bannerbanner
Бесплатный сон в мышеловке. Дрим-квест по искусству оставаться живым
Бесплатный сон в мышеловке. Дрим-квест по искусству оставаться живым

Полная версия

Бесплатный сон в мышеловке. Дрим-квест по искусству оставаться живым

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 5

1) Измучить себя, сидя на шпагате между двумя стульями, не делая выбора


Нам всем иногда встречаются люди, которые безостановочно ругают или жалуются на что-то или кого-то: на опостылевшую работу, мужа, жену, ребенка, страну, квартиру, друзей и знакомых, правительство, начальство…

Они жалуются, подмечая их несовершенства, или рассказывают, какими они должны быть. Жена, например, могла бы выглядеть моложе и стройнее. Муж мог бы быть более сексуальным и успешным, понимающим и поддерживающим. Работодатель мог бы предложить работу полегче с достойным заработком. А правительство могло бы получше заботиться о благосостоянии граждан. Да и сам я мог бы быть более привлекательным…

Но ведь нас не взяли в рабство и не приковали цепями к галере. У нас всегда есть возможность предпринять конкретное действие, чтобы изменить жизнь на ту, которая устраивает. Но большинство людей, даже самых талантливых, этого не делает, продолжая ругать себя или окружающих.

Со временем этот бубнеж становится привычкой. В какой-то момент он уже начинает существовать сам по себе, как «искусство ради искусства», не приводя к шагам, чтобы изменить опостылевшее на желаемое, ведь длинноногие красотки требуют слишком много ресурсов, а сексуальные мачо смотрят в другую сторону.

Жаль, что многие до поры не подозревают, что самыми галантными, нежными и глубоко понимающими женскую душу мужчинами являются вовсе не психологи, а брачные аферисты или тайные нарциссы, которые опустошат кошелек или выпьют самооценку женщины до донышка.

Выходов из этой ситуации не так уж много.

1) Принять себя и обстоятельства такими, как есть, стараясь видеть факты с разных сторон, не зацикливаясь на негативе, стремясь обнаруживать важные стороны, до поры не замеченные и не оцененные.

2) Проявить решительность и найти то, что устраивает, приложив для этого немалые усилия.

3) Продолжать погружаться в собственный негатив, который от повторений напитывается силой и кажущейся достоверностью, а потому обретает все большее влияние на психику. Это опустошительный путь, который делает нас несчастными.

Есть хорошая американская пословица: «Use it or lose it», что в вольном переводе звучит как «Ты либо съешь это, либо выплюнь!»

Какой бы по вкусу каша во рту ни была, ее нельзя пережевывать бесконечно. Понятно, что бездействие дается легче, чем действие. Но позиция «между двух стульев» лишает нас энергии и шанса на собственную песню.


2) Непонимание своих истинных нужд и потребностей


Бывает так, что у человека вроде бы все есть – благополучие, дом, семья, работа, – а он чувствует себя несчастным. «Почему так? Чего это он?» – думают многие, недоуменно глядя на него. Но ведь никто не заглянул ему в душу, чтобы понять, какую цену он заплатил за подобное благополучие.

У него «все хорошо», потому что он делает исключительно то, что «должен» и то, что «надо». А должен он обычно то, чего хотят от него другие. Начальник, жена, муж, дети, друзья и родственники. Поэтому будучи хорошим работником, мужем, женой, сыном, дочерью, другом, он привыкает осчастливливать окружающих, не замечая, как сам постепенно становится все более несчастным.

Потому что слишком много «надо» убивает «хочу». И в один не очень прекрасный день у него просто не останется собственных ресурсов в погоне за одобрением и счастьем для других.

Но услышать, чего хочет живая душа, шанс все же есть. Правда, чаще уже тогда, когда она становится обесточенной и кричит о своих нуждах языком болезней – психических или физических. Она и до этого не молчала, все время подавала знаки – упадком сил, разочарованием, внезапными слезами. Только до них ли было в привычной роли автомата по исполнению чужих желаний?

Парадокс, но для некоторых людей подобные болезни и расстройства являются (если они успевают вовремя добраться до специалиста), шансом вновь почувствовать себя «живым и настоящим».

