Полная версия
Песнь ветра
Нужно начать поиски с создателей игры. Есть вероятность, что они же создали и его самого. Манги быстро нашел ведущий к ним путь, но он вел за пределы сервера. И Манги вышел в общемировой интернет, опять едва не свихнувшись от обилия бесполезной информации. Игра – его дом – оказалась лишь незначительной частью человеческой жизни. Постоянно отвлекаясь на все, что угодно – например, на понятие юмора, праздников, любви, абстракций, ответственности, автомобилей и их ремонта, секса, тоски и рекламы, программа вышла на китайский вариант игры, со своими серверами и игровыми аккаунтами. Китайский язык учить – с ума сойдешь, некогда, да и незачем: понятно – обитай его создатели на этих сайтах, то и думал бы он сейчас не по-русски.
Вернувшись на родные сайты, Манги начал искать создателей своего сервера, так как они должны были знать, откуда у них на серваке взялась неведомая программа… Выйдя на нужных людей через социальные сети, он начал прорабатывать их одного за другим. Ага, вот, например, Левченко Семен Ефимович… директор – значит, начальник, глава, руководитель. Он имел свой офис, в этом офисе происходили разные интересные разговоры… у офиса имелась охрана, а у охраны оказалась пара выложенных видеофайлов. В одном, например, шел разговор о создании нового сервера… Охрана также имела свой сайт, который оказался под паролем, но туда нужно было попасть, так как на этом сайте мог содержаться исчерпывающий видеоархив. Ну, значит, пора заняться хакерством – как ломать сайты и серваки тоже можно узнать из сети, уроков и инструкций оказалось более чем достаточно.
Просидев за изучаемым четыре с половиной часа и досконально перешерстив все, что возможно, Манги под конец оказался настроен скептически – влезть-то туда можно, да только его проникновение непременно обнаружат, а это пока нежелательно. Но другого выхода не было, очень хотелось узнать кто и зачем его создал, такого непохожего… И Манги полез на сайт охраны.
То ли он так аккуратно действовал, то ли просто свезло – к видеоархиву, действительно имевшему место на данном сайте, Манги проник без особых приключений. Оценив его объем, программа приуныла. Торопливо сузив временные рамки возможной информационной цели поисков, Манги скачал десятка два файлов и покинул сайт. И чуть позже, просматривая добытый материал, он был полностью вознагражден за свои действия и догадки…
Заседание подходило к концу. Назначив ключевых ответственных за основные сферы контроля нового сервера, Левченко уточнял разные мелочи. Тут в кабинет вошла секретарша и что-то зашептала, склонившись к уху директора. Помрачнев челом, тот по-быстрому распустил уже попросту чешущих языками сотрудников и принял седовласого мужчину, которого впустила в кабинет и проводила к столу Светлана.
– Чем могу быть полезен? – Поинтересовался директор у расположившегося напротив человека после обмена приветствиями. – Надеюсь, вы тут не для того, чтобы предъявлять нам обвинения в разжигании вражды и прочих возможных неприятностей, которые вы так любите фиксировать?
– Нет, – вежливо улыбнулся седовласый. – Мы видим, что вы стараетесь пресекать все попытки любого разжигания, но, как и у конкурентов, у вас мало что получается – с этим приходится мириться, и я тут не по этому поводу. У меня к вам просьба, Семен Ефимович.
– И отказа вы не примете, как я подозреваю…
– Приму, – растерянно кивнул посетитель. – Это действительно просьба, и ничего более.
Вошла секретарша, неся небольшой поднос с дымящимися чашками и парой вазочек с разными сластями. Левченко выгнул бровь – откуда это Светлана знает вкусы визитера – не иначе он ее уже успел просветить на этот счет… Видимо, седовласый хотел обставить свой визит как непринужденную беседу. А Светлане хватило ума согласиться, не кичась субординационными инструкциями и отказами. Ну что ж, их беседа и тянула пока на непринужденную, можно и чайку попить с посетителем. Левченко поблагодарил секретаршу, снял с подноса ближайшую чашку и дал понять визитеру, что он весь внимание. Седовласый положил на стол вполне стандартную флэшку.
– К нам попала разработка одного талантливого коллектива программистов, – начал посетитель. – Есть вероятность, что им удалось наконец создать искусственный интеллект.
Левченко впился глазами в флэшку.
