Полная версия
Пособие по истории государства и права зарубежных стран
(§ 194) Если человек отдал своего сына кормилице, а этот сын умер на руках у кормилицы, и кормилица без согласия его отца и его матери подменила его другим, то ее должны уличить, и, так как она без согласия его отца и его матери подменила ребенка, ей должны отрезать груди.
(§ 195) Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку.
(§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.
(§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.
(§ 198) Если он выколол глаз мушкенуму или переломил кость мушкенуму, то он должен отвесить 1 мину серебра.
(§ 199) Если он выколол глаз рабу человека или же переломил кость рабу человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.
(§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.
(§ 201) Если он выбил зуб мушкенуму, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.
(§ 202) Если человек ударил по щеке человека высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.
(§ 203) Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра.
(§ 204) Если мушкенум ударил по щеке мушкенума, то он должен отвесить 10 сиклей серебра.
(§ 205) Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо.
(§ 206) Если человек сильно ударил человека в драке и нанес ему рану, то этот человек должен поклясться: «Неумышленно я ударил», – и оплачивать лекаря.
(§ 207) Если тот умер от его побоев, то виновный должен поклясться, и, если умерший – сын человека, виновный должен отвесить 1/2 мины серебра.
(§ 208) Если умерший – сын мушкенума, то виновный должен отвесить 1/3 мины серебра.
(§ 209) Если человек побил дочь человека и причинил ей выкидыш, то он должен отвесить 10 сиклей серебра за ее плод.
(§ 210) Если эта женщина умерла, то должны убить его дочь.
(§ 211) Если он побоями причинил выкидыш дочери мушкенума, то он должен отвесить 5 сиклей серебра.
(§ 212) Если эта женщина умерла, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.
(§ 213) Если он побил рабыню человека и причинил ей выкидыш, то он должен отвесить 2 сикля серебра.
(§ 214) Если эта рабыня умерла, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.
(§ 215) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека или же он вскрыл бельмо (?) у человека бронзовым ножом и спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей серебра.
(§ 216) Если это сын мушкенума, то лекарь может получить 5 сиклей серебра.
(§ 217) Если это раб человека, то хозяин раба должен дать лекарю 2 сикля серебра.
(§ 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо (?) у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки.
(§ 219) Если лекарь сделал тяжелую операцию бронзовым ножом рабу мушкенума и убил его, то он должен возместить раба за раба.
(§ 220) Если он вскрыл ему бельмо (?) бронзовым ножом и выколол ему глаз, то он должен отвесить серебром половину его покупной цены.
(§ 221) Если лекарь срастил сломанную кость у человека или же вылечил больной сустав, то больной должен заплатить лекарю 5 сиклей серебра.
(§ 222) Если это сын мушкенума, то он должен заплатить 3 сикля серебра.
(§ 223) Если это раб человека, то хозяин раба должен заплатить лекарю 2 сикля серебра.
(§ 224) Если воловий или же ослиный лекарь сделал тяжелую операцию волу или же ослу и спас его, то владелец вола или осла должен заплатить лекарю 1/6 сикля серебра, его наемную плату.
(§ 225) Если он сделал тяжелую операцию волу или же ослу и убил его, то он должен заплатить владельцу вола или же осла 1/4 его покупной цены.
(§ 226) Если цирюльник без дозволения рабовладельца сбрил рабский знак у чужого раба, то этому цирюльнику должны отрубить кисть руки.
(§ 227) Если человек обманул (?) цирюльника, и тот сбрил рабский знак у чужого раба, то этого человека должны казнить и повесить у ворот, а цирюльник должен поклясться: «Если бы я знал, я бы не выбрил», и он будет оправдан.
(§ 228) Если строитель построил дом человеку и завершил его, то за один cap дома домовладелец должен ему дать в подарок 2 сикля серебра.
(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.
(§ 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.
(§ 231) Если он убил раба хозяина, то он, строитель, должен отдать хозяину раба за раба.
(§ 232) Если он погубил имущество, то все, что он погубил, он должен возместить и, так как дом, который он построил, он не сделал прочно и тот рухнул, он должен также отстроить дом из собственных средств.
(§ 233) Если строитель построил человеку дом и работу свою не укрепил, и стена обрушилась, то этот строитель должен укрепить стену из собственных средств.
(§ 234) Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно рассохлось (?) в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно.
