bannerbanner
Очерк истории уральского сундучного промысла
Очерк истории уральского сундучного промысла

Полная версия

Очерк истории уральского сундучного промысла

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 6

4

См., например: Просвиркина С. К., Жегалова С. К. Расписные сундуки XVII – XVIII вв.// Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву. ГИМ. – М., 1967; Гилодо А. А., Лобанева Т. А. Русские сундучные изделия с кованой железной отделкой XVII – XVIII вв.//ПКНО. 1989. – М., 1990, С. 350—365; Федоров В. М. О производстве сундуков в городе Макарьеве// Нижегородский сборник. Т.X. – Нижний Новгород, 1890; Семенкова Л. Л. Сундуки в собрании ВСМЗ// Материалы исследований. Научно-практическая конференция. 22 – 23 декабря 2008 г. Вып. 15. – Владимир, 2009.

5

Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии / собр. и обраб. под ред. П. Н. Зверева; стат. отд-ние Екатеринб. земской управы.  Екатеринбург, 1889. С. 1—40.

6

Мелкие промышленные заведения Пермской губернии / Кустар. отд-ние Перм. губ. зем. управы.  Пермь: 1908.  XV, 236 с. С. 28—29, 63, 84, 106, 148, 175—176, 195 и другие издания.

7

Памятная книжка и адрес – календарь Пермской губернии на 1892 год. – Пермь, 1891, С. 72—83.

8

Уральский торгово-промышленный адрес-календарь…: Пермская, Уфимская, Оренбургская и Вятская губернии, на 1915 г. С. 378, 389, 436, 442 и т. д.

9

Меркушева Э. Р. Тагильские сундуки (из истории Нижнетагильского сундучного промысла) // Вторые худояровские чтения: доклады и сообщения, 25—27 окт. 2005 года – Нижний Тагил, 2005. – С. 164—169.

10

Шубина Т. И. Коллекция сундуков в фондах Невьянского государственного историко-архитектурного музея//Пятые невьянские исторические чтения. Материалы научно-практической конференции. Невьянск, 4 декабря 2010 года. – Невьянск, 2010, С. 321 – 332.

11

Шубина Т. И. К истории Невьянской мебельной фабрики: артели «Транспортник» и «Сундучник»// Восьмые Невьянские исторические чтения. Материалы научно-практической конференции. – Невьянск, 2014, С. 276 – 285.

12

Горбунова О. Б. Сундучная фурнитура и инструменты для ее изготовления в фондах Невьянского государственного историко-архитектурного музея// Девятые Невьянские исторические чтения. Материалы научно-практической конференции. Невьянск, 1 ноября 2014 года. – Невьянск, 2015, С. 47 – 61.

13

Кодрицки А. Л., Мешкова В. М. Судьба семьи сквозь призму веков (невьянские сундучники Селянкины и их потомки) // Веси. – 2015. – №9. – С. 64 – 72.

14

Пудов Г. А. Из истории мастерской А. С. Алексеева (Невьянск, II половина – начало XX века) // «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» / Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. – МГХПА, 2020. – №3. Часть 2, С.115 – 123; он же. О сундучной «фабрике» Петра Яковлевича Кокушкина (Нижний Тагил, II половина XIX – начало XX века) // «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» / Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. – МГХПА, 2021. – №1. Часть 1, С. 313 – 322.

15

Пудов Г. А. Об уральских ларцах-теремках XVIII—XIX веков (истоки художественного стиля и вопросы атрибуции) // Петербургские искусствоведческие тетради. Статьи по истории искусства. АИС. – 2019. – Вып. 53. – С. 83—92; он же. Об уральских ларцах-теремках XVIII—XIX веков (истоки художественного стиля и вопросы атрибуции) // Петербургские искусствоведческие тетради. Статьи по истории искусства. АИС. – 2019. – Вып. 54. – С. 77—83; он же. О так называемых «зеркальных» сундуках (из истории уральского сундучного производства II половины XIX – начала XX века) // «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» / Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. – МГХПА, 2020. – №3. Часть 2, С.124—132; Пудов Г. А., Гареева Н. Б. О ларце из коллекции Новгородского государственного объединенного музея-заповедника// Новгородский музей-заповедник. Материалы ежегодной научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения А.П Грекова. Великий Новгород, 19—20 марта 2019 г. Великий Новгород, 2020, С. 95—101.

