Полная версия
Цифра
Споры о качественной и количественной субстанции никогда не заканчивались, одни считали, что существует одна субстанция, придерживая позиции монизма (от лат. monos – один, единственный), другие считали, что в мире существует более одной субстанции плюрализма (от лат. pluralis – множественный) или дуализма (от лат. dualis – двойственный).
Философский плюрализм создает проблему единства мира, множественность субстанций в их представление, субстанциальность каждой личности, в философии жизни, прагматизме, экзистенциализме. Проблема обоснования единства в таком контексте, внутреннее единство многообразных и изменчивых вещей, явлений, процессов. Составляющих в своей совокупности само бытие, подтверждало о существовании какой-то основы. Поиск субстанциональной основы оказалось более сложным делом, космос и человек, природа и общество, предмет и образ, явление и сущность слишком различаются между собой, чтобы всегда можно было установить, в чем заключается их единство.
Различные уровни с множественными элементами не могли существовать на первооснове материи, так же как и не может быть идеальным бытие. В итоге единство мира было представлено материалистами в вещественно-субстратную модель мира, все существующее состоит из мельчайших неделимых материальных частиц – атомов. Идеалисты, в свою очередь, представили философию Платона, где вещи представлялись идеальными первообразами – идеями. Иная версия – функциональная модель, представители которой считают, что каждый элемент Вселенной связан с другими частицами, функционируя, как единая система. Общая теория систем стала для научного мира направлением для исследований, открываются формулы мироздания, которые объясняют любое явление во Вселенной. Ученый А. Эйнштейн полагал, что сможет раскрыть единую силу, единую формулу, причину и одну цель, которая управляет всем. Другие ученые отрицали его идеи, что такой формулы не может существовать в принципе. Единство мира, один из важных вопросов в философии, который до сих пор не раскрыт. Версия о структурных уровнях бытия – атрибутная модель, позволяет соединить уровни неживой природы, живой природы, общества, которые самостоятельно репродуцируют подуровни.
Учение о бытии, онтология, играет одну из серьезных ролей в философии, потому что необходимо конкретные теории, исходили из общей теории, фундаментальной теории.
Высокий статус онтологии как важной философской дисциплины обусловлен тем, что при разработке субъективных теорий необходимо исходить из более общих (фундаментальных) теорий. Поэтому своя «онтология» есть у каждой из наук. Проблема философской онтологии сводится к выявлению сущности бытия, его смысловых значений, основных видов и бытия, и отношений между ними, всеобщих свойств бытия. Она является общей теорией связана с логикой, теорией познания, философия природы, социальная философия, философская антропология с другими философскими науками, которые подвергают более детальному рассмотрению как сущность бытия.
Материальное бытие и идеальное бытие.
Под материальным бытием понимается концепция, что окружающий мир состоит из множества предметов, явлений и процессов. Они проявляются в разнообразных формах со всевозможными свойствами, связями и отношениями.
Идеальное (от греч. idea – образ, форма, вид, род) – особая реальность, лишенная многих свойств, что присущи к материальным объектам. Идеальное по сравнению с материальным, может существовать во множественных числах, если у Ньютона упало реально одно яблоко, то в идеальном, каждый представил, как и у него упала такая же сущность. Идеальные сущности невещественны и не протяженны, без времени, результатов опыта и чувственного восприятия и значительно отличается от материального бытия.
Философ Платон первым открыл понятие идеального. Он видел в такой концепции бестелесные, неизменные, вечные, активные, прекрасные и совершенные идеи. Материалисты находят в идеальном отражении явлений объективной реальности, которые таким образом определяют наши образы, чувства и мысли, в философии Гегеля понятия идеального бытия, заключается в абсолютной идее, что несет в себе полноту всего сущего.
Идеальная и материальная реальность, разные взгляды на бытие, идеалисты в реальности видят в идеальной реальности активность духа, присущую субъективной или трансцендентной реальности, которая творит наш мир. Для материалистов, как говорилось выше, окружающий мир представляет взаимосвязанный между собой предметов, явлений и процессов, но материалисты в начале XX века пришли к пониманию невозможности ограничить материальное бытие только вещественными объектами. Мир для них стал делиться на вещественные и невещественные силы, включая в себя живую, неживую природу и общество. К ХХ веку, миру были открыты следующие уровни:
Неживая природа:
– Субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны);
– Микроэлементарный (адроны и лептоны);
– Ядерный (ядро атома); атомарный (атомы);
– Молекулярный (молекулы);
– Единичных вещей; макротел;
– Планет и систем планет;
– Галактик и систем галактик;
– Метагалактик;
– Вселенной.
