bannerbanner
500 великих загадок истории
500 великих загадок истории

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 28

Каменный длинноухий истукан когда-то стоял на невысокой, около полуметра, каменной платформе, расположенной неподалеку от берега. По какой-то причине он упал или был сброшен с постамента еще до появления здесь первых европейцев, иначе бы его могли увидеть с проходящих судов. Такие же статуи находили и находят до сих пор на сибирском побережье Северного Ледовитого океана!

Примерно за 10 лет до канадской сенсации геолог Виктор Благообразов с товарищами обнаружил точно такую же статую на одном из островков Карского моря возле полуострова Таймыр. Виктор со спутниками плыл на лодке (в тот год море сравнительно рано очистилось ото льда), когда на одном из островов увидел стоявший неподалеку от берега каменный столб с круглой каменной же «шапкой» на его вершине. Каменный идол 3-метровой высоты, являющийся точной копией статуй с острова Пасхи. И даже установлен он был точно так же, спиной к морю. Здесь надо напомнить о часто встречающейся ошибке: никогда не бывавшие на острове Пасхи журналисты и художники рисуют и описывают длинноухих великанов, стоящими на берегу и смотрящими в морскую даль. На самом деле большинство статуй повернуты спиной к океану.

Виктора как геолога заинтересовало и то, что на острове не было камня, из которого можно было вырубить эту статую. Похоже, ее кто-то откуда-то привез морским путем.

Российский геолог, более известный нашим читателям как писатель Олег Куваев, в своей повести «Дневник прибрежного плавания» сообщает о поразительной находке, сделанной им и его спутниками еще восточнее этих мест – на мысе Шалаурова Изба.

Хорошо известен нашим читателям исследователь загадок природы, руководитель группы «Космопоиск» Вадим Чернобров. В изданной им в 2002 г. в Москве «Энциклопедии аномальных явлений в природе» приведена одна такая фотография: несколько длинноносых и длинноухих истуканов с каменными шапками на головах, высотой примерно в полтора человеческих роста, стоят на степной равнине. Для непосвященного это точно пейзаж острова Пасхи и его статуи. Но подпись под фотографией ошарашивает: это степные просторы Волгоградской области!

Если все эти статуи окажутся подлинными, появится большой соблазн связать их с легендарными обитателями Гипербореи, а заодно и переделать историческую хронологию.

Тридцать семь веков Аркаима

Он был открыт случайно. Двадцать лет назад местные мелиораторы решили устроить в долине реки Большая Караганка водохранилище. Прежде чем долина была затоплена, туда пришли археологи. Экспедицией руководил Геннадий Зданович из Челябинского университета – замечательный специалист, известный археолог. В долине было обнаружено множество исторических памятников разного времени – раннего железного и бронзового веков, сарматского и срубного периодов. Среди традиционных курганов и могильников оказался памятник непонятный и невероятный – древний город, построенный примерно 3700лет назад и существовавший в XVII–XV вв. до н. э.!Его назвали Аркаим – так на старых картах была обозначена эта долина и гора рядом.


Сначала было недоумение. На аэрофотоснимках четко просматривался круг диаметром 170 м, еще один круг внутри и радиальные сегменты между ними. Что это? Откуда? Почему? Потом начали копать – и круг оказался укреплением, а сегменты – жилищами. Город был окружен рвом 2-метровой глубины и 2-метровой высоты валом с деревянным частоколом на гребне. Внутри он имел еще один круг укреплений со рвом и валом. В самом центре находилась площадь. Вокруг нее стена к стене – радиально ориентированные дома. И такие же дома – между двумя оборонительными кругами. Домов оказалось 70, в каждом жили по нескольку семей – вероятно, родственных. Город мог иметь около 3 тыс. жителей!


