bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

– Перипатетики (Критолай, Кратипп);

– Филон Александрийский.

– I вв. до н.э. – V–VI вв. н.э. – Позднеантичная философия. Римская философия. Римская философия развивалась под сильным влиянием греческой философии, позже греческая философия стала развиваться под влиянием Древнего Рима и христианства.

Основные представительства:

– Эклектизм (Цицерон);

– Римский эпикуреизм (Каций, Лукреций);

– Поздняя Стоя (Руф Гай Музоний, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Калиетес, Максим Клавдий);

– Неопифагореизм (Аполлоний Тианский);

– Средний и поздний платонизм (Плутарх, Клеанф, Цельс);

– Скептицизм (Фаворин, Секст Эмпирик);

– Перипатетики (Александр Афродисийский, Фемистий);

– Неоплатонизм (Аммоний Саккас, Плотин, Кастриций, Порфирий, Ямвлих, Клавдиан, Прокл Диадох, Зенодот, Дамаский, Симпликий);

– Христианская философия (Климент Александрийский, Ориген, Августин Блаженный, Боэций).

Античная философия – стало основой развития философской науки, начало формирования философских понятий и культуры в аграрной эпохе.

Поднятие вопросов этики, поведения человека и бытия, стали превращаться в целые учения, создавались философские школы и формировались понятия и аргументации. В Милетской школе зародились вопросы о первоосновах всего сущего.

Платон ввел слово «философия» в общественное использование, основателем использования термина был Пифагор. Древние философы обладали особенностями мысли, греческий философ Фалес, первым поставил вопросы о первоосновах всего сущего. Паменид выделил результат рационального познания – истина, он отрицал, что продукт чувственного познания, отражает истинность сущности вещей. Скептический взгляд школ стал искрой для развития философской науки и мира в целом.

Древние ученые понимали, что мир динамичен, Гераклит Эфейский постоянный ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. «Любое зло совершается от незнания, человеку необходимо делать добро, но и параллельно стремиться к знанию всего общего» – Сократ. Ученик Сократа, Платон, разделял мир на мир идей и мир вещей, он выделял высшую идею «Благо», что господствует над всеми идеями, он считал, что идеи вечные, а вещи имеют свое время. Идея сочеталась как чувственно воспринимаемый предмет, Аристотелю удалось сделать следующий шаг в развитие философии, где он предложил идею соединить с соответствующим понятием и аргументацией. Следующие этапы происходили на фоне греческого и римского мира, интерес к рациональности поменялся на мистические учения и религиозность.

Средневековая философия

Влияния религиозного мировоззрения, охватывает полностью западную философию, основными функциями философии становятся истолкования святых источников и формирование догматических посланий.

Откровение становится единственным познанием необъяснимого и сверхъестественного. Предшествующий период античности не оставил своего следа в развитии средневековой философии, мир стал для средневековья не понятным и не постижимым. Теологический взгляд на мир лишился скептизма и рационализма, что активно применялось в прошлом.

В средневековый период в философии преобладали следующая картина мира:

–Концептуализм («conceptus» – мысль, понятие) – в средневековье считали, что общее находится только в уме познающего субъекта;

– Номинализм (от лат. потеn – имя) – словесное обозначение единичных предметов;

– Теоцентризм – все сущее является Богом;

– Традиционализм – отрицание новаторства и приверженность к традициям;

– Авторитарность – обращение к Богу;

– Дидиктизм – проповедничество;

– Монетизм – Единство Бога и отличие от всего сущего;

– Креацинизм – мир понимается на основе того, что его сотворил Бог из ничего;

– Провиденциализм – непрерывное спасение человечества для осуществления божественного замысла;

– Ретроспективность мышления – чем древнее, тем настоящее, т.е. истинное.

Этапы развития:

1. I-VIII вв. Патристика – философско-теологические учения отцов церкви, состоящая из признаков святости жизни, принятие церкви, ортодоксального учения и первоисточности:

– Александрийская теология. (Климент Александрийский, Ориген, Афанасий Великий, Кирилл Александрийский)

– Коппадокийский кружок. (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Великий, Тертуллиан)

– Латинская патристика. (Амвросий Медиоланский, Августин Блаженный, Григорий Великий, Тертуллиан)

– Богословие отцов-пустынников. (Антон Великий, Евагрий, Ефрем Сирин, Иоан Кассиан Римлянин, Исаак Сирин)

– Византийская философия. (Ианн Златоуст, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Гргорий Палама)

2. IX – XV вв. Схолистика – философские учения, которые объединены в догматические обоснования христианского вероучения: Боэций, Северин, Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Петр Ломбардский, Раймунд Луллий, Альберт Великий, Бонавентура, Фома Аквинский, Дунс Скот, Жан Буридан, Уильям Оккам.

