bannerbanner
Осознанные сновидения. Виртуальная реальность внутри мозга
Осознанные сновидения. Виртуальная реальность внутри мозга

Полная версия

Осознанные сновидения. Виртуальная реальность внутри мозга

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 14

Это частоты дельта (0,5—3 Гц), тета (4—8 Гц), альфа (8—13 Гц), бета (14—40 Гц) и гамма (40 Гц и выше). Результаты их научных исследований, указывают на связь биоэлектрической (измеренной с помощью электроэнцефалографии) гамма-активности лобно-височной коры и осознания во сне, но, причинно-следственное отношение ещё не установлено. В результате детальных научных исследований, было выяснено, что электрическая стимуляция в нижнем гамма-диапазоне во время БДГ-сна, напрямую влияет на текущую мозговую активность и вызывает саморефлексивное осознание во сне. Стимуляция на других частотах показала себя малоэффективной, таким образом можно предположить, что сознание и когниции высшего порядка действительно связаны с синхронными колебаниями нейронов, в лобно-височной коре, на частотах около 25 и 40 Гц. На нейрофизиологическом уровне исследования посредством ЭЭГ3 и функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ) показали, что осознанные сновидения сопровождаются повышенной фазовой синхронизацией и повышенной удельной активностью в специфическом частотном диапазоне – нижнем гамма-ритме с пиком около 40 Гц, особенно в лобных и височных отделах мозга. Лобно-височная активность, в этом частотном диапазоне, связана с организующими функциями эго и вторичным сознанием, которое характерно для состояния бодрствования человека и нехарактерно для БДГ-сна. На основании этих данных, авторы решили, что осознанные сновидения и внетелесные состояния, является своеобразным «гибридным состоянием сознания», смесью сна и бодрствования.

Более поздние научные исследования, между тем показали, что данное исследование, не совсем адекватно и корректно показывает истинное положение вещей. И Урсулла Восс и ее коллеги, сделали не совсем верные выводы, на основе своих исследований, в плане достоверности паттернов нейрофизиологической активности головного мозга, при достижении осознанных сновидений и внетелесных состояний. Несколько авторитетных ученых, изучающих деятельность мозга, сознания и сомнологию, а именно Бенджамин Бэрд, Джулио Тонони и в том числе, легендарный Стивен Лаберж, провели свое исследование и выяснили. Что бета и гамма частоты мозга, в лобно-височных долях, отмеченные Урсуллой Вос, это лишь нейронные спайковые артефакты, формируемые саккадическими и микросаккадическими движениям глаз, на фоне повышенной плотности фазы быстрого сна, после осознания в нем. И, если устранить их из «уравнения полисомнограммы», то никакой конкретной привязки к конкретным частотам «от 25-до 40 герц», в мозгу испытуемых не обнаруживается. Увеличивается лишь сложность нейронной сигнатуры мозга, при его активной деятельности и более сложное и высокоорганизованное его функционирование. Более нейрофизиологически «плотный» и «насыщенный» режим rem сна, как уже было написано выше, по сравнению со стандартной и классической фазой быстрого сна.

По последним научным данным, полученным из лаборатории Михаила Радуги, а также из лаборатории Владимира Дорохова, сомнолога из Российской Академии Наук, во время реализации феномена осознания во сне и смещения в аватара, наиболее активно реализует себя тета-волновой режим функционирования мозга. Который, как известно, связан с измененными и расширенными режимами сознания и восприятия, о чем более подробно, будет написано в специальной главе. Как бы там ни было, лобно-височный отдел в любом случае изменяет паттерны своей нейрофизиологической активности, когда происходит спонтанное осознание во сне или намеренное смещение в аватара, в сторону усиление мощности своего функционирования. И также совершенно неопровержим и безусловен тот факт, что именно эти отделы играют ключевую роль, в реализации феномена функционирования и проявления высших когнитивных и метакогнитивных функций человеческого разума. А именно самоосознания, мышления и памяти, и, конечно же, ментальной ауторефлексии, как в бодрствующем режиме, так и при осознании во сне и при намеренном смещении в аватара. Именно поэтому, в книге будет периодически упоминаться этот отдел и его важность в процессе самоосознания и мнемонической саморефлексии, при достижении внетелесных состояний.