Аркаим. Аэрофотосъемка


Кто же были эти люди? Древние арии – предки индоевропейских народов. Вероятно, прародиной индоариев является область так называемой андроновской культуры – между Уральским хребтом на западе, Обью и Енисеем на востоке. С севера она граничит с лесостепью, на юге захватывает пустыню. Аркаим лежит на краю этого пространства. Значит, возможно, что Ригведу или «Авесту» сложили аркаимцы? И наша историческая родина внесла в развитие цивилизации вклад не меньший, чем Египет или Греция? Да, такое возможно. Ведь из самых этих древних текстов мы знаем, что их авторы пришли с севера. Например, там описываются или упоминаются животные и растения, которых в Индии никогда не было: бобры, липы, клены… Видимо, на территории Аркаима и вокруг, в радиусе 200–300 км, сложилась мощная древняя цивилизация, а потом ее жители разошлись по миру и оказались в Греции, Персии, Индии.

Если это так, то эта зауральская цивилизация стала колыбелью всей индоевропейской культуры. Аркаим был не единственным городом в этих местах. Когда был открыт Аркаим, археологи вспомнили, что лет за 20 до этого уже сталкивались с подобным явлением, которое до Аркаима оставалось без должной оценки и понимания. Это был город Синташта. Но ему повезло меньше – он был наполовину смыт изменившей русло рекой, и эта оставшаяся половина показалась археологам явлением не вполне понятным и весьма нетипичным, почти случайным. После Аркаима начались более детальные исследования территории вокруг, в результате чего были открыты еще 20 городов, отстоящих друг от друга на 50–70 км. Эти места так и назвали – Страна Древних Городов. Это была мощная древняя цивилизация, но существовала она недолго – почему-то жители ее покинули.

Самый древний город имел форму круга – таким дошел до нас Аркаим, никогда не перестраивавшийся. Города, в которых жили дольше, перестраивались. Постепенно они принимали форму овала, потом – квадрата. Все это четко прослеживается на раскопках. Все они имели рвы и валы, укрепленные стенами из бревен, все использовали природную защиту – строились или на мысу, речном изгибе, или на возвышении среди болот. Они мощно защищались – 2 м рва плюс 2 м вала плюс частокол наверху – и все это на высоком месте. Правда, пока мы не знаем, с кем они воевали и воевали ли вообще. Пятиметровая защита могла быть гигантоманией вроде египетских пирамид или колосса Родосского – как известно, древние грешили крупными формами. Лучше остальных городов раскопан Аркаим, но там нет и намека на военные действия. Город был разрушен, но самими жителями. Точнее, он был сожжен. Судя по всему, в один прекрасный день все жители города встали, аккуратно убрали дома, собрали вещи, подожгли город и ушли. Это ясно читается по раскопкам. В домах все чисто убрано, нет и намека на брошенный в панике скарб. Все, что осталось в жилищах – битые черепки на полу. Все колодцы были аккуратно прикрыты крышками. Во рвах мы обнаружили целые обрушившиеся туда стены, тронутые пожаром, в почвах остались трассирующие угли и другие свидетельства пожара. Нет и намека на то, что город штурмовали или захватили врасплох.

Почему же люди ушли из Аркаима? Это одна из его загадок. Почему вообще индоарии покинули эти места? Всю остальную часть территории населяли обычные скотоводы-кочевники с весьма низким уровнем развития культуры. Эти кочевники остались, а индоарии ушли, прожив там всего 200–300 лет.

О высокой культуре аркаимцев свидетельствует сам факт существования протогорода, а не скопления случайных сезонных поселений. Город представляет собой правильной формы круг. Чтобы его построить, нужно было обладать специальными знаниями и специальными угломерными инструментами. Внутренний ров был перекрыт бревенчатым настилом, образуя улицу, и выполнял роль дренажной системы. В нем через каждые 15–20 м были вырыты колодцы, куда уходила вода. Они были глубиной 2–3 м, до песчаного горизонта – иначе сток был бы невозможен. Значит, жители имели представление о строении грунта, умели их использовать. Поражает правильность разметки жилищ, каждое из которых заканчивалось двориком. Они вплотную примыкали друг к другу, разделяясь общей стеной. Крыши были деревянные, с вентиляцией и отверстиями для света.

Каждый дом имел две части: жилую, разделенную на комнаты, и хозяйственную. Там стояли металлургические печи, в которых выплавляли бронзу. Надо сказать, что печи были совершенными – с колодцами-воздуховодами для усиления вентиляции, с мехами и системой вытяжки в крыше. Аркаимцы делали и глиняную посуду – для стряпни и для хранения продуктов. В каждой комнате были свои очаги – для обогрева и приготовления пищи.