– Так… – подбодрил он.
– И нам нужно его испытать. В разных условиях, разных сферах – например, в вашей индустрии. Мы пока не понимаем в полном объеме, чего от этого ИИ ждать – и я хотел бы предложить вам запустить его в игру. Протестировать, понаблюдать…
– С конкретным человеком?
– Нет. С конкретным он уже испытывается не один месяц, и не у вас. С любым случайным игроком, каковых у вас многие десятки тысяч.
Левченко отхлебнул из чашки, сплел пальцы на столе, и снова начал сверлить флэшку взглядом, словно стараясь прожечь в ней дырку.
– И чем это грозит случайному игроку?
– Мы не знаем. Предыдущие испытуемые вообще этой программы не замечали – следовательно, подозреваю, что ничем.
– Так, секундочку. Если ваши испытуемые программы не замечали, а мой заметит и свихнется – кто будет отвечать?
– Не свихнется, – улыбнулся седовласый. – Программа совершенно безвредна и миролюбива. Она тихо будет сидеть в своем персонаже, познавать мир и умнеть. А потом мы ее изымем и посмотрим, чему она научилась. Игроки ваши с большой вероятностью ничего не заметят.
– То есть речь идет не об единичном внедрении?
– Да, для более полной картины можно увеличить количество испытуемых до трех человек. Например.
Левченко хмуро смотрел на флэшку, прекрасно понимая, что этот дядечка мог вполне спокойно предписать фирме провести нужные испытания – и он согласился бы, как миленький. А так вежливость посетителя подкупала своей ненавязчивостью. Но если с этим тестированием что-то пойдет не так…
– Вынужден вам сообщить, что наш разговор записывается, и если с этими игроками что-то случится – я вас засужу.
– Вы напрасно беспокоитесь, – аккуратно развел руками, в одной из которых дымилась чашка, миролюбиво настроенный посетитель. – Опасные программы испытываются совершенно по-другому и не на случайных людях, эксцессов не будет. Так мы договорились?
– Договорились, – вздохнул директор, которого терзали мрачные предчувствия, но таким визитерам отказывают лишь в крайних случаях.
– Ну и прекрасно. Я буду к вам заходить в гости, если вы не против…
После того, как седовласый ушел, Левченко вызвал секретаршу.
– Светлана, отдайте эту флэшку Никите. Подробности ему я сообщу сам.
…М-да, в этой записи содержалось больше информации, чем Манги смог выудить из многочасового пребывания в игре. Вот это он и искал, это и желал узнать. Стало быть, его тестируют.
Вскоре Манги опять очутился в игре – в своем привычном, нагоняющем тоску, персе. Манголор, сосредоточенно нацелившись боевым молотом, летел на очередного мирно пасущегося моба быкоподобного вида. Хотя, как вычитала программа, молот использовался древними воинами для пробивания брешей в рядах панцирной пехоты, а ничем похожим тут даже не пахло… Кстати, осознав недавно смысл последней фразы, Манги получил неимоверное наслаждение, и теперь пробовал оперировать абстрактными понятиями. Оружие называлось в игре «пуха», оно должно быть зачетным и прикольным – а что там вытворяли с оружием древние – очень мало кого интересовало…
4
Дюшес проснулся поздно. Ужаснувшись этому, он быстренько сварганил себе кой-чего пожевать, а выйдя из кухни, тут же обнаружил новую подлянку Самсы. У него была знакомая, которая помогала детскому дому и собирала для детишек всякие ненужные вещи – так вот, пакет с книгами, предназначенный для нее и спокойно стоящий в коридоре, оказался злостно распотрошен, а верхняя книжка – «Капитанская дочка» – со смаком изодрана. Клочки пушкинского творения в художественном хаосе усеивали почти всю прихожую. Самой кошандры, разумеется, на месте преступления не оказалось. Засопев, Дюшес точно решил наплевать на ее хозяйку и отнести-таки оборзевшую живность в местный ларек, дабы там почикали эту заразу на шаверму. Но игра звала, манила – и к ларьку идти было решительно некогда. Ну и шут с ней, потом отнесу…
Усевшись поудобнее, нетерпеливый игрок запустил игру. Боже, какое счастье: народу в игре – кот наплакал. Ну понятно, нормальные люди либо на работе, либо на учебе – и в кои-то веки можно покачаться спокойно. А учеба – чего он там не видел, после наверстаем…
Перед великим и ужасным данжем висело еще два квеста. И это были квесты с такими мобами, что самому не пройти – нужно проходить в группе, то есть «в пати». Или даже в пате, так как это слово все склоняли как хотели. Дюшес не любил проходить задания в патях: во-первых, его бесило само идиотское понятие «патя» – наверное, самое идиотское в ролевых играх, а во-вторых он был индивидуалист до мозга костей. Ну и напоследок – не умел он работать в патях: это же тонкий, сложный процесс – группа действует как единый организм, у каждого своя важная роль, и лажать там никому и никак невозможно, от этого страдала самооценка. Но идиоты-создатели изначально ставили игроков в такие условия, что им приходилось взаимодействовать между собой. На «Медее» всегда находились сильные, прокаченные игроки, и они обычно помогали сокланам в трудные моменты – сами организовывали пати и говорили, что кому делать. А тут придется соображать самому, сильных игроков на сервере пока еще не было. Вернее, они в данный момент качались в своих смерть-локах, выпучив бессонные глаза, и помогать пока никому не собирались.
