bannerbanner
Записки старика
Записки старика

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Максимилиан Маркс

Записки старика

Под редакцией

Петра Глушковского (Варшавский университет),

Сергея Леончика (Естественно-гуманитарный университет в Седльцах),

Адама Яскульского (Варшавский университет).


Рецензенты:

доктор исторических наук Мариуш Кулик (Институт истории Польской академии наук),

доктор педагогических наук Ольга Стукалова (Российский университет дружбы народов)

Юбилей профессора Збигнева И. Вуйчика – одного из основателей Польско-Сибирской библиотеки

Уже десять лет группа энтузиастов старается ознакомить российского читателя с результатами исследований различных аспектов польского присутствия в Сибири. Этот успех не был бы так очевиден, если бы не многолетний труд многих польских историков, гораздо раньше занявшихся исследованием этой темы. Одним из ведущих ученых, стоящих во главе этих исследований, является профессор Збигнев И. Вуйчик, словно человек Ренессанса, энциклопедически образованный, имеющий широкую сферу научных интересов.



Профессор, доктор исторических и геологических наук Збигнев И. Вуйчик (род. в 1931 г. в г. Луцке) является ученым, который внес неоспоримый вклад в изучение польского присутствия и влияния поляков на цивилизационное развитие России.

Особое признание как в Польше, так и в России ему принесли публикации, посвященные Александру Чекановскому (1982), Ивану Черскому (1986), а также Каролю Богдановичу (1997) и Иосифу Морозевичу (2004).

Первые два ученых, несмотря на то, что были ссыльными, как бы наперекор судьбе, внесли значительный вклад в исследование природы Сибири. Их достижения были высоко оценены российскими учеными и властями в Санкт-Петербурге. А. Чекановский стал членом Сибирского отделения Русского географического общества в г. Иркутске, а И. Черский – сначала сотрудником Московского археологического общества, а затем членом Русского географического общества.

Двое других ученых не были ссыльными. Кароль Богданович – это выдающийся геолог и географ, до 1919 года проводивший исследования на территории России. Он был профессором Санкт-Петербургского горного института, а также директором Геологического комитета – главного государственного геологического учреждения в России. Иосиф Морозевич после вхождения в 1897 году в состав Геологического комитета, проводил свои исследования на Урале и в Ногайской степи. Результатом этих исследований стали многочисленные публикации, посвященные горам и минералам.

Монографии и многочисленные статьи З. Вуйцика, посвященные истории поляков в Сибири в XVIII–XX веках, основаны на тщательном анализе архивных материалов и полевых исследованиях, осуществляемых на Камчатке, в Южно-Сахалинске, Владивостоке и Иркутске. В этом отношении Юбиляр является выдающимся исследователем.

Профессор неоднократно становился вдохновителем и генератором новых направлений в польско-сибирской истории, в частности стоял у истоков исследований вклада поляков в естественнонаучное изучение Сибири и Дальнего Востока в XIX веке. Одним из мероприятий в рамках этой деятельности стала организация в Иркутске в 1989 году международной научной конференции, посвященной 100-летию польских исследований в Восточной Сибири. Начиная с этого времени, как в российских, так и польских сборниках материалов конференций стали появляться тексты об абсолютно неизвестных ранее ссыльных, внесших вклад в цивилизационное развитие Сибири.

Профессор Збигнев Вуйчик имеет значительные заслуги в области издания и редакции древнепольских мемуаров, касающихся Сибири. Они были изданы в рамках издательской серии «Библиотека ссыльного». При участии профессора Антония Кучинского было опубликовано 5 томов воспоминаний: Dziennik Józefa Kopcia brygadiera wojsk polskich (1995) – Дневник Иосифа Копца – бригадира польских войск; Dwa polskie pamiętniki z Syberii XVII–XVIII wiek (1996) – Два польских воспоминания из Сибири XVII–XVIII век; Адам Каменский Длужик, Diariusz więzienia moskiewskiego, miast i miejsc (1997) – Ежедневник из московской тюрьмы, городов и мест; Кароль Любич Хоецкий, Pamiec dzieł polskich. Podróz i niepomyślny sukces Polaków (1997) – Память польских достижений. Путешествие и необъяснимая удача поляков; Фаустин Чичерски, Znaczniejszych przypadków pewnego z Syberii powrotnego Polaka w 1801 roku (1998) – Важные эпизоды из жизни одного поляка, вернувшегося из Сибири в 1801 году.

