bannerbanner
Крутые предки: поиск личной силы с наставниками рода
Крутые предки: поиск личной силы с наставниками рода

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Раскопки египетских погребальных комплексов выявили сотни глиняных и металлических ваз и урн, предназначенных для еды и питья. Запечатанные в гробнице подношения вместе с телом были обнаружены и в погребальных покоях самого известного мумифицированного правителя Египта, Тутанхамона, но находили их и в захоронениях рядовых граждан. Если посидеть вместе за ужином при жизни считается способом укрепить семейные связи, то разделить еду и питье в загробной жизни – способ сохранить эту связь с теми, кто ушел в мир иной.

Для тех, кто ходил под небом живых, забота о почивших была еще и вопросом собственного статуса: если относиться к мертвым почтительно и уважительно, те даровали обилие и благосостояние. Отношения были взаимовыгодные: мертвые также зависели от живых в вопросах качества загробной жизни.

Мексика и Мезоамерика

В Мексике и во множестве мексиканских сообществ в США, Dia de los Muertos проводится в течение трех дней, начиная с вечера 31 октября и продолжаясь до 2 ноября. Это праздник Дня мертвых, время, когда семьи собираются вместе, запасаются едой и отправляются на кладбища, дабы почтить память членов семей, умерших за год. В первый день праздника особое внимание уделяется ушедшим детям и младенцам. Алтари (ofrendas) состоят из цветных тканевых лент, цветов, фотографий и свечей. Широко распространена практика приношений особым образом стилизованной пищи: сахарные черепа и гробы, а также маленькие хлебные фигурки.

В некоторых деревушках Юкатанского полуострова штата Кампече День мертвых называется Ханал Пиксан, что с юкатанского переводится как «кормление душ». Фотограф Джордж Фери провел годы в Кампече, с большим уважением документируя то, как жители штата собирают кости своих предков в деревянные ящики, которые затем хранят в ярко раскрашенных бетонных мавзолеях. Фери описывает, как каждую коробку устилают тканью, вышитой членом семьи. На вышивке изображается покойный, его возраст и короткий поминальный текст. Посещая гробницы на Ханал Пиксан, члены семьи осторожно вынимают кости из ящика, чистят их мягкой щеткой, сопровождая молитвой и вознося хвалы покойным. После чистки кости накрывают новой тканью и возвращают обратно до следующего года.

В культуре синакантанских майя Мезоамерики предки-стражи были краеугольным камнем шаманских практик. Автор Роберт Торренс в книге «Духовный поиск: трансцендентность в мифе, религии и науке»[7] объясняет, что шаман может отправиться в путешествие, зачастую включавшее в себя не менее девятнадцати шагов, каждый из которых сопровождался молитвами, возжиганием свечей и жертвоприношениями. Во время этого паломничества от родной деревни до церемониального центра у подножия горы шаман останавливался у ряда святилищ, дабы вознести молитвы своим богам-предкам, прося об исцелении, духовном прозрении и пр.

У инков умерших членов королевской семьи мумифицировали, еду и питье им приносили в жертву путем сожжения. За ними присматривал живой человек-страж, обязанностью которого было следить за тем, чтобы у почивших было все необходимое для загробной жизни. Взамен мертвые давали советы в государственных вопросах, что было частью общей идеи божественности власти короля инков.

На территории Анд поклонение предкам включало в себя членов не только королевской семьи, но всех социальных классов. В XVI веке представитель знати народа кечуа Фелипе Гуаман Пома де Айяла большую часть своей жизни посвятил написанию хроники последствий прихода конкистадоров в Анды. Он писал, что после смерти члены семьи почившего обмывали тело и ухаживали за ним, продолжая оказывать покойному почести в соответствии с прижизненным социальным статусом. Тело могли положить в гробницу, а могли оставить в святилище дома у родственника, где тому регулярно воздавали почести молитвами и жертвоприношениями. Так обычно поступали только с прямыми, не самыми дальними родственниками. Полагали, что отношение к духам предков напрямую влияет на благосостояние и здоровье живых. Неуважительное или пренебрежительное отношение могло привести к финансовому краху и физическим недугам.

Можно вдохновляться этими обычаями и практиками для разработки собственной системы почитания предков, если ваши крутые родичи родом из Мексики или Центральной Америки. Если ваши близкие захоронены недалеко, иногда выделяйте день для визита на кладбище: почистите их надгробия и оставьте небольшое приношение.

