bannerbanner
Краткий путеводитель по мировой культуре. Часть 1
Краткий путеводитель по мировой культуре. Часть 1

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 7

Шеол – это подземный загробный мир: “…страна тьмы и сени смертной, страна мрака…” [Книга Иова 10:21-22].

Существовали и другие названия подземного мира – "страна безмолвия", "земля забвения", "долина смертной тени", "погибель", "низший мир", "источник истребления", "врата смерти".

В книге пророка Исаии [5:14] он описан неким существом, страшным чудовищем, которое проглатывает мёртвых, смыкая над ними свою пасть. Как и в Книге пророка Аввакума [2:5], где тоже подтверждается наличие у Шеола пасти говорится, что утроба его вечно ненасытна.

Ранние библейские тексты рассматривают шеол как место посмертного обитания для всех душ: "сойду к сыну моему в преисподнюю" [Бытие 37:35].

Только самые страшные грешники проваливаются сквозь землю и нисходят в шеол живыми, как описано в книге Числа [16:30-33]. Заключенные в шеоле души испытывают мучения: они "окованы скорбью и железом", пребывают в непроницаемой тьме и в хаотическом "неустройстве", говорит Книга Иова [10:21-22].

В пророческих книгах рассказывается, что царей-тиранов в шеоле заживо поедают черви. А «человеконенавистники» предаются огню ярости бога:

“ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего, и поядает землю и произведения её, и попаляет основания гор” [Второзаконие 32:22].

"Богопротивниками" тёмные силы шеола овладевают ещё при жизни: на них набрасывается "первенец смерти" и низводит их к демоническому "царю ужасов" [Книга Иова 18:13-14].

Кроме умерших грешников в шеоле обитают еще различные злые духи, мучающие души умерших.

В "Книге Иова", которую большинство исследователей относят к IV в. до н.э., а некоторые считают более древним, среди жалоб Иова есть и такая:

"Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?"

[Книга Иова 3:11].

И далее он говорит, что в таком случае лежал бы с царями и советниками, и характеризует этот загробный мир:

"Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника. Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего"

[Книга Иова 3:14-19].

Здесь загробный мир предстает как место покоя и отдыха, что противоречит другим высказываниям о шеоле, причем даже тем, которые имеются в этой же книге. Возможно, здесь имеется в виду особая область шеола – "место покоя" для избранных, но других упоминаний об этом месте в Ветхом завете нет.

Еще один любопытный момент – это сомнения Иова в существовании загробного мира: "Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?" [Книга Иова 14:14].

Возможно, что основанием для сомнений стала, широко распространенная в древнем иудаизме, идея о том, что основное наказание осуществляется не на том, а на этом свете. Божественное наказание настигало живых, и если не самих провинившихся, то их потомков. В Ветхом завете бог изображается как "не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода" [Исход 34:7].

И о как самом страшном таком наказании говорится в той же "Книге Иова": "Ни сына его, ни внука не будет в народе его; и никого не останется в жилищах его" [Книга Иова 18:19]. Косвенное свидетельство такого же рода дает нам третья глава книги Бытие, где описывается грехопадение людей и изгнание их из рая: среди проклятий, которые бог обрушивает на людей, нет ни одного слова о наказаниях в загробном мире. Бог просто закрывает доступ в райский сад.

Соответственно, и воздаяние в иудаизме в значительной степени связывается именно с земной жизнью. Так, даже в Талмуде, в связи с учением о спасителе – мессии, возникшем в послепленный период и под явным влиянием зороастризма, с его приходом связывается и торжество богоизбранного народа на земле, и значительное улучшение жизни. "В дни мессии" мир будет обновлен. А в момент его появления, земля, согласно Талмуду, станет производить "ежедневно новые плоды, женщины станут ежедневно рожать, а земля – приносить хлебы и шелковые одеяния" [Шаб., 30б], люди достигнут 1000 лет от роду, прекратятся болезни, распри и войны.

Примечательно, что, как и в шумеро-аккадской мифологии, в древнем иудаизме практически нет учения о месте загробного блаженства. Рай упоминается во второй книге Бытия, но там это место на земле – в Эдеме на востоке, описан он очень кратко – как прекрасный сад, полный плодовых деревьев: "И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке" [Бытие 2:8], там текут четыре реки.

Именно в этот сад бог поместил Адама и Еву и из него изгнал после грехопадения.



Кстати, а вы знаете, что бог не выгонял Еву из рая?

В 3 главе книге Берейшит, иудейский аналог книги Бытия, говорится:

3 И выслал (обратно) его Элоhим Йеhова из сада Эйдэна, возделывать землю, из которой он взят.

