bannerbanner
Веды для жизни
Веды для жизни

Полная версия

Веды для жизни

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
13 из 14

«Самые дорогие вещи даются бесплатно. Шримад-Бхагаватам содержит в себе все ведические наставления. Они бывают очень острые. Не все их выдерживают. Для того, чтобы пробудить душу. Шримад-Бхагаватам описывает духовное разнообразие, личностную концепцию. Имя, форма, качества, окружение и имя – вот что описывает Шримад-Бхагаватам» [2].

«Бхагавад-гита является звуковым воплощением Господа, так как исходит из уст Верховного Господа, а Шримад-Бхагаватам представляет Господа в звуке, поскольку рассказан воплощением Господа и повествует о Его деяниях» ([1] Шримад-Бхагаватам 2.1.8, комментарии).

Инструкция по применению

Когда мы покупаем что-то в магазине, к товару прилагается инструкция по применению. Аналогично этому, Веды можно назвать инструкцией по применению

– материального мира, в котором мы живём,

– и нашего материального тела, в котором мы тоже живём.

Вселенная и наше тело являются творениями. Этот факт подтверждается Ведами и нашим жизненным опытом. Никто не видел, как что-то возникло само по себе благодаря стечению обстоятельств. Но наоборот, всё вокруг прямо у нас на глазах само разрушается и деградирует, если не прикладывать дополнительных усилий к поддержанию порядка. А гипотезы о том, что что-то само создалось раньше или создастся потом, выглядят очень неубедительно, как-то по-детски даже. Многие известные учёные поражаются сложностью и тонкостью этих великолепных механизмов – нашей материальной вселенной и нашего материального тела. Вокруг огромное количество примеров созидания:

– художник нарисовал картину,

– инженер сконструировал автомобиль,

– создал компьютер,

– писатель написал книгу,

– композитор создал симфонию.

Но пока ещё никто не видел, как что-нибудь создалось у нас на глазах само, без участия личности.

Брихад-араньяка-упанишада (2.4.10) гласит:

– «Риг-веда,

– Сама-веда,

– Яджур-веда,

– Атхарва-веда,

– Итихасы (исторические повествования такие, как Махабхарата)

– и Пураны —

всё это дыхание Абсолютной Истины. Они изошли из Верховного Брахмана безо всяких усилий с Его стороны, с той же лёгкостью, с какой дышит человек».

Таким образом, Веды были созданы одновременно с материальным творением и являются его неотъемлемой частью: инструкцией по применению.

В нашем временном пользовании по странному стечению обстоятельств оказались эти очень сложные механизмы – наше тело и окружающий мир. И пользоваться ими без изучения инструкции – неоправданный риск. А вдруг что-нибудь испортится или взорвётся? И есть подтверждения этому. Мы вокруг наблюдаем много таких взрывов. Это

– разводы,

– самоубийства,

– стрессы,

– депрессии,

– болезни,

– преступления.

Поэтому жить обязательно надо в соответствии с ведическими писаниями.

«Предписания, регулирующие деятельность людей, содержатся в Ведах, которые исходят непосредственно от Верховной Личности Бога» ([1] Бхагавад-гита 3.15).

«Мы не можем сами с вами установить,

– что можно делать,

– а что нельзя.

Это даётся священными книгами. Понятия

– греха

– и добродетели

объясняются только в священных книгах. Нет священных книг – эти понятия будут размыты.

– Добро

– и зло

вы не различите сами, пока не обратитесь к законам религии. Законы религии даются только от Бога или от пророков. Сам человек не может к этому прийти, он живёт только в компромиссах, в своих чувствах. Поэтому грех определяют писания.

Ну кто это писал? И спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо? Как различить? И

– что есть чистое,

– и что нечистое?

