bannerbanner
Вторник. №13 (32), октябрь 2021
Вторник. №13 (32), октябрь 2021

Полная версия

Вторник. №13 (32), октябрь 2021

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

В самом центре Москвы.

Напротив знаменитого универмага «Детский мир»…

Причём и Эдуард Николаевич, и Пётр Алексеевич после собственных индивидуальных выступлений на главной площадке столичного празднества должны были вскорости очутиться в Таганском детском парке.

На главной чуковской фестивальной площадке тех двух дней.

Как и большинство чукфестовцев.

Которые по завершении своих персональных выступлений в разных концах города призваны были стекаться в Таганский детский парк.

На массированный сбор наших общих детписовских сил.

Так задумывалось.

Мной.

Так всё в результате и получилось…

Мы с Арсением Белорусцем перед попаданием в Таганский детский парк тоже посетили персональные выступления Успенского и Синявского на центральной сцене московского Дня города.

Я – в качестве неравнодушного инспектора.

Ну и с тем, чтобы вживую поблагодарить известного поэта-песенника, автора слов знаменитого шлягера Софии Ротару «Лаванда» Михаила Шаброва, руководителя этой площадной площадки за предоставленную возможность выступления на ней участникам первого московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского.

Арсений же сделал здесь чуть ли не самые первые фотографии для нашего чукфестовского интернет-ресурса.

Сайта www chukfest.ru, дизайн коего сам и разработал.

А логотип и фирменный стиль Фестиваля разработал мой давнишний друг Володя Юданов.

Дизайнер.

Один (из двух) основателей и арт-директоров очень популярной и креативной дизайн-студии «Ё-программа».

Архитектор по образованию.

Сокурсник моего ещё более давнишнего друга и одноклассника Бори Уборевича-Боровского.

На студенческой свадьбе которого мы с Володей, Владимиром Владиленовичем, когда-то и познакомились…

Что до фестивального логотипа, то основой для его создания послужил знаменитый рисунок художника-иллюстратора Владимира Канашевича «Чуковский и девочка».

Выполненный в свою очередь Канашевичем на основе семейной фотографии, где будущий Всесоюзный и Всероссийский Дедушка был запечатлён с дочкой Мурочкой…

Чукфестовский логотип, созданный Владимиром Юдановым со товарищи из «Ё-программы», был принят нашей инициативной группой на ура.

Вернее, почти на ура.

Потому как очень внимательный к некоторым деталям и в иных жизненных проявлениях околопатриархальный Сергей Васильевич Агапов попросил господ дизайнеров слегка увеличить длину девочкиной юбочки на эффектной фестивальной эмблеме…

Кстати, и Сергей Агапов, и Павел Крючков тоже почтили собственным присутствием и участием наши двухдневные гастроли в Таганском детском парке.

А ещё подмосковное (тогда) Переделкино было представлено на том мероприятии сотрудником тамошнего мемориального Дома-музея К. Ч. Владимиром Спектором – будущим бессменным кинохроникёром всей тринадцатилетней истории Чукфеста.

Именно здесь, в Таганском детском парке, Володя отснял свои самые первые посвящённые этому, как выяснилось, довольно долгосрочному проекту, документально-художественные кадры…

Впрочем, без актёрской братии подобное двухдневное шоу вряд ли могло бы состояться.

А если бы вдруг и состоялось, вряд ли могло бы выглядеть хоть сколько-то состоятельным…

Ибо одними нескончаемыми стихотворцами, сказочниками и бардами (пусть даже и очень талантливыми) разновозрастную (пусть даже и периодически самообновляющуюся) публику не прокормишь…

Как ты ни пытайся.

Короче говоря, нам наряду с профессиональными детскими писателями требовались и профессиональные артисты.

Чтобы представление продолжалось.

Настоящее чуковское представление!

Как раз тогда родился у меня наш первый корпоративный слоган:

Девчонки и мальчишки,Читайте наши книжки!

Только через несколько месяцев пришёл мне в голову наш корпоративный слоган №2.

Сугубо специфический, но, по всем статьям, истинно чуковский:

Шоу маст Бибигон!..

Этот наш девиз закрывал сразу несколько ниш.

