bannerbanner
Краткий путеводитель по мировой культуре. Часть 1
Краткий путеводитель по мировой культуре. Часть 1

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 7


Большой гипостильный зал – самый большой в мире каменный зал с перекрытием, площадь которого 5000 кв.м. Крыша до наших дней не сохранилась. Центральные колонны зала выше остальных – 24 м и 10 м в окружности. Он создавался по приказу нескольких фараонов.



Пилоны и обелиски строились тоже правителями разного времени. Например, царица Хатшепсут, поставила 4 обелиска и планировала еще один – самый большой – высотой 41,8 м и весом примерно 1200 т. Часть его сохранилась.



Ее пасынок Тутмос III поставил два обелиска и приказал создать рельеф с изображением флоры и фауны Египта и завоеванных им территорий.

Огромная гранитная статуя жука скарабея установлена при Аменхотепе III.



В 2 км от Карнакского храма находится Луксорский, посвященный богу Амону, богине Мут и их сыну Хонсу. Его начали строить при Аменхотепе III. Карнакский и луксорский храмы соединены аллеей бараноголовых сфинксов по которой в праздник бракосочетания Амона и Мут, несли барки с изображениями этих богов и их сына из Карнака в Луксор.



Еще одна грандиозная постройка Древнего Египта – храм в Абу-Симбеле XIII в. до н.э., посвященный победе фараона Рамзеса II над хеттами. Его фасад украшают четыре 20-метровые сидящие статуи богов Амона, Ра, Птаха и самого фараона. Два раза в год, в день рождения (22.02) и в день коронации фараона (22.10) в 6 утра, можно было наблюдать, как луч солнца проникает внутрь храма по 65-метровому коридору и освещает по очереди статуи богов Амона и Ра и лицо Рамзеса II.



Рядом с этим храмом находится храм его жены – Нефертари в образе богини Хатхор.



В 60-х гг. XX в. эти сооружения перенесли. Вот так вот взяли два огромных храма и подвинули метров на 200. Дело в том, что из-за строительства Асуанской плотины и разлива озера Насер здания бы пострадали. Был придуман грандиозный проект, по разделению храмов на блоки по 20 – 30 тонн, переносу на новое место с последующей сборкой.



Богине Хатхор посвящен храм в Дендере, построенный уже во время правления Птолемеев, которое длилось с IV по I вв. до н.э.



Кроме изображений самой богини, есть несколько святилищ Осириса на крыше, в одном из которых он изображен в редкой позе – лежащим на животе. Там же находился знаменитый дендерский зодиак. Египтяне создали точные каталоги звезд и карты звездного неба, а также предположили, что днем звезды остаются на своих местах, просто их не видно из-за яркого света солнца.



Еще храм известен изображениями необычных предметов, похожих на лампы накаливания. Египтологи говорят, что это изображения бога, прорастающего как цветок.



Загадочные барельефы найдены в храме фараона Сети I в Абидосе, построенного в XIII в. до н.э., они напоминают изображения летательных аппаратов.



Храм в Эдфу, посвященный богу Гору является вторым по размерам после Карнака – 137 метров в длину, 79 – в ширину, высота пилонов 36 метров. Он существовал с древнейших времен. Позднее, при Птолемеях, был отстроен по древним планам. На стенах храма множество иероглифических надписей на разные темы, в том числе рецепты благовонных мазей.



По приказу Хатшепсут, одной из 5 женщин-фараонов за всю историю Египта, был построен заупокойный храм в начале XV в. до н.э. архитектором Сенмутом. Храм расположен на фоне скал, он состоит из трех огромных платформ, соединенных пандусами (наклонными площадками). Вероятно, раньше они были в зелени.



На самой верхней площадке стоят, возвращенные сюда архитекторами, поврежденные изображения самой царицы в образе бога Осириса. Дело в том, что Хатшепсут была назначена регентшей при своем пасынке после смерти мужа, но в итоге правила больше 20 лет. Поэтому, когда Тутмос III, после смерти мачехи, наконец, добрался до власти, он приказал уничтожить изображения Хатшепсут. Это была страшная месть, ведь так наступала окончательная смерть без возможности попасть в загробный мир.

2.10 Как и на чем писали в древнем Египте

Египетская письменность возникла в IV тыс. до н.э. как пиктографическое, т.е. рисуночное письмо, а к началу III тыс. до н.э. появляется иероглифическое письмо. Это что-то вроде схематичного рисунка.

