bannerbanner
Письма из замка дракона. Том 0/3. Спойлер-конспект
Письма из замка дракона. Том 0/3. Спойлер-конспект

Полная версия

Письма из замка дракона. Том 0/3. Спойлер-конспект

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 7

Настроения у новичек разные. То кажется, что все врут, с любезным слугой и так далее сговорившись, хотя бы и ради нашего блага – чтобы последние дни весело прожили – а потом проглотит. Нет добрых драконов, все – слуги врага и так далее. То кажется, повезло несказанно – вместо костра хорошая жизнь.

Утром все идут на завтрак в донжон. Расходятся кто куда, большинство обычно – в школу, по разным классам. Занятия ведет не только доктор, но и те из женщин, кто в какой-то науке преуспел, так что сразу занимаются четыре класса и более. Остальные – вообще в разные стороны, не уследить. После обеда уже все расходятся по разным работам. Новенькие – в основном, познакомиться с разными работами. И на подхвате, пока мало умеют.

Только после ужина, выслушивая их рассказы, можно обратить их внимание на пренебрежение в отношении к ним. Что-то не давали самим попробовать сделать. Или, наоборот, сразу запрягли в работу.

Плохо, что все тут окружены комфортом. Он превосходит условия, в которых живут высшие по положению люди. Акведук, доставляющий воду в специальную башню, откуда во все комнаты для мытья – а такая комната есть у каждой своя. Более того: у каждой есть своя комната-туалет, из которой также никаким слугам не надо выносить горшок. Написала про акведук и задумалась: почему не видела столь величественного сооружения? Водонапорная башня очень впечатляющей высоты, она и должна быть выше всех жилых помещений, то есть – выше стен замка. Поскольку в башнях выше стен нежилые помещения.

Одно жилое помещение – покои дракона – находится гораздо выше и угловых башен, и водонапорной. В донжоне, над часами. Ну да, зачем дракону вода, он и так каждый раз из бассейна выныривает и со временем туда ныряет снова. А доктор Акон в человеческом виде наверх и не попадет. Есть ли у него свои покои для человеческой ипостаси? Может, он отдыхает только в виде дракона? Впрочем, у него много фрейлин.

Августина и Марсия сделали вылазку за стены Тепанкальи.

Рассказывала больше Марсия. Хотя это Августина выяснила, что прогулки наружу не запрещены. На самом деле все тут пленницы не замка, а долины. В остальном Августина почти бесполезна. Не умеет считать. Застала её за напряженными упражнениями в счёте. Оказалось, пользуется старинными египетскими дробями, а также duplatio и mediatio вместо умножения и деления на любое число. Пыталась ей объяснить обыкновенные дроби, но она считает, если в числителе не единица, а какое-то другое число, значит, деление ещё не сделано. Сама она числитель вообще не пишет. Между прочим, египтяне имели всё же дробь ⅔.

В середине объяснений явилась Юлия. Кстати, кураторы внушали каждой из четверых, что она одна. Но поделились общим секретом друг с другом и несколько воспряли духом. Сами кураторы и толкнули на это. Ведь о внешнем виде дракона все говорили правду, но кураторы лицемерно обвинили всех во лжи. Лицемерно, потому что легко могли сравнить с описаниями многочисленных свидетелей. Пришлось сравнить наши описания меж собой. И без слов поняли, что это понадобилось нам по одной причине. А зачем понадобилось нас держать в неведении друг о друге, осталось непонятным. Тут и вчетвером-то тяжело. Предлагаю забыть, что вы обвиняли меня в измене, а я вас – в лицемерии, вы меня – в нарушении секретности, а я вас – в некомпетентности.

Итак, когда я пыталась объяснить Августине, чем обыкновенные дроби лучше египетских, Юлия нагло встряла в беседу. От третьего сословия бывает много пользы, но некоторым его представителям не хватает ума сообразить, что они нам не ровня. Юлия сочла и мою и Августины арифметику одинаково устаревшей по сравнению с её итальянской арифметикой, которая у них в купеческой среде распространяется как новшество, облегчающее счет. Рассказала про индийские цифры. Поспорили, лучше ли они римских.

Марсия уже научилась счету в школе хозяина Замка. Объявила арифметику Юлии устаревшей. Чему удивляться? Если третье сословие не уважает аристократию, и, тем самым, все отношения между сословиями, то откуда возьмется уважение у ремесленницы к дочери патриция? Тем более мы четверо тут на одинаковом положении.

