мнений. Напротив того, Майерберг и согласно с ним Татищев говорят, что у Русских родители с намерением таили имена, данныя детям при крещении; а вместо оных, давали им другия, для того, чтобы колдуны очарованиями не испортили их в жизни. Ибо, как говорит Татищев, по мнению некоторых, чародей, не ведая подлиннаго имени, не может испортить человека. Но на молитве и наипаче при обручении упоминали де собственное крестное имя. Есть и ныне в России по некоторым местам ещё люди, которые также не именуются крестным именем, но другим, данным от родителей, или переменённым при бракосочетании по вышеупомянутому же предубеждению.

Евгений, митрополит. О личных собственных именах у Славяно-руссов Митрополита Евгения. Труды Общества истории и древностей росссийских, ч. III. кн. 1, М. 1826 г. С. 72-75


Род же их (Лопухиных) был весьма людной, так что чрез ту притчину супружества ко двору царскаго величества было введено мужескаго полу и женскаго более тридцати персон. И так, оной род сначала самаго своего времени так несчастлив, что того-ж часу все возненавидели и почали разсуждать, что ежели придут в милость, то всех погубят и всем государством завладеют. И, коротко сказать, от всех были возненавидимы и все им зла искали или опасность от них имели.

Куракин Б.И. Гистория о Петре I и ближних к нему людях. 1682—1695 гг. // Русская старина, 1890. – Т. 68. – № 10. С. 241


Пётр женился, т. е. Петра женили 17 лет, женили по старому обычаю, на молодой, красивой женщине, которая могла сначала нравиться. Но теремная воспитанница не имела никакого нравственного влияния на молодого богатыря, который рвался в совершенно иной мир; Евдокия Фёдоровна не могла за ним следовать и была постоянно покидаема для любимых потех. Отлучка производила охлаждение, жалобы на разлуку раздражали.

Соловьев С.М. История России с древнейших времён. М.: «Мысль». 1988. Т. XIV. С. 145


Женитьба Петра на двадцатилетней прелестной девушке старинной фамилии не могла нравиться Софии. Соправительница скорбнаго главой царя Ивана стремилась к одному – к удалению Петра от царскаго престола. Она старалась воспрепятствовать этому браку, но тщетно: Пётр был уже готов к борьбе с нею; уже близилось время падения умной и честолюбивой Софии.

Семевский М. Царица Евдокия Федоровна Лопухина. // РВ. 1859. Т.21. №10. С.220


Её (царицы Евдокии) жизнь со времени замужества была сплошной цепью событий, одно трагичнее другого.

Вильбуа. Рассказы о российском дворе. // Вопросы истории. №12, 1991

«Женишка твоя Дунька челом бьёт»

Едва минул медовый месяц брака, как юный пылкий Пётр, питомец и друг Лефорта, скучавший единообразием отечественных обычаев, охотно стал увлекаться заманчивым разнообразием иноземных: оставив свою молодую жену у ея свекрови, сам уехал с немецкими мастерами в Переславль-3алесский строить суда. Евдокия, страстно любившая Петра, без него грустила; в письме своём она простодушно высказала свои чувства…

И.С. Первая супруга Петра I Евдокия Феодоровна // Русский архив, 1863. – Вып. 7. – Стб. 542


1689 г. Государю моему, радосте, Царю Петру Алексеевичю. Здравствуй, свет мой, на множество лет! Просим милости: пожалуй, Государь, буди к нам незамешкав; а я при милости матушкиной жива. Женишка твоя Дунька челом бьёт.

Царица Евдокия – Императору Петру I. Письма Русских государей и других особ царскаго семейства, III. Переписка царевича Алексея Петровича и царицы Евдокии Фёдоровны. Москва. 1862. С. 67


Не удивляйтесь, если малограмотная Евдокия подписывалась полуименем, – сам Пётр в письмах своих прежде именовал себя Петрушкою, а побывав в чужих краях, стал подписываться Рitеr.

И.С. Первая супруга Петра I Евдокия Феодоровна // Русский архив, 1863. – Вып. 7. – Стб. 542


1689 г. Лапушка мой, здраствуй на множества лет! Да милости у теб(я) прошу: как ты поволишь ли мне х себе быть? А слышала я, ч(то) ты м(уж) мой станешь кушеть у А(н)дрея Кравта; и ты п(о)жалуй о том, лапушка м(уж) мой, отпиши. За сем писавы ж(ена) твоя челом бьёт.

Царица Евдокия – Императору Петру I. Письма Русских государей и других особ царскаго семейства, III. Переписка царевича Алексея Петровича и царицы Евдокии Фёдоровны. Москва. 1862. С. 67


Доброе согласие между царём и его женой не было длительным. Царица была ревнивой, властолюбивой интриганкой. Царь был непостоянен, влюбчив, подозрителен, резок в своих решениях и непримирим, когда он питал к кому-нибудь неприязнь.

