Полная версия
Осознанный разум
Воля
«Из этих выводов должно быть ясно, что «Поступать согласно твоей Воле» не значит «делать то, что тебе нравится» – Алистер Кроули
По мере того как сокращается роль автоматических реакций, а жизнь становится все более осознанной, человек все лучше и лучше узнает и понимает самого себя. И может познать себя целиком! Не только разобраться в Тени, не только подрубить корни цепочек автоматизма, а именно познать себя, избавившись от всего наносного, иллюзорного, навязанного, не отставляя ничего подавленного, вытесненного, отрицаемого.
Это не оценка и сортировка того, что удалось найти внутри, это не исправление себя! Ни в коем случае не идет речь о том, чтобы как-то расправиться с Тенью, уничтожить неугодные черты личности. Это ваши настоящие черты личности, уничтожая их, вы уничтожаете себя.
Речь идет о том, чтобы осознать эти настоящие черты, настоящую личность. Познать весь Юнум целиком, а не переделать его на свой вкус. Не важно, насколько вам нравится результат – это вы, реальный и настоящий. И только узнав этого настоящего себя, можно будет на самом деле начать работать над своим развитием.
Невозможно поделить себя на добро и зло, и уничтожить зло, истребить грех и неправедность. Это все равно, что распилить палку пополам, чтобы осталась только правая половина, а левую можно было бы выкинуть. У оставшейся половины снова будет и правая половина и левая! Только палка стала меньше, и многое оказалось утрачено.
Так и человек, который пытается искоренить в себе грех – как бы он ни старался, он лишь уничтожает часть самого себя, уродует себя, но он не становится лучше. Он считает, что изгнал один грех, но в нем тут же находится новый, оцениваемый как грех с новых позиций. Более того, старый не уничтожен, а лишь подавлен, загнан в Тень, и все стало еще хуже, чем было в начале!
Задача познания себя – познать себя, а не изуродовать. Познать целиком, а не только хорошее или плохое, познать настоящее, то, что есть на самом деле. И это познание себя как раз и делает личность цельной. По мере того как все больше осознается человеком в себе, все больше его личности становится частью осознанного разума, оставляя автоматизму лишь то, что по праву его – рефлексы, например.
Не остается белых пятен. Не остается вытеснений и самообманов. Придуманные иллюзии разоблачаются, отрицаемое принимается, куски личности становятся частью единого, цельного монолита Юнума человека, достигшего самопознания.
И если он понял, кто он и знает самого себя, то он знает и что ему нужно. Знает, чего он на самом деле хочет, к чему стремится, ради чего живет! Становится понятна Воля, которая движет жизнью этого человека. Это его предназначения в жизни, выражение самой сути того, для чего он существует на земле.
Это не сиюминутное желание, вроде «хочу машину» и не некая цель, спущенная человеку свыше, как «воля божья». Это суть самой жизни человека, открытая им в результате глубокого самопознания. Можно сказать, что это смысл его жизни, вытекающий из того, каков он сам. У его Воли нет иной цели, кроме нее самой – она сама и есть цель. Это не способ добиться чего-то, а то, ради чего ему стоит жить.
В отличие от сиюминутных потребностей и мелких желаний Эго, ваша Воля – это то, ради чего вы живете саму свою жизнь. Открытие Воли приходит мгновенно или плавно, со временем, но познать самого себя – значит познать свою Волю. Познать Волю – значит понять, для чего ты живешь. А тогда станет понятно и как надо жить, что делать и что не делать. И останется лишь последовательно воплощать свою Волю в жизнь.
И важно не путать жизнь в согласии с открытой Волей и примитивное «Делай, что хочется»! «Что хочется» – это иллюзии Эго. Воля – результат осознания личных уникальных приоритетов и задач жизни.
Представьте человека, который посвятил жизнь науке и идет к будущей Нобелевской премии. Это суть, смысл и цель всей его жизни. Но пока он студент, который проснулся в шесть утра, чтобы поехать на экзамен.
Чего он хочет? Очевидно – спать до обеда и никуда не ходить!
