bannerbanner
Черновик твоей жизни
Черновик твоей жизни

Полная версия

Черновик твоей жизни

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Даже если прямых ссылок, как например, на название «Скучно жить просто», не нашлось – есть над чем задуматься. Название книги не должно оголять содержимое настолько, чтобы читатель воспринял его, как что-то устоявшееся или назидательное.

Продумывая название книги в самом начале работы, ты повысишь качество своих устремлений. Название подобно флагу, стержню, вершине. К нему, в него стекается основная идея произведения. Поэтому, отталкиваясь от задумки произведения, необходимо составить список рабочих названий. Пусть это будет схоже с неказистым сваливанием в одну кучу самых нелепых заголовков.

Допустим, для примера, наша идея – написать произведение, как пособие для начинающих миллионеров. С жанром пока определённость только в намётках, как non-fiction, но хочется что-то приукрасить художественно, а где-то и придумать, поэтому названия прописываем в двух колонках – для художественного произведения и произведения non-fiction (будем использовать и русское его написание, как «нон-фикшн»):



Название позволяет читателю с ходу понять – что его ожидает. Можно, конечно, назвать книгу отвлечённо, но привлекательно. Дизайнерская подача названия, например, английскими буквами в названии или перевёрнутыми литерами, возможно, найдёт отклик в «оригинальном» читателе. Хотя, и художественно, это может быть оправдано.


Рассчитывай и на то, чтобы твою книгу можно было легко найти в интернете. Поэтому стоит не полениться и загуглить придуманное название во избежание «названий-двойников» и иной путаницы. Всегда старайся избегать двузначности! Таким образом, обратившись к придуманным выше, находим, что название «Ты – миллионер» уже существует (книга опытного бизнесмена А. Гольденберга), а также книга с одноименным названием Джея Либолда. Как и повторяющееся название книги «Любовь к трём миллионам» (О. Хмельницкая). К тому же отсылка (аллюзия) к широко известному произведению Карло Гоцци «Любовь к трём апельсинам» или пелевинскому «Любовь к трём цукербринам» скорее, найдёт среди читателей негатив восприятия твоего произведения от схожести в названиях при первом приближении к книге.

Практика показывает, что за период написания книги название может измениться, и порой до неузнаваемости. Поэтому первое название можете обозначить «рабочим».

Название необходимо для чёткой установки в направлении идеи твоей книги.

Анализ литературных названий, используемых с древних времён, привёл меня к следующим выводам: современное название уже сложно поднести даже двумя зависимыми напрямую словами, так как на подобное в истории литературы ты тоже наверняка натолкнёшься. Но ты же единственный и неповторимый, поэтому продли себя, соверши эту неповторимость и в названии.

Название должно не только отражать суть книги, но и выполнять негласную коммуникацию с читателем. Читатель из тысяч книг должен захотеть взять в руки именно твою. А её имя – её название, её «лицо» должно вызвать у читателя желание познакомиться с этим именем. Здесь ты должен задуматься над тем, каков он – твой читатель. Но прежде задумайся над тем – каким тебя встретит читатель.

Потому и само представление автора может, порой, сыграть злую шутку. Благозвучность имени в публичном пространстве имеет важное значение. К тому же, на территории распространения вашей книги ваше имя может либо заиграть яркими бликами, либо потускнеть.


Сочетание имени, фамилии и названия тоже сказывается на имидже. Поэтому авторы используют псевдонимы, которыми отгораживают себя творческого от себя реального. Есть в этом некие культурологические минусы. Но смысловая составляющая сочетания имени, фамилии и названия должны учитываться.

Неутешительные выводы следуют за примерами:

Лев Бубликов «Философия времён»

Анастасия Клёпкина «Цари науки»

Клеопатра Рёвина «Спецназ»

Наша современность диктует и некое обезличивание. Автор становится не столько интересен и важен, сколько информация, которую он несёт.

А та часть, которая касается описания «об авторе» должна кратко, отточенно, в одном-двух предложениях передать самую суть твоего авторского лица. Это не совсем биография, но некоторые биографические данные требуются.

Тебе придётся не раз подавать свою биографию. И под разными углами. Поэтому посвяти описанию своей краткой биографии некоторое время:

– твоя краткая биография (1-й вариант)



– твоя краткая биография (2-й вариант)



Это не должна быть биография о том, как и когда ты пошёл в первый класс, или поступил в институт. Это должны быть самые весомые сведения о тебе.


