bannerbannerbanner
Закон престолонаследия Древней Руси
Закон престолонаследия Древней Руси

Полная версия

Закон престолонаследия Древней Руси

текст

0

0
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 17

Святослав. Внимание к Святославу привлекают два события, которые никак не стыкуются между собой. Первое событие – это дата свадьбы Игоря и Ольги, которой летописец называет 903 год. Второе событие – это дата рождения у этой четы сына Святослава, которой летописец называет 942 год. Сопоставляя между собой эти даты, приходишь к выводу в том, что рождение ребенка произошло спустя 39 лет после свадьбы. Что смущает во всем этом? Конечно же, возраст супругов при рождении сына, ибо Игорю на тот момент должно было исполниться 62–63 года, а Ольге, по некоторым данным летописей, даже 64–65 лет, что исключает рождение ребенка. Очевидно, в летописи содержится какая-то ошибка: то ли не точно указана дата свадьбы, то ли неверно указана дата рождения Святослава, то ли и то и другое одновременно.

Правда, следует отметить, что существует еще одна точка зрения относительно даты рождения Святослава, высказанная еще В. Н. Татищевым, который, опираясь на какой-то, не дошедший до нас источник, утверждал, что Святослав родился в 920 году.

Какая из этих двух дат верна, поможет узнать обычная арифметика.

Если бы у супругов сын появился пять лет спустя после свадьбы, то есть, в 908 году, то в 942 году у него (у тридцатичетырехлетнего) у самого уже должен был родиться сын, а возможно, что даже еще и не один.

При поиске ответа на указанный вопрос не следует игнорировать и дополнительные источники. К примеру, "Летописец Переяславля-Залеского" сообщает о том, что сын Святослава Владимир Красное Солнышко, умерший в 1015 году, прожив 73 года. А это говорит о том, что датой рождения Владимира является тот самый 942 год, который "Повестью временных лет" и назван датой рождения Святослава. Да и Титмар Мерзебургский сообщает о том, что Владимир "дожил до преклонного возраста… отягченный годами"22. Если сопоставить между собой теперь уже эти факты, можно однозначно говорить о том, что год 942 – это год рождения Владимира. Ну, не мог же сын родиться одновременно с отцом!

Теперь еще раз заглянем в "Повесть временных лет", в которой прочтем следующую запись: "отъ перваго лета Святославля до перваго лета Ярополча летъ 28"23. Но, если датой рождения Владимира является год 942, (а он был младшим из сыновей Святослава), то Ярополк (первый сын Святослава), вполне мог родиться в 940 году, то есть, на два года раньше рождения Владимира.

Да и в самом деле, родись Святослав, как об этом сообщает "Повесть временных лет", в 942 году, то Ярополк должен был бы появиться на свет в 970, а это значит, что он никак не мог быть «посажен» Святославом для правления в этом же году в Киеве, а Владимир – в Новгороде. Какой прок в новорожденном как в правителе? К тому же восьмилетний отрок (Владимир) не мог иметь и ребенка в 980 году («Володимиръ же залеже жену братьню Грекиню, и бе не праздна, отъ нея же роди Святополка»24). И уж тем более не приходится говорить об Олеге с Владимиром, которые в 970 году еще и родиться-то не могли успеть. А летопись говорит о том, что и им отцом (Святославом) были переданы в управление города!

Становится совершенно очевидным, что для того, чтобы у Святослава появился наследник, он сам должен был достичь детородного возраста. Осталось определить этот самый возраст.

Безусловно, что приблизительную дату рождения Святослава можно определить, взяв для этого количество лет, которое было Игорю в 941 году, поделить на два и, таким образом, определить возраст, когда женились мужчины в ту пору (А)941–879 = 62:2 = 31. (Б)879 + 31 = 910 г. Добавив сюда год на вынашивание плода, можно было получить 911 год.

В таком случае, Святослав вполне мог родиться в 912 году. Так верна ли дата рождения Святослава, названная летописью? Как видим, нет!