А что соответствует его Воле? Встать и сделать то, что совсем не хочется делать – пойти на экзамен. Это его долг перед самим собой. Сделать просто то, что хочется, лечь спать и никуда не пойти, значило бы предать самого себя, предать куда более значимые цели, которые действительно определяют ход его жизни.
Но и стать великим музыкантом потому, что этого хотели другие, как в примере выше, для него тоже значит предать себя. Это не его желание, не его цель, не его Воля, вытекающая из того, кто он на самом деле.
Воля может быть любой, тут нет каких-то правил, это именно это ваша Воля, выражение вашей природы, суть вашего Юнума. Можно пафосно сказать, что это ваша стезя, ваше жизненное предназначение. Но не потому, что кто-то где-то дал вам его, не потому, что так велит карма или Бог, в этом нет ничего мистического. Это ваша суть! Вы тот, кто вы есть, и ваша личность тяготеет именно к такой жизни, таким целям. Ваша Воля выражает суть вашего Юнума.
Волк всегда будет охотиться потому, что он волк. Корова будет давать молоко потому, что она корова. Это суть волка и суть коровы. Ваша Воля выражает вашу суть, то, что вам нужно и для чего живете, потому что вы такой, какой вы есть.
Не путайте это с чем-то вроде рассуждений про «Волю Бога» и прочее. Никто и ничто не может дать вам ее, только лично вы можете понять кто вы и зачем живете. Нет никакой единой для всех, общей, догматической воли. Как уникальна каждая личность, каждый человек, так уникальна и каждая Воля. Любая навязываемая со стороны будет лишь иллюзией!
Не стоит думать, что все стремятся к тому же что и вы, или что чьи-то стремления не достаточно возвышенные или не достаточно практичные. Не стоит думать, что все хотят одного и того же, что всем нужно здоровье и деньги, например.
Более того, эти ценности, хотя и кажутся всеобщими, скорее всего, не Воля человека, а лишь средства на пути к ней! Здоровье бесценно и нужно для всего в жизни, но сводится ли весь смысл жизни к тому, что человек здоров и больше ему ничего не надо? И пусть он хоть на дне колодца проживет свою жизнь в одиночестве – это должно его устроить, раз он здоров?
Нет, скорее всего. Здоровье нужно для чего-то еще, что-то еще важно и значимо.
Что?
И почему?
Чего ты хочешь?
Чего ты хочешь?
Попробуйте ответить на этот вопрос!
Не говорите что-то вроде: «Хочу тортик, яхту и дом на Луне!», это не время и не повод для юмора. Не говорите: «Ничего не хочу!» – тот, кто не хочет ничего, тот ничего не получает, а желание жить, как минимум, у вас точно есть.
И особенно не говорите: «Счастья, богатства и денег побольше!» – это пожелание на юбилей, а не смысл жизни. Это повторение привычных чужих слов, озвучивание чужой идеи, говорящей, что деньги – это цель. И да, иметь деньги всегда приятно. Но будут ли они конечной целью жизни?
Стоит ли умирать от голода на куче денег, боясь потратить их? Жить в голоде и ходить в обносках, потому что денег нет; и жить в голоде и ходить в обносках, потому что не хочется тратить деньги – одно и то ж. В любом случае приходится жить в голоде и ходить в обносках. И то, и другое – нищета. И не потраченные деньги от нее не спасают.
Деньги обретают смысл не как цель, а как средство, когда обмениваются на что-то. Их суть в том, что за них можно что-то получить! Что?
Чего ты хочешь?
Денег?
А почему денег, зачем они, ради чего?
Например, чтобы путешествовать и объехать весь мир! Отлично, но тогда ответ не: «Хочу денег!», а: «Хочу путешествий!». Но почему?
Нужны новые впечатления? Или нужно вырваться из рутины? Нужно попасть в новое место или убежать от того, что вызывает ненависть в старом? Если путешествие – это способ сбежать из сложившейся ситуации, от людей вокруг, то почему они стали так ненавистны?
И вот уже ответ на вопрос: «Чего ты хочешь?» вовсе не: «Денег!» и даже не: «Путешествий!», а, возможно: «Найти выход из тягостной ситуации, в которой застрял!» или даже: «Перестать тяготиться сложившейся ситуацией!».
