Полная версия
Калачакра-тантра. История тантры, посвящения и практики, символизм йидама и мандалы, астрология
Как становится ясно из названия, внешняя пустота (пустота-от-другого) часто противопоставляется внутренней пустоте (пустоте-от-себя)[26], как если бы эти две философии были противоположными или противоречащими друг другу. Но это полная бессмыслица, потому что они описывают два разных аспекта природы реальности. Оба термина возникли в Тибете и не являются переводами с санскрита, хотя и описывают концепции, присутствующие в индийских традициях. Например, известная фраза в «Вималапрабхе» в контексте Калачакры, цитирующая «Манджушри-нама-самгити», выражает обе концепции:
То, что обладает всеми формами, само по себе не имеет формы.
Здесь речь об основополагающей природе ума, или природе будды, основе всего, которая лишена каких-либо осязаемых характеристик. То, что она «не имеет формы», говорит о ее внутренней пустоте, о том, что все сущее лишено внутреннего содержания и вызвано причинами и условиями. Однако она «обладает всеми формами» – это указывает на то, что она существует сама, независимо от причин и условий, – такова внешняя пустота, она же пустота-от-другого.
Наследие Долпопы обширно. Взяв информацию из «Вималапрабхи», комментария к «Калачакра-тантре», он построил знаменитую ступу в Джонанге, которая существует и по сей день. Он руководил новым переводом тантры и «Вималапрабхи» и написал обширные примечания к ней. Он оставил много письменных работ, среди которых выделяется «Горная Дхарма. Океан определенного смысла»[27]. Сайрус Стирнс написал о жизни и учении Долпопы книгу «Будда из Долпо»[28].
Несколько поколений спустя пришел, возможно, величайший из всех учителей линии Джонанг Таранатха (1575–1634). Часто на Западе его называют историографом, потому что он стал известен благодаря «Истории буддизма в Индии»[29], которую подготовили к выходу в 1970 году на английском языке Лама Чимпа и Алака Чаттопадхьяя. Но Таранатха был не просто историографом.
Я не мог бы сказать лучше, чем это сделал Мэтью Капстейн, который написал, что Таранатха «должен по праву считаться одним из величайших исследователей тантризма и йоги во все времена, во всех традициях и на всей Земле…». И это не преувеличение. Труды Таранатхи по-прежнему почитаются не только в Джонанге, но и в других традициях.
В издании монастыря Таранатхи Тактен Пунцог Линге его работы составляют семнадцать томов, однако это не полное собрание сочинений. В частности, он написал исчерпывающий свод текстов для практик и наставлений по Калачакре и шести йогам. По процессу зарождения он составил садханы для мандалы девяти божеств, мандалы ума и полной мандалы тела, речи и ума. Он также написал ритуалы подношений и обширные тексты наставлений по практике тройной мандалы и основному ритуалу. По практике завершения, шести йогам, Таранатха составил основной текст наставлений, дополнительные пояснения к нему, а также теоретические основы шести йог. Кроме того, написал много вспомогательных текстов, таких как «Огненная пуджа», «Объяснение знаков успеха в практике» и так далее. Все они до сих пор используются, а также приняты традицией Карма Кагью для практики Калачакры.
В 1995 году Мэтью Капстейн в статье «От Кункьена Долпопы до Бамда Гелега: три наставника Джонанг о толковании праджняпарамиты» представил западному миру другого великого учителя традиции Джонанг – Бамда Гелега (1844–1904). Мэтью съездил в Дзамтанг, что в Восточном Тибете[30], и привез оттуда двадцать два тома собрания сочинений этого автора.
Бамда Гелег не составлял ритуальных текстов, касающихся Калачакры, поскольку те тексты, что написаны Таранатхой, до сих пор считаются окончательными, но составил развернутые комментарии как по стадиям зарождения и завершения, так и по теории шести йог. При чтении его работ по Калачакре создается впечатление, что, в отличие от предыдущих авторов, он записывал устные наставления из опасения, что они могут быть утрачены.
Интересная особенность его работ – значительный материал по шести Дхармам Наропы[31], которым он обучался у самого Джамгона Конгтрула Лодро Тхае. По мнению Бамда Гелега, наставления Конгтрула по шести Дхармам – наиболее исчерпывающие из имеющихся, а его собственные наставления по предварительным практикам шести Дхарм – единственные, с которыми мне удалось ознакомиться.
