Полная версия
Староверы Псковского Поозерья. Опочецкий и Великолукский уезды
Об упомянутом здесь Якове Шагине известно, что он был режицким мещанином и ревностным защитником федосеевского учения о безбрачии, обладая при этом значительным влиянием среди староверов города Режицы. Как сообщали в своем отчете уездный предводитель дворянства М. П. Дроган и режицкий городской голова Ф. Т. Сафонов, режицкие мещане Петр Иванович Карпушенко, Мина Шило, Яков Шагин, Осип Козлов, казенный крестьянин Варфоломей Кириллов «последуют учению о безбрачии, предпочитая свальный грех церковному браку и тому учат других»43. При этом особенным «свирепым фанатизмом» в вопросе о браке отличаются именно немногочисленные пришлые из других губерний, среди которых названы Яков Шагин и Иван Цветков, которые, будучи утвержденными в городских должностях, от присяги отказались. По мнению Сафонова, это беспрецедентный случай, какового среди режицких «раскольников» ранее не бывало.
Еще одна рукопись, связанная с семейством Песьяцких, находится в составе Латгальского собрания Древлехранилища Пушкинского дома в Петербурге (№25). Она также была приобретена Я. И. Шагиным у И. А. и П. Е. Песьяцких в Опочке в 1835 году. Это сборная рукопись конца XVIII – середины XIX веков, в состав которой вошли Слово Василия Великого о смерти, Канон Марии Магдалыне, Канон Софии – Премудрости Божией, Акафист Иоанну Богослову.
Согласно ведомостям, присланным в Псковское губернское правление опочецким городничим Александером 5 октября 1811 года, в Опочке в это время проживало 26 старообрядцев мужского пола и 29 – женского. Львиную долю городских староверов составляли представители уже известной нам купеческой фамилии Песьяцких. Сведения по Опочецкому уезду были отосланы только 1 января 1812 года после длительной переписки. Всего в уезде проживало 240 староверов мужского пола и 238 – женского в следующих деревнях: Максимово (вотчина генеральской дочери девицы Дарьи Голенищевой-Кутузовой), Ковреново (экономического ведомства), Губиши и Остропяты (велейской удельной конторы), Лопатино, Соснивицы, Михалинка, бывший пригород Заволочье, Амельцыно (помещика капитана Злобина), Турушино, Сутолока, Заход, Каршино, Шарково, Лунино, Хахулино (велейской удельной вотчины), Марфино, Сидорово, Меховое, Ужлово, Олидово и др.
"Имянной список раскольников состоящих на лицо в Опоческом уезде к 1-му генваря 1825 году" (ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 650. Л. 222)
Архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский Мефодий (Пишнячевский)
По ведомостям 1824 года в Опочецком уезде (кроме самого уездного города) проживало 252 старообрядца мужского пола и 255 – женского. В ведомостях 1825 года содержится не только поименный список всех староверов Опочецкого уезда (406 душ мужского и 378 – женского пола), но и в отдельной графе дано подробное описание их примет44. В самой Опочке в этом году проживало 6 староверов купеческого сословия и 24 – мещанского. На 1826 год количество староверов в уезде увеличилось, причем распределялись они следующим образом: мещане – 4 м.п. и 4 ж.п., экономические и удельные крестьяне – 319 м.п. и 337 ж.п., помещичьи крестьяне – 126 м.п. и 108 ж. п. В городе Опочке проживало в 1826 году 13 староверов мужского пола и 11 – женского.
Главным духовным центром староверов Опочецкого уезда была моленная в деревне Марфино, построенная, как уже говорилось выше, с разрешения губернского начальства в 1822 году, в царствование императора Александра I. Архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский Мефодий 15 февраля 1827 года сообщал псковскому гражданскому губернатору «по секрету»: «…деревни же Марфина крестьянин Феодор Максимов с прочими вышенаписанных деревень крестьянами45, разсевая по всюду слух, будтобы их раскольническая вера есть самая христианская, для лучшей удобности к прельщению, выстроили в упомянутой своей деревне Марфине особенный небольшой деревянный дом, покрытый тесом, на крыше коего сделал подобно церковной главу, открасил зеленою краскою, поставил крест и назвал моленною, в коей как носится слух, поставлено в иконостасе несколько древних вновь поновленных образов, куда собираются и отправляют Богослужение, при коей повешена доска, в которую когда приходит время к Богослужению, бьют так, что звук относится версты на две»46. Архиепископ Мефодий требовал Марфинскую моленную немедля разобрать и впредь строить не дозволять.
