bannerbanner
Под знаком OST. Книга 3
Под знаком OST. Книга 3

Полная версия

Под знаком OST. Книга 3

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

– Они меня все равно выселят или даже посадят. Может мне к Зое поехать, а?

Тетя Лиля складывает руки в мольбе, обращается к Гуле.

– Гуля! Может ты поговоришь со своим Уткиным?

– Да вы что? Ну нет, он у меня принципиальный. Я не могу!

– Да что же это такое! На свадьбу не приглашает, помочь не может, что это за человек, зачем вам вообще он такой нужен?

Иван Павлович вмешивается в их разговор.

– Девочки! Я что вспомнил, у меня на киностудии «Союздетфильм» старинный приятель работает. Завхозом.

Лиля взмахивает руками.

– У него завхозом друг на студии работает, а он молчит! Я тебя, Палыч, убью когда-нибудь.

– Ну, Лиля, ну ей же не работа нужна, а прописка!

– (Мусе) Будешь актрисой Союздетфильма. И машину тебе дадут, с шофером, и зарплату, ты не понимаешь, у нас народ любит артистов, ну просто до умопомрачения

– Лилечка! Он ведь только завхоз!

– Завхоз на студии все равно, что главнокомандующий в Кремле. (отбирает желтое платье у Гули окончательно) Вот в этом платье не поедешь, поняла?

Муся неожиданно перебивает тетю Лилю.

– Я его Гуле подарила. На свадьбу!

– Гуля, тебя Уткин и без платья возьмет. А нам это для съемок пригодится.

Тетя Лиля накидывает на себя желтое платье Муси, подходит к зеркалу, любуется собой.

– Ох, Франция! Франция!


Уже на другой день напудренные и с накрашенными губами тетя Лиля и Муся в желтом французском платье оказались во дворе Союздетфильма. Муся ужасно волновалась, Иван Павлович договорился, чтобы ей устроили прослушивание, Муся весь вечер репетировала свою любимую серенаду Шуберта на немецком языке и уснула лишь под утро.

– Ты только не бойся, ничего не бойся, Муся!

– Тетя Лиля, ну что вы придумали?!

– О, кино! Мечта детства! (Мусе) Выглядишь замечательно.

Тетя Лиля и Муся заходят внутрь студии и вскоре встречают завхоза.

– Так, девочки, давайте за мной! Пожалуйста, проходите! (командует рабочими) Убирай, убирай декорацию! Через полчаса приеду, чтобы все убрано было? Проходим! (тетя Лиле и Мусе) Проходим-проходим.

Завхоз вел их по старинным коридорам студии, пока не дошел до нервного, худощавого человека. Это Борис Эферман, кинорежиссер. Он с интересом смотрит на Мусю и на тетю Лилю.

Лилия Ильинична в боа, в своем эффектном плаще и в украшениях, выглядит очень экзотично, просто затмевая Мусю своей яркой внешностью. Завхоз берет Эфермана за локоть.

– Вот, Боренька! Посмотри девочку! Очень хочет сниматься в кино!

– Все девочки хотят! Но не все могут!

– Я пошел. Все!

Завхоз отходит в сторону, а к Борису неожиданно подбегает толпа актрис вместе с костюмерами и гримерами.

– Борис Палыч! Борис Палыч! Мне нужно! Две гримерки нужно! Отдельные!

– Я же вам все уже выделил! И еще? Ну у вас и запросы.

– Да у меня Орлова и Серова терпеть друг друга не могут, вот я и прошу отдельные гримерки.

– Ну, хорошо! Автограф только попросите, для меня!

Борис неожиданно решается поговорить с тетей Лилей.

– Здравствуйте, мадам!

Тетя Лиля берет под руку Бориса Палыча.

– Муся, отойди! (Борису) Эх, а вы знавали поэта Маяковского?

– Да!

– Да, это был наш лучший друг! Он всегда прислушивался к моему мнению. (кивает на Мусю) Посмотрите девочку! Девочка очень много страдала. Ну, возьмите ее в кино. Она очень много страдала!

– Может быть попробуем?