16

Х-в П. Промыслы Кунгурского уезда // Екатеринбургская неделя. – 1890. – №5. – С. 95.

17

См., например: Рыбин В. Невьянские сундуки// Звезда. – Невьянск. – 1959. – №111 (1610). – С. 3; Путилова Н. А. Старинный промысел// Звезда. – Невьянск. —1970. – №76 (3159). – С.3; она же. Невьянцы откликнулись// Звезда. – Невьянск. —1970. – №131 (3214). – С.4; Шубина Т. Не только героев улицы славят// Звезда. – 1991. – №154.

18

Максяшин А. С. Ярославский сундук // Тагильский рабочий. – 1987. – №248 (17479). – С. 4; см. также: он же. Свадебный сундук // Уральский рабочий. – 1988. – 9 февраля.

19

Дмитриев А. Невьянские сундуки// Урал. – 1989. – №4. – С. 163 – 164; он же. Сундуки из Невьянска// Уральский следопыт. – 1992. – №11. – С. 50 – 51.

20

Он же. Сундуки из Невьянска. С. 50.

21

Малаева З. Г. Бабушкин сундук// Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. – 2003. – №3 – 4. – С. 18 – 20.

22

Там же. С. 18.

23

Корепанов Н. С. Иконы и прочее в домах екатеринбуржцев в XVIII в.// Вестник музея «Невьянская икона». Вып. III. – Екатеринбург, 2013, С. 291—318. Статья С. Скробова, опубликованная в газете «Уральский рабочий» в 2013 году, имеет по отношению к названной работе вторичный характер (см.: Скробов С. Бабушкины сундуки. Что прятали екатеринбуржцы в «образцах переносной мебели»// Уральский рабочий. 2013. – 25 декабря (http://газета-уральский-рабочий.рф/specialissues/?special=1191. Дата обращения: 6 марта 2014 года)).

24

Боков В. Е. Древообрабатывающая промышленность в Пермской губернии. – Пермь, 1899.

25

Барадулин В. А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987, С. 49 – 53.

26

То же самое можно отметить относительно других книг В. А. Барадулина. См., например: он же. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом. – Л.: Художник РСФСР, 1988.

27

Немирович – Данченко В. И. Кама и Урал (очерки и впечатления). Ч. 2. – СПб., 1890, С. 318 – 319.

28

В коллекции есть уникальные вещи, такие как огромный чугунный сундук или дорожный сундук – чемодан, обитый тканью и поставленный на маленькие колеса. Но по своим типологическим характеристикам они выпадают из ряда рассматриваемых ниже изделий.

29

Инв. № ТМ – 1316.

30

Например, сундуки с инв. №№ НВ 25184, НВ 4053, НВ 22488/17, НВ 22600/1, ТМ 16207, и мн. др.

31

Инв. № Н/М 913.

32

См. подробнее: Пудов Г. А. О роли фабрик металлических изделий в истории сундучного промысла Невьянска// Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. – 2011. – №5. – С. 84 – 88.

33

Инв. №№ НВ 41071/1, НВ 41071/2, НВ 6755.

34

Инв. № ВХ 653/20.

35

Инв. № М – 701.

36

Инв. № ОНПм – 48.

37

Инв. №34027.

38

Инв. № ГОМ 8794.

39

Инв.№№ РЭМ 9—27, РЭМ 6895—19 аб, РЭМ 6895—20, РЭМ 6895—223, 6895—554, РЭМ 165—9, РЭМ 165—59, РЭМ 3642—12.

40

Не имеет инвентарного номера.

41

Инв. № П 3787.

42

Инв. №№ П 2383, 3004.

43

Не имеет инвентарного номера.

44

Словарь русского языка XI – XVII вв. АН СССР. Институт русского языка. Вып. 8. – М., 1981, С. 172.

45

Гончарова Н. Н. Народное искусство Русского Севера XVII – XIX веков: резьба и роспись по дереву// Ануфриев В. В., Базарова Э. Л., Бицадзе Н. В., Гончарова Н. Н., Селезнева Е. Н., Черносвитов П. Ю. Культура русских поморов. Историко-культурологический анализ: [Монография]. – М.: Форум, 2012, С. 269 – 270.

