Полная версия
Пособие по истории государства и права зарубежных стран
Юрий Шахин
Пособие по истории государства и права зарубежных стран
Рецензенты:
доцент кафедры правоведения Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиала) КФУ имени В.И.Вернадского, к.ю.н., доцент Козодубов А.А.
доцент кафедры истории, философии и права гуманитарного института Филиала Северного (Арктического) федерального университета в г.Северодвинске, к.ю.н., доцент Рыбак А.З.
Предисловие
Изучение истории государства и права зарубежных стран требует обращения к первоисточникам, чтения и изучения правовых памятников прошлого. Студент, который не работает с правовыми актами, не может состояться в качестве профессионального юриста. Поскольку потребности учебного процесса требуют обеспечения студентов учебными материалами, было подготовлено данное пособие.
Пособие составлено для студентов направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция». Он включает в себя тематику семинарских (практических) занятий составленную в соответствии с ФГОС по направлению 40.03.01 «Юриспруденция», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. № 1511. Ряд занятий предполагает обращение к правовым памятникам и непосредственный анализ их норм и структуры. С этой целью в пособии приведены тексты соответствующих правовых актов. В большинстве случаев за ними следуют задачи, которые можно использовать в качестве домашних заданий и для непосредственной работы на семинарском занятии. Кроме того, в пособие включены контрольные вопросы для самоподготовки студентов к экзамену.
Темы практических занятий
Тема 1. Государство и право Древнего Вавилона. Судебник царя Хаммурапи.
2 часа
1. Государство и право шумеров
2. Древневавилонское царство. Правление Хаммурапи, его представления о роли царской власти и законов в обществе.
3. Источники права в Вавилоне. Общий характер, форма и структура Законов Хаммурапи.
4. Вещное право в ЗХ. Институт служебного держания.
5. Семейное и наследственное право в ЗХ.
6. Обязательственное право в ЗХ
7. Преступление и наказание в ЗХ.
8. Суд и процесс в Вавилоне.
Тема 2. Общественный и государственный строй Древней Греции. Афины и Спарта.
2 часа
1. Становление полисной системы в Древней Греции.
2. Этапы развития демократической республики в Афинах.
3. Механизмы функционирования афинской рабовладельческой демократии.
4. Развитие и упадок аристократической республики в Спарте.
5. Древнегреческое право.
Тема 3. Государство и право Древнего Рима
2 часа
1. Развитие рабовладельческих отношений в Риме.
2. Становление, расцвет и упадок Римской республики.
3. Органы власти и магистратуры республиканского периода.
4. Римская империя: причины возникновения, особенности устройства, этапы развития.
5. Особенности римского права раннего периода. Законы XII таблиц.
6. Становление классического римского права.
7. Характеристика основных отраслей права в «Институциях» Гая.
8. Римское право позднего периода. Кодификация Юстиниана.
Тема 4. Западноевропейское право в раннем средневековье
2 часа
Великое переселение народов. Образование Франкского королевства.
Общая характеристика варварских правд. Салическая правда.
Статус физических лиц, брак и семья у салических франков.
Вещное, обязательственное и уголовное право по Салической правде.
5. Классический феодализм – характеристика общественного строя.
Тема 5. Развитие феодального государства и права во Франции и Германии
2 часа
1. Формирование сословно представительной монархии во Франции.
2. Эволюция политического устройства «Священной Римской империи».
3. Отличительные особенности французского и германского абсолютизма.
4. Источники и основные черты средневекового права Франции. Кутюмы.
5. Источники и содержание немецкого права. «Саксонское зерцало».
6. Городское самоуправление и право Франции и Германии.
7. Уложение «Каролина». Инквизиционный процесс: сущность, стадии, виды доказательств.
Тема 6. Развитие феодального государства и права Англии
2 часа
1. Англия раннефеодального периода. Нормандское завоевание. Особенности английского феодализма.
2. Важнейшие институты сословно-представительной монархии. Парламент. Организация английского суда.
3. Происхождение и значение Великой хартии вольностей.