Борис смотрит на Мусю с интересом, складывает ладони в виде кадра, кадрирует лицо девушки, в этот самый момент к режиссеру подбегает реквизитор.

– Реквизит сейчас нужно принести или попозже? Исходящий я имею в виду!

– Конечно, попозже, слопают!

– А ты еду керосином полей!

– Пойдем, покурим, Семеныч! Я устал чего-то!

– Пойдем, «Беломорканал» есть?

Они выходят покурить, им навстречу идут рабочие, которые пытаются починить декорацию. К Борису Эферману подходит ассистентка. Ее зовут Армазацова, она советуется с режиссером по поводу завтрашнего худсовета.

– Ну и?

– Ну, и должен же быть вариант! Завтра худсовет, запишите ее адрес домашний и сделайте фотопробы. (кивает на тетю Лилю) Кстати, она очень колоритная женщина.

Тетя Лиля с интересом слушает разговор Эфермана с ассистенткой.

– Я? А кого я могу играть?

– Ну, а это мы решим!

– Гримеры, костюмеры!

– Ой?! Я же немолода!

– Да ничего! Решим-решим! Займитесь дамами!

– Где вы были раньше, Борис?

– Приходите через месяц!

Эферман целует ей руку. Тетя Лиля уходит с гримерами и костюмерами. Вскоре к ним присоединяется Муся. Их наряжают в разные платья: королевские, простые, современные, 40-х годов, в шляпы и перья. Фотограф залез под черную материю, вспыхнула вспышка в его руках. Уже через два часа фотограф их отпустил.

Тетя Лиля и Муся вышли во двор Союздетфильма и увидели киоскера, которая продавала мороженое. Теперь Муся решилась купить себе и тете Лиле два вафельных стаканчика. Они ели мороженое и обсуждали прошедший день.

– Господи, а я подумала, стану киноактрисой, посвящу свою жизнь кинематографу.

– Мороженое! Сколько лет не ела!

Муся берет мороженое в руки. В каждом рожке было печенье с именем. Можно было даже погадать на будущего жениха. Киоскер решила спросить Мусю об имени.

– Какое имя вам досталось, барышня?

Муся смотрит на стаканчик, на котором выдавлено имя.

– Трофим. (спрашивает) А Митя есть? Митя?

Киоскер смотрит внимательно на имена, которые были выдавлены на вафельных стаканчиках: Оля, Таня, Света, Олег. Она пожимает плечами.

– Нет Мити! (находит еще) Трофим есть! Саша есть! Берите Сашу!

– Хорошо, давайте Сашу!

Тетя Лиля рассматривает свой стаканчик.

– А мне вот Оля досталась. (протягивает деньги) А мне Иван нужен. Дайте Ивана!

Однако киоскер жмет плечами, нужного имени нет. Муся отходит киоска подальше, рассматривая печенье, съедает мороженое.

Тетя Лиля замечает, что Муся очень грустная. Она почти плачет.

– Ну, что ты, родная моя! Ну, что ты! Деточка! У тебя такая жизнь начнется! Как на тебя Борис Эферман смотрел. О, как он на тебя смотрел! Я знаю этот режиссерский взгляд! Девочка моя, мужчины что? Они приходят и уходят, а искусство, искусство вечно и всегда с тобой!

Муся грустно кивает. Ей в печенье достался Трофим вместо Мити, и это кажется ей дурным предзнаменованием. Она слушает, что ей говорит тетя Лиля. Мусю очевидно ждет новая киножизнь!

Борис пообещал вызвать Мусю еще раз на пробы, нарисовал ей путь в будущую прекрасную жизнь, однако когда она начнется, Муся вовсе не знала. Она посмотрела вдаль, задумалась и, посмотрев еще раз на печенье, вышла из ворот киностудии окончательно под руку с тетей Лилей.

Глава 2. Харовский район. Деревня при Харовлаге. Июнь. 1945

Зоя быстро добралась до города Харовск. Маленький районный городок поразил ее своими парками, тенистыми улочками и двухэтажными старинными домиками. Она отметила свое направление на работу в НКВД у местного начальника Анисимова.