Что же происходит, при внесении фактора сознания при спонтанном осознании во сне или при намеренном смещении в аватара? Когда человек переходит в бодрствующий режим функционирования сознания, практически мгновенно задействуются когнитивные функции вторичного, более высокого уровня и порядка, человек осознает себя во времени и пространстве, осознает свое собственное «Я», активно использует накопленный опыт из прошлого, экстраполирует события будущего, проявляет максимальную осознанность и свободу воли и обретает способность к глубокой саморефлексии. Во время осознанных сновидений присутствуют элементы вторичного сознания более высокого уровня и порядка, поэтому человек ведет себя не как пассивный, а как активный субъект происходящего во внетелесном состоянии. Он осознает, что в данный момент он спит, что он может проснуться, с помощью одного усилия воли и что он, может взять происходящее во сне под контроль, например, превратить ночной кошмар в великолепное и захватывающее приключение, или просто осознано наслаждаться чудесными сюжетными перипетиями, своего сновиденного опыта.

Существует два основных подхода к феномену, и два лагеря практиков, со своими индивидуальными взглядами и убеждениями. Прежде всего, конечно, эзотерики, со своим эзотерическим подходом к феномену, допускающим в своей парадигме наличие сверхъестественных сил, экстрасенсорных способностей и автономных объектов и общую объективную и неопровержимую «физическую» реальность внетелесного опыта. Существуют также прагматики и материалистический подход к феномену внетелесных состояний, который объясняет внетелесные переживания, с позиции особого режима работы мозга и сознания. Главное же различие, в методологии эзотерической и прагматичной парадигмы восприятия феномена, заключается по большей части в том, что, по мнению эзотериков, для внетелесной практики, якобы остро необходима «особая» или «тонкая» энергия, без которой, практика фактически невозможна и которую, необходимо накапливать по мере сил, в частности, используя для этого, специальные узконаправленные техники. Причем эфемерная «энергия», которой они по сути, буквально одержимы, фактически и физически не способно зафиксировать, самое мощное и современное детекционное оборудование, при том, что подобное же оборудование, способно отчетливо зафиксировать межзвездное излучение далеких и уже миллиарды лет назад исчезнувших галактик, а для «тонкой энергии» эзотериков, до сих пор не определено никаких реальных, надежных и отчетливо фиксируемых, материальных энергокоррелятов. Прагматичный же подход к практике феномена, в свою очередь, заключается в применении различных психотехнологий, помогающих повысить общий уровень осознанности и критического мышления, а также оперировать сознанием и вниманием, в измененных состояниях сознания, на границе наступления фазы быстрого сна, на границах частотно-волновых режимов альфа и тета ритма. В основном же, техники достижения внетелесных состояний у обоих подходов и лагерей, очень похожи друг на друга и используют практически идентичные механизмы и базовые принципы, и отличаются друг от друга, крайне незначительно. Более подробно об этих двух подходах, будет написано в одной из следующих глав. Суть всегда одна и та же, сохранить сознание, приведя тело и разум в расслабленное и одновременно измененное состояние сознания, и на фоне этого пограничного состояния сознания, сместить его в виртуальную, фантомную копию нашего физического тела. Лично я, отношусь к своему опыту крайне прагматично и в основном смотрю на него через призму нейробиологии, но и глубинное изучение эзотерического подхода оставило во мне весомый след. И у меня был внетелесный опыт, который зачастую невозможно было объяснить лишь с позиций прагматичной парадигмы феномена и чисто физической природы его реальности. Но при этом, я продолжаю придерживаться убеждения, согласно которому, в 98% из 100%, внетелесный опыт, суть проекция нашего бессознательного и сложной гибридной работы нашего головного мозга.