4. Становление англо-саксонской системы права. Право справедливости и общее право.
5. Специфика английского абсолютизма.
Тема 7. Возникновение и развитие буржуазного государства в Англии XVII – ХIХ вв.
2 часа
1. Развитие капитализма, причины революции.
2. Английская буржуазная революция середины XVII в. Республика.
3. Реставрация и «Славная революция».
4. Формирование конституционной монархии в XVIII в. Становление политических партий.
5. Законодательное закрепление прав и свобод человека.
6. Социальные последствия промышленного переворота.
7. Парламентские реформы XIX в. Борьба за всеобщее избирательное право.
Тема 8. Становление и развитие государства и права США
2 часа
1. Положение английских колоний в Северной Америке в XVIII в. Война за независимость.
2. Важнейшие правовые акты американской революции: Декларация независимости 1776 г., Статьи конфедерации.
3. Преобразование США в федеративную республику. Конституция 1787 г., механизмы сдержек и противовесов. Закрепление прав и свобод человека в Билле о правах. Рабство в США.
4. Территориальная экспансия США.
5. Гражданская война 1861-1865 гг. Политические и правовые последствия.
Тема 9. Великая французская буржуазная революция ХVIII в. и законодательство ее основных этапов
4 часа
Кризис Старого порядка. Капиталистические отношения во Франции.
Начало Великой французской революции. Конституционная монархия.
Свержение монархии. Якобинская диктатура.
Термидорианский режим и Директория.
Законодательство революции. «Декларация прав человека и гражданина».
Государство эпохи консульства и первой империи.
Гражданский кодекс Наполеона.
Уголовный и уголовно-процессуальный кодексы Наполеона.
Тема 10. Германские земли в новое время. Объединение Германии.
2 часа
Политическая история германских земель в первой половине XIX в. Таможенный союз 1834 г.
Политические и правовые последствия революций 1848 г.
Объединение Германии вокруг Пруссии в 1850-1860-е гг. Северогерманский союз.
Конституция объединенной Германии 1871 г. Устройство Германской империи.
Развитие буржуазных правовых норм в уложениях отдельных немецких государств (1790-е – 1860-е гг.)
Правовая система Германской империи.
Структурные особенности и основные принципы Германского гражданского уложения 1900 г.
Тема 11. Политическое развитие Японии в последней трети XIX – первой половине ХХ в.
2 часа
1. Особенности японского феодализма. Политическая и правовая система сегуната Токугава.
2. Причины и ход революции Мейдзи. Буржуазные реформы 70 – 80-х гг. XIX в.
3. Конституция 1889 г. и особенности политической жизни конца XIX – начала ХХ в.
4. Эволюция японской политической системы в межвоенный период от либерализации к диктатуре.
5. Послевоенные демократические преобразования в Японии. Конституция 1947 г.
Тема 12. Государство и право Германии в ХХ в.
2 часа
Ноябрьская революция в Германии: между Советами и Учредительным собранием.
Веймарская республика. Конституция 1919 г. Кризис буржуазной демократии.
Установление нацистского режима. Перестройка государственного аппарата и правовой системы, репрессивные органы нацистского режима.
4. Политика держав-победительниц в Германии. Раскол Германии в начале «холодной войны» 1946-1949 гг.
5. Политическая эволюция ФРГ. Основной Закон 1949 г.
6. Общая характеристика развития ГДР.
7. Объединение Германии: политико-правовые аспекты.
8. Западногерманское гражданское и уголовное право.
Законы Хаммурапи
…Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и ублаготворил плоть людей. Отныне:
(§ 1) Если человек1 клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.
(§ 2) Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя.
(§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело – дело о жизни, то человек этот должен быть убит.
(§ 4) Если же он выступил для свидетельства по поводу зерна или серебра, то он должен нести наказание этого дела2.
(§ 5) Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде.
(§ 6) Если человек украл имущество бога или дворца3, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит4.
(§ 7) Если человек купил из рук сына человека5 или раба человека либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо же что бы то ни было без свидетелей или договора или же принял на хранение, то этот человек – вор, он должен быть убит.