До деревни, которая находилась на острове и где она должна была работать, было еще ехать и ехать. Зоя два часа ждала местный пароходик, чтобы переправиться с большой земли в провинциальную глушь. Лето, сонные стрекозы, которые летали в воздухе, деревенская атмосфера навевали на нее скуку, но настроение как ни странно улучшилось. Наконец-то пароходик причалил. Народ зашумел, Зоя подхватила свой чемоданчик и зашла на палубу. Капитан пароходика дернул за железную ручку, и пароходик загудел, отчалив от берега. Внезапно появившийся разрушенный православный храм на холме привлек ее внимание. Храм был из красного кирпича, с облупившейся штукатуркой, где-то проросла зеленая трава. Зоя повернула голову и увидела попутчика.

– (попутчику) Красивый храм, но заброшенный.

– Его товарищ Анисимов самолично закрыл. Храм закрыли на замок, попа прогнали, а тот в леса подался, грехи наши замаливать. Потом совсем церковь хотели сломать, а тут как раз война, активистов-коммунистов всех гуртом на фронт. Ломать стало некому! Вот как!

– (с интересом) Анисимов? Он же начальник здешнего НКВД.

– Зверь, чистый зверь! Чуть что не по ему, сразу к стенке ставит!

Впрочем, их разговор прерывает гудок пароходика, и какое-то время они едут молча, слушая, как шуршит днище, касаясь водной глади.

И вскоре капитан швартуется у берега, Зоя бежит на берег, где находит подводу, запряженную лошадью. Погрузив свои чемодан и усевшись сама на телегу, Зоя еще час едет по ухабам деревенской дороги, пока не доезжает до местного деревенского магазина. Она слезает с телеги, подхватывает чемоданчик. Нелегкая судьбина забросила Растопчину в глухую харовскую деревушку. Она шла по тропинке вдоль деревенских домов, внимательно смотрела на номера, пытаясь найти адрес амбулатории местной больницы. Однако тропинки были пусты. Она подошла к местному сельсовету. Он был заколочен досками, а на двери надпись: «Все ушли на фронт».

Мимо него шла бабка с ведрами воды.

– Здравствуйте!

– Здравствуйте!

– А где у вас амбулатория?

– А вот направо поверните и туда пройдите.

– Спасибо!

– До свидания!

Зоя идет в направлении, куда ей показала местная крестьянка, и уже через десять минут оказывается в деревянной застекленной амбулатории местной больницы. Она проходит внутрь, снимает пальто, надевает белый халат и шапочку, которую достает из своего чемоданчика. Во всех комнатах жуткий развал, валяются старые амбулаторные папки на полу, везде жуткая грязь и пыль. В дальней комнате она обнаруживает двух пьяных людей, которые валяются на матрасах: это местный врач Тютькин и его помощница, медсестра Зюзина.

Зое с трудом удается их разбудить и поднять с матраса. Тютькин смотрит на нее мутными глазами, потом с трудом поднимается, выходит, шатаясь из больницы. Зюзина присоединяется к нему, распевая народные песни и частушки.

Зоя запирает дверь на ключ, подхватывает чемоданчик и выходит из амбулатории. Ей нужно найти ночлег и дом, который ее приютит.

Однако харовская деревушка как будто вымерла. Одни дома с заколоченными воротами, другие с разбитыми и пустыми окнами. И лишь на окраине села Зоя наконец-то находит скромный дом, хозяйка которого, местная медсестра немая Лена, наконец-то пускает ее в дом. Она знаками объясняет Зое, что та может остановиться у нее. Зоя Васильевна заходит внутрь дома, ставит чемоданчик на пол и вскоре, умывшись и причесавшись, садится за стол, куда заботливая немая девушка ставит чугунок с кашей и крынку молока.

На другое утро к Зое выстроилась огромная очередь. Мужики и бабы стояли на улице, пытаясь попасть к московской докторше. Немая Лена увязалась за ней. Она готова была и полы мыть, и ассистировать, но только мычала от переполнявших ее чувств.

Немая девушка просто сияла от удовольствия, что может помогать врачу. Зоя и Лена уже надели белые халаты, когда неожиданно ворвался в кабинет отрезвевший Тютькин.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3