Полная версия
Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров
245
Ориген. Против Целься 5, 12 (Пер. А. Фокина. С. 119–120).
246
Ориген. Против Цельса 1, 25 (Пер. Л. Писарева. С. 51); 5, 12 (Пер. А. Фокина. С. 120). Ср.: Увещание к мученичеству 46 (С. 63).
247
Ориген. Против Цельса 1, 25 (С. 51).
248
См.: Троицкий С. В. Об именах Божиих и имябожниках. СПб., 1914. С. 110.
249
Ориген. Против Цельса 1, 25 (Пер. Л. Писарева. С. 51).
250
Ориген. Против Цельса 5, 12 (Пер. А. Фокина. С. 121–122).
251
Ориген. Увещание к мученичеству 46 (С. 63).
252
Ориген. Против Цельса 1, 24 (Пер. Л. Писарева. С. 49–50).
253
Там же (С. 50).
254
Быт. 17:5.
255
Мр. 3:16;Ин. 1:42.
256
Деян. 13:9.
257
Исх. 3:14.
258
Ориген. О молитве 24 (Цит. по: Отцы и учители Церкви III века. Т. II. С. 89).
259
Там же (С. 89).
260
Там же (С. 90).
261
Там же (С. 90).
262
Ср.: Платон. Кратил 390 dl-e4.
263
Евсевий Кесарийскгш. Евангельское приготовление 11,6, 1–5 (Цит. по: Евсений Памфил. Евангельское приготовление. Книга XI. Пер. А. Ястребова. – Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского богословского института. Вып. VII. М., 2001. С. 152–154).
264
Там же 11, 6, 9 (С. 154–155).
265
Там же 11, 6, 27 (С. 158).
266
Евномий. Апология 18 (Цит. по: Basile de Cesaree. Centre Eunome. SC 305, 270).
267
См. его труд «Учение св. Григория Нисского об именах Божиих и имябожники», впервые напечатанный в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» за 1913 год и затем вошедший в книгу «Об именах Божиих и имябожниках» (СПб., 1914). Далее мы ссылаемся на этот труд по изданию 1914 года.
268
Троицкий С. В. Об именах Божиих и имябожниках. СПб., 1914. С. 1.
269
Там же. С. 1–2.
270
Цит. по: Сократ. Церковная история 4, 7.
271
Цит. по: Григорий Нисский. Против Евномия 11 (PG 45, 877 D-880 А Творения св. Григория Нисского. М, 1864. Ч. 6. С. 231).
272
Василий Великий. Против Евномия 2, 4 (Цит. по: Basile de Cesaree. Contre Eunome. SC 305, 18–20).
273
Там же 2, 26 (SC 305, 110).
274
Hausherr I. The Name of Jesus. P. 29–30 (при составлении тезисов Озэрром учитывалась также 4-я книга «Против Евномия», принадлежащая предположительно не Василию Великому, а Дидиму Александрийскому).
275
Григорий Богослов. Слово 30, 17,1–10 (SC 250,260–262 Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. СПб.,б.г. Т. 1.С. 440).
276
Словопроизводство θεός от θέειν весьма распространено. См.: Платон. Кратил 397d; Феофил Александрийский. К Автолику 1, 4; Климент Александрийский. Строматы 4, 23 и др.
277
Григорий Богослов. Слово 30, 18, 1–18 (SC 250, 262–264 Творения. Т. 1. С. 440).
278
Григорий Богослов. Слово 6, 12, 18–20 (SC 405, 152 Творения. Т. 1. С. 153).
279
Григорий Богослов. Слово 28, 13, 1–34 (SC 250, 126–128 Творения. Т. 1. С. 399–400).
280
Более подробно учение св. Григория Богослова об именах Божиих рассмотрено нами в книге: Жизнь и учение св. Григория Богослова. М., 1998 (второе издание: СПб., 2001). С. 247–255.
281
Здесь и далее этот трактат цитируется по греческому тексту, изданному в PG 45, и по русскому переводу в: Творения св. Григория Нисского. Ч. 5 (Против Нвномия. Книги 1–4). М., 1863; Ч. 6 (Против Евномия. Книги 5–12). М., 1864.
282
Григорий Нисский. Против Евномия 12 (PG 45, 964 В Ч. 6. С. 328).
283
Там же (PG 45, 1001 CD Ч. 6. С. 373).
284
Там же (PG 45, 1108 D Ч. 6. С. 495).
