bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Согласно дошедшим до нас сведениям, Эпиктет, будучи рабом, исполнял порученные ему дела хорошо и с радостью, не переживая по поводу своего рабского статуса. Какой смысл переживать, если получение свободы лично от тебя не зависит? А если что-то делаешь, то делай это хорошо, чтобы получать удовлетворение.

Правильная постановка целей помогает переживать неудачи, не впадая в отчаяние. «Я сделал все, что мог, а в следующий раз попытаюсь сделать еще больше» – это хорошая, ободряющая установка. А вот «Я так старался, но снова ничего не добился» – провальная. Мы не можем воздействовать на то, что от нас не зависит, но мы можем (и должны) изменить свое отношение к этому таким образом, чтобы наша жизнь стала лучше. По-научному, психологическая техника, позволяющая переключиться с тех целей, которые мы не способны контролировать полностью, на те, достижение которых зависит от наших усилий, называется «интернализацией целей». Отделяйте «зерна» от «плевел», интернализируйте ваши цели, и ваша жизнь станет спокойной и счастливой. Как верно сказал ирландский писатель Ричард Стил: «Каждый человек – творец собственного благополучия». Античные стоики согласились бы с этим утверждением. А вот с широко известным афоризмом Фридриха Ницше – «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее» – они не согласились бы, поскольку суть стоицизма заключается в том, чтобы избегать травмирующего опыта. Умный человек не станет набивать себе шишки, а заранее подстелит соломки в проблемных местах.

РЕЗЮМЕ. Занимайтесь тем, что вы можете изменить, не обращайте внимания на то, что вы изменить не в силах, а там, где вам не все подвластно, старайтесь заменять внешние цели внутренними. Путь к счастливой жизни прям и прост, так что старайтесь не сбиваться с него. Правда, встать на этот путь довольно сложно, потому что мы с младых, что называется, ногтей привыкаем делить события на плохие или хорошие и очень тяжело, со скрипом и зубовным скрежетом, отказываемся от этой привычки.

Сложно, но нужно. Стоицизм без дихотомии контроля – все равно что брачная ночь без невесты или варенье без сахара. Точнее – без трихотомии (тройственности) контроля, поскольку некоторые события мы можем контролировать не в полной мере.

Практика вторая

Думая о плохом, мы делаем нашу жизнь лучше, насколько бы парадоксально это ни звучало

Совет от Сенеки:

«Увидевший зло в будущем, лишает его силы в настоящем».

Утешение к Марции. IX. 5

Наш век можно назвать веком позитивного мышления. Знакомо ли вам такое понятие? Скорее всего – знакомо, ведь куда только ни сунься, всюду учат мыслить позитивно, думать только о хорошем, радостном, светлом. При наличии выбора (а мы вольны выбирать, о чем нам думать) лучше выбирать хорошее, разве не так? Хорошее полезно – позитивные мысли ободряют, мотивируют и сподвигают, а вот плохие мысли ничего хорошего нам не дают…

Но так ли это на самом деле? И что имел в виду Сенека, говоря о том, что увидевший зло в будущем лишает его силы в настоящем? Это какая-то тайная магия стоиков или просто неверно истолкованное выражение? Давайте для разминки попробуем истолковать его в позитивном ключе…

Увидевший зло в будущем сумеет подготовиться к встрече с ним… Предупрежден – значит вооружен, разве не так? Вполне годная версия. Правда, не совсем понятно, при чем здесь настоящее, ведь мы готовимся к грядущим проблемам, а не пытаемся пережить нынешние.

Увидевший, то есть представивший, зло в будущем поймет, что не так уж и страшен черт, как его малюют, и перестанет беспокоиться по этому поводу… Тоже вариант. Будут ли другие?

Можно также предположить, что, размышляя о будущем зле, человек постепенно «привыкает» к нему и беспокоится все меньше и меньше…

Пожалуй, на этом нашу разминку можно заканчивать. Пора переходить ко второй практике.

Желали ли вы чего-нибудь очень сильно? Конечно же, желали. Всем нам свойственно чего-то желать. Давайте рассмотрим два примера – сугубо материальный и духовный.

В первом случае вы стали (наконец-то стали!) обладателем крутого автомобиля, уютного загородного дома или, скажем, навороченного мобильного телефона, который умеет все-все-все, ну разве что еду не разогревает. Вы долго стремились к желаемому, копили деньги, выбирали лучший из доступных вариантов, мечтали, предвкушали, вожделели… Заполучив желаемое, вы были на седьмом небе от счастья, вам казалось, что с этого момента ваша жизнь станет другой, не такой как прежде, но…

Но по прошествии некоторого времени радость притупилась. Вожделенное стало рутинной обыденностью, невероятное превратилось в обыкновенное и… о, ужас!.. вы стали находить недостатки в том, что прежде казалось вам идеальным. Невероятный автомобиль оказался не таким уж и комфортабельным, содержание дома вашей мечты влетает в тугую копеечку, обилие функций затрудняет пользование мобильным телефоном… Так и хочется вздохнуть и выдать сакраментальное: «Нет в жизни счастья!» Теперь вас привлекают другие дома, другие автомобили и другие мобильники… Однако и новое счастье может оказаться столь же недолговечным, как и старое.