Каким образом вот я руки помыл, и они чистые стали, почему? А что делает их нечистыми? А почему если я что-то съел, даже через ложку, рука считается нечистой? Я не вижу, что она нечистая, она такая же чистая, а вот там написано: нет, нечистая. И есть такие тонкости, которые мы не различаем. Но если мы последуем этим законам, мы начнём различать эти тонкости, вот в чём вопрос. У нас глаза откроются. Оказывается, я раньше не знал, никто не знал: раз в неделю мылись, и всё было чисто, казалось. А оказывается, если ты утром душ не принял, ты нечистый целый день. «Так я же мылся позавчера целиком!» Нет, каждое утро нужно это делать. Но делая это, вы понимаете, что такая чистота лучше. Вот что такое законы религии, которые

– возвышают наш разум,

– обостряют разум.

Эта способность различать недоступна искусственному интеллекту» [2].

«В каждом цивилизованном человеческом обществе изначально существует свод религиозных правил и предписаний. В обществе ариев, последователей Вед, представителей самой развитой цивилизации, правила так строги, что демонами считаются все, кто пренебрегает заповедями религии. Современные люди не знают предписаний священных писаний и не имеют ни малейшего желания следовать им. Большинству из них не известны заповеди писаний, но даже те, кто знает о них, не склонны их выполнять. У них нет ни веры, ни желания действовать в соответствии с предписаниями Вед. Как внутренняя, так и внешняя чистота тоже не свойственна им. Тело нужно всегда поддерживать в чистоте: каждый день

– совершать омовение,

– чистить зубы,

– бриться,

– менять одежду

– и т. д.

Что же касается внутренней чистоты, то для её поддержания необходимо всегда помнить святые имена Бога и повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Что касается поведения человека, то его тоже регламентирует множество правил и предписаний. Они изложены в таких книгах, как Ману-самхита, представляющих собой свод законов для человечества. Индусы следуют этим правилам даже сегодня. На основе Ману-самхиты составлены законы о наследстве и многие другие» ([1] Бхагавад-гита 16.7, комментарии).

Господь позаботился о том, чтобы ведические писания были понятны, и создал их многослойными. Это означает, что каждому, читающему ведические писания, доступны зашифрованные пласты знаний, соответствующие его уровню развития.

Ведические писания имеет смысл изучать непосредственно для их применения. Если их читать из праздного любопытства,

– во-первых, будет не интересно,

– а во-вторых, знания не откроются.

Как сохранились ведические писания

Секрет кроется в языке ведических писаний – санскрите. Ведические писания по-другому называются шрути – услышанное. В течение многих веков и эпох ведические писания передавались из уст в уста, существовала хорошо разработанная система мнемонических правил запоминания ведических писаний. До сих пор в Индии есть люди, которые могут наизусть прочесть одну или даже несколько Вед. Это несколько сот тысяч стихов на санскрите. Слово «санскрит» означает «совершенный, имеющий идеальную структуру». Санскрит – это язык с уникальной грамматикой и фонетикой, и многие языки этого мира произошли от него. В частности,

– все западноевропейские языки,

– латынь,

– древнегреческий

– и, конечно же, украинский

– и русский.

Фонетика санскрита по своей научной организованности не имеет аналогов. В санскрите двадцать пять согласных, они разделены на пять рядов по способу звукоизвлечения, по пять букв на каждый ряд. Эти пять рядов имеют непосредственное отношение к пяти изначальным стихиям, из которых построен мир.

– Первый ряд относится к эфиру,

– второй – к воздуху,

– третий – к огню,

– четвёртый – к воде,

– пятый – к земле.

В самих Ведах говорится, что каждый звук санскритского алфавита несёт в себе определённую тонкую энергию, и именно на этой энергии основана вся ведическая культура. Мантры, состоящие из этих звуков, правильно произнесённых, способны пробуждать скрытые, тонкие механизмы природы. И мудрецы древности, риши, способные видеть сквозь грубую реальность, с помощью правильного произношения, порождали определённую волновую структуру, которая позволяла им творить чудеса.

