bannerbanner
Магия оборотня. Подлинные практики и ритуалы
Магия оборотня. Подлинные практики и ритуалы

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Изучая практики моего гватемальского проводника майя и ульчских шаманов, с которыми я беседовал, я сформировал собственное понимание того, что представляет собой «настоящее» перевоплощение. Эти сведения о перевоплощении помогли мне понять, что я испытывал, когда позже в моей жизни появилась магия оборотней. Их личные духи животных различались в зависимости от культуры. На семинарах ульчи я говорил с их священным Духом медведя, а не волка, но мудрость и проницательность Духа медведя, его глубокая связь с этими духами животных помогли мне выстроить мою собственную практику. Рассказывая мне о ценностях и ритуалах своего народа, сибирская шаманка заметила: «Каждый шаг по Матери-Земле должен быть исполнен чувства благодарности». Я никогда не забуду ее слов и всегда буду стараться жить по этому принципу.

Я упоминаю и другие шаманские культуры, такие как уичоли (аутентичная культура Мексики), но больше всего почитаю сибирский народ ульчи, с представителями которых я познакомился, потому что они потратили на меня много времени и помогли мне постичь истину о духах животных и перевоплощении.



ЖИВОТНОЕ «Я»

Я описываю животное «Я» как нашего «внутреннего зверя», которого многие из нас заперли, но какой ценой? Вы никогда не сможете стать цельным, если не обнимете свою животную сущность. Эта сила движет магией оборотней. Животное «Я» также можно описать в психологическом ракурсе – как изначальную и инстинктивную животную часть нашей психики или души, сродни ид Зигмунда Фрейда или тени Карла Юнга. Но оно также воплощено в нашем физическом теле и генетике. Да, это довольно много для одной концепции, и все же мы, будучи социальными животными, живем одновременно и разумом, и инстинктом. Мы, Homo sapiens, занимаем высший ярус гоминидов[5], но при этом 84 процента нашей генетики у нас общие с псовыми, в том числе и с волками[6]. По моему мнению, основанному на исследованиях и практике, животное «Я» находится в самой глубокой части нашего подсознания, а на физическом уровне оно представлено подкорковой зоной, средоточием «животного сознания». Оно связано с групповым бессознательным и тем самым со всеми архетипическими силами и первичным генетическим сознанием всех существ, из которых мы эволюционировали. Цель магии оборотней состоит в том, чтобы пробудить, воскресить и освободить все наше существо путем активизации, оживления этой части нашего мозга, нашего животного «Я».

Прежде чем вы приступите к изучению этой магии, я предлагаю вам узнать больше о волках и глубоко осмыслить свою связь с этим видом, а также что представляет собой ваше животное «Я». Проводите больше времени на природе, отказываясь на время от девайсов и гаджетов, и осознавайте на чувственном уровне свое истинное место в экосистеме, как животное, которым вы поистине являетесь. При этом можете произносить про себя молитву, которую я ежедневно возношу Гее: «К тебе и от тебя движется все сущее». Да поможет вам моя книга: если выть, то от радости. Я желаю вам пробудиться к силе и осознанию своего истинного животного естества.

1 Глава. История, предания и культы людей-волков


Корни современных практик и верований магии оборотней можно отыскать в сумрачном мире мифов, легенд и исторических источников. Чтобы понять кухню этих процессов, важно изучить их мифологическую и историческую подоплеку. Знание о том, что традиция превращения в волка имеет родословную, уходящую в древние времена, дает нам понимание того, как наши предки признавали и использовали способности оборотней, меняющих свою форму, поэтому мы можем делать то же самое. Эта история предлагает нам способы восстановить и возродить эту мощную традицию.



ИСХОДНАЯ ТОЧКА

Петроглифы и пиктограммы в древних пещерах являются самыми ранними свидетельствами культуры и верований людей, а некоторые из них содержат изображения, напоминающие магию перевоплощения.