Ранее же, в 1991 году, был опубликован с подробным предисловием оригинальный и значимый труд Михала Яника 1928 года Dzieje Polaków na Syberji (История поляков в Сибири). Двумя годами позже была издана работа Зигмунта Либровича Polacy w Syberji (Поляки в Сибири), впервые опубликованная в Санкт-Петербурге в 1884 г.

Юбиляр внес неоценимый вклад в популяризацию исследований по истории поляков в Сибири. По его инициативе была создана Комиссия изучения истории Сибири Комитета истории науки и техники Польской Академии Наук. На заседаниях Комиссии собираются не только польские историки, но и приезжающие на стажировки российские ученые, занимающиеся историей Сибири. Им профессор всегда может дать совет и оказать помощь.

Профессор активен и в других областях науки. Он является членом Комитета истории науки и техники Польской Академии Наук, членом Комитета истории науки и техники Польской Академии Знаний, одним из основателей издательских серий «Польско-Сибирская библиотека» и «Библиотека ссыльного».

За выдающиеся научные достижения в сибирской проблематике он в 2008 году получил специальную награду журнала “Przegląd Wschodni” (Восточное обозрение).

Эту книгу мы посвящаем проф. Збигневу И. Вуйчику, которому желаем крепкого сибирского здоровья.

Польско-Сибирская Библиотека

Предисловие

О Максимилиане Марксе мало кто вспоминал на протяжении более ста двадцати пяти лет. Исследователи истории польско-российских отношений редко упоминали о нем или даже просто не знали о его существовании. Сегодня об этом приходится лишь сожалеть, поскольку воспоминания, написанные этой безусловно яркой личностью, могут послужить иллюстрацией всей сложности польско-российских отношений в XIX веке.

Первым в Польше, кто вспомнил о Марксе, был Вильгельм Брухнальский, историк литературы, который также был членом этнологического общества «Товажиство Людознавче» во Львове. В 1906 году в журнале «Люд» он опубликовал отрывок об Эмилии Плятер из рукописных заметок Маркса, которые назвал «неопубликованным до сих пор „дневничком”»[1]. Через несколько лет в том же журнале появился более обширный фрагмент заметок Маркса о его наблюдениях из Витебска. «Несомненно, „Дневник” Маркса, а фактически „Дневничок” не претендует на то, чтобы занять какое-либо место среди всего богатства польской литературы, созданной прекрасными ее представителями, – писал Брухнальский, – но, несмотря на все его литературные недостатки, в нем есть кое-что, отличающее его от других, а именно полностью фольклорное направление»[2]. Брухнальский, имея в своем распоряжении только черновые записи Маркса, недооценил его литературные способности, но зато справедливо заметил, что он был прекрасным наблюдателем. Он также не упомянул о захватывающей истории его жизни, а лишь отметил, что тот происходил из Витебщины и был очевидцем описываемых событий.

В последующие десятилетия никто больше в Польше не писал о Максимилиане Марксе. Первые упоминания и статьи в справочной литературе о нем появились только в 1970-е годы[3]. Однако и это не привело к волне интереса к этой фигуре. Как ученый и исследователь Сибири он был оттеснен на второй план гораздо более известными деятелями, такими как Бронислав Пилсудский, Вацлав Серошевский и Эдуард Пекарский, так и не дождавшись собственного биографа.