Бдительные, заботливые предки

В некоторых европейских обществах, особенно принадлежащих скандинавской культуре, предков хоронили у дома, чтобы те присматривали за семьей. Почившие помогали выжившим обрести славу и богатства, а взамен семья приносила мертвым жертвы особым ритуальным способом (в качестве приношений в ранних германских племенах были популярны ячмень и пиво). Семьи, которые не справлялись с возданием соответствующих почестей мертвым, ожидали неудачи или катастрофы. Чтобы почтить предков в нордическом стиле, оставьте еду и хмельные напитки на месте захоронения. Сделайте из приношения что-то особенное – например, пройдитесь по всему известному вам семейному древу и т. д.

Слава моим предкам, Андрею, сыну Джеймса, сыну Ингрид, дочери Марии и т. д.

В нордических общинах одним из самых важных подарков, который можно было получить от предков, была плодородная земля.

Считалось также, что наряду с материальными благами наследовалась еще и хамингджа, или удача. Предполагалось, что предок, чья жизнь сложилась удачно, продолжает процветать и в загробном мире, и может поделиться благами с отпрысками.

Отношения были, конечно же, взаимовыгодными: подношения предкам помогали заслужить их щедрость. Мертвые сосуществовали бок о бок с живыми и могли даровать защиту, вдохновение и могущество тем, кто хорошо с ними обращался.

Восточная духовность

Во многих азиатских культурах почитание предков было частью повседневной рутины. Происходило это не столько в форме поклонения, сколько в качестве воздания должного жившим прежде. Объясняется это тем, что в восточной традиции семейные узы были чрезвычайно важны. Сам Конфуций учил почтительному отношению к пожилым людям. Термин «семья» обозначал не только людей, живших под одной крышей, но и всю обширную сеть дядюшек и тетушек, двоюродных родственников и предков – живых и мертвых.

Синтоистские практики в Японии и буддистские – в большей части Азии включали в себя практику сыновнего благочестия. Когда кто-то умирал, соответствующие церемонии проводились как на месте захоронения, так и в самом доме почившего. Смерть сама по себе не означала забвение, и в большинстве азиатских семей до сих пор есть маленькие алтари, посвященные предкам. На них оставляют подношения: фрукты, благовония и цветы. На святилище также часто установлена маленькая табличка с именами ушедших членов семьи. Эти алтари обеспечивают семьям не только центральное место для почитания мертвых, но и некий объект семейной гордости, который можно показать посторонним.

Живущие платят дань уважения мертвым, отдавая долг за оказанные благодеяния и просто в качестве благодарности. Что же до мертвых, они обещали живым финансовое благополучие, процветание и свое благословение – в той мере, в какой сами при жизни заботились о благодарных отпрысках. Если у вас есть предки из Азии, повесьте на стену небольшую полку с фотографией покойного, поставьте рядом благовония, цветы и чашечку для приношений.

Коренные народности Америки

В некоторых индейских племенах с незапамятных времен чтут духов предков. Ирокезы восточной части США обладают богатой культурной историей, включающей духов предков, которые день за днем присматривали за потомками, а также навещали их в сновидениях. В обществе ирокезов мертвых уважали, в их честь регулярно устраивали пиры. Во многих индейских племенах и группах коренных народов предки-наставники были частью коллектива, в котором все люди и животные произошли от общих предков.

В 1989 году исследователь Уолтер МакКлинток отправился на Монтану, где прожил четыре года вместе с племенем Черноногих. В 1910 году он написал книгу «Старый северный путь»[8], где описал свой опыт, а также фольклор и религиозные обычаи Черноногих. Он цитирует несколько историй о духах, из которых видно, что Черноногие очень хорошо заботились о своих ушедших предках. В некоторых случаях они по многу лет хранили скелет любимого члена семьи в сыромятном мешке. Один вождь так пронес тело своего погибшего брата через сотни километров, что считалось актом великой преданности и чести.

Доказательства существования культа предков также были найдены на американском юго-западе среди народов пустыни Сонора в ходе археологических раскопок. В «Оксфордском справочнике по археологии в Северной Америке» Лиза Янг[9] описывает святилища с маленькими фигурками, найденными как в публичных местах, так и в частных жилищах.