Чего ты хочешь?
Стать начальником компании!
А почему? Из-за большой зарплаты? Тогда почему тебе нужны деньги? Может быть, ради власти, стремления всеми командовать? Снова – почему? Зачем это?
Может быть, чтобы самоутвердится? Снова – почему? Есть ощущение неполноценности, нереализованности, которое вытеснено в Тень, и которое нужно подавить карьерой и большим постом, властью, правом доминировать над людьми?
А это – почему?
И ответ на вопрос: «Почему?» может потребовать обширного поиска причин в себе, своем прошлом. Потребовать познать себя, вспомнить и изучить всю свою жизнь. Возможно, поиск ответа потребует найти самое раннее воспоминание о власти над кем-то, первичный эпизод, из которого выросла потребность стать начальником ради доминирования. Потребует понять более глубокие ответы и причины своих желаний, понять себя самого и сделать шаг к познанию Воли.
И однажды окажется, что ответа на очередное: «Почему?» нет, кроме как: «Потому, что я такой; я есть тот, кто я есть и это мое истинное желание, не имеющее иных причин, кроме меня самого!». Это ваша цель потому, что это ваша цель, потому что именно это выражает саму суть вашей личности. И вот это – познание личной Воли, личный смысл жизни, который задает ей осознанное направление, снимает вопросы и делает все понятным. Зная самого себя, человек знает, как и для чего ему жить, к чему стремиться.
Теперь (и только теперь!) он обретает настоящую свободу и может жить в согласии со своей Волей, реализуя ее, воплощая в жизнь, фокусируя всю свою жизнь на ней. Теперь он может делать то, что способствует воплощению его Воли в жизнь, и не делать ничего такого, что бы ей противоречило. Он не мог так поступать раньше, просто потому, что не знал, чего же на самом деле хочет и для чего живет, не видел сути своей жизни за мелкими и незначительными иллюзорными желаниями.
Теперь (и только теперь!) он становится командиром и наставником для самого себя. Он более не нуждается в каких-то внешних указаниях, правилах, догмах, ничто навязываемое другими людьми больше не нужно ему. Они были указателями, которые наталкивали его на какой-то проторенный путь, чтобы он мог брести по нему вслепую. Но теперь он знает кто он, и куда должен идти, и никакие указатели и чужие пути ему не нужны. Он прозрел и нашел свой. Нашел, познав себя, осознав себя и обретя целостность личности.
Но значит ли это все, что Воля ничем не ограниченна и может совершенно любой? Разрушительной, саморазрушительной? Неужели во имя нее человек имеет право делать все что угодно, разрушать, убивать, крушить чужие жизни и ломать чужие Воли?
Именно это чаще всего пугает, когда речь заходит о свободе воле человека. Значит ли это «Делай что хочется!», значит ли это «Иди – круши и ломай, воруй и убивай!»?
Такие вопросы всегда пугают человека, который начинает размышлять о всеобщей свободе. Что если свобода личности – это свобода творить любое насилие, грабежи и погромы? Что если всеобщая свобода – это всеобщая резня, которую более ничто не сдерживает, и которую люди будут оправдывать тем, что именно так они и реализуют свою личную Волю? Что если кто-то решил, что его Воля требует для своей реализации много денег, а потом пошел грабить старушек?
Такое может быть?
Ответ на это все: «Нет».
Хотя это интересный момент, который многое скажет о самом человеке – его отношение к свободе, его первая ассоциация с ней. «Свобода – это возможность…» – продолжите фразу по своему усмотрению. Не абстрактно («Это возможность делать все, что угодно»), а с указанием конкретных дел, которые пришли вам в голову. Может быть, свобода – это возможность путешествовать, любить и наслаждаться миром? Творить, учиться, помогать другим? Лежать на песчаном пляже и не ходить на работу? Полететь в космос, снять фильм, родит девять детей?
Ответ может быть любым! Но снова и снова, от внешне самых благополучных и милых людей, пытающихся доказать, что свободы быть не может, звучит то, о чем думают они сами. Звучит: «Возможность воровать, убивать, громить!».