В моем представлении, для получения стабильного навыка вхождения во внетелесное состояние, практик должен овладеть своим сознанием в максимально полной мере, осознать и проработать свои перцептивные шаблоны, комплексы, реакции и взять под контроль эмоции. Необходима максимальная осознанность в реале, которая затем перенесется в сон. Необходимо научиться быть осознанным, выражаясь традиционным прагматичным языком, 24 часа в сутки. Отслеживать себя и отслеживать реальность, лучше всего это получается, если научиться останавливать внутренний диалог и научиться быть в моменте «здесь и сейчас». На самом деле, это очень простой и приятный навык и тип восприятия, который очень быстро становится автоматическим, и совсем не связанный, ни с какими значимыми ментальными нагрузками. Напротив, воспринимать реальность в «здесь и сейчас», и жить в каждом мгновении, это значит, все время испытывать потрясающую легкость и чистое наслаждение, от самого процесса восприятия. Как достичь подобного режима восприятия, я подробно опишу в специальной главе. По поводу техник, для достижения осознанных сновидений в сюжете сна, хорошо помогают критические проверки реальности и так называемые тесты на реальность.

Будучи максимально внимательными и осознанными, находясь в физической реальности, необходимо также крайне осознанно и внимательно, отслеживать все воспринимаемое вами. В результате чего, этот навык в дальнейшем перенесется в сновидение. И, если вы вдруг обнаружите в нем, какое-либо несоответствие реальному физическому миру, благодаря этому, вы автоматически осознаетесь в сновидении. Также повышенная внимательность и осознанность, помогает удерживать сознание в пограничных состояниях сознания, если вы используете непрямые и прямые техники «выхода из тела» или как я это называю, «смещения сознания в аватара». Умение удерживать сознание тогда, когда тело уже практически заснуло, это крайне важный и полезный навык. Осознание как маяк, не дает разуму практика погрузиться в темноту бессознательности, и научившись его удерживать, достаточно легко войти в необходимое вам для успешного смещения, расширенное состояние сознания, с ощущением гула в ушах, электрического тока по телу, музыкой и вибрациями, когда до смещения в аватара уже рукой подать, когда смещение, это уже практически дело техники.

В начале своей практики, я четко разделял феномен на «выход из тела» и осознание во сне, пока они с течением времени, не слились в одно единое целое. Теперь я зачастую, проснувшись ночью и просто лежа в своей кровати, ловлю особое, измененное состояние восприятия сознания и тела и осознаю, что могу встать и пойти либо же просто взлететь. Гул, ток и вибрации сгладились и стали почти незаметными, музыка ушла, а «внетелесное пространство», между тем, яркое и реалистичное как при «выходе из тела», так и при осознавании во сне. У меня на сто процентов сформированное и совершенно реалистичное тело, я могу разглядеть даже линии, на своих ладонях и они ничем не отличаются от реальных. Также я свободно могу летать и проходить сквозь стены. Помимо этого, я у меня также 100% память и все воспоминания из реальной жизни, из физической реальности. Именно поэтому, в своей книге в дальнейшем, я буду называть феномен как осознанным сном, так и внетелесным состоянием. Это не противоречит логике и здравому смыслу. Ведь и в одном, и в другом состоянии, мы находимся в фантомном теле, в каком-то виртуальном пространстве, и субъективно ощущаем, и воспринимаем себя, словно бы вне своего физического тела, в то время как, наше реальное физическое тело, спокойно спит в своей кровати. Разница, если и имеет место быть, то лишь на тонком нейрофизиологическом уровне, когда к реализации феномена подключаются дополнительные сектора и области мозга, в результате чего и формируется субъективное ощущения различия в его восприятии. «Внутри» или «снаружи», это все уже софистика и к эффективности моего авторского алгоритма, не имеет никакого отношения. В этом вы вскоре сможете убедиться сами, подробно и внимательно изучив все материалы книги и применив наработки из нее, в своей личной практике. Искренне желаю вам в этом, побольше настойчивости и терпения!