Также советские исследователи польско-российских связей долгое время не обращали внимания на деятельность Максимилиана Маркса. Первое упоминание о нем появилось в «Сибирской советской энциклопедии», изданной в Новосибирске в 1931 году[4]. Тремя годами позже о нем вспомнил также народник, корреспондент «Русской мысли» и «Сибирской газеты» Соломон Чудновский[5]. Интерес к Марксу появился после того, как стало известно о важной роли, которую он сыграл в Москве накануне Январского восстания. В период тесного сотрудничества между польской и советской академиями наук тема польско-российских революционных связей стала предметом особенно интенсивных исследований. И неслучайно Январское восстание оказалось в центре внимания историков из Института истории им. Т. Мантейфеля ПАН и Института славяноведения и балканистики АН СССР. Итогом работы стал долгожданный 25-томный труд под общим названием «Восстание 1863. Материалы и документы» (название на польском языке «Powstanie Styczniowe. Materiały i dokumenty») под редакцией выдающихся историков Стефана Кеневича и Владимира Дьякова, а также десятка полтора важных монографий, опубликованных членами научного коллектива (в т. ч. авторства Виктории Сливовской, Ольги Морозовой, Татьяны Федосовой)[6]. Остается только сожалеть, что на этой волне не появились не только биография, но хотя бы развернутый биографический очерк. Исследователи Январского восстания и революционного движения часто упоминали о Марксе в связи с деятельностью членов польской организации «Огул», направлявшей студентов на вооруженную борьбу против царизма[7]. В последние годы Сергей Леончик написал несколько статей о Марксе, которые в будущем могут лечь в основу научной биографии[8]. Стоит отметить, что на Маркса обратили внимание также исследователи из Беларуси, подчеркивающие его белорусские корни[9].

Максимилиан Маркс решил опубликовать свои воспоминания, находясь уже в Енисейске и занимая прочную позицию превосходного метеоролога. Его воспоминания были записаны в 1888 году. Понимая, что издать их на польском языке практически невозможно, Маркс перевел их на русский язык и отправил в самый читаемый исторический журнал в Российской империи «Русская старина», а точнее его главному редактору Михаилу Ивановичу Семевскому. Неизвестно, по каким причинам журнал решил не публиковать его воспоминания. Можно только предположить, что прошлое Маркса, и особенно его контакты с организацией Дмитрия Каракозова, повлияли на решение редакции. Немаловажен был и существенный объем воспоминаний, которые пришлось бы публиковать в нескольких номерах журнала, а также их «польский характер». Хотя «Русская старина» публиковала в том числе и источники по истории Польши, однако полное размещение воспоминаний Маркса, безусловно, было бы критически воспринято более консервативными читателями журнала. К сожалению, в Российской империи не удалось опубликовать даже фрагментов «Записок старика».

В 1891 году Максимилиан Маркс решил передать русский перевод «Записок старика» своему другу Эдварду Павловичу, который в то время работал хранителем Музея Любомирских при Национальном институте им. Оссолинских во Львове[10].

Первое фрагментарное издание воспоминаний Маркса произошло почти столетие спустя, в 1971 году. Татьяна Федосова из Института славяноведения и балканистики АН СССР опубликовала две из шести частей текста. Как заявила сама исследовательница, она ограничилась двумя частями, потому что остальное не касалось 1860-х годов, которые были наиболее важными с точки зрения исследования революционных отношений[11]. Кроме того, витебская и смоленская части не показались автору достойными публикации, поскольку были написаны с большим отрывом во времени и не содержали нового фактического материала[12]. Невозможно согласиться с этим мнением. Более того, оно противоречит оценке Брухнальского, согласно которому Маркс включил исключительно ценные сведения о повседневной жизни на белорусских землях в первой половине XIX века. Уникальность воспоминаний Маркса подтверждается также выводами современных белорусских историков.

Стоит упомянуть, что фигура Максимилиана Маркса вдохновила известного советского писателя Валентина Пикуля, который в популярной серии исторических миниатюр упомянул его в произведении «Тайный советник»[13]. Интерес к рукописи воспоминаний Максимилиана Маркса, вызванный публикацией Татьяны Федосовой, стал причиной передачи фотокопии «Записков старика» из Львовской государственной научной библиотеки Министерства культуры УССР[14] сначала в Центральный Государственный Архив Октябрьской Революции (в настоящее время – ГАРФ)[15], а затем уже и в Краеведческий музей в г. Енисейске Красноярского Края РСФСР, то есть в город, где и были написаны эти воспоминания[16].

