Полная версия
Крутые предки: поиск личной силы с наставниками рода
Патти Вигингтон
Крутые предки: поиск личной силы с наставниками
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Published by Llewellyn Publications Woodbury, MN 55125 USA. www.llewellyn.com
© 2020 by Patti Wigington
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО «Издательская группа «Весь», 2021
* * *Дорогой Читатель!
Искренне признателен, что Вы взяли в руки книгу нашего издательства.
Наш замечательный коллектив с большим вниманием выбирает и готовит рукописи. Они вдохновляют человека на заботливое отношение к своей жизни, жизни близких и нашей любимой Родины. Наша духовная культура берёт начало в глубине тысячелетий. Её основа – свобода, любовь и сострадание. Суровые климатические условия и большие пространства России рождают смелых людей с чуткой душой – это идеал русского человека. Будем рады, если наши книги помогут Вам стать таким человеком и укрепят Ваши добродетели.
Мы верим, что духовное стремление является прочным основанием для полноценной жизни и способно проявиться в любой области человеческой деятельности. Это может быть семья и воспитание детей, наука и культура, искусство и религиозная деятельность, предпринимательство и государственное управление. Возрождайте свет души в себе, поддерживайте его в других. Именно это усилие создаёт новые возможности, вдохновляет нас на заботу о ближних, способствуют росту как личного, так и общественного благополучия.
Искренне Ваш,
Владелец Издательской группы «Весь»
Пётр ЛисовскийОб авторе
Патти Вигингтон практикует язычество и ведьмовство с 1987 года, имеет лицензию духовного лица в своем родном штате Огайо, где она работает в сфере образования в местном языческом сообществе. Она – Высшая Жрица и основатель Клана Каменного Круга, практикующего кельтское язычество. В 2007 году Патти вступила в LearnReligions.com (бывший About.com) в качестве эксперта по язычеству и викканству. Она – бакалавр истории и автор нескольких романов и детской книги, включая «Заклинания доброй ведьмы на каждый день»[1], «Практическая викканская магия»[2] и «Заметки о заклинаниях на каждый день»[3]. Она делит жилище с несколькими студентами колледжа, парой десятков колод Таро, множеством мертвых родственников и очень большим псом. Можете найти Патти онлайн на www.pattiwigington.com.
* * *Барретту, из-за которого я сама когда-нибудь хочу стать крутым предком
Вступление
Семью не выбирают.
Как часто вы слышали эту заезженную фразу? Тем не менее это правда. Можно выбирать друзей, романтических партнеров, в какой-то степени даже коллег, но члены семьи – это данность. Родственники – это настоящая рулетка. Бол́ьшая часть людей, подаривших вам свою ДНК, уже много поколений мертвы. У всех них – и у живых, и у тех, кто уже пересек черту, – есть свои причуды, характер, иногда даже пороки. Научившись работать со своими предками-наставниками, вы можете порядком увеличить личную силу.
Сила — это серьезное слово со множеством значений, и люди все больше и больше интересуются силой как таковой. Но что это означает лично для вас? Может, это шанс почувствовать себя у руля своей жизни и происходящих в ней событий. Может, вы хотите более осознанно реагировать на людей и события. Или хотите ощущать возможность справиться с любой неприятностью, которую заготовила для вас жизнь, быть сильнее эмоционально, физически и духовно.
Для некоторых людей работа с предками-наставниками – способ исцелиться от травмы. Говорят, что травма может передаваться по наследству: в таком случае это касается и исцеления. Почему бы не воззвать к предкам с просьбой провести вас через мутные воды лечения, пути к самостоятельности и здравости? Если ваши предки сами были причиной травмы, вы можете прервать цикл страданий, обратившись к ним. В конце концов, если в вашей семье из поколения в поколение передается что-то неприятное, не пора ли от этого избавиться? Нельзя поменять прошлое, но мы совершенно точно можем встретиться с ним лицом к лицу и не позволять ему влиять на нас негативно.
К родственникам можно обращаться за поддержкой и в мирских, материальных вопросах.