Учения традиции Джонанг, которая продолжает процветать в регионах Голог и Амдо Восточного Тибета, во многом основаны на трудах трех великих учителей, но свой вклад внесли и другие мастера, особенно те, кто жил во времена Бамда Гелега, такие как Цогньи Гьяцо, Лодро Драгпа и Йонтен Зангпо (1928–2002), последний из них был учителем Чокьи Нангвы Ринпоче.
Ил. 2. Его Святейшество Далай-лама XIV и Чокъи Нангва Ринпоче
История линий передачи Калачакра-тантры
Ил. 3. Долпопа Шераб Гъялцен (1292–1361)
История линий передачи Калачакры весьма обширна. В XIII веке Кунпангпа (1243–1313)[32] составил первый тибетский текст по стадии завершения Калачакры.
Этот наставник из долины Джомонанг классифицировал традиции, существовавшие в то время в Тибете, и выделил семнадцать, которые имели отношение к шести йогам.
Помимо них, существовало много традиций иных аспектов Калачакры – стадия зарождения, посвящения, разъяснения тантры, астрономии, астрологии и так далее. Все они произошли от различных линий передачи в Северной Индии, а их изложения переводились на тибетский язык разными людьми и расходились по разным школам в Тибете.
Описать историю всех традиций было бы затруднительно, но все они берут начало в ранних учениях цикла Калачакры и пришли в Индию, по-видимому, из загадочной страны Шамбалы, уже в начале XI века они появились в Тибете. Считается, что Будда Шакья-муни даровал коренную тантру Калачакры царю Шамбалы Сучандре у великой ступы Дханьякатака в Амаравати.
Эти учения хранились в Шамбале до X века, пока встреча одного из ригденов и индийского йогина, часто называемого Чилупа, или Пиндо Ачарья, не положила начало распространению Калачакры в Индии.
Тремя-четырьмя поколениями позже индийские и непальские наставники стали переводить тексты по Калачакре с санскрита на тибетский язык. В «Синей летописи» перечислено двадцать переводчиков, которые независимо друг от друга перевели тантру Калачакры, но двоих из них принято считать выдающимися. Это родившийся в начале XI века Дро Шераб Драг, который в основном обучался у кашмирского пандита Соманатхи, и родившийся в середине XI века Ра Чораб, который путешествовал в Непал и работал с неварским пандитом Саманташри, жившим в Патане, к югу от Катманду. Традиции, которые произошли от этих двух великих переводчиков, сегодня известны как традиция дро и традиция ра.
Однако не было такого, чтобы пришедшие в Тибет из Индии традиции развивались в строгом соответствии с канонами и чтобы тибетская традиция, происходившая от одного переводчика, продолжала только одну индийскую традицию. Каждая новая тибетская традиция объединяла в себе ряд линий преемственности, формируя таким образом свою систему, и именно эти системы дошли до нашего времени.
Ил. 4. Пиндо Ачаръя
Ил. 5. Великая ступа Дханъякатака в Амаравати
Например, в часто цитируемом отрывке из «Синей летописи» Шоннупэл (1392–1481)[33] пишет о двух современниках, великих тибетских учителях Калачакры – Будоне Ринчендубе и Долпопе Шерабе Гьялцене. В переводе «Синей летописи» Ю. Рериха читаем:
Будон и Долпопа были двумя великими толкователями Калачакры в Стране снегов. Эти двое сперва получили учение из духовного наследия Ралоцавы, но позднее изучили в традиции Дролоцавы.
Будон имел значительное влияние на последующее развитие традиций Калачакры в школах Гелуг и Сакья, а Долпопа повлиял на развитие традиции Джонанг. Но были и другие случаи обоюдовыгодного взаимодействия между разными традициями.
Распространение Калачакра-тантры в Шамбале и Индии
История традиции Калачакры в Шамбале и Индии согласно Таранатхе
Следующее описание приводится по тексту «dpal dus kyi ‘khor lo’i chos bskor gyi byung khungs nyer mkho» Tapa-натхи. Представленные ниже изображения царей Шамбалы – из монастыря Бенчен в Катманду, Непал, были подготовлены для большого посвящения Калачакры в 2005 году.
