Полная версия
Жизнь: руководство по эксплуатации. Невидимые законы реальности
Дмитрий Нортман
Жизнь: руководство по эксплуатации. Невидимые законы реальности
Предисловие
Сегодня, несмотря на огромное количество нерешенных проблем в мире, можно наблюдать небывалую интеграцию знаний и подходов к исследованию ценности жизни, счастья, принципов взаимодействия с реальностью и успешности человека.
Благодаря десятилетиям, прожитым в атмосфере гуманизма, и доступности информации в целом количество людей, пропагандирующих созидательные идеи и высшие (духовные) ценности, растет. Мы все хотим благополучия не только для самих себя, что заставляет стремиться использовать знания для общей пользы.
Появляется все больше и больше книг и гуру. Далеко не все из них являются пророками, однако скорость распространения знаний позволяет очень быстро отсеивать неработающие, ложные алгоритмы, оперативно проверять концепции и передавать информацию о том, что действительно работает, помогает и улучшает наши взаимоотношения с собой и окружающим пространством.
Это постепенно приводит к стабильному и относительно однородному, устойчивому развитию. Темпы взаимодействия людей друг с другом стремительно растут, что приводит к способности видеть последствия своих поступков и делать соответствующие выводы. А они, в свою очередь, ведут к осознанию реальной взаимозависимости всего человечества как единого организма.
Подобные тенденции дают повод смотреть на будущее с нескрываемым оптимизмом. Все больше людей «пробуждается» от стандартной, привычной модели реальности и начинает задавать вопросы: «Кто я?», «Зачем я здесь?», «Как тут все устроено?», «Могу ли я изменить свою жизнь и как?», «Что предопределено в моей жизни, а что нет?», «Что такое счастье и достижимо ли оно для меня?».
Как и любое пробуждение после долгого сна, этот процесс не всегда комфортен и требует адаптации, терпения и повышенного внимания к окружающим нас реалиям.
Намечается новая волна целостного подхода к осознанию себя, складывается культура и практика работы над изменениями в своей жизни. Все больше людей склоняются к тому, что реальность – это не совокупность строго заданных параметров, а живой и гибкий конструктор, неотделимый от нашего собственного сознания. Это подводит к личной ответственности за то, что мы транслируем в мир. Это также заставляет нас снова задавать каверзные вопросы о том, что такое человек, для чего он живет, как он взаимодействует с окружающим миром, в чем состоит смысл жизни и в чем заключается подлинный успех.
Мне это видится как забавный процесс игры, где наш интеллект сначала отгородил нас от собственной природы толстой зеркальной стеной, а затем начал потихоньку сверлить в ней отверстие, откалывая слои за слоями. В далекие, донаучные времена мы просто слепо во что-то верили. Затем резко развернулись, отказавшись от веры, приравняв ее к необразованности. С этого начался путь поиска доказательств и подтверждений относительно реальности – картины мира, в которой мы существуем. Это путь от невежества до прозрения, где-то в середине которого мы сейчас находимся.
И вот, сделав круг, мы вновь приближаемся к той мировоззренческой концепции, которая существовала в восточных философских школах, но отрицалась рациональным умом эпохи Ренессанса. Но уже не просто с верой, а с фактами, теориями и знаниями, с набором научных данных, наблюдений и экспериментов. И в основе нашего возвращения лежит не просто вера, но глубокое понимание и осознание.
Прогресс имеет двоякую репутацию. Да, он не дал нам ответов на главные вопросы и не способствовал налаживанию гармоничных отношений с природой. Зато он позволяет нам снять шоры и осмыслить развитие и эффективные жизненные стратегии, посвятить больше времени собственному развитию и расширению сознания, обретению более глубокого понимания реальности.
Но в чем состоит личный прогресс и эволюция? На мой взгляд, это развитие сознания каждого человека до такого уровня, когда все, о чем он будет просить у Вселенной, – это возможность служить ей лучше и эффективнее, возможность всецело реализовать свой индивидуальный потенциал на благо целого, единого, взаимообусловленного мира.
Появляется все больше бизнесменов, нацеленных на служение и заботу о клиентах, нежели просто на зарабатывание денег. Фокус и сама постановка цели меняется. Влиятельные люди и миллиардеры, такие как Джек Ма или Билл Гейтс, в своих интервью заявляют, что главные вещи в жизни гораздо важнее денег, более того, большинство из них не купишь ни за какие деньги.
