Полная версия
Очерк истории уральского сундучного промысла
Необходимо также упомянуть о собрании сундуков и шкатулок в Пермской государственной художественной галерее. Оно невелико по количеству образцов, но очень разнообразно. Среди изделий встречаются значительные в художественном отношении. Например, ларец, изготовленный в Нижнем Тагиле во II половине XVIII века41. Он украшен в технике тиснения и гравировки различными узорами, окрашен в зеленый и светло-коричневый цвета. Некоторые произведения демонстрируют богатство и разнообразие уральского орнамента: сундук и шкатулка украшены урало-сибирской росписью42, другой сундук покрыт мелким тисненым узором, состоящим из ветвей с листьями43. Среди других вещей, считающихся в галерее изделиями вятских мастеров, также встречаются высокохудожественные образцы.
Кроме музеев, множество уральских шкатулок и ларцов сегодня можно встретить в столичных антикварных магазинах.
Сундучный промысел – часть не только экономической, но и культурной жизни края. Это зрелое художественное явление, сыгравшее важную роль в истории прикладного искусства. В настоящей работе ставится целью рассмотреть его именно с этой стороны. Необходимо раскрыть значение уральского сундука не столько для истории и этнографии, сколько для художественной жизни региона. В этой связи важным аспектом истории промысла представляется его взаимодействие с другими художественными явлениями Урала, особенно с росписью по металлу и производством медной посуды.
Книга не претендует ни на всеобъемлющее изложение истории сундуков и ларцов как видов мебели, ни на создание исчерпывающей картины истории уральского сундучного промысла. Подчеркнем, что важнее было рассмотреть художественные особенности произведений, созданных в конкретные периоды существования производства. Эти особенности уральских сундуков наглядны при сравнении их с продукцией других центров.
Источниками исследования стали коллекции перечисленных выше столичных и провинциальных музеев. Кроме того, во многих местностях Урала сундуки до сих пор находятся в активном использовании. Знакомство с ними стало возможным благодаря консультациям сотрудников уральских музеев и любезному согласию хозяев. Также привлекались сведения из специальной литературы, материалы ГАСО, РГИА и ЦГИА. Особую ценность представляет информация, полученная непосредственно от владельцев сундуков.
Глава I. О производстве сундуков в России
Древнерусский период
В России, как и в других странах, сундучные изделия получили распространение очень рано. Одно из первых упоминаний встречается в Изборнике Святослава (1076): «Изидошя ис полатъ техъ мужи крилати… носяште ларе»44. В новгородских берестяных грамотах XII века встречаются упоминания о сундуках и коробьях (см. ниже).
Н.Н.Гончарова привела свидетельство существования расписных сундуков в быте Древней Руси в XIV веке. Одно из первых упоминаний о них находится в рукописном сборнике «Мерило праведное». В статье «О мирьских людех» приведен запрет помещать «прельщающа писании» на стенах, досках, сосудах и ларцах. Исследователь справедливо отметила, что речь здесь идет об искусстве светском, повседневном, поэтому может свидетельствовать о существовании росписи на сундуках и ларцах уже в XIV веке45.
В духовной великой княгини Софьи Витовтовны в 1451 году упоминаются «святости… в большем в дубовом и в меншем ларчику, и в ящику в болшем, и в коробьи»46.
Со временем виды сундучных изделий и способы их украшения стали разнообразнее. А. К. Чекалов писал: «Со времен Грозного расцвело многоцветное узорочье сундуков и ларцов. Формы и декор шкатулок, коробьев, укладок… до сих пор, в силу традиции, сохраняют связь с эпохой стрельцов и бояр…»47.
Сундук как предмет для приданого упоминается в Домострое (середина XVI века): «А у кого дочи родится, ино разсудный отец, которым промыслом себя питает… и от ея выти, что бог пошлет, купит полотна и усчины, ширинки и убрусы, и рубашки по всяк год кладет во причесной сундук или в коробья…»48.
Хотя сундуки и шкатулки делались в России почти повсеместно49, со временем сложилось несколько центров, главными из которых были Москва, Великий Новгород, Холмогоры и Великий Устюг. Сформировались разнообразные виды сундучных изделий: собственно сундуки, скрыни, шкатулки, ларцы, поставцы, казенки, коробьи, подголовки и погребцы.
