bannerbanner
Кавказ. Выпуск XXV. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе
Кавказ. Выпуск XXV. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе

Полная версия

Кавказ. Выпуск XXV. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Внутреннее управление усмотрено будет отчасти из разделения состояний.

Разделение состояний

Отличительные чиносостояния на Кавказе суть следующие: 1) владетельные особы; духовенство; 3) дворянство; 4) крестьяне; 5) пленники или рабы.

Владетельные особы под разными именами составляют первенствующее, или царственное, сословие. Мы поместим здесь их имена по порядку их политической важности на Кавказе в нынешнем их положении. Шамхал тарковский, царь имеретинский, хан казыкумыцкий, хан аварский, хан шемахинский, ахалцихский паша, хан ериванский, хан шакинский, уцмий каракайдакский, князь Дадиан мингрельский, Келет-бек согужский, кади табасаранский, хан карабагский, князь гурельский, горские князья и знатные вассалы; князья кабардинские, аксаевские, темиргойские, чеченские, бесленейские, мухошевские. Султан: сальянский, шурагельский, самухский, илисуйский. Князья Еристовы, Мачабеловы – осетинские; Церетели, Цулукидзе – имеретинские, Ширвашидзе – мингрельские.

Не говоря о многих других вассалах имеретинских и мингрельских.

Знатность рождения есть весьма важное преимущество в князьях, и мало примеров, чтобы человек ничтожного происхождения достигнул до верховной власти. Самые неукротимые республиканцы уважают княжеские особы, которые, по общему мнению, признаны за неприкосновенные. Но князья, со своей стороны, должны иметь личные качества, наипаче храбрость. В противном случае теряют власть и почтение. Главное попечение их состоит в том, чтобы приобретать способы к содержанию известного числа приближенных людей, составляющих отборное войско, а при том снабжать себя нужными вещами: сукном, оружием, конскими уборами, то есть всякий старается об умножении двора своего и военных сил, дабы посредством сих последних достигнуть большей власти. Кто живет смирно в своей земле и не налагает даней на своих соседей, не почитается за сильного владельца. Другая степень силы, которая ведет к первой, есть расширение родственных связей, и когда говорят: сильные князья, значит, что род их многочислен. Но сие относится к горским князьям. Прочие владельцы, наипаче ханы, родом персияне, опасаются своих ближних родственников и поддерживают уважение к своему владычеству брачными союзами с соседскими владельцами. Кроме доходов, получаемых от вассалов и крестьян деньгами и съестными припасами, везде владельцы имеют собственные свои уделы, которые населены большей частью пленниками и переселенцами. Никаких важных дел не могут предпринимать без совета своих князей, дворян и ближних людей.

Духовенство разных вер, священники, муллы, жрецы составляют второй класс народного состояния. Хотя христианское, магометанское и языческое духовенство находится здесь в глубочайшем невежестве, однако всякое в своем кругу имеет приличную власть и уважение, по мере малого просвещения жителей и чрезмерной их склонности к суеверию. Христианское духовенство, то есть грузинские и армянские священники, беднее прочих, по причине несоразмерно великого числа оных против населения христианских областей, наипаче в Грузии. Сие соблазнительное и отяготительное для народа умножение духовенства основано еще на прежних обычаях грузинских, где власть и доходы епископов измеряются по числу попов, обязанных платить им известную подать. Но должно отдать справедливость кроткости и терпимости их относительно других вер. Не так поступают магометанские муллы, насылаемые большей частью из Турции. Недавно усилившись на Кавказе, они возмущают горские народы против христиан и наипаче против россиян, отчего воспоследовали с горцами многие бедствия, коих могли бы они избегнуть, ежели бы муллы не воспламеняли пагубного фанатизма к вере, который уже ныне не страшен для Европы. О языческих жрецах мы знаем только достоверно, что они существуют на Кавказе под разными именами, пользуясь великим уважением от идолопоклонников. Известно также и то, что они имеют определенные доходы, гадают и предвещают судьбу перед сражениями, руководствуют всякими начинаниями и что языческие народы погружены в безрассуднейшем суеверстве, но чужды ненависти к прочим верам, как кажется из дел, не входя в разбирательство внутренних чувствований. О некоторых обрядах богослужения их будет упомянуто под разными статьями.