24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эйдэнского керувим с огненным лезвием меча вращающегося, чтобы охранять путь к дереву жизни. [Берейшит 3:24]

И нигде нет упоминания об изгнании Евы.

У меня есть версия, почему так получилось. Дело в том, что когда, после нарушения запрета, бог спрашивает о причинах. Ева сваливает вину на змея, что, конечно, не хорошо, но в сравнении с тем, что Адам перекладывает вину на самого творца, выглядит уже не так страшно.

12 И сказал Адам: "Жена, которую Ты дал мне, она дала мне от дерева, и я ел". [Берейшит 3:12]

Видимо, поэтому основные проклятия бога звучат в адрес Адама, но и Еве, и змею тоже достается.

Из текста нельзя с уверенностью сказать, что изгнание из рая – это наказание за грехопадение. Ведь его бог придумал для того, чтобы не позволить Адаму жить вечно.

22 И сказал Элоhим Йеhова: "Вот, Адам стал единственным, в ком есть добро и зло, и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не поел, и не стал жить вечно". [Берейшит 3:22]

Заметили, что речь опять идет об Адаме? Так почему же Ева оказалась за пределами райского сада?

Думаю, потому, что “к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою". [Берейшит 3:16]. Говоря иначе: сама ушла за мужем.

Можно, конечно, придерживаться версии, что женщина для древнего народа имела мизерное значение по сравнению с мужчиной, дальнейший текст Священного Писания это подтверждает, потому Бог просто не снизошел до того, чтобы выгнать Еву. Однако, судя по тому как много внимания уделяется именно этой женщине, она – исключение.

Вернемся к представлениям о рае. У пророков это скорее образ того состояния, в котором люди будут пребывать в царстве мессии. В книге Бытие Эдем находится на востоке. Большинство ученых предполагают, что это территория Месопотамии, хотя есть версии по которым рай мог быть на Армянском нагорье и, даже, в Индии.

По более позднему учению, бог забрал рай с земли и поместил его на небо – именно эта идея получит дальнейшее развитие в христианстве и исламе.

С ориентацией на земную жизнь связана еще одна идея иудаизма, получившая распространение в послепленный период и также связанная с зороастризмом – это вера в грядущее воскрешение, выражающая чаянья праведников: "Но Бог избавит душу мою от преисподней, когда примет меня" [Псалтирь 48:16]. В другом же псалме она проглядывает уже более определенно: "Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление" [Псалтирь 15:10]. Датировка данных псалмов затруднительна. Известно, что окончательная их редакция относится к III в. до н.э., но многие псалмы восходят к допленному периоду.

Определенный намек на грядущее воскресение дает и Первая книга Царств, где говорится, что обычных грешников "Господь умерщвляет и оживляет, низводит в шеол и возводит…" [1-ая книга Царств 2:6]. Книги Царств, созданные, по-видимому, в VI в. до н.э. прошли редактирование в период Вавилонского пленения.

Из всех книг Ветхого завета, входящих в еврейский канон, надежда на будущее воскресение наиболее отчетливо прослеживается в "Книге пророка Даниила": "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" [Даниил 12:2-3]. Согласно библейскому тексту, Даниил в период Вавилонского плена жил при дворе царя, и был жив еще и при Кире Персидском. Поэтому идея будущего воскресения вполне могла быть заимствованной.

Любопытную трансформацию претерпевает в иудаизме образ бога зла – Ангро-Маньи. Любая монотеистическая религия сталкивается с проблемой происхождения зла. В политеистических религиях Древнего мира все боги могут совершать как добрые, так и злые поступки относительно друг друга и людей. В зороастризме утверждается изначальное существование двух полярных богов, один из которых воплощение добра, а другой – зла. В монотеистическом же иудаизме данная проблема решается достаточно противоречиво: источником зла оказываются Люцифер (Сатана) – высший из сотворенных ангелов, и другие ангелы, вместе с ним восставшие против бога. Сатане же теперь приписывается вина за грехопадение людей, т.е. это он соблазнил Еву, и он же становится владыкой ада.



Дальнейшее развитие идеи загробного мира и посмертной души человека получают в Талмуде. Там нет принципиально новых идей относительно загробного мира, но в нем есть интересные рассказы об обитателях шеола, которые упоминались в ТаНаХе: например, там говорится о шедим. Это некие существа, которым приносили в жертву животных и даже своих детей: "приносили жертвы бесам, а не Богу" [Второзаконие 32:17]. Среди них есть косматые бесы – сеирим.

