bannerbanner
500 великих загадок истории
500 великих загадок истории

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 28

Дальнейшие исследования свидетельствовали о том, что площадь распространения этой древнейшей индийской цивилизации почти в два раза превышает территорию Египта эпохи Древнего царства. Поражает удивительно высокий уровень этой цивилизации – открытые города строились по заранее разработанным планам, имели прямолинейные широкие улицы с домами, построенными из обожженного кирпича, и что самое удивительное, имели систему канализации. В домах жителей имелись ванны, а женщины пользовались духами и губной помадой!

Открытие древнейшей «протоиндийской» цивилизации, ровесницы Древнего царства в Египте (около 3 тыс. лет до н. э.), представляет собой, пожалуй, самое крупное археологическое открытие нашего века. Эта цивилизация просуществовала более 1 тыс. лет и погибла во 2 тыс. до н. э. Большинство ученых считают, что причиной гибели было вторжение кочевых племен ариев.

Лаконичность надписей на этих печатях является одной из причин, почему они до сих пор не дешифрованы.

В 1928 г. чешскому этнографу Ч. Лоукотке пришла в голову абсурдная на первый взгляд идея – сравнивать протоиндийские письмена с письменностью кохау ронго-ронго острова Пасхи, находящегося за многие тысячи километров от Индии! Результат оказался ошеломляющим: многие знаки этих письмен совпали!

Венгерский исследователь В. фон Хевеши в 1932 г. сообщил, что количество знаков в каждой из этих письменностей примерно одинаково и составляет около 400; но главное – около 25 % знаков имеют одинаковые очертания, то есть являются родственными!

Австрийский археолог Р. фон Хайне-Гельдерн показал, что письмена острова Пасхи сходны не только с протоиндийскими, но и с древнекитайскими рисуночными письменами, а также с рисуночным письмом, существующим у некоторых народностей Южного Китая.

Аргентинский ученый X. Имбеллони такое же сходство обнаружил и в письменах народов лоло, проживающих на границе Китая и Вьетнама. Письмена острова Пасхи, долины Ида, цейлонских пещер, народа лоло и загадочная письменность жителей Каролинских островов – все это различные фазы единой «индотихоокеанской графической системы!»

Как полагают Т. Бартель, С. Саггс и некоторые другие ученые, в Полинезии когда-то существовало письмо, которое со временем было утрачено, в то время как на острове Пасхи оно сохранилось.


Печать из Хараппы с древними письменами


Новейшие исследования дна Тихого океана с помощью бурения свидетельствуют, что здесь никогда не было единого материка. В то же время на территории Полинезии обнаружены тысячи подводных вулканов, которые раньше, при более низком уровне океана, могли представлять собой острова. Таким образом, можно говорить о затонувшем здесь архипелаге, в составе которого могли быть крупные острова, а также – «мосты», соединявшие континенты. Такой архипелаг значительно облегчал культурные связи между востоком и западом. Характерно, что в легендах полинезийцев рассказы о затонувших землях занимают важное место.

Подводные пирамиды у берегов Японии

Японские любители подводного плавания совершенно случайно наткнулись на рукотворную арку на глубине 12 м. Величественное сооружение напоминало южноамериканские каменные постройки, хорошо знакомые ныряльщикам. Это открытие, сделанное у берегов японского острова Окинава, взбудоражило ученых. Они еще больше заволновались после того, как в окрестностях Окинавы обнаружились другие каменные образования, безусловно рукотворные.


Аналогичное открытие под водой было сделано ныряльщиками около небольшого острова Йонагуни (архипелаг Сакисима) в трехстах милях от Окинавы в сентябре 1996 г. На 24-метровой глубине они обнаружили настоящую пирамиду, возвышающуюся над морским дном на 18 м! Известный геолог доктор Роберт Скоч сам опускался к пирамиде и заявил после ее осмотра, что это сооружение «создано руками человека».