В результате архиерейского доноса губернатору было учинено следствие, а Федор Максимов арестован и препровожден в Псков. Об этом сообщал опочецкий земский исправник уже 20 марта 1827 года. На допросе Федор Максимов сообщил, что ему 64 года, «веру содержит старообрядческую под названием халическая (по-видимому, имелась в виду „кафолическая“. – К. К.), был на исповеди по своему обряду в нынешнем 1827 году»47. В деревне Марфино имеется старообрядческое кладбище, а в моленной «производит службы» наставник, вызываемый из Полоцка, – мещанин или купец. Всего к местной старообрядческой общине принадлежит 560 душ крестьян Удельного ведомства.
Сохранилось описание моленной в деревне Марфино: «Изба 4 на 2,5 сажени с сенями, крытая тесом. Наверху глава типа церковной с деревянным крестом покрашена зеленою краскою, а крест – белой. В избе 2 окна. У крыльца доска, привязанная к крыше и при ней 2 деревянных молотка. Половина дома внутри перегорожена стеной, крашеной красной краской (с правой стороны молились мужчины, а с левой – женщины. – К. К.). В прихожей по лавке с каждой стороны. В комнате 3 аналоя, боковые крытые белой бумажной материей, а центральный зеленым сукном. В комнате находятся: медный крест в деревянном ставце и образа:
Пророка Ильи
Господа Вседержителя
Благовещения
Трех Святителей
Усекновения главы Предтечевой
Распятие Иисуса Христа
Пресвятой Богородицы
Николая чудотворца
Архангелов Михаила и Гавриила
Спасителя Иисуса Христа
Пресвятой Троицы
Все иконы на досках новые. Створцы медные с ликом Спасителя, Богородицы и Крестителя. Рождество Богородицы в медном окладе, Козьмы и Демиана на большой кипарисовой доске.
Книги:
1. Соборник.
2. Учительное евангелие.
3. Пролог Мартовский»48.
Как следует из более позднего дела 1840 года, Марфинская моленная в 1827 году не была уничтожена, но лишь разобрана, а затем вновь выстроена.
Еще одним духовным центром опочецких староверов была моленная в деревне Цыпкино. 5 ноября 1835 года вышел указ Святейшего Синода за №12228 «О воспрещении жилые домы обращать в публичные раскольнические молельни и устроять в часовнях престолы». Во исполнение этого указа были разосланы циркуляры, и по справкам, предоставленным велейскому благочинному Василию Ульянову священниками Опочецкого уезда, оказалось:
«1-е. Села Матюшкина Николаевския церкви священник Стефан Горностаев и дьякон Павел Щекин… донесли, что вблизи их прихода бывшей вотчины удельной, а ныне казеннаго ведомства государственных имуществ деревни Марфина у крестьянина Терентья Федорова, по срытии земскою полицеею молельни в 1827-м году, после опять построенной на том же месте молельни, без всякаго на то воспрещения со стороны Земскаго Суда, внутри имеется на половине молельни перегородка из перил выкрашена красною краскою и на оной дека для продажи свеч. За перилами устроены лавки по обоим сторонам до окон, окон – два. На стене за окнами расположены иконы в два пояса писанные на дсках во всю стену на полках, подобно так как бывает обыкновенно в часовнях, пред окнами поставлены с белаго воска свечи, всех 21, посреде пред иконами две небольшия сколии для чтения, покрытые желтым полуситцем, а престола нет.
2-е. Пригорода Краснаго Архангельския церкви… репортом днес мне, что в приходе его бывшей удельной вотчины, а ныне государственных имуществ в деревне Цыпкине или Жеголях тож у крестьянина Василья Парфенова молельня есть, но что в ней, какое расположение икон и внутри распоряжения, по недопущению его Парфенова для осмотра, не имеет ближайшаго сведения. И 3-е. Ильинскаго погоста с Городища священнослужители… репортом донесли мне, что бывшей удельной вотчины, а ныне государственных имуществ деревни Олидова или Сафонова тож крестьянин Косма Михайлов отписавшийся в раскол от Святой церкви в 1804 году, по объявлению соседей его и окольных жителей занимается исправлением треб ему непринадлежащих, как то: крещением, исповедью и погребением умерших; в избе у него Михайлова как слух носится стоит в большем углу небольшой столик, на котором два деревянных подсвещника со свечами, пред столиком стоит налой и на оном лежит книжка подобная поминанью или самое поминанье и четки сложенные крестообразно, но по двукратном местнаго священника Гавриила Вознесенскаго в дом его приходе, единственно взойти и осмотреть его крестьянина избу, удерживаем был хозяевым семейства онаго с объявлением «не старика дома и изба его заперта им Михайловым»…»49.