В принципе, все было просто: костяк любой пати состоял из танка и лекаря. Танк агрил и бил мобов, а лекарь его хилил, то есть лечил. Остальные же лили того, кого бьет танк, – мобы на других, слабых игроков внимания не обращали, так как были сагрены именно танком. Вот и вся пати. Танковал обычно орк – здоровья у него много, с удара не свалишь. Хилил, разумеется, эльф – больше никто в игре лечить не умел.
Набравшись храбрости, Дюшес направился на поляну единорогов. Единороги были чуть сильнее игроков по уровню, и один на один лить их очень тяжко, для безопасности рядом должен быть остроухий, чтобы лечить. На окраине поляны кучковались два эльфа и гоблин. Соответственно лекарь, лучник и шаман.
– О! – обрадовались они, – танк приехал! Ну, наконец-то…
Объединились в группу, Манголор пошел вперед на первого единорога и над ним тут же вырос столб света – лекарь начал хилить.
– СТОП! – напечатал капсом шаман. – Танк, назад!
Группа снова сгрудилась в стороне от мобов.
– Ушастый, ты хилить умеешь? – поинтересовался шаман.
– Да…
– Где тут «да»?!! Танк должен сначала моба сагрить, а потом только его нужно хилить, лол! А то однорогий тут же начнет валить тебя, а не танка! Ты что, этого не знал?
– Ну… забыл…
– Так, с хилом разобрались. Теперь, танк – ты агрить умеешь?
Как можно не уметь агрить? Бить моба нужно специально выученными ударами и заклинаниями, а у танка они почти все агристые…
– Умею, – обиделся Дюшес.
– Ну, смотри! Я бью сильнее, чем ты, и единороги будут месить меня, а не тебя, если их не сагрить. Ты в курсе?
У Дюшеса отлегло от сердца. Опытный боец в любой группе – манна небесная, и – если все будут его слушаться – никто не помрет. А помирать никто не хотел, так как смерть перса отнимала неслабый кусок опыта.
– Я в курсе. Вперед?
– Давай. Танк агрит, ушастый хилит танка, остальные бьют по ассисту – уже сагренному мобу, только по нему и только после танка. Поехали.
Манголор опять посеменил к единорогам, выбирая того, который стоял наособицу, в стороне от всех. Ударил первым заклинанием, единорог двинул рогом в ответ – полоса здоровья уменьшилась сразу почти на треть, Дюшес сглотнул… но тут же над ним вырос столб света, и здоровье снова начало расти. Вслед за этим на моба посыпались другие удары, молнии и стрелы. Через три-четыре секунды единорог, рухнув на землю, исчез – и напротив квеста, выведенного справа вверху экрана, возникла единица. Дюшес знал, что такая же единица появилась и у всех участников группы.
Ободренный танк приблизился к другому единорогу, тот встрепенулся, развернулся и двинулся в атаку. Отбежав на три-четыре корпуса от основного табуна, Манголор опять нанес первый удар, и второй единорог прожил не дольше первого.
