bannerbanner
В крайнем случае пойду работать
В крайнем случае пойду работать

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

– А с учёбой что?

– Бросила. Мы с матерью ругали, а она – ни в какую. Теперь в ресторане на полной ставке работает. Зарплата хорошая плюс чаевые. Машину купила. Счастливая!

Вот так для Ларисы сошлись основные потребности: семья, любимая работа, доход, машина. И всё это – в столице. Высшее образование в список не вошло. Неизвестно, любила бы она так свою жизнь, получив столь дефицитную специальность, и работая изо дня в день на промышленном предприятии среди милых сердцу холодильников.

При всём моём уважении к Абрахаму Маслоу и его красивой пирамиде, такая общая градация потребностей нам с тобой не подходит. Понятно, что не покушав и безопасно не полюбившись, никто не бросится удовлетворять свои эстетические потребности. Однако если у тебя в руках эта книга, то вопрос первоначального насыщения стоит не так остро. Мотивация зависит от множества факторов и меняется в зависимости от региона проживания, политического строя, воспитания, окружения, даже характера конкретного человека.

Проводилось сравнение базовых ценностей россиян в сравни с жителями других европейских стран2. Оказывается, по стремлению к безопасности и самоутверждению Россия превосходит большинство стран, также не отстаёт по приверженности к традициям. Провал происходит , когда речь заходит о самостоятельности, риске, открытости изменениям, заботе о людях и природе. В попытке самоутвердится не остаётся места для заботы о равенстве и справедливости в стране и мире, о толерантности, о природе и окружающей среде. С гедонизмом тоже всё плохо. Ну не стоит в жизненных приоритетах у среднего россиянина веселье и удовольствия. «Как же так? – возмутишься ты, – веселиться мы любим!». Да, именно веселиться на отдыхе от надоевшей работы. Пусть это будет не тот самый пятничный бар, а активный отдых, не важно.

Мало кто возводит получение удовольствия в жизненный приоритет. Наркоманов и алкоголиков я не имею в виду. Интересно, что первыми о получении удовлетворения в процессе зарабатывания денег задумались женщины. Наверное, из-за неизжитого стереотипа мужчины-добытчика. Исследования показывают, что, почти половина москвичек (49 %) предпочли бы интересную, но менее оплачиваемую творческую работу неинтересной, однообразной, но высокооплачиваемой. Среди мужчин так думают только 28 %, они в большинстве своем согласились бы на неинтересную, но высокооплачиваемую работу3.

То есть, ты гонишься за материальными благами, а на душе – мерзопакастно. Получая объективное благополучие, теряешь субъективное. Самое время задуматься об эвдемонизме. Почему я сначала говорил, что в твоём организме не хватает гедонизма, а теперь переключился на какой-то эвдемонизм? Ни в коем случае не пытаюсь запутать. Оба этих термина предполагают получение удовлетворения и наслаждения. Гедонизм предполагает получение субъективного благополучия как смысла и принципа жизни. Стремление к комфорту и избегание негативных эмоций. Неплохо. Вся индустрия развлечений тебе в помощь. Сразу вспоминается Пиноккио и Страна развлечений.

За развлечения нужно платить. Не ослиными ушами, конечно, но их денежный эквивалент никто не отменял. Ты и так любишь отдохнуть с удовольствием. Получается, ты зарабатываешь деньги, получая отрицательные эмоции, чтобы их тратить на получение положительных. А если эти процессы объединить?

Некоторые люди, вторя Эпикуру, считают счастьем постоянное получение удовольствия. Удовольствие, это положительная эмоция, сопровождающая удовлетворение какой-нибудь потребности. Представляешь, если бы ты постоянно испытывал одну и ту же эмоцию? Видел таких людей, которые для удовлетворения потребностей выносят вещи из дома? Проводили опыты на крысах. Одной из них вживили электрод в тот участок мозга, который отвечал за получение удовольствия. Животное научили нажимать кнопку, связанную с этим электродом, тем самым приводя себя в экстаз. Через несколько дней бедная крыса умерла от жажды. Её в жизни больше ничего не интересовало, кроме заветной кнопки.

Тебе такого счастья, надеюсь, не нужно. Нужно счастье в том понимании, в котором его трактуют психологи. А именно, как ощущение удовлетворённости условиями своего бытия, полнотой и осмысленностью жизни. Долговременное удовлетворение. И именно удовлетворение. Бывают индивиды, которые, казалось, имеют всё, а счастья не ощущают. Счастью нужно учиться.