«Примерно 30–35 тысяч лет назад в палеолитической культуре по всему миру началось взрывоподобное развитие символических систем, представленных в первую очередь искусством наскальных изображений… И хотя многие из этих рисунков являются натуралистическими изображениями людей, млекопитающих и птиц, встречается немало образов наполовину человеческих, наполовину звериных фигур, свойственных териантропическим культам»[7].

Изображения людей-волков обнаруживали в Пиренейских горах, среди множества других наскальных рисунков с такой тематикой[8].

Подобные образы оборотней и предания о них можно найти по всему миру, а люди-волки, кажется, появляются везде, где бродят волки. Изображения таких перевоплощений являются одними из самых ранних магических рисунков человечества.

Приведенные мной нейропсихологические и этнографические факты убедительно свидетельствуют в пользу того, что в этих тайных образах мы встречаем древнее и необычайно яркое выражение сложного шаманского опыта, коренящегося в измененных состояниях сознания[9].

Практики перевоплощения, по всей вероятности, являются одними из самых ранних духовных практик, к которым обращались наши предки. Эти практики существуют до сих пор и лежат в основе магии оборотней.


Доисторические способности, духи и метаморфозы волков

Мы обожаем истории о людях-волках, но на свете немало легенд и мифов об оборотнях другого типа. В России, Китае и странах Юго-Восточной Азии, где я побывал, существуют легенды о людях-тиграх. В Японии, где я прожил четыре года, есть множество историй о кицунэ (людях-лисах) и тануки (людях-енотах), которые могут являться в обличьях этих зверей, чтобы украсть еду или саке у тех, кто заплутал ночью в лесу. В народных сказаниях японцев об оборотнях присутствуют не только люди-волки, но и боги-волки (оками). Для последних возводят святилища, и я их посетил. Когда я был в Марокко, мой проводник рассказал мне о родословных людей-шакалов. Некоторые из моих собеседников из числа жителей этих стран верят, что люди, превращающиеся в животных, в самом деле существуют и даже живут среди нас. В ряде изученных мной культур до сих пор бытует древнее верование о том, что люди с незапамятных времен превращаются с помощью магии в различных животных. Некоторых из этих существ боятся, но многих почитают или просто принимают.

Также широко распространена вера в то, что волки – божественные предки. Некоторые монархические династии ведут свое происхождение непосредственно от предка волка – например, тюркские каганы и монгольские ханы. Отдельные индейские племена также почитают тотемного племенного предка волка. Предводителям викингов в старину давали титул «рожденный волками», поскольку скандинавы верили в их способность менять свою форму.

Во всех этих легендах об оборотнях переплетается мифическое и магическое, поскольку и люди, и звери были и остаются животными. Похоже, что мы разделились лишь относительно недавно.



КРАТКИЙ ОБЗОР КУЛЬТОВ ОБОРОТНЕЙ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ

Везде, где обитали волки, существовали культы оборотней, приверженцы которых поклонялись могуществу волков и утверждали, что умеют превращаться в них. На протяжении тысячелетий во многих различных культурах было принято верить в способность изменять свою форму.

Мы остановимся на классических древних культурах Запада и вышедших из них более поздних европейских культурах. Это позволит нам увидеть, насколько широко были в те времена распространены посвященные оборотням практики, мифы и легенды, и оценить влияние этих древних культур на ритуалы и заклинания современной магии оборотней.


Месопотамия – место первой известной трансформации человека-волка

Самый ранний из сохранившихся сюжетов о превращении человека в волка можно найти в эпосе о Гильгамеше, сборнике историй из Месопотамии, которому более двух тысяч лет. В эту книгу включена история о молодом пастухе, который страстно влюбился в богиню Иштар. Он часто навещал ее святилище и оставлял ей много подношений, пока ей не наскучили его молитвы и она не превратила его в волка. Для него все закончилось печально: на него напали его собственные собаки[10].