Мидраш наделяет их крыльями как у ангелов и возможностью добраться до небес и узнать будущее, но в отличии от божьих помощников, шедим питаются, размножаются и умирают. Согласно преданию у них птичьи лапы, они учат колдовству, могут вселяться в людей, наводить безумие и порчу. Они произошли от Адама и Лилит или от Лилит и Самаэля – начальника демонов, вечного противника архангела Михаила, отождествляемого с Сатаной. Любопытно, что его имя в переводе – это два слова “яд” и “бог”.

Лилит – это злой дух, который в Библии упоминается лишь однажды.



Согласно Талмуду, она овладевает мужчинами против их воли с целью родить от них детей, поэтому не рекомендуется мужчинам ночевать в доме одним. По одной из версий, Лилит была первой женой Адама, которую бог создал из глины. У них сразу же возник спор, потому что женщина требовала от Адама признать ее равной, так как они оба сделаны из одинакового материала. Не сумев убедить мужчину, Лилит взмахнула крыльями и улетела. Бог отправил за ней в погоню трех ангелов, но женщина отказалась вернуться и заявила, что будет вредить новорожденным. Тогда ангелы взяли с неё клятву: она не должна входить в дом, в котором увидит их самих или их имена, и наложили наказание: ежедневно будут умирать сто из её детей. В заговорах для роженицы и новорожденных вместо Лилит выступает Первая Ева, о которой сообщается, что она "обратилась в прах еще до сотворения Второй Евы". В мидрашах говориться о двух Лилит: старшей и младшей. Первая – жена Самаэля, вторая – Асмодея – сластолюбивого демона искусителя.

В ветхозаветных апокрифах шеол часто отождествляется с геенной, он предстает "огненной бездной", где текут пламенеющие реки для "исцеления духа" грешников. Согласно талмудическим сказаниям, шеол находится не под землей, а как бы в ином пространстве, за "горами тьмы", так что из него виден рай, и наоборот. Шеол становится преградой, "огненным мечом", охраняющим путь к древу жизни, чтобы злые не приобщились к вечности и, тем самым, не увековечили зло. К нему ведут трое ворот: одни расположены близ Иерусалима, вторые – в пустыне, а третьи – на дне морском; в то же время у шеола 40 тысяч входов. Он в 60 раз больше рая, и в 3600 раз больше земного шара. Иудеи верили, что путешественники, приближающиеся в море или в пустыне к таким воротам, слышат душераздирающие вопли терзаемых там грешников. Есть трактаты, где шеол описывается подробнее, например, он разделен на семь отделений и в каждом последующем огонь в 61 раз жарче, чем в предыдущем, а глубина каждого из них – 300 лет ходьбы.

В шеоле заканчивает свой путь огненная река, которая начинается под Престолом славы и, обойдя вселенную, изливается на грешников. Шеол, выполняя роль своеобразного чистилища, способствует избавлению душ от злобы и нечистоты. Для каждого грешника определяется срок, который он проведет в преисподней, и только закоренелые грешники мучаются там больше года, после чего отправляются на небеса. Половину своего срока в шеоле они проводят в огне, а другую половину – на льду. Причем, когда души отправляются к двум ледяным горам, то тайно приносят оттуда снег! Рассыпают его и уменьшают силу пламени, т.е. грешат даже в шеоле. Виды наказаний в преисподней символизируют караемые ими грехи. В праздники души освобождаются от мук. Это касается и субботы. А в конце времен ангелы Михаил и Гавриил откроют врата шеола и "выведут за руку" всех провалившихся туда.

В Талмуде находит развитие и идея мессии – спасителя, который совершит праведный суд, воздаст людям по заслугам и возвратит души умерших в их тела. Но прежде чем появится на земле мессии, придут девять его предвестников. Среди них роль первосвященника, который "совершит помазание мессии", воскресит мертвых и "откроет храмовую утварь времен мессии", отведена Илье Пророку.

Иудеи верили в возможность вызывать тени (души) умерших и беседовать с ними. Так, библейский царь Саул приказал волшебнице вызвать тень умершего Самуила.

Вера в духов зафиксирована и в Талмуде, который не только допускает наличие бесчисленных демонов обоего пола, земных и водных, дневных и ночных, но в нем разработана даже специальная рецептура для борьбы с ними.

Как вы успели заметить, представления о шеоле в иудаизме, и в целом, религия евреев – это переломный момент в формировании религиозного мировоззрения. Представьте себе воронку в которую “вливались” идеи разных древних культур, в том числе и самих евреев, а “выливались” концепции, которые легли в основу мировых религий христианства и ислама, и потому являются актуальными и сегодня.