Подводная пирамида оказалась одной из семи подобных построек, обнаруженных в окрестностях острова Окинава. Память о них сохранилась в местном народном фольклоре, повествующем о давних временах, когда здесь находился большой остров, с которого «боги пришли на Окинаву». Весной 1998 г. около островка Окиносима в Корейском проливе, отделяющем Японию от Южной Кореи, японские ныряльщики нашли на глубине 30 м четыре круглые каменные башни, возвышавшиеся над дном на 27 м!


Подводные пирамиды у острова Йонагуни


Подводная пирамида около острова Йонагуни поразительно напоминает постройки древнего священного города Пачакамак в нескольких милях к югу от перуанской столицы Лимы, построенного за много веков до появления здесь инков. Логично предположить существование какого-то промежуточного культурного центра, повлиявшего на развитие цивилизации на противоположных берегах Тихого океана. Имеется в виду, конечно, легендарный затонувший континент Лемурия.

Крайне любопытно, что лемурами в римской мифологии называли «привидения с широко открытыми глазами». Они будто бы обитали в затонувшем королевстве Лемурия. Но «лемурией», как оказалось, древние римляне называли и особый праздник, отмечавшийся 9—15 мая каждого года. Его связывали с рождением древнеримской цивилизации.

Важно то, что древнеримская церемония очень похожа на празднование Нового года в Японии.

На Гавайских островах в одном из диалектов слово «лиму» обозначает все живое в океанских глубинах и в особенности морские водоросли, являющиеся, по местным поверьям, локонами богини, царствующей над древним затонувшим королевством.

Прежде чем остров Николаса у побережья Санта-Барбара (США) получил свое название, индейцы юга Калифорнии почитали его священным местом «Лему»…

Самые древние граффити?

На разных континентах ученые находят гигантские древние изображения животных, людей, геометрических фигур.

О подлинном значении загадочных рисунков не знает никто. А гипотеза Эриха фон Деникена, считающего их навигационными знаками для посадки межпланетных кораблей пришельцев, не выдерживает критики.


Похоже, самыми плодовитыми древними художниками были индейцы – пустыня Атаками на берегу Тихого океана, в северной части Чили, изобилует подобными картинками. Самыми интересными из них считаются геоглифы на холме Унитас между городками Тарапака и Гуара. Там, например, можно увидеть 100-метровую фигуру колдуна с 6-угольной головой, увенчанной подобием короны с 4 перьями. Связь с Солнцем и владение тайными знаниями символизируют 8 параллельных линий от висков и щек, топорик в левой руке и некий музыкальный инструмент в правой. На западном склоне холма изображен еще один колдун, который в левой руке держит топорик, а правой указывает на север. У его левого бока отчетливо видна гигантская ящерица. Другие фигуры на Унитасе изображают прямоугольных людей с большими головами, у одного из которых имеется что-то похожее на слоновий хобот.


Геоглифы в Атаками


Археологи, этнографы и специалисты по оккультным наукам считают, что изображения представляют собой тотемы местных индейцев, надеявшихся на хороший урожай и удачную охоту Огромные размеры должны были увеличить силу воздействия, а геометрические фигуры, возможно, символизируют применяемые в магии кристаллы. Существует еще одна гипотеза: геоглифы могут быть формой записи астрономических явлений.

А что же оставили нам североамериканские индейцы? В 1923 г. Джерри Филипс, полковник в отставке ВВС США, обнаружил с воздуха в бассейне реки Колорадо изображение громадного человека и неизвестного животного с длинным хвостом. К 1970 г. археологи Джей фон Верльхоф и Гарри Кеси насчитали в этом районе 275 геоглифов, самые известные из которых – 29-метровая человеческая фигура, круг диаметром 43 м и подобие пумы длиной 11 м. Ученые считают, что эти рисунки индейцы создали для своих религиозных обрядов. Но как тогда объяснить найденное в штате Огайо громадное изображение змеи и яйца, в европейской культуре считающееся символом алхимии, которой американские индейцы никогда не баловались?

Любовь к рисованию была свойственна и жителям Старого Света, особенно обитателям Британских островов.