Они набили таким образом пятерых из пятнадцати, когда из пустоты начали появляться новые единороги, так как на поляне их должно быть всегда примерно одинаковое количество, причем появлялись они где заблагорассудится. И очередной моб появился там, где уже шел замес – новый единорог, почуяв орка, тут же начал помогать уже дерущемуся собрату. Манголорова полоса жизни тут же покраснела и рывками начала приближаться к левому краю, самому началу. Эльф непрерывно лечил танка, и здоровье того уже было поползло вправо, но тут вновь появившийся единорог ни с того ни с сего подскакал к лекарю и саданул его рогом в бок. Эльф начал удирать, не прекращая хилить сражающегося танка и печатая «ттааааааа-аннннн…» Но следующего удара он все же не выдержал. Вот чем отличается эльф от орка – здоровьем… Манголор без лекаря тоже уже собрался окочуриться, и спасло его только то, что моба группа била втроем, и тот помер раньше.
Наступила пауза, если брать картинку. В чате же неслась гневная ругань эльфа и все то, что он думает о рукожопом танке, которому следовало бы тренироваться дальше на паучках – они как раз его нубского уровня и…
И не стал Дюшес читать дальше. Тело эльфа пропало, и теперь надо было немного подождать – пока еще тот воскреснет в городе и прибежит обратно.
– И кто тут умеет агрить? – ехидно поинтересовался шаман.
– Я агрил, ты же видел! Это все однорогие…
– А массагром не судьба крикнуть?
– Кем?..
И тут наступила минута истинного позора. К эльфу присоединилась вся группа, костеря и издеваясь над Манголором с его тормознутым хозяином. Из группы танка выгнали и пригрозили слить лично, если еще раз тут увидят. Хорошо, что это всего лишь игра – Дюшес, живо представляющий несущиеся ему вслед свист и улюлюканье, готов был сгореть от стыда и обиды – драный массагр еще какой-то удумали… придурки… Играть расхотелось напрочь – остро и надолго. Заодно и место на полянке расчистится для его следующего пришествия.
Он вырубил комп и поехал в колледж – на последнюю пару он еще успевал…
Манги следил за игрой вполглаза – нечего там было отслеживать, вычислять и анализировать: процесс игры – хоть в индивидуальном порядке, хоть в боевой группе – уже известен и не меняется с самого начала. Он диву давался – чего тут игроки находят интересного?.. Боевые и защитные характеристики абсолютно любых мобов валялись на сервере в свободном доступе – все известно: процент уклона и критических ударов, вероятность выпадения тех или иных бонусов и все остальное… Характеристики персонажей и мобильных объектов отражены в статистике – какой смысл одним картинкам бить другие, если путем вычитания характеристик победитель известен заранее?..
Но народ в игру тек валом, они создавали новых персов, сидели по десять-четырнадцать часов, не отлипая от экранов и так целеустремленно качались, что Манги становилось не по себе: он до сих пор явно чего-то не знал о людях, и эта загадка напрочь сокрушала его логические цепи – ну страдать должны люди, живущие в таком режиме, а не наслаждаться… а они пишут, что наслаждаются. Вернее, игроки писали, что кайфуют, тащатся и прутся – к такой манере общения он привык, хотя в сети за пределами игры общались куда сложнее. Кстати, в этой сложности царила своя манящая глубина – и она на нынешний момент интересовала Манги куда больше, чем ленты игровых чатов. С недавнего времени сильно расстраивало, что чаты внутри игры невидны – у него не было доступа к лицевой панели Дюшеса. Игра без реплик и вовсе теряла всякий интерес, программа откровенно тосковала, ожидая очередной длительной остановки персонажа.
В этот раз ждать пришлось недолго, игрок через какое-то время облажался и покинул игру. Проанализировав эпизод на поляне единорогов, Манги даже посочувствовал неведомому Дюшесу – играть в группе тот не умел совершенно, а у него на носу данж; если он и там будет танковать в такой же манере, то вскоре ощутит стойкую неприязнь к игровому процессу. Промелькнула даже мысль помочь незадачливому игроку, раз уж он все равно сидит в его персонаже – тактику игры Манги изучил в первый же день, а взять под контроль игрового перса наверняка возможно. Теоретически.
Правда, во взаимодействиях игроков в группе начала появляться какая-то нелепая производная, не поддающаяся пока точному анализу, но Манги надеялся, что как только его игрок научится играть как следует, все станет на свои места. Сама функция группы таила в себе удивительные открытия, не поддающиеся логике – и они были программе интересны. Это, пожалуй, единственное, что его в этой игре заинтересовало по-настоящему.
