bannerbanner
Записки старика
Записки старика

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Спустя больше десяти лет явился другой такой же авантюрист, но уже военный, следовательно, без традиций, помещик Клингер, известный под именем Тришки, наполнивший своею славою более Смоленскую и отчасти Орловскую губернию. О нем упоминает и Тургенев в «Записках охотника». Он тоже был сослан в Сибирь и тоже явился обратно – в Велижском уезде, но конец его неизвестен. Кажется, он не был пойман вторично. Вдова его вышла потом замуж за полковника В. С. Комарова и была мачехой всех Комаровых Виссарионовичей.

Самый многочисленный класс жителей города были мещане, а многочисленнейшие из них – евреи, начиная с капиталистов, живших с азиатскою роскошью, до жалких полубосых оборвышей, бегавших из дома в дом с коробочками, заключавшими в себе медные и томпаковые цепочки, запонки, колечки, сережки, кусочки мыла и прочие редкости ценностью в общем итоге не более рубля. При каждом сколько-нибудь порядочном доме непременно был хотя один жид – фактор, исправляющий за суточную плату 12–15 коп[еек] (на нынешний курс 3 Ѕ–4 Ѕ коп[ки] сер[ебром]) службу рассыльного. Он бегал с поручениями и посылками, совершал мелочные покупки, справлялся о приезде или отъезде какого-нибудь лица и даже не отказывался содействовать в любовных интрижках, и все это за ничтожнейшую плату, с отчетливой точностью и в полной уверенности в ненарушимости секрета.

Все без исключения евреи были торгаши, а специально присвоенною ими была торговля вином. Белоруссия тогда пользовалась свободою винокурения, и города только были на откупе. В городе ведро вина стоило около 1 р[ублей] сер[ебром], а за чертою городской земли оно было дешевле полтинника[62]. Внос и ввоз в город вина наказывался огромным штрафом, а даже в некоторых случаях и ссылкою в Сибирь. Кругом города днем и ночью стояла стража, осматривавшая и ощупывавшая всех въезжающих и входящих в город без различия званий, состояний пола и возраста.

Виноторговля вся была в руках евреев. Богатые брали на откуп города, а бедные то содержали питейные дома в городах, то арендовали корчмы, т. е. постоялые дворы по деревням, то, наконец, служили в кордонной страже на черте городской земли. В праздничные дни большая часть мастеровых и рабочих с раннего утра отправлялась за город, в ближайшие корчмы, напивалась там и к вечеру веселою гурьбою входила в город, поддразнивая караульных запрещенною дешевою водкой, вносимой в многочисленных желудках и кишках.

Евреи были освобождены от рекрутской повинности, имели две синагоги и управлялись общественным советом (кагалом) под председательством официально назначаемого раввина, которого они не очень долюбливали и называли рабби мамсер (незаконнорожденный). Все духовные требы исполнял другой, избранный обществом, неофициальный раввин, яростный фанатик и хасид.

Прочие мещане были белорусыуниаты; народ темный и с крайне ограниченным кругозором, послушный, боязливый, уступчивый, смирный, суеверный, одним словом, ничем не отличающийся от сельского своего собрата – мужичка. Как сельские, так и городские приходские священники их по умственному развитию были не выше прихожан, ежели не брать во внимание знание требника и обрядов богослужения. Все они, обремененные семействами, жили бедно и почти с проголодью, смиренно и в полной зависимости от своих прихожан, которые как только сколько-нибудь возвышались над уровнем окружающей их среды состоянием ли, чином ли по службе, сейчас же, смотря по обстоятельствам, делались то православными, то католиками. Одни только униатские монахибазилиане отличались высшим просвещением. Все они по образовательному цензу были или кандидаты[63] или даже магистры философии. Им передан был поиезуитский монастырь в Витебске с состоящею при нем школой на степени гимназии. Монашенки-базилианки содержали тоже школку для девиц с курсом, близким к курсу уездного училища.

Кроме униатов довольно многочисленны были великорусские беглецы-старообрядцы, называвшиеся филипонами и занимавшиеся торговлею и огородничеством. Почти все они имели собственные свои деревянные домики и огороды, а некоторые владели и каменными лучшими в городе домами. Слава о них шла по городу очень нехорошая, и все прочие жители без различия народностей и вероисповедания, по возможности чуждались их. Церкви своей они не имели, а священников православных избегали и ненавидели. Темные и невероятные рассказы о них носились по всему городу. Я знаю только три факта, очень характеристичные, которые могут бросить хоть слабый свет на эту крайне загадочную тайну в этнографическом и социальном отношении.