Заодно громогласно и разноязыко подтверждая, что наше Чукфест-шоу должно продолжаться.

Несмотря ни на что…

Оно в результате и продолжалось.

Чёртову дюжину лет…

Что до артистов и актёров, то один в нашей начинающей команде всё-таки имелся.

Причём артист (в обозримом будущем) заслуженный.

Заслуженный артист России Александр Чутко (несколько месяцев назад Александра Чутко не стало. Светлая ему память. – Примеч. автора.).

Актёр Центрального академического театра Российской армии.

Муж Люды Чутко.

Драматурга, поэта и прозаика.

Редактора детского журнала «Пятнашки».

Строго говоря, было у нас даже два артиста.

Потому как был и второй.

Который был не только артист.

Исполнитель.

Но и композитор.

К тому же всенародно известный.

Григорий Гладков.

Ни много ни мало…

Автор музыки к знаменитой «Пластилиновой вороне» Успенского и давний его приятель.

Да и наш давнишний.

Со времён возрождённых ребятами из Дома-музея К. Ч. в Переделкине традиционных чуковских Костров.

Скажем, я познакомился с Григорием Васильевичем в сентябре 2003 года.

На традиционном Костре К. Ч…

Да, и ещё один композитор в наших рядах наличествовал.

Алексей Карелин.

С которым я познакомился в гостях у первого секретаря Союза писателей Москвы Риммы Казаковой.

И который предпочитал писать песни на стихи современных российских поэтов.

Не исключая поэтов детских…

Поисками же остальных разножанровых артистов и музыкантов у нас ведала огневолосая красавица Ольга Радзивилл.

Которая, прежде чем получить диплом Высших литературных курсов при Литинституте, окончила актёрский факультет ЛГИТМИКа – Ленинградского государственного института театра музыки и кино…

В общем, кое-какие связи с артистическим миром у Ольги водились.

Да и не кое-какие вовсе, а весьма обширные.

Ещё и потому, что Ольга в течение нескольких лет целенаправленно участвовала в организации различных (как правило, крупных или очень крупных) общенародных праздников на территории всей России.

Собственно, в том числе и для этого Ольгой в октябре 2005 года был создан её Фонд возрождения народной культуры…

Итак, нам настоятельно требовались артисты.

Актёры.

Двое – в качестве остроумных и многогранных ведущих на сцене.

Значительно больше – для развлекательно-увеселительной работы со зрителями на всех прочих свободных пространствах Таганского детского парка.

Ольга нашла подходящих людей для обеих ниш.

Сделав это крайне оперативно.

Но – как известно – за всё надо платить.

Работа артистов – не исключение.

А денег от Правительства Москвы у нас к тому времени не имелось.

Никаких.

Вот мы и крутились в их отсутствии.

Сценическую финансовую нишу мы закрыли за счёт наличных.

Из моих личных…

Пронесённых мной в целлофановом пакетике прямо на территорию Таганского детского парка.

А с театром востребованного и дорогостоящего санкт-петербургского шоумена Игоря Каиля Ольга смогла договориться о том, что мы рассчитаемся безналичными.

Причём когда-нибудь потом.

Когда нам их выделят.

Из бюджета Правительства Москвы…

Каиль и его ребята честно отработали тогда свои часы в Таганском детском парке.

Отработали и мы.

По полной.

Даже несмотря на то, что поэт Игорь Жуков, будущий лауреат премии имени Корнея Чуковского, в буквальном смысле не давал проходу Ольге Радзивилл.

Продолжительно пытаясь отвлечь девушку от выполнения важнейших служебных обязанностей…

Побывал в Таганском детском парке и Сергей Катасонов.

Наша инициативная группа к тому времени трансформировалась в оргкомитет Фестиваля – и директор рекламного агентства «Арс нова» Катасонов стал и директором Фестиваля.

Места в оргкомитете из членов инициативной группы не нашлось лишь Ольге Радзивилл.

Согласно штатному расписанию и смете, которые составлялись Катасоновым и утверждались Комитетом по культуре.

В результате Ольга стала называться программным директором Фестиваля и вместе с Арсением Белорусцем вошла в штат фестивальных сотрудников.