Марсия рассказала про какие-то новые дроби. Но про них пусть сама пишет.

Она умудрилась как-то обмерить Замок на расстоянии и нарисовала его.

Мирей взяла у Марсии рисунок и раскрасила. Описание ящика для ручного копирования рисунков. Сделала копию без немецких надписей, тем более все размеры там были в больших кёльнских локтях. И без их Майнцского собора (причем тут, кстати, собор, если мы сравниваем замки?). Пририсовала вместо него свой Брешессак, величайший во Франции (26 туазов, как у Венсенского замка).

История его покупки в 1434 году мужем, Пьером де Брезе. Смесь семейной истории и политических интриг (заговора против фаворита короля Жоржа де ла Тремуя). Но в ссылке в Труа убедилась, что замок Куси на 1,5 туаза выше. У немцев на Рейне есть Андернахт, который ещё на полтуаза выше. Но его высоту считают нечестно. А здесь Брешессак легко мог бы целиком уместиться во дворе здешнего Замка. Из-за стены торчал бы только флаг и кончик конуса крыши донжона – на один туаз. И это не считая, разумеется, отвесной скалы, на коей сей замок возвышается, являясь её продолжением.

Картинку раскрасила в рассуждении того, что как-то странно рисовать тушью стены, сделанные из золота и драгоценностей. Увидев рисунок Марсии, владелец Замка сказал: «Конечно, соборы и отдельные башни бывают и повыше замков, но если уж принимать во внимание соборы и башни, а не только замки, почему именно Майнцский собор?». И быстро-быстро дописал несколько башен и соборов, а ещё египетскую пирамиду (Хеопса, самую высокую). (Приложен рисунок, где пирамида чуть выше скалы, на которой стоит замок, а выше него только окружающие горы). Надо всеми сооружениями он надписал высоту в парижских туазах. Очень хороший художник. И память у него очень хорошая. Зачем-то собор в Солсбери со шпилем высотой в шестьдесят один туаз с половиною. Оказалось, шпили собора в Линкольне и Ольевиста представляются ему недостаточно прочными, а, если они упадут, в Европе самым большим будет Страсбургский собор, а в Англии – Солсберийский. Ему свойственно некоторое тщеславие, заключающееся в стремлении сделать работу так, чтобы она ценилась как можно дольше. (Теперь это называется перфекционизм. На первый взгляд – противоположность пофигизму, а на второй – точно такая же причина ничего не делать. Всё равно не выйдет, как хочется). Шпили ещё стоят, а он рассчитывает на то, что его рисунок не должен стать неверным, если они упадут.

Строительство соборов и мостов с помощью чёрта. Замков тоже. Замок Лузиньянов, построенный криком их прародительницы и покровительницы феи Мелюзины. Как Иерихон рухнул от звука труб, но наоборот. Разве без помощи дьявола такое возможно?

По сравнению с шедеврами архитектуры здешний замок примитивный, хоть и роскошно украшен. Как будто его сделали не по чертежам архитектора, а по детскому рисунку. Золото хочется немедленно соскоблить и сделать что-нибудь полезное. Хотя бы денег начеканить. Но хозяин замка считает защиту чугуна от ржавчины более полезной, чем ювелирные изделия и монеты. То же с драгоценными камнями. И зачем такие большие часы? Спросила. А чтобы было видно не только в замке, но издалека, и работающие в полях знали, который час, и вовремя приходили на обед и на ужин! Хватило бы колокола. Что, дракон его звука не выносит? Нет, говорят, колокол хуже. По часам можно заранее соизмерять работу с оставшимся временем.

Колоннада нелепа: расположена наверху, и вместо греческого энтазиса, то есть легкой припухлости колонн, наглядно изображающей несомую ими тяжесть, колонны в середине сужаются (примечание, отсутствующее в романе: получается похоже на пасть с зубами). Ещё недостатки архитектуры. Высказала Горному властелину. Ожидала раздражения (а в раздражении мог бы о чём-то проговориться), он же кротко заметил, что ему так нравилось. Обсуждение функциональности стен и купола. Который, оказывается, для наблюдений за звёздным небом. А не окрестностями. (Попыталась обвинить его в слежке за пленницами, чтобы не сбежали, так как купол с прорезью напоминает большой глаз). Для этого как раз колоннада. Он не очень полагается на надёжность дежурных на башнях – уже сколько раз заставал их спящими (очень интересно!). Надо быть осторожнее, ведь обвинение кого-то в чем-то часто говорит о том, что в том же виновен обвинитель. Вам, отцы Римус и Арима, наверное, это никогда не приходило в голову. А то как бы вы могли исполнять свои обязанности? Именно тот, у кого в глазу бревно, видит соломинку в глазу у соседа. (Философские рассуждения о заговорщиках).