(§ 235) Если лодочник соорудил человеку судно емкостью 60 гуров, то он должен дать тому в подарок 2 сикля серебра.
(§ 236) Если человек отдал свое судно в аренду лодочнику, а лодочник был нерадив и потопил судно или погубил, то лодочник должен возместить судно судовладельцу.
(§ 237) Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым другим грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем было, то лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и все, что погубил в нем.
(§ 238) Если лодочник потопил судно человека, а затем поднял его, то он должен заплатить серебром половину его покупной цены.
(§ 239) Если человек нанял лодочника, то он должен ему платить 6 гуров зерна в год.
(§ 240) Если судно, идущее против течения, ударило судно, идущее по течению, и потопило его, то судовладелец, чье судно было потоплено, может клятвенно показать перед богом все, что погибло на его судне, и судно, шедшее против течения, которое потопило судно, шедшее по течению, должно возместить ему его судно и все погибшее у него.
(§ 241) Если человек забрал быка в залог, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.
(§ 242-43) Если человек нанял на один год скотину, то наемную плату за рабочее животное – 4 гура зерна, а наемную плату за переднее животное41 – 3 гура зерна он должен дать его хозяину.
(§ 244) Если человек нанял вола или осла, и лев убил его в степи, то убыток – только его хозяина.
(§ 245) Если человек нанял вола и убил его нерадивостью или побоями, то он должен возместить вола за вола хозяину вола.
(§ 246) Если человек нанял вола и сломал ему ногу или же рассек ему шейную жилу, то он должен возместить вола за вола хозяину вола.
(§ 247) Если человек нанял вола и выколол ему глаз, то он должен заплатить хозяину вола половину его покупной цены серебром.
(§ 248) Если человек нанял вола и сломал ему рог, отрезал ему хвост или же повредил ему морду (?), то он должен заплатить серебром 1/5 его покупной цены.
(§ 249) Если человек нанял вола, и бог его поразил, и он издох, то человек, нанявший вола, может произнести божественную клятву и он будет свободен.
(§ 250) Если бык при своем хождении по улице забодал человека и умертвил его, то это дело не имеет основания для иска.
(§ 251) Если бык человека был бодлив, и его квартал указал ему, что тот бодлив, но он не закутал ему рога, быка своего не спутал, и этот бык забодал и умертвил сына человека, то тот должен заплатить 1/2 мины серебра.
(§ 252) Если это раб человека, то тот должен заплатить 1/3 мины серебра.
(§ 253) Если человек нанял человека для управления своим полем и доверил ему скот и обязал его договором обрабатывать поле, то если этот человек украл семена или же фураж, а это было схвачено в его руках, ему должны отрубить его руку.
(§ 254) Если он забрал семена (?) и истощил скот, то он должен возместить убыток зерна, что он натворил.
(§ 255) Если скот того человека он отдал в наем или же украл семена и в поле ничего не вырастил, то этого человека должны уличить, и во время сбора урожая он должен отмерить по 60 гуров зерна за каждый бур площади поля.
(§ 256) Если он не может уплатить свое возмещение, то его должны растерзать на этом же поле с помощью скота.
(§ 257) Если человек нанял пахаря, то он должен ему платить по 8 гуров зерна в 1 год.
(§ 258) Если человек нанял погонщика волов, то он должен платить ему по 6 гуров зерна в 1 год.
(§ 259) Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то он должен заплатить хозяину плуга 5 сиклей серебра.
(§ 260) Если он украл сошник или же борону, то он должен заплатить 3 сикля серебра.
(§ 261) Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, то он должен платить ему по 8 гуров зерна в 1 год.
…
(§ 263) Если он погубил вола или же овцу, которые были ему даны, то он должен возместить их владельцу вола за вола, овцу за овцу.
(§ 264) Если пастух, которому были даны крупный рогатый скот и овца для пастьбы, получил всю свою наемную плату, и его сердце было удовлетворено, уменьшил количество крупного рогатого скота, уменьшил количество овец и сократил приплод, то он должен давать приплод и доход согласно по договору.
(§ 265) Если пастух, которому были даны для пастьбы крупный рогатый скот и овцы, был вероломным и изменил тавро и продал скот за серебро, то его должны уличить, и он должен возместить крупный рогатый скот и овец их владельцу в десятикратном количестве.
(§ 266) Если на скотном дворе появилась эпидемия или же лев побил скот, то пастух должен очиститься перед богом, а падеж на скотном дворе должен принять на себя хозяин скотного двора.