Москва
В XVII столетии в России, особенно в Москве, бытовало множество сундуков, шкатулок и ларцов, привезенных из-за границы – «из немцев». В описях боярских домов того периода встречаются следующие описания: «ящик немецкого дела дерево гебан, а на нем врезываны раковины, а в ящике шкатулка немецкого дела…, «шкатула дерево черное гебан врезываны раковины в шкатулке ящики выдвижные», «сундук немецкого дела, кровля двойная, липовый, обит кожей»50, «шкатула немецкая дубовая черная, окована железом полуженным белым гладким с замком», «две шкатулы погребцовые немецкие, оболочены кожею красною, обиты железом белым листовым, гвоздья медные и вороненые с замком…»51. Особенно много различных сундуков и шкатулок было в хозяйстве князей В. и А. Голицыных52. Необходимо указать на то, что по происхождению, формам, способам украшения и материалам иноземные шкатулки и сундуки были очень разнообразны: «шкатула осьмигранная, окреплена железом красным и белым…, шкатуна створчатая о дву замках…, шкатуна оптешная, шкатуна оклеена бархатом зеленым…, шкатуна с лица писана по красной земле золотом…, скрына в ней вдвижных 8 ящиков…, погребец обит кожей нерповой, коробья вологоцкая, шкатуна оклеена усом китовым» и т. д.53
Москва в XVII веке была одним из крупнейших центров по производству сундучных изделий. Их можно разделить на две группы. Первая – вещи, изготовленные из дуба и дорогих пород дерева мастерами Оружейной палаты. По словам Н. Н. Соболева, немецких шкатулок и ларцов не хватало, поэтому московские ремесленники были загружены русской знатью заказами. Вещи отличаются высоким уровнем художественного оформления. Для него типично сочетание богатой красочной росписи с белой или окрашенной в яркие, сочные цвета слюдой, наличие железных сплошных или просечных полос с орнаментальным рисунком, часто дополнительно украшенных позолотой или полудой, а также отдельными фигурными оловянными накладками54. Последние нередко золотились или раскрашивались красками. Вещи, вышедшие из рук мастеров Оружейной палаты, по богатству и красочности своего оформления фактически перешли из разряда утилитарных предметов в разряд самостоятельных произведений прикладного искусства. Надо отметить, что именно в них европейские художественные импульсы находили наиболее яркое выражение55.
Вторую группу московских сундучных изделий составляют образцы, выполненные из луба и значительно скромнее украшенные. Они имели исключительно бытовое назначение. Этот тип вещей изготовлялся, главным образом, на городском ремесленном посаде и продавался в московских торговых рядах.
Кроме рассмотренных видов изделий, московские мастера делали бесчисленное количество других, широко использовавшихся в домашнем хозяйстве для хранения «мягкой рухляди», посуды, оружия, документов. Следует упомянуть о больших деревянных сундуках, обитых фигурными просечными полосами железа (на всех сторонах, крышке и углах)56. Они имели прямоугольную форму, крышка была покатая или плоская57. На боковых сторонах располагались большие литые ручки. Для хранения приданого использовались большие глубокие сундуки с покатой крышкой. Они были обиты со всех сторон широкими листами, украшенными богатым растительным орнаментом в технике просечки и чеканки. Такие сундуки ставились на резные ножки. Вместо металлических листов могла использоваться роспись, состоящая из сюжетных сцен, геометрических и растительных мотивов. Для путешествий использовались полукруглые сундуки-баулы, обитые шкурой нерпы58. О повсеместном распространении (от царских хором до изб бедного люда) сундуков, ларцов и шкатулок писал Н. И. Костомаров59.