Ведь перед смертью всем нам удастся это сделать. Та энергия, которая привычно равномерно «размазана» по социальным ожиданиям и не столь важным заботам, в такие моменты способна сконцентрироваться и высветить, как лучом, все то, что нам по-настоящему нужно и ценно.

Те, кто был рядом с умирающими людьми, знают, как важно слышать, о чем просит душа именно сейчас, а не потом.

Владимир Войнович, например, начал рисовать картины в пожилом возрасте, потому что настал такой момент. И вовсе не потому, что раньше у него что-то не получалось. Ему до этого удалось реализовать свой талант писателя, обрести известность и читательский успех. Но умение слышать свою душу и понимать свои глубинные нужды помогло вовремя изменить свою творческую траекторию.

Вот почему я заявляю: какое счастье, что мы пока живы! Если мы научимся понимать свои глубинные нужды, то можем отправиться «куда хотим, а не только на небеса»5.


3) Патологический идеализм (тяжелый перфекционизм)


Сравнение с выдуманным идеалом закономерно приводит к тому, что человек чувствует себя несчастным. В отличие от ситуации, когда есть возможность сменить начальника, работу или страну проживания, заменить реальное положение дел на идеальное невозможно.

К тому же жизнь шершава и угловата, ей никак не угнаться за гладкой фантазией того, кто привык сравнивать реальные возможности и достижения с созданным в голове идеалом. Эта гонка обречена на провал, и этот провал переживается человеком болезненно и постоянно.

Идеал ненасыщаем и требует, подобно идолу, все новых жертв. Поэтому новое корыто не приносит облегчения и радости, несмотря на явные преимущества по сравнению с разбитым. Двоечник, получивший наконец-то тройку, не удостоится похвалы, потому что, сами понимаете, мог бы заслужить и четверку, а там и пятерку. Больной, только что вставший с постели, расстроен, что не может бегать. Человек, случайно нашедший сто рублей, не радуется находке, а переживает, что мог бы найти и тысячу.

Этот вариант тяжелого перфекционизма не имеет ничего общего со стремлением к совершенству, ведь при здоровом стремлении к лучшему легко приходит радость и искренняя поддержка за самые маленькие шаги и крошечные успехи – неважно, свои или окружающих. Психика посредством эмоций понимает, что достижение – это хорошо, и на уровне бессознательного поддерживает, подталкивает и создает новые возможности.

У тяжелого перфекциониста психика дезориентирована, поскольку достижения парадоксальным образом окрашены недовольством, порицанием себя или других и отрицательно окрашенным отношением.

Но вернуть психике понятные непротиворечивые сигналы возможно. Для этого важно научиться ценить и поддерживать себя и других за то, что мы движемся вперед, к своему благополучию, пусть и маленькими детскими шажками.

4) Избыток серьезности создает миры, в которых жить неуютно


Даже если внешне у человека все благополучно, избыток серьезности выдает, насколько трудно ему быть счастливым. И дело не в самой серьезности – это замечательное качество, которое помогает многого достичь. Дело в том, что оно не уравновешено другими – легкими – качествами, и тогда превращается в избыточное, дает перекос в сторону и дополнительный повод напрягаться.

Этот замкнутый круг мешает человеку получать удовольствие от своих достижений. Ведь чтобы как следует, от души, наслаждаться ими, нужны и другие качества. Какие?

(здесь напомню, что серьезность связана с напряжением, а удовольствие и легкость – с расслаблением)

Слишком серьезные люди часто гордятся тем, что способны своим трудом создавать мощные миры, но жалуются, что в этих мирах жить неуютно. Они продолжают трудиться и создавать все более совершенные и более неуютные миры в надежде, что новое серьезное их усовершенствование автоматически прибавит счастья.

Вопреки их предположениям и логике, миры улучшаются, а счастья не прибавляется.

Но разрешение этой ситуации простое. Оно рядом, правда, в противоположной стороне. Это – легкость, игра, эксперимент. А еще – юмор, парадокс. Ведь недаром не только день сменяется ночью, а любое полноценное мышечное движение – это смена напряжения и расслабления.

