bannerbanner
О народном искусстве
О народном искусстве

Полная версия

О народном искусстве

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

180

АГЭ, ф.1, оп.9, д.111, л. 12.

181

Каталог музея Императорского Общества Поощрения Художеств. СПб., 1904. С. 56.

182

См. о его служебной деятельности: РО ИРЛИ, ф. 262, ед. хр. 52.

183

Розанов В. В. Вячеслав Сильвестрович Россоловский (некролог) //Розанов В. В. Около народной души. Статьи 1906—1908 гг. Собрание сочинений. – М., 2003, С. 287. Впрочем, о В. С. Россоловском есть и другие мнения (см.: Бенуа А. Мои воспоминания. Книга 1. – М.: Наука, 1990, С. 82, 166, 253; кн.2, С. 366, 414, кн.4, С. 98).

184

Пирожкова Т. Ф. История издания IV тома писем И. С. Аксакова и журналист В. С. Р.// Русская литература и журналистика в движении времени: ежегодник: [сборник научных трудов] / Каф. истории русской литературы и журналистики. Под ред. Е. И. Орловой. М.: Факультет журналистики Московского государственного университета, 2013. С. 212—220.

185

На 1877 год у него было лишь несколько акварелей, гипсовая маска, а также глиняная работа М. М. Антокольского (РО ИРЛИ, ф.262, ед. хр. 22, л. 21об). Перед отправкой на войну он просил А. М. Бутлерова передать их разным лицам.

186

РО ИРЛИ, ф. 262, ед. хр. 56.

187

РО ИРЛИ, ф.262, ед. хр. 22, лл. 20—21об.

188

По крайней мере, в документах о приобретении художественных изделий для музея ОПХ за 1872, 1875, 1880—1894 годы информации о поступлении утюга не обнаружено (ЦГИА СПб, ф.448, оп.2, дд. 2, 3, 3а).

189

Arens W. Der Baum als Symbol der Frau// Volkswerk. Jahrbuch des Staatlichen Museums für Deutsche Volkskunde. 1943. Herausgegeben von Konrad Hahm. – Jena: Eugen Diederichs Verlag, 1944.

190

Например, на шведских латунных и железных утюгах такого же типа встречаются композиции с большим деревом на верхней пластине, ленточные композиции на боковых сторонах, состоящие из ветвей винограда или тюльпанов (произведения из Музея Уппланда и Скансена, инв.№№ UM01587 и SKANM.0208172 A соответственно).

191

См.: Постникова-Лосева М. М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI – XIX вв. / АН СССР. Ин-т истории искусств Министерства культуры СССР. ГИМ. – М.: Наука, 1974, С. 105, 127, 146 и др.

192

Инв. №81243.

193

Для сравнения были отобраны только вещи, наиболее показательные в художественном отношении.

194

Erixon S. S. 298.

195

Erixon S. S. 298.

196

См.: Kuile Onno ter. Koper&Brons. Catalogi van de verzameling kunstnijverheid van het Rijksmuseum te Amsterdam. Amsterdam: Staatsuitgeverij Rijksmuseum. Deel 1. – Amsterdam, 1986, S. 274.

197

Находится в коллекции Германского музея. См.: Wiswe M. S. 124.

198

Барадулин В. А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987, С. 84.

199

Карамышева А. И. Уральские изделия из бересты. Дипломная работа. Л., 1961. Архив РАХ, ф. 11, оп. 2, ед. хр. 500, л. 13.

200

Там же, С. 215. См. также: Танкиевская И. Н., Танкиевская И. Е. Салдинский расписной бурак/ Россия и Западная Европа: взаимодействие индустриальных культур.1700—1950. Материалы международной научной конференции. Нижний Тагил. 15—18 августа 1996 года. Т.I. – Екатеринбург, 1996, С. 176—178.

201

Карамышева А. И. Указ. соч., л. 46—48.

202

В инвентарных книгах ряд туесов справедливо относится не к Пермской губернии. Это подтверждается не только наличием у них художественных особенностей, не позволяющих отнести их к продукции уральских мастеров, но и упоминанием их в некоторых источниках. Например, туеса Р-1521, Р-1526 названы вятскими. Туес Р-1232, на наш взгляд, относится также к Вятской губернии, а не к олонецкой (как указано в инвентарных книгах).

203

Инв. №№ гр Б.-708710, гр. Б.-712720, гр. Б.-722724, гр. Б.-725, Р-1187, Р-11911194, Р-1522, Р-15261535, Р-1584, Р-2139, Р-2359, Р-1521, Р-1523, Р-1524.

204

Инв. №№ Д-931933, Д-941952.

205

Инв. № Р-1193. Этот туес  не единственный образец из собрания ОНИ, украшенный росписью «крестьянского» типа.

206

Инв. № Р – 1191. Это изделие В. А. Барадулин называет «примером шпаклеванного на городской манер [бурака – Г.П.] с яркой цветочной росписью типа крестьянской» (Барадулин В. А. Уральский букет. С. 88).

207

Сведения В. А. Барадулина (там же, С. 116).

208

Каталог с объяснительным текстом коллекций по кустарной промышленности, представленных губернским и уездным земствами Пермской губернии на ….Всероссийскую кустарно – промышленную выставку 1902 года в Санкт-Петербурге. – Пермь, 1902, С. 101.

209

Инв. № гр. Б-708 аб.

210

РГИА, ф. 400, оп. 1, д. 24, лл. 106—107.

211

Инв. №№ Р-1192, Р-1194 аб, Р-2139.

212

«Бурак синий, 40 коп.» (РГИА, ф. 400, оп. 1, д. 24, лл. 106107).

213

Инв. № Р-1584 аб. Кроме того, туеса Р-1522 и Р-1193, находящиеся ныне на экспозиции ОНИ ГРМ, в инвентарных книгах названы соответственно вятским и вологодским (первый изготовлен в XIX веке, второй не датирован). Совокупность художественных и конструктивных особенностей позволяет отнести их к Пермской губернии. На них и на туесе Р-1192 обнаружена надпись «Соломятникова». Не только эта надпись, но и стилистическая общность делает возможным объединить их в одну группу.

214

Барадулин В. А. Уральский букет. С. 87.

215

Инв. №№ Р-1530, Р-1531, Р-1535.

216

Хранится в МЗ «Горнозаводской Урал», датируется I половиной XIX века. Инв. № ТМ 651. См. воспр.: Уральская лаковая роспись по металлу из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Каталог. – Нижний Тагил: Медиа-Принт, 2006, С. 13.

217

РГИА, ф.400, оп. 1, д. 24, лл. 106 – 107.

218

Инв. №№ Р-1533 и Р-1534.

219

Полное сходство с чусовскими туесами имеют бураки Поветлужья. По сведениям Д. В. Прокопьева, этот промысел был не столь распространен, как уральский. Один два мастера в деревне производили по 200  300 бураков за зиму (Прокопьев Д. В. Художественные промысла Горьковской области. Горький: Горьковское областное издательство, 1939, С. 6970). Удивительное сходство нижегородских бураков с верхотурскими В. А. Барадулин объяснял «давними культурными связями Среднего Поволжья с Прикамьем» (Барадулин В. А. Уральское бересто (по материалам Пермской и Сверловской областей  вторая половина XIX  начало XX вв.) // Сборник трудов НИИХП, №4. — М., 1967 С. 224). Д. В. Прокопьев упоминает, что уральские туеса были прекрасно известны в Нижегородской губернии. В собрании ОНИ примером таких нижегородских изделий является туес с инв. № Д-2410.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6