Можно попросить их о защите, чтобы те присмотрели за вами в тяжелые времена. Попробуйте попросить их о помощи в деле, касающемся финансовых вопросов. Допустим, у вас есть мечта купить дом или начать собственный бизнес. Здесь-то предки и могут выступить и помочь: приняв их силу, мы позволяем себе развивать собственную.
Задумывались ли вы когда-нибудь, кем были ваши предки, откуда они? Кто-то из них делал удивительные вещи… Не будем врать себе – кто-то из них был совершенно невыносим. Но все они могут быть призваны, чтобы задействовать внутреннюю силу, чтобы помочь вам установить границы, найти мудрость и совет, которые нам необходимы.
Итак, как же мы это делаем? Все мы хотим найти собственную силу и чувствовать, что контролируем свое будущее, но только позабыли, как именно это делается. Будем честны, мы много суетимся. Многие из нас чувствуют, что потеряли связь с чем-то сокровенным. Говоря точнее, хоть мы и пытаемся воплотить в себе некие священные принципы, часто терпим жалкое поражение, а затем пускаемся в самобичевание. На самом деле мы часто судим себя по стандартам наших предков.
Прабабушка водила джип с боеприпасами во времена Второй мировой. Дядя Билл сражался во Вьетнаме. Пра-пра-дядя такой-то скакал по прерии на лошадях, имел крытую повозку и три раза пережил холеру на Орегонской тропе. Что они подумали бы о нас, зная, что мы на волосок от полнейшего нервного срыва просто потому, что забыли о тренировке своего ребенка по футболу в пять часов вечера в среду?
Если ваши предки чем-то похожи на моих, скорее всего, они посоветовали бы вам сесть, успокоиться, отметить праздник жалости к себе чашкой чая (вполне возможно, что и с бурбоном), собраться с мыслями. Выше нос, ребятишки!
Для многих из нас поиск того чувства личной силы, которым в достаточной мере обладали наши предки, может стать настоящим испытанием. Живя в современном обществе, мы тратим чудовищно много времени на бесконечные задачи. Как говорилось выше, мы суетимся – женщины больше, но и мужчины тоже, – уделяя много времени и сил другим людям. Мы растим детей, заботимся о нуждах романтических партнеров, стареющих родителей, затрачиваем эмоциональные ресурсы на дом и семью. Мы работаем полный рабочий день и испытываем постоянное давление: делай больше, будь лучше. Мы живем в мире, который постоянно напоминает, что мы по какой-то причине недостаточно хороши, несмотря на все старания. Похудей, поправься, красься ярче, не наноси столько макияжа, сиди дома с детьми, займись карьерой.
И все же на протяжении тысяч лет люди умудрялись выживать в гораздо более стрессовых ситуациях, чем опоздать с ребенком в детский сад, сломать ноготь или обнаружить на работе, что у вас одновременно запланировано две встречи. Наши предки пережили кое-что пострашнее, чем наши проблемы жителей первого мира. Они были сильными. Откуда мы знаем? Вы это знаете, потому что вы живы. Ваш род пережил тысячелетия чумы, войн, мора, голода, детских смертей и просто невезения… Только для того, чтобы вы появились на свет.
Это значит, что ваши предки были весьма и весьма круты.
Я начала исследовать историю своей семьи более тридцати лет назад, во времена, когда нельзя было зайти в интернет, вбить фамилию в поисковик и получить тысячи результатов. Дело было в конце 1980-х годов, когда для исследования генеалогии нужно было писать письма пожилым дамам в пыльных архивах и надеяться, что через пару месяцев твое письмо с обратным адресом (многие уже и не помнят, что это такое) вернется с копией сертификата о заключении брака XIX века. Чаще всего письма не возвращались, потому что в архиве ничего не находили… и тогда приходилось начинать все сначала: писать другой пожилой даме в другой пыльный архив в совершенно другую страну.