Зона «Я» и внетелесные состояния

Я хотел бы задать вам вопрос: как вы считаете, где в данный момент, в эту самую секунду, находится центр вашего самосознания, ваше «я»? Многие из вас скажут: «Вероятно, это область черепа, где-то позади глаз, именно там и находится центр моего самосознания».


Зона «Я» и внетелесные состояния


Нельзя заявить, что это совершенно не так. Такое утверждение отчасти правдоподобно, ведь поблизости находятся органы чувств – глаза, рот, нос и уши. Все они располагаются в одном месте, поэтому человеку свойственна приведенная выше точка зрения. Поэтому ничего удивительно, что самым распространённым ответом на этот вопрос – является что-то вроде «в голове» или «где-то позади глаз». Не только философов занимает вопрос «самости» или «я», но и исследователей самых разных областей знания. Все они сходятся во мнении, что именно «я» занимается упорядочиванием информации, которая поступает от органов чувств. Эта информация различна по своей направленности, позволяет нам понять картину внешнего мира. Немецкий философ и профессор теоретической философии университета Майнца Томас Метцингер опубликовал свой труд «Быть никем», в котором утверждает, что главная причина существования в нас сознания кроется в его первостепенном участии в конструировании человеком картины мира.

Таким образом, с целью избавить себя от ощущения, что центр «я» занимает часть головы позади глаз, нужно стимулировать мозг лицезреть другую модель мира, которая будет отличаться от той, что уже есть в вашей голове. Прилягте на диван и закройте глаза. Постарайтесь обеспечить тишину в комнате, чтобы ничто не смогло помешать выполнить упражнение. Пока вы находитесь в горизонтальном положении, заставьте свой ум и мысли представить все части вашего тела: сфокусируйтесь в том месте, где вашей шеи, затем плеч, спины касается поверхность софы. Почувствуйте руками материал, на котором вы расположились. В то время как ваш ум и мысли, пытаются «ощутить» окружающие предметы, ваше сознание целиком передислоцируется в ту область тела, которая отвечает за это ощущение. Постарайтесь сохранить данную концентрацию на материале, из которого сделан пол. Это может быть и ковер, обычный плед. Ощущайте руками, создавайте зарисовку собственной модели мира, опираясь на эти ощущения.

Подобное чувство могло возникать во время массажа. На следующем сеансе позвольте своему сознанию повторять движения массажиста. Необходимо опустошить ум, перестать на время мыслить, двигаться к той части тела, по которой движутся руки массажиста. Вместе с его руками перемещать в эту часть тела и свой ум. Выполняя такое упражнение, вы забудете о том, что когда-то считали центром своего «я» область головы позади глаз. «Я» стремится туда, куда вы дислоцируете собственное внимание. Если вы сомкнете веки, исключите любую реакцию на посторонние звуки и различные раздражители, заставите себя не ощущать запах какое-то время и сконцентрируетесь на массаже ног, то в скором времени сможете почувствовать, как центр вашего сознания занял позицию в ступнях.

«Теперь ситуация для меня прояснилась», – скажите вы, – но я не понимаю, как выходить из тела». Теперь можно переходить ко второму этапу. Находясь в лежачем положении на полу у себя дома, вы, скорее всего, ощутите легкие вибрации. Вы ощущаете, как работает холодильник? Слышите, как мимо дома проезжает машина? Не нужно «зацикливаться» на себе и ощущении себя на диване, старайтесь использовать предмет мебели, чтобы почувствовать других людей и предметы, выходящие за границы дивана. Попытайтесь ощутить человека, который проходит мимо вашей двери, или ребенка, пробегающего под окнами.