Еще одним аргументом в пользу того, что Святослав не мог родиться в 942 году, служит следующая запись в летописи, в которой княгиня Ольга обращается к Святославу: «В лето 6463… «азъ сыну, Бога познахъ и радуюся; аще и ты познаеши Бога, то радоватися начнеши». Онъ же не внимаше того, глаголя: «како азъ хощю законъ одинъ принятии? а дружина моя сему смеятись начнуть»25. – (В год 955. «я сын Бога познала и радуюсь; (вот если) еще и ты познаешь Бога, то (и ты) радоваться начнешь». Он же, не воспринимая того, отвечает: «Как же я могу принять закон один? а дружина моя с этого смеяться начнет»).

Что же тут такого необычного? Необычного тут то, что если стоять на позициях того, что Святослав родился в 942 году, то в 955 году, когда Ольга и завела с ним такой разговор, ему исполнилось всего лишь 13 лет. Но, какая может быть у подростка в этом возрасте дружина? Кроме того, в этом возрасте у ребенка еще не сформировалось мировоззрение, чтобы ему объяснять сложные материи. Если же исходить из содержания приведенного текста, то ответ Святослава выглядит как ответ взрослого человека с полностью сформировавшимся мировоззрением. Как не крути, но перед нами взрослый мужчина, который в состоянии оценить любую идеологическую парадигму.

Но можно ли определить дату рождения Святослава, основываясь на данных летописи?

Оказывается, что и это сделать можно. Внимательно читая первоисточник, найдем следующую запись: "отъ перваго лета Игорева до перваго лета Святославля летъ 33… отъ перваго лета Святославля до перваго лета Ярополча летъ 28"26. Если все написанное выше перевести в привычный порядок цифр, то получится:

879 + 33 = 912 -год рождения Святослава

912 + 28 = 940 -год рождения Ярополка

942 -год рождения Владимира

Вот они, долгожданные даты рождений Рюриковичей.

Но, о чем говорит дата 912 года?

После того как установлены даты рождения Олега и Святослава, пришло время обратиться к теме престолонаследия. По этой причине подведем первые промежуточные итоги.

При внимательном чтении "Повести временных лет", той ее части, где сообщается о переходе власти от одного князя к другому, обнаруживается одна интересная Закономерность. По этой причине проследим за этой закономерностью на примерах.

Первый пример: переход власти от Рюрика к Олегу, каким-то странным образом, совпадает с рождением у Олега сына (Игоря), а у Рюрика внука. То есть, Олег стал князем в тот самый год, когда родился Игорь.

Второй пример: Игорь становится князем на следующий календарный год после рождения сына Святослава, то есть в 913 году.

Третий пример: То же самое происходит и со Святославом, который так же приходит к власти вскоре после рождения у него сына Ярополка (после 940 года).

Таким образом, все три князя: и Олег, и Игорь, и Святослав власть наследуют (получают) некоторое время спустя после рождения у себя сыновей.

Но, обнаруживается и вторая Закономерность; и Рюрик, и Олег, и Игорь с рождением внуков, по каким-то пока непонятным для нас причинам, отходят в мир иной; Рюрик своей смертью, Олег от укуса змеи, а Игорь – от рук восставших данников. Правда, относительно причин смерти, пока придется сделать оговорку: смерть может быть всего на всего лишь метафорой, когда под ней понимается не физическая смерть, а только лишь «политическая». Называет же "Новгородская первая летопись", в отличие от "Повести временных лет", совершенно другую дату смерти князя Олега – год 922. То есть, здесь придется разбираться и с этим вопросом. К такому шагу подталкивает и тот факт, что смерть от укуса змеи выглядит слишком сомнительной, хотя легенда она и есть легенда, а это значит, что змея, так же как и «смерть», может быть всего лишь, метафорой. Учитывая все это можно предположить, что после передачи власти преемнику, князь мог полностью лишаться права вмешиваться как в дела управления государством, так и лишался возможности оказания какого-либо давления и влияния на своего преемника (нового князя). Так ли все было на самом деле – мы покажем ниже.