Сложным было и строение стен. Кроме кольцевых валов, в городе обнаружены радиальные укрепления с более прочными стенами, ориентированными на четыре стороны света. Во внешнем кругу были оборонительные башни, в город можно было попасть только через них. Входы были настоящие и ложные – с лабиринтами, ведущими в ловушки. Враг, который не знал устройства города, имел мало шансов его взять.

Судя по всему, жители Аркаима были знакомы с астрономией и построили свой город как обсерваторию. В нем есть стены, ориентированные на зимнее и летнее солнцестояние – осеннее и весеннее равноденствие. Все это очень напоминает знаменитый Стоунхендж в Великобритании, существовавший в тот же период. А центральная площадь, очевидно, выполняла роль культового сооружения. Так что Аркаим был и обсерваторией, и храмом, и центром ремесла. А вокруг на неукрепленной территории жили люди, которые в минуты опасности собирались в город. Простые подсчеты показывают, что такое сооружение могло быть создано за один сезон. А просуществовало 100–200 лет.

В 2 км от города обнаружен курганный могильник с несколькими десятками могил. Они имеют сложную конфигурацию в виде вертикальной пирамиды с лошадьми, колесницами, мясом жертвенных животных, вещами. В одном из погребений была обнаружена женщина лет тридцати, напротив ее черепа, там, где «третий глаз», был укреплен кристалл горного хрусталя – видимо, она была жрицей.

Долина, окруженная грядой сопок, похожа на гигантскую чашу. В чаше есть террасы – днища древних озер, протекают две речки – Караганка и Утюганка. Долина закрыта со всех сторон – лишь река прорубила себе в гряде узкое русло. Сопки сложены из гранитов и базальтов. Тридцать семь веков назад они были покрыты густыми лесами. Долина была очень удобной для выпаса скота, гряды закрывали ее от ветров.

И все-таки люди покинули ее. Это были индоарии. Кочевые племена, не усвоившие культуру предшественников, жили там и позже. Существует несколько гипотез об этом исходе. Около 3400 лет назад произошла крупная экологическая катастрофа – извержение вулкана Санторин в Эгейском море. Некоторые даже склонны связывать его с исчезновением Атлантиды. Это был максимально возможный с точки зрения геологии взрыв, с выбросом огромного количества пепла и газов. Не исключено, что этот год сопровождался и другими климатическими катаклизмами, чем-то вроде ядерной зимы. Возможно, именно это побудило аркаимцев, каким-то образом пострадавших от этой катастрофы, уйти в поисках более теплых мест.

Есть и более банальное объяснение. Анализы погребенных под аркаимским валом почв показывают, что в момент постройки города климат в долине был благоприятным. Здесь было и много травы для животных, и густые леса. Но за 200 лет люди могли сгубить почвенный покров с помощью своих огромных стад, свести на нет леса, которые постоянно требовались и для ремонта городских сооружений, и для металлургического производства, и для домашних очагов. Об этом свидетельствует и то, что к моменту ухода людей климат в долине стал гораздо суше. А леса на гряде так и не восстановились, остались лишь небольшие рощицы.

Борьба за город шла два года. Сейчас на площади около 4 тыс. га организован историко-ландшафтный заповедник Аркаим. Его задача – сохранить не только древние города, но и природу. Челябинская область очень загрязнена, особенно ее центральная и северная части. Южный угол, где расположен Аркаим, самый чистый и нетронутый. Сейчас в заповеднике изучается природа – почвы, полезные ископаемые. В южной его части найден древний вулкан. В идеале нужно создать национальный парк с центром в Аркаиме. Пока принято решение об организации национального парка «местного уровня», но и это дает надежду, что Страна Древних Городов сохранится.