46

Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV – XVI вв. Подг. к печати Л. В. Черепнин. – М., Л.: изд-во АН СССР, 1950, С.177.

47

Чекалов А. Русская народная мебель//Декоративное искусство. – 1966. – №5. – С. 35—36.

48

Домострой: По рукописям Имп. Публ. библиотеки/ Под ред. В. Яковлева. – СПб.: Д. Е. Кожанчиков, 1867, С. 50.

49

Адам Олеарий упоминает, например, в 1636 году о развитом производстве сундуков в Козьмодемьянске.

50

Роспись всяким вещам, деньгам и запасам, что осталось по смерти большого боярина Никиты Ивановича Романова и дачи по нем на помин души// ЧОИДР. – 1887. – Кн. III. – С. 3, 4, 120.

51

Опись имущества боярина Артамона Сергеевича Матвеева// ЧОИДР. – 1900. – Кн. II. – С. 17, 18.

52

См.: Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. Т. IV. – СПб., 1893.

53

Там же. Столбцы 8, 23, 40, 41, 99, 108. См. также: Пудов Г. А. Из истории русского сундучного производства XVI – XVII веков (по материалам описей имущества знатных лиц и монастырских описей) // Традиции и современность (в печати).

54

По указанию Н. Н. Соболева, резьба как вид украшения сундучных изделий в России не привилась: «это было не в наших обычаях» (см.: Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. – М.: Сварог, 2000, С. 323).

55

Попова З. П. Истоки и традиции русской мебели XVIII – XIX веков// Народное искусство России: традиция и стиль: [Сб. ст.] / Отв. ред. С. Г. Жижина. – М.: ГИМ, 1995. (Труды ГИМ; Вып. 86), С. 8.

56

Принцип оковки железными листами и полосами деревянных сундуков и шкатулок известен очень давно. Уже в русских погребениях X века встречаются шкатулки, обитые железом. Такие вещи оковывались пластинами с ажурным просечным рисунком (см. Рыбаков Б. А. Ремесло древней Руси. – М.: Культура Академический проект, 2015, С 190).

57

Например, сундук из РЭМ (№165—2).

58

См. подробнее: Пудов Г. А. Об одном виде русских сундучных изделий (баулы XVIII – XIX веков). История и художественный стиль// Известия Байкальского государственного университета. – 2020. – Т. 30. – №4. – С. 560—565.

59

Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях// Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа. – М., 1996, С. 42.

60

В берестяной грамоте №429 упоминается большой сундук I половины XII века, в котором хранили одежду и женские украшения, в грамотах №438 и 533 говорится о коробьях XII – XIV веков (Арциховский А. В., Янин В. Л. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1962 – 1976 гг.). – М.: Наука, 1978, С. 35 – 36, 41 – 42, 135). На экспозиции НГОМЗ находятся берестяная грамота №846 (датируется II четвертью – половиной XII века), в которой упоминается ларец с книгами, и №403 (XIV век), в которой речь идет о коробье. Кроме того, А. А. Кудрявцев упоминает о многочисленных металлических замках двух видов от ларцов и сундуков, а также о ключах к ним, датирующихся XII – XIV веками (см.: Кудрявцев А. А. Замки и ключи в материальной культуре средневекового Новгорода. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2014, С. 18).

61

См.: подробнее: Пудов Г. А. О сундучных изделиях Великого Новгорода // Вестник славянских культур. – 2020. – Т. 57. – С. 246— 257.

62

Бахрушин С. В. О территориальном разделении труда в XVI – начале XVII в.// Научные труды [редкол.: А. А. Зимин и др.; вступ. ст. В. И. Шункова]; Акад. наук СССР, Ин-т истории. – М.: изд-во АН СССР, 1952. Т. I. С. 61.

63

Бломквист И. Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов (поселения, жилища и хозяйственные строения) // Восточнославянский этнографический сборник: очерки нар. материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX – нач. XX в. / [отв. ред. С. А. Токарев]. – М., 1956. – 805 с. – (АН СССР. Тр. ин-та этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Нов. сер.; Т. 31). С. 423.

64

См.: Лавочные книги Новгорода Великого 1583 г. – М., 1930, С. 7, 13, 47, 144 – 146.