285
Там же (PG 45, 1041 CD Ч. 6. С. 419).
286
Там же (PG 45, 1005 С Ч. 6. С. 377).
287
Там же (PG 45, 1045 С Ч. 6. С. 423).
288
Там же (PG 45, 992 С Ч. 6. С. 361–362).
289
Там же (PG 45, 1008 D-1009 В Ч. 6. С. 380–381).
290
Там же (PG 45, 1005 ВС Ч. 6. С. 377).
291
Пс. 146:4.
292
Григорий Нисский. Против Евномия 12 (PG 1053 D Ч. 6. С. 432).
293
Троицкий С. В. Об именах Божиих и имябожниках. С. 2.
294
Григорий Нисский. Против Евномия 12 (PG 45, 969 С Ч. 6. С. 337).
295
Троицкий С. В. Об именах Божиих и имябожниках. С. 2.
296
Григорий Нисский. Против Евномия 12 (PG 45, 969 D Ч. 6. С. 336–337).
297
Там же (PG 45, 965 С Ч. 6. С. 332).
298
Цит. по: Там же (PG 45, 964 С Ч. 6. С. 329).
299
Евномий.
300
Григорий Нисский. Против Евномия 12 (PG 45, 964 CD Ч. 6. С. 329–330).
301
Там же 1 (PG 45, 461 В Ч. 5. С. 256–257).
302
Там же 3 (PG 45, 601 ВС Ч. 5. С. 415–416).
303
Суд. 13:18.
304
Григорий Нисский. Против Евномия 8 (PG 45, 769 В Ч. 6. С. 103).
305
Евр. 11:6.
306
Григорий Нисский. Против Евномия 12 (PG 45, 1108 ВС Ч. 6. С. 494).
307
Василий Великий. Толкование на Псалом 32, 21 (PG 29, 249).
308
Григорий Нисский. Против Евномия 2 (PG 45, 473 А Ч. 5. С. 271).
309
Там же 12 (PG 45, 1049 С-1052 В Ч. 6. С. 427^29).
310
Пс. 60(по LXX).
311
Григорий Нисский. Против Евномия 10 (PG 45, 832 А Ч. 6. С. 175).
312
Там же 12 (PG 45, 960 ВС Ч. 6. С. 324).
313
Там же 12 (PG 45, 1108 А Ч. 6. С. 494; ср. также: 888 D Ч. 6. С. 241; 96 °CЧ. 6. С. 324).
314
Там же 8 (PG 45, 772 А Ч. 6. С. 104).
315
Там же 7 (PG 45, 764 А Ч. 6. С. 94). Ср.: Исх. 3:14.
316
Григорий Нисский. Точное изъяснение Песни Песней Соломона. Беседа 1 (PG 44, 781 С-784 А Творения. Ч. 3. М., 1862. С. 32–33). О толковании Песн. 1в патриотической традиции см. в: Фаст Геннадий, протоиерей. Толкование на книгу Песнь Песней Соломона. Красноярск, 2000. С. 217–222.
317
Григорий Нисский. Против Евномия 7 (PG 45, 760 D-761 А Ч. 6. С. 91–92).
318
Там же 11 (PG 45, 877 D-880 А Ч. 6. С. 231).
319
Там же (PG 45, 880 В-881 В Ч. 6. С. 232–234).
320
Там же 12 (PG 45, 1045 D Ч. 6. С. 424).
321
Сочинения Златоуста цитируются нами по переводу, выполненному Санкт-Петербургской духовной академией в конце XIX века.
322
Joannes Chrysostomus. De mutatione nominum (PG 51, 113–156) Творения святого отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 3. СПб., 1897. С. 101–148.
323
Подробнее об этом сочинении Златоуста см. в: Hausherr I. The Name of Jesus. P. 34–40.
324
Пс. 110:9.
325
Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 110, гл. 7 (Цит. по: Творения. Т. 5. СПб., 1899. С. 309).
326
Ин. 1:12.
327
Деян. 3:6.
328
Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам 1, 3 (Творения. Т. 9. СПб., 1903. С. 492–493).
329
Пс. 112:1.
330
Пс. 112:2.
331
Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 112, гл. 1 (Творения. Т. 5. С. 322–323).
332
Пс. 113:9.
333
Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 113, гл. 3 (Творения. Т. 5. С. 331–332).