За последние три десятилетия я обнаружила у себя в роду самых разных людей. От преступников до королей, от грешников до буквально святых, и все они связаны со мной: по крови или браку. Я никогда не отрицала, что некоторые из них вызывают у меня не самые приятные чувства. Среди моих предков были богатые землевладельцы в колониальной Вирджинии, и были они ничуть не лучше себе подобных. Узнать, что мои кровные родственники были рабовладельцами, неприятно, но это факт, и от него не сбежать.
В 1892 году мой пра-пра-какой-то дедушка убил свою жену, а затем и себя в белой горячке: по крайней мере, таковым было заключение судмедэксперта, процитированное в газете. Это хранилось в тайне даже от меня, и я узнала об этом случайно, когда моя пра-прабабушка проболталась за семейным ужином, что привело в ужас моего пра-прадедушку, который был правнуком упомянутой пары.
Есть у меня и далекий родственник, который спустился по реке Огайо в 1797 году, чтобы обезопасить границу Кентукки для белых переселенцев, и заработал кличку Индеец Билл, потому что по пути безжалостно скальпировал коренных индейцев. Другие совершали чудовищные деяния во времена сразу после Гражданской войны. А другие дальние родственники по двоюродной линии были известными стрелками на Диком Западе: до сих пор сохранились рассказы об их склонности палить в обидчиков.
Это проблемные предки, но они мои. Можно со всей уверенностью утверждать, что и в своем генеалогическом древе вы наткнетесь на парочку подобных персонажей, и позже мы разберем, как вести себя по отношению к такому типу людей в рамках духовной работы с предками. Но помните, что наряду с предками, которые делали Очень Страшные Дела, есть много и тех, кто отметился по-настоящему чудесными вещами.
В своем роду я обнаружила людей храбрых и героических: несколько бойцов Войны за независимость; женщины, пережившие чуму, голод и бесконечные роды, воспитание детей и удержание семей от распада; врачи, дантисты, моряки, художники, изобретатели и учителя, даже король, который был столь добр к народу, что впоследствии его канонизировали как святого; иммигранты из Западной Европы и Англии и Ирландии, которые в конце концов оказались в Чикаго разнорабочими, кузнецами и краснодеревщиками; борцы за свободу Шотландии, а также пара французов, пытавшихся убить несправедливого короля; гугеноты, сбежавшие от преследования на религиозной почве и добравшиеся до Нового Света; квакеры, боровшиеся за отмену рабства. Мой дед, один из самых веселых людей, которых я встречала в жизни, был пилотом-разведчиком на Второй мировой и чудесно умел рассказывать об удивительных приключениях в военной Европе. Я принимаю всех своих предков во всей их многогранности: плохих и хороших.
Кого – или что – мы имеем в виду под предками? Их можно разделить на разные типы. Семейные предки – часть семьи, крутые ребята, которые пришли в мир до нас и располагаются где-то посередине семейного древа. Они – наши дедушки и бабушки, всевозможные пра-, даже ветвящиеся линии теток и дядьев, двоюродных родственников. Это люди, связанные с семьей кровью, браком, опекунством или усыновлением/удочерением. Если вы считаете кого-то своим предком – по прямому родству или по одной из паутинок семейной ДНК, – в рамках этой книги мы называем его предком.
Существуют также архетипические предки, которые могут быть и не связаны с вами по крови, но родственны по архетипу. Это может быть Воин, Целитель, Миротворец или любая другая символическая фигура на ваше усмотрение. Архетипический предок – это не обязательно конкретная историческая личность: им может быть и духовная сущность мистика, монаха, жрицы вплоть до Иисуса, Девы Марии или Будды.
И наконец, существуют предки по духу или по сердцу. Это люди, с которыми мы связаны на протяжении всей жизни: не обязательно по крови или браку, но тем не менее мы считаем их членом семьи. Например, верховная жрица, которая научила вас всему, что вы знаете, матушка лучшего друга, которая пекла для вас сладости каждые выходные, когда вы оставались у них с ночевкой, или тот одинокий сосед, которого вы принимаете за своего дедушку, потому что он одинокий, добрый и потрясающе поет похабные морские песни.
