Полная версия
Философия и философствование. Для желающих научиться философствовать
Метод. Если человек оказывается в пограничной ситуации, то, чтобы предотвратить попытки самоубийства, надо вернуть его в общество.
Сорен Киркегор (1813—1855)
Идея. Мышление никогда не постигнет действительности, так как оно абстрактно. Надо обратить внимание на реальное существование человека. Самое эгоистичное чувство человека – это страх. Он – свидетельство свободы человека. Без свободы не может быть и греха, если бы грех пришел в мир необходимо, это означало бы, что никакого страха нет. Казалось бы, после совершения греха, страх должен исчезнуть, но он остаётся, так как сохраняется возможность совершения нового греха, потому что человек всегда свободен.
Метод. «Абсолютной воспитательной ценностью» является страх.
Анри Бергсон (1859—1941)
Идея. Эволюция мира есть жизненный порыв, непредвиденность. Познать её с помощью интеллекта невозможно, так как интеллект делает снимки действительности в виде её отдельных моментов, как на кадрах кинопленки. Это снимки не длительности, а покоя. Человек пользуется интеллектом потому, что он, используя орудия, имеет дело чаще всего с мертвой материей, с твердыми телами. Ему легче мыслить прерывное, неподвижное. Истинную непрерывность – творческую эволюцию, жизнь – он мыслить не может. Он её воспринимает не интеллектом.
Метод. Познать длительность, «творческую эволюцию» мира такой же нерасчлененной способностью – интуицией.
Мартин Хайдеггер (1889—1976)
Идея. Подлинное бытие скрыто от человека, потому что настоящее заслоняет от человека его временность, конечность. Человек понимает мир (бытие-вообще) не потому, что понимает вещи (бытие сущего), а через них и мир, а, наоборот, вначале понимает мир, а потом и все вещи (сущее) в этом мире. Бытие-вообще [мир, сущность мира] может раскрыть только человек. Никакому другому существу оно не открыто, так как никому кроме человека неведома конечность его бытия. У вещей нет бытия, а есть только существование. Прежняя философия искала лишь общее для всех видов многообразного сущего [это онтология сущего]. Вопрос же о том, чем является бытие-вообще [Хайдеггер называет его «потаенное Простое»], есть фундаментальная онтология.
Метод. Интенциональность [направленность] сознания человека в будущее. Интенциональность – это способ самого бытия человека. Будущее, раскрывая глаза человеку на его конечность, делает бытие подлинным, в отличие от настоящего, которое заслоняет от человека его временность, конечность. Будущее призывает человека к бытию путём страха. Страх исходит от ничто (смерти). Заглянув туда, человек получает подлинное понимание бытия.
Альбер Камю (1913—1960)
Идея. Человек абсолютно свободен, но его бытие бессмысленно, как труд Сизифа. Абсурд ставит под сомнение все ценности. Отсюда – бунт человека: сначала метафизический – богоубийцы отрицают и нравственный порядок [имеется в виду философия Ницше, согласно которой Бог умер, а религиозная мораль должна быть заменена на мораль сверхчеловека], затем бунт исторический – Людовика казнили во имя торжества добродетели. Поэтому все нормы, регулирующие жизнь человека, условны.
Метод. Любые явления общественной жизни (нормы, привычки, обычаи и т.д.) надо рассматривать и с точки зрения их условного характера, а истоки безусловности искать в требованиях общества, как самостоятельного образования, имеющего свои, отличные от интересов человека, цели. Поэтому надо уметь находить в общественных интересах те цели, которые направлены против интересов личности и сводить их действие к минимуму.
19. Западная религиозная философия ХХ века
Неотомизм
Идея. Вера нужна там, где нет знания. Нужна не слепая вера, а разумная вера, даже сверхразумная, так как её источником является божественное откровение. Оно изложено в священных книгах. Но в том, что там написано, надо быть убеждённым. Нужно доказать бытие Бога.
Метод. Доказательство должно быть осуществлено логическими средствами.
[Неотомисты принимают все доказательства Фомы Аквинского, но в отличие от Фомы для доказательства существования Бога они используют и научные открытия. Например, почему «тепловая смерть вселенной» (превращение всех видов энергии в тепловую) до сих пор не состоялась (хотя все процессы идут в этом направлении), они объясняют вмешательством Бога.]
Мари-Жозеф Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955)
Идея. Так как религиозная догматика не выдерживает проверки на рациональность, надо привести эту догматику в соответствие с наукой.
Метод. Создать новую религию, не противоречащую научным фактам.
[В книге «Феномен человека» он доказывает, что эволюция мира проходит этапы: преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь. Духовное начало (радиальная энергия) растёт в ходе эволюции, тогда как тангенциальная энергия (физическая) убывает по закону энтропии. Конечный итог эволюции – точка Омега – Бог. Он имеет в виду момент «тепловой смерти вселенной», когда все виды энергии превратятся в тепловую и все процессы прекратятся. Физическая смерть всего есть освобождение радиальной энергии, возврат её к точке Омега. Затем начинается сверхжизнь. То есть сознание людей после их смерти остаётся и накапливается, а после тепловой смерти Вселенной остаётся только это совокупное сознание всех людей, которое можно считать Богом.]