334
Пс. 51(в Синодальном переводе: «Буду <…> уповать на имя Твое, ибо оно благо перед святыми Твоими»).
335
Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 51, гл. 4 (Творения. Т. 5. С. 672).
336
Пс. 98(в Синодальном переводе: «Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно!»).
337
Исх. 3:13–14.
338
Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 98, гл. 1 (Цит. по: Творения. Т. 5. С. 939).
339
Пс. 8(в Синодальном переводе: «Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!»).
340
Ис. 52(в Синодальном переводе: «всякий день имя Мое бесславится»).
341
Мал. 1:11.
342
Мал. 1:11–12.
343
Ис. 11:9.
344
Иоанн Златоуст.
345
Иоанн Златоуст. 1901.С. 43).
346
Иоанн Златоуст. 1914. С. 425).
347
Иоанн Златоуст. 1900. С. 246).
348
Иоанн Златоуст.
349
Ин. 16:23.
350
Ин. 16:23.
351
Деян. 4:29–31.
352
Ин. 16:24. Беседа на Псалом 8, гл. 1–2 (Творения. Т. 5. С. 92–93). Беседы на Матфея-Евангелиста 4, 7 (Творения. Т. 7. СПб., Беседы на Евангелие от Иоанна 63, 3 (Творения. Т. 8. СПб., Толкование на пророка Исайю 62, 4 (Творения. Т. 6. СПб., Беседы на Евангелие от Иоанна 64, 2 (Творения. Т. 8. С. 431).
353
Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна 79, 1 (Творения. Т. 8. С, 529).
354
Кол. 3:17.
355
Песн. 1:2.
356
1Кор. 12:3.
357
Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Колоссянам 9, 2 (Творения. Т. 11. СПб., 1905. С. 435-^36).
358
Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 95, гл. 1 (Творения. Т. 5. С. 926)
359
Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна 81,2 (Творения. Т. 8. С. 544).
360
Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 88, гл. 4 (Творения. Т. 5. С. 893).
361
Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 78, гл. 3 (Творения. Т. 5. С. 851). Ср.: Евр. 1:3.
362
Иоанн Златоуст. Письмо 225, к монаху Кесарию (Творения. Т. 3. С. 814).
363
Иоанн Златоуст. Слово о страдании Господа нашего Иисуса Христа (Творения. Т. 2. СПб., 1896. С. 876).
364
Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам 8, 6 (Творения. Т. 9. С. 578–579).
365
1Кор. 1:25.
366
Иоанн Златоуст. Беседы на 1-е Послание к Коринфянам 4, 3 (Творения. Т. 10. СПб., 1904. С. 34–35).
367
Об этом тексте см., в частности: Hausherr I. The Name of Jesus. P. 214–220.
368
О времени распространения молитвы Иисусовой речь пойдет в Главе III.
369
Иоанн Златоуст. Послание к монахам (PG 60, 753).
370
Подробнее об этом см. в: Louth A. Denys the Areopagite. London, 1989 P. 79–81.
371
Более подробное изложение темы имен Божиих у Ефрема см. в: Brock S. The Luminous Eye. Kalamazoo, Michigan, 1985. P. 60–66; Hausherr I. The Name of Jesus. P. 42–52.
372
Сир. ܝܬܘܬ ’ буквально означает «бытие». В богословском языке употребляется в качестве эквивалента греч. οὐσία (сущность), а также – иногда – для перевода греч. ὑπόστασις (ипостась, напр. в Евр. 1, 3).
373
Гимн против ересей 53, 12 (Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen Contra Haereses. Herausgaben von E. Beck. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 169. Scriptores syri 76. Louvain, 1957. S. 204).
374
Гимн о вере 44, 2–4 (Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen De Fide. I lerausgaben von E. Beck. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 154. Scriptores syri 73. Louvain, 1955. S. 141).
375
Brock S. The Luminous Eye. P. 63.
376
Противопоставление «имени» (ܫܡ , šmā) и «ипостаси» (ܩܢܘܡ – бытия, реальности, букв. «самости») – один из лейтмотивов богословия прп. Ефрема.
377
Мемра о вере 4, 129–140 (Des heiligen Ephraem des Syrers Sermones De Fide. Herausgaben von E. Beck. Corpus Scriptorum Christianomm Orientalium 212. Scriptores syri 88. Louvain, 1961. S. 35).
378
Гимн о вере 44, 2–3 (Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen De Fide. S. 141).
379
Там же.