Но после всего этого появляется еще один вопрос, что это за закономерность, выявленная нами? Уж, не порядок ли передачи власти и ее наследования? Чтобы проверить, насколько обосновано такое утверждение, сформулируем данный принцип и запишем его следующим образом.

Первый пункт: «Власть передавалась тому из сыновей князя, у которого у первого рождался сын».

Второй пункт: «Власть от князя к князю переходила на следующий год (или в течение года) после рождения у преемника сына и достижения новорожденным возраста одного года». То есть, власть новому князю передавалась сразу же после того, как это чадо более-менее окрепнет здоровьем. Таким образом, получается, что внук своим рождением, как бы, "подписывал" своему деду, как главе государства, смертный приговор.

Третий пункт: «После передачи власти, бывший князь лишался права оказывать какое-либо влияние на принятие решений государственного характера». Случай с задержкой передачи власти от Игоря к Святославу пока назовем исключением, с причиной же, приведшей к такому результату, читатель сможет ознакомиться дальше по тексту.

Подведем итоги. Принцип передачи власти сформулирован, настало время приступить к проверке. Хотя следует признать: в нашем случае особо не разгонишься – примеров ограниченное количество, но для подтверждения существования такого закона, как оказывается, вполне достаточно.

Переход власти от Рюрика к Олегу. Проверку начнем с Рюрика и Олега.

Исходя из установленной закономерности, попробуем найти причину, заставившую Рюрика передать власть зятю. Почему власть не была передана сыну? Совершенно очевидно, что если бы у Рюрика был сын, то власть, конечно же, была бы передана ему. Но, если допустить, что сын погиб в каком-то сражении или у этого сына, по каким-то причинам, не было детей, то Рюрику ничего не оставалось, кроме как искать того, кому следовало передать власть не только в семье, но и над страной. Если власть должна была быть передана представителю рода Рюрика то, при отсутствии у Рюрика сыновей или отсутствии у сыновей детей, претендентами на престол могли стать и дочери. Только вот беда, согласились ли бы русы на то, чтобы ими управляла женщина? Как показали дальнейшие события, такого произойти не могло! Помимо этого, данное заключение позволяет поставить точку в вопросе с вокняжением Ольги. Если уж русы не позволили стать главой государства дочери Рюрика, то с чего бы это они вдруг позволили сделать это Ольге? Можно предположить, что закон престолонаследия предусматривал передачу власти исключительно по мужской линии. Более того, мы пока не знаем, кто осуществлял «интронизацию» и как все это происходило на самом деле в реальности.

Нельзя не допустить и того, что передаче власти по женской линии могли воспротивиться представители мужской части населения, обосновывая свое поведение тем, что "не бабье это дело управлять ратью и державой". А вот против передачи власти внуку, видимо, возражений не было: он ведь тоже потомок и, значит, на княжение имеет такие же права, что и отец. Другое дело возможности, но это дело поправимое: подрастет – будет править.

Сказанное позволяет понять причину, по которой Рюрик передал княжение Олегу, который ему был, по сути, всего-навсего лишь родственником. А кому же еще как не ему передавать власть – отцу своего ребенка? Кто как не Олег и должен был быть заинтересован в том, чтобы престол перешел к Игорю, а не к кому-то иному. В общем, власть дочери передать было невозможно, а потому она и была передана зятю.

Остается, пожалуй, последний вопрос, почему после смерти Рюрика престол достался все-таки Олегу, а не его брату и почему выбор Рюрика выпал именно на него? Попробуем объясним это, опять-таки, при помощи установленной закономерности: на момент смерти Рюрика Игорь у Олега мог быть первенцем. К тому же, еще неизвестно, были ли братья Игоря внуками Рюрика или же были просто сыновьями Олега от еще одной из его жен? Как известно, многоженство в то время на Руси было обыденным делом.

Да к тому же, Олег, как мы только что показали, был наиболее подходящей кандидатурой на роль правителя: умный, проницательный, дальновидный, умеющий и способный решать сложнейшие задачи нестандартным образом, но эффективно, быстро, точно и с использованием наименьших под рукой ресурсов.

Переход власти от Олега к Игорю. Теперь коснемся вопроса перехода власти от Олега к Игорю.