Один ученик, несколько дней размышляя над своей краткой биографией, написал следующее: «Жил и живу, и буду жить». Чувствую, как тронула его тема биографии, в которой за его молодыми годами он почувствовал, что ещё вроде как ничего не сделано. Но каждый где-то родился, и, вероятно есть у каждого факт из биографии, подтолкнувший к написанию книги. Не говоря уже о тех, кому уже сделаны несколько творческих инъекций в виде курсов, школ, мастерских.


Читателю важнее не «кто ты», а «какой ты». Сторона твоего духовного мира является сцепкой между тобой и пространством. И, продолжая разговор об информационном назначении книги и формировании названия, учитывай и тот факт, что современные издательства, приобретая права у автора, продвигают не самого автора, а его труд. Становится важным не «кто ты», а «какой ты», «что ты сделал». Так подошло время для ещё одного вопроса (но подобный вопрос уже был!). Ответь ещё раз на него:

– каков ты?

Этот вопрос переводит тебя на следующий этап создания книги. В нём ты перевернёшь страницу с названием, но необходимо выяснить – чем ты будешь интересен читателю.


Глава 5. Целевая аудитория

Займемся сегодня вопросами читательского восприятия. Уже предвижу твоё возмущённое ёрзанье – «вот уже пятая глава, а мы ещё не написали ни строчки самой книги». Во-первых, первое предложение с записанным тобою желанием уже есть. А во-вторых: где ты видел, чтобы здание строилось без чертежа, без макета, без расчётов? Слепить мазанку из глины да за одну ночь можно. Но крыша над головой вскоре начнёт протекать, и теснота сгорбит твои сдавленные ощущения от жизни. Поэтому подобно профессиональному портному или высококлассному архитектору – мерим, кроим, чертим, оттачиваем. И сегодня куда более важно понять – для кого ты создаёшь книгу.

Итак, целевая аудитория.

Целевую аудиторию твоей ещё не написанной книги необходимо определить до начала основных записей, а затем чётко представлять её во время написания. Ты именно с ними, своей аудиторией, должен научиться вести диалог. К ним ты направляешь свой опыт. Им ты пересказываешь свою книгу. И от них после выхода книги будешь ждать отзывы, обратную связь.

Здесь вступают в силу метафизические законы: книги ещё нет, но ты о ней целенаправленно думаешь, расчищая в пространстве энергий место для её жизни. Окружаешь её всеми необходимыми атрибутами: читателями, её внешней подачей в среде профессионалов (логлайн, аннотация, синопсис, о которых мы будем говорить дальше), внешним видом (обложкой).

Необходимо понять – чем книга будет интересна твоей аудитории? Поищи ответ на этот вопрос.

– кто входит в твою целевую аудиторию?



– портрет твоей целевой аудитории:



– чем книга будет интересна твоим читателям?



Прописывая «чем может быть интересен моему читателю роман для подростков «Мулета для скрипки», мне пришлось вспомнить всех, кого бы эта книга могла заинтересовать. А уже после предстояло выбирать по принципу большинства. И выглядели эти продумывания следующим образом (надо сказать, здесь представлена лишь вторая часть моей размышлений над целевой аудитории; первая часть где-то затерялась в архивных папках). И, кстати, этот факт тоже возьми себе на заметку – лучше с самого начала раскладывать все необходимые материалы в одну папку. А если это записки на салфетках или, возможно, туалетной бумаге, на которой ты делаешь почеркушки – приспособь и им заветный сундучок. Смеюсь, конечно, но кто знает «из какого сора…».

Вот какой я увидела аудиторию для своей книги «Мулета для скрипки»:


Подросткам – книга не навязывает, а рассказывает и показывает жизнь твоей среды, твоих сверстников. Подобные события могут произойти и с тобой, ведь тебе хочется со стороны увидеть себя, своих друзей, и разобраться – кто из них всё-таки не друг, а приятель, и почему так происходит. А ещё здесь говорится о любви, первой настоящей, и о влюблённости, из-за которой делаешь ошибки, а потом жить тошно.


Выпускникам школ – накануне выхода в большую жизнь каждый хочет стать чем-то или кем-то, кто-то уже просчитал свою жизнь лет на сто вперёд, а у кого-то и «камень не валялся»; книга «Мулета для скрипки» может стать определителем твоей взрослости, в ней прописаны все человеческие добродетели и качества: чем больше ты найдёшь их, тем увереннее можешь идти в жизнь – о многом этой книгой ты предупреждён.


Родителям подростков – если вы стали родителями осознанно, то, возможно, эта книга не для вас – вы и так всё сами знаете. А вот в другом случае… Посмотрите ещё раз на себя со стороны. Не думайте, что если вы взрослые, значит, каждый ваш шаг правильный. Эта книга показывает, как стать другом своему отпрыску, как жизнь прожить так, чтобы каждый вечер заканчивался для всех хорошим настроением. Тогда из вечеров сложится жизнь. А она тоже имеет свойство заканчиваться.