Культы на горе Ликеон в Греции

По мнению древнегреческих историков, культы оборотней предшествовали поклонению эллинским богам. Святилище на одной из вершин горного хребта Ликеон (или Ликеи в античной географии) в греческой Аркадии, скорее всего, было древнейшим центром поклонения волкам и оборотням в Греции. Оно было посвящено очень древнему богу-волку по имени Ликей. В более поздние эллинистические времена слово «Ликей» ассоциируется с именами других богов. Например, бог, управляющий храмом, изменил свое имя и стал прозываться Зевсом Ликейским, другой храм поблизости был посвящен Пану Ликейскому, а в некоторых святилищах Греции поклонялись Аполлону Ликейскому. В Аркадии и других местах был широко распространен культ этого бога-волка. В Аркадии устраивали Ликейские празднества и игры в честь этого божества. Считается, что и сам древний город, и игры были созданы царем Ликаоном (царем волков), а свежие археологические находки свидетельствуют о том, что человеческие жертвоприношения и ритуальный каннибализм практиковались там с доисторических времен. Все это приближает нас к оборотням[11].

В 380 году до нашей эры Платон называет царя Ликаона «защитником, ставшим тираном» святилища этого храма бога-волка и его жрецов-оборотней. Овидий довольно подробно рассказывает историю о Ликаоне, который совершил ошибку, предложив Зевсу сваренное человеческое мясо, чтобы испытать его, когда тот появился в храме в человеческом облике. По словам Овидия, Зевс, будучи богом, понял, что произошло, и очень рассердился. Он превратил Ликаона в оборотня и прогнал. Возможно, это предание о том, как культ Зевса вытеснил гораздо более древний культ оборотня Ликея. В любом случае Зевс Ликейский, т. е. волчий Зевс, таким образом стал богом этого храмового комплекса, но истории с оборотнями, человеческими жертвоприношениями и каннибализмом на этом явно не закончились[12].

Греческий историк Агриопа рассказывает в своем дневнике, что знаменитый атлет Деменет помогал совершить человеческое жертвоприношение Юпитеру Ликейскому, съел мясо и на девять лет превратился в оборотня. Он «выздоровел» и принял участие в Олимпийских играх. Я могу только предположить, что он нашел хорошее применение всей этой силище оборотня и даже получил медаль в каком-то состязании[13].

Римский историк Плиний в рассказе об охотнице Эванте упоминает подобный ритуал, устраиваемый для посвящения в великие охотники, в ходе которого соискатель отправлялся к ближайшему священному озеру, оставлял одежду на дереве, плавал по этому волшебному озеру и, таким образом, превращался в оборотня. Через девять лет он возвращался в облике человека, обладающего удивительными охотничьими способностями. Некоторые считают эту историю возможным описанием посвящения в культ оборотней[14].

Греческий историк Павсаний пишет, что люди, переступая порог храма Юпитера Ликейского, «теряли свою тень» в присутствии бога-волка. Возможно, свойственное всему европейскому фольклору убеждение, что оборотни не отбрасывают тень, породила именно эта маловразумительная сентенция, от которой у читателей Павсания разыгралась фантазия. Нельзя исключать и то, что такие оборотни были астральными формами практикующих ведьмаков (их астральное тело не отбрасывает тень)[15].


Культ Аполлона Ликейского (волчьего Аполлона) в Греции

Культ Аполлона Ликейского распространился по всей Греции, но его центром был Коринфский перешеек и особенно Аргос. Может показаться странным, что Аполлон, бог света, ассоциировался с волками, но одной из первоначальных форм Аполлона был волк. Его мать, которую звали Лето, сбежала от Геры с помощью божественных волков, после чего родила Аполлона и его сестру Артемиду, которую также ассоциируют с волками и оборотнями. «Волк Аполлон» был известен как защитник людей, попавших в опасное положение, и повелитель волков. По словам греческого историка Эсхила, он был призван отражать нападения врагов. Считалось, что Аполлон, противник зла, защищает стада домашнего скота, такого как козы и овцы, а также детей. Знаменитые статуи «Волка Аполлона» были воздвигнуты в Дельфах и в его храме в Афинах. В Италии тоже был построен храм для поклонения Аполлону Ликейскому, а также оборотню Сорану[16].