Для ускоренного написания используют упрощенные знаки, так возникает иератическое письмо, когда знаки становились более округлыми. А в I тыс. до н.э. появляется скоропись – демотическое письмо. Египтяне писали справа-налево, а новый абзац начинали красной краской. Отсюда происходит выражение "Писать с красной строки".

Дешифровал египетскую письменность француз Жан-Франсуа Шампольон, опираясь на данные Розетского камня написанного иероглифами, демотическим письмом и греческим.



Иероглифы использовались для монументальных надписей. Для других текстов применяли иератическое и демотическое письмо.



Писали древние египтяне на папирусах – это вид бумаги, используемый с III тыс. до н.э.

Его делали из растения папирус, который как сырье называли – библ. Его ствол разрезали на полоски, раскладывали по форме готового листа сначала вдоль, потом поперек. Затем отправляли под пресс, доставали, отбивали молотком, промазывали клеем и высушивали на солнце.



Кстати, из папируса еще строили лодки для плавания по Нилу и, как доказал эксперимент Тура Хейердала, по морю.



Для имен фараонов был особый способ записи: их вписывали в специальную форму. Наиболее распространенный вид – картуш (или шену) – это овальный контур с линией. Если овал вертикальный, то линия горизонтальная, а если горизонтальный, то линия – вертикальная. До картуша был серех, который украшался фасадом и планом дворца.



Письменности покровительствовал бог Тот. Он же отвечал и за счет: египтяне знали сложение, вычитание, умножение и деление, пользовались десятичной системой. Древнейшие математические тексты относятся ко II тыс. до н.э.

Бог Тот разделил время на дни и месяцы и ввел летоисчисление. В Египте был календарь на 365 дней, он делился на три сезона: ахет – время разлива, перет – время посева, и шему – время жары. В каждом было по четыре месяца.

2.11 Как спасти мумию

Я уже рассказывала, для египтян было важно сохранить тело как можно дольше, потому что только так душа могла жить в загробном мире. Именно для этого придумали обряд мумификации. Но одно дело сделать и совсем другое – сберечь от уничтожения.

Для сохранности готовых мумий, сооружали сначала мастабы, а потом и пирамиды. Когда же стало ясно, что пирамиды не справляются со своей задачей, потому как их грабили, перешли к захоронениям в скалах. Вход в такую гробницу засыпался и найти его было гораздо сложнее.

Сохранность мумии умершего обеспечивали не только гробницы, но и саркофаги. Самый полный набор саркофагов и ковчегов сохранился в известной гробнице фараона Тутанхамона. Это внешний прямоугольный саркофаг из цельного куска красного кварцита с гранитной крышкой, в нем – деревянный с позолотой, потом еще один деревянный с позолотой, а последний – из золота. Каждый из трех – антропоморфный, т.е. выполнен в форме человека.



Но это еще не все: саркофаги находились внутри четырех ковчегов (ящиков).



Обычай мумификации давал возможность изучать анатомию человеческого тела, что позволило египтянам разработать учение о кровообращении и понять, что сердце – главный орган этой системы. Древнеегипетский "Трактат о сердце" (часть "папируса Эберса" – сборника знаний по медицине), создан более IV тыс. лет назад.

Египтяне заметили, что повреждения головного мозга влекут за собой расстройство функций различных частей тела. По большому количеству найденных при раскопках хирургических инструментов, археологи сделали вывод, что в Древнем Египте была широко развита хирургия.



Еще одним оберегом, защищающим умершего были росписи гробниц. Если Вы хоть раз видели изображения древнеегипетской живописи, то заметили странный способ показывать людей. Это специфический канон, когда лицо и ноги – в профиль, плечи – в фас, глаза – увеличены и подчеркнуты. Мужчина нарисован красной краской и зачастую – выше, женщина – желтой, дети еще меньше ростом, но изображались как маленькие взрослые, а младенцев рисовали голыми.



Затронув тему изобразительного искусства, нельзя не сказать о сфинксах. Если Вы думаете, что он был один, то ошибаетесь. Это достаточно распространенный мотив древнеегипетского искусства: существа с телом льва и головой человека, сокола или барана. Последний символизировал бога Амона. Аллеи таких скульптур сохранились около Карнакского храма. Сокол – это воплощение Гора. Таких сфинксов можно увидеть на стенах храмов, посвященных этому богу.



