Полная версия
Роса пустыни 3. Ваикра. Комментарии к недельным главам Торы
Работа ко́энов в Храме не является исключением. Они выполняют важнейшую общенациональную задачу не «для себя», а для народа, обеспечивая правильное функционирование Храма, являющегося центральной точкой объединения народа и придания смысла существованию и сохранению еврейского народа. Они назначены на свою службу Создателем, но фактически делегированы народом на необходимейшую для народа работу и служат ему тем, что служат Ему. Рав Ш. Гирш в комментарии на 10-ю главу книги Ваикра (начало недельной главы «Шмини́») пишет: «В иудаизме ко́эн полностью отождествляется с народом. Его положение никоим образом не отделено от народа; только внутри своего народа и через свой народ он предстает перед Б-гом».
А Надав и Авиу в порыве своего высочайшего воодушевления попытались лично приблизиться, «приклеиться» к Тв-рцу вне связи с народом и вне коэнской работы для народа, да еще на глазах всего народа, во время службы Ему от имени народа. Раби Акива в «Торат коаним» (иное название – «Сифра́» или «Сифра дэбэ́й Рав». Является частью Бара́йты, комментирующей текст книг Пятикнижия, и представляет собой сборник алахот (законов), рассмотренных в третьей книге Пятикнижия – книге Ваикра) пишет: «Чужой огонь: из своих собственных очагов». Так как нам трудно предположить, что Надав и Авиу сбегали в свои шатры и взяли оттуда горящие уголья «из своих собственных очагов», то одним из объяснений слов раби Акивы может быть предположение о том, что в его словах речь идет о внутреннем огне души, но горящем от личного воодушевления, происходящего вне связи с их коэнскими общенародными задачами.
И вдруг оказалось, что такое личное, отделенное от народа, отделенное от участия в общенациональной работе по преобразованию мира воодушевление Тв-рцом и попытка в одиночку приблизиться к Нему (вроде бы – одна из важнейших задач, поставленных тем же Тв-рцом человеку на период его «командировки» в этот мир), особенно во время исполнения важнейшей национальной должности коэна в Храме, быстро прерывается, иногда – весьма радикальным способом.
Чуть позже, в нашем комментарии на недельную главу «Шлах», мы укажем, что Создатель резко отрицательно отнесся к идее посланных разведать Страну десяти глав колен не входить в Страну, остаться в пустыне на всем готовом и только учить Тору. Создатель требовал от еврейского народа вести обычную жизнь народа на своей земле и одновременно познавать Его и служить Ему (принципиальное отличие от других народов).
Из этого эпизода мы учим, что Тв-рцу совершенно неугодно личное приближение к Нему в отрыве от общенациональной работы по преобразованию мира, по приближению этого мира к идеалам, установленным Тв-рцом этого мира. В случае с Надавом и Авиу Он явственно показал, что Ему неугодно личное приближение во время общенациональной службы, да еще при использовании «казенного» оборудования.
Всевышний требует от евреев тонкого сочетания работы человека по преобразованию мира и личного приближения к Нему, службы Ему. Обе стороны нашей работы в этом мире совершенно необходимы, но не одна за счет другой и не одна вместо другой.
3.3.5
Стих 9:24 говорит: «И вышел огонь от Г-спода, и сжег на жертвеннике приношение и тук…». Здесь не будем рассматривать происхождение огня на жертвеннике в семь дней учебной службы, когда Моше служил (хотя он левит и собственно храмовая служба ему запрещена, но его особое положение «раба Б-га» дало ему право на это исключение: только он поначалу знал храмовую службу, получив информацию об этом непосредственно от Тв-рца). Мы полагаем, что в этот период коэны ели мясо жертв, значит, огонь на жертвеннике горел, но он не был Небесным. Перед первым днем настоящей службы, нужно полагать, земной огонь потушили и ждали Небесного огня. Но после спускания на жертвенник Небесного огня его уже хранили и переносили со стоянки на стоянку, хотя на жертвеннике он постоянно (без возобновления земным огнем!) поддерживался земным способом – подкладыванием дров в костер. Отметим, что ТАНАХ приводит еще четыре случая спуска огня с неба: при умерщвлении Надава и Авиу (стих 10:2 нашей недельной главы); в начале служения в Храме Шломо (Диврей hаЯмим II 7:1); в истории спора Элиягу со жрецами Бааля у горы Кармель (Млахим I 18:38) – наиболее энергетически мощный сход Небесного огня, так как написано: «И ниспал огонь Г-сподень, и пожрал… камни…»; описан еще один, несколько менее понятный мудрецам случай во время принесения царем Давидом жертвы на гумне Орнана (Диврей hаЯмим I 21:26). Во всяком случае, огонь в эпизодах гибели Надава и Авиу, пророка Элиягу и царя Давида не переносился с места на место и не сохранялся. Итого нам известны из ТАНАХа пять эпизодов схождения Небесного огня. Мы не упомянули два случая схождения Небесного огня для наказания людей. Оба случая описаны рядом, в первой главе книги Млахим II.