Второй пример – угасание чувств в браке (так происходит не всегда, но довольно часто). Сначала партнеры буквально не могут оторваться друг от друга, затем их энтузиазм начинает остывать, и в конечном итоге плюс может смениться минусом – человек, который раньше нравился до умопомрачения, начинает раздражать… Коэффициент разводимости, то есть отношение числа разводов за период к среднему числу существующих на середину того же периода брачных пар, в развитых странах превышает 50 %. Иначе говоря, распадается как минимум каждый второй брак. Как-то все это печально, даже очень.

Как нам быть и что нам делать с нашими желаниями? Сам собой напрашивается вывод относительно того, что лучше бы ничего не желать. Чем меньше желаний, тем меньше разочарований. Но мы с вами хотим стать стоиками, а не аскетами-отшельниками, верно? Разумеется, можно отказаться от всех радостей жизни, жить в какой-нибудь пещере, вдали от людей, питаться тем, что подвернется под руку, одеваться во что попало и спать на куче веток, а то и на сырой земле… Но будет ли радостной такая жизнь? Ох, навряд ли…

Позитивное мышление, если предаваться ему слишком рьяно, может увести вас от реальности, а в этом ничего хорошего нет. К месту можно вспомнить две пословицы – восточную «Хоть сто раз скажи халва, во рту от этого сладко не станет» и украинскую «Дурень думкою богатеет».

Знаком ли вам афоризм «Что имеем – не храним, потерявши – плачем»? Очень часто мы понимаем, что были по-настоящему счастливы лишь тогда, когда наше счастье остается в прошлом. А что если представить потерю, пока еще ничего не потеряно? Представить, какой стала бы наша жизнь без этого замечательного автомобиля, этого распрекрасного коттеджа, этого суперсовременного мобильника и… представлять – так до конца… без людей, которые нам дороги?

«Для того чтобы быть человеком, недостаточно носа и глаз, но нужно мнения иметь человеческие… – учит Эпиктет. – Все повсюду смертно, легко доступно для захвата, и тот, кто придает какое бы то ни было значение чему бы то ни было из этого, совершенно неизбежно должен впадать в смятение, отчаиваться, страшиться, сокрушаться, стремления иметь не достигающими своей цели, избегания иметь терпящими неудачу»[12]. Увы, это так – все повсюду смертно, все преходяще, и мы должны быть подготовленными к грядущим потерям, чтобы они не стали для нас слишком сильным потрясением. Именно это и имел в виду Сенека, когда говорил, что увидевший зло в будущем лишает его силы в настоящем.

Подготовка к неприятному – это только одна грань или, точнее, цель стоического метода негативной визуализации. Главная цель этого метода заключается в том, чтобы научиться ценить то, чем мы обладаем, и наслаждаться обладанием в полной мере. Негативная визуализация помогает нам вырваться из замкнутого круга неудовлетворенности своей жизнью. Мы желаем чего-то и испытываем неудовлетворение до тех пор, пока не достигаем желаемого. Достигнув его, мы испытываем кратковременное удовлетворение, но очень скоро желаемое становится привычным, рутинным и перестает нас удовлетворять. Мы находим в нем недостатки, возможно, что и разочаровываемся полностью, но даже если и не разочаровываемся, то радоваться уж точно перестаем и начинаем желать чего-то другого – других вещей, другого статуса, других отношений… Неудовлетворенность тем, что мы имеем, превосходно эксплуатируют маркетологи, постоянно предлагающие нам самые современные, самые лучшие и самые суперские товары. Но, идя на поводу у маркетологов, вы не улучшите свою жизнь… А вот негативная визуализация даст вам такую возможность.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Стоики называли мудрецом того, кто продвинулся по пути стоицизма настолько, что живет в полном согласии с природой.

2

Никополь – древнегреческий город на побережье Ионического моря.

3

Ир – персонаж «Одиссеи» Гомера и других произведений античной литературы, нищий, который «в целой Итаке славен был жадным желудком своим, и нахальством, и пьянством».

4

Лукиан Самосатский. Неучу, который покупал много книг. В переводе Н. П. Баранова.

5

«Энхиридион» в переводе с греческого означает «справочник». Этот сборник также называют «Кратким руководством к нравственной жизни».

6

Стоики были противниками рабства как такового. Эта позиция продиктована их этическими взглядами. Поскольку все люди сотворены богами по единому образцу и каждый из них наделен частицей божественного разума, то они должны пользоваться равными правами и ни один человек не может делать другого человека своей собственностью.

7

Диатрибами называли литературно обработанные публичные философские проповеди. Диатрибы Зенона Китийского, как и вообще все античные диатрибы, не сохранились. У нас есть только фрагменты, приведенные в трудах других авторов.

8

Секст Эмпирик. Против ученых. Книга XI. Против этиков. Здесь и далее фрагменты этого трактата приведены в переводе А. Ф. Лосева.

9

Цит. по: Секст Эмпирик. Против ученых. Книга XI. Против этиков.

10

Марк Туллий Цицерон. Парадоксы стоиков. Парадокс третий. И преступные, и праведные деяния равны. Текст приводится в переводе Н. А. Федорова.

11

Эпиктет. Энхиридион. Краткое руководство к нравственной жизни / пер. А. Я. Тыжова. СПб., 2012. С. 55.

12

Эпиктет. Беседы. Книга IV. Глава 5. Против спорщиков и звероподобных. Здесь и далее фрагменты «Бесед» приводятся в переводе Г. А. Тароняна.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2