Живая природа:
– Доклеточный (ДНК, РНК, белки);
– Клеточный (клетка);
– Многоклеточных организмов;
– Видов;
– Популяций;
– Биоценозов;
– Биосфера.
Общество:
– Отдельный индивид;
– Семья;
– Коллектив;
– Социальные группы (слои, классы, страты);
– Этносы;
– Нации;
– Пасы;
– Государства;
– Союзы государств;
– Отдельные общества;
– Человечество в целом.
Каждая из этих форм исходит из материи (от лат. materia – вещество), несводимые к одним вещественным началам В.И. Ленин писал, что «философская категория для обозначения объективной реальности. Дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
Материя содержит в себе атрибуты, формами ее бытия, которые включают в себя движение, пространство и время. Они существуют вне материи. Первым понятием атрибута, под которым понимался универсальные фундаментальные свойства субстанции, Б. Спиноза, выделил признаки, протяжения и мышления, следующие исторические события изменений в философии характеризовались понятиями: движение, пространство и время, взаимодействие, отражение.
Движение носит объективный характер, понимается как совокупность изменений, движение абсолютно, потому что происходит изменение объекта и относительно, т.к. изменения происходят не сразу во всех, с особой динамикой в отношениях. Движение противоречиво, оно одновременно стремится к сохранности, так же как и к изменчивости.
Типы движения:
– Изменение объекта в пространстве, сохраняя при этом его состояния и качества, заключается в простом перемещении объекта;
– Когда изменяется состояния объекта, при этом сохраняются его качества, примером может служить, что глина становится кирпичом;
– Когда изменяются качества объекта, может подразумевать, развитие человека и общества.
Основные формы движения:
– Механическая;
– Физическая;
– Химическая;
– Биологическая;
– Социальная.
Пространство и время.
Системы материальных предметов образуют пространство, в котором они располагаются, а их взаимосвязь образует время. Время состоит из длительности, асимметричности, необратимости, одномерности, пространство имеет протяженность, симметричность и ассиметричность, однородность и неоднородность, трехмерность и иную мерность, что открывается современной наукой.
Общие свойства пространств и времени объединяются в объективности, всеобщности, абсолютности и относительность, что отражающие особенности нашего мира, которые нам известны.
Существуют два направления понимания пространства и времени:
– Субстанциальная, основные представители данной концепции Демокрит, Эпикур, И. Ньютон, которые полагали, что пространство и время в себя независимо от существования движения, материи и своих свойств, содержат все субстанции в виде объектов и событий.
– Реляционная, основные представители Аристотель, Г.В. Лейбниц, А. Эйнштейн, они полагают, что пространство и время зависимы от материальных объектов и скорости их движения. Выражаются в свойствах отношений между объектами и процессами.
В идеальном бытии мир проявляется многозначных характеристиках в своем многообразии (чувственные образы, направления интеллектуальной деятельности, процессах творчества и т.д. Выше идеального бытия – трансцендентное идеальное бытие, подразумевает причину, порождающую материальное и идеальное бытие.
Виды идеального бытия:
– Психическая жизнь и мышление,
– Общественное сознание;
– Духовный мир личности.
Самая не достигаемая постановка проблемы, находится в трансцендентном бытии. Доказательство субстанции, бытия Бога или иного, не существует, есть лишь представления об объектах божественного начала человека. Логические, онтологические, космологические, моральные, психологические и т.д., доказательство Бога имеют признаки гипотетического характера и не имеют существенных доказательств при строгой проверке.
Бог в философии представляется в следующих стадиях:
– Духовная сущность, управляющий природой и закономерностью;
– Создатель всего сущего, через свой разум и волю сотворил мир;
– Постижение через осознание его законов, морали и права в подлинном и загробном мире.
Современные знания о Вселенной имеют до сих пор фрагментарный характер, для постановки действительной проблемы о мироздании человечеству еще не дано постигнуть. Наука точно может сказать, что существование Бога не заключается в хлопотах и заботах людей и в проявление гармонии бытия, его существование намного глубже.