Оборотни в Скифии

Греческий историк Геродот серьезно относился к культам оборотней и во время своих путешествий в 425 году до нашей эры писал о неврах – крупном кочевом племени, у которого он гостил. Геродот называл их «магическим народом». Невры жили в Скифии, которая частично находилась на территории нынешней России. Он пишет, что каждый год все члены этого племени превращались в оборотней на определенный срок:

Скифы и живущие среди них эллины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно однажды в год на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик (Геродот IV, § 105)[17].

Здесь мы имеем не просто небольшой культ оборотней, сосредоточенный вокруг храма, а целый клан, который превращается в оборотней. Как вы увидите, в Древнем мире такое массовое перевоплощение не было чем-то неслыханным.


Римские культы оборотней

Римляне живо интересовались феноменом превращения людей в волков, и римская культура в той ее части, которая сохранилась после падения Римской империи, по всей вероятности, является источником большей части преданий об оборотнях в Европе. Например, римский историк Петроний записал историю об одном солдате, который согласился сопровождать его ночью в Капую в качестве телохранителя. Во время путешествия этот человек с наступлением ночи начал «разговаривать со звездами», а затем разделся и в один миг превратился в огромного волка, после чего убежал, бросив несчастного и ошеломленного Петрония на произвол судьбы. Но делать было нечего, и Петроний пошел дальше, пока не добрался до крестьянского дома. Там он разговорился с фермером, который был чем-то расстроен. Выяснилось, что незадолго до появления Петрония неизвестно откуда возник крупный волк и загрыз несколько животных этого крестьянина. Потрясенный фермер рассказал, что он и его работники отразили атаки этого волка и ранили жестокого грабителя копьем в шею. Петроний закончил свое путешествие в одиночестве. Вернувшись на следующий день в свой город, он явился домой к солдату, который накануне так бесцеремонно бросил его (видимо, чтобы выбранить), и обнаружил, что тот лежит в постели с кровоточащей раной на шее. Свой рассказ Петроний завершает так: «Я сразу понял, что он был одним из тех, кто умеет „менять кожу“ (versipellis), и больше никогда не мог преломлять с ним хлеб»[18]. И это лишь одна из многочисленных историй о римских оборотнях.

В свое время в Европе была широко распространена вера в оборотней, или «меняющих кожу» (versipelli). Их часто связывали с различными культами оборотней, некоторые из которых, как культ Луперкалии, были официально признаны государственной религией Рима и включали в себя ряд богов и богинь.

Культы волков в Италии представляют собой вид религиозного пережитка далеких эпох. Настоящего бога-волка мы находим здесь гораздо реже, чем в Греции. Однако в области магии, предсказаний и народных суеверий волк был в Италии более заметным и почитаемым, чем любое другое животное[19].

Луперкалии: римская «матерь всех празднеств в честь оборотней»

Согласно римской мифологии, Рим основали Ромул и Рем, которые были воспитаны божественной волчицей Лупой. Рим был назван в честь Ромула, Лупу там всегда уважали и почитали. Великий праздник Луперкалии (Праздник волка) якобы проводился в честь Лупы и основания Рима, хотя на самом деле он зародился задолго до основания Рима, в первую очередь как праздник плодородия и земледелия, и его центральной фигурой был волк. Вполне вероятно, что Лупа была доисторической древней богиней-хранительницей. Во время праздника Луперкалии полуголые «жрецы-оборотни» (Луперкаи) бегали по городу, едва прикрывая наготу козлиной шкурой, и хлестали веревками из козьей кожи подставлявшихся под удар молодых женщин, мечтавших забеременеть. Этот праздник получил свое название в честь Луперка (бога-волка), но собственно Луперком этого таинственного бога-волка, по-видимому, назвали гораздо позже. По общему мнению, почитаемым богом лесных волков был Фавн, римская версия Пана, гораздо более древнее божество, которое чаще описывают как призрачного бога Луперкалий. Жрецы Фавна также носили титул «Луперкай». Римляне явно не любили скучать: это празднество являло собой разнузданное ликование, оно длилось несколько дней и сопровождалось соблазняющими ужимками, совокуплениями и разгульной попойкой со жрецами культа оборотней, воющими и буйствующими, хлещущими веревками обнаженных женщин и, возможно, даже мужчин. Вся общественная жизнь в Риме замирала на несколько дней, к ужасу консервативно настроенных римлян, с содроганием взиравших на всю эту фантасмагорию[20].