3. Мистика – парадоксальные мистические учения с признаками рациональности и интуитивного восприятия: Гностицизм, Исихазм, Бернар Клервоский, Гуго Сен-Викторовский, Майстер Экхарт.

Условно, средневековая философия делится на патристику и схоластику, что способствует философских трудах формированию и систематизации о путях познания через веру и создает проблему в средневековой философской мысли в отношение взаимодействия веры и разума. Аврелий Августин – «Разумей, чтобы мог верить, и верь, чтобы разуметь». Вера в Средневековье была поднята при выше всего, ведь вера была ключом для разума, чтобы понять мир и Творца. Природа и человек уже рассматривались отдельными объектами, картина мира формировалась из источников религиозных толкований.

Философия эпохи Возрождения

Этап корректировки философии в направление естествознание, восстановление на новом уровне интереса к античной культуре, разделяющийся на следующие этапы:

– XIV-XV вв. – Гуманистическая концепция – вера в человека, антицерковный взгляд, устремленность к естествознанию, основу философского направления составляет защита достоинства и самоценности личности, свободы человека и его права, на счастье. (Данте, Альгьери, Франческо, Петрарка, Лоренцо Валли и др.)

– XV-XVI вв. – Неоплатоническая концепция – развития учений Платона, познаний природы, Космос и человека. (Н. Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацелъс и др.)

– XVI-XVII вв. – Натурфилософская концепция – антицерковное направление, опровергающие ряды учений Церкви, Космоса и иных основ мироздания прибегая к открытиям наук и астрономии. (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др.)

В эпоху Возрождения стала восстанавливаться античная философия с нового уровня, стало активно развиваться торговля и мореплавание, рост, возникновение городов и развитие ремесел, искусства, медицины и много других сфер. В это время повысился интерес к естественно-научному знанию, что создало секуляризацию (Постепенное освобождение от догматов религии). Критика средневековой теологии и схоластики росла, философия эпохи Возрождения направляла направления своих размышлений в русло антропологии, онтологии и социально-политической философии. Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм являются основными принципами эпохи, в центре познания философии становится человек и его природа, безграничные возможности, социальное равенство и достоинства человека.

Новые научные открытия шарообразности, вращения Земли вокруг Солнца, бесконечности Вселенной, анатомические знания и много других открытий, в корне изменило мировоззрение человека. Возрождения политической мысли, отчищенной от религиозных догматов, создает новые направления познания мира, в этот период были изданы труды Н. Макиавелли, «Государь» и Т. Мора «Утопия».

Философия Нового времени

Философия Нового времени считается эпохой научной революции. В центре внимания философии стоят теории познания, формируется научная картина мира, философия становится строгой наукой, идеалом познания признается четкое, строго рациональное мышление.

XVII–XVIII вв. – характеризующийся ориентированием развития на науку и технику, научную методологию и экспериментально – математическое мировоззрение. В этот период начинается формирования капитализма.

Капитализм – общественно-экономическая формация, основывающийся на частной собственности, рыночных отношениях и наемном труде.

Наукоцентризм – ориентирование философии на естественные науки.

Рационализм – возможность при помощи разума познавать окружающую действительность.

Деизм – развития природы и общества законами механической формы движения материи.

Эмпиризм – главную роль играет опыт человека, как он воспринимает действительность.

Кантианство – система критической философии.

Позитивизм – философское учение, определяющие действительное знание, как источник истинного, путем эмпирического исследования.

Эмпириокритицизм – философское направление, в котором познания берется через опыт.

Представители:

– Рационалисты: Рене Декарт, Бенедикт (Барух) Спиноза, Готфирд Вильгельм Лейбниц, Николай Мальбранш;

– Чувственный опыт (эмпиризм): Френсис Бэкон, Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм;

– Иные важные философы: Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо.

Особое вложение в конце восемнадцатого века в философию было осуществлено по становлению философской системы, в которой объединился рационализм и эмпиризм. (И. Кант)

Ф. Гегель развил философскую мысль до эмпириокритицизма.

Основные проблемы:

– Проблемы и свойства субстанции;

– Природа государства и права;

– Разделение границ обыденного, научного и философского знания, классификация наук;

– Истинность познания;

– Соотношение чувственного (эмпиризм) и рационального познания.

Мировоззрение философии Нового времени в природных явлениях уже не видела воли или наказание, а может быть и знамение от бога. Философы видели явления природы, которая должна зависеть от воли человека. Субстанция рассматривалась с точки зрения онтологии и гносеологии.