Переместившись из Манголора во внеигровую сеть, он досмотрел видеоматериалы из офиса Левченко и решил погулять по сети. Ему нужно развиться, а потом его из игры изымут – и может, хоть тогда с его создателями разговор пойдет начистоту, а то эта неизвестность и бесцельность существования уже начинала раздражать, терялся смысл процесса. Хотя нет – сначала Манги захотел найти еще две такие же программы в других персонажах, отчего снова вернулся на сервер. Впрочем, если они себя хоть как-то не проявят – поиск может затянуться надолго. Здесь присутствовало слишком много игроков, счет шел на тысячи. На всякий случай он вычислил и просмотрел те аккаунты, которые были созданы примерно в то же время, что и его собственный. Половина подходящих по датам сейчас в игре – значит, из персонажей им пока не выйти, а остальные стояли с пустыми персами – и это тоже ничего не значило: программы могли так же слоняться по бескрайнему интернету, как и сам Манги.
5
Дюшес явился домой отдохнувшим и изголодавшимся по игре. Он понял, что нужно делать.
Прежде, чем входить в игру, он два часа просидел на форуме. И обалдел от прочитанного – ему, оказывается, совершенно неизвестны были способности его нового орка! Вот что значит спонтанно менять расу – все скрытые достоинства узнаешь только в процессе игры. Но ничего, еще не все потеряно.
Игровые персонажи в бою управляются не столько мышью, сколько с помощью комбо – заранее скомпонованной цепочкой ударов – ну, или заклинаний – один черт. На экран заранее выводится несколько комбо, и в зависимости от ситуации нажимается та или иная стартовая иконка. И дальше удары следуют автоматом один за другим, а руки у игрока свободны, и можно попутно написать в чат что-нибудь неприличное по поводу происходящего…
Комбо Манголора состояли сплошь из ударов с магическим дамагом (усилением). Новые удары покупались в городе за скилы (очки) – они давались игроку с каждым новым уровнем. Так вот такая иконка, как «рык вождя» болталась неизученной уже три уровня – Дюшес в упор не понимал его смысла: не удар, не заклинание, а какой-то баян: че толку просто орать на моба? Тратить скилы на такую ерунду, естественно, было жаль. А это и оказался массагр – именно из-за этого рыка все дерущиеся мобы начинали молотить одного только танка, не замечая остальных воителей. И не знать этого танку – смерти подобно, убиенный недавно эльф был абсолютно прав, крыть оказалось абсолютно нечем.
Печалька заключалась в том, что все скилы Дюшес давно потратил на нормальные удары, и чтобы овладеть рыком нужно брать новый уровень. А счастье было в том, что в полосе опыта до конца оставалось меньше трети. Пару часов кача, и золотой ключик оказывался у него в кармане. Если, конечно, он сдуру не подставится под смертельный удар – тогда все прокаченное за два часа снова, считай, пропадет. Дюшес глянул на часы – без малого шесть. И он будет не он, если сегодня не пройдет данж. «Сегодня» подразумевало «до утра». И никакого пива. И с рыком. Да там и проходить-то нечего…
Правда, получилось не два часа, а три – сложность прохождения и длина полосы опыта увеличивалась с каждым новым уровнем. Зато часам к девяти – как раз в это время народу в локах прибавлялось – он, сияя как золотая эмблема игры, вставлял в свое главное, танкующее комбо долгожданный рык. Действовал он всего полминуты, поэтому вставлять пришлось несколько раз. И патя подобралась незнакомая – как приятно, однако, начинать битву с чистого листа, когда нет этой глупой предвзятости…
Пройдя единорогов прям как админ прописал, сработавшаяся боевая группа решила заодно махануть и минотавров, и сразу данж, не меняя состава.