Кстати, Юлия тут чуть не свихнулась, пытаясь подсчитать стоимость всего этого великолепия на стенах. Приставала к Марсии, чтобы она определила ей площадь позолоченных плит. У всех спрашивала толщину слоя позолоты. Неужели есть способ ободрать позолоту с целого замка? Она определила, сколько золота пошло на позолоту, какие-то цифры, намного большие того, что только можно вообразить, и взялась за камни. Получила чудовищные цифры, которые не могла сравнить ни с чем, известным ей на практике, хоть она и говорит с гордостью, что она из семьи не бюргеров, но патрициев. Я сообщила ей, что в Нормандии при мне собирали налогов девятьсот пятьдесят тысяч франков. Это вызвало смех. А у меня упоминание Нормандии вызывает печаль. Назвала ей, сколько налогов со всей Франции собирал Карл VII, и сколько теперь собирает Людовик XI. Это её удовлетворило, так что Францию владелец Замка не переплюнул. Если вы, отцы Римус и Арима, думаете присвоить все это, я бы посоветовала принять в расчет важное соображение. Сколько бы ни стоили сейчас золото и самоцветы, хозяин Долины собирается добывать и добавлять их еще, так что имело бы смысл подождать, пока он не заполнит все места для камней. Ведь сейчас камни приделаны только внизу стены – так рассказали Марсия и Августина. Если вся стена будет в камнях, это увеличит их стоимость во много раз. Хотя мне-то совсем не хочется быть тут лишнее время и рисковать, даю совет в ваших интересах.

Кстати, удалось ли вам найти эту долину на карте по нашим наблюдениям с дракона?

Возвращаясь к тому, кто мы здесь, гостьи, пленницы или хозяйки, стоит посмотреть на занятия здешних жительниц. Пример, на котором видно, что сейчас замок без крестьян выжил бы и без дракона, без приносимых им с гор драгоценностей: насельницы научились делать многое столь же дорогое. Нам показали всего лишь развлечение. Такое устраивается по праздникам. Ближайший – Пасха, и я жду его с нетерпением. Описание запуска ракеты с дымным фейерверком, изображающим одуванчик вышиной с гору. На Пасху обещаны такие же, изображающие разные цветы, и целые букеты, и не только цветы, а кроме того – то же в ночном исполнении, из светящегося дыма, на фоне звезд! А если делать такие на продажу? Думаю, таких примеров наберется много.

О здешних работах. Дело не в том, что всем приходится работать. У правильного барона – а хоть и графа! – жена и дочери тоже не чураются дела – сидят за прялкой, ткацким станком, шитьем или вышивкой, особенно если все распоряжения по хозяйству сделаны. Могут и что-нибудь выращивать в огороде, скрывая от соседей, что делают это сами. Но только у самого бедного барона они ухаживают за домашней скотиной. И уж точно не косят, не пашут, не боронуют, не сеют, не жнут, не веют, не таскают мешки с зерном на мельницу и мешки с мукой с неё. Все это и многое другое суть дела земледельца, а не барона или членов его семьи. Но здесь нет подчиненных крестьян. Нет слуг. Нет ремесленников. По их занятиям здешних жительниц можно было бы принять за крестьян. Но здесь есть, говорят, во всех сельских занятиях необычные приемы, делающие их гораздо более легкими, а потому к тем, кто ими занимается, нельзя относиться как к людям, занимающим в обществе низшую ступеньку. Ведь, естественно, самая тяжелая работа достается низшим, в силу того, что именно она требует мало ума, воли и талантов; а если у кого всё это есть, он на такую работу не согласится. Что это за приемы, обещали показать. Не магия ли? Воткнуть топор в стену сарая, прошептать заговор – и из топорища молоко побежит в подставленное ведро, а у коровы в сарае молоко исчезнет. Хороший способ доить, легкий, но, по слухам, ведьмы его к своей корове не применяют, только к чужой, которую не жалко.