(§ 267) Если пастух был нерадив, и на скотном дворе появились чесотка (?), то пастух, который причинил ущерб от чесотки (?) на скотном дворе, должен восстановить поголовье крупного рогатого скота и овец и отдать владельцу их.
(§ 268) Если человек нанял вола для молотьбы, то его наемная плата – 20 ка зерна.
(§ 269) Если он нанял для молотьбы осла, то его наемная плата – 10 ка зерна.
(§ 270) Если он нанял ягненка для молотьбы, то его наемная плата – 1 ка зерна.
(§ 271) Если человек нанял волов, телегу и ее погонщика, то он должен платить по 180 ка зерна за 1 день.
(§ 272) Если человек нанял только самое телегу, то он должен платить по 40 ка зерна за 1 день.
(§ 273) Если человек нанял наемника, то от начала года до пятого месяца он должен ему платить по 6 шеумов серебра за один день, а от шестого месяца до конца года он должен платить по 5 шеумов серебра за один день.
(§ 274) Если человек наймет мастерового, то наемная плата его … шеумов серебра, наемная плата кирпичного мастера – 5 (?) шеумов серебра, наемная плата ткача – 5 шеумов серебра, наемная плата гравера – … шеумов серебра, наемная плата … шеумов серебра, наемная плата кузнеца (?) – … шеумов серебра, наемная плата плотника – … шеумов серебра, наемная плата сапожника – … шеумов серебра, наемная плата корзинщика – … шеумов серебра, наёмная плата строителя – … шеумов серебра за один день oн должен платить.
(§ 275) Если человек нанял парусное (?) судно, то его наемная плата – 3 шеума серебра за один день.
(§ 276) Если человек нанял весельное судно, то он должен платить в качестве его наемной платы 2 1/2 шеума серебра за один день.
(§ 277) Если человек нанял судно емкостью 60 гуров, то он должен платить в качестве его наемной платы 1/6 сикля серебра за 1 день.
(§ 278) Если человек купил раба или рабыню, и месяц не прошел, а на него обрушилась эпилепсия (?), то покупатель может вернуть его своему продавцу и получить серебро, которое он отвесил.
(§ 279) Если человек купил раба или рабыню, и по поводу него предъявлен иск42, то только продавец обязан отвечать по иску.
(§ 280) Если человек купил в чужой стране раба или рабыню другого человека, а когда он явился в свою страну, хозяин раба или рабыни опознал своего раба или свою рабыню, то, если это раб и рабыня – дети страны43, им должна быть предоставлена свобода безвозмездно.
(§ 281) Если они – сыны другой страны, то покупатель должен сказать перед богом количество серебра, которое он отвесил, а хозяин раба или рабыни может отдать тамкару серебро, которое тот отвесил, и выкупить своего раба или свою рабыню.
(§ 282) Если раб сказал своему господину: «Ты – не мой господин», то он должен уличить его в том, что он – его раб, а затем его господин может отрезать ему ухо.
Вот справедливые законы, которые установил Хаммурапи, могучий царь, тем самым давший стране истинное счастье и доброе управление…
Перевод В.А. Якобсона в частичной обработке А.А. Немировского. Комментарий А.А. Немировского // История Древнего мира. Учебно-методический комплекс. В двух частях / сост. А.А. Шишков. – Часть 1. История Древнего Востока. – Новополоцк, 2008. – С.184-235.
Задачи
1. Жрец одного из вавилонских храмов приобрел у заезжего торговца двух рабов за 3 мины серебра. Однако житель города Лагаша, приехавший в Вавилон по своим делам, опознал в них своих беглых рабов и обратился в суд. Какое решение должен вынести судья?
2. Авилум Забар приобрел для своего раба Кубата, обученного гончарному ремеслу, мастерскую и забирал 2/3 дохода. Накопив сумму, достаточную для брачного выкупа, Кубат женился на Лике – «дочери человека». Прожив с ней 7 лет, Кубат умер. После его смерти Забар продал мастерскую и забрал имущество своего раба, оставив Лике её приданое. Вдова обратилась в суд. Какое решение должен вынести судья?
3. Копьеносец Даян-Уцур был пленен во время похода против хурритов. Пробыв в плену 5 лет, он был продан в рабство в Элам, где его приобрел тамкар Иддин-Мардук. По прибытии в Вавилон Даян-Уцур обратился в суд, оспаривая свое рабское положение. За время его отсутствия жена вышла замуж за конного стрелка Бамунда, от которого прижила двоих детей. Какое решение должен принять судья по делу Даян-Уцура?