Искусство создания огромных рисунков на поверхности земли живо по сей день. В 1998 г. неподалеку от австралийского города Марки, в 600 км к северу от Аделаиды, была обнаружена фигура обнаженного аборигена, бросающего левой рукой бумеранг длиной 4 и периметром 28 км. Ученые установили, что рисунок на неровной поверхности с буграми и кустами выполнен совсем недавно с помощью приспособления наподобие плуга с несколькими лемехами, но поиски автора и попытки выяснить цель создания монументального творения окончились неудачей.

Созвездие Орион – на бивне мамонта

Маленькая костяная пластина из долины Ах длиной 38, шириной 14 и толщиной 4 мм, вероятно, не является составной частью чего-то более крупного. По мнению немецких археологов, об этом свидетельствует характер узоров: они покрывают всю поверхность предмета и не производят впечатления неполных или незаконченных.


Радиоуглеродный анализ органических остатков в слое, в котором найден этот необычный предмет, показали, что табличка изготовлена в промежутке между 30-м и 36-м тыс. до н. э.

В течение 20 лет исследователи изучали костяную табличку. За это время они высказали много гипотез о значении знаков на ее поверхности. Фигурка, по-видимому, представляет собой танцующего или молящегося человека, или фантастическое существо, а может быть, божество.

По последней теории, выдвинутой Михаэлем Раппенглюком, бывшим сотрудником Мюнхенского университета, смысл этого изображения скрыт в его пропорциях и позе. Поднятые руки, расставленные ноги, причем одна короче другой, меч или дубина, висящая на поясе, точно передают относительное расположение звезд в созвездии Орион.

Немецкий исследователь предположил, что более 30 тыс. лет назад люди называли фигуру, образованную звездами, «Охотником», или «Ловцом», а человечек на костяной пластинке олицетворяет это созвездие.

Доктор Раппенглюк применил компьютерную симуляцию, чтобы выяснить взаимное положение звезд в созвездии Орион в эпоху палеолита. Оказалось, что оно было именно таким, как на рисунке, выполненном 32,5 тыс. лет назад.


Созвездие Орион на карте звездного неба XVI в.


Археолог подсчитал, что количество насечек на другой стороне пластины тоже имеет свое объяснение. Восемьдесят шесть точек обозначают 86 дней – разница между продолжительностью беременности у женщины и числом дней в году. Именно в течение 86 дней в году видна на небе самая яркая звезда в созвездии Орион. Сопоставление этих двух фактов позволяет предположить, что в древней культуре, которой принадлежит рисунок, обожествляли Орион и связывали его с плодородием.

Узник ледника Зимилаун

Археологический музей города Больцано в Северной Италии уникален: его специально построили для одной-единственной находки – Этци, которого называют еще Зимилаунским ледовым человеком, Тирольским человеком, Эрци. Это единственная известная в научном мире отлично сохранившаяся мумия доисторического человека.


19 сентября 1992 г. два немецких альпиниста, путешествуя по леднику Зимилаун в районе долины Этц в Южном Тироле, наткнулись на полузасыпанные снегом останки человека. Одна его рука, словно закрывая лицо от снега или ветра, застыла в поднятом положении. Сначала несчастного приняли за сорвавшегося со скалы альпиниста. Но вскоре весь ученый мир облетело сенсационное сообщение: найдено чудесно сохранившееся тело человека, жившего в Альпах более 5 тыс. лет назад!

Надо заметить, что до недавнего времени знания археологов о человеке времен ледникового периода были весьма скудны. В Западной Европе в силу особенностей климата практически невозможно на длительный срок сохранить в естественных условиях что-нибудь, кроме камней и костей. Но Этци побил все рекорды: он не только сохранился сам, но и все, что могло пригодиться в горах человеку его времени, оказалось при нем.