Человеческая голова была портретом знатного человека. Самый большой из египетских сфинксов находится рядом с тремя пирамидами в Гизе и, предположительно, является портретом фараона Хефрена. Он высечен из целой скалы, его длина более 73 м. Это древнейшая из сохранившихся монументальных скульптур.



Еще две скульптуры, на которых я хочу остановить Ваше внимание, это гигантские статуи фараона Аменхотепа III, созданные в XIV в. до н.э. и расположенные недалеко от храма царицы Хатшепсут. Когда в результате землетрясения I в. н.э. один был поврежден, то на восходе солнца стал издавать звук. Вероятно, его причиной была резко испаряющаяся роса. По этому звуку настраивали музыкальные инструменты. За это скульптуры получили второе греческое название "поющие колоссы Мемнона", в честь мифического царя, сына богини утренней зари – Эос. Однако после реставрации, проведенной по приказу римского императора Септимия Севера в конце II в., звуковой эффект исчез.



В заключении немного о музыке, которая была разножанровой: военной, религиозно-обрядовой, развлекательной, народной и т.д.

Среди музыкальных инструментов самый древний – арфа, придуманная в Египте. Еще играли на тамбуре, лире, тамбурине, флейте, трубе, барабане, систре, менате и др. Два последних – это погремушки, которые имитировали шорох зарослей папируса.



На этом наше путешествие по древнему Египту завершается. Надеюсь вам было интересно со мной? Тогда в путь. Следующая остановка: культура Месопотамии.

Глава 3. Культура Месопотамии

3.1 Краткая история и появление клинописи

Древнее Междуречье – земля между рек Тигр и Евфрат, которую часто называют Месопотамия. Как я уже рассказывала в теме про первобытное искусство, именно здесь на территории “плодородного полумесяца” 10 тыс. лет назад случилась “неолитическая революция” – люди перешли от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству.

А в VII-VI тыс. до н.э. местные обитатели уже пользовались ирригацией – подводом воды на поля и выращивали зерновые.

Возникновение ранней цивилизации на территории Месопотамии относят к середине IV тыс. до н.э., когда на месте первобытных поселений складываются города. Взаимоотношения внутри них строятся не по принципу родства, а на основе законов.

Это шумерский период, длившийся до нач. III тыс. до н.э. Тогда возникает и эволюционирует письменность, строятся монументальные храмы, осваивается колесо, формируются города-государства: Ур, Урук, Киш, Лагаш и др.

Государство Аккада было основано царем Саргоном Великим при поддержке семитских племен – аккадцев в XXIV в. до н.э. и существовало до XXII в. до н. э. Наивысший подъем шумерской культуры произошел с XXI по XX в. до н.э. – в государстве Шумера и Аккада. С нач. II тыс. до н. э. и до 539 г. до н.э. региональным центром становится Вавилон с перерывом на господство Ассирии с XI в. до н. э. – кон. VII в. до н. э.

Памятники шумерской письменности являются древнейшими в мире. Табличка из города Киша датируется примерно 3500 г. до н. э. – это еще пиктографическое – рисуночное письмо.



Согласно одной из версий, на территории Ближнего Востока для хранения и передачи информации пользовались системой глиняных фишек, каждая из которых обозначала один объект (корову, барана и т.п.). Их помещали в специальные глиняные контейнеры, на поверхности которых наносились символы – краткое описание содержимого. Со временем необходимость в фишках отпала, а контейнеры стали плоскими. На них писали трехгранными палочками, пока глина была мягкой. Оттиск получался в виде клинышка, отсюда название – клинопись.



В середине II тыс. до н.э. эта письменность стала международной, ее переняли не только аккадцы, но и некоторые другие соседние народы.

Любопытный факт: на данный момент у шумерского языка родственники не найдены, т.е. неизвестно ни от кого они произошли, ни их потомки. Образно говоря: пришли ниоткуда и ушли в никуда.

И еще один не менее любопытный факт: до XIX в. о шумерах ничего не было известно. Но была найдена клинописная табличка с текстом на трех языках: староперсидском, эламском и… некоемом сложном и забытом. А раз был язык, значит, был и народ, решили ученые и ввели термин “шумерский”, и только потом их догадка стала находить многочисленные подтверждения.