4. Если человек возьмет замуж бесплодную женщину и она «не даст ему иметь детей», может ли он в таком случае взять наложницу и ввести её в свой дом согласно законам Хаммурапи?
5. Корабельщик Кинегудра построил корабль по заказу Зарихудоносора. Оказалось, что судно непрочно и в этом же году дало течь. Корабельщик отказался заплатить владельцу понесенные убытки. Как должен быть решен данный спор по законам Хаммурапи?
6. Если человек возьмет замуж бесплодную женщину, и она «не даст ему иметь детей», может ли он в таком случае взять наложницу и ввести её в свой дом согласно законам Хаммурапи?
Салическая правда
I. О вызове на суд
1. Если кто будет вызван на суд44 по законам короля, и не явится, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол45.
2. Если же кто, вызвавши другого на суд, сам не явится и если его не задержит какое-либо законное препятствие, присуждается к уплате 15 сол. в пользу того, кого он вызовет на суд.
3. И тот, кто вызывает другого на суд, в сопровождении свидетелей должен придти к его дому и, если последний окажется в отсутствии, должен позвать жену или кого-либо из его домашних с тем, чтобы они известили его о вызове на суд.
4. Если же (ответчик) будет занят исполнением королевской службы, он не может быть вызван на суд.
II. О краже свиней
1. Если кто украдет молочного поросенка и будет уличен, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол.
4. Если кто украдет годовалую свинью и будет уличен, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
7. Если же кто украдет трех или более свиней, присуждается к уплате 1400 ден., что оставляет 35 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
14. Если же кто украдет 25 свиней, причем в стаде более ничего не останется, и будет уличен, присуждается за кражу всего стада к уплате 2500 ден., что составляет 62,5 сол.
III. О краже poгатых животных
1. Если кто украдет молочного теленка и будет уличен, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол.
2. Если кто украдет годовалое или двухгодовалое животное и будет уличен, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.
6. Если кто украдет 12 животных и ни одного не останется в стаде, присуждается за кражу всего стада к уплате 2500 ден., что составляет 62,5 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
IX. О вреде, причиненном ниве или какому-либо огороженному месту
1. Если кто застанет на своей ниве рогатых животных, или лошадь, или какой-нибудь мелкий окот, не должен бить его до изувечения. Если же он сделает это и сознается, обязан возместить стоимость и изувеченную скотину взять себе. Если же не сознается и будет уличен, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол., не считая стоимости и возмещения убытков.
4. Если чьи-нибудь свиньи или чей-нибудь скот забежит на чужую ниву и хозяин животных, несмотря на запирательство, будет уличен, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.
X. О краже рабов
1. Если кто украдет раба, коня или упряжное животное, присуждается к уплате 1200 ден., что составляет 30 сол.
XI. О кражах или взломах, произведенных свободными
1. Если кто из свободных украдет вне дома на 2 ден. и будет уличен, присуждается к уплате 15 сол.
3. Если свободный человек, устроивши взлом, украдет на 2 ден. и будет уличён, присуждается к уплате 15 сол.
5. Если же он произведет взлом запора или подберет ключ и, проникши таким образом в дом, что-нибудь оттуда украдет, присуждается к уплате 1800 ден., что составляет 45 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.
XII. О кражах или взломах, произведенных рабами
1. Если раб украдет вне дома на 2 ден., он возвращает похищенное и возмещает убытки и, кроме того, распростертый (на скамье) получает 120 ударов плетью.
2. Если же он украдет на 40 ден., он или кастрируется или же уплачивает 6 сол. А господин раба, совершившего кражу, возмещает истцу и стоимость украденного, и убытки.
XIII. О похищении свободных
1. Если три человека похитят свободную девушку, они обязаны уплатить по 30 сол. каждый46.
6. Если же девушка, которую похитят, окажется под покровительством короля, в таком случае за нарушение fritus47
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Здесь и ниже словом «человек» (при необходимости – с уточнением «полноправный человек») переводится аккадский термин «авилум». Этот термин имеет как общее (всякий человек), так и специальное, сословное значение. ЗХ исходят из разделения всего населения, охваченного их нормами, на три сословия: «авилумов», «мушкенумов» и «вардумов». Первое – свободные общинники, второе – лично свободные люди, утратившие связь с общиной и попавшие в зависимость от царского хозяйства, третьи – лично несвободные, рабы.
