Полная версия
Осознанный разум
Набор ассоциаций, самых странных и причудливых, привел к вспышке эмоций и автоматическому поведению, вне всякого разума. Поведению насекомого: стимул – эмоция – реакция. И никаких следов осознанности! Осознание этой цепочки мыслей, осознание и принятие старых эпизодов, связанных со школьными обидами, позволило бы прекратить процесс в любой момент.
Прошлое влияет на настоящее, на поведение здесь и сейчас. Это не новость, и задолго до первых намеков на появление психологии, эта идея излагались в мистическом и религиозном ключе.
Кому-то может быть знакомо слово «Самскара» – термин индийского мистицизма. Это слово обозначает сумму отпечатков, оставленных в уме человека его прошлыми поступками и внешними обстоятельствами. Поступки и события оставляют след в уме, в дальнейшей жизни этот след определяет поступки и события в жизни человека. Формально речь идет о карме, фактически – о влиянии прошлых эпизодов на поведение человека, о возникающем после них эхо, отголоске давно пережитых состояний.
В буддизме используется термин «Васана» – отпечаток в сознании, который оставляет совершенное человеком действие. Такие отпечатки накапливаются и толкают на путь повторения поступков, бесконечного переживания одних и тех же состояний, совершение одних и те же действий.
В наши дни эти идеи принимают научную форму. Психологи – бихевиористы не только пришли к тому же взгляду на мир и человека, но и провели изуверские эксперименты, его доказывающие.
Бихевиоризм отказался принимать то, что не удается наблюдать объективно. Не только карму и прочий мистицизм, но и любые тесты, рисование мандал, и другие, не вполне объективные, методы исследования человека. Его инструмент – изучение реакций. Человек – это черный ящик, в котором происходит нечто. Человеку дают стимул – он отвечает изменением в поведении. Изучая это поведение, бихевиорист судит о том, что творится в этом черном ящике. Принцип бихевиоризма: «Стимул – Реакция»
Более позднее направление, необихевиоризм, отнеслось к делу с большей широтой взгляда, добавив промежуточное звено. То, что вызывается стимулом и вызывает реакцию. То, что в черном ящике: «Стимул – Нечто – Реакция». Нечто – например, эмоция, связывающая стимул и реакцию.
Я упомянул изуверские эксперименты, и один из прославленных опытов бихевиоризма – эксперимент «Маленький Альберт», направленный на сознательное уродование детской психики во имя науки. В наши дни попытка сделать что-то подобное вызвала бы скандал, а то и судебное преследование, но эксперимент ставился в начале 20 века, когда никто не считал опыты над детьми чем-то предосудительным. Впоследствии именно этот эксперимент и стал одной из причин, почему подобные опыты были запрещены.
Но сам эксперимент, при всей его двусмысленности с точки зрения этики, весьма показателен. Джоном Уотсон и Розали Рейнер одолжили в детском доме годовалого сироту Альберта. Мальчик был вполне здоров и показывал нормальные реакции на внешний мир. Ему стали предлагать белую крысу, чтобы ребенок мог поиграть с ней.
Но стоило Альберту потянуться к крысе, как у него над ухом били железным молотком по железному листу, создавая сильный грохот, пугая его. Через некоторое время страх начал ассоциироваться с белой и мохнатой крысой. Альберт начал бояться ее, даже если грохота не было.
Крыса = страх.
Но, помимо этого, он начал бояться всего, что ассоциируется с крысой, похоже на нее – белого кролика, комка ваты, бороды Санта Клауса. Образ чего-то белого и мохнатого ассоциировался с прошлым эпизодом страха, испытанного при контакте с чем-то белым и мохнатым. Страх стал ассоциированной эмоцией, и стоило Альберту увидеть вату, как автоматический разум ассоциировал ее с первичным эпизодом страха, вспоминал программу: «Крыса = Страх» и снова испытывал страх. Но так же и: «Нечто, схожее с крысой, такое же белое и мохнатое, ассоциированное с ней = Страх»
Стимул – эмоция – реакция, но не прямо, а с обращением в прошлое! Стимул – здесь и сейчас, но эмоция берется из записанного в автоматическом разуме опыта другого, более раннего, эпизода. И связанного не с ватой или кроликом, а с крысой, которая вызывает ассоциации с ватой или кроликом.