Великий Новгород
В Великом Новгороде сундуки, ларцы, шкатулки, коробьи были известны с древних времен60. Особого распространения производство сундучных изделий достигло в XVI – XVII веках61. К тому времени новгородские изделия были хорошо известны на Руси. С. В. Бахрушин писал: «Новгородские кованные железом коробьи были распространены по всему государству от устья Северной Двины и берегов Белого озера до Москвы… и на западе до Смоленска»62. Делали их обычно из луба и оковывали железными полосами, которые имели черный (железо черное) или белый (луженое железо) цвет. Размеры таких изделий были различными – от небольших настольных коробеек до больших коробей, в которых хранили различный домашний уклад, а также книги. Сейчас из-за недостатка сохранившихся изделий трудно сказать, как выглядели новгородские коробьи. Однако по письменным источникам известно, что наряду с обычными для них круглыми или заоваленными они имели и вытянутые формы, близкие к прямоугольным. Их декоративное оформление строилось на сочетании желтого цвета луба, из которого делали корпус, с черным или белым цветом железа. Иногда лубяная основа окрашивалась в красный цвет. С давних времен коробьи в Новгороде служили не только для хранения чего-либо, но и хлебной мерой63.
Во II половине XVI века в Новгороде профессия оковщика коробьев, сундуков и ларцов заняла прочное место среди других. В 1583 году упоминаются: «Василий – коробейник «с Дослани улицы», Зык Антонов – коробейник «с Никольской улицы с Кожевников», Сидор – коробейник «с Дослани улицы», Влас – коробейник «с Щирковой улицы», Влас – .ларечник, Василий Макаров – коробейник «с Чудинцов», Иван сын Кондратия – ларечник «с Щирковой улицы», Семен Федоров – коробейник «из Водного», Фрол Евсеев – ларечник «из кузнецов, с Гзени», Матвей Федоров – коробейник «из Славно» и др.64 Местами расположения подавляющего большинства их лавок были «улица проезжая к Ильины улицы к Ивану Святому на Опоки» и за переулком, ведущим к Рыбному ряду. В переписи Новгорода, опубликованной В. В. Майковым, приводится чуть более подробная информация: Власий – ларечник (ум. в 1580 г.), Иван – коробейник, «с шел к Москве и стал в государьские бораши», Бурко – ларечник, «взят к Москве в государевы столечные мастеры», Можай – коробейник (ум. в 1575 г.), Власий – коробейник, «живет на Вороньей улице», Федор – коробейник (ум. в 1587 г.), Нечай сын Емельяна – коробейник, «взят к Москве в 1581 году» и т. д65. Ударом по новгородскому ремеслу, в т.ч. сундучному, стал разгром города Иваном Грозным. Источники рисуют страшную картину всеобщего запустения, некоторые мастера были «сведены» в Москву66. Однако промысел не угас и продолжил развитие в последующее время.
Холмогоры
Одним из крупнейших центров по изготовлению сундучных изделий в XVII веке стали Холмогоры. Кильбургер писал в своих записках о Московии: «В городе Холмогоры, на Северной Двине… делаются сундуки различной величины, заслуживающие справедливую славу»67. Период расцвета Холмогор относится к XVI – XVII векам. Город в это время был средоточием торговли России с государствами Европы. Холмогоры стали также крупным ремесленным центром Русского Севера. Изделия местных мастеров часто встречались в домах столичной знати. Однако с конца XVII века город начал терять прежнее значение, уступая его Архангельску. Большое разорение Холмогорам причинили сильные пожары 1698 и 1723 годов. Многие люди покинули город, перебравшись в Архангельск и другие крупные центры Русского Севера. По словам М. И. Мильчика, Холмогоры представляют «сравнительно редкий пример регрессивного развития, в ходе которого происходила постепенная потеря городских признаков»68.
Расцвет производства сундучных изделий относится к XVII веку. В Холмогорах изготовляли сундуки, ларцы, скрыни, погребцы, подголовки, шкатулки69. Этот промысел нашел своеобразное отражение в других видах искусства. Например, на миниатюре в Синодике Афанасия Холмогорского (1689 – 1690) изображены три сундука красного, зеленого и желтого цвета, обитые полосами железа70.
Над каждым сундучным изделием обычно работало два человека: столяр изготавливал деревянную основу, которую кузнец обивал железом71. Например, в 1705 году для Архиерейского дома «холмогорец Нижнего Посаду житель Яков Сапухин делал преосвященному архиепископу в верху шкатулку дубовую мерою в аршин оковывал Леонтей Симанов»72.