Если при словах: «Ты свободен!» человек сразу спрашивает язвительно: «А что, значит можно убивать да насиловать?», то ему стоит задуматься, почему лично он сразу подумал об этом? Не его ли Тень задала вопрос, не свои ли подавленные и отрицаемые потребности он только что озвучил?
И если так, то на свободу этот человек просто не способен, как не способен ребенок жить взрослой жизнью. Ему еще нужно повзрослеть – независимо от его возраста.
Но ответ – нет.
Воля не может быть деструктивной.
Это важно, и часто это упускается из виду, но уникальность личности и ее свобода не значит, что не существует иных критериев, помимо личной Воли! Не значит, что не существует чего-то, с чем она согласуется.
Человек в вагоне поезда может делать все, что захочет, он свободен! Но он все равно движется вместе с поездом по его пути, как и другие его пассажиры. Все, что он делает в вагоне, он делает в согласии с движением этого поезда. Что за «поезд» влечет и его Волю, и Волю других людей, в едином потоке?
Поговорим о морали.
Точнее, поговорим об объективной морали!
Объективная мораль
«Все мировые религии, придавая особое значение любви, состраданию, терпимости и прощению, могут способствовать развитию духовных ценностей, и делают это. Но реальность такова, что привязывание этики к религии более не имеет смысла. Поэтому я всё больше убеждаюсь в том, что пришло время найти способ в вопросах духовности и этики обходиться без религий вообще» – Далай-лама XIV
Человечество всегда стремилось познать добро и зло. Хотя бы уже в силу того, что понятия о зле – это его коллективная, а то и архетипическая, Тень. Стремилось понять, что такое хорошо и что такое плохо, создать систему заповедей, моральных норм, догматов, норм приличия и правил этикета. Подогнать все события в жизни, все поступки, даже слова и мысли, под шаблон заранее придуманных оценок, позволяющих решить, хорошо это или плохо.
Это – мораль.
В той или иной форме. Она дает ориентиры, она указывает, как следует или не следует поступать. Она предписывает нормы тому, кто не имеет личного опыта и знаний достаточных, чтобы самому оценить свои и чужие поступки. Она должна удерживать человека от того, что повредит ему или другим людям, направлять к миру и добру.
Должна!
Теоретически.
И у нее есть лишь одна проблема – она полностью субъективна и не имеет ни малейших критериев, которые бы не зависели от точки зрения конкретного человека. Добро и зло – это оценочные суждения. Добро то, что я оцениваю как добро (в том числе и чисто эмоционально), зло – это то, что мне не нравится.
Это мнения, диктуемые конкретной культурой.
Мужчина, входя в помещение, должен снять шляпу, а женщине это не обязательно. Вилку надо держать в левой руке, а нож – в правой. При встрече нужно пожать руку или отвесить поклон, точно нужной глубины и строго определенной продолжительности. Женщина должна носить платок, когда выходит из дома, не покрытые волосы не допускаются, это позор. Нельзя есть свинину / говядину / конину / тараканов / собак.
Это все устои и традиции, присущие конкретным культурам, навязываемые ими, как их коллективная идея. Они изменчивы, и непостоянны, и не имеют какого-то веского снования под собой. Сколько жен в самый раз – одна или четыре? С какого возраста допустимо заниматься сексом или пить алкоголь? Или вообще недопустимо?
Эксперимент «Маленький Альберт», специально формирующий психические травмы у годовалого сироты, в наши дни покажется возмутительным, но в начале 20 века был обычным делом. А в начале 19 века столь же обычным делом была работорговля.
Джульетте тринадцать лет, и ее выдают замуж, но отец считает, что это слишком рано, надо подождать до четырнадцати. И во времена Шекспира это выглядело как вполне нормальная ситуация, но в наши дни девушка, беременная в тринадцать лет – повод для громкого скандала, а то и суда.
Равно как в наши дни (и с нашим пониманием генетики) мы не одобрим брак с двоюродной сестрой, который был бы нормой Европы несколько веков назад, и тем не примем брак с сестрой с родной, что было нормой в Древнем Египте. Мы не одобрим самоубийство, которое воспринималось как обычное дело в средневековой Японии, или публичное сожжение людей живьем посреди площади, как было во времена инквизиции.