Философия может сегодня утверждать, лишь один признак Бога (Мирового разума), что он определяет лишь меру разумности нашего мироустройства. Представители объективного идеализма трансцендентного бытия, имеют представление, что существует мир идей, бога, мировой разум, абсолютную идею вне разума субъекта. Представители субъективного идеализма, определяют субстанцию через активность, психологическую способность ощущения, разума и воли.
Сущность сознания. Сознание имеет разностороннее понятие, источники различных наук интерпретирует его в разных концепциях. Естественные науки, например, физиологи, рассматривают сознание, как механизмы функционирования, переработки поступающей информации, медицина – акцентирует на нормальном состоянии высшей нервной системы. Социально-культурные науки видят более обширно, в социологии, сознание, определяется как рациональное, противоположно стихийному. А. Эйнштейн, говорил, – изменения состояние сознания – это не магия, а психология, а, скорее всего – физика. Австралийский философ Д. Чалмерс, видит сознание, как основу нашего существования и величайшей загадкой во Вселенной. Юриспруденция о сознании, говорит вот так: сознание – вменяемость человека, который способен отдавать отчет в действиях и поступках. В древние времена философ Рене Декарт близко выразил свое состояние, согласно пониманию сознания, «Я мыслю, следовательно, я существую». Первым, кто заинтересовался сознанием, был немецкий физиолог, Э. Дюбуа-Реймон для сознания, являлась таинственной инстанцией, за счет которого, функционирует организм человека. А. Р. Лурия, видел сознание в системе кодов, исходящих из головного мозга. Таким образом, со временем понятие преобразовалось в такое понимание, что головной мозг моделирует внешний мир, реальность.
Научная психология определяет:
– сознание – продукт работы мозга. (И. М. Сеченов)
– сознание – высшая форма отражения объективной действительности. (К. Ясперс)
– сознание – осознаваемое то, что лежит на поле внимания. (Э. Титчер)
– сознание – поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, «нелогично» переплетаются. (У. Джеймс)
– элементы сознания – ощущения, образы и чувства. (В. Вундт)
– сознание – элемент человеческой психики, который включает себя бессознательное. Оно определяет работу сознания и поведение человека, ядром которого является половой инстинкт. (З. Фрейд)
Один из первых, кто расширил понимания сознания, был З. Фрейд и другие представители психоанализа, они с «Я» индивидуальным сознанием, выделили «Оно» бессознательное и «Сверх-Я» коллективное сознание, которые оказывают противоположное воздействие на сознание человека.
Проблема понимания определение сознания не имеет общего обозначения и являются совершенно разными вещами, противоречивая друг друга.
Сознание – это понимание вменяемости индивида при выборе определенных действий процессов психики, интегрирует субъективное представление о мире, и о своем месте в нем, отражая объективизм.
Исследования идеалистами и материалистами сущности сознания, его места в структуре бытия, причин его возникновения и развития, его способности к познанию мира на основе решения общих онтологических и мировоззренческих проблем философии. В материализме сознание отражается в свойствах материи, идеалистическое представление о сознании, как об активности, духа независимого от материального мира, где первоначально душа проходит формообразования, чтобы преобразоваться в чистоту духа.
О сложности структуры сознания, видно в ее сущности и самом происхождении. Идеалисты считают, что сознание создано Мировым разумом, духовной активностью, присущей человеку от рождения и независимой от биологической сущности. У материалистов, происхождения сознания, происходит от процесса отражения всеобщего свойства материи. От окружающего его природного мира и общественной среды обитания.
С появлением первого вида разумного человека, сознание отдельного человека, развивалось за счет собственного развития и социальной и культурной среды, в которой человек воспитывался и развивался. Развитие человека зависит от социального общества, когда он находится в общении с другими людьми. Ученые считают, что для формирования сознания сильно повлияло игровая деятельность, нестандартное видение окружающего мира и запреты.
Гносеология
Познание мира, объяснения явлений в нем, закономерностей и способ их использования. Одно из важных для человека деятельность. Возникновения науки Гносеология берет свои истоки с античных времен, где мыслители разбирались. Как работает познание, как отличить истину от не истины и т.д. В средневековье наука развивалась в религиозном русле и все знания исходили от Бога, что дало развитию герменевтики (учение толкования текстов). В 17-18 веках эпоха Нового времени, усовершенствовали науку, следующие философы, Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Рене Декарт (1596-1650), Готфрид Лейбниц (1646-1716) и Дэвид Юнг (1711-1776), Иммануил Кант (1724-1804, Георг Гегель (1770-1831) и Людвиг Фейербах (1804-1872). Они дали новый вдох философии, концентрируясь на человеческом разуме и ответы на любые вопросы из трёх элементов познания: чувства, рассудок и разум.