Вместе с парой штатных длинноногих сотрудниц агентства «Арс нова».

Впрочем, уже через пару месяцев Ольга превратится в полноправного директора Чукфеста, а Сергея Николаевича Катасонова мы официально станем обозначать как директора первого этапа первого московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского…

Да, и Сергей Катасонов побывал тогда в Таганском детском парке.

Где, стоя, наблюдал за всем там происходящим…

А ещё там побывали Владмир Замуруев и Дмитрий Рунге.

В качестве самых высокопоставленных наблюдателей от своего комитета.

Комитета по телекоммуникациям и СМИ Правительства Москвы…

Побывали и остались нами вполне довольны.

Именно тогда Замуруев пригласил нас с Ольгой Радзивилл заглядывать к нему в кабинет.

Если возникнут у нас какие-либо насущные неотложные вопросы или трудности.

Да и просто так…

Впрочем, хоть я и услышал это замуруевское предложение, особого значения ему не придал.

А Владмир Иванович, видимо, это сказал абсолютно искренне.

Он сам, уже потом, раза два или три приглашал нас с Ольгой на ежегодные заседания актива Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации.

Звал к себе в кабинет делиться опытом в связи с приближающимися мероприятиями следующего Дня города.

А как-то, спустя год-другой, помню, и вовсе позвонил мне Замуруев поздним вечером на мобильный.

С рабочего.

Соединившись через одну из двух сменных своих секретарш…

Начал упрекать:

– Не любишь ты меня, Белорусец!

– С чего вы взяли, Владимр Иванович? – спрашиваю.

– Редко заходишь, брат! Заходи чаще!..

Я внял этим словам.

Стал заходить чаще.

Даже закорешился с обеими его секретаршами.

И – всякий раз приходя, одаривал их нашей корпоративной атрибутикой и детскими журналами.

Благо у одной были внуки, а у второй – дети…

Впрочем, это я забегаю вперёд.

А на дворе-то стоит первая сентябрьская неделя 2007 года.

Не стоит.

Движется.

Да ещё как!

Внося драйв!..

Может статься, и благодаря тому, что наши чукфестовские люди в течение этой первой сентябрьской недели успели побывать в куче мест.

С плановыми рабочими визитами.

Как и было заявлено в программе первого фестивального этапа.

В школах, в библиотеках, на ММКВЯ.

Там я провёл круглый стол, посвящённый детской литературе, организованный совместно с АСКИ.

Ассоциацией книжных издателей.

Причём для участия в круглом столе мне удалось заполучить не только писателей-москвичей, но и знаменитых питерцев.

Участников Чукфеста Валерия Воскобойникова и Михаила Яснова.

Приехавших на ММКВЯ по приглашениям других структур…

Было на ММКВЯ и коллективное (в очередь) писательское выступление перед пятиклассниками.

И конечно, состоялся традиционный переделкинский Костёр Чуковского «Прощай, Лето!», который загорелся 8 сентября 2007.

На территории переделкинского Дома-музея К. Ч.

И в этом Костре тоже, кроме писателей-москвичей и жителей ближайшего Подмосковья, приняли участие знаменитые детские писатели из северной столицы.

Нами горячо любимые и многоуважаемые Валерий Михайлович и Михаил Давидович…


А вот как это выглядело в тогдашних наших отчётах.

Написанных мной и расположенных координатором программ Фестиваля Арсением Белорусцем на официальном сайте московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского.


Фестиваль имени Корнея Чуковского. Первый день


1 сентября, в День знаний и день 860-летия Москвы, первый московский фестиваль детской литературы имени Корнея Ивановича Чуковского вышел на улицы столицы.

Писатели – участники Фестиваля выступали на открытых эстрадах по всему городу. Стихи писателей-корифеев Эдуарда Успенского и Петра Синявского были по достоинству оценены детьми и взрослыми, посетившими площадку «Мы дети твои, Москва», расположенную напротив «Детского мира».

Литераторы не только читали стихи и прозу, загадывали загадки, пели песни на свои стихи, но и проводили различные конкурсы. Так, на Украинском бульваре Марина Бородицкая, Сергей Седов, Артур Гиваргизов и Михаил Грозовский судили детские гонки на самокатах, организованные ИД «Самокат».