Принцессы в сказках нередко выбирают простых и веселых дровосеков вместо серьезных принцев, озабоченных государственными делами. На смену серьезным религиозным событиям, таким, как Пасха, приходят карнавалы, где можно дать волю всем легкомысленным частям и ипостасям личности – наряжаться в необычные и дурашливые одежды, отрезать ножницами галстуки у мужчин. Одним словом, веселиться, дурачиться, шутить.

Серьезность может бесконечно создавать условия для того, чтобы стать счастливым. Но этих условий недостаточно. Для счастья нужно освободить свою легкость и «игручесть» – она, пусть и в задавленном состоянии, есть у всех, кто был когда-то ребенком.

Вот почему в подходе к тонкой части своей психики – сновидению – нелишне будет помнить о том, что сочетание серьезности и игры дает больше шансов быть в резонансе с ее глубокими спонтанными частями.

Неслучайно в Символопластике сочетаются серьезные моменты с игровыми, а ее освоение проходит в форме квеста.


5) Психологический дальтонизм заставляет хаотично нажимать эмоциональные кнопки


Эмоциональная сфера человека проявляет его уникальность. Но современного человека это больше пугает, чем привлекает. С одной стороны, именно благодаря эмоциям мы можем ощущать вкус жизни. Но они же относятся к стихийным явлениям, а потому кажутся нам неуправляемыми и пугающими.

И тогда человек предпочитает не просто контролировать, а командовать и запрещать эмоции вместо того, чтобы наладить с ними полноценный контакт. А ведь только в контакте с ними можно разобраться и выяснить, на какие стороны эмоциональной сферы можно и нужно влиять, а какие лучше предоставить естественному течению. Где эмоции выступают как тонкий ориентир в нашей субъективности, а где мы имеем дело с феноменом эмоционального самонакручивания.

Не разобравшись, на что можно и нужно влиять, а на что не стоит, современный человек нередко хаотично и неэффективно нажимает на все «эмоциональные кнопки», теряя на этом энергию и ощущение благополучия.

Разобравшись с ними, человек получает шанс начать использовать эмоции как замечательный инструмент. А разбираться с этим не столько трудно, сколько, напротив, увлекательно. О подобном эмоциональном дальтонизме я подробно пишу в книге «Эмоциональная тюрьма. Как освободить сильные чувства, не разрушая себя и окружающих».


6) Разглядывая мирскую грязь с вершины благополучия


Достигнув благополучия, человек нередко начинает воспринимать ситуацию совсем иначе по сравнению с тем, как она ему виделась, пока он к этой цели шел. Когда он был на пути к вершине, заветная цель сияла путеводной звездой на унылом фоне борьбы с недостатками и преодолением трудностей.

Но завершением любого пути становится новая ситуация, и тогда благополучие из звезды превращается в тот привычный фон, на котором высвечиваются и становятся заметными все, даже мелкие недостатки.

Позвякивание чайной ложечки в стакане. Положенный не на то место тюбик с зубной пастой. Случайная не очень смешная шутка. Волосатые уши, которые Анна Каренина заметила у мужа.

Будучи перемещенными из периферии в центр нашего внимания, эти мелочи и несовершенства могут неожиданно приобрести особый, невольно раздутый и даже драматический смысл. И тогда все объективные достижения благополучного фона меркнут, а ситуация начинает казаться горькой и даже нетерпимой.

В такие моменты бывает полезно опереться на более широкий опыт, рассмотреть происходящее с разных сторон, а лучше – с высоты птичьего полета.

Недаром среди упражнений в китайских гимнастиках часто встречается «Дракон с высоты осматривает свои владения». Соединение движения с воображением призвано взглянуть на проблемы с дистанцированной позиции, что позволяет избыточно заряженным событиям вновь восприниматься соразмерными.

Другое дело, когда жизненный опыт невелик. Это одна из причин, почему так много бунтарей именно среди молодежи. С одной стороны, их бунтарство двигает этот мир вперед, а с другой – чревато жестокими событиями и революциями. Недаром молодежные бунты и революции в современном мире происходят как раз в относительно благополучных странах.