Перенос Небесного огня на факеле свидетельствовал о наличии отдельной материи – огня, который можно переносить вне связи с дровами. Эта материя сохраняет свое Небесное происхождение (является потомком Небесного огня) сначала при переносе огня с жертвенника на факел, а затем – с факела на вновь установленный жертвенник. Вопрос о сохранности огня на факеле здесь обсуждать не будем. Это также указывает и на «флогистон» позднего периода алхимии (из Википедии: «Флогисто́н (от греч. φλογιστός – горючий, воспламеняемый) в истории химии – гипотетическая „сверхтонкая материя“ – „огненная субстанция“, якобы наполняющая все горючие вещества и высвобождающаяся из них при горении. Термин введен Иоганном Бехером и Георгом Шталем в 1703 году (в начале XVIII века) для объяснения процессов горения. Флогистон представляли как невесомый флюид, улетучивавшийся из вещества при сжигании. Теория флогистона опровергнута наукой. Термин „флогистон“ в настоящее время не применяется в научных трудах»). Это же указывало и на материю огня в составе четырех сред Аристотеля (огонь, вода, воздух и земля), затем взятых на вооружение и РАМБАМом. Правда, заметим, что Аристотель позаимствовал эти четыре среды у Эмпедокла, который оперся на взгляды философов милетской школы, объединив их взгляды (каждый из тех философов считал первоосновой только одну среду – воду, воздух или огонь) и добавив в набор сред землю. И эта же идея, по-видимому, лежит в идее переноса олимпийского огня по всему миру на факелах от горы Олимп до олимпийского стадиона в том городе, который в этот раз принимает очередную Олимпиаду. В наше время эстафета переноса олимпийского огня впервые была проведена в 1936 году на Берлинской олимпиаде.
3.3.6
Вернемся к Аарону, только что потерявшему двух сыновей из четырех. Во-первых, есть малопонятная часть стиха Торы 10:3: «И умолк Аарон». Вряд ли он говорил что-либо или обсуждал с Моше причины смерти сыновей. Скорее всего, он кричал. Не будем различать панику, истерику или просто не регулируемое сознанием поведение (аффект) – причины имеются для всех этих состояний. Во-вторых, он не мог даже оплакать и похоронить их: первосвященнику (особенно в первый день эксплуатации Мишкана) не дано время для оплакивания и не дано право «оскверниться» (в смысле духовной нечистоты) мертвыми сыновьями на их похоронах. В-третьих, им владел страх – огромный, всепоглощающий страх так же, в одно мгновение по непредсказуемым причинам потерять остальных сыновей и оставить себя без продолжения и народ без ко́энов следующего поколения (своей смерти он не боялся, но был страх своей ошибкой чем-то ухудшить положение народа перед Тв-рцом).
И с этой позиции рассмотрим ошибку» относительно козла грехоочистительной жертвы за народ (стихи 10:16—20). Комментаторы обсуждают ошибку Аарона как саму по себе, так и в сравнении с ошибкой Надава и Авиу. Мы же посмотрим на это событие как на выбор Аарона между двумя возможными решениями. Первое возможное решение – кушать от этого козла. Но в таком состоянии Аарона его мысли, его кавана́ не могли быть полноценными. Порча жертвы из-за неправильных мыслей коэна в момент зарезания жертвы (пигу́ль) описана, но влияние мыслей коэна в остальное время работы с жертвой не описано. Именно из обсуждаемого стиха можно сделать вывод о значении мыслей коэна при поедании части жертвы. Тогда Аарон НЕ ДОЛЖЕН был кушать от жертвы, чем не доводил процесс принесения грехоочистительной жертвы за народ до конца. Он и сыновья приняли решение (не ошиблись, а приняли продуманное решение) эту жертву сжечь целиком. Тогда процесс принесения грехоочистительной жертвы за народ также не доводился до конца, но не было разрушающего элемента поедания жертвы с неподходящими мыслями. Правда, было сжигание и той части, которая была предназначена для еды коэнов.