Помимо выступлений на открытом воздухе, состоялись встречи с писателями в детских библиотеках и школах, в детском доме.

Юных зрителей собрала центральная площадка Фестиваля, расположенная в Таганском детском парке, ул. Таганская, 15 А (площадка будет работать и 2 сентября). На ней московские писатели общались с детворой.

Перед маленькими и большими зрителями выступили:


поэт и прозаик Андрей Анпилов,

прозаик Марина Аромштам,

поэт и сценарист Алла Ахундова,

поэт Сергей Белорусец,

поэт Инна Гамазкова,

поэт и прозаик Игорь Жуков,

композитор Алексей Карелин,

поэт и переводчик Дина Крупская,

поэт и прозаик Мария Лукашкина,

сказочница Татьяна Пономарёва,

поэт Анна Русс,

поэт и сценарист Александр Тимофеевский,

прозаик Елена Усачёва,

поэт прозаик и драматург Людмила Чутко и артист Центрального академического театра Российской армии Александр Чутко.


Выступления писателей перемежались с концертной программой, которую вёл заслуженный артист Российской Федерации Валерий Шалавин. В программе также принимали участие актриса-клоунесса Ирина Суркова и актёры-аниматоры Театра «Игра»… Завершился первый день Фестиваля выступлением Григория Гладкова, песни которого подхватывали все без исключения – от мала до велика.


Второй рабочий день первого московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского совпал с празднованием Дня города.

Фестивальная площадка в Таганском детском парке радовала москвичей и гостей столицы выступлениями участников Фестиваля, а также театра-шоу под руководством Игоря Каиля, который и вёл концертную программу под названием «Вперёд, в Переделкино!».

На воображаемом паровозе зрители мчались в гости к Корнею Иванычу. В пути их сопровождали персонажи, придуманные поэтом: обезьянка Чичи и собака Авва, четырёхметровый Крокодил и не меньших размеров Телефон.

На каждой остановке детвору встречал кто-то из известных современных детских писателей: вместе с корифеем отечественной литературы Эдуардом Успенским перед детьми и взрослыми выступили Марина Бородицкая, Пётр Синявский, Артур Гиваргизов, Сергей Георгиев, Михаил Грозовский, Сергей Седов, Сергей Белорусец и примкнувший к ним композитор Алексей Карелин, исполнивший несколько песен на стихи поэтов – участников фестиваля.


В период с 3 по 5 сентября первый московский фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского сменил открытые эстрады на школьные классы и библиотечные залы. Детские писатели с успехом провели уроки литературы в семи московских школах (предстоит ещё шесть выступлений). 25 встреч с поэтами и прозаиками – участниками Фестиваля прошло в детских библиотеках по всему городу.


Круглый стол «Современная детская литература»


6 сентября на выставке «Читай-ка!» в рамках первого московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского состоялся круглый стол «Современная детская литература». Вёл круглый стол председатель оргкомитета Фестиваля Сергей Белорусец. Актуальные проблемы современной детской литературы обсуждали писатели – участники Фестиваля: Марина Бородицкая, Валерий Воскобойников, Дина Крупская и Михаил Яснов, литературные критики Ксения Молдавская и Мария Порядина, заведующий отделом рекомендательной библиографии Российской государственной детской библиотеки и главный редактор сайта «Библиогид» Алексей Копейкин, заместитель директора Российской государственной детской библиотеки Евгения Куликова, главный редактор журнала «Чиж и Ёж» Алла Насонова, социолог Вера Чудинова и другие.

Сергей Белорусец начал разговор о детской литературе с поздравления Михаила Яснова, книга которого «Детское время» накануне была признана книгой года. Затем Сергей Белорусец вкратце рассказал о первом московском фестивале детской литературы имени Корнея Чуковского.

Одна из целей Фестиваля – популяризация качественной детской литературы – послужила основной темой для всего круглого стола.