Сучандра
В полнолуние месяца чайтра, через год после Пробуждения, у великой ступы Дханьякатака Будда, внимая просьбе царя Шамбалы Сучандры[34], воплощения Ваджрапани, даровать тантру, явил мандалу «Славные лунные стоянки» для сонма будд, бодхисаттв, даков, дакини, двенадцати великих богов, дэвов, нагов, якшей, духов и удачливых людей, прибывших из 960 миллионов городов севернее реки Сита.
Он передал не только эту тантру, но и все прочие тантры. Желаемое обрели столько людей и нечеловеческих существ, что их невозможно было сосчитать. Некоторые из тех учений были унесены в иные миры, а дхарма-царь Сучандра записал эти тантры в Шамбале. В дополнение к коренной тантре из 12000 шлок он составил объяснительную тантру из 600000 шлок. Оба текста считаются утраченными.
Ил. 6. Таранатха (1575–1634)
Небесные зодчие соорудили для него из драгоценных камней дворец в виде мандалы Калачакры, каждая из сторон которого равнялась 400 локтям. Многих он обучил Мантраяне, и многие из них достигли высшей цели. Когда прошел год с момента дарования коренной тантры, он назначил преемником своего сына Сурешвару[35], воплощение Кшитигарбхи, а сам покинул этот мир. После него являлись другие воплощения бодхисаттв десятой ступени: Теджи, Сомадатта, Сурешвара, Вишва-мурти и Сурешана. Они также распространяли учение, как это делал Сучандра. Вслед за ними царь Яшас, воплощение Манджушри, также учил Дхарме сотню лет.
Ил. 7. Реконструкция великой ступы Дханъякатака в Амаравати. Национальный музей Индии, Дели
Ил. 8. Манджушри Яшас
Согласно предсказанию в коренной тантре, Манджушри Яшас узрел, что 35000000 брахманских мудрецов[36], живущих в 96 областях, обладают нужной удачей и пришло время обратить их. Он понял, что, если не обратит их, тогда их потомки станут варварами[37]. Он также понял, что, если они вступят на путь Мантры, тогда и все население 96 областей вступит на путь Мантры.
Поняв, что мудрецы не могут быть обращены одной лишь добротой и есть необходимость в применении силы, он призвал старшего из мудрецов Сурьяратху[38]и расспросил его об их занятиях. Получив нужные сведения, он приказал им оставить свои воззрения, индуистские сиддханты[39] и прочие практики и принять Ваджраяну. В «Вималапрабхе» эта история рассказана подробнее. Но будучи привязанными к своим пагубным воззрениям и практикам, они отказались вступить в ваджрную касту и, оставив свои земли, приготовились покинуть Шамбалу по строгому приказу царя.
На десятый день своего пути на юг они дошли до огромного леса. Тогда царь напустил на них глубокий сон и велел нечеловеческим существам незаметно перенести их по небу в рощу Малая[40], прямо к мандале, что была там воздвигнута Сучандрой. Проснувшись, они весьма удивились. Тогда министр Сагарамати[41]разъяснил им символизм мандалы, а затем по просьбе Сурьяратхи и прочих мудрецов дал посвящение в мандалу мудрости и прочитал текст, известный как «Калачакра-лагху-тантра», в краткой форме передающий основные положения коренной тантры.
Этот краткий вариант коренной тантры содержит 1030 стихов в метре срагдхара. Поскольку коренная тантра написана в метре ануштубх[42], а размер «Лагху-тантры» в этом метре составил бы около 3000 стихов, это означает, что «Лагху-тантра» приблизительно в четыре раза короче «Мула-тантры», в которой 12000 шлок.
Итак, в полнолуние месяца чайтра мудрецам было дано посвящение и разъяснение тантры. Месяц спустя, в полнолуние месяца вайшакха[43], все мудрецы достигли каи недвойственной мудрости (санскр. джнянакаи).
Пундарика
Вслед за царем Манджушри Яшасом явился Пундарика, воплощение Авалокитешвары. Он составил комментарий на сокращенную тантру под названием «Вимала-прабха» в 12000 шлок.