65

См.: Майков В. В. Книга писцовая по Новгороду Великому конца XVI в. – СПб., 1911, С. 141, 35.

66

Опричник Генрих Штаден упоминал в своих записках об огромном количестве бытовавших в Новгороде сундуков и ларей, свозимых во время расправы царскими слугами «в один монастырь» (см.: Штаден Г. Записки немца-опричника / сост. и коммент. С. Ю. Шокарева. – М.: Росспэн, 2002, С. 106).

67

Сочинение Кильбургера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича: [исследование и прил. текст] / сост. Г. Б. Курц.  Киев. 1915.  (Сб. Студ. ист.-этногр. кружка при Ун-те св. Владимира / под рук. М. В. Довнар-Запольского; вып. 6). C. 114.

68

Мильчик М. И. Градостроительная биография Холмогор XVII—XVIII вв.// Холмогоры – центр художественной культуры русского Севера. Сб. статей. – Архангельск, 1987, С. 6.

69

Подобные типы сундучных изделий бытовали не только в России, но и во многих странах Западной Европы. Например, подголовки были распространены в Германии, Англии, Норвегии (см.: https://digitaltmuseum.no/search?rows=72&query=skrin. Дата последнего обращения 12. 11. 2013). См. также: Fiske J. When oak was new. English furniture and daily life 1530—1700. – Ipswich, Massachusetts, 2013, p. 47—48.

70

Гончарова Н. Н. Русские сундучные изделия XVII – XVIII вв. в коллекции Государственного Исторического музея// Вестник РГГУ. Серия Культурология. Искусствоведение. Музеология. – 2012. – №11. – С. 261.

71

В 1622 – 1624 годах в Холмогорах числилась 1 кузница на территории «кремля», 32 – на Глинском посаде, 13 – в Никольском конце в Верхней половине, 12 – в Нижней половине и 3 – за речкой Падракурьей (см.: Лохова Ю. В. Ремесло кузнеца. – Наследие Холмогорской земли XVI – начала XX века в музеях Архангельской области: каталог/автор-составитель Т.М.Кольцова. – М., 2011, С. 99 – 100).

72

Цит. по: Кольцова Т. М. Искусство Холмогор XVI—XVIII веков / М-во культуры Рос. Федерации, Гос. ин-т искусствознания, Гос. музейное объединение «Художественная культура Русского Севера». – М.: Северный паломник, 2009, С. 258. Хотя в Переписной книге холмогорского посада (1710) указано, что житель Нижней его половины Яков Сапухин «сшел к Москве лет двенатцать» (см.: Мильчик М. И. Город Холмогор был многолюден и знаменит: Очерк градостроительной и архитектурной истории. – СПб., 2013, С. 236).

73

Гилодо А. А., Лобанева Т. А. Русские сундучные изделия с кованой железной отделкой XVII – XVIII вв.//ПКНО. Ежегодник. 1989. – М., 1990, С. 353 – 354.

74

Великолепные образцы, украшенные шкурой нерпы, находятся в коллекции ВГИАМЗ (№№ ВОКМ 27187/2, ВОКМ 9667, ВОКМ 9701 и др.).

75

В Сийском иконописном подлиннике указано: «Ярь медянка с маслом [зеленый цвет – Т.К.] вельми потребно писать скатули подголовашки, и по каменю и по железу сурик с маслом льняным [красный цвет – Т.К.] удобен красить и подкрашивать скрынку и шкатулу» (БАН, Рукописный отдел, С-205, лл. 17 – 18; цит. по: Кольцова Т. М. Указ. соч., С. 258 – 259).

76

Гончарова Н. Н. Холмогорские расписные сундуки в собрании Государственного Исторического музея// Мильчик М. И. Город Холмогор был многолюден и знаменит. С. 121—128.

77

Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. Т. IV. Ст. 167.

78

Инв. №7716.

79

Вещи подобного типа встречаются во многих странах мира, например, в Норвегии, о чем свидетельствуют собрания местных музеев (в Норвежском музее истории культуры в Осло, инв. № NF. 1923—1729, NF.1922—0138, NF.1924—0306 и мн. др.).