380
См.: Brock S. Introduction. – St Ephrem the Syrian. Hymns on Paradise. New York, 1990. P. 45.
381
Гимн о вере 31,1–2 (Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen De Fide. S. 105–106).
382
Гимн о вере 31, 6–7 (S. 106–107).
383
Brock S. The Luminous Eye. P. 66.
384
Гимн о вере 5, 17 (Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen De Fide. S. 22).
385
Там же 5, 7(8. 18–19).
386
Главы о знании III, 1 (неопубликованные; цит. по рукописи Bodleian syr. e.7).
387
Исх. 6:3.
388
Сирийское… является транскрипцией еврейского… («Господь всемогущий»), а сирийское… является транскрипцией еврейского («Я есмь Тот, Кто Я есмь»). Оба выражения в Пешитте (сирийском переводе Библии) оставлены без перевода.
389
Главы о знании IV, 3 (неопубликованные; цит. по рукописи Bodleian syr. e.7).
390
Исаак Сирин. Том 2. Беседа 11,2 (Цит. по: Исаак Сирин, преподобный. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. Пер. с сирийского. М., 1998. С. 92).
391
Там же. Беседа 11, 4 (С. 92–94).
392
Там же. Беседа И, И (С. 94–95).
393
Там же. Беседа 5, 5 (С. 53).
394
Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 2 (Пер. под ред. Г. М. Прохорова Святые Отцы и учители Церкви V века. Антология. М., 2000, С. 257).
395
Моисею.
396
Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 1, 3 (С. 257).
397
Там же 5 (С. 260).
398
См.: Louth A. Denys the Areopagite. P. 81–84. He случайно сочинение Иерофея, на которое ссылается Дионисий Ареопагит, называется «Первоосновами богословия».
399
Louth A. Denys the Areopagite. P. 84–85.
400
Дионисий Ареопагит. О божественных именах 1, 1 (Пер. под ред. Г. Прохорова Отцы и учители Церкви V века. Антология. С. 261).
401
Там же 1, 1–2 (С. 261–262).
402
Там же 1,4 (С. 264).
403
Там же 1, 5 (С. 264–265).
404
Там же 1,6 (С. 265).
405
Суд. 13:18.
406
Фил. 2:9.
407
Еф. 1:21.
408
Исх. 3:14.
409
Ин. 14:6.
410
Ин. 8:12.
411
Быт. 28:13.
412
Ин. 14:6.
413
Мф. 19:17.
414
Пс. 26:4.
415
Ис. 5:1.
416
Пс. 49:1.
417
Пс. 135:3.
418
Дионисий Ареопагит. О божественных именах 1, 7–8 (С. 265–266).
419
Там же 1,8 (С. 266).
420
Там же 2, 1–3 (С. 267–268).
421
Там же 2, 8–9 (С. 271–272).
422
Там же 2, 10 (С. 273).
423
Разница между неоплатонической идеей божественных эманации и ареопагитской концепцией «исхождения» Бога вовне заключается, в частности, в том, что у неоплатоников (например, у Плотина) Единое представлено как чаша, переливающаяся через край, так что человеку достаются лишь некие капли божественного бытия, тогда как в понимании Ареопагита Бог, общаясь с человеком, отдает ему всего Себя во всей полноте.
424
Дионисий Ареопагит. О божественных именах 2, 11 (С. 273–274).
425
Там же 3, 1 (С. 274).
426
Там же 4, 11 (С. 283).
427
1Тим. 1:17.
428
Дионисий Ареопагит. О божественных именах 5, 1–5.
429
Там же 5, 5 (С. 298).
430
Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 34.
431
Флоровский Георгий, протоиерей. Восточные Отцы V–VIII веков. Париж, 1937. С. 103.
432
Дионисий Ареопагит. О божественных именах 7, 3 (С. 304–305).
433
Там же 12,3 (С. 321)
434
Там же 12, 3–4 (С. 320–321).
435
Платон. Парменид 142а.
436
См. книгу 1, главы 9–12.
437
Иоанн Дамаскин. Против порицающих святые иконы 1,16 (Цит. по: Св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. С греческого перевел А. Бронзов. СПб., 1893. С. 11–12).
438
учение иконопочитателей изложено нами на основании творений преподобных Иоанна Дамаскина и Феодора Студита, а также деяний VII Вселенского Собора. При подготовке настоящего раздела мы использовали, наряду с прочими источниками, материал, содержащийся в: Павленко Е. Имяславие и византийская теория образа. – Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского богословского института. Вып. VIII. М., 2001. С. 56–70. Богословский анализ учения иконопочитателей см. в: Шенборн К. Икона Христа. Богословские основы. Милан-М., 1999. С. 162–222.