В той же книге автор Барбара Миллс пишет о раскопках на территории племени Аназаси в Нью-Мехико, где членов семей увековечивали различными объектами, помещенных в гробницу. Также там существовала практика подкладывать кости недавно умерших в уже существующие захоронения.

Духи Африки

Афроамериканцы, как исповедующие традиционные африканские религии, так и принадлежащие к распространенным авраамическим религиозным системам, традиционно уделяли большое внимание почитанию живых и ушедших предков, в их честь проводили праздники. Подумайте: вы живете в месте, где регулярно воздаете почести предкам и родовым старейшинам, и вдруг вас отрывают от родной земли, продают в рабство и отправляют за море. У вас не остается ничего, кроме своего наследия. Есть хоть одна причина, по которой вы не будете поддерживать в нем жизнь, передавая обычаи и традиции по наследству, от поколения к поколению?

Семья – как по крови, так и по брачным узам – на протяжении веков была краеугольным камнем афроамериканского сообщества. Несмотря на то что в большинстве случаев институт рабовладения способствовал ослаблению структуры семьи, часто жестоко отрывая членов семьи друг от друга, в совокупности он имел противоположный эффект. В условиях рабства семья как следствие брака позволила людям выжить в период после завершения Гражданской войны, когда были приняты законы Джима Кроу. В 1960-х годах Движение за гражданские права чернокожих в США стало набирать обороты, люди начали расселяться по территории страны, прочь от старых домов, где родились и выросли, а большие семейные собрания перестали быть стратегией выживания.

В книге «Афроамериканские старейшины, культурные традиции и семейные воссоединения» Рэни МакКой[10]] рассказывает, как воссоединения афроамериканских семей в последние десятилетия, зачастую включавшие сотни участников, съезжавшихся со всего мира, стали двигателем восстановления потерянных связей и возрождения культуры и традиций. На любом семейном собрании, которое само по себе можно считать неким ритуалом, старейшины становятся незаменимым источником мудрости, руководства и силы; к ним относятся с великим уважением и почетом, как и к их предкам. Они рассказывают истории, предлагают советы и создают фундамент для построения сильного и культурно осознанного будущего поколения, знающего, что принадлежит им по праву.

В других местах по всему миру люди разных африканских национальностей и культур воздают почести предкам наряду с духами Земли и места и прочими божественными фигурами. Однако именно предкам отведено особое место в их духовной системе. Для представителей нигерийского народа йоруба далеко не каждый может стать почитаемым предком. Чтобы достичь такого статуса, нужно прожить долгую жизнь с пользой, умереть уважаемым и оставить после себя потомков, которые будут чтить почившего в загробной жизни посредством молитв и приношений. Иногда сменяются целые поколения, прежде чем кто-то удостаивается чести стать таким предком.

Королевство Дагомея (ныне Бенин) существовало на протяжении около трехсот лет, и распалось в конце XIX века, когда французская империя развязала войну и колонизировала страну. Ритуалы предков для дагомейцев были связаны с родством королевской семьи и плодородием самой земли – необходимым условием для хорошего урожая. Королевским предкам приносились человеческие жертвы на ежегодных пирах, призванные обеспечить изобилие на полях. Духи королевских предков могли выбрать, кому из живущих даровать свою милость; лучшим способом заслужить их признательность было жертвоприношение. Существовала целая ритуальная структура для прославления предков королевской семьи; когда король умирал, сотни пленников и рабов церемониально приносились в жертву, дабы король мог присоединиться к предкам и присматривать за своим народом.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

The Good Witch’s Daily Spell Book.

2

Wicca Practical Magic.

3

The Daily Spell Journal.

4

Hunter-Gatherers and the Origins of Religion, Hervey C. Peoples, Pavel Duda and Frank W. Marlowe.

5

In Remembrance of Me: Feasting with the Dead in the Ancient Middle East, Virginia Rimmer Herrmann and J. David Schloen.

6

Иды – в римском календаре так назывался день в середине месяца. – Примеч. ред.

7

Robert M. Torrance, The Spiritual Quest: Transcendence in Myth, Religion and Science.

8

The Old North Trail, Walter McClintock.

9

The Oxford Handbook of North American Archaeology, Lisa Young.

10

In African American Elders, Cultural Traditions, and the Family Reunion, Renee McCoy.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2