Гносеология, термин образован от слов γνωσις (гносис – знание) и λόγος (логос – учение), или учение о познании – раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности. Возможности познания мира человеком, структуру, формы знаний и отношение познавательной деятельности, критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы.
После атомической трактовки социальной реальности и унифоризма, то есть альтернативы. Анализ познания стал более широким, используя инструменты других научных дисциплин. Наука изучает специфику научного знания, основным предметом ее изучения является научное знание.
Основные направления гносеологии:
– Иррационализм – познания философских с помощью иррациональных механизмов, то есть интуиции, через созерцание, что приводит к формированию мистической картины мира.
– Рационализм – познания истины происходит с помощью законов логики, рассудка, разума, поэтому умозаключения должны быть логичными и определенными.
– Эмпиризм – данное направление имеет идеалистический и материалистический методы. Опирающийся на инстинкты и чувства знания в нём принимаются чувственное познание и опыт. Знания являются либо следствием каких-либо ощущений, либо могут быть описаны через ощущения.
– Сенсуализм – Информации об окружающем мире происходит через наблюдение посредством органов чувств. Познания происходят через чувственный опыт, основанный на субъективных ощущениях, восприятие и представление.
История возникновения гносеологии, считается 540 до н. э., зародилось после разграничения философом Парменидом Элейским понятия «Истины» и «Мнения». Сократ создал один из первых методов познания – майевтику, данный способ познания истины осуществлялся через вопросы и испытания (469 до н. э.). Позднее, 384 до н.э., Аристотель, сформировал метод познания – аналитику, в этом способе рассуждения были последовательными и логичны.
Разделы гносеологии:
– Гносеологический оптимизм – познания мира, неограниченны. Человек разумом может познать все процессы окружающего мира, а что познать сегодня нельзя, то в будущем обязательно будут доступно для познания разумом. Главная задача данного раздела, создавать новые инструменты для познания, что помогают выходить за рамки уже существующей информации.
– Гносеологический пессимизм – данный подход, акцентируется об ограниченности познания, ответы на которые человеческому разуму достичь невозможно.
Разделяется:
Скептицизм – сомнение об истинности познания, достоверного знания не существует. Принцип мышления, не может познать непознаваемый мир.
Агностицизм – невозможность познания мира в его объективности, характеристиках и признаках. Человек не может познать природу, так как она высшего человеческого понимания.
Критицизм – Познавательные процесс человека ограничены, поэтому нужно устанавливать пределы или границы познающему разуму, чтобы не производить недостоверные знания.
Наука Гносеология занимается важными решениями проблем в направление осмысления действительности, проблема истины.
В Гносеологии изучаются объектные отношения в субъекте, основными познаваемыми элементами являются взаимодействие объекта и субъекта, и структуры их отношений. Познание мира является одним из главных направлений деятельности человека. На протяжении всей истории развития науки подвергалось ложным истинам. Скептики в античное время ставили проблемы над постижением вещей, которые не могут постигнуты с помощью чувств или разума. Софисты солидарно выражали свои предположения, считая, человека мерой всех вещей. Они говорили, что в субъективном нет объективного характера познания и содержания, что привело к развитию скептицизма и релятивизма. Философы ставили под сомнение все, что существовало без рационального обоснования, для преодоления догматизма.
Философ Нового времени, Дэвид Юм, утверждал, что опыт является единственным источником познания. Он утверждал, что человек не может видеть объективный мир, и знать о его существовании. Человеческие познания существуют от впечатлений внешних ощущений, чувств, внутренней деятельности человека, рефлексии. Данные свойства нельзя доказать и установить действительную картину. Поэтому не может существовать точные представления об объективном мире. Продолжение работы в направление агностицизма отразились в трудах И.Канта, он делил знания на априорные (независимые от опыта и наблюдений) и апостериорные (зависящие от опыта и наблюдений). Философ предполагал, что сама суть вещей, их природа невозможна для человеческого восприятия, он не может познать ее действительность. Он утверждает, что человеческий опыт может познавать лишь отдельные явления этих предметов. Поэтому существование объективного мира существует лишь на принципах веры.