Никто не знает точно, как сложилась судьба Альберта в дальнейшем, но предположу, что этот страх остался надолго, и психологи сильно осложнили ему жизнь. И что сам он может так никогда и не вспомнить, почему же он боится всего белого и мохнатого. Почему его всегда кидало в жуть от Санты с его белой бородой. Цепочка автоматизма говорит ему: «Белое, мохнатое – Страх – Беги!». Стимул – эмоция – реакция, цепочка, наглядно показанная на практике даже не на уровне изучения, а на уровне искусственного создания.
Прошлое постоянно влияет на нас, вызывает автоматизм и диктует реакции на мир. Это проблема! Но прежде чем задуматься над решением проблемы, обсудим еще два важных момента, две важнейшие структуры психики человека – Эго и Тень.
Эго, и его Тень
Карл Юнг, анализируя сны своих пациентов, обнаружил в них явные общие, единые для всех, мотивы. Так началось изучение архетипов психики, которым весьма успешно занимается юнгианский психоанализ.
Эго, Тень, Анима (женские черты в личности мужчины) и Анимус (мужские черты в личности женщины), Персона (социальная маска, которую носит человек), Самость (архетип целостности личности) – все это изучено и проанализировано. Это кусочки личности, фрагменты ее бессознательного, те самые обломки, на которое изначально раздроблен Юнум человека.
Каждый из них живет своей жизнью, словно не замечая, что в разуме есть что-то еще. Они почти не осознаются человеком. При хорошем раскладе эти куски однажды удастся собрать в цельную личность. При плохом они так и останутся просто обрывками, автономными образованиями в Юнуме.
Архетипы изучены и описаны, и описывать их еще раз нет никакого смысла, но стоит обратить внимание на первые два архетипа из этого списка. Это и Тень, базовая пара, тесно связанная своими взаимоотношениями с таинствами автоматического разума.
Эго – это просто и понятно, поскольку это единственное, что изначально понятно самому человеку в самом себе. Это то, кем он себя считает, его набор сознательных представлений о себе. Это не то, кто он есть! Это не то, какой он на самом деле, это не его Юнун. Это лишь вершина айсберга, небольшая часть, оказавшаяся на поверхности.
В Эго собирается все то, что думает о себе человек, каким он видит себя, даже если это ложное и иллюзорное представление. Если спросить человека: «Кто ты?», он скажет «Я -…» и даст некий ответ, первый, который пришел ему в голову. Часто это ответ, диктуемый профессией: «Я – таксист, я – учитель». Это ответ Эго, он не выразит всю суть личности, но таким человек себя считает. Я – добрый, я – честный, я – красивый, я – предприимчивый. Или я – ничтожный, я – неудачник, я – слабак. Это «Я» – голос Эго.
Это может быть правдой. Человек может быть и добрым, и честным, и ничтожным, но Эго всегда лишь выражает лишь небольшую часть его личности. Он добрый и честный? Пусть так, но это только одна его сторона, в нем еще много всего такого, что он сам не видит, много того, что он придумал. Все его представления о себе постоянно меняются. Он считает себя великолепным, когда настроение хорошее. Но в тоске, после неудачи, считает себя жалким. И то, и другое – совершенно искреннее мнение о себе. И то, и другое кажется неизменной реальностью его личности.
Представления Эго иллюзорны, изменчивы, частично они надуманные, частично – навязанные, они постоянно меняются, хотя каждое текущее состояние Эго кажется вечным и истинным. Важно помнить, что ваше Эго – это не то, какой вы на самом деле, а то, кем вы себя считаете, не более того.
Обычно человек хочет считать себя «хорошим», и не хочет признавать то, что этому противоречит, кажется качествами «плохого» человека. Но в нем самом есть и то, что кажется «плохим». Есть то, что он не хочет в себе видеть, что противоречит ограниченным представлениям Эго. Есть проблемы и недостатки, есть черты характера и качества личности, идеи, желания, чувства, которые Эго расценивает как нежелательные.