80

«Переписная книга холмогорского посада» (1710), а также «Именная ведомость о торгах, рукоделиях и промыслах жителей холмогорских посадов» (1785), опубликованные М. И. Мильчиком, убедительно свидетельствуют, что производство сундуков в Холмогорах в этот период находилось в глубоком упадке. Многие кузнецы были переведены в Санкт-Петербург (см.: Мильчик М. И. Город Холмогор был многолюден и знаменит. С. 210—239, 280—337).

81

Мерзон А. Ц., Тихонов Ю. А. Рынок Великого Устюга в период складывания всероссийского рынка (XVII век) / АН СССР. Ин-т истории. – М.: изд-во АН СССР, 1960, С. 52—53, 62—63, 402, 403, 404, 491 и др. В округе Устюга металлообрабатывающие промыслы также получили значительное развитие (там же, С. 62—63).

82

Богуславская И. Я. Северные сокровища (о народном искусстве Севера и его мастерах). – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980, С. 33.

83

Мерзон А. Ц., Тихонов Ю. А. Указ. соч., С. 52 – 53, 404.

84

Жегалова С. К. Обрабатывающие промыслы и ремесло// Очерки русской культуры XVII века. Ч I. Материальная культура. Государственный строй/ Под. ред. А. В. Арциховского. – М.: МГУ, 1979, С. 87.

85

В августе 1677 года Василий Афанасьев Шергин послал «москвитину» Гавриле Романову «устюжского дела» погребец, окованный железными прутьями, а гость Василий Грудцын отправил в Москву гостю Ивану Панкратьеву такой же ларчик (Мерзон А. Ц., Тихонов Ю. А. Указ. соч., С. 406).

86

Базилевич К. В. Торговля Великого Устюга в середине XVII века//Ученые записки Института истории. РАНИОН. Т. IV. – М., 1929, С. 94.

87

Мерзон А. Ц., Тихонов Ю. А. Указ. соч., С. 233.

88

«Устюг принадлежал к тем городам, из которых в XVII в. чаще всего вызывались в Москву живописцы» (там же, С. 90).

89

См. подробный анализ сюжетов росписи: Гончарова Н. Н. Народное искусство Русского Севера XVII – XIX веков: резьба и роспись по дереву. С. 270—287.

90

Просвиркина С. К., Жегалова С. К. Расписные сундуки XVII—XVIII вв. // Сокровища русского народного искусства: резьба и роспись по дереву / С. К. Жегалова, С. Г. Жижина, З. П. Попова [и др.; [ГИМ]. – М., 1967, С. 13.

91

Попова З. Расписные сундуки// Декоративное искусство. – 1968. – №6. – С. 16.

92

Уханова И. Н. Декорировка северных русских ларцов XVII—XVIII вв. // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: ежегодник. 1976 / АН СССР. Науч. совет по истории мировой культуры. – М., 1977, С. 229.

93

Жегалова С. К. Новые материалы по истории северодвинской росписи // Русское народное искусство Севера. Сборник статей. – Л., 1968, С. 34 – 46.

94

Там же, С. 41.

95

Русское народное резное и расписное дерево в собрании Смоленского государственного объединенного исторического и архитектурного музея-заповедника. Автор-составитель Л. С. Журавлева, автор введения – В. М. Василенко. Альбом. – М., 1985, С. 17.

96

Гончарова Н. Н. Влияние православной культуры на содержание сюжетной росписи сундуков XVII—XVIII вв. // Народное искусство: русс. традиц. культура и православие, XVIII—XXI вв.: традиции и современность / Рос. акад. художеств, Ин-т теории и истории изобраз. искусств; под ред. М. А. Некрасовой – М., 2013, C. 485—501. Некоторые сюжеты росписи, в частности, парные изображения молодца и девицы, исследователи связывают не только с Устюгом, но и другими регионами страны (см.: Щапов Я. Н. Свадебная сцена на крышке сундука XVII в. // Древняя Русь и славяне: [сб. ст.] / АН СССР, Ин-т археологии; [отв. ред. и авт. предисл. Т. В. Николаева]. – М., 1978, С. 433—438).

97

Уханова И. Н. Слюда в русском народном искусстве // Музей народного искусства. Музей народного искусства и художественные промыслы: [сб. ст. НИИХП – М., 1972]. – Сб. тр. НИИХП; вып. 5). С. 156, 160, 162, 163, 164.