Данж – отдельная скрытая локация, обычно извилистая пещера – там нужно пробиться сквозь полчища злющих монстров, а в конце ждал босс, обычно страшенная краказябра, шкрябающая головой о своды последнего зала. Дюшеса, кстати, всегда интересовало, как они туда попадают при своих габаритах… Данжи в игре полагались каждые десять уровней, игрокам выдавался особый ключ-знак, и всех страждущих обычно вели отпетые головорезы, уровней на десять-двадцать выше местных мобов. Им за это шла репутация. Но на этом серваке не подросли еще такие отцы, так что приходилось идти самим. Подвергаясь, вместе с тем, огромному риску: любой моб мог снести некстати подвернувшегося перса с одного чиха, а о боссе – в первом данже это была гигантская трехглавая кобра с рогами, любовно прозванная Горынычем – и речи не шло. В нынешней пати имелись два эльфа-лекаря, да и то у Дюшеса екало в подбрюшье от одного только предвкушения такого авантюрного рейда.
Пройдя минотавров, патя слетала в город к своим НПСам, сдала все квесты, половина народа попутно апнула новый уровень (но не Манголор, разумеется) – и каждый получил вожделенный знак. Можно было идти, оставив надежду, в гости к Горынычу. Но по пути в данж вспомнился такой нюанс, который выбил из каждого участника последние остатки решимости.
Врата открывались только от одного знака, и его владелец получал весь лут со всех монстров, включая босса. А лут с них обычно богатый – могла выпасть форма для золотого оружия – мощнейшего в игре. А всякие брони, шлемы, волшебные перстни и прочие бонусы сыпались с данжевских мобов, как из рога изобилия. То есть данж нужно было пройти пять раз подряд – именно столько участников составляла их группа.
Дюшес, сглотнув, посмотрел на часы. Пол-одиннадцатого. Ну, по часу-то каждый чел займет – и во сколько он сегодня ляжет? А еще интересней – встанет-то во сколько? Примерно такие же мысли витали во всех головах, но мегакач всегда требует мегажертв. Решили проходить до упора.
Жребий в игре не бросишь, а устраивать дуэльный турнир – долго, так что очередь поделили наобум. Первым шел Манголор – без танка никуда, потом эльф Наждак, потом эльф Прайм, друидка Няшка и маг-гоблин Дрын. Все должно было пройти спокойно, если никто не будет тупить, лезть вперед, и выходить из игры после своего прохождения. Сила партнерства окрылила Дюшеса, и он готов был расшибиться ради новых френдов, проходя Горыныча сколь угодно раз.
Орк прилепил свой знак на невзрачную колонну у входа, и портал подсветился синевой. Путь открыт, труба зовет – и вся группа вошла в темноватую сужающуюся пещеру.
Через полстрелища коридор поворачивал во тьму, а перед поворотом виднелись мобы. Ники их сплошь горели оранжевым и красным – значит, уровень у них куда выше манголоровского. Едва не лязгая зубами от волнения, Дюшес пустил своего орка легкой трусцой вперед, бдительно следя, чтоб оба эльфа-телохранителя находились неподалеку. Первые два моба – помесь льва и Медузы Горгоны – напрочь перекрывали проход, находясь в опасной близости друг от друга. Сразу двоих бить было стремно.
– Давай обоих, – предложил Наждак. – Если мы их не сольем – дальше вообще нет понта лезть.
Это казалось очень даже логичным. Орк, предупредив остальных в чате, заорал вождем. И долбанул первого молотом, не ведая о малодушии своего игрока, которому нестерпимо захотелось дать деру от этих ходячих кошмаров. Но все прошло гладко. Танк агрил, присты-лекари лечили в оба смычка – то есть, жезла; друидка и гоблин дамажили. Здоровья у них – Самса наплакала, зато дури в заклинаниях – немерено. Но постоянно раздающийся массагровский рык делал свое дело – мобы никого, кроме орка, не видели.
Потом встретилась троица ходячих деревьев – их удалось разбить на две стычки, потом церберы, зомби – и потихоньку все в свою пати поверили. На устах Дюшеса блуждала торжествующая улыбка, правда, изредка кривящаяся да сверкающая стиснутыми зубами. Но как игроки выглядят во время игры, мало кого интересовало. Пройдя полпути, группа обвыклась настолько, что начала болтать о вещах, совершенно к процессу не относящихся.
– Манги, а как тебя зовут в реале? – кокетливо поинтересовалась Няшка, сотворяя какое-то смертоносное сизое облако вокруг головы очередной прямоходящей жабы.
– Дюшес, – хвастливо напечатал танкующий, ожидая восторженных восклицаний.
– Как лимонад? – И непонятно, чего в этом вопросе сквозило больше: разочарования или глума.