И Эго не пытается все это изменить. Пытаться изменить – значит признать существование и необходимость перемен. Эго не хочет признавать то, что ему не по вкусу, и выбирает более простой путь – оно просто игнорирует то, что ему не нравится. Эго отворачивается, не желает видеть все то, что противоречит сознательным представлениям человека о самом себе.
Все отрицаемое, подавляемое, нежелательное, выселяется на окраины разума и образует Тень, которая, как правило, противоположна Эго по своему содержанию. Если я считаю себя честным человеком, то это мое Эго. Если же я при этом ворую разные мелочи с работы, то это значит, что я далеко не такой уж и честный человек. Я ворую. Я – вор!
Но я же честный человек! Я не хочу считать себя вором, мне это не нравится, это расходится с представлениями о себе, как о честном человеке. А потому мои вороватые повадки будут просто отрицаться. Мое Эго сделает вид, что понятия не имеет, о чем речь, найдет себе оправдания и откажется признавать, что я постоянно ворую мелочи с работы. И этот отрицаемый внутренний вор – это уже моя Тень.
В Тень попадает все то, что Эго не хочет признавать. В человеке это есть, это часть его настоящей личности, это его реальные черты характера, привычки и желания, но они противоречат Эго. Человеку не нравится, что в нем живут эти привычки и желания, и он не хочет видеть это в себе, как турист старается не замечать грязного бродягу, сидящего на фоне прекрасного дворца.
Все отрицаемое образует Тень.
Некий человек, назовем его Добряк, считает себя добрым, милым и приятный (это его Эго). Но порой он выходит из себя, кричит на людей, устраивает скандалы. А потом ищет виртуозное оправдание, говоря себе, что он не виноват, что его довели, разозлили, что это вина других людей, это они злые, а он – Добряк!
Но его злоба, гнев, готовность орать на тех, кто не сможет ему ответить – это именно его качества. Лично его, он именно такой – несдержанный и готовый орать на людей. В этом Добряке полно злобы и ненависти, которую он просто не хочет признать. Он подавляет ее, отрицает, злоба уходит в Тень и живет там.
Что именно вытесняет человек, как много будет вытесненного, как оно проявит себя – вопрос строго индивидуальный. Чем больше человек отрицает себя, чем сильнее настоящая природа его Юнума расходится с его мнением о себе, тем сильнее его Тень.
Как она проявит себя? Несколькими способами.
Тень может просто тихо лежать в глубине автоматического разума и не давать о себе знать. Это возможно, если человек принимает себя таким, какой он есть, и лишь немногое вытесняет в Тень. Он не отрицает себя, Тень не становится сильной, в ней каких-то ужасов, радикально противоречащих Эго. Меньше отрицания Тени – меньше сама Тень.
Другой сценарий – Тень может проецироваться на других. Глядя на людей вокруг человек неосознанно приписывает им свойства своей же Тени. Он видит в людях не их качества, а свои, причем именно те, которые в себе он признавать не хочет. Его собственные отрицаемые проблемы кажутся присущими другим людям.
Тот, кто отрицает в себе свою жажду наживы и любовь к жизни за чужой счет, порой начинает видеть вокруг себя сплошь негодяев, которые наворовали в девяностые и теперь живут за чужой счет.
Тот, кто в глубине души осознает, что его интеллект не слишком могуч, может впасть в уверенность, что все вокруг дураки, и только он один понял, как устроен мир. Он умнее всех, он один постиг истину, все прочие – глупцы и слепцы!
Вообще, если человек говорит: «Да все вокруг одни …, нормальных людей нет!», то независимо от того, что он вставляет вместо многоточия, он обычно рассказывает о своей Тени, об отрицаемой сути самого себя, о том, каков он сам.
Третий вариант – Тень может разрастаться. Тогда она может подчинить человека, порождая самые мощные автоматические реакции, полностью захватывающие его. Тень отрицается, а отрицаемое сильнее всего влияет на поведение.
Под влиянием Тени запускаются мощнейшие программы автоматического разума, а когда Эго снова берет верх, то немедленно находит очередной самообман, оправдание, убеждает себя, что это не его вина, что во всем виноваты другие люди. Эго будет отрицать реальность совершенного под влиянием Тени, вытеснит случившееся под влиянием Тени обратно в Тень и сделает ее еще сильнее. В следующий раз автоматизм окажет еще большее влияние на человека.