Представители (Платон, Гегель, Р. Декарт, Ф. Бэкон, Дж. Локк) гносеологического оптимизма, предполагали, что для понимания сути предмета, существует объективная истина.
Принципы познания в гносеологии:
– Принцип диалектики;
– Принцип историзма;
– Принцип практики;
– Принцип познаваемости;
– Принцип объективности;
– Принцип конкретности истины.
Истина в философии является идеалом знания и способ достижения знания. Проблемы истины в ее познании, с помощью критерий истины устанавливается истинность знания и отличие от заблуждения. Теоретическое исследование начинается с соответствия мыслей действительности. Данная концепция истины, является классическим направления познания и придерживается критериев соответствие, что является воспроизведением предметов и объектов в сознании человека и действительности. Действительность в этом направлении обозначается как объективная и субъективная реальность.
Существование объекта познания, было вне зависимости субъекта, представители гносеологического оптимизма, выделили следующие позиции понимания истины:
– Действительность, которая является предметом познания, в своем существовании не зависит ни от субъекта, ни от знания;
– Существование между знанием и действительностью, принципиального соответствия;
– Существования критерия, для установления соответствия или несоответствия между знанием и действительностью.
После переосмысления постулатов классической концепции истины происходит формирования неклассических концепций истины:
– Когерентная концепция истины (от лат. cohaerentia – сцепление, связь) – концепция, основанная на положении о том, что знание истинно, если оно внутренне согласованно и непротиворечиво;
– Прагматическая концепция истины (греч. pragma – дело, действие) – концепция, принимающая за критерий, истины ее практическую полезность;
– Конвенционалистская концепция истины (лат. conventio – соглашение) концепция, в которой истина интерпретируется как продукт соглашения внутри научного сообщества. Определяемого свободным выбором понятийного и логического аппарата теории.
Развитие человеческого общества начиналось от познавательных процессов психической деятельности человека, чувственного отражения от простейших форм до рационального познания.
Рационализм – основой и источником достоверного знания является разум и мышление. Проблемы взаимоотношений чувственного и рационального познания являются одним из острых проблем в философии. Процесс познания в науке разделяется на два направления:
– Сенсуализм – ощущения является главным источником познания (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс и др.).
– Эмпиризм – чувственный опыт является единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.).
Процесс познания, создания идей в разуме, через элементы познания (чувственные впечатления, представления, понятия, продукты воображения, интеллектуальные, эмоциональные и волевые акты души, вплоть до чувственных качеств объектов), создают мир общества и человека в целом. В процессе познания человек отражает действительность при помощи различных форм чувственного и рационального познания, соотношение которых также становится одним из самых главных проблем в теории познания.
Современная теория познания имеет более широкий спектр изучений, сциентистское исследование играет главную роль в гносеологии. Расширения поля исследования создает новый виток созданию или переосмыслению понятий и проблем теории познания. Превосходство человека над природой, помогает субъективности расширить познания объективности, но до сих пор остается актуальным для философии, мысль Канта, что человек познает об объективном мире, исключительно то, что сам в него вкладывает.
Диалектика
Философское учение или подход к познанию окружающего мира, диалектика исследует развитие постоянно движущихся и меняющихся систем.
Диалектика (διά («диа») «продвижение сквозь», «проникновение» и λέγω («лего») излагать», «говорить правильно» – перевод с древнегреческого) – философское учение, исследующее окружающий мир или подход к спору строящегося на нахождении и эксплуатации логических противоречий в суждениях оппонента.
Умение рассуждать путем построений сложных логических конструкций, имеет следующие признаки:
– Определенные условия способствуют с количества переходить в качество;
– Все взаимосвязано, что окружает нас, все объекты и явления;
– Нет плохого и хорошего;
– Все меняется, ни одно явление и ни один объект не становится прежним.
Вышеуказанные элементы диалектики, так же как и современная диалектика, опираются на выведенные законы философом Г. Гегелем.
1. Закон единства и борьбы противоположностей;
2. Закон перехода количественных изменений в качественные;
3. Закон отрицания отрицания.
Первый закон определяет основную причину движения и развития – наличие противоречий, рождающихся из взаимодействия противоположностей. Противоположности неразрывны, они не могут быть друг без друга, они взаимно исключают друг друга, взаимодействуют, порождая движение и развитие, на примере можно рассмотреть добро и зло. Данные противоположности не существуют друг без друга, и от взаимодействия развиваются.