По данному вопросу часть информации у нас уже имеется, и к ней можно было бы и не возвращаться, если бы не отличная возможность проверить правильность высказанного соображения, а если потребуется, то и выполнить его корректировку. Заодно есть и возможность посмотреть, как развивались события в стране в те далекие времена.

Поэтому, временно забудем обо всем, что писалось раньше и попытаемся прийти к тому же самому результату при помощи предложенного принципа наследования власти. Нет ли здесь той же самой закономерности, что и в случае с Рюриком и Олегом.

Итак, в "Повести временных лет" повествуется о том, что:

1."В лето 6420…выникнучи змея, и уклюну и въ ногу, и с того разболевся умре”. – В лето 6420 (912 год)… И появилась змея и вонзилась ему (Олегу) в ногу, и с этого (Олег), разболевшись, умер27.

2."В лето 6421…Поча княжити Игорь по Ользе». – В лето 6421(но все еще в том же 912 году, то есть, с сентября – месяца – А. Л.)…начал княжить Игорь после смерти Олега"28.

Прокомментируем приведенный текст летописи. Перед нашим взором предстает странная картина: Олег умирает от укуса змеи и в тот же час князем становится Игорь. Разрыв во времени между смертью старого князя и с вокняжением нового, на наш взгляд, не мог быть значительным. Если такое время и было, то оно отводилось на проведение тризны и процедуры передачи (получения) власти. Но, если по закону власть должна была быть передана новому князю при рождении у него сына, то, как ни крути, а получается, что у Игоря в 912 г. должен был родиться сын? Да это подтверждает и "Повесть временных лет": "отъ перваго лета Игорева до перваго лета Святославля летъ 33". – "От года рождения Игоря до года рождения Святослава (прошло – А. Л.) 33 года"29. Иначе говоря: (879 г. + 33 г. = 912 г).

Таким образом, причиной заставившей Олега оставить княжеский трон, в действительности, было рождение у Олега внука (Святослава) и требование, изложенное в законе престолонаследия, а отнюдь не змея.

В отношении расхождения дат смерти Олега в «Повести временных лет» и «Новгородской первой летописи младшего извода», то тут стоит обратить внимание и на расхождение в летописях с датами рождения императора Михаила: Если в реальности Михаил родился в 840 году, то летопись такой датой называет 850, то есть дату, которая отличается от реальной даты рождения Михаила на десять лет. Но ту же самую закономерность мы видим и в названных летописях. По этой причине, датой смерти Олега все-таки следует считать 912 год, а возраст, в котором он умер – 72 года.

Переход власти от Игоря к Святославу. Проверку данного случая сделать будет не так-то легко, как предыдущих двух. Дело в том, что тут события развивались с некоторым отклонением от предложенной нами схемы. В данном случае, если полагаться на запись, содержащуюся в летописи о том, что: "отъ перваго лета Святославля до перваго лета Ярополча летъ 28"30. (От года рождения Святослава до года рождения Ярополка (прошло – А. Л.) 28 лет) и руководствоваться постулатом нашей теории, то князем Святослав должен был стать, если не к концу ета 6448" (к сентябрю 940 года), то к середине ета 6449" (к январю 941 года) наверняка (912 г. + 28 л. = 940 г). Однако, как мы покажем дальше, этого не произошло.

Но пока сделаем остановку и подведем промежуточные итоги.

Первое. Дата прихода к власти Рюрика – 862 год. Дата смерти Рюрика (879 год), совпадает с датой рождения Игоря. Можно предположить, что к моменту кончины Рюрику было 60–66 лет.

Второе. Олег стал князем в 879 году, когда ему исполнилось 29 лет. Датой смерти Олега летопись называет 912 год, который совпадает с датой рождения Святослава. На момент смерти Олегу было 72 года.

Третье. Как уже отмечалось, Игорь родился в 879 году, а князем стал в 912, когда ему исполнилось 33 года. В этот же год умер Олег. Датой смерти Игоря летопись называет 945 год. Согласно информации, содержащейся в летописи, на момент смерти Игорю было 66 лет.