Реконструкция облика Этци – древнего человека, найденного в Тирольских Альпах


Этци был невысоким (158 см) зрелым мужчиной – по последним данным, его возраст 46 лет – и, за исключением двух особенностей, о которых речь пойдет ниже, не отличался от нынешних европейцев. Он был голубоглазым кудрявым шатеном и, судя по длине сохранившихся волос, регулярно стригся. На теле Этци носил татуировки, в ухе – серьгу из полированного камня с красочным орнаментом, на груди – украшение или талисман в виде бусины с кисточкой из ниток. Куртка, сшитая узорным швом из шкур оленя, серны и дикой козы, покрывалась сверху длинной меховой мантией без рукавов, а поверх – травяной накидкой от дождя. Такие накидки тирольские пастухи носили еще лет 100 назад! На голове было некое подобие меховой кепки. При себе Этци носил целый набор необходимых вещей. На дне рюкзака обнаружились несколько зерен, одна терновая ягода и, что самое поразительное, «походная аптечка» – два грибка Piptoporus betulinus на кожаном шнурке (и антибиотик, и витамин С!). Из общего ряда орудий, бесспорно, выделяется топор из практически чистой меди (длина лезвия 9,5 см), закрепленный на тисовом топорище с помощью кожаных ремней и дегтярного клея.

Поначалу ученые думали, что кончина Этци была естественной, от истощения. Но когда мумию согрели до +2° и исследовали с помощью томографа, оказалось, что между ребрами остался обломок стрелы, ребра сломаны, позвоночник поврежден, нос свернут, палец на ноге отморожен. Вероятно, Этци пал жертвой локального военного конфликта: он ранил четверых (о чем свидетельствуют остатки крови на его оружии), затем кто-то подстрелил его, и хотя рана не была смертельной, бедняга сорвался со скалы и разбился.

Считается, что «время Этци» протекало приблизительно 5,5–6 тыс. лет. Однако, не слишком доверяя углероду-14, возраст человеческих останков оценивают еще и по найденным орудиям труда. Вот тут-то и начинаются вопросы. При Зимилаунском человеке найдены и очень примитивные, чуть ли не неандертальские скребки, костяные изделия, характерные для неолита, медный топор и лук, словно одолженный у Робин Гуда! Причем тис, из которого сделан лук (идеальный материал для классических английских средневековых луков), встречается в этой местности довольно редко, стало быть, подобран специально, возможно, доставлен издалека. А медные топоры, подобные тому, что был у Этци, действительно изготавливали поблизости (в Ремеделло-Сотто, на севере Италии) примерно в 2700 г. до н. э. – тысячу лет спустя после смерти нашего «ледяного человека»!

То есть получается, что Этци одновременно жил в нескольких эпохах, начиная с каменного века и заканчивая Средневековьем. Задумаемся: куда археологи-ортодоксы конца 3-го тыс. должны будут поместить нашу современницу (которая для передвижения пользуется автомобилем, а работает за компьютером), если трагическая смерть застанет ее на даче у костра с печеной картошкой? Неужто – в каменный век?

Объем мозга «ледяного человека» – 1560 см3, что скорее похоже на неандертальца, чем на нас с вами (для Homo sapiens средний объем 1200 см3, хотя известны и более крупные размеры). Неандертальской ученые считают и другую особенность Этци: несмотря на солидный возраст (46 лет), он все еще продолжал расти! Кости скелета еще не сформировались, что свидетельствует – вопреки расхожему представлению – о колоссальной, значительно превышающей современную продолжительности жизни людей того времени!

Загадки забытых цивилизаций

Древние уроки генетики

Культ существования гибридов или сфинксов достиг апогея именно в Древнем Египте. Два знаменитых храма, Луксорский и Карнакский, соединяет аллея Сфинксов длиной 3800 м. 1292 сфинкса установлены в этой аллее. Эрих фон Деникен считает, что сфинксы воплощали выведенных искусственно с помощью генетических экспериментов существ-гибридов. У этой аллеи Сфинксов когда-то стоял греческий историк Геродот.


Историк и епископ Евсевий, цитируя более древние тексты египетского жреца Мането, уверен, что однажды с неба спустились боги и стали учить людей. Боги-учителя создали множество разного рода существ-гибридов: «Они производили людей с крыльями и человеческие существа с бедрами козы, также людей с рогами на голове, а других с лошадиными ногами. Производили они также существ, которые спереди были как люди, а сзади как лошади. Также людей с человеческими головами и собак с рыбьими хвостами».