Кроме того, ведические писания не являются чем-то статичным. Веды расширяются, дополняются. Например, Чайтанья-чаритамрита написана около 500 лет назад, но является ведическим писанием. Критерием является связь с Абсолютной Истиной. Современная наука не является ведическим знанием, потому что не связана с Абсолютной Истиной.


Структура ведических писаний

Существует три раздела ведических писаний:

1) шрути,

2) смрити

3) и ньяя.

– Шрути – это услышанное в трансе свыше из достоверного источника.

– Смрити – это то, что можно запомнить, историческая хроника.

– Ньяя – это тексты, написанные на основе логических выводов.

Очень важна именно такая последовательность. Сначала надо услышать и поверить. Знание должно зайти в сердце, то есть в глубину сознания. Ведические тексты шрути считаются апаурушея – богооткровенными. Они представляют собой вечное трансцендентное знание, запись космических звуков истины.

1. Шрути (авторитетное)

«Словом шрути называют знание, которое обретают в процессе слушания. Это не эмпирическое знание. Шрути сравнивают с матерью. От матери мы узнаём об очень многом. Например, если вы хотите узнать, кто ваш отец, кто может ответить вам? Только ваша мать. Когда мать говорит вам: „Вот твой отец“, – вам остается только согласиться с этим. Установить личность отца экспериментальным путём невозможно. Аналогично этому, если вы хотите познать нечто, лежащее за пределами сферы вашего опыта, вашего эмпирического знания, за пределами сферы действия ваших чувств, то должны принять Веды. В этом случае не может быть и речи об экспериментировании. Все эксперименты уже давно поставлены. Истина уже установлена. Нам остаётся только принять её, как мы принимаем на веру слова матери. Другого пути нет» ([1] Шри Ишопанишад Введение).

Ведическая литература шрути обычно классифицируется согласно делению Вед на четыре части.

1) Риг-веда – Веда гимнов. Ригведа, состоит из 1017 гимнов, собранных в десяти книгах. Бóльшая часть стихов прославляет

– Агни, бога огня

– и Индру, бога дождя и небес.

Пользоваться этими гимнами могут только люди, сведущие в духовных вопросах.

2) Яджур-веда, известная как Веда жертвоприношений, содержит инструкции по проведению жертвоприношений.

3) Сама-веда, Веда песнопений, состоит из 1549 стихов, многие из которых встречаются в другом контексте в Ригведе. Самаведа особенно прославляет небесный напиток сому.

4) Атхарва-веда, Веда заклинаний, содержит различные песни и обряды, по большей части предназначенные для излечения от болезней.

Каждая Веда состоит из четырёх разделов, называемых

– Самхитами,

– Брахманами,

– Араньяками

– и Упанишадами.

1) Самхиты представляют собой сборники мантр. Их, собственно, и называют Ведами.

2) Брахманы дают указания,

– каким образом,

– с какими обрядами

– и в какое время

эти мантры следует произносить. Также Брахманы содержат свод законов, которые должен соблюдать человек, чтобы счастливо жить в этом мире.

3) Араньяки – разделы более метафизического характера, в которых объяснены

– сокровенный смысл

– и высшая цель ритуалов.

4) Упанишады дают философское обоснование законов этого мира. В них рассказывается о

– природе Бога,

– индивидуальной души,

– взаимоотношениях, которые связывают

– мир,

– Бога

– и душу.

2. Смрити (заключения)

Смрити – категория священных писаний, историй, дополняющих шрути. Они содержат в себе заключения, сделанные на основе шрути.

Чтобы вспомнить то, что было в прошлом, нужно вернуться в то качество, состояние сознания, а не в то время.

И наоборот, смрити написанные мудрецами в возвышенном состоянии сознания, способствуют вхождению читателя в такое же состояние сознания.

К смрити принято относить следующие ведические писания.

1) Дхармашастры, или законы, которые состоят из восемнадцати произведений. Каждое произведение соответствует определённой временной эпохе. Примером является Ману-самхита – свод законов для человечества.

