Полная версия
Русская цивилизация. Из прошлого в будущее
Павел Попов
Русская цивилизация. Из прошлого в будущее
Russian civilization
From the past to the future
Popov Pavel V., economist, businessman, founder of not a school "Source of Knowledge", teacher of additional education, e-mail: rus.civ.book@yandex.ru
Summary
This is a popular scientific book made for a non-specialist audience interested in our native and world’s history. The author introduces a new systematic and consistent view on development patterns of Russian civilization and others in a colloquial way. Present in this book are the reasons for the significant cultural differences between different civilizations. The society is reviewed in its evolution – from the past, through the present and into the future, and the background of the most difficult and controversial periods of Russian history is uncovered.
By reading this book, you will learn:
• Why the people of different civilizations have a hard time understanding each other?
• What are the reasons for the biggest differences between the Russian and Eastern civilizations?
• What choices did the greatest reformers in Russian history – Ivan the Terrible, Peter the Great, Catherine the Great and Stalin – had when they made their decisions?
• Who would win in the confrontation between capitalism and socialism?
• How can you use the knowledge you’ve gained for the betterment of your own life?
Key words: evolutionary sociology of civilizations, Russian civilization, social institutions, social design.
* * *俄罗斯文明
从过去到未来
P. V. 泼泼夫,经济学家,企业家,“知识之来源” 非传同学校创始人,非传统学科教育教师,电子邮件:rus.civ.book@yandex.ru
注解
这本科普读物面向对国家和世界历史感兴趣的广大读者。该书具有丰富利益对科学家及政府官员。本书用通俗的语言描述了俄罗斯和其他文明的发展模式,作者对它们给出了新颖、系统、统一的观点。剖析社会发展:过去 – 现在 – 未来各时期,读者将能够理解文明之间显著文化差异的原因。并了解俄罗斯历史上最困难和最具争议的那几个阶段的背景及内幕。
阅读本书后,读者将了解到:
• 为什么不同文明的人很难相互理解?
• 俄罗斯文明与西方文明之间巨大差异的原因是什么?
• 俄罗斯历史上伟大的改革者—伊凡雷帝、彼得一世、凯瑟琳大帝和斯大林—做出的决定是什么?
• 谁将在资本主义和社会主义的对抗中获胜?
• 如何应用所获得的知识来改善自己的生活。
关键词:进化文明社会学,俄罗斯文明,社会制度,社会计划。
БлагодарностьАвтор у книги один, но, как это часто бывает, результат достигается усилиями многих. Автор выражает признательность людям, без чьей помощи было сложно обойтись.
За увлекательные дружеские беседы учёного и педагога Марию Молину.
За первые отзывы на рабочие материалы благодарю Михаила Шереметьева, Елену Савельеву и Юрия Зюзёва.
За критический разбор текста – писателя Михаила Уханова.
За подробный критический анализ – историка и популяризатора науки Клима Жукова.
За красивое и точное воплощение идеи обложки – дизайнера Юрия Зюзёва.
За профессионализм и чуткость – редактора Юлию Фадееву.
За ценные идеи по компоновке и оформлению текста – редактора Александра Попова.
Предисловие
Есть нечто более сильное, чем все на свете войска: это идея, время которой пришло.
Виктор ГюгоМы все живём в обществе. Крупные общества на планете формируют государства и сами состоят из множества больших и малых частей. На первый взгляд кажется, что отдельный человек теряется в таком многообразии, как песчинка на пляже. Представляется, что такие большие сообщества непостижимо сложно устроены, а калейдоскоп исторических событий не поддается рациональному объяснению.
Это не так. Развитие крупных человеческих обществ имеет свои закономерности и свойства. Их понимание позволяет ясно видеть логику и причины событий. Это в равной степени относится и к прошлому, и к современности, и к будущему.
Предлагаемый в книге подход развивает идеи универсального (глобального) эволюционизма[1] в соответствии с новой научной картиной мира. Как подметил академик РАН Вячеслав Стёпин, такой подход позволяет начать создавать «целостную картину, объединяющую представления о неживой природе, органическом мире и социальной жизни на единых общенаучных принципах»[2].
Исследование носит прикладной характер. Идеи, изложенные в книге, позволяют извлечь пользу как целым цивилизациям, так и каждому человеку для улучшения собственной жизни. Предлагаемая методика помогает находить свое место в жизни, строить обоснованные планы и создавать своими руками желаемое будущее.
Для успеха понадобится действовать на стыке истории, социологии, политологии, аналитического прогнозирования и социального проектирования. Перечисленные науки и области экспертной деятельности относятся к кругу гуманитарных знаний. Гуманитарные науки (от лат. homo[3] – человек) описывают деятельность человека и человеческих сообществ.