Учителям – уже давно известно, что те, кто учат, делятся на преподавателей и учителей. Преподаватель – замотан делами, бытом, для него уроки – работа, дающая доход. Учитель, педагог – своим примером учит не только предмету, но и выходу в жизнь. Годы перемен конца XX века дали целую плеяду преподавателей, потому всё чаще можно услышать от учеников негатив в сторону старших. Книга не умствует, не нравоучает, она показывает – к чему ведёт дорога преподавателя и куда может вывести дорога учителя.


Бабушкам, имеющим внуков и внучек – любовью своей к внукам и внучкам можно достучаться до их понимания мира. Вы можете делать в воспитании некоторые коррективы, – так почему бы этим не воспользоваться. В книге «Мулета для скрипки» есть много моментов, которые можно вам вместе обсудить, вспомнить и рассказать свои жизненные примеры.


Отцам-бизнесменам – в обеспечении семьи, в круглосуточной работе порой упускается из виду самое главное. И не замечаешь, как сын стал ходить, потом пошёл в школу, потом получил паспорт. Это вехи. Но между ними – жизнь с ежедневным взглядом отца и сына, словом, брошенным или услышанным. Книга «Мулета для скрипки» рассказывает о семье бизнесмена, который вовремя оглянулся на сына, и понял не его прихоть, а его чувства. Учитесь чувствовать вместе с «Мулетой».


Матерям-домохозяйкам – современные матери-домохозяйки уже давно переквалифицировались в активных любительниц культуры, искусства. Они ходят на курсы коучей, художников и т. п. И узнавание жизни своего растущего чада им более понятно, чем мужьям, которые чаще отсутствуют из-за своей занятости. Как не потерять то, что ещё пока не потеряно, как вернуть то, что уже потеряно – расскажет «Мулета…». Читать и обсуждать поступки героев: в таком режиме, и в своей жизни многое прояснится.


Работающим матерям-одиночкам – спешка, временной цейтнот, обеспечение быта от минимума до максимума – всё лежит на её плечах. «Что вы?! Когда мне найти время?! Выспаться бы… А вы говорите – прочитать книгу?!». Но остановку сделать надо, пока не поздно. Пока не случилось самого страшного. За правило – вечер проводить с ребёнком, за чтением, возможно и обсуждением, например, «Мулеты для скрипки».


Про любовь подростков будет интересно читать и тем, кому ещё лет 11 с небольшим. Но только – тссс! – читать по секрету, втайне от взрослых… С ними можно будет потом, когда они сами повзрослеют, это обсудить.


Директорам школ и завучам – система, свод правил, обилие заполняемых документов никогда не смогут стать противовесом жизнедеятельности. А в ней: процессы движения, поиски смыслов жизни, рост преступности, планёрки, отчитывания на коврах и на общем собрании, конфликты с учениками, родителями, давления сверху и планы-планы… Прочитайте «Мулету для скрипки», посмотрите на себя со стороны, и станет многое по своим местам. В романе представлены все человеческие добродетели. Применить на себе каждое – нескольких жизней не хватит. Внимательное прочтение может сделать замену этим реальным переживаниям. Читайте и обсуждайте с педагогами и учениками.


Музыкантам-профессионалам – история с музыкальной фамилией, описанная в романе «Мулета для скрипки», отбрасывает во времена Екатерины II. Вся книга пропитана музыкой. Её звуки исходят от скрипки, от классических произведений Вивальди, Бизе. От музыки иллюзий, навеянных образом тореадора, машущего мулетой перед разъярённым быком подобно тому, как жизнь дразнит и манит туда, где ярко, но после – неоправданно больно.


Бардам – связь с гитарной песней в романе «Мулета для скрипки» дана точечно, в эпизоде бардовского фестиваля, на который едет весь класс вместе с учительницей и двумя родителями. Что способна сделать стоящая песня с душой человека? Уравновесить, гармонизировать. Ведь назначение звука – дать эстетическое наслаждение. Уровень эстетики людей зависит от многих факторов – от образования, воспитания, мировоззрения. Эстетика настоящей бардовской песни – это не три аккорда, это музыка сфер, музыка жизни, выводы из которой лежат на поверхности.