7) Отсутствие роста, развития благополучия


«Ко всему-то подлец-человек привыкает», – утверждал Ф. М. Достоевский, имея в виду адаптацию к тяжелым условиям жизни. Но и к хорошему человек привыкает точно так же, и в психологическом плане тоже. Не только организм, но и психика нуждается в новой качественной пище. Для размышления, созидания, развлечения.

Психика постоянно нуждается в новых переживаниях, не обязательно позитивных. Не получая их, она сигнализирует о недостатке тревогой. По мнению психолога Эрика Берна, люди постоянно неосознанно инициируют сами или дают втянуть себя в игры. В крайнем случае просто как-нибудь структурируют свое время в ритуальных социальных контактах, стремясь избежать пустоты.6

Другой способ справиться с тревогой в современном мире – увеличение потребления: услуг, развлечений, товаров. Их яркие этикетки воспринимаются и переживаются подобно ярким событиям.

Однако потребляя все больше, людям никак не удается ими насытиться. Не понимая причин этого явления, люди бездумно продолжают потреблять не потому, что в этом нуждаются, а потому, что отчаянно боятся пустоты. Ведь на бессознательном уровне пустота может ассоциироваться со смертью.

Чтобы ее заполнить, они неистово потребляют. Порою они становятся похожими на повзрослевших избалованных детей с кучей надоевших игрушек, искренне недоумевающих, почему же эта великолепная сверкающая гора не приносит радости.

Дело в том, что в неумеренном потреблении нет ответов и решений. Если нарушен баланс между созиданием и потреблением, то решение находится совсем в другом месте.

Только возвращение к созиданию способно закрыть черную дыру неумеренного потребления и обеспечить человека качественными психическими переживаниями и эмоциями. Созидание присуще самой природе человека, и его ничем нельзя заменить.

Но созидание и творчество нередко сопряжены с тревогой, правда, другого рода – муками творчества. Однако эти страдания отличаются тем, что пропитаны смыслом, а потому не только переносимы для человека, но и воспринимаются им как важный и ценный аспект созидательного процесса.

Вот почему гораздо важнее найти то, что наполняет жизнь смыслом, а не тратить время на поиск того, что поможет заглушить тревогу.


8) Неумение и неготовность принять несовершенство мира


Иной раз мы не знаем, как принять этот прекрасный несовершенный мир, научиться комфортно в нем жить, понимая его несовершенство. Осознавая, что всегда будут те вещи, которые мы изменить и исправить не в силах, и перестать искать виноватых в этом. Ведь наши попытки исправить прошлое или то, что не предназначено для исправления, исподволь подтачивают чувство благополучия.

Например, принять то, что отсутствие достаточной поддержки со стороны родителей в детстве приведет к тому, что ее будет очень не хватать и во взрослом возрасте. Но изменить это уже нельзя. У нас те родители, которые нам достались. И нужно научиться продолжать жить с этими психологическими дырами, заполняя их постепенно – как получается в конкретных обстоятельствах.

У нас то тело, которое нам дала природа. И те черты, способности и одаренности, которые присущи именно нам. А в окружении те люди, которых мы воспринимаем близкими и родными, а вовсе не другие.

Конечно, замечательно, когда мы стремимся совершенствовать свое тело и способности – это может стать достойной целью в жизни. Или помогать совершенствоваться близким (если они просят, конечно).

Но когда мы пытаемся всерьез переделывать себя или окружающих, пытаясь стать яблоней вместо груши, это разрушает нас.

Жить в несовершенном мире и наслаждаться его дарами, не откладывая жизнь на потом, на тот момент, когда изменятся обстоятельства – непростое искусство. Меня этому научила одна ситуация.


Я ехала на семинар по телесным практикам из Санкт-Петербурга в маленький дальний поселок в Карелии по чудовищной разбитой дороге в стареньком автобусе. Автобус трясся и подпрыгивал на каждой кочке так, что я каждый раз взлетала почти до самого потолка, прежде чем приземлиться на старое продавленное кресло. Желудок бунтовал, руки устали от напряжения, с которым я вцепилась в спинку переднего сидения.