Вильбуа. Рассказы о российском дворе. // Вопросы истории. №12, 1991. С. 203


К этому надо добавить, что царица Авдотья была очень сладострастна и супруг её, узнав об одной её интриге, развёлся с ней в 1698 году и, наконец, удалил её в монастырь, а вскоре потом в Шлиссельбургскую крепость, где она и оставалась до кончины царицы Екатерины. Внук её, вступив на престол, перевёл её в один из московских монастырей, но она никогда не была пострижена, хотя царь, супруг её, и принуждал её к тому.

Записки дюка Лирийского и Бервикского во время пребывания его при императорском российском дворе в звании посла короля испанского. 1727—1730 годов. СПб., 1845. С. 202


Супруга Петра Евдокия отличалась не одною телесною красотой, но благочестием, скромностью и добротою, и привержена была к праотеческим обычаям.

И.С. Первая супруга Петра I Евдокия Феодоровна // Русский архив, 1863. – Вып. 7. – Стб. 542


А именовалась царица Евдокия Фёдоровна и была принцесса лицом изрядная, токмо ума посредняго и нравом несходная к своему супругу, отчего всё своё счастие потеряла и весь свой род сгубила, как будем о том впредь пространно упоминать.

Куракин Б.И. Гистория о Петре I и ближних к нему людях. 1682—1695 гг. // Русская старина, 1890. – Т. 68. – № 10. С. 241


Русская пословица «женится – переменится» не исполнилась на Петре: он по-прежнему рвался из дому от матери и от молодой жены. В апреле 1689 года он уже был на Переяславском озере, откуда писал матери: «Вселюбезнейшей и паче живота телесного дражайшей моей матушке, государыне царице и великой княгине Наталии Кирилловне. Сынишка твой, в работе пребывающий, Петрушка, благословения прошу и о твоём здравии слышать желаю; а у нас молитвами твоими здорово всё. А озеро всё вскрылось сего 20 числа, и суды все, кроме большого корабля, в отделке; только за канатами станет: и о том милости прошу, чтобы те канаты, по семисот сажен, из Пушкарского приказу, не мешкав, присланы были. А за ними дело станет, и житьё наше продолжится. По сём паки благословения прошу». Любопытно видеть, как Петр хитрит: чтоб получить поскорее канаты, он стращает мать, что иначе не скоро возвратится: «А за ними дело станет, и житьё наше продолжится».

Соловьев С.М. История России с древнейших времён. М.: «Мысль». 1988. Т. XIV. С. 138


После рождения сына Алексея Петровича в 1690 году, около почти четырёх лет, хотя и не обнаруживалось резкаго несогласия между супругами, но мало помалу Петра отдаляли от молодой его супруги частыя его отлучки, дальние походы, Немецкая слобода, смазливая и ловкая немочка Анна Монс, которую потом заменила Екатерина. Без Петра Евдокия грустила, вызывала его к себе, писала ему; но он забывал её в шумных пирушках разгульнаго Кокуя. Евдокия, узнав о поступках своего мужа, стала его ревновать.

И.С. Первая супруга Петра I Евдокия Феодоровна // Русский архив, 1863. – Вып. 7. – Стб. 542


В 1694 году, в бытность царя на Белом море, Авдотья Фёдоровна продолжала писать столь же нежныя письма.

Семевский М. Царица Евдокия Федоровна Лопухина. // РВ. 1859. Т.21. №10. С.223


Предражайшему моему Государю, радосте, Царю Петру Алексеевичю. Здравствуй, мой свет, на многия лета! Пожалуй, батюшка мой, не презри, свет мой, моего прошенья: отпиши, батюшка мой, ка мне о здоровье своём, чтоб мне, слыша о твоём здоровье, радоватца! А сестра твоя Царевна Наталья Алексеевна в добром здоровье; а пра нас изволишь милостию своею напамет(о)ват(ь), и я с Олёшанькою жива. Жена твоя Дунька.

Письма Русских государей и других особ царскаго семейства, III. Переписка царевича Алексея Петровича и царицы Евдокии Фёдоровны. Москва. 1862. С. 68

«Некоторые её противности…»

Предража(й)шему моему Государю, свету, радосте, Царю Петру Алексеевичю. Здравству(й), мо(й) батюшка, на множество лет! Прошу у тебя, свет мо(й), милости: обраду(й) меня, батюшка! о(т)пиши, свет мо(й), о здоровье своём, чтобы мне бедно(й) в печалех своих порадоватца. Как ты, светъ мо(й), и(з)во(л)ил пойтить, и ко мне не пожаловал – не описал о здоровье ни единой строчки; толко я бедная на свете бещасна, что не пожалуешь – не опишешь о здоровье, свет! Не презри, свет мо(й), моего прошенья. А сестра твоя Царевна Наталья Алексеевна в добром здоровье. Отпиши, радость (мо)я ко мне, как ка мне изво(лишь) быть? А пра (меня) (изво)лиш милостию своею спро(сить), и я с Олеш(анькою) жива. Ж(ена) т(воя) Ду(нька).