Был проведен дополнительный осмотр вышеозначенных моленных, на основании которого 23 ноября 1836 года епископ Псковский Нафанаил отправил в Синод очередной «репорт». В «репорте», основанном на сведениях опочецкого благочинного Василия Ульянова, в частности, говорилось: «…что Опочецкаго ж Уезда ведомства Псковской Конторы Государственных Имуществ, у Крестьян-раскольников, в Приходах, Села Матюшкина, в самом близком разстоянии от онаго, деревни Марфина Терентья Федорова и Пригорода Краснаго деревни Цыпкина у Василья Парфенова, выстроены раскольническия молельни. У Федорова, по срытии Земскою Полициею в 1827 году прежней, вторично на том же месте другая; а у Парфенова со всем в недавнем времени вновь. В первой из них производится свечная продажа и посреди пред иконою двунадесятых Праздников имеется соединенный из двух столиков престол под двумя одеждами – холщевою и ситцевою. Богослужение в сих молельнях, а равно и требы у Раскольников, наезжает исправлять Полоцкой Губернии Резицкаго (!) Уезда из селения Гривишки, Динабургский мещанин Иван Краснобаев»50. (В другом документе говорилось о том, что «за отбытием сего (т. е. Ивана Никитича Краснобаева. – К. К.) в случаях нетерпимых, – поручено крестить, похоронять, и проччия исправлять требы деревни Олидова старику крестьянину Косме Михайлову, который требующия скораго исполнения совершает без остоновки»51. )
Это дело получило продолжение. В донесении Псковского гражданского губернатора министру внутренних дел от 23 сентября 1839 года сообщалось: «…Раскольническая Моленная в деревне Марфине по изысканию оказалась устроена до 1827 года, в сем же году за публичное Богослужение по распоряжению Губернскаго начальства была совершенно разобрана, и в последствии на том же месте поставлена вновь без позволения начальства; а потому по решению Опочецкаго Уезднаго Суда находящемуся ныне на ревизии в Псковской Уголовной Палате – должна быть уничтожена. Строение названное в донесении Священноцерковнослужителей также Моленной в деревне Ципкине приказывал я осмотреть нынешней весной Земскому Исправнику при Депутате с Духовной стороны и оказалось оно совершенно пустым без дверей и окон неимеющее признаку жилаго строения; а потому на счет ея предоставил я сделать заключение также судебному месту куда передал и акт осмотра составленный следователями производившими о сем изыскание»52
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Варлаам (в миру Василий; ум. 22 октября 1683), протопоп Троицкой церкви в Пскове, позднее принял постриг в Псково-Печерском монастыре, оттуда бежал и жил 15 лет в пустыни на р. Силке в Новгородском уезде. Сожжен в Клину за проповедь идей староверия.
2
Иоанн Дементиев – новгородский посадский человек, пропагандируя староверие много ездил, бывал в Москве, где жил в доме боярыни Ф. П. Морозовой и встречался с протопопом Аввакумом. Казнен в 1683 году.
3
О степени отеческой московских, новгородских, псковских, поморских и вятских стран от последних благочестивых священнопастырей и их преемников, страдавших за древнее благочестие, иноков и простых, правящих духовными делами, коих учению и мы всеусердно последуем. Старая Тушка, 1910. Л. 10 об.
4
Цит. по: Смирнов П. С. Вопросы первой четверти XVIII века, вызванные положением раскола в православном государстве // Христианское чтение. СПб., 1909. С. 1132.
5
Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В 2 т. М., 2006. С. 449.
6
Ефрем Сирин. Слово 111.
7
Цит. по: Щит веры, или Ответы древняго благочестия любителей на вопросы, придержащихся новодогматствующаго иерейства. М., 2005. С. 23.
8
Увещание Феодосия, написанное в 1701 г. // Христианское чтение. СПб., 1909. С. 58.
9
Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1868. Том I (1542 – 1721). С. 434—435.
10
Подробнее см.: Кожурин К. Я. Староверы Псковского Поозерья: Невельский уезд. [б.м.]: Издательские решения, 2022; Он же. Староверы Псковского Поозерья: Себежский уезд. [б.м.]: Издательские решения, 2021.
11
Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1868. Том I (1542 – 1721). С. 661 – 663.
12
Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. – СПб., 1880. – Том IV (1724). – С. 374.
13
Там же. С. 542.
14
Юзов И. Русские диссиденты. Староверы и духовных христиане. СПб., 1881. С. 31.
15
Сборник Императорского Русского Исторического Общества. СПб., 1867—1916. Т. 14: Исторические сведения о Екатерининской Законодательной Комиссии для сочинения проекта Нового Уложения. Ч. 3 / Cобранные и изданные Д. В. Поленовым. СПб., 1875. С. 266.
16
Там же. С. 268.