В период ассирийского господства на территории Междуречья царь Ашшурбанипал в VII в. до н.э. собрал библиотеку из более чем 25 тысяч клинописных текстов.

Глиняные таблички шумеро-аккадской культуры в большинстве своем расшифрованы. Это и гимны богам, и молитвы, и религиозные мифы и легенды, а также списки царских династий.

3.2 Боги Месопотамии и планета Нибиру

Религия Междуречья характеризуется многобожием и антропоморфизмом, т.е. человекоподобием богов.

Мифы рассказывают о том, что в начале была богиня первичных вод Намму.



Она породила бога неба Ану и богиню земли Ки, они были слиты воедино на вершине мировой горы. Там они породили сначала бога воздуха Энлиля, а потом других богов игигов и аннунаков. Это группы богов, одни старшие, другие младшие. Но в разных текстах дается противоречивая информация о старшинстве.

Когда им стало тесно на горе, Энлиль отделил небо от земли. Ану стал править небом, Энлиль – надземным миром, а его брат Энки – бог мудрости – пресными подземными водами.



Мифы и пантеоны шумеров и аккадцев похожи, но не идентичны.



Варианты генеалогии богов представлены на двух схемах.



Перемены в государстве, отражались на мифологии. Так в период возвышения Вавилона главным богом становится – Мардук – верховный покровитель города Вавилон.



А в ассирийское время – Ашшур – бог войны, главный бог ассирийцев.



Согласно “Сказанию об Атрахасисе”, младшим богам нужно было работать:

“Две с половиной тысячи лет

Они тяжко трудятся днем и ночью.”

Устав, игиги взбунтовались и окружили дворец Энлиля:

“В средину стражи, в самую полночь

Был Экур окружен, но Энлиль не ведал.”

Потребовали младшие боги освободить их от работы и Энке предложил создать людей:

“Труд богов поручим человеку,

Пусть несет человек иго божье!”

Материалом для него была глина и божественная кровь.

“Воистину божье и человечье соединятся, Смешавшись в глине!”

Богиня Нинту отломила 14 кусков глины, а 7 богинь рождения создали или запланировали или смоделировали 7 мужчин и 7 женщин. А после этого:

“ когда пришел девятый месяц –

В назначенный срок раскрыла лоно.

С сияющим, полным радости ликом,

С главою покрытою

Повиванье свершила.”

Проще говоря, люди были созданы богами из глины с добавлением божественной крови для того, чтобы работать вместо них.

В другом мифе “Энки и Нинмах” идея создания человека принадлежит матери Энки – Намму, на что он ей отвечает: “Мать моя, творенье, что ты назвала, уже существует”.

Возможно, речь идет о некоем образце, который нужно изменить, чтобы можно было на него возложить бремя труда.

Энки взял в помощь богиню Нинмах, но перед началом работы, устроил пир, на котором они оба перебрали спиртного и смогли создать лишь уродцев. Эта ветвь людей не имела продолжения.



И у богов, как мы видим, не все получается сразу. Первый опыт оказался неудачным, тем не менее людей создали с добавлением божественной крови, и нужны они были, чтобы работать за богов.

Для древней земледельческой культуры было важно понимание процесса смены времен года. Жители Месопотамии – не исключение. Центральный персонаж этого цикла мифов – шумерская Инанна или аккадская – Иштар – богини плодородия, любви и войны. Как и египетский Осирис, они умирающие и воскресающие боги.

Согласно мифу, Инанна отправляется в загробный мир, чтобы совершить погребальные обряды по Нергалу – супругу ее сестры, богини загробного мира Эрешкигаль.

У ворот “страны без возврата” ее встречает привратник Нети. Для того чтобы войти в каждые из семи ворот подземного дворца, Инанне приходится снять с себя одежды и украшения, которые содержат магическую силу “ме”. Богиня любви предстает перед сестрой обнаженной и беспомощной. Хозяйка загробного мира направляет на неё свой “взгляд смерти”, и Инанна превращается в труп, который Эрешкигаль “вешает на крюк”.

Все бы закончилось плохо, если бы Инанна не предполагала такой исход. Перед своим уходом, она наказала советнику и визирю Ниншубуру, по прошествии 3 дней оплакать ее и пойти за помощью к Энлилю – богу ветра, Нанну – богу Луны и Энки – богу мудрости.



Помочь решается только последний. Он достает грязь из под ногтей, создает двух существ – “кургура” и “калатура”, отправляет их в загробный мир с травой и водой жизни и магическим заклинанием.