Иногда дорога вдруг становилась ровной, но я не позволяла себе расслабиться. Я уговаривала себя подождать еще полчаса, еще час и будет легче, но от уговоров настроение становилось только хуже. И вдруг в голове все встало на свои места от внезапно пришедшей мысли.

Я поняла, что эта дорога чем-то похожа на жизнь.

Тогда я сказала себе: «Вот это и есть моя жизнь, и другой у меня нет. Я еду и буду ехать так всегда, до тех пор, пока не окажусь в краю непуганых комаров».

Это и был мой момент принятия мира. И в этот же момент я вдруг заметила, какой необыкновенно вкусный запах леса доходит до ноздрей из открытого окошка, хотя раньше казалось, что мой нос ничего не воспринимает, кроме запаха бензина. И что солнце необыкновенно красиво отражается от мокрых после дождя листьев. И как красиво пейзажи за окном просятся на холст художника…

Промежуточный итог

Причины чувствовать себя несчастными при внешнем благополучии нередко бывают переплетены. И даже найдя некоторые из них у себя, не стоит себя обвинять и вновь терять энергию на ненужное чувство вины.

Ведь нас слишком мало учат правильно понимать и использовать такой сложный и совершенный подарок природы, как психика.

Символопластика может стать тем простым и эффективным инструментом, который поможет глубоко заглянуть и как следует с ней разобраться.

Но есть одна причина, которую хотелось бы рассмотреть отдельно, и она стоит того. Тоска по подлинности.

Глава вторая

Плюс еще одна причина – тоска по подлинности

Разобравшись с наиболее частыми причинами, почему так много людей, достигнув уровня благополучия, начинают чувствовать дискомфорт, хотелось бы выделить одну. Потому что она особенная. Это – тоска, зов по своей подлинности. По тому, что для нас по-настоящему важно. Зову трудноуловимому, что раскрывает нас во всей полноте – наши таланты и способности.

Мы узнаем о нем по особенным чувствам в те моменты, когда находимся в контакте с вещами и ценностями, ради которых стоит жить, сколько бы трудностей жизнь ни преподносила. По тому, что позволяет нам «открыться миру своими лучшими сторонами».7

Он звучит в нас постоянно, а не возникает вдруг. Просто раньше тихий голос этого зова было трудно расслышать среди громкого звучания других проблем. Чтобы его услышать, необходимо восстановить контакт с Внутренним Центром, и равновесие, искаженное особенностями современной цивилизации.

Современный человек избыточно рационален. Соразмерная рациональность полезна, ведь она дает опору и возможность взять важные аспекты жизни под контроль. А вот ее переразвитость в ущерб другим аспектам психики приводит к противоположным результатам.

Отвергнув богов и все иррациональное, человек сделал рациональность своим идолом. Платой за обожествление рациональности становится хронически напряженное тело, которое «мы сначала отвергли, а затем и предали».8

Вильгельм Райх причиной многих заболеваний считал хроническую мышечную скованность, которую он называл «мышечным панцирем»9. Отвергая эмоции и помещая их в «эмоциональную тюрьму», мы получаем эмоциональные и психосоматические расстройства.

Но эти болезненные явления и расстройства являются не столько наказанием для нас, сколько подсказками, в какую сторону двигаться, чтобы восстановить утраченное равновесие. Наше тело и психика достаточно пластичны, важно лишь возвратить неосознанно отвергнутые чувствительность, чувственность и другое на их естественное место в психических процессах.

Подлинность субъективна и индивидуальна, ее трудно выразить словами. Именно поэтому так важна опора на тело, на те процессы, которые происходят не под жестким гнетом цензуры сознания, а естественно и спонтанно. Такую опору мы можем получить, заглянув поглубже в наши сновидения.

С чего начать возвращение к подлинности? С правильных вопросов

«Если вопрос задан правильно, ответ будет неожиданным»

Авессалом Подводный

Подлинность – это особое состояние, тот контакт с Внутренним Центром, в котором привычные ценности наконец-то обретают соразмерность и встают на свои места. Когда появляется уверенность, что это именно то, на что стоит тратить свою уникальную жизнь, – и нам сразу кажется не таким уж важным, насколько трудным и затратным является ее достижение.