Помните, что предок с точки зрения генеалогии и лингвистики – это тот, от кого вы прямым образом происходите: родители, бабушки/дедушки и т. д. Члены семьи, которые могут называть вас предком – дети и внуки, – ваши отпрыски. Если вы пережили трагедию потери ребенка или внука, то можете работать с ними так же, как и с предками, разговаривать с ними, наряду с другими ушедшими из жизни любимыми, у алтаря, даже если технически они не ваши предки. В конце концов, другие члены вашей семьи, уже ушедшие из жизни, наверняка за ними присматривают и ведут через загробное царство, в которое однажды уйдем и мы сами.
Во многих культурах земного шара предков уважают и почитают. Но представители западного мира настолько заняты, что перестали обращать внимание на голоса своих предшественников. Это не значит, что они с нами не говорят… Просто мы не слышим.
Каждый из нас имеет своих крутых предков-наставников, которые тщетно пытаются до него докричаться. Стоит вам открыться и услышать их, установить с ними связь, как вы сможете работать с ними – со всеми вместе или по отдельности.
Постойте-ка… работать с ними? Вы, наверное, думаете, что сюда закралась опечатка: может, не работать, а поклоняться? Нет, все верно. Слово поклоняться имеет вполне конкретное значение, и хоть вы, безусловно, можете отдавать им все возможные почести, попробуйте подумать о том, как работать с ними в тандеме. В какой бы духовной традиции вы ни воспитывались, предки-наставники обычно ожидают, что вы будете не слепо за ними следовать, а как бы работать подле них. Речь идет о выстраивании отношений.
Посмотрим на это с другой стороны: представьте, что мы с вами столкнулись в «Старбакс», при этом мы не знакомы. Я смотрю на вас поверх своего кофе со льдом (немного кокосового молока, классический сироп и порция эспрессо) и говорю: «Привет! Мы никогда не встречались, но ты можешь мне помочь. Можешь ли бросить все дела, дать мне денег, а потом смотреть, как я занимаюсь своими делами несколько недель, месяцев, а может, и лет, чтобы у меня все получилось?»
Думаю, вашим ответом будет «нет», потому что мы совершенно не знаем друг друга. Мы никак не связаны. Вы мне ничего не должны, да и на самом деле, как вы можете отложить все дела и помочь мне с моими великими планами без какой-либо выгоды для себя?
По правде говоря, я порядком насторожилась бы, если бы вы ответили «да» на такое мутное и нахальное предложение.
С другой стороны, если мы – друзья, и я говорю, что мне нужна ваша помощь, вы тем или иным способом можете мне ее предоставить. Например, поделиться мудростью и советом, показать другую сторону вещей, а может, даже и помочь материально и финансово, если мне это действительно нужно. Выстраивая осмысленные отношения с родственниками, вы поймете, что они будут на вашей стороне, когда бы вам ни потребовалась помощь крутого предка.
Из книги «Крутые предки: поиск личной силы с наставниками рода» вы узнаете, как работать с разными типами предков, как найти и развить личную силу и пользоваться ею, и в конце концов самому стать таким же крутым.
Для начала я расскажу об истории культа предков по всему миру. Почему нам следует тратить время, прислушиваясь к голосам людей, давно от нас ушедших? Чему они могут нас научить, что посоветовать? Сведения об истории вопроса помогут нам использовать знания прошлого в современном мире.
Затем приготовьтесь к ускоренному курсу по исследованию генеалогического древа. Если вы никогда этим не занимались, научиться работать с предками – отличный повод. Выясните, чья кровь течет в ваших жилах, истории этих людей. Осведомленность о жизни предков поможет вам связаться с ними на более глубинном уровне, чем простой сбор имен и дат. Также в программу входят советы по тому, как воздавать почести предкам-наставникам, если вы выросли в приемной семье или сами в свое время обрубили семейные связи.
Вы узнаете, как обрести предков-наставников. Где они? Чего они хотят? Время начать работать с ними на индивидуальной и коллективной основе, так что мы обсудим ежедневные медитации и мантры, связанные с личной силой, которые можно использовать для повышения уверенности в себе, личных сил и уровня общей крутости с помощью ваших предков.