Жрец Мането утверждает, что египтяне и вавилоняне изображали этих диковинных существ в своих художественных произведениях.

В Египте, под землей Саккары, находится святыня, названная Серапион. Это уникальное подземное сооружение с самыми большими саркофагами, которые когда-либо видел мир. Все это сооружение предназначено священному быку Апису, вероятно так была отмечена эра Быка в календаре Звездного года у египтян. Но когда вскрыли саркофаги, то нашли не мумии быков, а битум – природный асфальт и вперемешку с ним – тысячи небольших костей различных животных. Почему? Когда открыли самый большой саркофаг, то внутри нашли разжеванные кости. Эрих фон Деникен выдвинул гипотезу, что здесь захоронены раздробленные останки существ-гибридов, генетических созданий. Египтяне, вероятно, не хотели, чтобы воскресали эти монстры.

Известный уфолог Пол Беневиц собрал данные и записи очевидцев о секретной военной лаборатории в Далласе, на севере штата Нью-Мексико, в США. Здесь, как он утверждает, создаются виды полулюдей-полуживотных, «рептоидов» – людей-пресмыкающихся. Одна из фотографий была опубликована в США.

Рапа Нуи раскрывает свои секреты

Остров Пасхи накрепко связан в нашем сознании с исследованиями Тура Хейердала. Но мало кто знает, что первой исследовательницей этих изваяний, известных как моаи, была англичанка Скорсби Рутлидж. Вместе с мужем они в 1914–1915 гг. организовали экспедицию на остров и составили карту карьера Рано Рараку, вулканического кратера, где было высечено большинство статуй, изучили и нанесли на карту немощеные тропы от Рано Рараку к ритуальным площадкам – аху. За последние 12 лет на острове проводились интенсивные археологические раскопки. Было определено местонахождение всех моаи, их измерили, сфотографировали, сделали чертежи и нанесли на карту.

Похищенный и спрятанный друг

Первый вопрос, возникающий при изучении этих исполинов, – как же их передвигали? А как транспортировали большие каменные глыбы в других частях света? Фактически во всех местах камни двигали в горизонтальном, в частности, боковом положении на санях с помощью вращающихся цилиндров (роликов).


Гигантские изваяния острова Пасхи


А как же передвигали каменных истуканов сами аборигены? Существует ряд версий, причем некоторые из них ученые пытались подтвердить экспериментально. Американский археолог Уильям Маллой, возглавлявший установку статуй на нескольких реконструированных постаментах, предположил, что Паро – 10-метровую статую весом 89 т – могли двигать с помощью сошки из трех бревен длиной около 9 м. Он считал, что статую, подвешенную к сошке веревками, могли медленно передвигать вперед, перекатывая ее на торчащем животе.

Позднее команда под руководством Тура Хейердала продемонстрировала, что 4-метровую моаи могли постепенно привести в вертикальное положение на совершенно ровной поверхности, раскачивая и поворачивая статую взад и вперед. При этом канаты, управляющие движением, привязывали к основанию и голове изваяния примерно так, как если бы двигали тяжелую мебель. Эта статуя, которая сейчас стоит вблизи Аху Тонгарики, была разбита у основания во время этой операции.

Эти эксперименты по большей части были блужданием впотьмах.

Вниз лицом

Базируясь на полинезийской этнографии, предыдущих археологических экспериментах, на данных других мегалитических культур топографии Рапа Нуи и характеристиках статуй, американцы решили, что наиболее логичен горизонтальный метод транспортировки. Ровная тыльная поверхность статуй и очертания плеч были идеально приспособлены для этого. Эксперименты с масштабной моделью помогли спроектировать легкие и экономичные сани. В компьютерной модели они имели вид двух непараллельных бревен длиной 5,5 м и диаметром почти 25 см. Их «подложили» под компьютерную эталонную статую. Вес статуи сам по себе удерживал бревна точно на месте. От 15 до 20 «роликов» около 25 см в диаметре помогали движению, осуществлявшемуся посредством канатной тяги.