Почему?
Все люди находятся в движении, все люди что-то ищут, чего-то ждут и к чему-то стремятся. Но к чему именно?
Психологи говорят, что в основе всех страхов лежит страх смерти. Но как обстоит дело с желаниями? Мне кажется, что в основе всех наших поисков и желаний лежит стремление к счастью, гармонии и благополучию. Но что тогда лежит в их основе? Скорее всего, воссоединение с утраченной духовностью. Нет, не принадлежность к конфессии, а прочная связь со своим ядром, основой, со своей душой. Знание того «кто я», «для чего я» и вытекающие из этого действия. Редко кто сейчас поспорит с тем, что материальное благополучие не сводится только лишь к финансовым накоплениям. Тренд состоит в том, чтобы жить «по душе». Быть на своем месте в этом мире.
Я убежден, что в скором времени количество перерастет в качество и то, что сегодня называют странным и нетрадиционным, завтра станет само собой разумеющимся. Так же, как когда-то мечта человека о полетах была чистой воды фантазией, вопрос благополучия и счастья каждого человека станет повседневной реальностью. Это вопрос времени, знаний, практики, открытости. Если каждый окажется на своем месте, станет жить с осознанием законов реальности, не будет и причин для конфликтов – внутренних и внешних.
О том, как и каким путем прийти к этому состоянию и в нем оставаться, и рассказывает эта книга.
Дмитрий НортманБлагодарности
В первую очередь хочется выразить благодарность людям, которые поддерживали и так или иначе способствовали созданию данной книги: Сергею Логинову, Людмиле Огневой, Светлане Штукаревой, Анне Алексеевой, Юлии Гавриловой, Анатолию Евдокимову.
Спасибо всем выдающимся и неординарным людям, чьи исследования, труды, мысли, идеи и образ жизни послужили опорой в создании данной книги. Среди них: Мартин Лютер Кинг, Сократ, Аристотель, Жан-Жак Руссо, Нильс Бор, Альберт Эйнштейн, Свами Вивекананда, Дин Радин, Дэвид Дойч, Виктор Франкл, Джидду Кришнамурти, Карл Густав Юнг, Садхгуру, Льюис Кэрролл, Нисаргадатта Махарадж, Никола Тесла, Карлос Кастанеда, Зигмунд Фрейд, Грегг Брэйден, Эдгар Митчелл, Дэвид Бом, Карл Прибрам, Густав Лебон, Майкл Талбот, Роберт Ланца, Фридрих Ницше, Дипак Чопра, Робин Шарма, Брюс Липтон, Олдос Хаксли, Станислав Гроф, Амит Госвами, Сенека, Ральф Уолдо Эмерсон, Джозеф Кэмпбелл, Кен Уилбер, Ричард Бакминстер Фуллер, Мишель Монтень, Серен Кьеркегор, Джигме Ринпоче, Ганс Дженни, Мингьюр Ринпоче, Доусон Черч, Согьял Ринпоче, Линн Мак-Таггарт, Берни Зигель, Лао Цзы, Джо Диспенза, Виктор Бойко, Джек Конфилд, Эдгар Кейси, Кеннет Ринг, Кэрол Боумэн, Раймонд Моуди, Роберт Монро, Дэвид Кесслер, Марк Мэнсон, Стивен Котлер, Ричард Бах, Рик Страссман, Константин Коротков, Тулку Ургьен Ринпоче, Уильям Тиллер, Луиза Хэй, Агнидев, Стивен Джозеф, Валерий Синельников, Вильгельм Райх, Алан Пиз, Эрвин Шредингер, Дмитрий Хара, Георгий Гурджиев, Беттина Лемке, Юваль Ной Харари, Руперт Шелдрейк, Роджер Пенроуз, Стюарт Хамерофф, Далай-лама XIV и многие другие.
Введение
Жизнь – как катание на велосипеде: чтобы сохранять равновесие, нужно постоянно двигаться.