От самого известного народа предлагаю перейти к самой известной древней культуре. Кто из нас не читал мифы про Геракла и Одиссея, Зевса и Посейдона, не изучал теорему Пифагора и не слышал про закон Архимеда? Следующая остановка нашего путешествия “культура древней Греции”.

Глава 6. Культура древней Греции

6.1 Мифология древней Греции: доолимпийский период

Если честно, то я не люблю эту тему и вовсе не потому, что она не интересная. Очень даже интересная! Просто, информации так много, что всегда есть риск завязнуть.

А еще про древнюю Грецию никогда не знаешь что рассказывать: с одной стороны она очень известная и все про нее что-то слышали, а с другой – боишься пропустить важное. Так что если вам знакома часть материала, то прошу вашего терпения.

Первый исторический период древней Греции – Крито-Микенский относят к концу III—II тыс. до н.э. В это время на Балканском полуострове и на островах Эгейского моря зарождается первая греческая государственность, и происходит завоевание территории ахейцами, а потом и дорийцами.

Второй период называют Полисным. В него входят: "тёмные века" (XI—IX вв. до н. э.), архаика (VIII—VI вв. до н. э.) и классический период (V—IV вв. до н. э.).

Третий период – эллинистический начинается с походов Александра Македонского в IV в. до н.э., а заканчивается I в. до н.э. И хотя, созданная империя распалась после его смерти, но на всех территориях сохранилось влияние греческой культуры. Даже когда Греция была захвачена римлянами и стала провинцией во II в. до н.э.

В древнегреческой религии объединились как древние крито-микенские представления, так и верования индоевропейской праобщности, объединяющей народы от Индии до Европы. Она развивалась в два этапа: доолимпийский с III тыс. до н.э. и олимпийский XI – VI вв.до н.э.

У греков не сложилось единого священного писания – такого, как “Библия”, египетская “Книга мёртвых” или индийские “Веды”, поэтому греческие мифы реконструируются по целому ряду источников:

– поэмы Гомера и Гесиода,

– пьесы Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана и т.д.

– исторические сочинения Псевдо-Аполлодора, Геродота, Ксенофана и др.

– художественной литературе,

– а также по различным невербальным материалам – росписям на вазах, фрескам, мозаикам, скульптуре и т.д.

Кроме того, Греция не была единым государством, поэтому в разных греческих поселениях существовали не только разные мифы, но и разные варианты одних и тех же мифов. Учитывая все это, мы получаем хаотичную и местами противоречивую картину греческой мифологии, сложившуюся из множества напластований различного времени. Однако, из всего этого многообразия можно сложить относительную стройную картину мифологических представлений греков, что я и попытаюсь сделать.

В начале всего был Хаос, затем появились Гея (земля), Эрос (мировая любовь) и Тартар (глубочайшая бездна).



От Хаоса произошли Эреб (мрак) и Нюкта (ночь). Двое последних произвели Гемеру (день), Эфира (воздух), Харона (перевозчика мертвых),



Эриду (раздор),



Мома (насмешку и злословие), близнецов Гипноса (сон) и Танатоса (смерть). Два последних подтверждают версию, что древние люди не видели принципиальной разницы между смертью и сном. О чем я рассказывала в параграфе про первобытные верования.



Нюкта стала матерью Мойр (судьбы),



Немезиды (возмездия),



Гераса (старости).



Зная доолимпийских сверхъестественных существ древней Греции, мы легко понимаем, что было важно для людей того времени.

Гея родила Урана (небо), Аргуса (многоглазого великана) и многих других.



Сразу оговорюсь, что поскольку родственные связи богов отличались в разные периоды и в разных местах, то я, просто, буду выбирать один из возможных вариантов происхождения.

От Геи и Урана родились гекатонхейры – сторукие и пятидесятиголовые великаны, киклопы – великаны с одним глазом и титаны – второе поколение богов.



Уран прятал их обратно в Гею, потому как боялся за свою власть. Ей это не нравилось. Учитывая бесконечную плодовитость неба, недовольство земли увеличивалось с каждым следующим ребенком. Их младший сын Кронос по совету матери физически лишил отца возможности производить потомство.



И тем самым произвел на свет Эриний – богинь мести и ненависти, и, конечно, занял его трон.



Любопытно, что сюжет о смене власти среди богов присутствует не только в древнегреческой культуре. В мифологии Египта бог Гор – это новое поколение. Он насильственным путем свергает своего дядю, а воскрешенный им отец – Осирис сам отказывается от прав на трон.