Субстанция, то что существует самостоятельно, философы Нового времени считали ее первопричиной и первоосновой, для одних субстанция являлась основой бытия, для других количественной особенностью материи. Методы познания Нового времени происходили на основе противоположных мнений, где убирали лишнее и оставляли полезное.

Исследования теории о появлении государства, основывались на договорном происхождении государства.

Договорная теория – продукт договора между сторонами о защите прав и интересов, где права и ограничение своей свободы передавали государству.

Трактат Т. Гоббса, «Левиафан» был представлен как социально-политическое учение, в нем говорилось, что люди изначально злы и эгоистичны, они ищут почета и выгоды, действуют только ради себя и осознают свое право на «все», пренебрегая права других людей. Чтобы обезопасить себя, люди заключили общественный договор, в котором ограничили свои права на «все».

Философия Современного времени

Современная или новейшая философия включает в себя ряд переломов и направлений развития науки. История этого периода началось с критического анализа немецкого идеализма, основываясь на основе работ Гегеля.

Эпоха Просвещения XVIII век.

Эпоха Просвещения связана с развитием научной, философской и общественной мысли. Научная революция произошла во многих странах мира, что дало основу для американской Декларации Независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. И. Кант осветил эпоху Просвещение следующей фразой, «Имей мужество пользоваться собственным умом».

Представители: Жюльен Офре де Ламетри, Поль Анри Гольбах, Дени Дидро, Вольтер.

Эпоха внесла в философию:

– Новые представления о политических изменениях. Отрицание всевластия государства и церкви;

– Прогресс и однолинейное развитие;

– Становление суверенного индивида (экономический человек);

– Рационализм – вера в неограниченные возможности человека.

Рационализм и свободомыслие, дал влиянию, разуму как единственному критерию познания человека и общества.

Немецкая классическая философия ХIХ век

Немецкие ученые 19 века стали очень влиятельными в развитии философии, выделенные ими определения и понятия, приняли на более высокий уровень в общественном сознании.

Панлогизм –представление о воплощении мыслящей субстанции, мирового разума, логической идеи.

Абсолютный дух – обозначает универсум в его полноте, безусловную, конкретную и личностную всеобщность (субстанцию и субъект одновременно).

Антропологизм – понятие человек рассматривается в качестве базисной категории, лежавшей на основании системы представлений о бытии, Боге, благе, свободе и т.д.

Направления:

– Объективный идеализм;

– Субъективный идеализм;

– Материализм.

Представители: Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Людвиг Фейербах.

Особенности:

– Переосмысления жизненного пути человека с научной стороны в работе над проблемами гуманизма;

– Влияния науки на человеческую культуру и ее развитию во всем мире.

Русская философия ХIХ–ХХ вв

Истоки русской философии не определены точно, считают, что развитие науки философии начинается с 19 века.

Этапы:

– Древнерусский.

Представители: Владимир Мономах, Феодосий Печерский, Клим Смолятич, Кирик Новгородец, Кирилл Туровский, Даниил Заточник, Петр Великий;

– Просвещенческий

Представители: Михаил Ломоносов, Александр Радищев, Николай Новиков, Григорий Теплов, Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Андрей Болотов, Григорий Сковорода, Петр Чаадаев, Алексей Хомяков, Иван Киреевский, Константин Аксаков, Федор Достоевский, Владимир Соловьев, Лев Толстой, Н. Бердяев и другие;

– Советский

Представители: Георгий Плеханов, Владимир Ленин, Михаил Бахтин, Давид Дубровский, А.Ф. Лосев, С.С. Аверинцев, В.В. Бибихин.

Направления русской философии:

– Западничество и либерализм;

– Славянофильство и почвенничество;

– Народничество;

– Анархизм;

– Космизм;

– Толстовство;

– Позитивизм;

– Веховство;

– Софиология;

– Евразийство;

Марксизм-Ленизм;

– Этатизм;

– Традиционализм;

– Национализм.

Включение в мировую философию у русской философии начался в конце 19 века. Религиозность взглядов в философии выражались в критике рационализма, философствование имел экзистенциональный характер, онтологический характер измерения бытия культурных норм.

В двух словах сложно осветить исторический период философской мысли, развития идеологии, рационализма, космологии и много других широких понятий, что интерпретируют человеческое Бытие.

Философия ХIХ–ХХ вв. с отрицанием относилось к возможностям разума в познании действительности и утверждала нерациональный, алогичный характер бытия (иррационализм).