А.А.Гилодо и Т. А. Лобанева разделили художественное оформление холмогорских сундучных изделий на шесть видов73. Все они обивались железом. Накладные железные полосы были не только гладкими, но и просечными. Обивка железом производилась прямо по деревянной основе (как правило, дубу) или по подкладкам. Как подкладка использовались шкуры морских животных74, ткани и бумага. Особенно эффектно применялась слюда, добываемая неподалеку от Архангельска. Цветные фоны были преимущественно зелеными и красными75. Не исключено, что некоторые сундуки расписывались в Холмогорах76. Местные изделия стоили весьма дорого, поэтому были недоступны широким слоям населения. В описаниях богатых домов XVII веков, например князей В. и А. Голицыных, часто встречаются холмогорские вещи77. Иногда их посылали иностранным правителям в качестве подарков. Так, в 1662 году несколько ларцов и сундуков было отправлено персидскому шаху.
Сундук-подголовник. Мастер Иван Чупятов. 1750, Холмогоры.
Надо отметить, что обивка полосами просечного железа дубовой основы, которую производили холмогорские мастера, не была их изобретением, а отражала общую европейскую традицию. Например, в Гродненском историко-архитектурном музее хранится сундучок («куфэрак»), датируемый II половиной XVII века78. Он был изготовлен в Великом княжестве Литовском. Дубовая основа обита полосами просечного железа. Вещь напоминает холмогорскую скрыню, но без верхнего отделения. Внутри несколько выдвигаемых ящичков, закрываемых двумя дверцами79.
Великий Устюг (XVII – XIX века)
Значение крупного центра по производству сундучных изделий постепенно перешло от Холмогор к Великому Устюгу80. Этот город в XVII – XVIII веках был крупным культурным, социально-экономическим и ремесленным центром страны. Во II половине XVII века здесь насчитывалось 52 специальности, ведущую роль играли железообрабатывающие. Число кузнецов на протяжении второй половины века значительно возросло: в 1670-х годах в Устюге работало свыше 100 специалистов кузнечного производства. По этим показателям город превосходил все другие города страны81. Искусных устюжских мастеров вызывали на работы в Москву, Пермь Великую, города Сибири82. Они изготавливали разнообразные вещи из железа, которые условно можно разделить на две группы: производственные орудия, инструменты и предметы домашнего обихода83. Изделия поступали не только на местные рынки, но – следует подчеркнуть – были известны на Урале и в Сибири. Именно в этот период в Великом Устюге особенно значительное развитие получил сундучный промысел.
В XVII веке главным видом сундучных изделий были лубяные коробья прямоугольной формы. Они имели овальные углы и выгнутую крышку. Такие предметы для прочности оковывались гладкими вертикальными полосами черного или луженого железа. Последние могли набиваться крестообразно. В виде дополнительного декора, придававшего изделию более нарядный вид, использовались просечные круглые накладки на ключевину и в центре крышки под кольцом, а также просечные сегментные накладки по углам на верхней плоскости крышки. Под железную оковку подкладывалась светлая или окрашенная в зеленый цвет слюда. С. К. Жегалова подчеркивала коллективный характер создания таких коробей: одни мастера заготавливали луб, вторые производили всю работу с деревом, третьи оковывали железными полосами и навешивали замки84. Доступные по цене устюжские коробьи были широко распространены в различных слоях русского общества.
В Великом Устюге в последней четверти XVII столетия делали и другие виды сундучных изделий в металлической оковке. Они часто предназначались для дарений и подношений. Такие ларцы и погребцы изготовлялись из хороших сортов дерева (обычно дуба), имели сложное внутреннее устройство и стоили значительно дороже лубяных коробей. Из-за этого они не пользовались широким спросом в Великом Устюге и делались как штучные заказные вещи85. Мастера оковывали их гладкими плоскими полосами черного или белого железа. На ключевое отверстие, на крышке под кольцом и на углах дополнительно крепились просечные накладки, украшенные растительным орнаментом. Устюжские кузнецы выполняли и полную обивку просечным железом. В декорировании сундучных изделий значительную роль сыграло холмогорское производство ларцов. Есть сведения, что последние (наряду со слюдой и слюдяными окончинами86) ранее в значительном количестве поступали в Устюг именно из Холмогор, являвшихся среди других северных городов наиболее важным пунктом для устюжской торговли87.