Спустившись в страну без возврата, они застают Эрешкигаль в родовых муках. Она не может разродиться, потому что богиня любви и плодородия мертва. Кургур и калатур смягчают ее муки магическим заклинанием и оживляют Инанну.



Но есть законы неподвластные богам: богиня любви может вернуться на землю, только если найдет себе замену для страны без возврата. Поднявшись наверх, Инанна застает своего мужа – бога-пастуха Думузи, посягнувшим на ее трон и отправляет его вместо себя в загробный мир.



В отличии от египетских полей Иалу, где обитателей ждет почти “райская жизнь”, потусторонний мир Междуречья унылый и хмурый как для богов, так и для людей. Умершие едят горький хлеб и пьют соленую воду или, вовсе, нечистоты и помои.

Чистая питьевая вода, нормальный хлеб и покой только для тех, по ком был исполнен погребальный обряд, а еще для павших в бою воинов и многодетных женщин.

Как вы догадываетесь, жители Месопотамии не торопились отправиться в загробный мир. А сама “страна без возврата” – это предтеча представлений про ад.

Еще одна история про богов и загробный мир – миф про Энлиля и Нинлиль, в котором повествуется о том, как верховного бога наказали, отправив в “страну без возврата”.



И это тоже важный факт, который рассказывает нам о нравственных установках жителей Междуречья. Казалось бы, Энлиль – верховный бог! Кто может его наказать, да еще и отправить в ссылку? Но, оказывается, законы выше богов. Энлиль наказан за изнасилование, которое не позволено никому: ни богам, ни людям.

Вероятно, жителям Месопотамии удалось создать систему правосудия. Законы пользовались уважением, поскольку в разное время создавались законодательные тексты.

Самый известный из них относят к XVIII в. до н.э. – это свод законов царя Хаммурапи, первый в истории светский сборник законов. На столбе из базальта высотой 2,25 м клинописью записаны законы, а на верхушке рельеф с изображением бога солнца – Шамаша и самого Хаммурапи.



Шумеры собирали налоги, использовали деньги, вели земледельческие и исторические записи.

Хочу отметить еще один факт, который, как мне кажется, отлично характеризует взаимоотношения с богами в Междуречье. В храмах размещались фигурки молящихся – адоранты. Это небольшая скульптура, изображающая конкретного человека со сложенными на груди руками и увеличенными глазами в знак почитания богов. Каждая подписывалась, чтобы не перепутать.



Адоранты оставляли в храмах, чтобы они молились вместо людей. Вероятно, у тех были более… важные дела…

В конце истории про богов хочу буквально пару слов добавить про нашумевшую планету Нибиру, которую некоторые исследователи считают родиной богов Междуречья.

В мифе Энума Элиш, датируемом XII в. до н.э. есть как минимум две строки с упоминанием Нибиру: “Он [в контексте – Мардук] установил положение Нибиру, чтобы указать им [звездам/созвездиям] пути/границы” [Энума Элиш. Табличка V, строка 6]

и еще: “Пусть Нибиру будет держателем места пересечения небес и земли” [Энума Элиш. Табличка VII, строка 124]

Прямого указания на то, что боги пришли с Нибиру в текстах нет, но то что это некий центр мира, вполне можно сказать. Дальнейшие выводы делайте сами.

3.3 Вавилонская башня и другие уникальные сооружения Месопотамии

Храмы – “дома богов” строили огромными в форме усеченной ступенчатой пирамиды с лестницами, назывались они зиккураты. Материалом для строительства служил кирпич-сырец, который сверху облицовывался обожженным кирпичом. Ступеней было от 3 до 7. Их раскрашивали в разные цвета. Низ – черного цвета символизировал подземный мир, середина – красная, как человеческая кровь, верх – голубая или белая, как небо.

Есть разные версии возникновения храмов и их использования. Одни исследователи считают, что внутри зиккурата нет помещений, только дом бога на самой вершине с его статуей внутри, а другие говорят о комнатах для священников и работников.

Одни ученые думают, что шумеры пришли с гор, а высокие храмы о них напоминали. Другие предположили, что это обсерватории для наблюдения за звездами, третьи выдвигают версию об установлении дистанции между людьми и жилищем богов, а четвертые, наоборот, уверены, что люди хотели добраться до небожителей.

На страницу:
3 из 7