Мы также поговорим о том, как работать с предками напрямую. В конце концов, каждый из них обладает уникальным набором желаний и потребностей. Чего они от нас требуют? Как лучше всего воздавать им почести? Следует ли оставить им немного молока и печенья или нужно что-то большее? О чем их просить? Этот раздел осветит ключевые результаты работы с семейными духами, архетипами и предками по сердцу, а также принципы уважительной и взаимовыгодной работы.
Конечно, мы обсудим и проблемных предков, упомянутых выше, ведь следует признать: не всеми из них можно гордиться.
Однако, к добру или к худу, эти люди все же разделяют с вами ДНК, и они тоже приложили руку к тому, чтобы вы стали тем, кто вы есть сейчас.
Вдобавок к поиску и идентификации членов вашей семьи в этой книге мы рассмотрим ряд ритуалов, медитаций и других практик, которые могут быть использованы для сближения с теми, кто ходил по земле до нас. Вы узнаете, как обустроить алтарь предков, делать подношения и работать с ними с должным уважением. Вы поймете, как пригласить в свою жизнь наставников, дабы улучшить свое физическое, эмоциональное и духовное состояние. Каждый из этих уроков сопровождается особыми призывами.
В конечном счете эта книга предназначена любому, кто готов принять свою личную силу, кто хочет почувствовать глубокую, сильную связь со своим наследием, семьей и духовным миром. Она для всех, кто хоть раз думал о ком-то из своих предков: «Ого, как он был крут… Хотела бы я быть похожа на него».
Надеюсь, что, работая с предками и используя идеи из этой книги, вы найдете личную внутреннюю силу и крутость, которой желаете обладать.
Вполне возможно, они всегда были с вами.
Глава 1. Почитание предков в мире
Несмотря на то что многие сегодня принимают концепцию работы с предками, сама идея не нова. Практически в каждой древней культуре в той или иной форме воздавались почести тем, кто жил прежде. Нет ничего необычного в том, чтобы оглянуться и посмотреть, как древние отдавали должное своим крутым предкам.
С точки зрения антропологии, почитание предков – одна из самых ранних форм духовного или религиозного самовыражения. Однако вопрос, что именно считать поклонением предкам в ранних обществах, неоднозначен, так как способы варьировались. В некоторых обществах почитались предки рода, а не предки по крови, и в разных культурах по-разному отвечали на вопрос, как мертвые могут влиять на живых.
В исследовании 2016 года «Охотники-собиратели и истоки религий», проведенном Херви Пиплз, Павлом Дьюда и Фрэнком Марлоу[4], высказывается предположение, что существует прямая связь между почитанием предков и шаманизмом. В ранних культурах, практиковавших поклонение предкам в той или иной форме, существование шаманизма практически всегда было признаком стабильного общества. В группах, где шаманизм не практиковался, но предков все же почитали, общество испытывало экономические, политические и культурные трудности. Вдобавок к этому представители обществ, в которых до сих пор отправляется культ предков в соответствии с древней традицией, полагают, что мертвые оказывают огромное, мощное воздействие на мир живых.
Ранний период
Ученые провели огромную работу по оценке как с антропологической, так и с археологической перспективы похоронных обрядов древнего Ближнего Востока, в особенности на территории современных Ирака и Сирии. Во времена Гильгамеша и Хаммурапи почившие предки были живы в социальном смысле: вера в их посмертное существование создала параллельный мир, где они существовали бок о бок с живущими потомками. Для жителей региона, который греки называли Месопотамией, мертвые были попросту частью повседневной жизни.