2) Итихасы, или истории, сказания. К их числу принято относить эпосы

– Махабхарату

– и Рамаяну.

3) Пураны, или древние былины, которые состоят из восемнадцати произведений. Это дополнительные ведические писания, в которых

– Вишну,

– Кришна

– или Шива

превозносятся как верховные формы Бога.

4) Веданги состоят из шести категорий текстов:

– Шикша,

– Вьякарана,

– Чандас,

– Нирукта,

– Калпа

– и Джьйотиш.

1. Шикша – правила произношения звуков санскритского алфавита.

2. Чандас – правила ритма и расстановки ударений в стихах, из которых состоят Веды.

3. Вьякарана. В ней объясняется грамматика и метафизика санскрита – каким образом в санскрите нашли своё отражение сокровенная природа человеческой жизни и структуры вселенной.

4. Нирукта – этимология слов санскритского алфавита на основе глагольных корней, к которым восходит каждая часть речи санскрита.

5. Калпа – правила проведения обрядов и ритуалов.

6. Джйотиш, ведическая астрология объясняет, в какое время нужно проводить эти обряды, чтобы любое начинание увенчалось успехом.

5) Агамы – это доктрины, которые делятся на три основные части:

– вайшнавские,

– шиваитские,

– и шакта.

Другой вид их категоризации:

– мантра,

– тантра

– и янтра.

Например, к вайшнавским относятся

– Нарада-панчаратра,

– Гаутама Тантра,

– Хари-бхакти-виласа Санатаны Госвами,

– Бхакти-расамрита-синдху Рупы Госвами.

Существуют и другие ведические писания, не попадающие в какую-либо категорию. Например, Панчатантра – сборник сказок, главными героями которых являются животные, имеющие человеческие характеры. Эти сказки являются прообразами многих народных сказок разных народов, в том числе и русских народных сказок.

3. Ньяя (логика)

Ньяя – это философские трактаты, написанные мудрецами на основе логики. Логика – достаточно тонкий инструмент, который может помочь сознанию отделить материю и дух.

Веданта-сутра объясняет смысл Упанишад, устраняет кажущиеся противоречия, возникающие в уме того, кто изучает Упанишады.

«В Бхагавад-гите (13.5) Господь говорит: «Понимание высшей цели жизни даётся в Брахма-сутре [Веданта-сутре] на основе логики и доводов с объяснением причин и следствий».

Поэтому

– Веданта-сутру называют ньяя-прастханой,

– Упанишады – шрути-прастханой,

– а Пураны – смрити-прастханой.

Всё научное знание о трансцендентном должно опираться на

– шрути,

– смрити

– и убедительную логику»

([1] Чайтанья-чаритамрита 1.7.106, комментарии).

Но чтобы правильно использовать логику, этот могущественный инструмент, не злоупотребляя, человеку нужны определённые качества. Поэтому в процессе познания

– сначала используются шрути,

– затем смрити,

– и только в последнюю очередь ньяя.

В настоящее время очень отчётливо виден результат неправильного использования современными учёными принципа ньяи в обход шрути и смрити. Они пытаются использовать сразу логику, опираясь на безумные гипотезы, что приводит к фатальным ошибкам в развитии человеческого общества. В результате подобных ошибок потерпела крах техногенная цивилизация Атлантиды.

Мудрецы говорят, что не надо сильно беспокоиться по поводу получения необходимых знаний. Они советуют сильно не напрягаться, а просто читать авторитетную литературу с верой и почтением. Просто сам контакт со священными книгами сделает своё дело.

Среди огромного набора ведической литературы главными книгами считаются

– Веданта-сутра,

– одиннадцать первых Упанишад,

– Бхагавад-гита

– и Шримад-Бхагаватам.

– Бхагавад-гита представляет собой

– краткое,

– доступное

– и последовательное

изложение всех философских аксиом, содержащихся в Упанишадах,

– а Шримад-Бхагаватам – это

– квинтэссенция

– как философии Упанишад,

– так и всех Пуран.