Поэт и переводчик Марина Бородицкая поставила проблему доступности настоящей детской литературы для читателя, проиллюстрировав актуальность темы рассказом о своём путешествии в Тверскую область, во время которого она столкнулась с засилием «чтива» на книжных прилавках и полным отсутствием на них изданий, представляющих подлинную эстетическую ценность. Дальнейшая дискуссия была направлена на выявление способов изменения к лучшему столь неблагоприятной ситуации.

Несмотря на то что окончательных рецептов сформулировать не удалось, участниками круглого стола были намечены основные направления работы. Среди них вручение премий талантливым авторам и издание крупными тиражами их книг, развитие института рекомендательной библиографии, создание экспертных советов по качеству книжной продукции и др.

Фестиваль имени Корнея Чуковского в гостях у «Читай-ки!»


7 сентября группа писателей – участников Фестиваля вновь оказалась на ММКВЯ, где в рамках выставки «Читай-ка!» выступила перед московскими пятиклассниками. Встреча прошла на детской площадке павильона номер четыре.

Во встрече приняли участие поэты Марина Бородицкая, Александр Тимофеевский, Михаил Яснов, Михаил Грозовский и Сергей Белорусец, который и вёл программу.

О своих журналах ребятам рассказали Ирина Антонова («Мурзилка») и Алла Насонова («Чиж и Ёж»). Кроме них, во встрече принял участие книжный художник Юрий Богачёв.

Дети и взрослые, которых тоже было немало, остались очень довольны.


Фестиваль имени Корнея Чуковского.

Костёр Чуковского «Прощай, Лето!»


8 сентября на территории Дома-музея Корнея Чуковского в Переделкине прошёл традиционный Костёр Чуковского «Прощай, Лето!». На этот раз он явился частью первого московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского.

В выступлении перед многочисленными зрителями всех возрастов приняли участие:

Марина Бородицкая,Дина Крупская,Маша Лукашкина,Людмила Чутко,Александр Чутко,Пётр Синявский,Станислав Востоков,Артур Гиваргизов,Андрей Усачёв,Виктор Лунин,Михаил Грозовский,Александр Тимофеевский,Игорь Жуков,Сергей Белорусец,

а также композитор Григорий Гладков вместе с дочкой Сашей и артисты Театра «Игра». Вёл праздничную программу Эдуард Успенский.

После выступления участники Фестиваля были приглашены сотрудниками Дома-музея на чаепитие, которое затянулось до глубокого вечера.


Фестиваль имени Корнея Чуковского. Пресс-конференция об итогах первого этапа


10 сентября в Центральном Доме литераторов прошла пресс-конференция, в которой приняли участие члены оргкомитета первого московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского, председатель жюри премии имени Чуковского Э. Успенский и представляющая Комитет по культуре Правительства Москвы Н. Нелюбова.

С информационными сообщениями о деятельности, проводимой в рамках Фестиваля, выступили председатель оргкомитета Фестиваля Сергей Белорусец и члены оргкомитета Фестиваля Сергей Агапов и Павел Крючков. Тёплые слова в адрес Фестиваля высказали писатель Эдуард Успенский, начальник отдела территориальной и досуговой деятельности Комитета по культуре Правительства Москвы Нина Нелюбова, главный библиотекарь ЦГДБ им. А. П. Гайдара Татьяна Рудишина. Завершилась пресс-конференция ответами на вопросы представителей столичного журналистского корпуса.

Галина КАЛИНКИНА


С тремя неизвестными

Продолжение. Начало в №31Часть 2Ответ

Чушь.

Как можно задаваться вопросом, кем приходятся друг другу наши дети?

Дело не в воспоминаниях, какой в них толк; воспоминаний не изменить, это след в скале времён палеолита.

От одной писательницы слышал: воспоминания меняют нас.

По мне, так подобная сентенция если не банальна, то бездоказательна. Впрочем, писатели – народ безответственный; аргументировать не приучены, тогда как отпускать казуистические тропы или парадоксальные афоризмы считается у них – признаком профпригодности.

Оставим писателей.

Меня волнует это её признание.

Не то чтобы я не знал о её странном отношении, нет.

Родство, какого не бывает, – так она определяет то чувство.

Кажется, я знал о нём всегда.

