bannerbannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Жители этого города быстро вооружились, и Хастингс, поняв, что крепость взять силой не удастся, решил прибегнуть к хитрости и отправил в город посла, который сообщил епископу и графу, владельцу замка, что датский хёвдинг после долгих скитаний по морю болен и просит лишь одного – позволения купить еду и пиво в городе, а самого его окрестить.

Доверчивый епископ решил совершить обряд крещения, а горожане согласились торговать с викингами. Хастингса на щите принесли в городскую церковь, а после крещения отнесли обратно на корабль. Там он приказал воинам сообщить на следующий день о своей смерти и попросить разрешения у епископа похоронить его в церкви.

Викинги в точности выполнили приказание своего предводителя, и епископ, ослепленный богатыми дарами, которые якобы оставил церкви умерший Хастингс, и поверивший лживым клятвам, разрешил предать останки викинга святой земле монастыря. Хастингса, в полном боевом вооружение, положили на носилки и понесли в город, а носилки сопровождали все воины-северяне. В воротах их встретили граф и епископ с монахами, и все вместе направились к центру города в церковь. Там епископ стал отпевать Хастингса, а потом повелел положить в уже вырытую для него могилу.

Тут норманны с криками протеста бросились со всех сторон к епископу, а сам Хастингс вскочил с носилок и собственноручно зарубил и графа, и несчастного доверчивого епископа. Через несколько часов город оказался в руках норманнов. Однако когда Хастингс узнал, что это не Рим, он пришел в ярость и приказал нагрузить корабли награбленным добром, чтобы отправиться дальше – к берегам вожделенной Италии.

Но по пути викинги попали в шторм ужасающей силы, у них поломало все мачты и весла, изорвало паруса, и чтобы спасти себя и корабли, пришлось выбросить за борт и добычу, и красавиц-рабынь.

* * *

Говоря о походах викингов, прослеживая их путешествия и набеги по всему миру, нельзя не задаться вопросом, а что же именно подтолкнуло скандинавов к такой неуёмной активности?

Средневековые авторы считали, что на севере Европы возникло перенаселение – прежде всего в связи с полигамией (многоженством) древних скандинавов. Гипотеза эта, однако, является явной социологической ошибкой.

Другие авторы говорили о ненависти викингов-язычников к христианскому миру.

Истинный же «двигатель» походов викингов был заключен в презренном металле, желании обогатиться и возвыситься. В деле грабежа им очень помогало то, что они были прекрасными мореходами.

К своим операциям викинги готовились заранее, тщательно разрабатывая маршруты и даже засылая в заморские страны шпионов. Так, в анналах (летописи) Сен-Бертена есть рассказ о том, как во дворце Ингельхейма были арестованы как шведские шпионы послы варягов.

Викинги узнавали разрозненные маршруты, которыми другие народы пользовались уже давно, и связывали их воедино, покрыв густой сетью «водных дорог» почти всю Европу.

Словом, они были умны, смелы, хитры и беспощадны.

* * *

До сегодняшнего дня датчане, шведы и норвежцы легко понимают друг друга, хотя и говорят на разных языках.

Исландский и фарерский очень отличаются от континентальных скандинавских языков. Лингвисты объясняют это тем, что два языка остановились («заморозились») на более ранней стадии своего развития – метафорически выражаясь, на уровне эпохи викингов.

Исландцы не видят разницы между языком саг и современным языком и являются, наверное, единственным народом в мире, который легко читает литературные произведения раннего Средневековья на языке оригинала.

В эпоху же викингов существовал один общий язык – древнесеверный. Вплоть до позднего Средневековья скандинавские языки, в которых уже начали возникать свои особенности, продолжали называть в Европе «языком данов».

Именно поэтому нет ничего удивительного в том, что норвеги, свеи, даны и исландцы прекрасно понимали друг друга в своих многочисленных поездках и викингских походах.

Выше мы говорили о различных направлениях экспедиций норвежцев, датчан и шведов. Однако это оправданно лишь для выстраивания стройной картины викингских набегов. На самом деле любая экспедиция с Севера включала в себя представителей разных народов.

При этом последние исследования показывают, что викинги не были исключительно скандинавами. В их рядах были люди разных национальностей.

И что не менее важно – сами северяне легко интегрировались в другие народы и перенимали их обычаи и культуру, а иногда и религию.

Свидетельства, имеющие отношения к принятию викингами ислама, включают в себя, например, запись географа XVI века из мусульманской цивилизации Амина Рази, который указывал: «Они (викинги) высоко ценили свинину. Даже те, кто принял ислам, очень любили свинину и не могли от нее отказаться».

В записях Омара Мубайдина говорится: «Викинги совершали многочисленные походы как против мусульманских, так и христианских государств на Пиренейском полуострове. Впоследствии викинги, которые приняли ислам, обосновались в юго-восточной Севилье и занимались поставками сыра в Кордову и Севилью».

О том, что среди северян были и мусульмане, говорят археологические находки. Например, серебряное кольцо со вставкой розовато-лилового цвета и надписью «Аллаху» было найдено во время раскопок в 1872–1895 годах в могильнике на острове Бирка – в средневековое время там находился крупнейший торговый пункт «шведских» викингов.

А совсем недавно были обнаружены ткани в погребении в Бирке, на которых вытканы символы, в арабском языке означающие «Аллах» и «Али» и почти точь-в-точь повторяющие орнамент на мавританском текстиле из Испании.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Адам Бременский (нем. Adam von Bremen; умер после 1081 года) – северогерманский хронист, каноник и схоластик, автор трактата «Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum» («Деяния архиепи-скопов Гамбургской церкви»), около 1075 года, в четырех книгах на латинском языке, написанного по древним рукописям и заключающего в себе документы для истории северных и северно-славянских народов. Часть сведений приобретена им во время миссии в Данию из уст датского короля Свена II.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2