Альберт Эйнштейн
Все мы часто боремся с жизнью и пытаемся быть успешными, вместо того чтобы сосуществовать и резонировать с естественным ходом вещей и событий. Но иногда, особенно в периоды кризисов, неудовлетворенности и отчаяния, когда мы бесцельно бродим во времени и пространстве собственной реальности, в нас просыпается устремление к поискам твердой почвы под ногами – чего-то весомого, чего-то большего, чем мы сами, незыблемого, настоящего, – стремление к поискам истины. Особенно в такие моменты каждый из нас, людей, задается вопросами, выходящими далеко за рамки привычного повседневного быта:
– кто я?
– что такое душа?
– существуют ли более высокие уровни реальности?
– есть ли Бог?
– в чем смысл жизни?
– что такое абсолютная любовь и как научиться ее испытывать?
– для чего создан человек и каково его предназначение и миссия?
– что такое подлинный успех и как соотнести реализацию своих личных целей с жизнью, наполненной радостью и умиротворением?
– что управляет нашей реальностью и как формируются события?
– почему или для чего это случается со мной?
– зачем вообще существует смерть? Есть ли жизнь за ее пределами и хоть какая-то перспектива бессмертия?
Данная работа исследует место и роль человека в ландшафте единого мироздания, дает возможность получить представление о том, что такое человеческое существование на самом глубинном уровне, раскрывает взгляды на суть и природу жизни в абсолютном ее значении. Книга соединяет духовность с проверенными научными данными, имея своей целью убедить даже самых закоренелых скептиков в том, что нематериальный аспект человеческого существования является основой и неотделимой сутью природы жизни в целом. Мудрость, облаченная в понятную и доступную для понимания форму, раскрывается в виде базовых универсальных принципов мироздания, которые так часто игнорируются или упускаются из виду человеком, вовлеченным в навязанное, искусственное представление о реальности, сформированное ограниченным знанием и догмами прошлого.
Последователи философии New Age и адепты фильма «Секрет» учат нас, что Вселенная – это бесплатный супермаркет безлимитного исполнения желаний, и нам нравится в это верить. Но так ли это? Неужели все создано лишь для того, чтобы удовлетворять ненасытные потребности человека? Вполне можно представить, что пчелами управляет некая незримая система. Но нет ли схожей системы, которая управляет и нашим мирозданием в целом? Данная книга пытается ответить на вопросы: «Для чего создан человек и как он устроен?», «Как работает сознание и откуда берется все то, что мы называем реальностью?», «Что из себя представляет загадочное понятие души или высшего “Я”?», – объединяя взгляды на устройство человека с точки зрения науки и духовных знаний. Читатель узнает, какие жизненные стратегии работают, а какие проваливаются, а также почему счастье – это не цель, которую можно достичь, а путь, идти по которому совсем не сложно.
Благодаря религиозной литературе у многих из нас сложилось впечатление, что духовная жизнь – это нечто противоположное жизни мирской, требующее аскезы и многолетнего уединения. Однако все совсем иначе. По-настоящему вырасти и познать жизнь можно, лишь погрузившись в ее течение, отзываясь на каждый импульс, который проникает к нам из окружающего пространства. В процессе чтения мы начинаем осознавать, как соединить высшую мудрость с личным жизненным путем, чтобы действовать на благо и себя и мира вокруг нас, учимся ставить цели так, чтобы испытывать удовлетворение и счастье, а не впадать в зависимость от них, погружаясь в отчаяние, усталость и фрустрацию.
Книга связывает единые базовые принципы мироздания, общие для всего живого, с принципами организации каждодневной личной реальности. Это позволяет достигать любых целей легко и в удовольствие, но – самое главное – делать это осмысленно, с глубоким осознанием природы жизни и собственной сути, с осознанием того, почему и ради чего такие цели ставятся и достигаются. Жизнь из реалий потерянности в экзистенциальном вакууме переходит в категорию жизни странника, вернувшегося домой, где тебя ждут, любят и ценят, где ты на своем месте. Так рождается кристальная ясность и чистота восприятия мира, в котором каждый день наполнен смыслом, умиротворением, осознанностью и любовью, а блуждания во тьме и неведении трансформируются в увлекательное и радостное путешествие во имя благополучия и эволюции единого мира, гармонии неотделимых категорий внутреннего и внешнего.