Следы ведут в океан

В 1859 г. один из пионеров исследования культуры народов Уссурийского края, Р.К. Маак, после того как жители села Шереметевского, что на правом берегу реки Уссури, показали ему «бесовские высечения» на прибрежных скалах, записал в своем путевом дневнике: «Я видел изображение человека верхом на лошади, птицу, которая по своим очертаниям наиболее походила на гуся; также очерк человеческого лица с лучами, исходящими по всем направлениям, высеченный в весьма грубых и неполных очертаниях. Об этих исторических памятниках не осталось, однако же, никаких преданий между тамошними жителями…»


После Маака сообщения о наскальных изображениях на прибрежных скалах и валунах в низовьях Амура и Уссури появлялись то в местных газетах, то – в качестве попутных сведений – в записках путешественников. Но вплоть до конца XIX в. они оставались вне поля зрения науки: «На берегу Амура есть писаные камни, затопляемые во время половодья. На одном камне схематически изображено человеческое лицо… На другом камне – два человеческих лица; глаза, рот и даже нос сделаны концентрическими кругами, а на лбу ряд волнообразных линий, отчего получилось выражение удивления как бы с поднятыми бровями…» Это описание, с поразительной точностью отразившее принципиальную особенность наскальных изображений Нижнего Амура, сделал великий русский путешественник В. Арсеньев. Странными и загадочными были лица, очерченные бесконечно извивающейся спиралью. Иногда даже древний мастер словно «забывал» о контуре лица, ограничиваясь лишь изображением огромных глаз и спиральных узоров вокруг. А предания местных жителей еще больше подчеркивали эту таинственность. Л. Штернберг записывает легенду о том, что рисунки на скалах оставил некий народ «ха», и добавляет, что, по-видимому, в этой легенде есть зерно исторической достоверности.


Академик А. П. Окладников


В 50-х гг. отряд Дальневосточной археологической экспедиции под руководством А.П. Окладникова в «столетний юбилей» первого известного науке упоминания о нем приступил к комплексному исследованию «амурского феномена».

Как отметит потом академик А.П. Окладников, на наскальных изображениях Амура, в жизни населения которого такое огромное значение имело рыболовство как основной источник существования, полностью отсутствует рыба.

Если мысленно приближаться «по тропе» древнего искусства к низовьям Амура со стороны Прибайкалья, таежной Сибири, то буквально у самой цели «путешественник» окажется в историческом тупике – тропа эта неожиданно и резко обрывается: нижнеамурские петроглифы принципиально отличны от всего того, что «путешественник» наблюдал «по дороге» и что как логическое продолжение виденного вправе был ожидать и на валунах Нижнего Амура.

Вместо пристального внимания к животному миру, дающему охотнику пищу и одежду, экспрессии и реализма в изображении зверей – черт, столь характерных для искусства каменного века Западной Сибири, Прибайкалья, Среднего Енисея, здесь, в низовьях Амура, основной темой наскальных изображений был человек.

Наскальные изображения в низовьях Амура существовали еще в эпоху перехода от палеолита к неолиту. И уже тогда охотники-рыболовы рядом с контурами диких животных, птиц лаконичными линиями выбивали и силуэт человеческих лиц. А к концу 4-го – началу 3-го тыс. до н. э. эти лица, но уж «обрисованные» спиральными линиями, становятся основным сюжетом нижнеамурского искусства – и не только на «скальных полотнах».

На одной из научных конференций А.П. Окладников к ранее вывешенным прорисовкам нижнеамурских изображений добавил еще несколько.

– Не правда ли, – обратился докладчик к аудитории, – если не знать местопребывания подлинников, то и эти прориси можно без сомнения отнести к Нижнему Амуру?

А эти копии были сделаны с изображений, выбитых на скалах… Австралии и полинезийского острова Нукухива, с узоров, покрывающих лицо неолитической статуэтки, найденной в Японии, и нескольких характерных шаманских масок, посмертных – по черепу – «классических» татуировок аборигенов Новой Гвинеи и индейцев северо-восточной окраины Америки.

«Первое и самое сильное впечатление, которое производят изображения, – пишет А.П. Окладников, – впечатление маски, искусственного, поддельного лица человека». И ученый, проведя кропотливый анализ наскальных изображений Нижнего Амура, сопоставляя их с данными этнографических наблюдений, от этого впечатления приходит к фундаментально доказанному убеждению – да, древние мастера Нижнего Амура высекали на прибрежных валунах не просто человека, не просто лицо, но некие символические личины-маски.