Царица Евдокия – Императору Петру I. Письма Русских государей и других особ царскаго семейства, III. Переписка царевича Алексея Петровича и царицы Евдокии Фёдоровны. Москва. 1862. С. 69


Из известного нам образа жизни Петра с его компаниею, Петра – плотника, шкипера, бомбардира, вождя новой дружины, бросившего дворец, столицу для беспрерывного движения, – из такого образа жизни легко догадаться, что Пётр не мог быть хорошим семьянином.

Соловьев С.М. История России с древнейших времён. М.: «Мысль». 1988. Т. XIV. С. 145


Уже около 1697 г. Пётр влюбился в девицу Монс, и искал случая разлучиться с Евдокиею.

Есипов Г.В. Освобождение царицы Евдокии Фёдоровны. Русский вестник, журнал литературный и политический, издаваемый Мю Катковым. Том двадцать восьмой. М. 1860. Июль, книжка первая. С. 182


На третьем году своей женитьбы он без памяти влюбился в молодую, красивую девицу Анну Монс, родившуюся в Москве. Отец и мать её были немцами. Царица Евдокия, после бесполезных преследований этой соперницы, устроила сцену ревности своему мужу, запретив ему являться к ней в спальню и поссорившись со вдовствующей царицей, своей свекровью. Царю только этого и было нужно. Поощряемый как господином Лефортом, так и прекрасной иностранкой, в которую он был влюблён, он решил выполнить то, что уже давно замышлял: развестись с женой и заключить её в женский монастырь, где эта несчастная государыня была вынуждена постричься в монахини. Всеми забытая, она провела там много лет. А в это время её муж предавался своим страстям, беспрестанно меняя любовниц.

Вильбуа. Рассказы о российском дворе. // Вопросы истории. №12, 1991. С. 203


Её ревность к нему и приверженность к старым благочестивым обычаям, отвращение от новых, казавшихся ей нечестивыми, до того наскучили Петру, что, пред отъездом своим за границу, в 1696 году, он решился совершенно оставить жену свою…

И.С. Первая супруга Петра I Евдокия Феодоровна // Русский архив, 1863. Вып. 7. Стб. 543


Легко понять, как должна была проигрывать в глазах Петра бедная Евдокия Фёдоровна в сравнении с развязною немкою, привыкшею к обществу мужчин, как претили ему приветствия вроде: лапушка мой, Пётр Алексеевич! – в сравнении с любезностями цивилизованной мещанки. Но легко понять также, как должна была смотреть Евдокия Фёдоровна на эти потехи мужа, как раздражали Петра справедливые жалобы жены и как сильно становилось стремление не видать жены, чтоб не слыхать её жалоб. Опостылела жена… А всему виною проклятые немцы, проклятый Лефорт, которому вместе с Плещеевым приписывали доставление Петру развлечений, особенно неприятных царице. И вот у Лопухиных к Лефорту ненависть страшная.

Соловьев С.М. История России с древнейших времён. М.: «Мысль». 1988. Т. XIV. С. 145-146


Царица Наталья Кириловна, любившая свою невестку, старалась поддерживать согласие между молодыми супругами; но с её смертию оно совершенно нарушилось.

И.С. Первая супруга Петра I Евдокия Феодоровна // Русский архив, 1863. – Вып. 7. – Стб. 543


Перед отъездом Петра за границу, когда удаляли из Москвы всех ненадежных людей, удалены были и отец царицы с двумя братьями: «Марта в 23 день великий государь указал быть в городах на воеводствах: на Тотме боярину Фёдору Авраамовичу, на Чаронде боярину Василию Авраамовичу да с ним племяннику его стольнику Алексею Андрееву сыну, в Вязьме стольнику Сергею Авраамову сыну Лопухиным, и с Москвы в те городы ехать им вскоре». После всего этого Петру, разумеется, не хотелось возвратиться из-за границы в Москву и застать здесь подле сына постылую Евдокию.

Соловьев С.М. История России с древнейших времён. М.: «Мысль». 1988. Т. XIV. С. 145


Чем все они так прогневили государя – неизвестно.