Тогда нам необходимо сделать вывод не об ошибке Аарона и его сыновей, а о максимальной минимизации недоведенности до конца процесса принесения грехоочистительной жертвы за народ и отметить невероятную стойкость Аарона в столь тяжелой для него обстановке. А очищение народа грехоочистительной жертвой произойдет через две недели, во время Пасхальной службы. Состояние Аарона в столь краткий период после смерти сыновей (а реакция на событие, его осознание как раз наступают не в день события, а чуть позже) и силу его духа, его беззаветную верность народу и Тв-рцу, поставленную выше гигантской личной трагедии, его геройское продолжение службы в таком состоянии почему-то вообще не рассматриваются комментаторами.
3.3.7
В пятой мишне пятой главы «Пиркей Авот» указаны 10 чудес, постоянно происходивших в Храме. Похоже, сгорание дров на жертвеннике несло в себе дополнительное чудо – выделялось много энергии при непропорционально медленном расходовании (сгорании) малого количества самих дров. Ведь для сгорания многих туш на жертвеннике, да еще при недобавлении дров в течение долгой ночи, требовалось огромное количество энергии (в первую очередь на испарение воды из клеток туш жертвенных животных) и огромное, явно не помещающееся на верхней площадке жертвенника количество медленно сгорающих дров. Да и «Лишкат hаэцим» уже постоянного Храма по своей площади явно не соответствовало необходимому количеству дров даже на один день рядовой храмовой службы. А ведь дрова прекращали заготавливать 15 ава, то есть они заготавливались на долгий срок.
То есть здесь заложено два чуда – огромная энергоемкость дров и их аномально медленное сгорание.
Один из подходов к этому вне изначальной надежды на чудо мы разбирали в нашем комментарии на предыдущую недельную главу, «Цав».
3.3.8
Вернемся к вопросу огня на жертвеннике в первый день настоящей службы. Если дрова не были зажжены людьми (или огонь не остался от предыдущих дней тренировки и были только разложены дрова), то мы попадаем в неправильное положение. Сама служба Аарона предполагала появление явного присутствия Тв-рца (зримого явления Шехины), но не было заранее обещано именно возгорание огня жертвенника и мгновенное сжигание жертв. Значит, возложив жертвы на незажженные дрова, мы попадали в зависимость от ОПРЕДЕЛЕННОГО, ОДНОЗНАЧНО ТРЕБУЕМОГО чуда, что запрещено. Кроме этого, служба с возложением жертв на незажженные дрова не может считаться выполненной службой, а при незаконченной службе трудно ожидать появления Шехины. Да и служба должна начинаться, еще до принесения первой жертвы, в регулировании огня на жертвеннике, в подкладывании дров, в выносе пепла. То есть огонь на жертвеннике предшествует первой жертве. Поэтому логичнее признать, что дрова горели, зажженные земным огнем, руками человека, но энергия горения была обычной, а значит, для сжигания жертв нужно было обычное (уже известное из тренировок) немалое время. И явное вмешательство Тв-рца было во вбросе на жертвенник большой энергии и мгновенном испепелении жертв (о мгновенности – чуть ниже). Можно сказать, что соединились труд людей по зажиганию огня (иврит: иштадлю́т эноши́) и вклад Тв-рца в дело людей, в мощность горения – идеальное состояние сочетания земных и Небесных усилий.
3.3.9
Рассмотрим тип спустившегося Небесного огня. Во-первых, сгусток энергии был велик – жертвы испепелились мгновенно или почти мгновенно. Во-вторых, он был ограниченной, точно рассчитанной мощности и ограниченного размера – жертвенник не пострадал, не сгорела даже медная решетка (возможным теплоизолятором были дрова, которые загорелись или горели раньше, не сгорели полностью и собой защитили решетку жертвенника). В-третьих, он не возник в массе туш на жертвеннике, а пришел сверху, так как Небесный огонь «спустился». Этот огонь не мог быть совсем уж мгновенным, так как в случае его мгновенности при достаточной его энергоемкости и проникновении в глубину еще не сгоревшей кучи жертв произошло бы мгновенное испарение воды из всех клеток всех туш жертвенных животных, что, в свою очередь, привело бы к взрыву всей кучи жертв. Значит, энергия подавалась так, что испарение воды и последующие окисление оставшейся органической массы шли только в относительно тонком верхнем слое кучи жертв. И подача энергии Небесного огня должна была продолжаться некоторое, но не пренебрегаемое за малостью время, например одну минуту или даже больше.