439
Иоанн Дамаскин. Против порицающих святые иконы 1, 9 (С. 7).
440
Там же 3, 16 (С. 100).
441
Там же 1, свидетельство 6 (С. 26).
442
Там же 1, 16 (С. 12).
443
Феодор Студит. Опровержение иконоборцев 2, 17 (Цит. по: Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Т. 1. СПб., 1907. С. 139–140).
444
Там же 1,11 (С. 127).
445
Там же 1,8 (С. 125).
446
Там же 1,9 (С. 125).
447
Седьмой Вселенский Собор. Деяние шестое. Том четвертый (Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Т. IV. Изд. 5-е. СПб., 1996. С. 540–541).
448
Феодор Студит. Опровержение иконоборцев 1, 14 (С. 129).
449
Иоанн Дамаскин. Против порицающих святые иконы 3, свидетельство 27 (С. 132).
450
Иоанн Златоуст. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетии (Творения. Т. 2. СПб., 1896. С. 558–559).
451
Иоанн Дамаскин. Против порицающих святые иконы 1, 13 (С. 9–10).
452
цит по. Успенский Синодик в Неделю православия. Одесса, 1893. С. 6–7.
453
Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. С. 98.
454
Феодор Студит. Опровержение иконоборцев 2, 18 (С. 141).
455
Фил. 2:9–10.
456
Феодор Студит. В Навечерие светов (Творения преподобного Феодора Студита в русском переводе. Т. 2. СПб., 1908. С. 99–100).
457
См.: Ориген. О началах 2, 6.
458
Григорий Богослов. Слово 30, 21, 13–14 (SC 250, 272 Творения. Т. 1. С. 443).
459
Кирилл Александрийский. О правой вере, к Феодосию 28 (PG 76, 1173 ВС).
460
Кирилл Александрийский. О правой вере, к царицам 13 (PG 76, 122 °CD).
461
Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 4, 6 (С. 203–205). Ср.: Афанасий Александрийский. Против Аполлинария. Книга вторая. О спасительном пришествии Христовом 1–2 (PG 26, 1133 В Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч. 3. Троице-Сергиева Лавра, 1903. С. 341).
462
О различных смыслах понятия «исихазм» см. в: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV веке. В кн.: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно-христианская мистика. С. 562–565.
463
Подробнее об этом учении мы говорили в другом месте. См.: Иларион (Алфеев), игумен. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. Изд. 2-е. СПб, 2001. С. 351–355.
464
Исх. 33:20.
465
Быт. 32:30; Исх. 33:11; Втор. 34:10.
466
1Ин. 3:2.
467
См., напр.: Григорий Богослов. Слово 38, 7 (SC 358, 114–116). Подробнее об 1том см. в: Иларион (Алфеев), игумен. Жизнь и учение св. Григория Богослова. С. 239–247.
468
Василий Великий. Письмо 234.
469
Григорий Нисский. Против Евномия 12 (PG 45, 960 ВС).
470
Дионисий Ареопагит. О божественных именах 2,11
471
Григорий Палама. Триады III, 2,24–25 (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Α᾿. Σελ. 675–677 Святитель Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М, 1995. С. 325–327).
472
Максим Исповедник. Главы умозрительные 1, 48 (PG 90, 1100 D).
473
Здесь Григорий Палама воспроизводит традиционное для восточно-христианской патристики различие между веком и временем: термин «век» (αιών) на патристическом языке всегда указывает на некий род (вид, уровень) тварного бытия, но вовсе не обязательно на некий временной промежуток.
474
Максим Исповедник. Главы умозрительные 1, 50 (PG 90, 1101 В).
475
Григорий Παιάνα. Триады III, 2, 7 (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Α. Σελ. 662–663 Святитель Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. С. 312–313; Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. СПб., 1998. С. 269).
476
Там же.
477
Григорий Палама. О боготворящем причастии (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Β᾿. Σελ. 142 Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. С. 269).
478
Григорий Палама. Письмо к Иоанну Гавре (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Β᾿. Σελ. 340 Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. С. 269).
479
Ср.: Григорий Палама. Против Акиндина VI, 3 (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Γ᾿. Σελ. 385).
480
Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. С. 295.