В Месопотамии, в частности в Вавилоне, легенда повествует о бое молодого бога Мардука против древней богини Тиамат и ее чудовищ.

В древней Греции подобных сюжетов два. Кронос (время) глотал своих детей, которых рожала ему супруга Рея. Это и не удивительно, ведь со временем все в мире приходит в негодность и рассыпается в прах. Хотя в мифе есть другое объяснение: Кроносу предсказали, что его свергнет сын. Стараясь уберечься, он не разбирал половую принадлежность детей.



Родив шестого ребенка, мать не смогла скормить его мужу и заменила на камень, завернутый в пеленки. Малыша же спрятали в пещере на Крите. За ним смотрели нимфы Ида и Адрастея, его кормила молоком коза Амалфея, а когда он плакал, стражники стучали в щиты, чтобы шумом заглушить крики и не дать услышать их Кроносу.



Кстати, по одной из версий, когда Зевс родился, то 7 дней непрерывно смеялся. В истории про иранского пророка Заратуштру мы уже сталкивались с подобным сюжетом, когда ребенок был единственным, кто при рождении не заплакал, а засмеялся. В Греции речь идет о боге.

Двоюродная сестра Зевса – титанида Метида – приготовила специальное зелье, которое заставило Кроноса изрыгнуть остальных детей: Гестию, Деметру, Геру, Посейдона и Аида. А потом в результате борьбы богов с титанами – титаномахии – победили боги и заперли проигравших в Тартаре.

Если Вы уже задались вопросом: чем отличаются титаны и боги, то – практически ничем. И те, и другие бессмертны и обладают сверхъестественными способностями, только происхождение разное. Титаны – это конкретные дети Урана и Геи и их потомки, кроме тех, что родились у Кроноса и Реи – они боги.

На мой взгляд, название “боги” закрепилось за теми, кто одержал окончательную победу. Эта не уникальная греческая история. В той же Месопотамии противопоставляются боги и чудовище Тиамат, и в дальнейшем, в других культурах мы тоже столкнемся с подобным противостоянием.

Пока же давайте поближе познакомимся с семьей главного бога Греции.

6.2 Семья Зевса – главного бога на Олимпе

Как я уже сказала, Зевс освободил своих братьев и сестер из недр папы Кроноса, потом боги под его предводительством победили титанов, поэтому вполне логично, что после этого он стал царем богов. Во главе с громовержцем, победители поселились на горе Олимп, откуда и получили свое название – олимпийцы.

Возлюбленной Зевса была Метида, отвечавшая за мудрость. Она предсказала, что их сын, превзойдет Зевса. Как Вы думаете, что случилось после того как она забеременела? Божественный глава не стал дожидаться пока ребенок появится на свет, а проглотил вместе с матерью. Как показывает дальнейшая мифологическая история, решение это было верным: мальчик от Метиды не родился. Зато через некоторое время у Зевса жутко разболелась голова. Его сын Гефест расколол ее топором по просьбе отца. Оттуда в одежде и доспехах вышла богиня справедливой войны Афина.



К этому времени супругой Зевса уже была его сестра Гера – третья жена после Метиды и Фемиды. Пара верховных богов, наверное, должна быть эталоном отношений. Какой же пример они подавали людям? Мне кажется, что они постоянно скандалили: она ревновала, он требовал покорности.



От их брака родилось всего четыре ребенка. Вам может показаться, что это не мало, но учитывая сколько детей у Зевса было на стороне от разных женщин смертных и бессмертных, ровесниц, старше и младше, то это количество ничтожно.

Дети главной пары богов – это образец для воспитания смертных. Да? Давайте, посмотрим.

Гебея (Геба) – богиня юности. Эталон покорности: сначала она разливала вино на божественных посиделках, а потом ее выдали замуж за Геракла, чтобы помирить героя с Герой.



Илифия – богиня родовспомогательница. Иногда может тайком нарушить материнский запрет, но в целом тоже очень послушная дочка.



Арес – бог войны, его стихия кровожадные драки, вероломство и реки крови.



Гефест – бог огня, кузнец, изобретатель и строитель. Наверное, единственный из всех богов, кто умеет и любит работать. Вероятно, поэтому его никто не любит.



Родился он больным и хилым, поэтому Гера сбросила его с Олимпа. По другой версии, это сделал Зевс, увидев свое потомство. Гефест вырос и задумал отомстить матери, создал золотое кресло и отправил в подарок, а когда она в него село, то уже не смогла встать.

На страницу:
6 из 7