Семевский М. Царица Евдокия Федоровна Лопухина. // РВ. 1859. Т.21. №10. С. 224


Когда царю стала надоедать жена, он тайно посоветовался с духовенством и опытными людьми, желая узнать, нельзя ли найти какую-то зацепку, чтобы получить право на развод. Не получив благоприятного ответа, он заявил, что все они невежды и что, если бы он посоветовался по этому вопросу в Риме, там бы нашлись более ловкие люди.

Вильбуа. Рассказы о российском дворе. // Вопросы истории. №12, 1991. С. 204


Тогда решено было удалить Авдотью Фёдоровну в монастырь: по крайней мере, из Лондона царь прислал повеление боярам Л.К. Нарышкину и Т.Н. Стрешневу, также духовнику царицы, склонить её к добровольному пострижению. «О чём изволил ты писать к духовнику, и ко Льву Кириловичу, и ко мне», отвечал Стрешнев 19 апреля 1688 года, «и мы о том говорили прилежно, чтобы учинить во свободу и она упрямится. Только надобно ещё отписать к духовнику, и сами станем и ещё говорить почасту. А духовник человек малословный; а что ему письмом подновить, то он больше станет прилежать в том деле». Пётр подтвердил свою волю по возвращении из Лондона в Амстердам, повелев и князю Ромодановскому 9 мая года, содействовать Стрешневу: «Пожалуй сделай то, о чём тебе станет говорить Тихон Никитич, для Бога…»

Семевский М. Царица Евдокия Федоровна Лопухина. // РВ. 1859. Т.21. №10. С. 224


Женившись по старине, Петр задумал и избавиться от жены по старому русскому обычаю: уговорить нелюбимую постричься, а не согласится – постричь и насильно.

Соловьев С.М. История России с древнейших времён. М.: «Мысль». 1988. Т. XIV. С. 146


18 Июля 1698 года, в Вене был дан в честь русскаго посольства великолепный обед… Явился заздравный кубок, наполненный мозельвейном; все гости встали и пили здоровье императора, провозглашая его по очереди друг другу, пока кубок не обошёл всего стола. Во всё это время гости стояли. Перед обедом условились было, чтобы Лефорт провозгласил таким же образом здоровье императрицы и потом Римскаго короля, барон же Кенигсакер здоровье царицы Московской; но ни то, ни другое сделано не было, потому ли, что обряд был слишком продолжителен, или, вероятнее, потому, что царь уже сомневался, не была ли его жена в заговоре с Софией…

Семевский М. Царица Евдокия Федоровна Лопухина. // РВ. 1859. Т.21. №10. С. 225


Через два года он возвратился из чужих краёв; Евдокия с нетерпением ожидала его к себе: он не посетил ея, а был у Анны Монс.

И.С. Первая супруга Петра I Евдокия Феодоровна // Русский архив, 1863. – Вып. 7. – Стб. 543


25 августа в 6 часу пополудни вернулся он из-за границы, и в тот же вечер успел побывать в нескольких домах, в городе и в Немецкой слободе; навестил бояр, повидался с семейством Монс, и на ночь удалился в Преображенские. Не посетил он только одной особы, которая нетерпеливее всех, между страхом и надеждою, ожидала его возвращения, – царицы своей, Авдотьи Фёдоровны.

Семевский М. Царица Евдокия Федоровна Лопухина. // РВ. 1859. Т.21. №10. С. 226


Говорят, будто царь вёл со своею супругой тайный разговор в чужом доме в течение четырёх часов, но слух оказался ложным. Другие вернее говорили, что царь имел свидание с любимою своею сестрою, Наталиею (Гвариент говорит, что свидание происходило в доме Виниуса, и что Пётр имел действительно свидание с Евдокией Фёдоровной. Это известие вернее: с сестрой, вероятно, царь виделся прежде).

Корб И.-Г. Дневник путешествия в Московское государство. Цит. по: Рождение империи. М. Фонд Сергея Дубова. 1997. С. 763


Как бы то ни было, но все эти беседы не повели ни к чему.

Семевский М. Царица Евдокия Федоровна Лопухина. // РВ. 1859. Т.21. №10. С. 226


Никто не может сказать, что жена нынешнего царя неплодная, так как от брака с ней родился царевич, тем не менее, однако же, она отвержена, но причина сего развода, без всякого сомнения, весьма важная, так как царь, находясь около Азова, постановил до тех пор не возвращаться в Москву, пока жена не будет пострижена в монахини и не будет заключена в Суздальский монастырь, находящийся в 30 милях от столицы.

Корб И.-Г. Дневник путешествия в Московское государство. Цит. по: Рождение империи. М. Фонд Сергея Дубова. 1997. С. 194


Пётр знал людей, но не умел или не всегда хотел понимать их. Эти особенности его характера печально отразились на его семейных отношениях.

Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. М.: «Мысль», 1989. Т. IV. С. 40

На страницу:
2 из 3