Относительно девятого пункта. В нем отец Римус намекает, что я должна быть благодарна: не подверглась обхождению, обычному для обвинённых. (При том, что в моём случае судьи знали о ложности обвинений). И, как он пишет, это шутка. Раз дошло до таких веселых шуток, отец Римус рассержен. Значит, я недостаточно четко выразила свои мысли. Я и не думала обвинять отца Римуса в изобретении испанского сапога или чего-нибудь в этом роде. Ложе Прокруста, бык Фаларида и клетка кардинала Балю были только примерами. Прошу у святых отцов извинения за недостаточно понятное изложение. Мой намек был вот на что: не отец ли Римус придумал такую вот хитрость для праведной войны с драконом. Поскольку дракону мужчины не нужны, нужно даму отправить дракону в пасть. А чтобы она не могла отказаться, поставить в такое положение, что иначе она теряет всё имущество и жизнь. А для того измыслить ложное обвинение, пренебрегая честью, авторитетом Церкви, своими профессиональными обязанностями… в общем, много чем, так сразу даже не сообразишь, но чем уж точно – это Господними заповедями. Буду рада узнать, что отец Римус – простой исполнитель этого хитрого плана, честно выполняющий приказы и не имеющий на душе тяжести подобного измышления. И именно поэтому не понял той шутки о людях, изобретающих какое-то зло и попадающих в число его жертв, согласно Господней справедливости, как это случилось с Прокрустом и Фаларидом, а в наше время – с кардиналом Балю.

Напиши мне, Морис, как дети? Что они про меня думают? Как идут дела?

Не ослабляй и своих хозяйственных усилий, и будешь вознагражден.

Надеющаяся на тебя, Мирей де Кембре. (Печать).

23Б. Мирей – лично Морису

Милый Морис! Этого свитка в инквизицию не давай. Думала написать тухлым яйцом, но…

В 15 лет в Руане видела, как сожгли Жанну д’Арк. Там познакомилась с Пьером, ставшим моим мужем через два года. Оказал мне поддержку, увидев, что зрелище слишком сильно меня потрясло. Помог найти потерянных в толпе старших. Это я рассказывала, а о самом сожжении – нет. Но теперь надо, ведь оно повлияло на моё согласие отправиться в эту миссию. (Описание).

Но и сама я отчасти виновата. (Эпизод с предупреждением от доктора Акона).

Кажется, наш любезный хозяин общается с миром не только через нас, драконью добычу. Я видела здесь биллиард. Это редкое аристократическое развлечение. Несколько лет назад появилось у короля. По цене истинно королевская забава. Думаю, что цена не остановит герцога Бургундского или испанцев, но пока им не удалось переманить королевского мастера Анри де Винема, который его сделал. Любопытно, что здесь стол изготовлен, как и у короля, из каменной плиты и обит сукном, деревянная или чугунная плита, говорят, гораздо хуже. Не знаю, как у Людовика, здесь использован какой-то особый камень. Гранит и мрамор трескаются при ударах шаров. Если де Винем этого не знает, короля вскоре ждет неприятный сюрприз. В основе здешнего стола сланец-ардезит, или, проще, ардезия, называемая также аспид (!). Играют женщины самого простонародного вида. Наилучшие игроки кузнец, столяр, плотник и другие скучные профессионалки. Не стала пробовать, чтобы не позориться. Особенно после того, как, заметив мой интерес, любезный хозяин сыграл одну партию. Начал и, не уступая хода, раскатал все шары по лузам, последним ударом сломал кий. Возможно, нарочно: впечатление произвести.

Напоследок отвечаю на вопрос: одновременно и молиться, и разговаривать легко, если молится кто-то один из четырёх. Пора отдавать письмо, дай Бог, не последнее.

22А. Юлия – брату Клоду

В адресе: «от преданной ему и им Юлии».

Начинает с очень эмоциональных упрёков за письмо, написанное с намерением напугать её, когда она и так тут от страха с ума сходит и может себя выдать. Повышает вероятность провала миссии. Не заинтересован в успехе? Видела такое, приказы как бы глупые, а на самом деле предательские. Максимально неудобное имя для слуги врага Отца рода человеческого и Сына Его, которое сам же к концу письма сократил до слуги Врага. Да ещё с большой буквы, от коей предостерегал. А сам сидит В БЕЗОПАСНОСТИ. Цитата из Библии о лицемере: «Таковы пути всех забывающих Бога, и надежда лицемера погибнет; упование его подсечено, и уверенность его – дом паука. Обопрется о дом свой и не устоит; ухватится за него и не удержится» (Иов 7 :13-15). Это и про неё здесь и про Клода там. Ещё цитаты. Зачем проверять, читает ли слуга и т.д. письма, оскорбляя его? Расплачиваться за такую проверку опять же ей. (…) Глупые инструкции, приводящие только к потере времени. Это кто-то сверху такие приказы отдаёт, или сам куратор придумывает инструкции, а если сам, понравятся ли они вышестоящим? (…)

О датах и цифрах. Год нынче уже 1476, причем ДАВНО. И если он – её брат Клод, то странно, что он не сидит ещё в каморке под лестницей на сухарях и воде. Намёк: притворяешься членом семьи купца, так и даты отсчитывай, как у них принято. Ещё примеры, когда он выходит из образа.