Значит ли это, что мы стали морально лучше? Все эти ужасы люди творили в прошлом, а теперь мы так не поступаем! Мы стали людьми высоких моральных норм?
Нет.
Это значит, что наши критерии изменились, и то, что раньше было нормой, мы считаем недопустимым. Но это работает и в обратную сторону, не зря люди часто сокрушаются по поводу упадка нравов в нашем мире! То, что для нас норма, было бы кошмаром в прошлом. С позиции прошлого наш мир так же аморален, как и мир прошлого с современной точки зрения. Все дело лишь в этой точке зрения!
Совсем недавно неслыханным разгулом разврата и порока сочли бы короткие женские юбки, которые не то, что щиколотки, но и колени не прикрывают. А уж идея брака между мужчинами привела бы их не просто к осуждению обществом, но и к осуждению уголовным судом (как было еще в 20 веке), а то и к казни (как было еще раньше).
Все это лишь мнение, диктуемое культурой, обычаями или религией, мнение каких-то людей, ставшее общепринятым. Но общепринятое – не значит правильное.
Каждая вера приносит свои заповеди. Одна из них говорит: «Не убий, не укради», вторая добавляет: «Не ешь свинину, чти субботу». А третья вводит кастовую систему, указывая каждому с рождения его место жизни и даже профессию; приказывает тому, что родился в касте Лохар стать кузнецом, а тому, кто родился в касте Каллар – вором.
И для нас индийская кастовая система (настоящая, а не как ее представляют люди, уверенные, что каст всего четыре) может показаться чем-то очень странным и диким. Как и старый индийский обычай сати, предписывающий сжигать заживо вдов на погребальном костре их умерших мужей. Это наследие непривычной нам культуры, и для нас оно выглядит странно и дико.
А вот привычные «Не убий» и «Не укради» кажутся отличной идеей! Однако их не особо-то и соблюдают, и в истории полно убийств, совершенных во славу религии, учащей не убивать. Да и викингу, приносящему людей в жертву Одину, могла бы показаться странной, что бог запретил убивать.
Чья-то вера предписывает не есть устриц, чья-то говорит, что есть говядину – страшный грех. Для кого-то недопустима сексуальность, для кого-то – гадание на картах. Зато где-то и когда-то человеческие жертвоприношения могли казаться частью священного ритуала, угодного богам.
И во всех случаях не делается никакой попытки как-то объяснить сложившуюся систему. Так положено! Так написано! Так хотят боги! Так все делали – так же делай и ты! И во всех случаях это условный и субъективный набор правил, вытекающих из личных и общественных представлений о морали.
Может ли быть некий всеобщий ориентир, устанавливающий систему объективной морали, не связанной с личным мнением? Чтобы ответит на это вопрос, давайте зададим другой – «В чем цель жизни?».
Моральная осознанность
В чем цель жизни? Не жизни конкретного человека, а жизни вообще. В чем общая, единая, цель всего живого?
Каждый человек постигает себя, свою суть, свою истинную природу и познает свою Волю в жизни, свой путь и свой личный смысл жизни. Он уникален, он у каждого свой, но что если посмотреть шире? Не на одного человека, и даже не на человечество, а на жизнь как явление природы. На ее всеобщие механизмы. Мы увидим какие-то общие для всех механизмы, общую цель и путь развития?
Да.
И получим критерий, позволяющий судить о происходящем вокруг, о мнениях, поступках и событиях, не с позиции личной точки зрения, а с позиции этого объективного критерия, позволяющего сказать, насколько правильно или не правильно то, что происходит.
И правильно, в данном случае, означает: «Естественно, в согласии с порядком вещей и глобальными целями всего живого». Неправильно – это: «Не естественно, направлено против глобальных целей всего живого».
Это ни точка зрения, ни заповедь, ни догма – это объективный критерий. И он позволит не просто оценить происходящее вокруг, но и избежать иллюзий. Каждый способен познать себя, во всей полноте, не вытесняя ничего и ничего не придумывая, понять себя и понять, зачем он живет. Но что если он ошибся? Что если открытая им Воля сама есть лишь иллюзия и заблуждение, которое он принимает за познание себя?