Почему воспоминания Маркса заслуживают внимания читателей? Прежде чем будет представлено содержание «Записок старика», стоит вкратце напомнить биографию автора. Максимилиан Маркс родился в 1816 году. Большинство биографов ошибочно указывают, что он родился в Дубецко в Галичине, откуда его родители переехали в Витебск. На самом деле он родился уже в Витебске, как указано в свидетельстве о рождении, хранящемся в местном архиве[17]. О его родителях известно немного: отец Юзеф служил подпоручником в польской армии и, скорее всего, был сослан царскими властями.

Детство и юность Максимилиана Маркса прошли в Витебске, где он учился в местной гимназии. Потом он поступил в Московский университет, но не окончил его по болезни. В 1857 году он сдал экстерном экзамены на учителя географии и первоначально работал в Смоленске, а с 1861 года в Москве[18]. Его деятельность на благо независимости Польши привела к тому, что, как и большинство членов союза патриотического общества «Рух», он был арестован и помещен на несколько месяцев в Петропавловскую крепость в Петербурге. После освобождения он продолжал свою подпольную деятельность в Польском комитете, чему хорошим примером служит оказанная им помощь Ярославу Домбровскому при побеге из московской тюрьмы. Основным направлением деятельности Комитета в то время было содействие побегам и предоставление укрытия беглецам. Маркс также надеялся, что Польскому комитету и русским революционным партиям удастся ввести конституционно-демократический строй в Российской империи. В 1866 году он стал одним из обвиняемых по делу Дмитрия Каракозова, совершившего покушение на Александра II. Вместе с главой Польского комитета Павлом Маевским и Болеславом Шостаковичем он был лишен права собственности и приговорен к ссылке в Сибирь[19]. Сначала он остановился в Кежме, а затем в Енисейске, одном из сибирских уездных городов. Сюда к нему приехала семья – жена и дочь, которые также участвовали в подпольной деятельности. Во время ссылки он сосредоточился на научных исследованиях: гидрографических измерениях и метеорологических наблюдениях. Максимилиан Маркс скончался в Енисейске 5 июля 1893 года в возрасте 76 лет. Он был похоронен на Абалацком кладбище[20], его могила не сохранилась[21].

«Записки старика» – произведение, разделенное на шесть частей, в которых автор вспоминает свою жизнь в родном Витебске (1821–1840), позднее работу в Смоленске (1841–1860) и Москве (1861–1864), дорогу в Сибирь (1866–1867) и, наконец, жизнь в ссылке: село Кежма (1867–1868) и Енисейск (1869–1888). Каждая часть разбита на несколько глав, которые образуют связную композицию, но в то же время могут быть проанализированы и опубликованы как отдельные фрагменты, касающиеся конкретных событий. Хотя Маркс родился в 1816 году, в первой части он описывает перемены, происходящие на белорусских землях с 1772 года, т. е. со времени первого раздела Польши и присоединения этих земель к Российской империи. Автор подчеркивает, что на протяжении всего правления Александра I на белорусских землях сохранялись отличные от других частей Российской империи законы, здесь царские приказы сочетались с литовским статутом и магдебургским правом. Согласно Марксу, Белоруссия состояла из украинских земель и исторической Литвы – к сожалению, он не уточнил, как выглядели ее границы. Вместо этого он сосредоточился на описании Витебска, в котором провел свое детство и юность, но часто подчеркивал, что описывал явления и события, характерные для всей Белоруссии.

Маркс описал все сословные слои: от царской семьи, которая побывала в Витебске проездом, до аристократии, шляхты (в т. ч. обедневшей), горожан, еврейского меньшинства и крестьян.

Судьбе последних он уделил особое внимание. Он считал, что под влиянием провозглашенных в конституционную эпоху лозунгов крестьяне начали понимать, что возможна иная жизнь, чем крепостной гнет. Конечно, это было только начало процесса, который продолжался на протяжении долгого XIX века. Маркс, однако, отмечал, что жизнь белорусского крестьянства была чрезвычайно трудной как в Речи Посполитой, так и в Российской империи. Подавляющее большинство крестьян смиренно терпела бесчеловечное обращение, впав даже в зависимость от телесных наказаний.