В Великом Устюге жили не только кузнецы, но и выдающиеся мастера-живописцы88. Роспись была одной из характерных черт декоративного убранства заказных, окованных железом сундуков последней трети XVII столетия89. Особую роль в истории русского прикладного искусства сыграли свадебные расписные сундуки. С. К. Просвиркина и С. К. Жегалова выделили в устюгской росписи сундуков и ларцов два направления: «одно характеризуется… статичной композицией, спокойным ритмом рисунка, изображениями сюжетного характера. Другое – более динамичная роспись, узорчато-орнаментальная, где фигуры не являются чем-то самостоятельным, а вплетаются в общую композицию узора»90. З. П. Попова писала о трех видах устюгской росписи: «удлиненные цветы на беспокойно изогнутых стеблях», «росписи с округлыми цветами на стебле, завернутом в спираль» и росписи, где главными являются сюжетные изображения91. Другие исследователи указывали на глубокую традиционность устюжской росписи, ее крепкую связь с другими видами искусства Русского Севера92. С. К. Жегалова считала, что устюгская роспись оказала непосредственное влияние на зарождение и сложение стиля крестьянских росписей Борка и Пермогорья, где кроме прялок, туесов, колыбелей и прочих вещей расписывались сундуки93. Исследователь указывала на «характер растительного орнамента, графичность, светлый фон», которые в одинаковой мере были характерны для северодвинских и устюгской росписей94. В. М. Василенко указывал на «пристальное внимание к передаче натуры», которое чувствуется в произведениях великоустюгских мастеров95. По мнению Н.Н.Гончаровой, анализировавшей сюжеты росписи устюжских (и холмогорских) изделий, большое влияние на них оказала православная культура96.
Кроме того, можно назвать еще один тип расписных ларцов Великого Устюга. Они украшались росписью по слюде. По сведениям И. Н. Ухановой, наиболее раннее упоминание о таком ларце относится к 1635 году и, возможно, что их начали делать вологодские мастера, но затем это мастерство распространилось и в Великом Устюге97. Именно такие ларцы, по мнению исследователя, стали предшественниками ларцов и расписных коробов Русского Севера (в т.ч. и Великого Устюга), делавшихся в XVIII- начале XIX века.
Ларец-теремок. XVIII век, Великий Устюг.
Восемнадцатое столетие стало временем расцвета Великого Устюга. В 1769 году здесь жило 688 ремесленников, в 1785 году была открыта цеховая управа, в городе насчитывалось 8 цехов98. В это время значительное развитие получило производство маленьких шкатулок. Изменение ассортимента привело к появлению новых технических приемов и художественных решений, которые обогатили декоративное оформление вещей элементами и символами искусства барокко. В I четверти XVIII века шкатулки с железной оковкой устюжской работы еще сохраняют формы, сложившиеся в XVII столетии. Оковка железом делалась двух видов: традиционная – сплошными полосами, которые образовывали клетчатый рисунок, дополнительно обогащенный просечными ажурными накладками на углах и под кольцом крышки, и новая – в виде прямоугольных или квадратных просечных накладок. Каждая накладка крепилась на стенки шкатулки и на наружную поверхность крышки99. Изменился и характер просечки. Она становится объемной и графически изящной, как бы перекликаясь со сканными работами устюжских серебряников. Стали типичными сплошные ажурные покрытия шкатулки, образованные из тонких стеблей растительного орнамента, где четко выделяются S-образные завитки, а также завитки со спирально загнутыми внутрь обоими или одним концом. Стебли дополнялись мелкими листьями или стилизованным изображением тюльпана. Для орнамента характерна центральная барочная композиция в виде фигурного столбика-ствола, изображения вазы или тюльпана на стебле и отходящих от него одинаковых, симметрично расположенных S-образных элементов. В узор просечной оковки также вплетались изображения льва, единорога, коня, птиц и картуши с инициалами100. Изделия дополнительно под оковкой покрывались кожей или бархатом, а также окрашенной в зеленый цвет слюдой101.