Психологам, коучам, культурологам – темы взаимоотношений в литературе уже в 60-е годы были положены в основу разработки психоаналитических процессов. Вспахано ли всё поле отношений? Психология индивида, психология межличностных отношений в группах, когнитивный диссонанс, переоценка ценностей, формирование идей и соматика эмоциональных реакций – всё это в достаточном объёме представлено в романе «Мулета для скрипки». Параллели вертикальные и горизонтальные дают широкую картину не только подросткового мира. Автор романа охватил так же широкий спектр человеческих добродетелей и пороков. Автор так же смеет претендовать на наличие суггестивных значений текста.


Школьным учителям – всё самое дорогое, что было связано со школьными годами, отображается рисунком романа «Мулета для скрипки». Это не автобиографический роман, а художественный вымысел, в основе которого лежит собирательный личный опыт. Есть в каждом герое отголоски былого – в именах, в жестах, поступках. И есть – музыка, любовью к которой наградили меня тоже мои дорогие учителя.


Учащимся и студентам – автор романа тоже когда-то был подростком. Я сидела почти все школьные годы, неизменно, на первом ряду, за предпоследней партой, ближе к проходу, а у окна сидела моя подружка. В романе нет моего прототипа, как нет прототипов и других знакомцев. Но есть черты, взгляды, имена дорогих мне людей. Роман не поучает, он рассказывает одну из историй, в которой переданы все человеческие добродетели и недостатки. Буду рада, если по приезду в родную школу, я встречусь с вами, как с читателями произведений, в которых мы с вами пересечёмся интересами.


Моим соклассникам – мы были другими. Я помню, как эту фразу говорили мои родители о моём поколении. Теперь уверена – наши внуки будут так же говорить своим детям. Но, согласитесь, мы всё равно все одинаковые. И проблемы наши, и вопросы – одни и те же. Возможно, с несколько другим колором, другими техническими атрибутами. Но никакая техника не может повлиять на человеческие отношения, и те качества, которые сформированы ещё Аристотелем. Мы не другие. Просто наша жизнь уже под горку, и всё внимание им – нашим последователям. Я посвящаю этот роман моему поколению, несмотря ни на что. Это – вам.


Творческим людям – в творчестве нет оглядывания назад, потому как им движет могучая сила. Оно – колесо, которое вначале туго, с откатом продавливает верхний слой земли, пока катишь этот воз вверх. И если докатил (ся), дотянул (ся) – с горки – йеееху! – не успеть уже, оно само дальше. И вы меня понимаете, творческие люди. Здоровья вам и умения видеть такого же человека, как вы – рядом. Возможно, об этом роман «Мулета для скрипки».


Итак:

– чем твоя книга будет интересна твоей целевой аудитории?



– почему твоя аудитория заинтересуется именно твоей книгой, а не тысячью других на эту же тему?



И, наконец:

– какое важное решение, выводы может сделать твоя целевая аудитория, благодаря твоей книге?



Встань в позицию читателя своей книги. Посмотри на содержание глазами тех, кому посвящаешь свои измышления. Из ответов на все поставленные вопросы у тебя сформируется портрет твоей аудитории.


Полюбуйся особенностями, чертами своей целевой аудитории. Научись предвидеть и тех, кому она будет не интересна. Опиши её так, как будто это твой самый дорогой человек, которому ты доверяешь свои взгляды. Так ты прокладываешь дорогу к своему читателю, определяешь степень доверия к нему, расчищаешь поле для собственной мысли, открываешь путь своей книге.


Семейные или холостые люди, женщины и мужчины, их возраст, характер, образование, профессии, привычки, желания – пусть всё идёт в ход описания.

Книга будет интересна тем, кого ты с интересом описываешь, притягивая в свой круг.


– итак, твоя целевая аудитория:


Глава 6. Характер. Критика

Особые люди твоего окружения – твои «талантливые читатели» критики. Они тоже должны войти в твою аудиторию интересов. Благодаря критику твоя книга может быть подхвачена и разрекламирована. Единого института критики уже давно не существует. Но их наличие подобно тайному ордену, сообществу, откуда зоркий взгляд бдит и вершит свой приговор.

Моя специализация на филологическом факультете «литературная критика». Я благодарна своими учителям, признавшим во мне умение видеть глубину. И, скажу честно, многие моих рецензий побаивались. Но. Запомнила я и взяла на всю жизнь за правило: критик не тот, кто жестоко критикует, не оставляя камня на камне, стирая в песок, труху, уничтожая… Критик раскладывает, анализирует, показывает путь. Критик созидает и направляет к усовершенствованию. Для уничтожения существуют другие институты.

Критик помогает улучшить произведение. Он замечает те слабые стороны, которые сам автор может упустить из виду. Поэтому не бойся отдавать произведение на рецензию, доверь её анализу критика.