Вот тут тебе на помощь и приходит эвдемонизм. Этот термин предполагает получение удовлетворения через развитие, реализацию собственного потенциала, психологическое созревание. Встречал такое мнение, что существуют два пути: внешний внутренний. Первый предполагает получение финансового достатка, заведение хороших друзей, создание крепкой семьи. Второй – внутренний рост, духовное развитие, саморазвитие и самообразование. Я считаю, что для психологического благополучия необходимо объединить эти пути. Ты получаешь то, чего не хватает для социального благополучия, повышая своё психологическое состояние. Проще говоря, и время провести, и выгоду приобрести.

Первый шаг в формировании личности – определение иерархии приоритетов, определение, чем и ради чего ты можешь поступиться. Второй шаг состоит в том, чтобы этот выбор был осознанным. Мы идём по пути создания твоего психологического благополучия. Если на первых порах сложно определить критерии для достижения, возьми за основу предложенные Кэрол Рифф. Вот их вольный пересказ: позитивные отношения с другими, автономия, умение эффективно управлять внешними ресурсами, целенаправленность и осмысленность жизни, умение применять собственные личностные свойства, позитивное отношение к себе.

Мы уже договорились, что Канта уважаем, но твои личные потребности ставим выше общественных. В том, разумеется, случае, когда они не совпадают. Этакий разумный эгоизм. Ты понимаешь, что в стремлении доставить удовольствие только себе, столкнёшься с массой проблем со стороны окружающих, поэтому идёшь на ряд ограничений и компромиссов. Находишь золотую середину между своими возможностями и потребностями окружающих. И всё это, исключительно из любви к себе.

Для того, чтобы стать эгоистом, нужно разобраться, что такое Эго. Понятие, введённое в обиход Зигмундом Фрейдом, означает не что иное, как твоё Я, твоё представление о себе, как о личности. Я говорю: «представление», так как человек, зачастую, не имеет чёткого представления, кем является на самом деле. И как тут развиваться, если не знаешь, что развивать?

В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Наряду с понятием «личность» в науке нередко термин «индивид», «индивидуальность». В понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства. Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Личность появляется у индивида только в процессе его общения с другими индивидами, то есть в социуме. Она создаёт своеобразный интерфейс между мотивами контактирующих друг с другом людей. ты пытаешься добиться своих целей, другой человек – своих, третий – своих и так далее. В процессе таких взаимодействий мотивы трансформируются, подчиняются и переподчиняются. Формируется Личность. Может быть у бобров-осетров тоже есть это понятие, но в контексте нашего разговора интересна твоя личность, человеческая сформированная общением с другими людьми.

Люди, сталкиваясь и взаимодействуя личными мотивами, создали общество. Общество – тоже организм, и у него также есть потребность к развитию. Общество заинтересовано в тех членах, которые поддерживают это развитие, поэтому пытается развивать твою мотивацию, чтобы она совпадала с общими интересами. Ты становишься такой личностью, которая приветствуется в той локации, в какой ты оказался. Немного привносит человечество в целом, чуть-чуть страна, коллектив на работе, друзья, семья. Вот личность и сформирована. А где же в этом списке ты? Забыли.

Постепенно личностные мотивы уступают место общественным. У пионеров в СССР был пионерский салют, когда согнутую в локте руку поднимали выше головы. Этот приветственный жест означал: «Общественное – выше личного». Так и живём. Всегда находится тот, ради кого ты засовываешь свои мотивы глубоко в карман, теша чужие. Общество развивается и чувствует себя хорошо, а ты – плохо. Очень часто от тебя этого даже никто не требует. Никто из семьи или друзей не захочет, чтобы ты страдал. Они просто живут по своим понятиям, а ты по своим – не можешь. Нужно хотя бы заявить о том, что чего-то хочешь.

Во взаимоотношениях человека с окружающей действительностью в его деятельности формируются и выявляются бесконечное множество индивидуально-психологических особенностей. Многие из них бывают несущественны как, например, плохо развитые вкусовые ощущения. Другие индивидуальные особенности хотя и очень существенные, могут оказаться кратковременными, скоропреходящими, например, вялость и медлительность после болезни. Третьи (допустим, плохая механическая память) могут не влиять на отношение человека к окружающему и даже не сказываться на его деятельности, компенсируясь другими чертами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Ryff, C. The Structure of Psychological Well-Being Revisited. Journal of Personality and Social Psychology (1995).

2

Магун В., Руднев М. Базовые ценности россиян и других европейцев. – Экономика и общество. 2010.

3

Дудина О. М. Монетарная культура молодых москвичек: факторы формирования и особенности. Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.)

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2