Ил. 9. Пундарика
Поскольку мудрецы различных каст были объединены в одну, то со времени правления [1] Яшаса эти цари именовались калки[44], то есть цари одной касты.
После [2] Пундарики следуют воплощения бодхисаттв десятой ступени:
3. Бхадра (санскр. Bhadra, тиб. bzang po),
4. Виджая (санскр. Vijaya, тиб. maṃ rgyal),
5. Сумитра (санскр. Sumitra, тиб. bshes gnyen bzang po),
6. Рактапани (санскр. Raktapani, тиб. phyag dinar),
7. Вишнугупта (санскр. Visnugupta, тиб. khyab ‘jug sbaspa),
8. Аркакирти[45] (санскр. Arkakirti, тиб. nyi та grags),
9. Субхадра (санскр. Subhadra, тиб. shin tu bzang po),
10. Самудравиджая (санскр. Samudravijaya, тиб. rgya mtsho rnam rgyal),
11. Аджа (санскр. Aja, тиб. rgyal dka’),
12. Сурья (санскр. Surya, тиб. nyi ma),
13. Вишварупа (санскр. Visvarupa, тиб. sna tshogs gzugs),
14. Шашипрабха (санскр. Sasiprabha, тиб. zla ‘od),
15. Ананта (санскр. Ananta, тиб. mtha’yas),
16. Махипала (санскр. Mahlpala, тиб. sa skyong),
17. Шрипала (санскр. Sripala, тиб. dpal skyong),
18. Хари (санскр. Hari, тиб. seng де),
19. Викрама (санскр. Vikrama, тиб. rnam par дпоп ра),
20. Махабала (санскр. Mahabala, тиб. stobs po che),
21. Анируддха (санскр. Aniruddha, тиб. та "gags ра),
22. Нарасимха (санскр. Narasimha, тиб. mi’iseng де),
23. Махешвара (санскр. Mahesvara, тиб. dbang phyug chen po),
24. Анантавиджая (санскр. Anantavijaya, тиб. mtha’ yas rnam rgyal),
25. Рудрачакри (санскр. Rudracakri, тиб. ‘khor lo can).
Начиная с Яшаса, их двадцать пять. Один из царей, Вишнугупта, волшебным образом перенесся в Кашмир, там воздвиг каменную колонну и обучал Ваджраяне три месяца. Когда он преподавал Дхарму, земля сотрясалась и были видны вспышки света. Он часто посещал дворец нагов в Кашмирском озере и являл много чудес, что побуждало нагов прислушиваться к учению. Он составил ряд садхан, таких как «Ваджраварахи» и «Экаджати», и был известен как Пришедший с Неба.
Примерно в то же время Дхарму распространяли такие великие учителя, как Дигнага и Дхармакирти. Во времена калки Аджи учение Калачакры пришло в Индию. В настоящее время[46] львиный трон занимает Шрипала. Начиная с дхармараджи Сурешвары до Анан-тавиджаи время правления каждого царя было одинаковым и составляло сто лет.
Ил. 10. Рудрачакри, 25-й калки
Как и предыдущие цари, Рудрачакри также будет учить Дхарме сто лет и исполнит свое предназначение победить варваров. Примерно в то время, когда на львиный трон взошел Аркакирти, в стране Мекка[47] широко распространились учения варваров, и, похоже, когда эти учения дошли до Западной Индии, учителем варваров был Мадхумати. С того времени его учения весьма распространились. Однако в будущем, когда область южнее реки Сита полностью уйдет под контроль варваров, придет время их поражения. Войско, явленное Рудрачакри, победит их. Явятся эманации, которые уничтожат варваров и собьют с них спесь. Приведя варваров на истинный путь, эманации исчезнут.
Тогда наступит эпоха чистоты[48]. У Рудрачакри будет два сына – Брахма и Сурешвара. Род Сурешвары будет многочисленным – в нем будут Кашьяпа и другие. За 2160о лет они пересекут двенадцать великих областей, побеждая варваров и распространяя истинное учение.
Все это – известные вещи, но поскольку дела бодхисаттв зачастую скрыты от глаз и непостижимы, думать, что мы можем узнать из текста что-то большее, – самонадеянно.