– Шримад-Бхагаватам служит естественным комментарием к Веданта-сутре.

Когда и кем были записаны Веды

«Первоначально была только одна Веда, и читать её не было необходимости. Люди были такими разумными и имели такую хорошую память, что могли понять её, лишь однажды услышав из уст духовного учителя. Им достаточно было один раз услышать что-то, чтобы сразу постичь смысл сказанного. Но пять тысяч лет назад Вьясадев, заботясь о людях этого века, Кали-юги, организовал запись Вед. Он знал, что со временем жизнь людей сократится, их память ослабеет, а разум притупится. «Поэтому я должен учить ведической мудрости, записав её», – подумал он. Он разделил Веду на четыре части:

– Риг,

– Саму,

– Атхарву

– и Яджур —

и поручил эти части своим ученикам. Потом он подумал о людях, не обладающих большим разумом. Он решил позаботиться о женщинах, рабочих и тех, кто, несмотря на высокое происхождение, лишён соответствующих качеств. Для них он создал

– Махабхарату, назвав так историю Индии,

– и восемнадцать Пуран.

Все это:

– Пураны,

– Махабхарата,

– четыре Веды

– и Упанишады —

составляет ведическую литературу. Упанишады являются частью Вед. Затем Вьясадева обобщил ведическое знание для учёных и философов в

– Веданта-сутре, которая венчает Веды» ([1] Шри Ишопанишад Введение).

«Обладая знанием и трансцендентным зрением, великий мудрец предвидел, что

– под влиянием этого века

– всё материальное придет в упадок.

– Он предвидел также, что у неверующих людей сократится продолжительность жизни

– и из-за отсутствия добродетели

– они станут беспокойными.

Поэтому он погрузился в размышления о том, как помочь людям всех сословий и укладов жизни.

Он видел, что жертвоприношения, упомянутые в Ведах, являются средством, с помощью которого можно очистить деятельность людей. И чтобы упростить этот процесс, он разделил единую Веду на четыре части с целью распространить их среди людей.

Четыре части изначального источника знания [Вед] были выделены в самостоятельные произведения, а описания исторических фактов и подлинных событий, содержащиеся в Пуранах, именуются пятой Ведой.

После того как Веда была разделена на четыре части,

– Паила Риши стал учителем Риг-веды,

– Джаймини – учителем Сама-веды,

– и только Вайшампаяна прославился знанием Яджур-веды.

– Суманту Муни Ангире была поручена Атхарва-веда, которой он посвятил всего себя,

– а Ромахаршане – Пураны и исторические хроники.

Все эти сведущие учёные в свою очередь передали доверенные им Веды своим многочисленным ученикам, ученикам учеников и их ученикам. Так образовались соответствующие школы последователей Вед.

Таким образом, великий мудрец Вьясадева, очень милостивый к невежественным людям, преподнес Веды в такой форме, чтобы их могли усвоить даже люди с невысоким интеллектом.

Движимый состраданием, великий мудрец решил, что это целесообразно, ибо позволит людям достичь высшей цели жизни. И потому он составил великое историческое повествование Махабхарата, предназначенное для

– женщин,

– шудр [сословия рабочих и ремесленников]

– и друзей дваждырождённых [так называемых учёных]» ([1] Шримад-Бхагаватам 1.4.17—25).

История жизни Вьясадева приводится в Махабхарате. Его отцом был Парашара Муни, матерью – Сатьявати.

Вьясадев разделил единую Веду на четыре Веды и к каждой приложил соответствующие отрасли знания – веданги. Помимо шести веданг есть смрити, литература для запоминания, передающая то же самое послание Вед более простым языком на примере либо реальных исторических событий, либо аллегорических повестей. К смрити относят восемнадцать главных и восемнадцать дополнительных Пуран, а также Рамаяну и Махабхарату, исторические хроники. Помимо этого, есть Кавии, поэтические сборники. Их также иногда относят к разряду ведической литературы, поскольку они основаны на Пуранах, только с более подробной разработкой сюжета и историй, содержащихся изначально в Ведах, а потом записанных в Пуранах.