20. Философия культуры в ХХ веке
Идея 1. Человек с природой в настоящее время соприкасается только при вдыхании воздуха. В остальном он имеет дело с преобразованной природой: вода проходит очистку, пища – обработку. Эту преобразованную природу называют культурой. Метод. Онтологический подход [объяснение будет дано далее] определяет культуру как вторую природу – искусственную среду обитания человека.
Идея 2. Искусственность отличает результаты человеческой деятельности от поведения животных. В опытах животные используют орудия, но эти орудия естественные. В музеях мы храним образцы человеческой деятельности.
Метод. Деятельностный подход. Культура – это всё, что создано человеком искусственно (то есть с помощью орудий). [Бежать с испугу – природная реакция, бежать по свистку, с измерением времени и вручением наград – культура, спорт.]
Идея 3. Культура включает в себя то, что человек ценит, в чём человек испытывает потребность как социальное, а не биологическое, существо. Например, мы не испытываем потребности в воздухе (он всегда есть), значит это не культура, а природа. Но для погружения на глубину нужен сжатый воздух в акваланге. Этот воздух – уже явление культуры. Следовательно, в музеях мы храним ценности. Никому ненужная вещь, даже созданная человеком, никакой ценности не представляет, это просто мусор.
Метод. Аксиологический (ценностный) подход. Культура – это то, что человек ценит, в чём он испытывает потребность.
Идея 4. Человек реально привносит в мир только идеи. Всё остальное в мире существовало и до человека. Значит, в музеях мы храним не вещи, а опредмеченные в них идеи.
Метод. Идеологический подход. В творениях человека надо видеть только воплощение его идей.
Идея 5. Новорожденный является человеком только генетически. Фактически он не человек, а особое живое существо, по классификации животных – человек разумный (Homo sapiens). Ему ещё предстоит стать человеком. Каким образом?
Метод. Социализация. Человек становится личностью в результате сублимация – подавления и преобразования бессознательных психических влечений (Фрейд). Социализация человека происходит путём включения индивида в совокупность общественных отношений (Маркс).
[И в том и в другом случае социализация личности требует усилий с её стороны. Следовательно, если общество ослабит свои требования к индивидам – усиливается проявление животного в человеке. Поэтому свобода человека без его ответственности опасна для общества.]
Йохан Хейзинга (1872—1945)
Идея. Игровая концепция культуры. Развитие культуры происходит в результате новаций. Они – результат игры творческих сил человека. Игра – это спонтанное (ничем не обусловленное) проявление творческих способностей человека – способностей создавать новое. Но это означает, что в самих культурных явлениях нет никакого биологического смысла. И музыка, и театр, и балет, и изобразительное искусство, и даже техника и медицина – всё это просто игра.
Метод. Во всех культурных явлениях находить игру – спонтанное проявление творческих сил человека. [В новой мелодии – ноты просто стоят на другом месте.]
Ганс-Георг Гадамер (1900—2002)
Идея. Любая игра имеет правила. Они подчиняют себе игроков и требует от них серьёзного отношения к этим правилам. «Тот, кто не принимает игру всерьёз, портит её», поэтому таких игроков наказывают. [В новой мелодии есть правила, без которых ноты на новом месте создадут только какофонию.] В связи с ростом творческих способностей, правила должны меняться на более сложные, их выполнение уже потребует от участника игры большего мастерства. Предъявляя всё большие требования к человеку, они возвышают его. В этом состоит смысл развития искусства и культуры в целом. Новые правила всё больше ограничивают инстинкты человека, отдаляя его от первоначального животного состояния: предок человека кричал – человек стал петь, прыгал от радости – стал танцевать, мазал себя глиной – стал рисовать, корчил рожи членам стада – стал играть роли. Стремление к новациям – это стремление к свободе, а приверженность традициям – это желание обеспечить безопасность. Традиции – это проверенные способы безопасной жизнедеятельности. По этой причине традиции являются объектом поклонения человека, то есть культом. [Отсюда – «культура» (с лат. – возделывание, обработка почвы). Получается: возделываю, обрабатываю почву и поклоняюсь тому, что делаю.]
Метод. Рассматривать любые явления культуры как единство новаций и традиций. Находить их верное соотношение, обеспечивающее свободу творчества и сохранение традиций.
Идея. Суть игры – подготовка к встрече с опасными случайностями. Поэтому особо азартными (даже без денег) являются игры, где большую роль играет случайность – карты, домино. Азарт – это радость человека от того, что он может навязать случайности свою волю. Культурный прогресс – это повышение способности бороться со случайностью. Поэтому правила усложняются. Там, где правила легко нарушаются, например в живописи, открывается широкий простор для отрыва от традиций, поэтому появляются направления, в которых от живописи не остаётся даже использования красок. Прогресс в искусстве – это рост мастерства, которое проявляется не только в технике исполнения, но и в создании новых форм творчества.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.