По городу вдруг разнеслась молва, что бодрый и крепкий старик Кумачев, владелец двух или трех каменных домов, доживает последний месяц девяностого года от рождения и что он должен будет непременно в это время умереть, потому, что, по мнению старообрядцев, от него, ежели он останется жив, может родиться антихрист. Во избежание чего он сходит в баню, призовет детей, благословит их и сам же вручит своему первенцу дубину, которою тот обязан убить его наповал особенным каким-то способом. И в самом деле, старик умер к назначенному сроку, хотя дня за три или за четыре я видел его ходившего по двору. Он был бодр, держался прямо и даже не подпирался тростью. Не остаток ли это древней, еще докривичской правды в наружной только религиозной […][64] христианской оболочке?

Ученик Академии Художеств живописец Лохов[65] имел собственный домик за Двиною вблизи униатской церкви Св. Петра. Соседи у него кругом были филипоны. Вот в одно прекрасное утро явился к нему соседушка-старик с письмом от сына, полученным на днях, которое ни сам он и никто из его семейства по безграмотству прочесть не могут. Письмо это состояло во-первых из поклонов до сырой земли родителям с просьбою нерушимого их благословления, и во-вторых, из извещения, что лесной промысел его во Владимирской губернии идет очень удачно. Одно только его беспокоит, что попался ему какой-то пошляк, у которого нашел он только полтинник, и этот-то пошляк не дает ему теперь уснуть спокойно, спрашивая постоянно: «За что ты меня зарезал?» – «Уж я до того измучился, что хочу даже оставить промысел и вернуться к вам; и потому прошу у вас, дорогие батюшка и матушка, вашего родительского совета и повеления по сему случаю». Лохов остолбенел по прочтению этих слов и окончательно растерялся. Старик, заметив это, быстро выхватил у него из рук письмо, скомкал его, засунул в карман и преспокойно сказал: «Эх, дитя, учить еще! Ну что ж, и по полтинничку можно собрать кое-что. А ты, соседушка, никак смутился? Смотри, будь нем, как рыба, и берегись». И Лохов берегся, старательно берегся. «Убьют, а не менее, как сожгут!» – говорил он спрашивающим его об этом событии.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Emilia Platerówna jako folklorystka. Oprac. W. Bruchnalski // Lud. 1906. T. 12. S. 183.

2

Z pamiętnika M. Marksa Witebszczanina. Oprac. W. Bruchnalski // Lud. 1922. T. 21. S. 136–153.

3

Słabczyńscy W.T. Słownik Podróżników Polskich. Warszawa, 1992; Łukawski Z. Ludność polska w Rosji. Wrocław, 1978; Kietlicz-Wojnacki W. Polskie osiągnięcia naukowe na obczyźnie. Lublin, 1980; Kijas A. Polacy w Rosji od XVII wieku do 1917 roku. Słownik biograficzny. Poznań, 2000. S. 211–212.

4

Маркс, Максимилиан Осипович (1816–1893) // Сибирская советская энциклопедия. Т. 3. Л-Н. Ред. Б. З. Шумяцкий. Новосибирск, 1931. С. 308. Именно в этой энциклопедической статье в качестве места рождения Маркса было указано Дубецко в Галиции, и эта ошибка впоследствии повторялась в трудах советских и польских историков.

5

Чудновский С. Л. Из дальних лет. Воспоминания. М., 1934. С. 233–234.

6

Сливовская В. Польско-советское сотрудничество в области исторической науки в 1950–1980-е гг. // Русско-польские языковые, литературные и культурные контакты. Ред. М. Волос, С. Гжибовский, В. А. Хорев. М., 2011. С. 310–311.

7

Митина Н. П., Федосова Т. Ф. Польские революционные связи в подполье и ссылке (1864–1866) // Русско-польские революционные связи. T. 2. Ред. В. А. Дьяков, И. С. Миллер, Л. А. Обушенкова. М., 1963. С. 110–114, Сухова Н. Г. Физико-географические исследования Восточной Сибири в XIX веке. М.-Л., 1964.