Одним из самых важных шагов в период 19-20 веков, стало отрицание познавательной и практической ценности традиционной философии. В 19 веке появляются ученые, которые смогли прорваться за рамки рационализма и сциентизма, благодаря которым философия приобрела новый облик.

Значительной фигурой того времени стал А. Шопенгауэр, его труды в направление иррационализма, сделали огромнейший вклад для развития будущего в философии, он считал себя последователем И. Канта. Он считал, иррациональную стихию, главной силой всего окружающего и неподвластную рациональным методам исследования. Иррациональная стихия – мировая бессознательная Воля, была основой и наш Мир был лишь зеркалом, поэтому человек может исследовать только представление этой воли, что не является рациональным и познаваться может только интуитивно, а не разумом. Его философия была пессимистична.

Философ писал, что Мировая воля на человека действует агрессивно, злонамеренно и приносит ему боль, чтобы приглушить ее, А. Шопенгауэр считал, что нужно стараться избавиться от всех желаний с помощью сострадания, аскезы и искусства. Его соратник Ф. Ницще, Мировую волю А. Шопенгауэра, видел в ином контексте и придал ей социально-нравственный характер, он видел в Мировой воле – жизнь, что ее не нужно минимизировать, ей надо управлять, каждый человек имеет право на власть над волей.

Ф. Ницще выделял три стадии развития:

– Выносливость духа, браться за самое сложное и достигать цели;

– Не воспринимать существующие ценности и делать человеку, что он хочет;

– Созидание. Забыть, что было и начать заново.

Философ писал, что неравенство людей заключается в их жизненных сил и уровнем личностной воли к власти.

В конце 19 века разделение понятия философии и ее отличием от метафизики, мыслители придавали философии, особенность метафизики только в философии бытия, которое исследовалось в онтологии и гносеологии. Сама философия является особой наукой и проблемы, которые встречает человечества на своем пути, могут, решены с помощью разума. Поэтому в начале 20 века курс философии направлен был на Позитивизм.

Представители: О. Конт, Дж.Ст. Миль, Э. Мах, Г. Спенсер, Шлик, Карнап, Л. Витгенштейн, Б. Рассел.

Позитивизм – источником истинного, действительного знания является эмпирические исследования и отрицающие познавательную ценность философские исследования.

Основная цель позитивизма – борьба с метафизикой, поиск научного метода доказывающие достоверность основания знания.

О. Конт выделил три стадии эволюции цивилизации.

– Теологическая. Рассматривания явления окружающей реальности по аналогии с собственными действиями.

– Метафизическая. Рассматривания мироздания, как место сверхъестественных сущностей и абстрактных сил.

– Позитивная. Научная стадия, содержащая в себе две предыдущих стадий.

Формирование позитивной философии, было лишь началом научного пути, следующий этап эмпириокритицизм (махизм) – теория критики опыта, способствующий очищению метафизического опыта.

Далее неопозитивизм или логический эмпиризм, чувственные данные выстраивались в логические конструкции и каждое теоретическое положение проходило проверку на содержание научного знания и постпозитивизм. Постпозитивизм основывался на принципе фальсификации, любая система знаний может быть опровергнута с помощью другого опыта.

Заканчивается 20 век экзистенциализмом.

Экзистенциализм (философия существования) – изучение проблемы бытийности человека.

Представители:

– Атеистический экзистенциализм: Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Симона де Бовуар;

– Религиозный экзистенциализм Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Пауль Тиллих, Лев Шестов и Николай Бердяев.

Индивидуальная сущность человека становится центром проблемы для философии, его существование предшествует его определения сущности. Ж.П. Сартр считал, что человек сам должен создавать свою сущность и задавать себе смысл своего существования.


«Человек – это проект бытия» – Жань-Поль Сартр.

Онтология – учение о бытии


Онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) – философская наука о бытии, основных видах и свойствах бытия. В некоторых случаях термин онтология (метафизика бытия) употребляется в противоположность термину генология (метафизика единого).

Учение о бытии свои корни берет с античной эпохи, досократикам, в работах Аристотеля и Платона, часто встречаются признаки онтологии выражающая через исследование сущего, его начал и форм. Основным вопросом онтологии, является «Что существует?». В средневековой философии мыслители опирались на решения онтологической проблемы, о существовании универсалий (абстрактных объектов). В 20 веке онтологической проблемой являлось сознание.

В научный оборот термин «Онтология» входит благодаря немецкому философу в 1606 году, в 1613 г. термин был включен в философский словарь (Р. Гоклениус), а в 1956 термин использовался в качестве эквивалента понятию «метафизика». Немецкий философ и ученый Х. Вольф в скором будущем разделил семантику терминов «онтология» и «метафизика» и закрепил понятие в науке.