В отличие от предметов исследования точных наук, деятельность человека выглядит сложной для непротиворечивого и ясного научного изучения. Абстрактное мышление основано на высшей нервной деятельности. Это принципиально более сложное явление для построения строгих определений и формулирования законов, точно выраженных количественно.
Тем не менее деятельность человека не только научно познаваема, но и поддается качественному описанию, прогнозированию и направлению. Синтез разных областей знаний позволит выстроить логичную картину закономерностей в эволюции цивилизаций. На этой основе возможно создавать социальные инструменты для дальнейшего развития человечества.
Эволюционный подход к формированию и развитию цивилизаций позволяет с нового ракурса взглянуть на исторический процесс и сделать это с пользой как для специалистов, так и для широкого круга читателей.
В книге теория проверяется на практике. Анализируется история развития русской цивилизации, ее соответствие выявленным закономерностям. Исследуются причины различий между цивилизациями на конкретных примерах. Оценивается современное состояние русской цивилизации и делается прогноз дальнейшего ее развития.
Самостоятельную ценность имеет не только вся представленная работа, но и отдельные ее части. С главами можно знакомиться в порядке, соответствующем вашим приоритетам. В ключевых местах даются ссылки на подробное освещение темы, сделанное в другой главе, что позволит читателю без труда ориентироваться в книге.
Краткий формат не позволяет приводить подробную аргументацию по всем используемым примерам из истории русской и иных цивилизаций. Желающие могут сверить построения автора по интересующему историческому периоду, теме или вопросу с известными фактами, их трактовками и разнообразием мнений профильных специалистов.
Автор призывает читателя не доверять слепо прочитанному здесь и предлагает критически воспринимать написанное, проверять тезисы и их доказательства, дополнять выстраиваемую картину собственными размышлениями.
Любой человек, интересующийся историей общества, событиями современности или желающий заглянуть в будущее, может использовать методологический подход, описанный в этой книге, для собственной пользы. Эволюционный подход и критическое мышление позволят вам знакомиться с мнениями историков, социологов, политологов или прогнозистов, при этом не попадая в зависимость от этих мнений.
Подготовленный человек сможет увидеть суть движущих сил истории за чередой чужих, часто ангажированных суждений и за густым лесом событий, имен, дат и названий. Сможет понять интересы разных сообществ, мотивирующие их действия, и соотнести их с собственными взглядами.
Четкое осознание своих интересов – личных, семейных, профессионального или иного сообщества, всего общества и государства, – помноженное на понимание логики происходящих событий, позволяет отличать конструктивную пропаганду от пропаганды лживой. При этом неважно, от каких сил внутри или извне вашего общества она исходит и насколько искусными или изощренными методами ведется.
Полученные знания позволят видеть истинные цели воздействия и соотнести их с вашими интересами. В конечном счёте это поможет вам найти свое комфортное и перспективное место в современном обществе.
Стройная картина мира поможет лучше понять самого себя, найти свой путь и обрести в итоге гармонию и счастье.
Книга жизни человечества, которая пишется каждый день, может стать для вас самым увлекательным произведением в мире. Ведь она создается бесчисленным количеством авторов и обладает богатейшей художественной палитрой. Строки этой прекрасной книги будут доступны для вашего понимания и осмысления.
Введение
В своем развитии человечество проделало большой путь. Наши далекие предки жили коллективами в 20–30 человек на территории, которую с возвышенности можно окинуть взглядом. Люди научились жить в государствах[4] с сотнями миллионов жителей, занимающих значительные части целых континентов. Этот путь был ознаменован длинной чередой открытий и созданием технологий в разных областях знания.
Нетрудно заметить, что темп прогресса нарастает. Последние века мы обязаны этому науке. С XIX века на планете доминирует научный способ познания мира. Именно он всё более ускоряет многостороннее развитие человечества.
Сейчас люди используют мощные источники энергии, высокоскоростные способы обработки и передачи информации, редактируют геномы живых организмов, заглядывают далеко в глубины космоса и осмысливают глобальные законы Вселенной. Научный подход находит применение во всё большем числе областей человеческой деятельности.
При этом совершенствование самых больших обществ, которые объединяются в государства и целые цивилизации[5], по-прежнему идёт на ощупь. Развитие часто происходит с опозданием, как ответ на уже сформировавшуюся тенденцию или произошедшие значительные события. Движение крупных обществ (социумов) сопровождается мало предсказуемыми взлетами и падениями, расцветами и кризисами.