Как учение Калачакры распространилось в Индии и пришло в Тибет
Распространение учения в Тибете обязано индийским традициям. Много традиций было и в Тибете, среди них традиция Гьичо Лоцавы Дава Озера (gyi со lot sa ba zla ba’i ‘od zer), Магаве Лодро (ma dge ba’i bio gros), Аша Гьякарцега ('a zha rgya gar brtsegs), Кьюнгпо Чойцона (khyung po chos brtson), Pa Чораба (rwa chos rab), Цами Сангье Драга (rtsa mi sangs rgyas grags) и другие.
Махакалачакрапада
Важнейшей из традиций считается традиция Дролоцавы, или традиция Соманатхи. Согласно ей, в Индии жил сын йогина Ямантаки, которого звали Махакалачакрапада[49], или Калачакрапада-старший, хотя настоящее его имя было Манджуваджра. Он был пандитом-упасакой и знатоком сутр и тантр.
Ил. 11. Калачакрапада-старший
Однажды у него было видение Манджушри, в котором тот велел ему отправляться на север. Калачакрапада-старший так и сделал и по дороге встретил воплощение калки. Получив от него посвящение, он шесть месяцев выполнял глубокую йогу и обрел чудесную способность перемещаться в саму Шамбалу. Там он встретился с калки и получил от него много тантр – тантру Калачакры и прочие, а также трилогию комментариев бодхисаттв[50].
Что-то запомнив, а что-то взяв с собой в виде текстов, он вернулся в Индию. В основном он занимался медитацией и являл много чудес, таких как подчинение индуистов одним взглядом, а в конце жизни ушел в радужном теле. У него было двенадцать учеников, и все они стали йогинами. Все демонстрировали много знаков и являли чудеса, ушли в радужном теле, но большого вклада в традицию не внесли.
Шрибхадра
Известный как Калачакрапада-младший, чье настоящее имя было Шрибхадра, в одиночку распространял учение. Он был упасакой из касты вайшьев и знатоком всех колесниц. Он постиг многие запредельные чувственные состояния, не тонул, а стены и горы не были ему преградой. Он преподал учение пятистам пандитам в Наланде и так впечатлил всех своей речью, что, кроме Вагишваракирти и Праджнякары, все простерлись перед ним.
Он говорил, что учение распространится по всей Земле и цари, министры и зажиточные торговцы проявят интерес и благосклонность к нему. Но если не в Индии, то где оно могло бы распространиться? В будущем, если собрать всех сиддхов Калачакры с одной стороны и всех сиддхов других традиций с другой, сиддхов Калачакры окажется больше.
Бодхибхадра
Сын Калачакрапады-младшего был известен как Нален-драпа, но настоящее его имя было Бодхибхадра, и он владел землями Налендры. Он практиковал все четыре активности, но достиг успеха в йоге ветра[51]. У него было много учеников, но главный среди них – кашмирский пандит Соманатха.
Соманатха
Соманатха был чрезвычайно умен и мог запоминать до шестнадцати строк за время одного вдоха. С мастером он выучил текст «Хороший брахман», а в Кашмире изучил все прочие Дхармы. Позднее он отправился в центр страны и в Налендре выслушал много глубоких учений Ваджраяны, таких как Калачакра-тантра.
Ил. 12. Соманатха
Он в совершенстве овладел пранаямой и дхараной[52], и движения в его кишечнике и мочевом пузыре прекратились. Он обладал многими способностями, такими как умение обращать в камень воров, лишь указав на них пальцем.
Он трижды путешествовал в Тибет и преподал много учений, включая «Прадиподдьотану»[53], шесть трактатов по мадхьямаке и пять трактатов Асанги. Особенно широко он распространил Калачакру.
История Калачакра-тантры в Индии согласно Амье Жабу
Текст, идущий далее, основывается на переводе части обширной истории Калачакры, составленной Амье Жабом[54] из школы Сакья.
Калачакрапада-старший
Известный как Калачакрапада-старший родился в Варендре[55] на востоке Индии. Его отец был брахманским йогином и пытался умилостивить Черного Ямари[56], а его мать была дакини мудрости. Они совершили ритуал из тантры Черного Ямари для рождения хорошего сына. Отцу приснилось, что Арья Манджушри вошел в живот его жены, и позднее родился ребенок с благоприятными знаками.