17
Заварина А. А. Латгальские староверы. Историков-этнографические очерки разных лет. Рига: Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, 2019. С. 36.
18
Там же. С. 43.
19
Там же. С. 41.
20
Там же.
21
Там же. С. 43—44.
22
РГИА. Ф. 1473. Оп. 1. Д. 92. Л. 615 об. – Свод официальных сведений о раскольнических молитвенных зданиях в Империи от 1800 до 1848 года.
23
РГИА. Ф. 1293. Оп. 167. Псковская губ. Д. 2.
24
https://vk.com/@evstigneev_1-neskolko-slov-ob-istorii-staroobryadchestva-v-opocheckom-uez
25
Там же.
26
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 559. – Дело по прошению крестьян старообрядцев Опочецкого уезда о запрещении священникам входить в их дома
27
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 840. Л. 6—8. – Дело об уничтожении вновь построенной старообрядской моленной в деревне Марфиной Опочецкого уезда.
28
ГАПО. Ф. 369. Оп. 1. Д. 1187. – Дело о склонении раскольников в православие города Заволочье.
29
ГАПО. Ф. 39. Оп. 2. Д. 253. Л. 1. об. – Дело по рапорту Опочецкого духовного правления о возникновении в пригороде Заволочье раскольничества.
30
Ф. 369. Оп. 1 Д. 986. Л. 1. – Дело о переводе Опочецкого купца Егора Песьяцкого из православной веры в старообрядческую и о гласном погребении этого купца по правилам старообрядческой веры.
31
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 156. Л. 1—2. – Дело о совращении в раскол опоченским купцом Песьяцким своих родственников.
32
Там же. Л. 16 – 16 об.
33
ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 7777. Л. 3. – Дело об увещевании опочецкого купца Песьецкого, отпавшего в раскол к присоединению в православие.
34
ГАПО. Ф. 369. Оп. 1. Д. 1181. – Дело по прошению об освобождении из заключения настоятеля старообрядческой веры Невельского уезда, деревни Пружинца, крестьянина Ермолая Фокина для окрещения новорожденного младенца.
35
ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 7777. Л. 1—1 об. – Дело об увещевании опочецкого купца Песьецкого, отпавшего в раскол к присоединению в православие.
36
Там же. Л. 1 об.
37
Там же.
38
Там же. Л. 2.
39
ГАПО. Ф. 369. Оп. 1. Д. 1267. Л. 1. – Дело об обнаружении раскольников священноцерковнослужителями Николаевской церкви села Матюшкина.
40
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 650. Л. 32 об. —33. – Ведомости о старообрядцах и раскольниках разных согласий и сект, находящихся в Псковской губернии.
41
В документах более раннего времени Никифор Егорович Песьяцкий записан как рижский мещанин.
42
РГИА. Ф. 796. Оп. 109 (1828). Д. 815. Л. 22—22 об. – О распространении Невельского уезда свободным хлебопащцем Бровцевым по Новоржевскому уезду раскола.
43
Цит. по: Никонов В. В. Староверие Латгалии. Очерки по истории староверческих обществ Режицкого и Люцинского уездов (2-я половина XVII – 1-я половина XX вв.). Резекне, 2008. С. 98.
44
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 650. Л. 222—258 об. – Ведомости о старообрядцах и раскольниках разных согласий и сект, находящихся в Псковской губернии.
45
Имеются в виду следующие деревни: Лукино (6 дворов старообрядцев), Морозово (2 двора), Хахулино (1 двор), Сидорово (3 двора) и Марфино (2 двора). Всего около 80 душ мужского пола.
46
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 840. – Дело об уничтожении вновь построенной старообрядской моленной в деревне Марфиной Опочецкого уезда.
47
Там же. Л. 12.
48
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 1640. Л. 18. – Дело об увещевании крестьян-раскольников Фому Феклистова и Савву Иванова.
49
ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 5813. Л. 181—181 об. – Дело об устройстве молитвенных домов раскольниками Опочецкого уезда, о совращении некоторыми раскольническими наставниками православных.
50
РГИА. Ф. 796. Оп. 109 (1828). Д. 815. Л. 29. – О распространении Невельского уезда свободным хлебопашцем Бровцевым по Новоржевскому уезду раскола.
51
ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 5813. Л. 182 об. – Дело об устройстве молитвенных домов раскольниками Опочецкого уезда, о совращении некоторыми раскольническими наставниками православных.
52
РГИА. Ф. 1284. Оп. 196 (1835). Д. 126. Л. 83 об. – По Высочайшему повелению о раскольниках Опочецкаго уезда и Вязовскаго приказа и их часовнях. Здесь же о наставнике Бровцыне, комисаре Кузнецове и о моленной в деревне Глетковой.