Устройство социумов достигло высокой степени сложности. В том числе это относится к русской цивилизации. Общество пронизано социальными институтами разных типов. Это политические, экономические и общественные организации и структуры. Они могут быть как государственными, так и частными.
Социальные институты продолжают развиваться и усложняться. Как правило, такие институты видоизменяются в режиме отклика на уже имеющуюся ситуацию либо пробуют действовать на опережение, но несистемно, часто разрозненно и без научного обоснования. Часто определяющими в их действиях являются задачи текущего дня, без просчета долгосрочных последствий. Это происходит в условиях, когда резервы дальнейшего прогресса и эволюции кроются как раз в развитии разноплановых социальных институтов.
Могущество человечества растёт. Существующее положение дел несёт в себе всё больше рисков. Ряд государств обладает разрушительным оружием, которого достаточно для организации катастрофы планетарного масштаба. Глобальная экономическая деятельность начинает оказывать на планету всё более заметное воздействие.
Здесь можно остановиться и спросить себя: «Зачем все эти сложности? Как-то до сих пор обходились же». Это так. Научный путь познания мира не уникален. До недавнего времени этот подход не был доминирующим. В предыдущие эпохи человечество руководствовалось другими способами познания себя и окружающего мира: эстетическим и сакральным. Мифы и религии позволяли человеку искать и находить своё место в обществе и мире.
При этом наука и комплекс практических навыков постепенно развивались. Создавались новые технологии. Прогресс шёл вперёд, делая комфортнее жизнь как отдельных людей, так и человечества в целом. Но именно научный способ познания мира, став доминантой в XIX веке, позволил радикально ускорить развитие социумов.
Расцвет наук довольно быстро изменил взгляды людей на мир и на себя, благодаря чему стала формироваться научная картина мира. За недолгий период своего господства она значительно эволюционировала. Несколько последовательно сменявшихся её вариантов создавались на базе основополагающих законов физики.
С последней трети XX века формируется синергетическая научная картина мира[6]. Источником для неё стала биология. Накопленные знания позволили начать объединение разных отраслевых научных картин в единую систему взглядов.
Это происходит на основе выявления общих закономерностей в движении вещества, энергии и информации во Вселенной. Определённое единство наблюдается не только в неживой и живой природе, но и в социальных структурах, то есть в обществах.
Вспомогательное значение для данного подхода имеет целый ряд естественно научных и социальных дисциплин, в том числе астрофизика, химия, палеонтология, антропология, климатология, география, геология, экономика, культурология. Научный подход к развитию таких крупных сообществ, как цивилизации и отчасти государства, ускорит развитие человечества, сделает его более осмысленным и менее драматичным. У русской цивилизации есть все условия и основания для того, чтобы быть лидером в этом новом направлении прогресса.
Решить эту важную задачу позволит развитие теоретической и прикладной науки в области социологии, прежде всего в управляющих структурах общества. На научной базе экспертным путем можно разрабатывать технологии социального проектирования для направленного развития отдельных цивилизаций и человечества в целом.
Для успеха требуется создание нового направления в прикладной науке и экспертной деятельности, которое можно назвать эволюционной социологией цивилизаций. Государство здесь является естественным заказчиком и выгодополучателем.
Вся научная теоретическая часть книги собрана в Приложении I. Для многих читателей это упростит задачу знакомства с русской цивилизацией и её особенностями. Обратившись к Приложению I, можно более глубоко разобраться в теме, познакомиться с обоснованием концепции и доказательствами.
I. Что нужно чтобы построить цивилизацию
Неолитическая революция[7] продвинула большую часть человечества на первую ступень цивилизации, точнее, протоцивилизации (Приложение II). Наши далёкие предки начинают осваивать технологии земледелия и скотоводства, благодаря чему количество доступной еды, собираемой с единицы площади, становится в разы больше. Это был первый пример крупного скачкообразного увеличения человеком плотности энергопотока, вовлекаемого в собственный круговорот[8].
Производящий тип хозяйства позволил отказаться от жизни в малочисленных семейно-родственных коллективах в 20–30 человек, рассеянных на больших территориях. На протяжении порядка трёх миллионов лет человек жил такими малыми группами. Новый уклад позволил перейти к обществам иного типа – племенам с сотнями, а возможно, в части случаев и с тысячами членов.
На этой ступени развития выживать стало значительно легче, но строить сложно организованные общества со значительным разделением труда ещё было невозможно. Дальнейший прогресс требовал ещё большего уплотнения энергопотока через совершенствование экономической базы общества.