Спасаясь от признания проблем, человек может вернуться ко второму варианту и спроецировать все случившееся на других людей, создав образ врага, который довел его до поступков, на которые он бы сам никогда не пошел. Но это его Эго бы на такое не пошло, а действовал он под влиянием автоматизма Тени. И его Тень – это тоже он, порой даже большая его часть.
И, наконец, Тень может быть опознана, принята и изучена. Тогда она выходит на уровень осознанного разума. И как нет темноты на свету, так нет и автоматического в осознанном. Тень становится частью осознаваемого Юнума, принимается и становится источником силы и энергии. И это уже важнейший шаг по пути обретения целостности личности. Не будет целым тот, кто отрицает часть самого себя!
Отрицаемая Тень разрастается, становится все сильнее и мощно влияет на поведение человека. Не люди вокруг виноваты в том, что Добряк вышел из себя, это лично его гнев и злоба, спрятанные в Тень. И они становятся все сильнее, захватывают контроль.
Но осознай он это, признай и прими он свою внутреннюю злобу, и она станет не просто безвредной, она станет послушным зверем, которого можно выпустить на свободу, когда он нужен, и усмирить, когда в нем нет нужды.
Гнев, агрессия, злоба – это дикая природная сила выживания, и в экстренной ситуации, в момент борьбы за жизнь, они станут источником силы, не дадут сдаться, смириться, погибнуть, придадут решимость для борьбы с настоящим врагом. Проблема не в том, что качества Тени есть в человеке, проблема в том, что они не осознаются и не имеют благого применения. Тень похожа на яму со змеями, но если решиться прыгнуть в нее, то окажется, что эти змеи даже не ядовиты.
***
Во втором варианте человек приписывает другим свою Тень, свои отрицаемые качества личности. Но в ком-то он может увидеть эти качества на самом деле. Не приписывать их другим людям, а действительно встретить человека, которому эти качества присущи, открыто и в полной мере. Это уже не проекция своей Тени на других, а реальное столкновение в другом с тем, что ненавидишь в себе.
Он видит в других свою Тень в других, видит, что они именно такие, каким он не хочет быть, видит в них то, что не хочет в себе признавать. А они этого даже не скрывают! Каждый раз, когда он их видит или думает о них, они напоминают ему о том, какой он сам. И это напоминание для него – как плевок в лицо, это сильнейший раздражающий фактор.
И однажды этот человек ловит себя на яростной и совершенно иррациональной ненависти к людям с какой-то конкретной чертой личности, с каким-то общим признаком. Он ненавидит их всех, сразу, не вникая в детали; ненавидит заранее, хотя даже не знаком с ними. Столкновение с такими людьми вызывает мощную эмоциональную реакцию, его буквально трясет от злобы. У такого чувства нет объективных причин, даже если Эго придумывает их себе в оправдание.
Почему это происходит?
Потому, что человек столкнулся с тем, что прячет в свою Тень, он увидел в другом черты характера и наклонности, которые не хочет видеть в самом себе! Он словно посмотрел в зеркало.
Это не значит, что каждый, кому не нравятся бандиты и убийцы, сам в душе бандит и убийца, ни в коем случае. Речь именно о мощной и необоснованной (!) эмоциональной реакции. Это яростная ненависть, на уровне налитых кровью глаз, трясущихся руки и готовности кинуться в драку с воплями: «Да вас, тварей, всех убивать надо!», возникающая там, где ничто ее не провоцирует, где нет угрозы, нападения, где ничто никому не причиняет вреда. И это вполне может быть признаком столкновения с собственной Тенью в другом.
Если, например, такая ярая ненависть испытывается ко всем людям с конкретной сексуальной ориентацией, вызывает приступы неконтролируемой агрессии и ненависти, то не исключено, что причина именно в этом. Дело вовсе не в чужой сексуальной ориентации. Дело в том, что ненавистник столкнулся со своей Тенью, увидел в других людях свои желания и наклонности. Очень смутные, отрицаемые и тщательно подавленные, но свои собственные. Он отказывается их признавать и ненавидит все, что о них напоминает. И всеми силами стремится доказать (самому себе), что у него таких желаний нет, яростно атакуя и уничтожая все, что напоминает ему о его же Тени.