Четвертое. Святослав родился в 912 году. Согласно информации, содержащейся в летописи, князем Святослав стал в 946 году31, когда ему исполнилось 34 года. Датой смерти Святослава летопись называет 972 год. На момент смерти Святославу было 60 лет.

Пятое. Ярополк родился в 940 году, когда Святославу исполнилось 28 лет, но в 942 году родился Владимир и в этом же году Святославу исполняется 30 лет. И вот дальше в закономерностях начинается сбой.

Означает ли это, что утверждению о существовании излагаемого нами на этих страницах принципа наследования власти, ложно? Отказаться, что нет, не означает! Наличие четырех показанных примеров, заставляет не прекращать поиски, а искать причину несоответствия в пятом случае. Если же данный принцип (закон престолонаследия) все-таки на Руси существовал, то это означает только лишь то, что в пятом случае имеются или какие-то неточности в тексте летописи, или же, в летописи события, по не известным нам причинам, изложены не полностью. Может быть, были события, о которых летописец ничего не написал и поэтому мы о них, пока, ничего не знаем? Может ли это быть причиной, по которой и произошло нарушение закономерности в событиях? Для того чтобы выяснить это, нам как раз и предстоит найти причину такого несоответствия. Однако сделать это без анализа событий, начавших развиваться в 938 году, вряд ли удастся, а для этого предстоит не только окунуться еще дальше вглубь веков (в 882 год), но и затронуть еще одну тему, а вместе с ней вспомнить и еще об одной закономерности, которая существует в событиях древнерусской истории.

Раздел I. Походы

После ознакомления с закономерностью, существовавшей в процедуре передачи и наследовании власти в княжеской семье на Руси, настало время обратить внимание на сбой, произошедший в такой процедуре с рождением Ярополка.

Конечно, можно взять и обо всем поведать сразу и напрямую, однако, такая форма подачи информации потребует постоянного предоставления по ходу изложения материала пояснений, сносок и сопроводительных текстов, что не только окончательно запутает читателя во всех тех событиях, но и сделает содержание текста трудно воспринимаемым. Иначе говоря, поведать напрямую о причинах такого сбоя, невозможно по той простой причине, что ответ спрятан за другими событиями. Получается прямо как в сказке «Про кощееву смерть»: «Смерть в конце, конец в игле, игла в яйце, яйцо в ларце». Казалось бы, возьми, открой ларец и получишь желаемый товар. Но, нет! Как оказалось, открыв ларец, мы обнаруживаем в нем такое количество всякого хлама, что для поиска нужной вещи, приходится прикладывать немалое количество усилий.

Глава I. Походы Олега

В нашем случае, ситуация приблизительно выглядит точно так же: для того, чтобы понять причину сбоя в процедуре передачи власти с рождением Ярополка, следует разобраться с другими темами. Одна из таких тем – это походы славян на Каспий и в Причерноморье. В свою очередь, пониманию причин совершения таких походов, мешает как не понимание причин возникающих время от времени межэтнических конфликтов, вспыхивавших на территории Русского государства, так и особенностей системы власти, формирование которой еще только-только начиналось.

Межэтнические отношения. Для того чтобы не растекаться мысью по древу, следует остановиться на межэтнических отношениях, существовавших в Древнерусском государстве.

Ни для кого не секрет, что любое государство имперского типа, а именно к ним относится Русь, создается в результате объединения в единое целое разных этнических, языковых и родовых (родоплеменных) групп. Оказавшись в составе единого политического, экономического и правового пространства, такие группы, не имея возможности вырваться из него, начинают притираться друг к другу. В одних случаях такая притирка происходит легко и без каких-либо лишних трений, в других же – с трудом. Обусловлено это не только разницей в языковой, антропологической и религиозной среде, в которой оказались такие группы, но и степенью влияния на такие группы соседей, проживавших в то время в пограничье.