В названии этой главы я не случайно совместила два разносторонних, на первый взгляд, понятия «Характер и критика». Ты усмиряешь свой характер в сторону добродетелей и, благодаря критике, учишься слушать не только своё кричащее нутро, но получаешь согласование с миром, с контекстом жизни уже не только вокруг себя. Описывая в произведении других персонажей, тебе придётся начать с себя.


Помощником в этом описании может стать материал, который я собрала в таблицу «Добродетельные черты и пороки». Таблица подскажет характеры героев. Но твоя писательская задача не называть черты, а показывать путь их формирования. Основанием для создания данной таблицы послужили труды древних философов, особенно трактатов Аристотеля (384 – 322 годы жизни до н.э.). Со временем многие черты человеческих характеров претерпели изменения. Но не до глубины, а лишь в нюансах. Поэтому, работая над созданием данной таблицы, мне пришлось исследовать эти стороны человеческой сути. Длилось исследование не один год, и даже не одно десятилетие. Путь к каждой добродетели или пороку оказался многогранен, отчего идущий по этому Пути, непременно приходит к тому, что ищет.


В таблице ты увидишь две части, в каждой по две колонки. Первая часть показывает добродетельные человеческие черты и их описания, а вторая часть указывает на пороки, к перечню которых также даны описания.


Таблица размещена в разделе книги «ЧЕК-ЛИСТЫ».


Перечисленные черты на шкале взаимоотношений крайние. Между прощением и местью пролегает целая дорога из гнева, злости, ненависти, возмущения, обиды, сердитости, досады, раздражения, мстительности, оскорблённости, бунтарства, сопротивления, зависти. Чувства, замешанные на эмоциональности, помогут создать общую картину понимания себя, твоего сценария жизни, и конечно, твоих героев.


Но не спеши с выводами о себе, и тем более не отчаивайся, если твой сценарий тебе кажется «не очень», а тем более, если ты видишь в себе «плохого парня».

Только высший разум может внести коррективы в твой сценарий жизни. А человек рядом с тобой лишь предполагает, как, впрочем, и сам ты тоже способен лишь субъективно предполагать. Но помни ещё одну тонкость: для писателя важным качеством является широта амплитуды его восприятия мира. Скучен абсолютно правильный образ, как раздражает и абсолютное отродье.

Итак, уже после знакомства со списком добродетелей и пороков, ответь ещё раз на вопрос:

– каков ты? (обрати внимание, тебе приходится уже третий раз отвечать на один и тот же вопрос – задумайся и над тем, зачем это необходимо).


Глава 7. Аннотация

Доступ к книге проходит не только через название. Читателю часто хочется узнать суть произведения, прежде чем придёт желание погрузиться в чтение. Этому может поспособствовать аннотация.

Аннотация – это краткое ёмкое высказывание о книге, нацеленное на привлечение внимания читателя, критика, продюсера, издателя.

Иное название аннотации – хук. Это своеобразная реклама, по которой будут судить о качестве предлагаемого содержания. В аннотацию закладываются читательские ожидания о типе вашего материала. Читатель через аннотацию настраивается на авторское обещание дать ему необходимую информацию. Потому небрежность в написании аннотации будет воспринята читателем негативно.

Размещается аннотация в выходных данных книги и может дублироваться на заднике обложки.

Ещё одно название аннотации – логлайн. Но оно больше нацелено на драматургическое произведение, хотя суть его остаётся прежней.


Итоговая длина аннотации должна вместиться в итоге в одно-два предложения объёмом не более пятнадцати – двадцати слов без учёта предлогов и союзов. Предваряющее аннотацию предложение, не входящее в рамки названного количества слов, должно содержать информацию о тебе, как авторе, с обозначением фамилии, имени, и о произведении – с названием, местом и периодом написания издания.


Ты скажешь – сложно же написать аннотацию на всё произведение, да ещё и кратко. В то время, как самого произведения ещё, вроде бы нет.

Но это возможно, если действовать по схеме:

«КТО – ЧТО делает – ДЛЯ КАКОЙ ЦЕЛИ».


В кратком изложении аннотации закладывается смысл всей книги крупным планом, как под увеличительным стеклом.

Написанная тобою аннотация тебе ещё тысячу раз пригодится. Она будет использоваться в выходных данных книги, в так называемых оборотках издательства, на сайте, на обложке, в рекламных буклетах. Она поможет тебе быстро отвечать на вопрос «о чём твоя книга».


В аннотации общая концепция должна быть связана с персонажем/персонажами книги. Здесь, условно, зашифрован смысл явления миру главного героя, и здесь же итог – желание главного героя, ради которого написана эта книга, т. е. «к чему всё это должно привести».

На страницу:
3 из 4