Но меня неожиданно взволновало, в каком свете я выставлен.

Она сделала из меня карикатуру. Причём не смешную.

Терпеть не могу объясняться.

Не хотелось бы впадать в патетику, показаться чересчур «застёгнутым», выглядеть снобом. Но…

Права в том, что я не так открыт людям, как они зачастую ожидают.

Меня раздражает чужая бесцеремонность в требовании духовной обнажённости. Чего ради?!

И ведь она знает, знает, как меня самого мучает необходимость выказывать ответную холодность этим безносым Варварам, этим археологам душ.

Я – не злобный.

Я – спортсмен и не привык проигрывать.

Я часто бывал угловым, линейным, полусредним.

Но предпочитаю роль разыгрывающего, центрального.

Я привык видеть поле.

А когда меня с моего поля теснят, чувствую себя неуютно и огрызаюсь. Между тем мой отпор – в рамках приличия; многие принимают его за холодность, но это всего лишь защитная реакция.

Так и в отношениях с ней.

Я слишком близко подпустил её, слишком расположился.

Ею трудно пренебречь: все эти штучки – ах, лужа, ах, каблук, ах, кажется, ногу подвернула – напускная беспомощность, но ты, под локоток поддержав или взяв её на руки, ощущаешь себя в рыцарских доспехах.

Правда, доспехи быстро начинают тебе жать или, быть может, это женское тело несколько тяжеловесно для твоей весовой категории.

У неё приятное дыхание; пахнет мятой и фиалками.

Не выношу сентиментальности. Не назову деталей, но помню, как в солнечном сплетении затягивался узел.

Я чувствовал, что именно ей мог бы открыться и с ней мог быть близок. Но не хватало чего-то чуть-чуть. Какого-то чуть-чуть. Непреодолимого чуть-чуть.

Или, напротив, мешало нечто лишнее. Не люблю, когда роются в моих мозгах, как в дамской сумочке. Я и сам не любопытен, и удовлетворять чужое любопытство не тороплюсь.

Она же никак не возьмёт в толк: мы взрослые люди, каждый со своей «дорожной картой». Давно пройдена плоскость совместного отрезка, дальше мы на семиречье, и тут уж каждому свой рафтинг.

Не скрою, нас прежде многое сближало.

Мы одинаково не понимали тех, кто сразу после выпускного перестал встречаться с одноклассниками.

Вычеркнули школьные годы, будто память прошлого токсична.

Но таких – единицы; наш класс можно назвать дружным.

Только поняли мы это гораздо позже, когда схоронили одного, второго, когда неслись помогать по первому зову, разбуженные ночью, не выяснив причин напасти. Даже ещё раньше поняли – когда отмечали первую годовщину окончания в новостройке на краю ойкумены. И праздновали новоселье.

Странно жить на улице без названия: проектируемый проезд двести шестой.

Туда пришлось добираться по деревянным настилам строительного плато, которые можно замкнуть в борта футбольного поля в сто ярдов.

Она говорит, будто мы воровали лампочки на других этажах, потому что на нашем лампочки пока не развесили. Будто мы снимали дверь с петель для импровизированного стола, сидели на ящиках, поставленных на попа. Не помню деталей. Я обычно сосредотачиваюсь на важном.

Когда собирались втайне от наших девочек, непостижимым образом всякий раз она появлялась в мужской компании.

Ей обязательно кто-то сдавал адрес; в неё вечно один из нас был влюблён. При ней разговор не тот: мы не могли выражаться, извинялись за obscene, сменяли на ходу темы, подвергаясь самоцензуре.

Но, чёрт побери, как обжигающе здорово, что она бывала с нами.

В её присутствии разговор становился опасней, острее, наши глаза – наглее и свободнее.

Всем непременно хотелось усадить двоих рядом, как будто бы что-то сакральное подразумевалось, как и то, что провожать её пойду именно я.

Забавно, в компании помноголюдней нас усаживали в разных концах стола.

После третьего-четвёртого тоста, когда церемонность и зажатость уходят вместе с вилками из левой руки в правую, мы всякий раз оказывались рядом, как будто только и ждали того самого четвёртого тоста.

На страницу:
2 из 3