Известно, что маски на определенном социально-историческом уровне развития свойственны едва ли не всем народам Земли. Маски как изображения умершего и вместилища духа имели ближайшее отношение к культу мертвых, предков и в том числе к культу черепов. А среди нижнеамурских петроглифов выделяется целая серия изображений, имитирующих именно череп. Причем и узоры, украшающие такие личины-черепа, оказались близки к расписным черепам и черепным маскам, например папуасским из Новой Гвинеи.

Если попытаться обобщенным графическим символом выразить образ всего древнего искусства Нижнего Амура, то рука непроизвольно начертит спиральную линию. А именно спираль характерна для искусства каменного века обширного Тихоокеанского бассейна.

Следовательно, перед нами следы конкретно-исторических контактов или даже свидетельства единства происхождения этих комплексов.

Башкирская карта Творца

Первые упоминания о плоских камнях с рельефным изображением поверхности Земли датируются VII–XVIII вв. В начале прошлого века тоже писали о белых каменных плитах с рельефами и непонятными надписями. Все эти сообщения говорят о находках, сделанных в одном и том же районе Урала.


Профессор Александр Николаевич Чувыров из Башкирского государственного университета занимался исследованиями, не имеющими ничего общего с каменными плитами. С 1995 г. он вместе со своей китайской аспиранткой Хуан Хун пытался обосновать теорию миграции китайских племенных групп на Урал и в Сибирь.

В поисках материалов по своей теме исследователи работали в архивах генерал-губернатора Уфы и наткнулись на документы XVIII в., в которых шла речь о находках российской экспедиции, обнаружившей около 200 белых каменных плит с рельефами и письменами. Это сообщение заинтересовало ученых, и они решили пройти по следам старой экспедиции. В 1999 г. житель деревни Чандар Нуримановского района Владимир Крайнев услышал, что ученые ищут белые каменные плиты, и пригласил приезжих к себе. Под верандой его деревянного дома лежал огромный щербатый камень, очень похожий на те, о которых говорилось в старых документах. На каменной плите красовалась надпись, которую исследователи сначала приняли за древнекитайский текст. Российские и китайские картографы проделали скрупулезную работу по сличению каменного рельефа с современными картами и сумели доказать, что это карта Уральского региона.


Каменная плита, найденная А.Н. Чувыровым


Каким образом обработана поверхность плиты, совершенно непонятно. Специалисты единодушно утверждают, что это не могли сделать вручную – такой поразительной точности не добиться с помощью резца и зубила. Диопсид нанесен на доломит таким способом, который в настоящее время не применяется и науке неизвестен. Поверхностный белый слой – это напыление толщиной примерно 2 мм. Оно сделано из фарфора и предохраняет рельеф от внешних воздействий.

Исследования, проведенные в Китае, установили, что состав этого фарфора отличается от китайского. В нем есть добавки, которые китайцы никогда не применяли.

Российские ученые пытались расшифровать надпись на плите, но им это не удалось, и их китайские коллеги из Хумайского университета тоже не смогли этого сделать, только выяснили, что на поверхности плиты – иероглифическое слоговое письмо.

На каменной карте ученые открыли много необычного. Наряду с обозначенными руслами рек при внимательном рассмотрении можно увидеть искусственные гидротехнические сооружения, в частности, два канала, систему плотин и крупное водохранилище. Система каналов была рассчитана на накопление и пропуск гигантских масс воды. По сравнению с этим сооружением Волго-Донской канал кажется едва заметной черточкой на карте.

На поверхности камня вкраплены две раковины. Одной из них, Navikopsina munitus, примерно 500 млн лет, а второй – Eccuiomphalus princeps – около 120 млн лет. Такой возраст карты теоретически тоже может быть принят в качестве одной из гипотез, хотя наличие ракушек не обязательно непосредственно связано со временем изготовления карты.