Маркс также обращал внимание на сложные вопросы национально-конфессионального характера на белорусских землях в первой половине XIX века. Он подчеркнул разницу между польской и русской знатью: последняя чаще всего относилась к Витебску как к месту временного удаления, по окончании которого должно было незамедлительно последовать продвижение по службе. Лишь немногие из них сжились с городом.

Маркс, хотя и смотрел на свой родной город с большой симпатией, понимал его отсталость. Примером тому является его описание мещан: «народ темный и с крайне ограниченным кругозором, послушный, боязливый, уступчивый, смирный, суеверный, одним словом, ничем не отличающийся от сельского своего собрата – мужичка. Как сельские, так и городские приходские священники их по умственному развитию были не выше прихожан»[22]. Однако это не значит, что в Витебске не было людей просвещенных и широких взглядов. Местная интеллигенция, учителя, врачи и некоторые чиновники были особенно близки его сердцу и поэтому часто появляются на страницах его воспоминаний.

Многое из истории, рассказанное Марксом, было почерпну-то у его родственников и друзей, особенно это касается событий из его раннего детства или 1772–1816 годов, таких как, например, Наполеоновская кампания. Однако Маркс был свидетелем многих важных событий, происходивших в Витебске. Одним из них, безусловно, было бегство Великого князя Константина и его жены Иоанны Грудзинской из Царства Польского. Витебская часть богата информацией, ценной для микроистории, ярким примером чего являются интересные факты о жизни местных старообрядцев-филипповцев и еврейского меньшинства. Нельзя не согласиться с белорусским исследователем Анатолием Дуловым, который считает, что это исключительно ценный источник информации о социальном, этническом и религиозном составе жителей Витебска, многочисленных стереотипах, а также о «реализации правительственной политики и реакции на нее местных жителей»[23].

Вторая часть была посвящена Смоленску 1841–1860 годов, месту, где Маркс провел юность и начал работать учителем в гимназии. В этой части автор еще раз проявил себя знатоком местной истории: он предварил свои воспоминания обширным историческим вступлением, уделяя особое внимание наполеоновским временам. В этой части собраны сведения о «подлинных» и важных для истории города смолянах, которые, по мнению автора, заслужили память потомков.

Особого внимания заслуживает описанный Марксом всеобщий энтузиазм жителей Смоленска накануне Крымской войны, добровольно уходивших на фронт. С выходом армии из города смоляне перестали интересоваться войной и не следили за новостями из Крыма. Информация о поражении империи от антироссийской коалиции была воспринята даже чуть ли не с удовлетворением. Маркс во всех главах старался описать самых важных людей, которых он видел, и события, свидетелем которых он был. Много места он уделил генералу Владимиру Назимову, который в 1849–1855 гг. был попечителем Московского учебного округа. Назимов был убежден, что образование и обучение имеют второстепенное значение, а жителям России, прежде всего, нужен порядок. Позиция Назимова была хорошим примером состояния науки в Российской империи в «мрачное семилетие» окончания правления Николая I. В воспоминаниях Маркса также можно найти описание визита в Смоленск императора Александра II, который, в отличие от своего предшественника и большинства представителей царской власти, придавал большое значение образованию и начал свое пребывание в городе с осмотра гимназии.

Украшением этой части является история болгарских студентов, которых привезли в Россию и по приказу супруги императора распределили по учебным заведениям по всей России. Трое из них попали в Смоленск, где жили в доме Максимилиана Маркса. Автор шутливо описал их адаптацию к смоленским условиям, а заодно показал, как империя проводила свою панславянскую политику в отношении болгар.