Странно и его удивление, что она может правильно написать несчастливый день среду. Ведь всем известно, что на этот день в прошлом году пришелся День Невинных. Почему бы ей не знать то, что знают все?

Наконец, о деле. Слуга врага Отца рода человеческого и Сына Его хозяин замка доктор акон, пусть с маленькой буквы, хотя проще и короче называть его, как тут принято, Тенкутли, ничего не сказал, отдавая письмо с оскорблениями в его адрес. Так что писем он НЕ ЧИТАЕТ. (…)

Несмотря на всё написанное, письмом Клод будет доволен: много разузнала из порученного.

Поскольку он велел ей подчиняться желаниям Тенкутли ВО ВСЕМ (…), она из Восточной башни, она же Новициат, она же Окичтеокальи, перебралась в Южную башню, или Циуатлан, или Гарем (так в других башнях называют, из зависти). Пожалуй, это все-таки башня фрейлин, а не гарем: он тут никого насильно не держит. Фрейлин много, 32! Юлию пока не посещал. Она боится. Но спрашивает, ВСЁ ВО ВСЕХ ПОДРОБНОСТЯХ тогда писать? Цитаты из Писания.

Выполняет приказание описать «как для розыска» попутчиц, хотя не понимает его смысла.

Еще ответы на вопросы и приказания.

В приказании V Вы написали, чтобы я не спрашивала, зачем было отмерять по пути время и смотреть на местность. Ответ случайно дал Тенкутли, когда дал нам карту, на которой мы отмечали замеченные сверху места и время. Сказал, мы можем посчитать, с какой скоростью он летел. Скорость оказалась очень большая (цитата из Писания про птиц). Но Вы и сами наверняка её посчитали по нашим письмам. А то зачем бы Вы велели молитвы пересчитать, а не просто читать их?

Приказание XII. С ПОТУПЧИЦАМИ общаюсь только по делу. Про Вас при них не упоминаю.

Про Ваш отказ XIV на мою МОЛЬБУ показать мое письмо из этой крепости родителям ничего писать не буду, раз уж Вы не можете поступить так (…). Родители очень важны для меня, и это не удивительно, ибо (цитата из Евангелия от Луки, жульнически оборванная на важном месте): «…нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия» (Лк. 18 :29).

В Писании Вы с Вашим молчаливым напарником как раз подходите на роль тех двоих сластолюбивых старцев, что хотели погубить Сусанну своим лжесвидетельством, когда она не согласилась им подчиниться: вы ведь тоже ложно обвинили меня.

О моих родителях же у нас с Вами был договор: Вы имеете право читать мои письма ПЕРВЫМ, для того и поселяетесь в нашем доме, изображая моего брата, чтобы у того, кто принесет письмо, не было никаких подозрений. Вы, конечно, понимали, что я имела в виду, что если уговорились о том, кто первый, а письмо написано моим родителям, ВТОРЫМИ должны быть они.

Ответ на вопрос VIII. Никакого подземного хода нет. Да и зачем он дракону-оборотню? Этот свой замок он сам строил. Человеческие руки не в силах двигать камни и чугунные плиты такой величины и затаскивать их на такую высоту. В человеческом виде называется доктор Акон или, за глаза, Тенкутли, а дракон называется кецалькўецпалин. (Цитата из Писания про летучего змея).

Ответ на вопрос IX. Почти НИКАКАЯ из пленниц не считает себя пленницей. Побывав у вас.

Еда тут, как в каком-нибудь монастыре, общая, но нет учета, кто сколько съест. Правда, нет и слуг. (Описана примерно столовая самообслуживания). Столов для высших нет. Сами собой образуются столы для жительниц разных башен, но не постоянно, а случайно. И можно и с другими сесть. Даже старосты башен и сам хозяин замка садятся на место, оказавшееся свободным с то время, как они пришли. Конечно, многие тут же стараются пересесть поближе к коннетаблю (к старосте легко подойти в любое время), если не обратиться с просьбой, то просто оказаться на виду, но я не замечала, чтобы это приносило какую-то пользу. Да и Тенкутли, как специально, старается сесть за столом не на такое место, где вокруг много свободных, а, наоборот, среди занятых, и оказывается сразу в окружении девушек, которым повезло, и которые не стремятся уступить свои места другим. Но, опять же, я не замечала, чтобы у него были какие-то любимые компании, он, кажется, наоборот, старается поговорить со всеми. И поддерживает, тем самым, к себе хорошее отношение. Да что там отношение, любят его.