8

Леончик С. Максимилиан Маркс. Судьба польского интеллигента в енисейской ссылке // Польская интеллигенция в Сибири XIX–XX вв. Ред. С. В. Леончик. Красноярск, 2007. С. 104–114; Idem. Польско-белорусские контакты в Витебске первой половины XIX в. по воспоминаниям ссыльного в Сибирь Максимилиана Маркса // Polskie dziewiętnastowieczne pamiętniki i listy z Ziem Zabranych – rola i miejsce w badaniach historycznych. Red. W. Caban, L. Michalska-Bracha. Warszawa, 2017. S. 285–298; Idem. Максимилиан Маркс в енисейской ссылке // Вiцебскi сшытак. Гiстарычны навукова-па-пулярны альманах. 2017. № 5. С. 115–130. На польском языке: Leończyk S. Maksymilian Marks – uczony, bojownik o niepodległość Polski // Polacy w nauce, gospodarce i administracji na Syberii w XIX i na początku XX wieku. Red. A. Kuczyński. Wrocław, 2007. S. 307–315; Idem, Maksymilian Marks i jego działalność naukowa na zesłaniu w Jenisejsku na Syberii Wschodniej // Galicja a powstanie styczniowe. Red. M. Hoszowska, A. Kawalec, L. Zaszkilniak. Warszawa-Rzeszów, 2013. S. 287–295.

9

Горнак В.В. Витеблянин М. Маркс и его «Записки старика» // Белорусское поозерье: язык и духовная культура. Ред. А.М. Мезенко. Минск, 2001. С. 152–164; Idem. Витеблянин М. Маркс о студенческих кружках в Виленском и Московском университетах XIX века // Наука – образованию, производству, экономике: материалы XVII (64) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов в 2 т. Т. 1. Витебск, 2012. С. 146–148; Дулов А.Н. «Записки старика» Максимилиана Маркса как источник по истории Витебска // Актуальные проблемы источниковедения: материалы IV Международной научно-практической конференции к 420-летию дарования городу Витебску магдебурского права. Витебск, 2017. С. 376–382; Маркс М. Записки старика: Витебск с 1821 по 1840 гг. // Віцебскі сшытак. 1995–1997. № 1–3.

10

Tyrowicz M. Edward Bonifacy Pawłowicz // Portrety ossolińskie. Antologia wspomnień. Wybrał, oprac. i biogramami opatrzył E. Adamczak. Wrocław, 1992. S. 103–109.

11

Федосова Т.Ф. Воспоминания Максимилиана Маркса «Записки старика» // Исследования по истории польского общественного движения XIX в. – начала XX в. Ред. В.А. Дьяков, И.С. Миллер, А.М. Орехов. М., 1971. С. 154.

12

Федосова Т.Ф. Воспоминания… С. 152.

13

Пикуль В. Тайный советник. Исторические миниатюры. М., 2002.

14

В настоящее время Львовская национальная научная библиотека Украины им. В. Стефаника (Львівська національна наукова бібліотека України імені В. Стефаника), которая после войны содержит в своих фондах часть книг и документов из Национальной библиотеки им. Оссолинских (Оссолинеум). Воспоминания Маркса хранятся в фонде рукописей под номером L 3454.

15

Ф. 95. Оп. 1 – 1863 г. Д. 132.

16

В настоящее время Енисейский Краеведческий Музей им. А.И. Кытманова. Фотокопия воспоминаний находится в фондах музея ОФ. 2141/10. Машинопись.

17

Нацыянальні гістарычні архіў Беларусі. Ф. 1781. Оп. 35. Д. 10, Л. 6.

18

Kijas A. Op. cit. S. 211.

19

Деятели революционного движения в России: Биобиблиографический словарь: От предшественников декабристов до падения царизма / Под ред. Вл. Виленского-Сибирякова, Феликса Кона, А. А. Шилова [и др.]. Т. 1: От предшественников декабристов до конца «Народной воли»: Ч. 2: Шестидесятые годы / Сост. А. А. Шилов, М. Г. Карнаухова. – 1928. C. 237–238.

20

П. Г-въ. Максимилиан Осипович Маркс. (Некролог) // Восточное обозрение. 1893. № 38. С. 7–8.

21

Могила была разрушена во время ликвидации Абалацкой церкви и располагавшегося при ней кладбища в 1935 году.

22

Маркс М. С. 36.

23

Дулов А.Н. Op. cit. С. 381–382.

24

Маркс М. … С. 170.

25

См.: Митина М.П., Федосова Т.Ф. Польские революционные связи в подполье и ссылке (1864–1866) // Русско-польские революционные связи. Т. 2. Москва, 1963. С. 110–114.

26

Маркс М. … С. 196.

27

См.: Kijas A. Op. cit. S. 212.

28

Маркс М. … С. 198.

29

См.: Деятели революционного движения. М., 1928. С. 237.

30

Маркс М. … С. 229.

31

Там же. С. 228.

32

Там же. С. 241.

33

Там же. С. 257.

34

Там же. С. 265.

35

Głębocki Н. Fatalna sprawa. Kwestia polska w rosyjskiej myśli politycznej w latach 1856–1866. Kraków, 2000. S. 352–353; Głuszkowski P. Dwie Rosje wobec powstania styczniowego // Polskie powstania przeciw Rosji a Europa. Red. Ł. Adamski. S. Dębski. Warszawa, 2016. S. 239–266.