Для изучения Вед требовалась очень высокая квалификация, и, неправильно поняв смысл тех или иных мантр, можно было навредить и себе, и другим. Поэтому в ведической культуре существуют определённые ограничения на изучение Вед. Но для смрити, исторических повествований, таких запретов нет. Пураны, Махабхарату, Рамаяну могут читать все без исключения. Эти книги несут в себе изначальные идеи Вед, вечный звук, который в своё время породил всё мироздание. Язык Пуран не такой сложный, поэтому учёные различают

– ведический санскрит

– и санскрит смрити.

Вьясадева называют автором Вед, но Вьясадев просто записал то, что существовало многие тысячелетия до него. Само слово «пурана» означает «древнее». Эти книги были всегда, в том числе и единая Пурана, и Вьясадев изложил её на языке, понятном людям века Кали, века деградации, в котором мы сейчас живём. Поэтому и Веды, и Пураны одинаково авторитетны. Они доносят до нас одно и то же послание, они изложены одним и тем же мудрецом и представляют собой гармоничный, согласованный сборник ведических писаний, в которых одна часть дополняет другую.

Какие области знания охватывают ведические писания

Прежде всего, необходимо отметить, что Веды содержат три части.

1) Карма канда – знания о том, как правильно взаимодействовать с этим материальным миром. Эта часть самая большая и составляет девяносто шесть процентов всех Вед.

2) Гьяна канда – знания о том, что выходит за рамки материального мира. Эта часть Вед составляет всего три процента всех Вед. В основном, эти знания содержатся в Упанишадах.

3) Упасана канда – знания о том, что делать с тем знанием, которое выводит за рамки материального мира, что делать в духовном мире. Эта часть Вед составляет один процент от всех Вед. Но она самая главная.

Таким образом, самая главная тема ведических писаний, – это духовное знание, знание о природе души.

Помимо этого, в ведических писаниях есть огромное количество другой информации, касающейся всего того, что необходимо человеку для долгой и счастливой жизни.

– Это знание об организации пространства, васту:

– как строить дом,

– как его располагать, чтобы

– чувствовать себя хорошо,

– не болеть,

– жить в мире

– и достатке.

– Это медицина, аюрведа, наука о продлении жизни.

– Это ведическая астрология, которая объясняет,

– как земля и микрокосмос человека связаны с макрокосмосом, со вселенной,

– и как человек должен планировать

– свой день,

– поездки,

– важные начинания в жизни.

– В ведических писаниях также есть раздел о музыке, где говорится о семи основных нотах, которые соотносятся с семью чакрами, энергетическими узлами в теле человека, позволяя по-особому выстроенным мелодиям, рагам

– успокаивать

– и излечивать человека,

– создавать психологический комфорт.

– В ведических писаниях подробно описана йога, или набор различных техник и упражнений, позволяющих

– достичь огромной степени умственной концентрации,

– успокоить сознание,

– обрести мистические силы

– и в конце концов осознать свою духовную природу.

– Есть также ведические писания по воинскому искусству.

– Есть ведические писания, в которых приведены

– заклинания

– и мистические ритуалы.

– Есть пособия по

– экономическому процветанию,

– прикладной психологии,

– управлению государством, дипломатии.

– Есть кама-шастра, наука интимных отношений, позволяющая человеку постепенно переходить от грубых материальных наслаждений ко всё более тонким и так понять, что подобные удовольствия не являются целью человеческого существования.

Ведические писания охватывают абсолютно все стороны человеческой деятельности.

Авторитетность Вед

Четыре недостатка человеческого сознания

«Пока мы пребываем в состоянии обусловленности, наше знание имеет много недостатков. Разница между обусловленной и освобождённой душой заключается в том, что обусловленной душе присущи четыре недостатка» ([1] Шри Ишопанишад Введение).

На страницу:
13 из 14