Итак, о чем эта книга и нужна ли она вообще? Так ли она полезна и необходима, чтобы занимать ею и без того переполненные полки книжных магазинов? Мы и так имеем большое количество литературы о целедостижении, успехе, о том, как работает сила мысли и постановка целей или как стать счастливым. Однако понятие успеха, как правило, сводится к:
• общепринятой модели успеха с ее атрибутами (но модель не равно успех);
• достижению того, чего мы хотим, умению претворять свои цели в жизнь;
• одобрению со стороны других людей (то есть соответствию их картине мира, зачастую вопреки нашим личным убеждениям, ощущениям и верованиям).
Иногда нас, конечно, посещают сомнения и вопросы «Куда же я иду? Для чего?» и «Кому это вообще надо?». Но они быстро тонут в повседневных заботах, отвлечениях, развлечениях и прочих насущных реалиях, где все вертится вокруг «я», «меня», «у меня», «для меня» и т. д. В оторванности от более широкого понимания действительности, истинного смысла все это может привести нас туда, куда нам совершенно не нужно.
Но если задуматься, что есть наше Я? И как оно связано с остальным миром и людьми? Есть ли вообще смысл жить, если мы не всегда можем ответить себе на вопрос: чем являемся и для чего существуем?
Объединяя в себе, казалось бы, совершенно разные взгляды на мир, книга поможет увидеть не всегда видимые нашему глазу взаимосвязи, а анализ интеллектуального и духовного наследия Запада и Востока поспособствует осознанию и принятию нашей собственной природы, научит воспринимать жизнь с позиций подлинного создателя реальности, игрока в одной большой команде под названием человечество.
Книга отвечает на главные вопросы:
• Зачем мы живем и есть ли в этом смысл?
• Есть ли у человека предназначение и в чем оно заключается?
• Как получать то, к чему стремишься, и оставаться счастливым, пребывать в гармонии с окружающим пространством?
• Как жить благополучно во всех смыслах этого слова?
• Существует ли высшая истина, которую мы так часто безответно ищем?
Она поможет увидеть точку, в которой соединяются главные ценности наших жизней с реальными возможностями и способами их претворения в жизнь. Это то, что приводит нас к удовлетворенности, настоящему успеху, умиротворению, спокойствию, любви и счастью.
Здесь вы не найдете жестких предписаний, догм, попыток навязать тот или иной взгляд на действительность. Каждый сделает вывод сам в соответствии с тем, насколько те или иные положения книги резонируют с глубинными личностными ценностями и потребностями.
Мотивацией для поиска и написания данной книги явилось наличие существенных белых пятен в моем собственном миропонимании, а также отсутствие цельного, законченного видения картины реальности. Я чувствовал, что в том, чему нас учили и что мы знаем о мире есть какой-то существенный пробел. Хорошо, я могу осуществлять свои мечты, претворять в жизнь идеи и желания… Но во имя чего? Этой парадигме не хватало какой-то основы, ядра, привязки к универсальным законам устройства мира, которые бы все объяснили. Потребовалось несколько лет, прежде чем я обнаружил отправную точку, вокруг которой бы выстраивалось все остальное. Без такой основы все остальное – как дом без фундамента.
Глубже погружаясь в тему, я находил все больше взаимосвязей между различными взглядами на устройство реальности и предназначение человека. Но самое главное, как мне кажется, – в работе удалось связать человеческую жизнь (со всеми ее желаниями и устремлениями) с ответами на самые значимые вопросы: «Зачем?», «Ради чего?» и «Как?». Для того чтобы идти дальше, необходимо осознавать, кто ты есть, где ты находишься и почему, куда тебе следует двигаться, если вообще следует, и что это тебе принесет. В противном случае и жизнь, и действия человека теряют всяческую ценность и осмысленность.
Как книга соотносится с религиями? Книга ни в коей мере не является религиозным учением, однако не противоречит известным Книгам Жизни, а скорее, напротив, объединяет и пытается раскрыть смысл того общего, что там есть. Религии говорят о подобии человека Богу, как о главной задаче и ценности жизни. Если в своих рассуждениях мы принимаем известный постулат о присутствии Создателя (или Единого Разума) во всем, то, глядя на это все, на мир, на самих себя, мы смотрим на самого Создателя и учимся у него.