(§ 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, он должен возместить в десятикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит.
(§ 9) Если человек, у которого нечто пропало, обнаружил свою пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках была обнаружена пропавшая вещь, сказал: «Продавец-де мне ее продал, при свидетелях-де я ее купил», а хозяин пропавшей вещи сказал: «Я приведу свидетелей, знающих мою пропавшую вещь», затем покупатель привел продавца, который продал ему эту вещь, и свидетелей, при которых он ее купил, и хозяин пропавшей вещи привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, перед которыми покупка была совершена, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают, и тогда продавец – вор, он должен быть убит. Хозяин пропавшей вещи может забрать свою пропавшую вещь, а покупатель может взять из дома продавца серебро, которое он отвесил.
(§ 10) Если покупатель не привел продавца, продавшего ему эту вещь, и свидетелей, перед которыми он ее купил, а хозяин пропавшей вещи привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, тогда покупатель – вор, он должен быть убит, а хозяин пропавшей вещи может свою пропавшую вещь забрать.
(§11) Если хозяин пропавшей вещи не привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то он – лжец, он возвел напраслину и должен быть убит.
(§ 12) Если продавец умер, то покупатель может взять в доме продавца сумму иска этого дела в пятикратном размере.
(§ 13) Если свидетелей этого человека нет поблизости, то судьи должны назначить ему срок до шести месяцев, а если в течение шести месяцев он не привел своих свидетелей, то этот человек – лжец; он должен нести наказание по этому делу6.
( § 14) Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит.
(§ 15) Если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, либо раба мушкенума, либо рабыню мушкенума, то он должен быть убит.
(§ 16) Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню, принадлежащих дворцу или же мушкенуму, и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.
(§ 17) Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему два сикля серебра.
(§ 18) Если этот раб не назвал своего хозяина, то поимщик должен привести его во дворец, дело его должно быть рассмотрено, а затем его должны вернуть его хозяину.
(§ 19) Если же поимщик этого раба задержал в своем доме, а затем раб был схвачен в его руках, то этот человек должен быть убит7.
(§ 20) Если раб убежал из рук поймавшего его, то этот человек должен произнести клятву вo имя бога хозяину раба, и он будет свободно отпущен.
(§ 21) Если человек сделал пролом в дом другого человека8, то перед этим проломом его следует убить.
(§ 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.
(§ 23) Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед богом все свое пропавшее, а община и староста, на земле и территории которых было совершено ограбление, должны ему возместить все его пропавшее.
(§ 24) Если при этом была загублена жизнь, то община и староста должны отвесить 1 мину серебра его родичам.
(§ 25) Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь.
(§ 26) Если редум или же баирум9, которому было приказано идти в царский поход, не пошел или нанял наемника и послал его взамен себя, то этот редум или баирум должен быть казнен, а его наемник может забрать его дом.
(§ 27) Если редум или баирум в крепости царя был взят в плен, и после него его поле и его сад отдали другому, и тот нес его службу, то если он вернулся и достиг своего поселения, ему должны вернуть его поле и его сад; только он сам должен нести свою службу.
(§ 28) Если сын редума или баирума, который был взят в плен в крепости царя, в состоянии нести службу, то поле и сад должны быть отданы ему, пусть несет службу своего отца.
(§ 29) Если сын его мал и он не в состоянии нести службу своего отца, то третья часть поля и сада должны быть отданы его матери, и пусть его мать растит его.
(§ 30) Если либо редум, либо баирум из-за дел службы бросил свое поле, свой сад и свой дом и удалился, а после него другой принял его поле, его сад и его дом и в течение трех лет нес его службу, то если он вернется и потребует свое поле, свой сад и свой дом, они не должны быть ему даны: только тот, который принял их и нес его службу, может нести ее и впредь.
(§ 31) Если он удалился только на один год, затем он вернулся, то ему должны быть отданы его поле, его сад и его дом; пусть он сам несет свою службу.