Этим сгустком энергии не мог быть метеорит – масса, даже взорвавшаяся перед жертвами, несла бы большую кинетическую энергию (кроме тепловой) и жертвенник бы не сохранился. Этим сгустком энергии также не мог быть луч типа лазерного – встал бы вопрос об источнике луча (этот вопрос можно обойти: этот луч должен был быть видимым, а не только инфракрасным, иначе не было бы ощущения спуска огня с неба, но в принципе можно было бы организовать такой луч со стороны солнца, тогда вопрос об источнике луча был бы скрыт яркостью солнца), а Тв-рец очень неохотно нарушает Им же установленные законы природы и старается действовать организацией «стечения сверхмаловероятных обстоятельств».
Можно даже поставить вопрос о том, а прибегает ли вообще Тв-рец к чуду (нарушению Им же установленных законов природы) или наше ощущение чуда происходит от нашего недостаточного знания закономерностей нашего (Его!) мира и условий возникновения того или иного процесса. Естественные науки, непрерывно и постоянно сталкиваясь с явлениями, которым пока нет объяснения, вообще не прибегают к понятию чуда, а занимаются описанием явлений и попытками их объяснения, часто многими и довольно неуклюжими, меняющими друг друга по мере расширения нашего знания об Его мире. Поэтому наука вместо признания чуда оставит, например, выпадение мана в пустыне в ранге описанного реального и бесспорно наблюдавшегося явления, механизм возникновения и реализации которого (в его сути, времени и месте) пока не познан. Сегодня мы понимаем, что у огромного большинства даже вроде бы объясненных наукой явлений механизм функционирования познан не до конца и иногда мы познали только заключительные стадии реализации явления или относительно внешние его причины, а причины и глубокие механизмы этого же явления остаются пока скрытыми от нас. Иногда – как, например, в квантовой механике – явление удается описать статистически, что несколько маскирует отсутствие познания тонких и глубоких причин более полной детерминации (причинности) развития явления. Иногда для описания того или иного не предсказуемого заранее направления развития событий приходится допускать «взмах крыльев бабочки» (исключительно малое и неопределимое начальное явление), который может на начальном этапе определить одно из очень разных направлений развития явления при очень похожих или даже неотличимых начальных состояниях. Нет сомнения в том, что этот «взмах крыльев бабочки» был задан и обеспечен всезнающим от начала до конца существования мира Тв-рцом еще в начале Сотворения мира, но оставил нас в лучшем случае с возможностью лишь статистического описания явления. При этом, принимая непознанность очень многого, факт наличия и применения Тв-рцом чуда как явления нашего мира все-таки можно ставить под вопрос. Иначе нам придется рассматривать предположение (не дай Б-г) о неполном всесилии Тв-рца, не сумевшем заранее предусмотреть все ситуации, а даже если Он их и предусмотрел, то не смог заложить механизмы реализации этих Его потребностей в создаваемый Им мир. Но признание полной предопределенности и детерминированности продуманного, спроектированного и созданного Тв-рцом материального мира, в свою очередь, возвращает на повестку дня два вопроса, против которых всю историю резко возражает магистральное направление иудаизма. Первый из них – Создал и Отвернулся, так как нет необходимости вмешиваться в правильно функционирующий, идеально созданный в его предопределенности и детерминированности материальный мир (в этой постановке вопроса нет ни капли от утверждения «Создал, Отвернулся и Оставил мир на волю человека» – ничего ни на чью волю в таком мире не оставлено, все заранее предопределено). Второй вопрос – о свободе воли (свободе выбора) человека, так как полностью предопределенный и детерминированный мир никакой свободы выбора никому не предоставляет. С этим парадоксом столкнулся уже рабби Йегуда hаНаси, редактировавший Мишну в конце II века ИХ эры и записавший в Мишне 3:15 трактата «Пиркей Авот» (от имени рабби Акивы): «Все предопределено, и свобода дана», причем естественно, что на это утверждение имеется огромная масса комментариев, к которой мы ничего не будем добавлять, а сегодня – и огромная масса естественнонаучных и философских исследований, которая также дает противоречивые результаты.
Вернемся к спуску Небесного огня на жертвенник Мишкана. Дело со спуском Небесного огня на жертвенник переносного Храма в пустыне было весной, когда в регионе нередки грозы. Но этим сгустком энергии не могла быть и обычная молния, так как она оставила бы оплавленный след до своего глубокого входа в землю, решетка бы сгорела и в земле, заполняющей жертвенник, образовался бы остекленевший канал молнии. Значит, остается шаровая молния, возникающая, как правило, в грозу при наэлектризованном воздухе как следствие обычной молнии, но ударившей не в этом месте. А немгновенность подачи энергии мы попытаемся объяснить потоком шаровых молний. Нами не найдено иных видимых и относительно медленно перемещающихся сгустков высокой энергии, да еще при относительно медленном ее выделении. Но следует отметить, что современная научная картина шаровых молний далека от завершения.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.