Стремясь из всего этого многообразия создать новый мир, правящие круги Русского государства вынуждены были с осторожностью подходить к выбору способов и средств управления своими подданными. Стоит отметить, что во многих случаях русам делать это удавалось достаточно легко и эффективно. В качестве наглядного примера можно привести Поильменье, в котором межэтнические отношения были урегулированы еще в 862–864 годах. Если какие-то противоречия в этом районе в более позднее время и возникали, то они никак не отражались на общей ситуации в Руской Земле.

Но вот в Поднепровье в решении межэтнических отношений сделать все точно так же, как и в Поильменье, русам удавалось не всегда. Поскольку такие отношения напрямую переплетаются с темой наследования власти в княжеской семье, мы вынуждены сконцентрировать внимание читателя и на них.

Этническая ситуация в Поднепровье. Итак, на момент прихода в Поднепровье Олега с русами, ситуацию, существовавшую там, вкратце можно охарактеризовать следующим образом.

Население Поднепровья было неоднородным.

Данники хазар. Первую группу составляли радимичи и северяне, находившиеся в даннических отношениях с Хазарским каганатом.

Поляне. Вторая группа была представлена полянами, проживавшими на Киевских горах и в низовьях реки Десны. С приходом Аскольда с Диром на Киевщину, поляне, которые до этого точно также, как и радимичи с северянами, были данниками Хазарии, были освобождены от обязанности напрямую платить дань хазарам. С этого момента дань с полян для хазар собирали Дир с Аскольдом. Хазары, по понятным причинам, этому не препятствовали. Каких-либо упоминаний о конфликтах Аскольда с Хазарией в письменных источниках не сохранилось и поэтому судить о том, какими были такие взаимоотношения, достаточно сложно.

Переселенцы. Третья группа была представлена населением, пришедшими в Поднепровье вместе с Аскольдом и Диром. В этническом отношении это население было неоднородным и состояло из представителей разных этнических групп, проживавших в Поильменье. По этой причине эта группа населения нами названа переселенцами. В 60-е годы на Киевщину с Поильменья такое население продолжало прибывать, усиливая тем самым власть Аскольда.

С приходом на Киевские горы, Аскольдом и Диром в урочище Угорском32. создается форпост торговой корпорации. В отношении того, было ли Аскольдом создано государство или нет, до сих пор идут неутихающие споры.

Болгары. На Киевщине, к моменту прихода Олега с русами, была и четвертая группа населения, представленная дунайскими болгарами. Для того чтобы было понятно откуда болгары взялись на Киевщине, желательно сделать остановку и обратить внимание на эту сторону вопроса. Тем более, что с ними нам на страницах этой книги придется встретиться еще не раз.

По поводу появления болгар на Киевщине существует слишком много спекуляций. Первая версия гласит о том, что эти болгары остались здесь со времен Кубрата. Версия бредовая, ничем не подкрепленная и противоречащая данным археологии.

Согласно второй версии, эти болгары являются завоевателями, пришедшими в Поднепровье с Поволжья. Каких-либо подтверждающих данных этой версии тоже нет.

Есть еще и третья версия, согласно которой болгар сюда после завоевания хазарами Киевщины и сбора дани для хазар, в качестве стражи, поселили хазары, заинтересованные в осуществлении надзора за покоренными данниками (полянами, северянами и радимичами).

Пвторим, ни одна из названных версий не имеет хоть какой-нибудь доказательной базы. По этой причине, все эти версии оставим для любителей фантастики и ознакомимся с четвертой, у которой, хотя бы с доказательной базой все более-менее в порядке.

Первое крещение Руси. Продолжатель Феофана33 содержит рассказ, составленный в пятидесятые годы десятого века (950 г.) и повествующий о крещении русов во времена Василия I (867–886) и патриарха Игнатия (867–877). Согласно этому рассказу, византийцы дарами уговаривают русов принять христианство. Русы соглашаются, и глава русской церкви получает сан архиепископа. Дата крещения в истории Продолжателя Феофана близко соприкасается с датой крещения русов по Фотию. В обоих случаях речь идет об одном и том же событии. Но если повествование Продолжателя Феофана воспринимается с некой долей скепсиса, то свидетельство участника крещения патриарха Фотия уже считается фактом достоверным.

На страницу:
2 из 17