В середине 50-х после того, как была разработана основная концепция взаимодействия нервной системы с окружающей действительностью, философ и антрополог Грегори Бейтсон заявил, что сознание не живет только внутри границ тела. При прикосновении руки к столу рука является частью тела, а стол – внешним предметом. Нейроны занимаются передачей сигнала в наш мозг. А если человек является не зрячим? Он ведь пользуется тростью в точности, как другие люди рукой. Значит, центром сознания слепых людей является конец трости. Пределы нашего «я» простираются намного дальше, чем телесная оболочка и не ограничиваются ею. Большая часть редких нарушений мозга доказывает тот факт, что сознание человека – явление довольно сложное и до конца не изученное. Существует синдром Антона Бабинского, именуемый также «слепотой Антона» или «агнозией». Суть явления кроется в том, что человек не осознает своей слепоты, либо не воспринимает ее всерьез. Незрячие заявляют, что могут наблюдать образы, и вообще могут отлично видеть. Синдром Котара или бредовый синдром отрицания. Люди, страдающие таким недугом, полагают, что они мертвы или их совсем не существует. Такие явления от всевозможных нарушений мозга, которые приводят к удивительным ощущениям своего «я» до сознательных буддистских практик по «выходу из тела», указывают на то, что наше восприятие и информация о нашем внутреннем «я» крайне скудны и ограничены. Этот феномен далеко не прост, ученые только начали его познавать.

Возможно, многие из вас, когда-либо слышали историю от своего знакомого, как он чувствовал, что оказался за пределами собственного тела. Сами переживали столь странные моменты? Подобный опыт «вне тела», может быть реализован по разным причинам, в которых нет ничего приятного. К примеру, травма головного мозга, сенсорная депривация (недостаточно внешних раздражителей), околосмертный опыт, использование диссоциативов и прочих наркотиков, (запрещенных законодательством Российской Федерации) искусственная электрическая стимуляция мозга, сильная нехватка сна или дегидратация, и т. д. Канадские нейрофизиологи обнаружили женщину, которая может генерировать внетелесный опыт обыкновенным усилием воли. Исследовав работу ее мозга, специалисты были в значительной степени удивлены результатами. Исследователи описывают уникальность сознания испытуемой таким образом: она видит, как кружится, лежит или скользит по воздуху над своим телом. Она утверждала, что иногда видит сверху свое движущееся тело. При этом ощущает, что физическое тело неподвижно. Женщина подчеркивает, что такие состояния не предваряют никакие эмоциональные переживания.

Неужели подобное возможно? Ученые решили подтвердить или опровергнуть сказанное практическим путем. Для этого впервые была применена процедура фМРТ. С ее помощью отслеживалась активность мозга испытуемой. Ее переживания, которые были приведены выше, сопровождались снижением возбуждения в зрительной коре и повышением в областях, отвечающих за создание кинестетического, «скелетно-двигательного» образа тела, его положения и движения в пространстве. Значит, опыт вне тела – это явление абсолютно реальное, соответствует опыту личного переживания. Сказанное испытуемой достоверно. Она действительно смогла вызывать внетелесный опыт лишь усилием воли. Возможно, ее «душа» другая, и только она способна покидать тело женщины? Нет, феномен не нуждается в паранормальном или мистическом объяснении.

Сегодня специалисты заявляют, что все «внетелесные путешествия» такого типа, представляют собой галлюцинации. Причина их происхождения кроется в нарушении координации работы нейронов, которые ответственны за первичную обработку и синтез информации извне. В результате визуальные и тактильные стимулы, поступающие в высшие центры мозга, оказываются спутанными. То же самое происходит при синестезии, когда возбуждение «прыгает» с одной сенсорной системы на другую и создает цветовые ощущения звуков. Стоит отметить, что нейрофизиологи Канады считают, что если одной женщине удалось вызывать такие «астральные галлюцинации», то почему и другие не могут научиться этому? Если такое умение будет невозможно применять с пользой на практике, то останется новый опыт «внетелесного состояния». Вы сами можете попробовать «выйти из тела». Только вы можете легко обойтись, без черепно-мозговой травмы, ведь с помощью простого самовнушения, можно достигнуть хороших результатов во внетелесном опыте. Среди методов, позволяющих подготовить ум к переживанию внетелесного опыта, помимо самовнушения, существует также, ряд других эффективных методов и техник, о которых будет рассказано в следующих главах.