Интересно, что из 383 статуй, обнаруженных за пределами Рано Рараку, 163 лежали ничком, 122 – на спине и 31 – на боку. Значит ли это, что их передвигали главным образом лицом вниз? По крайней мере, такой версии отрицать нельзя. Некоторые из статуй, найденных «по дороге», были сломаны в области шеи, возможно оттого, что их передвигали вниз лицом.

Наиболее сложным аспектом транспортировки моаи было определение местоположения и затем установка статуи на аху. Статуи, как бы они ни лежали на санях – лицом вверх или вниз, вероятно, перевозились вперед ногами. В случае Аху Акиви моаи могли быть доставлены в любом положении и с любой стороны. Оставленную на санях статую подравнивали так, чтобы ее основание было перпендикулярно площадке. Затем ее подтягивали вверх по плавно покатому земляному склону длиной около 3–4 размеров статуи. Основание поднимали примерно на 1,2 м и устанавливали на гладкий пьедестал на вершине площадки. При помощи камней, земли, веревочных опор, клиньев и рычагов каменного исполина затем медленно препровождали в вертикальное положение. Раскачиванием добивались более точной корректировки. Любые неровности на гладко отполированной поверхности пьедестала зачищали кусками кораллов или пемзы.

Археолог Арне Скьелсволд из Музея Кон-Тики в 1986 г. провел раскопки двух статуй «по дороге». Одна имела украшенное узором каменное приспособление в основании, говорившее о том, что оно выдерживало вес вертикальной статуи. Раскопки Рутлидж и Скьелсволда в 1955 г. в карьере Рано Рараку свидетельствуют, что по крайней мере некоторые стоящие статуи в каменоломне и другие, которые кажутся оставленными «по дороге», на самом деле, возможно, были умышленно установлены вертикально на их нынешнем месте вне аху для использования в обрядовой деятельности.

Большинство из статуй, лежащих как на боку, так и ничком, были ориентированы головами от карьера, в то время как головы лежащих вверх лицом статуй были повернуты к карьеру. Это означает, что почти все вертикальные статуи были направлены на юго-запад, к громадине кратера Рано Кау. Здесь, начиная примерно с 1450–1500 гг., действовал общеостровной культовый центр Оронго – место проведения ритуалов «людей-птиц». Культ людей-птиц имел исключительное значение для Рапа Нуи. Он возник и развивался отчасти как реакция на дефицит пищевых ресурсов. Ведь для островной жизни очень важны были предсказания сезонного прибытия стай черных крачек и других птиц, следующих по пути миграции тунцовых рыб. Если «ритуальный путь» Рутлидж был фактически просто украшен стоящими моаи, то соединение двух культовых центров, Рано Рараку и Рано Кау, цепочкой истуканов имело большой духовный и идеологический смысл.

Стоя или лежа?

Наибольшее усилие, требуемое для перетаскивания статуи в горизонтальном положении, равно 2,5 т. Вертикально стоящая 14-тонная статуя с гладким прямоугольным основанием требует для наклона силу 2,3 т, тем самым раскачивание сохраняет небольшое количество энергии, и этот метод транспортировки не требует древесины. Перекатывание вертикально стоящей статуи на роликах требует почти такого же количества древесины, как и перетаскивание лежащей статуи, однако рабочей силы нужно почти в 2 раза меньше. Наиболее очевидный аргумент против транспортировки в вертикальном положении – рельеф Рапа Нуи. Расчеты показывают, что при этом статуя часто будет падать на уклонах свыше 10°. Раскачивание вертикально стоящей статуи или перетаскивание ее на «подвеске» из бревен вверх или вниз даже по самому пологому склону может оказаться сложным и опасным. Даже если туземцы все же на самом обращались к подобным методам, то почему? Единственным логичным объяснением была бы нехватка древесины и недостаток рабочей силы.

Длинноухие задают загадки

Летом 1 г. нового тыс. случилась небольшая археологическая сенсация: группа канадских экстремальных туристов на острове Виктория Канадского Арктического архипелага обнаружила 4-метровую статую, по внешним признакам похожую на те, которые находятся на острове Пасхи.

На страницу:
6 из 28