2
Т.е., то наказание, которое понес бы обвиняемый, если бы обвинение подтвердилось.
3
В законах появляются юридические лица – «дворец» и «храм».
4
В отличие от ст.6, подразумевающей кражу с дальнейшей перепродажей, ст.8 устанавливает ответственность за кражу как таковую.
5
Т.е., лица, неправомочного произвольно распоряжаться имуществом своего отца – «человека». Ср. ст. 124 о таких же не оформленных специально покупках у полноправного собственника имущества.
6
Т.е., наказание, которое грозило бы обвиняемому, если бы обвинение было доказано.
7
Отличие ст.19 от ст.16 заключается, во-первых, в том, что в ст.19 речь идет о поимке, а не об укрывательстве беглого раба, во-вторых, в том, что в ст.19 речь идет о рабах частных лиц, а в ст.16 – о рабах дворца и дворцовых людей.
8
Несомненно, с целью кражи.
9
Редум и баирум условные держатели царской земли (а редум еще и скота) в обмен на военную службу.
10
В целом термин «тамкар» в ЗХ употребляется в значении «человек, вложивший капитал в торгово-ростовщическую операцию». Так называли и купцов, и ростовщиков. Купцы, были обращены в государственных агентов, но ростовщическую операцию могло произвести любое частное лицо; в ЗХ оно тем самым тоже именовалось «тамкаром». Это видно из ст.116, где речь идет о «тамкаре» данного лица, а из сравнения со ст.113 выясняется, что этим «тамкаром» мог быть всякий человек по отношению к другому человеку.
11
«Несущими подать» назывались лица, получавшие для обработки участок царской земли под условием выплаты (натурой) большей части урожая, то есть царские издольщики. Такая выплата считалась их повинностью. Государство не заключало с ними договоров об аренде, и их положение целиком регулировалось администрацией. Реально статус «несущего подать» был наследственным.
12
Т.е. выданы ему в условное держание как обеспечение его службы – илька.
13
Дословно «бесплодная». Жрица, лишенная права деторождения и получавшая за осуществление своих обязанностей надел из царской земли.
14
В первую очередь имеются в виду высокопрофессиональные ремесленники и административный персонал.
15
Для сравнения: прожиточный минимум в год на семью составлял около 6 гуров.
16
Т.е. тамкар не обрабатывал землю сам, а нанимал «землепашцев». Речь, таким образом, идет о субаренде.
17
Имеется в виду указ, устанавливающий цены на зерно и сезам в серебре, ср. ст.89. В ст.49-51 проводится та мысль, что в норме хозяин заложенного тамкару поля должен сам продать урожай за серебро и из полученных средств возместить долг и только при крайней необходимости может отдать его натурой.
18
Данная статья указывает на свободную куплю-продажу земли, не являющейся условным держанием. Реально земля, однако, продавалась крайне редко.
19
Восстановлено по смыслу контекста.
20
Дословно «разносчик», торговый агент тамкара.
21
На путевые издержки.
22
Т.е. шамаллум должен вернуть тамкару основной капитал, доверенный ему, отдельно сосчитать проценты, которые он должен был нажить по договоренности с тамкаром, из них возместить себе путевые расходы, подсчитанные согласно условному поденному расчету, а оставшуюся часть процентов отдать тому же тамкару.
23
Дословно «из милости». Отсюда надо заключить, что обычно тамкар предоставлял шамаллуму капитал под проценты.
24
По смыслу статьи шамаллум должен вернуть серебро в счет стоимости товара.
25
Хмельной напиток.
26
Т.е. увеличивала цену сикеры в зерне.
27
Категория жриц.
28
По-видимому, данная статья устанавливает минимум, за который можно было взять в заклад человека.
29
Т.е. должник.
30
Здесь подразумевается любой заимодавец.
31
Смысл статьи: если в нарушение ст.122 при сдаче на хранение человек не заключал договора, а ограничился одними свидетелями, суд все же будет разбираться с его делом (в отличие от ситуации ст.123, когда нет даже свидетелей).
32
Т.е. обвинил их в прелюбодеянии. Жрица-энтум, посвященная богу, очевидно, вообще была лишена права на связь с мужчиной.
33
Возможно, это символ обращения в рабство.
34
Принадлежность к общине оказывается обязанностью каждого авилума.