Как только речь заходит о полноте личной свободы, о собственном пути человека в жизни, вытекающем из сути его личности, сразу возникает и набор стандартных «каверзных» вопросов, которые, как считаются, должны доказать, что свободы не существует или что она опасна.
И кто-то спросит: «А может моя Воля, моя жизненная цель быть разрушительной? Включать насилие, убийства, войну, суицид?» – и это правильные вопросы, но ответ на них: «Нет, так не может быть!».
Но почему?
Это правильный и важный вопрос: «Почему?». Задавайте его себе как можно чаще. Почему мы не можем жить ради того, чтобы убивать? Почему мы не можем жить, чтобы умереть? Почему мы не можем жить ради истребления других видов? Почему самоубийство, война, тотальная вырубка лесов, загрязнение океанов – неправильные и неестественные явления?
Потому, что личная цель жизни человека не может идти против самой сути жизни!
Это даст ответ на все сомнения по части личной Воли. Да, несомненно, она индивидуальная и уникальная, но не какая угодно вообще. И границы для нее – это не границы морали, догматов и заповедей. Нет абсолютных догм, добро и зло, грех и праведность – это оценочные категории, которые человечество придумывает на свой вкус.
Но есть естественный природный порядок вещей, есть направление, в котором движется сам поток жизни. Попытка идти против естественного течения всего во Вселенной – это как попытка высунуть руку в окно поезда и схватиться за столб, чтобы это поезд остановить. Поезду все равно, и дело кончится травмой руки. Так и попытка прогнуть мир под себя будет губительной хотя бы потому, что мир намного больше и сильнее!
И естественный ход самой жизни можно описать, указав своего рода дорожные ориентиры, Маяки, ведущие все живое по пути развития. Пять Маяков естественного хода вещей, естественного пути развития всего живого. Это вехи, которые станут ориентирами и объективным критерием оценки действий человека, как правильных или неправильных. Но не с точки зрения условной системы ценностей, принятых в данном обществе, культуре или религиозной группе, а с точки зрения следования самой сути и цели жизни.
Так в чем она состоит?
Что объединяет все живое, от человека до самых примитивных вирусов? Именно это! Все это – живое. Все живые организмы живыми делает именно это – все они живут. Они приспосабливаются к новым условиям, чтобы выживать в них. Объединяются в группы, чтобы эффективнее выживать. Они оставляют потомство, чтобы группа выживала после их смерти.
Все живое стремится жить, это общий знаменатель жизни, что вполне очевидно. Само слово «Жить» описывает базовый закон, базовую цель жизни. Жить. Выживать. Стремится продолжить существование, сопротивляться смерти. Все живое живет и глобальная цель жизни – сама жизнь!
Но лишь на самом простом уровне понимания.
Да, смысл жизни как глобального явления (а не жизни конкретного человека) – жить, выживать. Но это лишь начальный уровень понимания. Недостаточно видеть в жизни простое физическое выживание конкретной особи! Тем более, в жизни разумной и наделенной самосознанием. Это было бы слишком поверхностно.
Жить может тело, лежащее в коме, с умершим мозгом и утраченной личностью – оно живет, на уровне тела, клеток и органов его жизнь продолжается! Но кого порадует такая жизнь? Можно жить в одиночной камере, в полной темноте, без связи с внешним миром и общения с людьми – но кого обрадует такая жизнь?
Чтобы посмотреть глубже, и понять истинную суть того, что заложено в словах «Жизнь стремится жить», придется, для начала, снова посмотреть на животных, а не на людей.
***
Переход от других животных к Человеку Разумному довольно плавный, и мы в полной мере несем в себе многое из куда более древней, чем наш разум, животной природы. Наши автоматические реакции. Наши эмоции. Даже то, что кажется социальным поведением!
Часто все это просто продолжает то, что делают другие виды, но с приспособлением к условиям жизни человека. Человек не может распустить хвост и ходить кругами, как павлин, привлекая партнера для спаривания своим ярким оперением. Но может привлечь к себе внимание иначе – одеждой, косметикой, украшениями, атрибутами богатства, дорогим автомобилем.