36

Маркс М.К. Климат Енисейска по двенадцатилетним наблюдениям, 1873–1883 // Записки Академии Наук. Т. 55. Спб, 1887. С. 31.

37

Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии 1594–1893 годов. Красноярск, 2016. С. 476.

38

См.: Список лиц удостоенных наградами Императорского Русского географического общества со времени его основания по 1907 год // Отчет Императорского Русского географического общества за 1907 год. – СПб., 1908. – С. 152–153.

39

Галенко П. Маркс в Енисейске // Красноярский рабочий. 1989. № 23.

40

Государственный Архив Красноярского Края. Ф. 595 (Енисейское губернское управление Министерства внутренних дел). Оп. 63. Д. 340. Л.25.

41

Маркс М. … С. 271.

42

Там же.

43

Wójcik Z. Aleksander Czekanowski. Lublin, 1982; Маркс М. … С. 269.

44

Известия Императорского Русского географического общества. Т. 18. 1882.

45

Кривошеева Л. Учреждение, «имеющее целью своей познание истины» // Енисейская правда. 16.09.2009.

46

На основании материалов Енисейского краеведческого музея.

47

Редакционная статья // Сибирская газета. 1883. № 12.

48

Чудновский С.Л. Op. cit. С. 233–234.

49

L. M. 13 lut. 1887 r. // Ossolineum Wrocław. Szczątki. Poezje M[aksymiliana] Marksa w 1869 r. zebrane i dopełnione w Jenisejsku w 1889 r. Pol. XIX w. Sygnatura 3453/I. K.59f–60.

50

Cм.: Śliwowska W. Ucieczki z Sybiru. Warszawa, 2005.

51

Сын витебского раввина и купца 1-й гильдии Габриэля-Якова Гинцбурга (ок. 1793–1853) Евзель (Иоссель) Гинцбург (1812–1878) в 1850-х гг. перебрался на жительство из Витебска в Петербург, основал там банкирский дом «И. Е. Гинцбург» с отделением в Париже на бульваре Османн, к концу жизни стал крупнейшим землевладельцем и мультимиллионером, получил баронский титул. Умер и похоронен в Париже.

52

Все подчеркивания сделаны в тексте. Возможно, их авторами были редактор или цензор.

53

Лепарский Станислав Романович (1754–1837), генерал-лейтенант. Воспитанник Полоцкой иезуитской школы. С 1826 г. и до конца жизни был комендантом Нерчинских рудников, куда были сосланы приговоренные к каторжным работам декабристы.

54

Безбородко Александр Андреевич (1747–1797) – граф, позже князь, влиятельный политический деятель, руководивший политикой Российской империи с 1781 года.

55

Отсылка к третьей части поэмы «Дзяды» Адама Мицкевича.

56

Островский Павел, небогатый помещик, живший в окрестностях Витебска. Был вытеснен в результате судебного процесса из своего имения соседом и стал грабителем. Его историю от П.В. Нащокина услышал А.С. Пушкин. Островский стал прототипом главного героя его романа «Дубровский».

57

Радзивилл Кароль Станислав по прозвищу Пане Коханку (1734–1790), князь, представитель знаменитого магнатского рода, один из самых богатых и влиятельных дворян Великого княжества Литовского. Любитель разгульной жизни и вымышленных рассказов о собственной персоне.

58

Потоцкий Николай Базилий (1712–1782), староста каневский, известный польский авантюрист и меценат. Его замок в Бучаче на Украине был центром разгула и разврата.

59

Володкович Михаил (1731–1760), один из ближайших друзей князя Кароля Станислава Радзивилла Пане Коханку. Был арестован в Минске после драки в суде и убит.

60

«Ринальдо Ринальдини, атаман разбойников» – пользовавшийся в то время широкой популярностью разбойничий роман К.А. Вульпиуса.

61

Фра-Дяьволо, наст. имя Микеле Пецца (1771–1806), итальянский разбойник и участник освободительного движения. Стал главным героем одноименной комической оперы французского композитора Д. Обера, впервые исполненной в 1830 г.

62

Полтинник – монета достоинством полрубля, что равнялось 50 копейкам.

63

Кандидат (университета) – ученая степень, существовавшая в России в 1803–1884 годах, получение ученой степени кандидата приравнивается к окончанию сегодня магистерского обучения с отличием. Эквивалентом современной степени кандидата наук была степень магистра.

64

Не разбор.

65

Лохов Гавриил – портретный живописец. В 1786 г. Академия Художеств выдала ему свидетельство “в его художестве”.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3