В середине XVIII века произошло разделение в видах декоративной железной оковки. Коробьи в это время обивали гладкими железными полосами, а прямоугольные шкатулки – пластинами со сплошными ажурными рисунками. Шкатулки делали с покатой крышкой. В середине XVIII столетия ритмичный барочный орнамент просечки начинает заменяться несколько вычурными рокайльными мотивами. Часто тот и другой соединялись в декоративном оформлении одного изделия. Для шкатулок II половины XVIII – начала XIX века новым элементом стала плоская крышка, а также появившийся прием сплошной обивки жестью с «морозом». Самые ранние сведения об этой технике относятся к 1837 году. На Вологодской губернской выставке были показаны 12 листов железа, «луженого особым образом». Известными мастерами были братья Павел и Виктор Ермиловы, Прокопий Волков, Николай Торлов, Георгий Панов и другие102. Шкатулки поверх «мороза» дополнительно обивали тонкими жестяными полосами, а на углах крышки и ключевине – жестяными просечными накладками. Изделия с «морозом» продавались на Ирбитской и Нижегородской ярмарках. Одной из особенностей этих предметов было наличие большого числа замков с секретами (их количество доходило до 24). Изнутри шкатулки обклеивались тканью, бумагой, различными этикетками103. Открывание шкатулок сопровождалось перезвоном колокольчиков. В целом этот период, вторая половина XIX века, характеризуется расцветом устюжского промысла. Существовали специализированные мастерские, а также люди, работающие на хозяев других заведений, и мастера-одиночки, делающие вещи по специальным заказам. Количество продукции резко увеличилось в связи с использованием различных механизмов104. Но к концу XIX столетия производство шкатулок с «морозом» сократилось из-за падения спроса на них.
Шкатулка. XIX век, Великий Устюг.
Приблизительно в это же время неподалеку от Великого Устюга, на реке Шемоксе, существовал крупный центр производства расписных сундуков. В Великий Устюг из шемогодских деревень привозили только детали, собирали и обивали сундуки железными полосами уже в городе105. Как правило, делали по пять штук и вкладывали один в другой. Их роспись относится к типу свободных кистевых. Она состоит из мазков широкой кистью, белильных и цветных оживок, тонкого черного контура. Сундуки расписывались яркими красками. Преобладали голубой, желтый, красный, белый тона. Роспись делалась на меловом грунте темперными красками, затем покрывалась олифой. В начале XX века наряду с клеевыми красками начали использовать масляные. Композиции и мотивы росписи были весьма разнообразны. Основные мотивы декора – вихревые розетки, ромбы, растительные завитки106.
Вологодская губерния (XIX век)
В этот период производство расписных сундуков и шкатулок развивалось и в Вологодской губернии. С. Д. Оленев разделил местные сундуки на несколько типов, отличающихся по конструкции и особенностям росписи107. Особенно часто мастера делали сундуки прямоугольной формы с нависающей плоской крышкой, крепление – «в ласточкин хвост», замок привешивался на два литых кольца, укрепленных в крышке и лицевой стенке (по классификации С. Д. Оленева, это – первый тип). Сундуки были украшены яркой росписью, в которой преобладали локальные красный, синий, зеленый, желтый, коричневый цвета. Лицевая стенка и крышка разбивались на два (реже – три) поля, которые заполнялись различными геометрическими мотивами. Роспись боковых стенок имитировала кованые железные полосы108. Но мастера украшали свои изделия не только геометрическими, но и растительными мотивами («стебли и плоды в вазоне»), а также парными изображениями птиц. Редким сюжетом можно считать изображение часов109. Все названные типы сундуков широко представлены в местных музеях, особенно в ВГИАХМЗ110. Особым видом стала т.н. роспись «под резинку», делавшаяся по еще невысохшей краске111. Мастера обслуживали нужды местного рынка, общероссийского значения это производство сундуков не имело.