Основным предметом онтологии является сущее, единство объективной, субъективной, физической, социальной, виртуальной реальности. Реальность делится на материальный (материя (косная, живая и социальная)) и духовный (дух) мир. В метафизике под бытием понимается Бог, в 20 веке в направление экзистенциализма, бытие определялось через бытие человека, его вопрошание о бытии и способностью мыслить.

Бытие и небытие.

Философия понимает бытие как реальность мира, какой он на самом деле есть, что существует на самом деле.

Основные понятия:

– Бытие – это философская категория, обозначающая существование разнообразия природной, социальной и духовной реальности в единстве и целостности. Бытие обозначает наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект.

– Небытие – означает абсолютное или относительное отсутствие, отрицание бытия, несуществующая реальность.

– Субстанция – первооснова бытия, придающая ему внутреннее единство и являющаяся причиной многообразия и изменчивости вещей.

– Единство мира – универсальная связь всех элементов и уровней бытия, которая обусловливает его целостность.

Картина мира выступает в качестве исходного, базисного понятие как бытие. Бытие универсальное понятие и несет в себе несколько смысловых плоскостей, в одном случае бытие – это категория, которая представляет совокупность всего существующего, неся в себе критерий его существования. Под бытием имеется в виду сущее, как объективно данная действительность и выступает как характеристика реально существующих объектов и явлений или же как основа, чтобы оставаться самим собой в изменчивом мире.

Бытие также представляет собой процесс, в ходе которого данные объекты и явления демонстрируют присущие им свойства, выражается в ее существование, существование понимается как реальное пребывание в мире.

Согласно обширному взгляду на исторический процесс развития философии, можно заметить, что в философии выделяются следующие закономерности в формировании вышеуказанной смысловой плоскости. Первоначально формировалось направление, вытекая в последующих трудах в натурфилософии, субъективном идеализме, гегельянстве и марксизме.

Виды бытия:

– Материальное – представляют предметы объективной реальности, отождествляется с природой, физической реальностью и деятельностью человека. Существование материальных тел, вещей и явлений природы, выраженных в размере, массе, объеме окружающего мира;

– Духовное – субъективная реальность, которая самостоятельно существует и выражается в виде индивидуализированного/вне индивидуального духовного бытия;

– Человеческое и социальное бытие – существование человека как единства материального и идеального, бытие человека в обществе и самого общества.

Структура бытия:

– бытие вещей и процессов природы – общий процесс в космической эволюции, включает в себя бытие первой природы, объективной первичной реальности, существующей миллиарды лет и второй природы, что было создано человеком, отражая природную, духовную и социальную реальность;

– бытие человека – жизнедеятельность человека в окружающей среде;

– бытие духовного – бытие индивидуального и объективированного духовного, существующее в высших формах психики и социальных направлениях;

– бытие социального – бытие отдельного человека и бытие общества.

Человеческая действительность многообразно в своих аспектах, разные подходы видят бытие под различными категориями. Человеческое сознание не тождественно с телесным существованием, структура общества человека сложнее животного царства, также и живая природа отличается от неживой природы.

Разделение на вышеуказанные классификации бытия, одно из самых важных трудов в философии, что способствовало качеству дальнейших исследований в философии. Онтология занимается проблемами бытия, она проявляет особый интерес в материальное и идеальное бытие, а также затрагивает проблемы небытия.

Небытие рассматривается Аристотелем и Платоном низшим видом бытия, ложно высказанным, Аристотель отмечал, что объект не относится к настоящему времени, оно может быть прошлым или будущим, с экзистенциального же взгляда небытие представляло в виде необусловленной свободе, страху перед смертью или в отсутствие смысла жизни.

Бытию и небытию сопоставлялась сверхбытие, противоположность бытия в сверхбытие лишало аналогичных признаков и указывало на неземное совершенство, Платон представлял, что сверхбытие обладает всеединство, религиозно-философские учения – Бога и другие, что подразумевает собой субстанцию.

Субстанция понимается, как первооснова реальности существует сама в себе и представляется через себя. Философ Б. Спиноза считал, что субстанция является причиной самой себя, проблема качество субстанции находится до сих пор под вопросом, представители направления материалистов считают первооснову материального бытия, идеалисты – идеального бытия. Философ Д. Юма и другие мыслители, поддерживающие мысль, что субстанция для человека непостижима, он ограничен в своем познании и не может быть объективным.

На страницу:
2 из 4