Цитата из Библии про царя Соломона, полюбившего чужестранных женщин, вслед за чем стал строить храмы их богам. Видите, а у Тенкутли-то полон замок христианок! Может, можно его постепенно переманить в правильную веру? Сперва попросить построить церковь, он зайдет в неё из любопытства…

Ладно, я понимаю, что это не то, чем мне надо заниматься и о чем надо думать! Кроме того, боюсь, это не тот случай, что с Соломоном. Тот прилепился к женам и наложницам любовью, но ничего не сказано про их чувства к нему, да и кого они интересуют! А у нас, я подозреваю, все к нему со всей душой, а Тенкутли относится ко всем ровно. Впрочем, могу сильно ошибиться насчет его чувств. Это можно проверить только при крупных потрясениях, переживаемых совместно. Но насчет настроений жительниц замка я не ошибаюсь.

Но это, конечно, временный ответ насчет настроений, с которыми плохо. Настроения надо создавать. (…) Дело облегчается тем, что между фрейлинами соперничество. (…)

Весь Замок называется Тепанкальи. В каждой башне своя община. Про две я написала, ещё есть Западная башня, она же Университет, она же Мачтилойан, и Северная башня, она же Монастырь, она же Тепачолицли. Все эти странные слова из языка Тенкутли, он их иногда нечаянно произносит, а тогда уже и сам не рад, затем что остальные подхватывают. Так мне объяснили, а сама я пока от него не слышала. Пока не преодолела страх и очень мало с ним разговаривала.

В нашей башне, Циуатлан, как я уже написала, живут фрейлины, прочие называют её Гарем, хотя нам это слово не нравится, ведь слуга и так далее – не мусульманин. Конечно, он и не по-христиански поступает, а как язычник, но ведь он и не человек, и человеческие законы ему не писаны. То, что он нас всех из костров повытаскивал, он ведь тоже не по-христиански сделал, а как язычник, но этого поступка ему в вину никто из здесь живущих не ставит. Вот и приходится признать, что не всегда плохо для нас то, что он делает не по закону.

Я уже со всеми здесь, в Циуатлане, познакомилась. Записала, чтобы не запутаться. (Список имён и профессиональных фамилий, среди которых птичницы, кладовщица (она же староста башни), кормилица форелью, карпами и черепахами подвального чудовища Те-ки (пока не поняла, что это за зверь и на что он нужен, про него, наверное, надо разузнать. Пока про него никто говорить не хочет), садовница, ученицы, в т.ч. ученица главного повара, шеф-повар, рыбовод, портниха (тут восторженное описание), рыбак, пчельница (она же занимается шелковичными червями, но тут есть какая-то тайна. Странно, ведь секрет китайского шёлка разгадан, так что тут что-то другое), конюх (и кучер), оранжерейщица (надо разузнать про язык цветов), ткачиха, доярка и пряха. И все они фрейлины!

В Северной башне у нас монастырь. Так мы их дразним, то есть не мы, конечно, я в этом не участвую, а другие фрейлины. И в других башнях. Это, конечно, НЕ НАСТОЯЩИЙ монастырь. Но они там ведут себя, как в настоящем.

В Западной башне те, которые любят УЧИТЬСЯ. Мы зовем их «гипатиями» – не знаю, откуда это прозвище. Спрашивала – мне сказали, что так их прозвали «моны», а с ними мы разговариваем только по делам тепанкальи. Ещё называем «книжными червями», это в силу того, что они много сидят в библиотеке, прямо-таки закопались в книги. Эти, наверное, из всех самые довольные. К тому же, у них там бывают замечательные зрелища. Марсия как-то позвала меня и других новеньких, когда живущая в её башне Кларисса Кемист собиралась показать ей и всем желающим посмотреть праздничную ракету под названьем «Одуванчик». (Восторженное описание). Интересно, почём можно было бы продавать такие ракеты? Небось, можно назначать такую цену, только КОРОЛЮ по карману: для развлечения двора.

На страницу:
4 из 7