Однако достичь нового уровня получилось не везде, а лишь в некоторых регионах планеты. Очевидно, что в этих местах совокупность условий для прогресса была наилучшей. Какой же набор условий оказался необходимым и достаточным для создания и развития любой цивилизации в период от неолитической революции до начала промышленной эры?
1. Еда
Основой производственных сил в рассматриваемую эпоху была мускульная сила людей и животных. Значит, самым важным условием для создания цивилизации выступает возможность производства большого количества еды на ограниченной территории. В рационе подавляющей части населения всех цивилизаций преобладает растительная пища.
При этом важно, чтобы производительность труда и урожайность позволяли перераспределять значительную часть продовольствия в пользу людей, занимающихся другими важными для всего общества работами, не связанными с производством еды. Такая возможность создает условия для развития сложного социума и выделения элиты (Приложение II).
Накопление излишков и сложное социальное устройство общества приводят к появлению городов (точнее, городов-государств) и богатства. Этот важнейший этап развития уверенно или предположительно мы видим во всех самых ранних цивилизациях без исключений.
В порядке возникновения это Шумерская цивилизация в Месопотамии, Египетская цивилизация в долине Нила, Индская цивилизация, культура Норте-Чико в Перу, культура Лянчжу в Китае, Минойская цивилизация на Крите, цивилизация хеттов в Малой Азии, Ольмекская цивилизация в Мезоамерике. Общества городов-государств вместе с сельской округой составляли от тысяч до десятков тысяч людей и имели тенденцию к увеличению.
2. Комфортный климат
Климат напрямую влияет на возможности производства еды, то есть является определяющим условием для успешного развития цивилизации. Климат не является константой, его колебания могут быть разными по масштабам и периодичности. Изменения климата могут ускорить или затормозить развитие цивилизаций.
Общая тенденция такова, что с окончанием последнего оледенения климат во многих регионах северного полушария постепенно становится теплее и суше.
Проиллюстрируем ситуацию примерами. Ещё в VIII–VII тысячелетиях до нашей эры долины Нила, Тигра, Евфрата и Инда были по преимуществу заболочены. Климат был влажным. Жить в таких местах было неудобно.
Наоборот, степи в окрестностях этих рек обладали в то время комфортным климатом как для земледелия, так и для животноводства. Но постепенное повышение температуры и уменьшение влажности поменяло благоприятные районы проживания в регионах: обычные степи стали постепенно превращаться в сухие степи и полупустыни.
Высохла большая часть болот по берегам рек. Долины вдоль рек в VI–V тысячелетиях до нашей эры (долина Инда – в V–IV тысячелетиях до нашей эры) стали более комфортными для жизни, чем окружающие пространства. Именно долины Тигра, Евфрата и Нила стали очагами двух самых ранних цивилизаций.
Во многом это произошло из-за возможности производства очень больших объёмов еды и многократного роста плотности населения. Размеры урожаев позволяли строить сложные общества с глубоким разделением труда, где все большее число людей занималось полезной деятельностью, не связанной с производством еды. При этом зерна и других продуктов хватало для вывоза на экспорт.
Ещё в эпоху Древнего Рима провинция Египет была житницей империи наряду с северным побережьем Африки в районе Туниса. В настоящее время климат в регионе стал настолько сухим и жарким, что большая часть территории Египта и Ирака – это пустыни. Численность населения растёт, при этом людям приходится жить на очень ограниченной площади, а самим странам приходится импортировать значительную часть продовольствия, в том числе и зерно. Тенденция к потеплению и иссушению климата[9] в Северном полушарии повлияла и продолжает значительно влиять на жизнь людей в разных странах.
Для русской цивилизации эта тенденция оказалась благоприятной. Подробнее об этом поговорим при анализе русской цивилизации (глава III).
3. Большая река
Кажется, что наличие большой реки – это необязательное условие для создания древнейших цивилизаций. Но это совсем не так. При взгляде на список первопроходцев видно, что самыми успешными и самодостаточными (во всех смыслах, за исключением части ресурсов – металлов и дерева) были цивилизации, созданные в долинах великих рек. Это – египетская в долине Нила и шумерская в долине Тигра и Евфрата. То же можно сказать о китайской цивилизации в долинах рек Хуанхэ и Янцзы.
Дело не только в особой плодородности почв в долинах этих крупных рек. Важной особенностью всех трёх цивилизаций была насущная необходимость объединять усилия многих людей для создания и эксплуатации систем оросительных каналов.