Говоря об универсальных законах бытия в этой книге, мы будем отождествлять их с законами самой реальности, самой Вселенной во всех ее проявлениях. Дело в том, что на тему «Что такое Вселенная?» мы имеем хоть какие-то представления, во всяком случае мы не отрицаем ее существования. А вот на счет того, что есть Бог, имеются разночтения: от полного непринятия этой идеи до персонификации и отождествления с конкретными фигурами (как, например, Иисус) или мифическими (как, например, Вишну, Шива). Таким образом каждый представляет (или отрицает) Бога по-своему.
Ум исследователей, да и обычных людей, часто направлен на поиск противоречий или несоответствий. Однако если посмотреть на все религиозно-философские школы и направления, мы увидим, как много общего между ними, а если мы еще начнем откидывать капустные листья и доберемся до сердцевины, то поймем, что суть везде одна и та же.
К счастью, в основе любой религии всегда существовало некое смысловое ядро, представляющее из себя суть учения. Оно и являлось источником истины, не претерпевая социальных адаптаций, не становясь средством или способом управления, доминирования, манипуляций. В иудаизме это каббала, в исламе суфизм, в индуизме йога или веданта. Мы все хотели бы усвоить и удержать истину, но ее невозможно просто знать, хоть она и довольно проста. Истина – это состояние души, способность жить и взаимодействовать с миром на самом глубоком уровне своего существа.
Довольно часто в этой книге даются отсылки к буддизму, но это не означает, что он лучше или хуже других философских или религиозных течений. Суть в том, что изложение информации довольно нейтрально и более всего соответствует современному подходу к пониманию реальности.
Является ли эта работа научным исследованием? Изначально так и было задумано. Однако в процессе работы она существенно трансформировалась, и сейчас ее скорее можно отнести к разряду духовных книг. Но самое главное – я искренне попытался сделать ее максимально полезной и практичной для читателя. Если мы посмотрим на величайших ученых, на которых я с огромным уважением нередко ссылаюсь на страницах книги, мы поймем, что это скорее ученые-мистики, пионеры и разрушители шаблонов, привнесшие в мир (и научное сообщество) больше вопросов и загадок, нежели ответов, а никак не типичные ученые своего времени, работающие и мыслящие узконаправленно, в отсутствии какой-либо связи с другими дисциплинами, идеями, представлениями, фактами, исследованиями, сферами жизни. Проблема науки в этом смысле состоит в том, что она, как правило, не дает возможность рассмотреть явление целостно, относительно природы всех вещей. Хотя, учитывая весь объем накопленных знаний, это было бы просто невозможно. Но мы и познаем ради познания, а не ради расширения. Как писал Никола Тесла: «Современные ученые мыслят глубоко, вместо того чтобы мыслить ясно. Чтобы мыслить ясно, нужно обладать здравым рассудком, а мыслить глубоко можно и будучи совершенно сумасшедшим».
Разумеется, никакое руководство или книга не заменят самого жизненного пути, поскольку именно в нем и состоит основа любой трансформации. И даже опыт поколений не поможет обрести жизнь, которая действительно имеет смысл. Родители вкладывают в нас очень многое, но насколько счастливыми и гармоничными людьми они сами являются? Они сами находятся в поиске ответов на все те же вопросы. Здорово, если бы в самом начале нашего пути кто-то протянул нам книгу и сказал:
– Прочти! Эта информация поможет тебе стать гармоничным, успешным, удовлетворенным, счастливым, любящим и любимым человеком. Научит тебя жить целостной жизнью, а не бояться и сопротивляться. Покажет истинную глубину жизни, суть вещей и обозначит законы, по которым существует и развивается Вселенная.
Это позволило бы нам с первых самостоятельных шагов руководствоваться мудростью всех предшествующих поколений, не изобретать велосипеды, не становиться адептами популярных концепций, не плутать во тьме невежества, не делать лишних кругов, не убегать от себя, не впадать в ступор от встречи с неизвестным. Обесценило бы это наш опыт? Вряд ли. Придало бы это ему больше осмысленности, мудрости и истинной глубины, основанной на универсальных ценностях? Скорее всего, да.
Поэтому давайте начнем путь к себе, к здоровому и конструктивному взаимодействию с реальностью.