Ил. 13. Чилупа
Благословленный благородным Манджушри, ребенок имел живой ум и хорошие способности и в молодости принял посвящение в духовный сан. Он изучал многие предметы и, поскольку овладевал ими с легкостью, стал пандитом и получил известность как Чилупа. О Калачакре он услышал от пандита Ачарьи, но не был полностью удовлетворен. Наоборот, от пробуждения устремлений прошлых молитв он возжелал отправиться в Шамбалу.
Будучи его личным божеством, Тара даровала ему достижение всех духовных целей, а также предсказала, что ради блага существ он получит тантры и комментарии бодхисаттв в Шамбале. Это было указанием на особый цикл комментариев, часто называемый трилогией бодхисаттв. Сказано, что каждый текст в ней написан великим бодхисаттвой. Один из текстов – комментарий на Калачакру «Вималапрабха», а два других посвящены тантрам Чакрасамвары и Хеваджры.
Чилупа отправился на север. Из-за опасностей, которые могли ожидать в нехоженых местах, на пересечение которых потребовалось бы месяца четыре, он решил примкнуть к купцам и пустился в путь по морю. Те сошли на остров сокровищ, а Чилупа продолжил путешествие на север. Он поднялся на гору на острове в океане и там встретил белого человека, который был воплощением калки Шамбалы. Одни говорят, что это был Шрипала, другие – Пундарика.
Ил. 14. Калки Шрипала
Царь спросил его, куда он направляется и с какой целью. Тот ответил, что идет из Восточной Индии в Шамбалу, дабы встретиться с калки и испросить у него учение Калачакры. Царь сказал, что такое путешествие не по силам Чилупе, но если он сможет понять подобное учение, не сходя с места, почему бы ему не послушать его сейчас?
Чилупа тогда понял, что с ним говорит воплощение калки, сделал простирания перед ним и почтил его, многократно обойдя по кругу. После подношения мандалы он попросил принять его в ученики. Царь сказал ему: «Я прибыл сюда с тем, чтобы учить тебя Калачакре во благо всех существ в Индии. Внемли же мне!» После чего он явил полную мандалу дхармадхату и даровал Чилупе посвящение. Предположительно, это указание на дхармадхату-вагишвара-мандалу[57] – название тройственной мандалы Калачакры. Он дал ему наставления по быстрому пути – глубокой йоге в шести частях.
Чилупа медитировал семь дней у подножия горы со стороны океана и достиг своей цели. Он волшебным образом перенесся по воздуху в рощу Малая в Шамбале и там, в мандале Калачакры, припал к стопам самого калки, который даровал ему полное посвящение, разъяснив наставления по тантре и комментарию. Он передал ему следующие учения бодхисаттв: «Мула-тантра», «Лагху-тантра», «Калачакра-тантроттара», «Вималапрабха», «Секоддеша», «Трийога-хридая-вьякарана», «Парамартасева», комментарий на Чакрасамвару «Пиндартха» и комментарий наХеваджру «Ваджрагарбха».
Затем Чилупа отправился в Пушпагири[58], что в Восточной Индии, а после в Магадхе стал известен как Калачакрапада-старший. Он распространил учения цикла бодхисаттв широко на востоке и на западе Индии.
У Калачакрапады-старшего было много учеников, среди которых троих называли Калачакрапада-младший. Это были Авадхутипа, Шрибхадрабодхи и Нален-драпа. Также его учениками были Наропа, Садхупутра, Ратнакарагупта, Мокшакарагупта, Винаякарамати, Симхадхвая и Анантаджая.
Авадхутипа
Что касается Авадхутипы, также известного как Калачакрапада-младший, то дело было так. Один глуповатый монах в Индии, желая улучшить свои умственные способности, стал выполнять практику богини Курукуллы. Богиня предстала перед ним и рассказала, что делать. Ему нужно было соорудить коралловую статуэтку Курукуллы, а потом найти на кладбище мертвую женщину со всеми признаками Курукуллы. Он должен был вставить статуэтку в рот женщине и, положив ее лицом вниз, сидеть на ее спине семь дней в медитации, пока не появятся знаки успеха.