Маркс также следил за настроением смоленских помещиков в связи с предположениями об отмене крепостного права. Местное дворянство с негодованием восприняло раболепное обращение помещиков Виленской губернии с просьбой отменить крепостное право. Они были уверены, что это «польская интрига», на которую царь не согласится, – основа их интересов. Последняя глава смоленской части вносит много интересного в вопрос об отношении россиян к отмене крепостного права.

Действие третьей части «Записок старика» происходит в Москве. Маркс начинает ее с описания впечатлений его самого и его семьи после приезда из Смоленска в Москву, а также сравнения его ранних воспоминаний о городе с Москвой 1860-х годов. В следующих главах описываются встречи с болгарскими студентами. Начало этих контактов относится ко времени пребывания Максимилиана Маркса в Смоленске. Этот фрагмент воспоминаний полон панславянских тем, касающихся не только поляков и болгар, но и чехов.

Самая важная часть московских воспоминаний – это фрагмент, связанный с польским студенческим кружком в Москве. В своих воспоминаниях Маркс сравнивает российские студенческие кружки с польскими: «Русские кружки были раздроблены и считали в своем составе только десятки студентов. В польский же кружок входили сотни, прибывшие из огромного пространства от Западной Двины и Днепра до границ империи с Пруссиею и Австриею, т. е. из тех учебных округов, которые лишились в 1831 г. своих университетов»[24].

Маркс описывает также реакцию польского общества в Москве на события в Варшаве 15 (27) февраля 1861 г., когда генерал Василий Иванович Заблоцкий приказал открыть огонь по мирной демонстрации, требующей проведения социальных реформ и предоставления гарантий основных гражданских прав. Манифестация превратилась в религиозно-патриотическое шествие. В этой ситуации не остались равнодушными польские кружки в Москве. Во французской церкви в Москве была организована поминальная месса, на которую были приглашены не только католики, но и все остальные сочувствующие полякам: русские, болгары, чехи и армяне.

Во главе польских организаций в Москве с самого начала их деятельности встал Польский комитет – орган повстанческой власти. В руководство Комитета вошли активные участники союза общества «Рух». Весной 1863 года в руководство входили Титус Далевский, Максимилиан Маркс, Александр Зельверович, Павел Маевский, Николай Бернацкий и Н. Колтубай. В дальнейшем деятельность Польского комитета была тесно связана с именами Максимилиана Маркса и Павла Маевского[25].

Активное участие в этой деятельности принимали один из руководителей комитета, учитель географии 4-й Московской гимназии Максимилиан Маркс и его жена Леокадия. Их дом на Трубной площади (ныне центр Москвы) стал местом встречи польских студентов. Маркс писал, «что когда в марте 1863 г. разнесся призыв „do lasu” (в лес), более сотни студентов и футуров бесследно улетучилось. Кружковая касса иссякла, а брошенная библиотека бессовестно расхищена. Один из исчезнувших прислал мне из Петербурга письмо следующего содержания: „Сию минуту уезжаю из Петербурга. Знаю, что еду на верную гибель, и все-таки еду. Прощайте и не забывайте преданного вам. Супруге и дочери вашим передайте мои глубочайшие поклоны. На прощание маме целую ручку, а вас обнимаю. Прощайте и прощайте навсегда!”»[26].

Маркс описал свою деятельность в Комитете, даже не упомянув, что его судили власти за противоправное поведение и с 15 декабря 1863 г. по 12 февраля 1864 г. он содержался под стражей в Трубецком бастионе Петропавловской крепости. Согласно постановлению следственной комиссии, впоследствии он находился под негласным надзором. С весны 1865 г. московскую «конституционную группу» возглавил председатель Польского комитета Павел Маевский[27].

Четвертая часть касается этапа, т. е. дороги в Сибирь, которую Маркс преодолел из Петербурга в Кежму в 1866–1867 годах. В начале января 1866 года Маркс тяжело заболел. Не помогали даже морфий и другие успокоительные средства. Маркс впал в отчаяние и думал о самоубийстве. Он даже приготовил стакан с ядом, но беседа с женой, «слезы, мольбы и ласки ее подействовали на меня так, что я твердо решился как не страдать, а не прибегать уже к самоубийству»[28].

На страницу:
1 из 3