Если кто-то всей душой ненавидит людей иной национальности, и готов в истерике кричать, доказывая, что все они жалкие и неполноценные, то это голос его Тени. Вполне возможно, что жалким и неполноценным он видит самого себя, но подавляет и вытесняет это ощущение, загоняя его в Тень, да еще и проецируя его на кого-то (по второму сценарию развития тени), обвиняя других в том, что сам несет в себе.
Именно так порой оказывается, что ярый радикальный защитник природы одновременно ненавидит людей, готов на нападения, драки, поджоги, во имя всего живого. Или религиозный фанатик готов во имя любви, добра и милосердия сжигать на кострах всех, кто не желает принимать его взгляды на природу добра, любви и милосердия. Фанатизм в любом деле коренится в Тени и подавленных сомнениях.
Герой фильма «Назад в будущее» не выносил, когда его называли трусом. Сказать: «Ты что, струсил?», значило заставить его сделать абсолютно все, что угодно, он соглашался на любую выходку, чтобы доказать, что он не трус.
Это пусть это лишь фильм, но самое такое поведение – вполне типичная автоматическая реакция, коренящаяся в его Тени (и это довольно реалистичный пример того, как автоматизм делает человека уязвимым для манипуляций). Эго считает себя бесстрашным, а вся трусость (а она есть) вытеснена в Тень. И чем больше глупостей натворит носитель этой Тени, доказывая, что не трус, тем больше сам в это поверит!
***
И пока Тень выглядит как источник сплошного зла, но это не так. Тень – просто то, что в вас противоречит вашему Эго. Это не зло и не добро, это отрицаемое, противоположное сознательной личности. И причину, почему Тень напоминает яму со змеями, надо искать в Эго.
Эго обычно считает себя «хорошим», а потому в Тени оказывается все «плохое». Эго гордится своими добротой, честностью, миролюбивостью, а потому злоба, лживость и агрессия становятся частью Тени. Но может быть и наоборот! Качества, социально одобряемые, или даже объективно полезные, человек может себе отрицать, и они составят его Тень.
Добряк мог кричать на всех, устраивать скандалы, не признавая свою злобу. Но и Злодей, культивирующий устрашающий образ опасного парня, увидев которого нужно перейти на другую сторону улицы, безжалостного, может в глубине души ощущать, что с детства любит молочные коктейли, которые когда-то готовила мама.
Или что ему нравятся мелодрамы. Переключая каналы, он остановится на мыльной опере, и некоторое время будет смотреть, сопереживая героям, расчувствуется. Но потом спохватится, скажет: «Как это смотрят вообще, дрянь, сопли в сахаре, кино для сосунков!», переключит канал, и сядет смотреть бокс с бутылкой пива в руке. Не потому, что это ему так уж нравится бокс, а потому, что так он себе доказывает, что он вовсе не сосунок, который смотрит мелодрамы и пьет молочко!
Хотя он именно обожает мелодрамы и молочные коктейли. Он не хочет таким быть, но он такой! Точнее, он и такой тоже, это часть его природы, его Юнума. Но не хочет этого, и вытесняет в Тень сентиментальность, любовь к мелодрамам, молочные коктейли, воспоминания о маме, о детских годах, о том, как играл в песочнице… Все это не позорно и не вредно, но противоречит его сознательному представлению о себе, как об опасном, устрашающем Злодее.
Или директор солидной корпорации, который был бы не прочь просто надеть шорты, погонять футбольный мяч и проорать на поле с друзьями, не может позволить себе такое поведение. В его глазах, в глазах его Эго, он очень солидный человек, который просто не имеет право хотеть пойти пинать мяч, как в детстве. И это невинное желание станет частью его Тени, частью того, что он сам себе запретил признавать в себе.
***
Все это пока сказано лишь об одном человеке и его личной Тени. Но все мы связанны, никто не существует полностью изолированно. Мы обмениваемся мыслями, мнениями, мы передаем информацию, мы образуем группы, общество, человечество.