98

Капустина А. В., Сыроватская Л. Н., Чебыкина Г. Н. Великий Устюг. – Великий Устюг: ВГИАХМЗ, 2007. С. 10.

99

См. подробнее: Гилодо А. А., Лобанева Т. А. Указ. соч., С. 362.

100

Например, шкатулка из коллекции ВУГИАХМЗ (инв.№ ВУМЗ 9393). Подобное декоративное оформление известно среди холмогорских костяных изделий.

101

Гилодо А. А., Лобанева Т. А. Указ. соч., С. 362. Иногда среди устюжских изделий встречается синий цвет слюды (например, ларец из собрания ВУГИАХМЗ, инв. № ВУМЗ 9437).

102

Лукин М. П., Давыдова Н. М. Народное искусство устюжан / лит. обраб. П. В. Шартина. – Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во. Вологод. отд-ние, 1971, С. 31. Мастер Николай Николаевич Торлов значится среди участников Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году (см.: Общий указатель Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. – М., 1896, С. 222). На экспозиции Великоустюгского музея-заповедника есть фото Н. Н. Торлова и его цеховое свидетельство.

103

В собрании ТМО есть шкатулка, которая изнутри обклеена деньгами (инв. № НВ 8786).

104

См. подробнее: Арсеньев Ф. А. Вологодская губерния: очерк кустарных промыслов по изделиям, собранным Вологодским губернским земством / сост. по поручению Губ. земства, чл.-секретарем Волог. стат. ком. Ф. А. Арсеньевым / Моск. пром.-худож. выст. в 1892 г. – Вологда: тип. Волог. губ. правл., 1882, С. 31—32. Автор четко разделил производство изделий на столярную и слесарную составляющие, и считал, что «дело» шкатулок выделилось из сундучного промысла.

105

Однако сегодня некоторые исследователи, в частности, С. Д. Оленев, считают, что такие сундуки не привозились из близлежащих деревень, а делались непосредственно в Великом Устюге (из личной беседы).

106

См. подробнее: Иванова Ю. Б. Кистевые росписи сундуков Великого Устюга // Научные чтения памяти В. М. Василенко / ВМДПиНИ. – М., 1997. – Вып.1. – С. 116—122. Описываемые сундуки хранятся во многих музеях и частных коллекциях, особенно часто их можно встретить в музеях Архангельской и Вологодской областей (МИИ РК, ВУГИАХМЗ, ТМО, ВГИАХМ и др.).

107

См.: Оленев С. Д. Расписные сундуки в собрании Вологодского историко-архитектурного и художественного музея (рукопись).

108

Из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника см.: Круглова О. Русская народная резьба и роспись по дереву из собрания Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. – М., 1983, ил. 39, 40.

109

Сундук с №36074. Отнесен С. Д. Оленевым ко второму типу.

110

№№ ВГМЗ 30064, ВГМЗ 30353/2, ВОКМ 5615, ВОКМ 18148, ВОКМ 20686, ВОКМ 23344, ВОКМ 14208, ВОКМ 36075, ВОКМ 33671, ВОКМ 34048 и др.

111

Во ВГИАХМЗ сундук с инв..№ ВОКМ 16778; в МДЗ «Семенково» – №№8116, 7684, 7381; в ТМО – инв..№№ Т 33897, Т 22437, Т 34814, Т 37368, НВ 6925, Т 22430, Т 16962 и др. Прекрасные сундуки с такой росписью есть также в музее села Сизьма (Шекснинский район). См.: Пудов Г. А., Оленев С. Д. О сундуках с росписью «под гребенку». Вологодская губерния, II половина XIX – начало XX века // Петербургские искусствоведческие тетради / АИС, Твор. союз историков искусства и худож. критиков России. – СПб., 2018. – Вып. 49. – С. 91—100.

112

См. подробнее: Добрынкин Н. Кустарная промышленность в Муромском уезде. Делание укладок и сундуков // Владимирские губернские ведомости. – 1882. – №4, часть неофиц. – С.2—4; Пудов Г. А. Сундучный промысел Муромского уезда Владимирской губернии (II половина XIX – I половина XX века). – СПб., Первый класс, 2017.

На страницу:
5 из 6