Чтобы развернуться к подлинности, нужно уметь позволять себе становиться открытым и чувствительным. Открытыми нам помогают стать вопросы, а чувствительность связана с умением тонко и полно улавливать на них ответы.

Вопросами мы направляем свое внимание, а если они еще и правильные, то способны направлять его далеко, в те области, которые нам еще неведомы. Терпение и чувствительность позволяют дождаться непростых ответов, которые могут оказаться вовсе не о том и не там, где мы их привычно ожидаем – иными словами, мы можем получить информацию из той области, с которой еще не знакомы.

Вот почему научиться задавать себе правильные вопросы – очень важный навык. В работе со сновидениями в Символопластике без него никак не обойтись. А научившись, можно с успехом использовать в любых других сферах жизни.

Прежде чем рассмотреть правильные вопросы, обратимся к тому, какие вопросы я считаю неправильными.

Такие вопросы звучали бы так: «Ну а что тут поделаешь?» (замаскированный риторический вопрос). Автоматически ожидаемый ответ: «А ничего не поделаешь…»

К таким же неправильным в этом психологическом контексте относятся также вопросы типа «Кто виноват?», которые, если вы, конечно, не работаете в суде, редко являются уместными.

К правильным вопросам можно отнести следующие:

– Зачем мне дана та ситуация, в которой я нахожусь?

– Какую неочевидную выгоду я получаю от нее?

– Какой урок я могу из нее вынести?


Психологи знают о таком феномене, как «вторичная выгода». Это удерживание невыгодной для себя ситуации ради неосознаваемых вторичных целей. Например, больной серьезной болезнью, решившись честно взглянуть внутрь себя, обнаруживает, что ему выгодно болеть, ведь можно разрешить себе «безнаказанно» делать или не делать то, что в другом случае подверглось бы осуждению. «Эта ситуация с болезнью мне дана, чтобы не ходить на нелюбимую работу или воздержаться от тоскливого посещения тещи». У Эрика Берна такой вариант поведения описан как «деревянная нога». «Ну что вы хотите от человека с деревянной ногой и фарфоровой челюстью?»10


Случай из практики. Умение задавать правильные вопросы.

Одна из моих клиенток, Элла, длительно страдала головными болями, пока в один прекрасный день не осознала, что эта боль ей нужна, чтобы постоянно получать сочувствие и заботу от окружающих. Отказавшись от этой сомнительной «выгоды», ей удалось справиться с головными болями.

Но тут возникла неожиданная проблема: появились трения и конфликты с родственниками, для которых ее выздоровление нарушало сложившийся годами баланс, и лишало их возможности воспринимать себя героями и мучениками. И на новый вопрос, зачем ей нужна возникшая ситуация, Элла мужественно ответила себе так: для того, чтобы научиться жить в тех некомфортных условиях, когда я раздражаю людей.

Это был мощный по смелости и честности ответ. Возможно, он-то и выявил прочную позицию женщины, которая до поры считала себя слабой и беспомощной.

Благодаря этой позиции ей удалось изменить свою жизнь так, что та наконец-то стала ее жизнью, и Элла чувствовала себя «в своей тарелке».


Знаками, что вопрос задан правильно, могут быть такие ответы: «чтобы понять что-то…», «чтобы научиться чему-то…»

Умение задавать правильные вопросы – это настоящее искусство, и начать можно было бы со следующих:

– «Чего бы я по-настоящему хотел от этой жизни?»

– «Что я готов изменить в жизни, чтобы она стала более интересной, наполненной и счастливой?

– «К каким изменениям я готов прямо сейчас?»

– «На что мне обратить внимание в ближайшее время для того, чтобы…?»

Список можно продолжить. Умение ставить правильные вопросы – достойный навык, которому стоит научиться. И вот что интересно отметить. На некоторые из этих вопросов, даже на самые непростые, можно получить достаточно быстрый ответ. А знаете почему?

На страницу:
2 из 5