Третья степень есть дворянство: уздени, азнаури, беки, мурзы, к коим причислить должно множество поместных или второстатейных князей горских и грузинских. Дворяне кавказские суть не что иное, как малые вассалы, живущие под покровительством князей, которые сами бывают иногда вассалами других владельцев. Они составляют княжеский двор и совет; обязаны вносить подати ежегодно деньгами или в натуре припасами, а в случае войны ставить известное число вооруженных людей. Но сами дворяне составляют всегда отборное войско и начинают сражение. Сии обязанности ограничены условиями и обычаями, в силу коих дворяне имеют право суда со своими князьями и отходят от них в случае неудовольствия со всем движимым имуществом; большая часть земель разделена между дворянами, как бы на откупном праве, потому что земля почитается за собственность князей. И хотя дворяне пользуются оною, как властные помещики, от древнейших времен, но право князей всегда подразумевается. Доходы, ими получаемые от сельского хозяйства, от конских заводов и от разбоев, удовлетворяют их нужды и требования их владельцев. Они имеют крестьян их подданных и рабов покупных и пленников, известных под названием ясырей. У кого их более, тот знатнее и богаче. В республиках нет дворян, буде не следует к оным причислять старшин, управляющих наследственно. Грузинские дворяне пользуются правами российского дворянства в силу манифеста 1785 года и по многим отношениям должны быть изъемлемы от сих замечаний, наиболее относящихся к горским народам.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Подробнее об издании см.: Кузьминов П.А., Добагова Р.Р. Кавказский научно-исторический Олимп. КЛИО // Литературная Кабардино-Балкария. 2005. № 4. С. 127–145.

2

Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, собранные и пополненные Семеном Броневским. М.: Типография С. Селивановского, 1823. Репринт. Майкоп, б.г. – 465 с.

3

Броневский С.М. Исторические выписки о сношениях России с Персиею, Грузиею и вообще с горскими народами, в Кавказе обитающими, со времен Ивана Васильевича доныне / Подготовка текста к изданию, предисл., словарь малоизв. слов, указатели И.К. Павловой. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1996. – 240 с. («Архив российского востоковедения»).

4

Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, Извлечение по Центральному и Северо-Западному Кавказу. Нальчик: Эль-Фа, 1999. – 223 с.

5

Броневский С.М. Новейшие Известия о Кавказе, собранные и пополненные Семеном Броневским: в 2 т. Т. 1, 2 / Подготовка текста к изданию, предисловие, примечания, словарь малоупотребительных слов, указатели И.К. Павловой. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004. – 464 с. («Архив российского востоковедения»).

6

Косвен М.О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке // Кавказский этнографический сборник. М., 1955. Вып. 1. С. 265.

7

Кузьминов П.А. Кавказоведение на грани веков // Кавказоведение: опыт исследований. Материалы Международной научной конференции. 13–14 октября 2005. Владикавказ: Издательско-полиграфическое предприятие им. В. Гассиева, 2006. С. 5.

8

Шадже А., Шеуджен Э. Северокавказское общество: опыт системного анализа. М.: Майкоп, 2004. С. 135.

9

Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / под. ред. А.А. Велика. М., 2001. С. 230.

10

Черноус В.В. О социально-культурных процессах на Северном Кавказе и основных направлениях их исследования // Научная мысль Кавказа. 1996. № 4. С. 83.

11

Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Соч.: в 2 т. Т. 1. М., 1990. С. 158–230.

12

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь: в 12 т. Биографии / отв. ред. В.М. Карев, М.Н. Хитров. М.: Бол. Российская энциклопедия, 1992. Т. 2. С. 558.

13

Просмотр энциклопедий и специальной литературы не позволил выяснить, что это за звание. Ни в одном издании информации об этом звании или должности в России конца XVIII века нет. См.: Казаков А.В. Из истории воинских и специальных званий в России: историко-правовой аспект. Нижний Новгород: Изд-во Институт ФСБ России, 2013. – 56 с.

14

URL. https://ru.wikipedia.

15

Косвен М.О. Указ. соч. С. 297.

16

Косвен М.О. Указ. соч. С. 297–298.

17

Мусукаев А.И. Известия – скрупулезные, взгляд – пророческий // Броневский Семен. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Извлечения по Центральному и Северо-Западному Кавказу. Нальчик, 1999. С. 5.

18

Эпидемия бубонной чумы.

19

Тогда еще не была известна карта сих земель, изданная в 1819 году генерал-майором Хатовым. Время и дальнейшие разыскания могут объяснить разности, в обеих картах находящиеся.

20

Нужно припомнить, что это писано было в 1810 году, следовательно, прежде издания путешествия г. Клапрота.

21

Die Volker des nach den Berichten der Reisebeschreiber von C. Rommel. Weimer, 1808.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4