Часть 1. Что мы знаем о себе и о мире?
Глава 1. Добро пожаловать на Землю
Земля не принадлежит нам. Мы принадлежим земле. Все вещи связаны – как кровью, которая соединяет семью. Все, что происходит с землей, происходит с сыновьями и дочерями земли. Мы не плетем паутину жизни, мы просто вплетены в нее. Что бы мы ни делали паутине, мы делаем себе.
Сиэтл, сын вождя суквомиш Швиба и Шолицы, дочери вождя дувамишВы хотя бы раз в жизни просыпались с мыслью: «Зачем все это? В чем смысл?», смотрели в зеркало и спрашивали себя: «Кто я?» или пытались ответить на вопрос: «Что представляет собой это мироздание?». Уверен, что да. Рано или поздно такие вопросы задает себе каждый человек, а затем или пытается найти на них ответы, или откладывает поиски на потом.
Я тоже проходил через этот поиск – куда идти и чему верить? Эзотерика не слишком точна и необъективна, основывается на непроверенных данных и является нишей для спекуляций. Религиозная литература зачастую искажена догмами и интерпретациями. Личный опыт искателей и философов субъективен. Научные знания часто ограничены общепринятыми постулатами и вообще могут быть поставлены под сомнение в силу так называемого эффекта ожиданий экспериментатора (который демонстрирует, что результат эксперимента с большей вероятностью будет соответствовать ожиданиям того, кто его проводил)[1]. Есть мнение, что стоит прислушиваться лишь к своему внутреннему голосу, однако никто не обучил нас тому, как это делать. Определенные практики, включая медитацию, могут помочь в установлении контакта с собой, но дальше возникает вопрос:
«Что значит быть собой?»
Осознание ценности и смысла жизни, роли и места человека в общей картине мироустройства, понимание процессов в собственной жизни тоже постоянно от нас ускользают. Ежегодно издаются сотни книг по целедостижению, техникам воплощения желаний в реальность.
Но чего стоят достигнутые цели, если в итоге мы не испытываем подлинного удовлетворения и спокойствия, продолжая спрашивать себя: «Туда ли я иду?», и сомневаемся в смысле и ценности наших поступков.
Увы, в текущем миропонимании слишком много всего, что противостоит глубинным потребностям человека. Получить хорошее образование, иметь стабильность, много зарабатывать, красиво отдыхать – действительно ли эти цели-штампы являются вашими? При этом такие ценности, как семейные и сексуальные отношения, общественный уклад, отношение к бедности или богатству, имеют свойство меняться под влиянием среды, общественного мнения, политической обстановки. Еще 100 лет назад весь мир считал худобу проявлением болезненности, а не красоты, тогда как сейчас все стараются выглядеть идеально стройными. Сегодня мы провозглашаем гуманизм, а завтра начнется война – и все ценности перевернутся вверх дном.
Эта нестабильность еще больше подогревает внутренний конфликт между целями, внедренными извне, и нашими истинными. Мы начинаем понимать, что скопированные из социума жизненные стратегии не отражают наших глубинных потребностей, что мы внутренне с ними не согласны. И тогда возникает желание сбросить шелуху, налипшую на линзу нашего мировосприятия благодаря хроническому пассивному реагированию на происходящее. Но что взять в качестве ориентира взамен?
Где она – точка отката системы к «первоначальным установкам», когда все видится в чистом свете, расставлено по своим местам и несет в себе подлинную ценность и смысл?
Желая найти ее, в стрессе мы бросаемся в крайности. Пытаемся решить вопрос посредством интеллекта, анализа наших действий. Но в основе выбора решений лежат наши же собственные убеждения и концепции, которые и привели к фрустрации. Получается замкнутый круг. Или думаем, что нам точно поможет вера. Но и здесь возникает проблема. Каждая глобальная мировоззренческая концепция, сформулированная просветленными людьми, изначально была призвана стать проводником духовности, баланса, созидания, гармонии, всеобщего блага и порядка. Однако в процессе превращения в религию как социальный институт эти концепции подстраивались под существующую систему общественных отношений и обрастали интерпретациями под влиянием разного рода мотивов. В результате они становились скорее средством контроля, нежели поддержки на пути осмысленного следования универсальным законам природы.