(§ 32) Если тамкар10 выкупил редума или баирума, угнанного в плен при походе царя, и доставил его в его поселение, то если в его доме имеются средства для выкупа, он сам должен себя выкупить; если в его доме нет средств для выкупа, он должен быть выкуплен храмом своего поселения; если в храме его поселения нет средств для выкупа, его должен выкупить дворец; его поле, его сад и его дом не могут быть отданы за выкуп.
(§ 33) Если сотник или десятник взял человека, не подлежащего призыву, или же он принял для царского похода наемника и послал его в качестве замены, то этот сотник или десятник должен быть убит.
(§ 34) Если сотник или десятник забрал добро редума, притеснил редума, отдал редума в наем, предал редума сильному в суде или забрал подарок, который царь дал редуму, то этот сотник или десятник должен быть убит.
(§ 35) Если человек купил из рук редума волов или овец, которых царь дал редуму, то он теряет свое серебро.
(§ 36) Поле, дом и сад, принадлежащие редуму, баируму или несущему подать11, не могут быть проданы за серебро.
(§ 37) Если человек купил поле, сад или дом, принадлежащие редуму, баируму или несущему подать, то его документ должен быть разбит, а свое серебро он теряет; поле же, сад или дом он обязан вернуть их прежнему владельцу.
(§ 38) Редум, баирум и несущий подать не может отписать своей жене или дочери ничего из поля, сада или дома, которые входят в состав его илька12, а также не может отдавать их за свою долговую расписку.
(§ 39) Из поля, сада и дома, которые он покупал и приобретал, он может отписать своей жене или своей дочери, а также отдавать за свою долговую расписку.
(§ 40) Надитум13, тамкар и несущий другую службу14 может продавать за серебро свое поле, свой сад и свой дом; покупатель же должен будет нести службу за поле, сад и дом, которые он покупает.
(§ 41) Если человек обменял поле, сад и дом, принадлежащие редуму, баируму или несущему подать и дал приплату, то редум, баирум или несущий подать возвращается к своему полю, своему саду и своему дому, а приплату, которая была ему дана, он берет себе.
(§ 42) Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.
(§ 43) Если он вовсе не обработал поле, а забросил его, то он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у его соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить, вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля.
(§ 44) Если человек арендовал на три года залежную землю для распашки, но он был нерадив и не распахал поле, то на четвертом году он должен вспахать, промотыжить и взборонить, а затем вернуть владельцу поля; кроме того, он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур поля15.
(§ 45) Если человек отдал свое поле пахарю за арендную плату и получил арендную плату за свое поле, а затем Адад побил поле или же половодье унесло урожай, то убыток – на пахаре.
(§ 46) Если он не получил аендную плату за свое поле, то отдал ли он поле из половины или из третьей доли урожая, поделить зерно, которое будет собрано на поле, в соответствии (?) с условиями договора.
(§ 47) Если пахарь, поскольку он в первый год аренды не оправдал даже своих издержек, сказал: «Поле я вновь обработаю», то хозяин поля не должен возражать; только этот пахарь может обработать его поле, а при жатве он возьмет зерно согласно своим обязательствам.
(§ 48) Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.
(§ 49) Если человек взял у тамкара серебро и отдал тамкару возделываемое зерновое или сезамовое поле, сказав ему: «Поле обработай и зерно или же сезам, которые будут, собери и возьми», то если землепашец16 вырастит на поле зерно или сезам, только хозяин поля должен забрать зерно или сезам, которые будут на поле; а тамкару он должен отдать зерно за его серебро, которое он у него взял, с процентами. Он также должен возместить тамкару издержки по обработке поля.
(§ 50) Если он отдал обработанное зерновое поле или же обработанное сезамовое поле, то только хозяин поля может забрать зерно или сезам, которые будут на поле, а тамкару он должен вернуть серебро с его процентами.
(§ 51) Если он не имеет серебра для возврата, то он может отдать тамкару зерно или сезам соответственно его серебру с процентами, которые он взял у тамкара, согласно царскому уставу17.