Обитатели Месопотамии заботились о почивших членах семьи, принося им ежедневные дары, хлеб и воду, а также проводили связанные с культом предков праздники. Они писали эпические поэмы, песни и гимны в честь умерших. В своей работе «В память обо мне: пиры с мертвыми в древнем Ближнем Востоке» Вирджиния Риммер Херрманн и Дэвид Шлоен[5] пишут о человеке по имени Катумува (Katumuwa), который заказал каменный монумент со своим изображением и именем и сопроводил его инструкциями потомкам: ежегодно проводить в его честь большой пир. Этот монумент обнаружили в 2008 году; мемориал, официально известный как стела Катумувы, – лишь один из многих, найденных в Турции и других частях Ближнего Востока. Послание Катумувы потомкам пролило свет на практики его народа: в тексте указано, что его душа заключена в камне и готова принять дары его детей и внуков на протяжении многих поколений. Как здорово было бы, если бы кто-то из ваших пра-пра-каких-нибудь там дедов за пару сотен лет до вашего рождения снабдил бы вас пошаговой инструкцией о том, как воздавать ему почести на том свете!
Вдобавок к найденным в частных домах мемориалам, посвященным предкам, существуют также доказательства, что жители Месопотамии регулярно проводили банкеты в гробницах. Погребальные зоны в городских стенах предназначались для тех, кто занимал высокое общественное положение, или для родовых предков, которым регулярно приносили в жертву еду и питье, цветы и благовония.
Римские паренталии
B Древнем Риме паренталиями называли ежегодные девятидневные празднования, которые проводили каждый февраль в честь духов предков. Торговля и судебные процессы приостанавливались, храмы закрывались, также запрещалось проводить свадебные обряды. Общественные церемонии открытия проводили в иды[6], 13 февраля. В это время почивших членов семей ритуальным образом приглашали в мир живых. Ритуал проводила одна из жриц Весты. Веста – богиня семейной жизни, очага и домашнего крова – почиталась в Риме на протяжении многих лет, и ее жриц называли весталками. Пусть образ девственницы-весталки вас не одурачит: весталки были довольно крутыми, и их роль в поддержании священного римского огня имела решающее значение для безопасности и благосостояния всего города.
В каждом римском доме было святилище, посвященное ларам, или духам мертвых предков, и умершим родителям (parentes). Когда кто-либо умирал, с лица этого человека делалась маска, и ее вешали дома в почетном месте. Приношения совершались как у масок, так и у гробниц. Предки говорили голосами оракулов, когда людям требовался совет.
У некоторых римлян были маленькие статуэтки ушедших в мир иной любимых, которые они брали с собой в путешествия. В фильме «Гладиатор» персонаж Рассела Кроу, воин Максимус, возносил молитвы к маленьким изображениям своих погибших жены и сына. Максимус также обращается к «благословенному отцу» и «благословенной матушке», взывая к своим ушедшим родителям во время молитвы.
Во время паренталий семьи собирались, чтобы вместе навестить могилы почивших членов семьи. Те располагались за городом для безопасности живых. Чтобы воздать почести своим кровным родственникам в римской традиции паренталий, посетите могилы предков и возлейте вино на надгробие.
Вечная жизнь мертвых в Египте
В Древнем Египте дело обстояло почти так же, как в Риме: мертвых хоронили с великими почестями, помпезно и обстоятельно. В последний путь мертвецов снабжали всеми вещами, которые могут понадобиться в загробной жизни. Люди действительно заботились о почивших. Им воздавали почести даже спустя много лет после их смерти. В период Нового царства, примерно между 1550–1069 годами до н. э., культ предков в Египте процветал. В археологических экспедициях было найдено множество резных бюстов предков, хранившихся в почетных местах в родовых домах.
В декабре 2018 года археологи обнаружили усадьбу 18-й династии у древнего города Телль-Эдфу, в нескольких сотнях километров южнее Каира. Исследователи Восточного института Чикагского университета, возглавляемые профессором Надиной Мёллер, обнаружили, что в главном зале особняка расположено святилище, посвященное умершим родственникам семьи. Святилище состояло из маленького очага, алтаря, бесчисленных стел с резьбой и человеческих статуэток (одна из них изображала сидящего писца). На одной из стел изображены мужчина и женщина, стоящие подле друг друга, окруженные иероглифами, отображавшими их имена и титулы, а также порядок обычного жертвоприношения.