У людских групп формируется свое коллективное мышление, коллективные ценности, идеалы, идеи и представление о себе. Все военные знают, какими должны быть военные, как вести себя, говорить, здороваться, как обращаться к старшему по званию. Все прихожане одной религии знают, какими они все должны быть, какие ценности разделять, что есть грех, и что есть праведность.
Ученики одного класса, жители одной страны, работники одной компании, участники одной банды, все формируют коллективные представления о себе. Это то, каким должен быть каждый из них, помимо собственного Юнума. Должен в силу того, что он часть группы, и если он не такой, то в группе ему не место. Это, своего рода, коллективное Эго. А все, что ему не соответствует, но распространено среди участников группы, станет их коллективной Тенью.
И эта Тень тоже будет проецироваться на кого-то, кого можно обвинить во всех бедах, кого можно ненавидеть за свои проблемы. Группа, создавшая коллективную Тень, создаст коллективный образ врага, видя в нем воплощение своей Тени, и сплотиться на борьбу с ним.
Для средневековой Европы времен инквизиции это были ведьмы, повинные во всех грехах, ответственные за все беды. Чем чаще добропорядочные обыватели убивали тех, кого считали ведьмами, тем сильнее они верили, что уж они-то точно не такие, как эти ведьмы. И тем сильнее они утверждались в своей личность доброте, праведности и милосердии. Утверждались в своей доброте, подвергая пыткам и убивая других.
Для фашисткой Германии это были евреи, для революционного Советского Союза – буржуи, капиталисты. В первом случае все зашло очень далеко, во втором обошлось без мировых войн, но образ врага все равно был сформирован. Буржуи, частнособственники, гады, которые хотят лишь набить свои карманы народными деньгами и легко жить за чужой счет, угнетая трудящихся – отличная коллективная Тень! Борьба с ней позволяет не замечать в себе это же желание жить легко, эту же тягу к легким деньгам.
Для кого-то (на совсем уже низком уровне, без массовых социальных проявлений) это будет заговор масонов, рептилоды, новый мировой порядок, кто-то, на кого можно спровоцировать коллективную Тень свей группы и обвинить во всех своих бедах.
А на самом глобальном уровне Тень становится всеобщей, единой для всего человечества, архетипической. Это вечное представление о воплощении высшего зла, об Ахримане, о Сатане, о каком-то великом враге, от которого все беды в мире.
Он везде, он внушает людям греховные мысли, он толкает к выпивке, воровству и разврату, он мешает молиться и зовет на вечеринку. Этот «Он» – образ для самой большой коллективной Тени, куда вытесняется всеобщая тяга к разврату, вечеринкам, воровству и выпивке, греховные мысли и нежелание молиться.
Но для реальной жизни человека и его автоматических реакций важна, прежде всего, его личная Тень. Тень – сильнейший источник автоматизма, она порождает массу не осознаваемых слов, поступков, реакций, которые приходят прямо из глубины и избегают разумного контроля. Тень, а так же вообще все подавленное, стертое из сознательной памяти, страхи, тревоги, тайные желания, фобии, детские травмы – это источники автоматических реакций, которые заставляют действовать бездумно и иррационально, автоматически.
Отрицаемая Тень разрастается, становится все сильнее и мощно влияет на поведение человека. Но познанная, осознанная Тень станет источником силы и энергии. Приняв ее, Эго сольется с ней, разрозненные куски личности начнут складываться в несокрушимый монолит цельного Юнума. И вот это – важнейшее достижение. Не финальное, а по сути, лишь первое на пути, но важнейшее. Обретение целостности личности, познание самого себя, без иллюзий и отрицания.
Цельная личность, полностью осознающая себя, будет именно полностью осознанной и свободной, действующей не под влиянием автоматических цепочек, а в силу своей свободы воли. И чтобы обрести свободу воли, нужно познать свою Волю. Нужно понять, кто ты на самом деле, и тогда станет понятно, для чего ты живешь. А это значит, что станет понятно и как тебе надо жить! Познание себя – способ ответить на практически любой вопрос о себе.