В нейропсихологических исследованиях, выполненных с начала 2000-х годов, возникновение внетелесных переживаний связывается с тем, каким образом в психике человека формируется представление о собственном физическом теле и как это представление интегрируется в ощущение «я» как субъекта переживаний. Восприятие физического тела происходит вследствие интеграции в мозге сенсорных сигналов, поступающих от рецепторов по различным каналам, из которых главную роль играют сенсомоторные (тактильные, вестибулярные и проприоцептивные) и визуальные сигналы. Один из ведущих исследователей в этой области, швейцарский нейробиолог Олаф Бланке, выделяет три аспекта, благодаря которым тело осознаётся как собственное, то есть принадлежащее самому субъекту переживания, а именно: ощущение владения собственным физическим телом, расположение центра восприятия в пространстве и ощущение восприятия от первого лица.

Именно эти три аспекта исследовались в экспериментах, в которых нарушалась кроссмодальная интеграция тактильных, проприоцептивных, вестибулярных и визуальных сигналов, и люди могли испытывать искусственно вызванные иллюзии, такие как иллюзия резиновой руки, а также внетелесные и другие аутоскопические переживания. Первые указания на нейрофизиологические механизмы, которые могут быть ответственными за внетелесные переживания, были получены в 1930 годы в практике нейрохирурга Уайлдера Пенфилда. Он проводил операции на мозге больных эпилепсией, чтобы разрушить очаги патологического возбуждения, вызывающие припадки. В ходе одной из операций, в которой он электрически возбуждал участки височной доли, пациент испытал внетелесное переживание.

Этого же результата добились учёные группы Олафа Бланке в 2002 году, при этом участок мозга, при электрической стимуляции которого возникают внетелесные переживания, удалось локализовать с гораздо большей точностью – это оказалась правая угловая извилина на границе височной и теменной долей мозга. В дальнейшем важная роль этой области была подтверждена методами нейровизуализации. На основании этих данных исследователи выдвинули гипотезу, что именно в этой области мозга (височно-теменной узел, англ. temporoparietal junction, TPJ) расположены центры, отвечающие за интеграцию в единый образ тела информации, поступающей от различных органов чувств. Области головного мозга, которые активны при различных типах аутоскопических галлюцинаций, включают помимо височно – теменной узла; часть теменной доли, заднюю теменную перегородку (PPJ), PIVC (пара-островковый регион вестибулярной коры) и ангулярную (угловую) извилину. Нарушение работы этих центров приводит к рассогласованности этой информации, при этом связь восприятия тела со зрительно-пространственной перспективой нарушается и возникают визуальные и телесные ощущения, характерные для внетелесных переживаний.


Височно-теменной узел, англ. temporoparietal junction, TPJ


Ученые воспроизвели ощущение «выхода души» из тела. Специалисты по исследованию мозга, заставили людей думать, что они

находятся в теле другого человека, или пластикового манекена, сообщает The Guardian. Воспроизведение ощущений «выхода» из человеческого тела, полагают эксперты, должно помочь им понять, как человеческий мозг создает ощущение физического «я». К тому же исследователи считают, что такое «переселение душ» может иметь и практическое применение – например, в удаленном управлении роботами, для лечения болей после ампутации и для лечения анорексии, когда у людей нарушается верное восприятие собственного тела. В ходе эксперимента ученые прикрепили по две камеры к голове манекена и подсоединили их к двум маленьким экранам, расположенным перед глазами участников эксперимента.

Это создавало у испытуемого иллюзию, что он смотрит глазами манекена, а посмотрев вниз, он видел тело манекена, но не свое собственное. Иллюзия, по данным исследователей, была более чем убедительной: когда они угрожали манекену ножом, приборы фиксировали реакцию на коже человека – индикаторы стресса зашкаливали. «Это показывает, как легко изменить восприятие физического „Я“ у мозга», – утверждает шведский ученый Эрсон, возглавлявший этот проект. Когда же ученые поместили камеры на голову другого человека, у испытуемых была убедительная иллюзия, что они находятся в теле другого человека: когда человек с камерами на голове подошел и пожал руку человека с экранами перед глазами, у последнего было ощущение, что он пожал ее самому себе.

На страницу:
2 из 14