С победой в Европе христианства этот древний праздник был упразднен и тем не менее, как ни странно, уцелел, поскольку был до того любим в народе, что, хотя Церковь и пыталась уничтожить его, сделать это ей так и не удалось. Как и в случае со многими другими популярными языческими празднествами, Церковь сочла за лучшее просто принять его по свое крыло. В 494 году папа Геласий I сделал Луперкалию, как это ни парадоксально, Праздником очищения Девы Марии. По мнению некоторых, День святого Валентина, который приходится на ту же дату, также был связан с «праздником любви», Луперкалией. Забавный поворот в этом распутном и непристойном празднике, который, я уверен, рассмешил бы волчьего Фавна[21].


Культ Сорана и Диспатера

Богу Сорану с горы Соракта, к северу от Рима, был посвящен целый культ оборотней, который не забылся даже с приходом христианства. Ритуалы вервольфов в этом культе включали в себя хождение по огню жрецов-оборотней. В римской религии этот религиозный обычай был весьма необычным и все же имевшим смысл, поскольку эта местность была и остается вулканической. Как и во многих классических культах оборотней, адепты работали с хтоническим, или подземным, аспектом своего бога-волка. Центр этого культа, гора Соракта, имела форму волка, а бог Соран ассоциировался с вулканическим огнем и ядовитыми испарениями. Соран также считался хтоническим богом смерти, или богом подземного мира, и иногда отождествлялся с римским богом подземного мира Диспатером. Жрецы этого культа оборотней назывались Хирпи сорани, где «хирпи» переводится как волк

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

The Complementary Medical Association, “Werewolves: A Medical Perspective.”

2

Фурри (от англ. furry, «покрытый мехом») – это люди, интересующиеся антропоморфными животными, относящиеся только к тем, что покрыты мехом. – Примеч. пер.

3

Здесь Ремесло – синоним современной неоязыческой религии Викка. – Примеч. пер.

4

Дополнительную информацию о сибирском племени ульчи и пути Нани Доро вы найдете на моем сайте www.dennysargentauthor.com.

5

Гоминиды – семейство наиболее прогрессивных приматов, включающее в том числе и людей. – Примеч. ред.

6

Garrett-Hatfield, “Animals That Share Human DNA Sequences.”

7

Lewis-Williams, “Shamanic Explorations of Supernatural Realms: Cave Art – The Earliest Folklore.”

8

Curran, Werewolves: A Field Guide to Shapeshifters, Lycanthropes, and Man-beasts, 19.

9

Lewis-Williams, “Shamanic Explorations of Supernatural Realms: Cave Art – The Earliest Folklore.”

10

Bettini, “The Rage of the Wolf: Metamorphosis and Identity in Medieval Werewolf Tales.”

11

Franklin, “Chapter 3: The Wolf-Deity in Greece,” in The Lupercalia, 23.

12

Koosmen, “The Ancient Origins of Werewolves.”; Franklin, “Chapter 3 – The Wolf-Deity in Greece” in The Lupercalia, 21.

13

Koosmen, “The Ancient Origins of Werewolves.”

14

Baring-Gould, The Book of Werewolves, 10.

15

Pausanias, Description of Greece, 27.

16

Summers, The Werewolf, 152.

17

Baring-Gould, The Book of Werewolves, 8.

18

Baring-Gould, The Book of Werewolves, 12.

19

Franklin, “Chapter 4 – The Wolf-Deity in Italy” in The Lupercalia, 29.

20

Adkins, Dictionary of Roman Religion, 136; Leach, Funk & Wagnalls Standard Dictionary of Folklore Mythology and Legend, 654.

21

Adkins and Adkins, Dictionary of Roman Religion, 73 and 136.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2