Именно организация развитого орошения требовала высокого уровня администрирования (управления). А наличие развитого управленческого аппарата приводило к качественному усложнению организации общества и создавало возможности для дальнейшего прогресса. Во всех трёх цивилизациях мы видим, что следующий важный шаг в развитии – создание протяженных государств, состоящих из множества городов, с одной столицей.
Исключением в ряду древних цивилизаций, основанных на берегах больших рек, выступает цивилизация Инда. Её крайне лаконичные и не очень многочисленные письменные артефакты пока не расшифрованы.
Археологи обнаружили множество городов этой цивилизации, в том числе крупных и сложно организованных. Но следов масштабной оросительной системы сельскохозяйственной округи и признаков развитой администрации на территории городов найдено не было. Возможно, почвенные и климатические условия в долине Инда в ту эпоху не требовали управления трудом больших масс крестьян, и большая река в этом случае не стала катализатором дальнейшего развития.
Дополнительная функция больших рек – транспортная артерия. Во все эпохи по воде можно было перевезти больше грузов, чем по суше. Большие реки и вообще развитая речная сеть часто являлись в древности залогом процветающей торговли и создания протяжённых государств.
4. Виды животных, подходящие для одомашнивания
Наличие разнообразных животных, подходящих для одомашнивания, является необходимым условием для прогресса цивилизаций. Домашний скот пашет землю, перевозит грузы. Скот – это сбалансированное питание, сырьё для одежды и снаряжения. У всех ранних цивилизаций был свой набор домашних животных из тех местных видов, что были пригодны для приручения.
Здесь важно само наличие в дикой природе выбора из нескольких вариантов для одомашнивания с разными целями. Процесс этот длительный и не всегда успешный. Отсутствие же разнообразия кандидатов в домашние животные является очевидным фактором, сдерживающим прогресс цивилизации.
К примеру, все индейские цивилизации доколумбовой Америки по объективным причинам не смогли решить задачу обработки земли с привлечением домашних животных. Задачи сбалансированного питания, транспорта и сырья были решены только отчасти, да и то не везде. Причины кроются в особенностях животного мира Американских континентов. При их заселении людьми 13–10 тысяч лет до нашей эры и так не очень разнообразная крупноразмерная и потенциально пригодная для одомашнивания фауна была истреблена высокоэффективными охотниками конца палеолита.
5. Полезные ископаемые
Прямой доступ к важным полезным ископаемым (металлам и минералам) ускоряет развитие цивилизаций, но не является определяющим условием для его успешного продолжения. К рассматриваемому списку добавим один неископаемый ресурс – древесину, пригодную для строительства.
Речь прежде всего о металлах. Самые первые цивилизации начинали своё развитие на базе неолитических технологий, имея в основном арсенале каменные орудия труда и каменное же оружие (Месопотамия, Египет, Перу). Культура Норте-Чико в Перу угасла, так и не освоив обработку металлов, но явно по причинам, не связанным с отсутствием таких технологий.
Все более поздние цивилизации – индская, хеттская, минойская, китайская – стартовали, уже имея в числе своих достижений технологии обработки металлов. Исключение составляют медленнее развивавшиеся цивилизации Мезоамерики и Южной Америки. Начало освоения технологий обработки бронзы подстегивало развитие, но не имело принципиального значения для создания цивилизаций и их дальнейшей эволюции.
Ни египетская, ни шумерская цивилизации не имели на своих территориях (в узком смысле) крупных доступных залежей металлических руд, что не помешало этим цивилизациям на ранних этапах. И наоборот, культуры, умеющие обрабатывать металлы, но не имеющие условий для производства большого количества еды, так и не смогли продвинуться дальше и организовать городские центры.
Для иллюстрации можно привести примеры трипольской культуры (примерно с 3500 года до нашей эры, область на территории Украины, Молдавии и Румынии) и синташтинской культуры (примерно с 2100 года до нашей эры, Южный Урал на территории России и Казахстана). Обе культуры владели технологиями обработки металлов. Трипольскую культуру характеризуют «кочующие» большие селения со временем нахождения на одном месте 30–50 лет. Люди синташтинской культуры создавали протогорода с плотной застройкой. Но ни те ни другие поселения не имели почти никаких признаков городских центров и не получили дальнейшего развития.
Также стоит отметить доступность строительных материалов, а также – отчасти – поделочных. Здесь наблюдается та же закономерность, что и с металлами: самые первые цивилизации (Месопотамия и Египет) имели ограниченный доступ к строительным и поделочным материалам.
В Египте совсем не было древесины, пригодной для строительства. Качество относительно доступного камня было довольно низким. Что объясняет, кстати, не лучшую сохранность египетских памятников монументального искусства.