(§ 52) Если землепашец не вырастил на поле зерна или сезама, то его обязательства не должны быть изменены.
(§ 53) Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.
(§ 54) Если он не в состоянии возместить зерно, то его самого и его имущество должны продать за серебро, а владельцы полей, зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро между собой.
(§ 55) Если человек открыл свой арык для орошения, но был нерадив, и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.
(§ 56) Если человек открыл воду, и вода затопила работу, произведенную на поле его соседа, то он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур площади.
(§ 57) Если пастух не испросил согласия у хозяина поля для скармливания травы овцам, а скормил поле овцам без разрешения хозяина поля, то хозяин поля может сжать свое поле, а пастух, который без разрешения хозяина поля скормил поле овцам, сверх того должен отдать хозяину поля по 20 гуров зерна за каждый бур площади.
(§ 58) Если пастух после того, как овцы поднялись с луга изнак окончания пастьбы был вывешен на городских воротах, пустил овец на поле и скормил поле овцам, то пастух должен охранять поле, которое он скормил, и во время жатвы он должен отмерить хозяину поля по 60 гуров зерна за каждый бур площади.
(§ 59) Если человек срубил дерево в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.
(§ 60) Если человек отдал поле садовнику для насаждения сада и садовник насадил сад, то четыре года он должен сад растить, а на пятом году хозяин сада и садовник разделят сад поровну; хозяин сада может свою долю выбрать и взять.
(§ 61) Если садовник не закончил насаждения сада на поле и оставил пустошь, то пустошь должны ему включить в состав его доли.
(§ 62) Если на поле, которое ему было дано, он не насадил сада, то, если это возделываемая земля, садовник должен отмерить хозяину поля доход от поля за годы, в которые оно было заброшено, как его соседи, а на поле он должен произвести работы и затем вернуть хозяину поля.
(§63) Если это залежная земля, то он должен произвести работу на поле и вернуть его хозяину поля, а. за один год он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур площади.
(§ 64) Если человек отдал садовнику свой сад для возделывания, то садовник, пока он держит сад, должен из дохода отдавать хозяину сада 2/3, а он может взять 1/3.
(§ 65) Если садовник сад не возделывал и сократил доход, то садовник должен отмерить доход от сада, как его соседи.
(§ 66) Если человек взял деньги у тамкара и тамкар этот прижимает его, а ему нечем заплатить долг, и он отдал тамкару свой сад после опыления и сказал ему: «Финики, сколько их будет в саду, ты заберешь за свое серебро», то тамкар не должен согласиться; только хозяин сада должен забрать финики, сколько их будет в саду, и серебро с его процентами, согласно его документу, он должен уплатить тамкару, а остальные финики, которые будут в саду, должен забрать только хозяин сада.
…
(§ 71) Если человек отдает зерно, серебро или другое добро за дом повинности, принадлежащий дому его соседа, который он купил, то все, что он отдал, он теряет, а дом он должен вернуть его хозяину. Если же это не дом повинности, то он может его купить: за этот дом он может отдавать зерно, серебро или другое добро18.
…
(§ 78) Если … жилец полностью заплатил хозяину дома арендную плату за год, а хозяин дома приказал жильцу выехать до истечения его полного срока, то так как хозяин дома выселил из своего дома жильца до полного истечения его срока, серебро, которое жилец дал ему, он теряет.
…
(§ 89) Если тамкар дал зерно как процентный долг, то он может взять за один гур 100 ка зерна как проценты, если он дал серебро как процентный долг, то за один сикль серебра он может взять 1/6 сикля и 6 ше как проценты.
(§ 90) Если человек, взявший в долг под проценты, не имеет серебра для возвращения долга, а имеет только зерно, то, следуя царскому уставу, тамкар должен взять в качестве процента 100 ка на 1 гур одним зерном.
(§ 91) Если тамкар откажется и превысит процент в 100 ка зерна на 1 гур или серебром 1/6 сикля и 6 ше на 1 сикль и взыщет повышенный процент, то он теряет все, что дал в долг.