В наше время 3-мерные карты составляют для навигационных целей. Для их изготовления необходимы аэрофотосъемки, в том числе космические. Чтобы сделать 3-мерную модель всего одной горы, требуются ресурсы самого мощного компьютера.

Если предположить, что белые плиты содержали точные рельефные карты всех районов Земли, то плит должно быть не 200, а 384. Ученые убеждены, что эти фрагменты существуют и их можно найти. Вероятно, отдельные фрагменты составляли огромную карту, которая треснула и развалилась на куски во время ледникового периода.

Больше всего потрясают следы разумной деятельности. Профессор Чувыров считает, что современное человечество в состоянии выполнить не более одной миллионной доли того, что изображено на карте. Но какая же мощнейшая цивилизация могла создать это грандиозное творение?

Тихоокеанская Венеция

Многие годы ученые спорят, как зародилась жизнь на Земле: была ли первая клетка случайной игрой атомов и молекул, или ее завезли инопланетяне?

На микронезийском острове Понапе, по мнению ученых, перед вашими глазами предстанут убедительные доказательства пребывания представителей сверхразвитой внеземной цивилизации.


Посреди Тихого океана, на острове Понапе, находится удивительный объект: Нан-Мадол, комплекс древних сооружений, точнее – то, что от него осталось. Но и то, что уцелело, поражает воображение!

Длинные базальтовые балки, сложенные штабелями как огромные жертвенные костры, вздымаются вверх на 9 м, а в некоторых местах даже на 18. И это не просто штабеля, а стены гигантских сооружений. Здесь попадаются 25-тонные блоки! Несмотря на громадный вес, они подогнаны друг к другу идеально, с большим мастерством – тому свидетельство прочность многовековых сооружений.

Руины древнего города располагаются на сотне искусственных мелких островков из камня и коралла, разделенных глубокими каналами, стены которых обложены громадными каменными блоками, – именно благодаря этому Нан-Мадол иногда называют Венецией Океании.

Заколдованное сердце острова

Наибольшее впечатление производит самое крупное сооружение Нан-Мадола – башня Нан-Дувас. Она окружена двумя концентрическими стенами, между которыми – ров, заполненный морской водой; в центре сооружения высится пирамидальный курган.

Монументальное впечатление этой цитадели усиливают другие постройки Нан-Мадола: например, странный волнолом, отгораживающий сердце комплекса от моря. Он образует вокруг Нан-Дуваса каменный щит, защищающий основание башни от волн. Глыбы, из которых сложен волнолом, огромны: подобное строительство не под силу и современным строителям, вооруженным новейшей техникой! Каким же образом эти махины поднимались и укладывались друг на друга в идеальном порядке, согласно четко выверенному плану? Кому и зачем понадобилось складывать сотни тысяч базальтовых блоков в штабеля, забавляясь многотонными громадинами, как детскими кубиками? Причем делать это даже не на самом острове, а непосредственно в водах Тихого океана… На создание подобного комплекса должно было уйти никак не меньше 300 лет: при условии, что все 25 тыс. строителей будут взрослыми здоровыми мужчинами (никаких детей, женщин и стариков), которые станут работать 300 лет без перекуров! А потом еще лет 200–300 потратят на сооружение искусственных островков и рытье каналов…

Ближайшие современные разработки базальта находятся на северном берегу Понапе – почти на противоположной от Нан-Мадола стороне острова, и, судя по всем имеющимся у археологов данным, базальтовые колонны доставлялись именно оттуда, но доставлять их к месту строительства – серьезная проблема!

Вышли боги из тумана…

Впрочем, островитяне никогда и не утверждали, что этот комплекс создали они сами. Легенды гласят, что создателями Нан-Мадола были два бога-царя – Олосопе и Олосипе, которые прибыли «на лодках с запада». Археологические изыскания подтверждают древние легенды: на острове найдены остатки этих поселений. Нан-Мадол же был выстроен богами в качестве пятого, главного, города. Олосопе и Олосипе выбрали место для его строительства после того, как, глядя в синеву Тихого океана, они увидели под водой город богов и построили Нан-Мадол как «зеркальное отражение» его затонувшего собрата.

На страницу:
7 из 28